Главная мысль
Основная идея романа заключается в том, что большой стране нужен дальновидный, целеустремленный и решительный лидер, который силой своей воли направит страну вперед. Без сильной и твердой руки невозможно эффективное управление. Без нее элита никогда не согласится менять хоть что-либо, ведь ей и так хорошо живется, а народ из страха перемен или невежества будет плавно погружаться в застой. Таким образом, настоящий лидер – это жесткий и непреклонный человек, который обязан идти на жертвы, чтобы творить историю.
С этим посылом можно не согласиться, он очень спорный. Автор, который вернулся из эмиграции и (благодаря протекции Горького) устроился при враждебном ему режиме, мог выполнять политический заказ, смысл которого в том, чтобы оправдать жестокую диктатуру Сталина, прикрывая репрессии исторической необходимостью.
Проблемы
Но, помимо этого, Толстой демонстрирует и другую сторону своего романа, другую проблематику – жажду власти. Петру пришлось столкнуться не только с унижением и попытками манипуляции со стороны врагов, но и стать врагом для членов своей семьи, которые жаждали править самостоятельно, а его использовать лишь как подсадную утку, мишуру для отвода глаз. Он на собственном опыте убедился, на что готовы пойти люди, даже родные, лишь бы добраться до власти. И эта жажда была способна выжечь из когда-то дорогих людей все самое лучшее и светлое, которое когда-то грело теплом своей любви и веры.
Но, помимо этих тем, автор не забывает показывать свое видение истории. Он словно говорит через свой текст, что стране нужны сильные политики, способные на новаторство и готовые бросить вызов общественным устоям, чтобы изменить мир к лучшему. Толстой видел в Петре Первом не просто правителя-одиночку, который долгое время предпочитал держаться в отдалении от всех, даже приближенных, он видел в нем почти гения. Возможно, так и было, но все-таки и у Петра было много недостатков, за которые его не любили. Хотя, к счастью, Толстой не стал скрывать от читателя и вспыльчивости своего героя, и несдержанности, а также ветрености, часто мешавшей Петру в личной жизни.
Анализ исторического романа А. Н. Толстого «Петр I»
Во втором томе (1934) читатель видит Петра в горячке его государственных начинаний — в подготовке новых законов и установлений, в мероприятиях по перевооружению русского войска, в строительстве флота. Толстой показывает его в обстановке азартной работы на Воронежской верфи, в кузнице, где Петр сам участвует в ковке якоря для нового сорокапушечного корабля «Крепость»:
Под Нарвой мы видим Петра, со спокойной деловитостью заряжающего пушку; он метко стреляет, удачно попадая в стену крепостной башни шведов.
Показывая все это, А.Толстой полностью избежал идеализации «царя-плотника». Уже одна встреча Петра под Азовом с боярином Стрешневым, которого царь жестоко «учит» за допущенную тем халатность в снабжении войск продовольствием, — одна такая сцена исключает возможность упрека в идеализирующей гримировке Петра.
Из главы в главу, от одной части к другой в образе Петра выявляются все новые и новые штрихи. Он как бы на наших глазах превращается в зрелого государственного мужа, со спокойной рассудительностью осуществляющего свою трудную политическую программу.
В третьей книге (1945), когда А.Толстой рисует приезд Петра в только что отстроенный Петербург или когда Петр показан в обстановке победного штурма Нарвы, в сцене официальной капитуляции шведов, — он как будто вырастает на голову; в нем подчеркивается величавая осанка, властное спокойствие, уверенность в себе повелителя одного из сильнейших европейских государств… Особую рельефность, объемность фигуре Петра придает то, что рядом с ним или, вернее, вокруг него писатель дает целую серию портретов его современников — правителей соседних государств, политических врагов Петра или его ближайших сподвижников.
Роман А.Толстого густо населен людьми, у каждого из которых не только свой облик, но и своя судьба. Но всех их объединяет поступательное и неуклонное движение вперед и вверх по жизненной лестнице. Толстой любуется тем, как выходец из незнатной среды Александр Меньшиков становится первым сановником, правой рукой государя; как деревенская девчонка Санька Бровкина превращается в знатную боярыню Волкову, а кабальный холоп Ивашка Бровкин вырастает в крупного негоцианта; как скромный иконописец из Палеха Андрюшка Голиков едет учиться своему ремеслу в саму Италию.
Роман А.Толстого «Петр Первый» остался незавершенным. Усилившаяся болезнь и смерть писателя (1945) оборвали работу. Последнее, что он успел написать, была шестая глава третьего тома.
В романе писатель изображает широкий поток исторической жизни, целую панораму страны, судьбы не только отдельных героев, узкого круга лиц, но и всего народа в его большом движении. Этим определяется и ряд таких существенных моментов художественной структуры всего произведения, как широкая масштабность рисунка; выдвижение на первый план исторических, а не вымышленных героев; наличие хроникальных элементов в развитии сюжета; многоплановость композиции и т.п.
Содержание третьей книги — это успехи преобразований, первые ощутимые плоды петровских реформ. Показана сила петровской армии, крепнущая военная мощь России начала XVIII века, и вместе с тем рисуется культурный подъем в русском обществе, властное проникновение нового, светского начала в аскетический средневековый уклад старой Руси. Создававшаяся в годы Великой Отечественной войны третья книга «Петра Первого» особенно ярко развертывает тему славы русского оружия, тему героизма и подвигов русских солдат.
За всем этим стоит одно — заветная мечта царя сделать Россию богатой державой, а русского человека счастливым. В утверждении этой гуманистической идеи и нашел Толстой разрешение своих сомнений относительно правдивости как прошлого, так и настоящего своей Родины. Любые, самые тяжкие, кровоточащие проблемы, считал он, обязаны отступить перед высшей истиной: «Цель всех усилий — человек, высшая творимая и творческая форма природы».
Суть
В первой книге перед нами предстает Петр-преобразователь. Личность, еще до конца сформировавшаяся, но стремившаяся к становлению на истинный и правильный путь. Автор показывает нам царя как человека, близкого к своему народу, способного понять все проблемы и постараться найти их решение.
- Первый том показывает нам еще совсем маленького Петра, напуганного грядущими трудностями правления. С этого момента начинается наше знакомство со становлением будущего царя, способного изменить судьбу своей страны. Мы можем наблюдать как маленький правитель учится справляться с дворцовыми интригами, предательствами, переживает первые неудачи, учится исправлять свои ошибки и решать сложные, даже, казалось бы, неразрешимые проблемы.
- Во втором томе мы видим Петра уже подросшего, способного наравне с простым народом трудиться на благо процветания страны. Прошло уже много времени, молодой правитель готовится к первым преобразованиям и подписаниям законов. Петр заботится о воем народе, стараясь не допускать произвола со стороны бояр. Так, страница за страницей, у нас на глазах происходит становление царя, из маленького напуганного мальчишки в зрелого мудрого правителя.
- В третьем томе перед нами предстает уже состоявшийся как личность человек, царь, мужчина. Вот уже стоит на берегу Невы Петербург, прекращены многолетние войны. Как и Петр, страна встает на новый путь, изменений и улучшений. Третий том является финалом и показателем положительных последствий реформ, происходит культурный подъем жизни людей, растет и военная мощь государства.
Анализ романа «Петр Первый»
Алексей Толстой в романе «Петр Первый» отдал дань образу Петра Великого, создав одноимённый роман. Приняв революционные события, Толстой выбрал для лучшего их понимания наиболее точную в русской истории аналогию — с эпохой Петра.
Произведения исторического жанра, особенно крупной формы, отличает наличие выраженного художественными средствами авторского представления о закономерностях истории, её движущих силах и конфликтах.
В отличие от романов 1920-1930-х годов, изображавших народные восстания и их руководителей («Разин Степан» и «Гулящие люди» А.Чапыгина, «Салават Юлаев» С.Злобина, «Повесть о Болотникове» Г.Шторма и др.). А. Толстой поставил в центр произведения фигуру царя, деятеля исторического масштаба. В Петре писатель в первую очередь показал его преобразовательский гений, понимание необходимости коренных изменений в жизни страны («В России все нужно ломать — всё эаново»).
Идея, тема и проблема произведения
Главная тема исторического романа А. Н. Толстого «Петр I» — это в первую очередь патриотизм. Толстой пишет о том, что недра нашей страны полны богатств, все эти богатства расточаются впустую. Весь огромный потенциал нашей страны используется неправильно. В корне поменять сложившуюся ситуацию под силу лишь решительному и целеустремленному человеку.
Основанная проблема, которую Толстой поднимает в своём романе, заключается в специфике влияния власти на личность человека. Власть оказывает на личность огромное влияние, стремясь заполучить ее человек чаще всего готов переступить через многое. Петру пришлось испытать предательство родственников, которые были готовы избавиться от него лишь бы ему не досталась по закону унаследованная власть.
Вторая важная проблема, которую затрагивает А.Н Толстой – это социальная проблема. Во-первых, в обществе царит полнейшая несправедливость по отношению к простым людям. Заслуга Петра заключается в том, что он сумел поставить себя на место простого работящего человека, он понял насколько тяжело живется простым людям под гнетом бояр. По мнению самого Петра, I, знать тянула страну назад, все что она делала это обогащалась за счет государства и простого народа.
Замечание 2
Социальная тема прослеживается так же и в готовности общества к переменам. Перемены людям даются крайне сложно. Чаще всего новаторы сталкиваются с непониманием, иногда с агрессией тех, кто привык к патриархальному укладу жизни.
Такой большой и богатой стране как Россия необходим дальновидный и решительный правитель, только такой человек сможет направлять свое государство в нужном направлении, заставит его двигаться в перед. Петр обладает парой жесткими и резкими чертами, часто ему приходится идти на риск и жертвы, однако только благодаря такой политике будут достигнуты желанные положительные перемены в будущем.
Основная идея
Стоит помнить, что Алексей Толстой жил и работал в Советском союзе, да и к тому же был лауреатом трех сталинских премий первой степени
Это, конечно, ни о чем не говорит, но литература того времени была очень политизирована и многие авторы писали тексты, в которых между строк легко читалась одна идея – сильный лидер ведет страну к победе, а какими целями эта победа достигнута — это и не важно совсем. Образ императора являлся, своего рода, протекцией Сталина
Таков смысл романа «Петр Первый»: чтобы добиться позитивных перемен, нужно идти вперед, к цели, не считаясь со средствами. Кардинальные шаги пугают, но лишь они приносят результат. Жертвы прогресса будут всегда, но полученные плоды того стоят.
Тем не менее, сам Алексей Толстой действительно долгое время интересовался Петром Первым, провел огромную работу над романом и представил миру действительно хороший и качественный исторический роман. Нельзя сводить все значение произведения к идеологической повестке партии. Главная мысль романа «Петр Первый» — это демонстрация исторического пути России в выбранный промежуток времени.
Трагическое и своеобразие комического
Петровская эпоха, как и любое переломное время, с неизбежностью совмещает в себе осколки прошлого и еще не всегда реализовавшиеся приметы будущего. Такое совмещение всегда чревато противоречиями, которые могут поворачиваться как комической, так и трагической своей стороной. Россия, поворачиваемая железной рукой Петра на новый путь развития, осваивает новые формы исторического бытия, строит флот, созидает регулярную армию, льет пушки, но несет при этом огромные людские потери. Толстой вовсе не закрывает на это глаза, напротив, вводит в роман отчетливо слышимые голоса, доносящиеся с дыбы или из-под кнута, стоны ужаса и боли, раздающиеся из прокопченных изб пыточного следствия, где заправляют князь-кесарь Ромодановский да сам Петр. Уход старой, византийской, патриархальной Руси не может не окрашиваться в трагические тона. Обратитесь к последним главам первого тома, к описаниям стрелецкого сыска и массовых стрелецких казней. Покажите, в чем состоит суть трагического в исторических событиях, с почти документальной точностью воспроизведенных писателем.
Гибель любого значительного явления всегда несет в себе трагическое начало, даже если очевидна его историческая исчерпанность. Трагическое — в неизбежных потерях, в прощании с традицией, созданной предшествующими поколениями. Трагическое в романе «Петр Первый» состоит в том, что православная византийская Русь, на которую поднял руку Петр, обретает множество защитников, готовых жертвовать собой, восстающих на бунт с целью возвести на престол Софью, даже под страшными пытками не называющих зачинщиков: «Стрельцы лишь признавали вину в вооруженном бунте, но не в замыслах… В этом смертном упорстве Петр чувствовал всю силу злобы против него…» Перед этим упорством царь действительно оказывается бессильным. Подозревая везде измену, устраивая пытки и казни, царь может физически уничтожить своих оппонентов, но не может заставить их раскаяться, привлечь на свою сторону, убедить в перспективности избранного пути. Показывая трагические стороны переломного времени, Толстой приводит исторические документы: дневник одного из иностранных дипломатов, бывшего свидетелем расправ над стрельцами: «Мне рассказывали, что царь в тот день жаловался генералу Гордону на упорство стрельцов, даже под топором не желающих сознавать своей вины. Действительно, русские чрезвычайно упрямы». Как показывается мужество и бескомпромиссность людей, вставших на защиту прежнего порядка? Как ведут себя осужденные на казнь? Как выражают свое пренебрежение к царю? Презрение к палачам? Трагическое состоит не просто в изображении массовых пыток и казней; оно выражается в позиции казнимых, своею смертью утверждающих национальные идеалы патриархальной Руси.
Однако Толстой, не закрывая глаза на трагический характер переломного времени, показывает преходящий характер трагического. Для этого он переводит то же самое историческое противоречие, которое только что повернулось трагической стороной, в комическое русло. Утверждение нового исторического уклада оборачивается не только казнями защитников патриархального быта, но и… стрижкой боярских бород. Прочитайте 18-ю часть седьмой главы первого тома. Как ведут себя бояре, когда слышат, что государь весел? Как реагируют, увиден, что царская большая, заново отделанная палата превращена а цирюльню? Что чувствуют, увидев «у ног Петра двух богопротивных карлов, Томоса и Секу, с овечьими ножницами»? Покажите, в чем состоит комическое этой сцены.
Неиссякаемым источником комического являются в романе столкновения элементов старого быта с новым. Князь Буйносов, с трудом переживающий вторжение в свой быт элементов новой жизни, мечтает о том, как бы отказаться от «кофея», сделав это таким образом, чтобы не уронить себя в глазах дочерей, «дотошных до политеса», никак не вписывающегося в привычные бытовые навыки. Приезд боярыни Волковой, заставляющий князя прервать трапезу, за которой, правда, не было ни чесночка, «ни капусты с брусникой на столе, ни рыжичков соленых рубленых, с лучком», но лишь «пирожок маленький, — черт те с чем», наводит его на совсем грустные мысли: «С неохотой Роман Борисович вылез из-за стола — делать галант гостье: трясти перед собой шляпой, лягать ногами».
Толстой в романе «Петр Первый», анализ которого мы провели, показывает позитивный вариант взаимодействия личности и исторического времени. Требующее полной самоотдачи от главного героя и его соратников и единомышленников, это взаимодействие оборачивается благом для государства и наполняет истинным смыслом жизни людей, способных увидеть и почувствовать глобальные исторические перспективы России.
Чему учит?
Изменения, приносящие пользу, нужны всегда. Жизнь не может стоять на месте, особенно в таком большом государстве, как наша страна. Но хоть сколько-нибудь значимые преобразования не могут свершиться сами собой, без нашей готовности к ним. Книга учит людей брать ответственность за будущее страны в свои руки и смотреть в будущее.
Нередко сами люди тормозят прогресс, и их действительно приходится подталкивать сверху, таково прямое назначение правительства. Но и сам человек должен идти навстречу позитивным переменам, должен развиваться и адаптироваться в современности, а не стоять на месте и упираться в то, что уже есть. Тогда и подталкивать никого не придется.
РУСТЬЮТОРС
Анализ романа «Петр Первый» А.Н. Толстого для тех, кто сдает ЕГЭ по русскому языку и литературе.1. Изображение петровской эпохи в романе. 2. Петр I как исторический деятель нового типа. 3. Жанровое своеобразие романа. Одним из важнейших дел своей жизни А.Н. Толстой считал написание романа «Петр Первый», над которым работало 1929 по 1945 гг. Но интерес к эпохе Петра Первого возник значительно раньше, о чем свидетельствует повесть «День Петра», написанная в 1917 году. Петр Первый, по словам А.Н. Толстого, был для него «философия,.. религия,.. откровение во всем, что касается России».
Задуман был роман
, состоящий из 5 частей,рассказывающий о судьбе Петра и петровских реформах , начиная с его юности и первых лет царствования, до основания и строительства Петербурга, но написано только три части. Роман обрывается на эпизоде взятия Нарвы.
Многие судьбоносные вехи пути Петра и его деяний остались за пределами романа. Но и написанные главы складываются в многоплановое повествование. Действие романа разворачивается в столице и за ее пределами
, в России и в Европе. Многочисленные массовые сцены: на улицах Москвы, в военных походах, в царских палатах и при дворах европейских монархов – ярко передают неповторимый колорит эпохи. Автор пользуется малоизученными историческими документами типа «пыточных записей» начала XVIII века, старинных судебных актов, что позволило усилить достоверность и воссоздать яркий и выразительный русский язык, соответствующий описываемой эпохе и в то же время не переусложненный архаизмами и излишней стилизацией.
Широта панорамы усиливается обилием персонажей, как главных, так и второстепенных
(их в романе около пятисот). Но даже персонаж, появившийся в одном эпизоде, описан настолько сочно и красочно, что не забывается. Особенно это касается народных характеров, в которых воплощаются неисчерпаемые силы и творческий дух нации. Это и кузнец Кондратий Воробьев, не позарившийся на царские посулы быстрого обогащения и оставшийся у себя на Валдае, продолжая удивлять всех чудным звоном отлитых им колокольчиков, гибкостью шпаг и прочностью тележных осей. Это и двухметровый красавец Мишка Блудов, солдат, награжденный за взятие Мариебурга: «Коней он любит, и кони его любят, таких веселых коней, как в шестом эскадроне, во всей армии нет». Это и бунтарь Федька Умойся Грязью, и оружейник Иван Демидов, и многие другие. Эта многонаселенность романа не мешает четкому оформлению его сложной сюжетной системы. В нем выделяются три сюжетно-тематические линии: тема Петра, обновляющего и укрепляющего Государство Российское, тема колоссальных сословных, нравственных сдвигов в русском обществе, тема России народной. А.Н. Толстой следует за канвой истории, воссоздавая основные события как русской, так и европейской жизни на рубеже XVII – XVIII веков (стрелецкие бунты, покорение Азова, строительство русского флота, война со шведами, взятие Нарвы). Но «Петр Первый» – не только историко-художественный, но и социальнопсихологический роман, в котором повествование легко переходит от частного плана к общему и от бытовых сцен к батальным.
В центре внимания А.Н. Толстого – образ Петра I
, который, по словам самого писателя, долгое время оставался для него «загадкой в историческом тумане»
Показывается становление характера одной из самых ярких и противоречивых личностей русской истории, причем главное внимание направлено на суть противоречий его характера. В начале романа Петр – еще подросток, увлекающийся военными играми; «шапка Мономаха», образно говоря, ему еще велика
Постепенно из долговязого и угловатого юноши вырастает государственный деятель, дипломат, полководец, строитель, мастеровой, владевший четырнадцатью ремеслами. Показана и психологическая неустойчивость его характера, проявляющаяся в крайностях: от безудержного веселья к безудержному гневу. По мере развития сюжета и взросления царя к нему приходят опыт, зрелость, уверенность.Характер Петра проявляется не только в его общественной и государственной деятельности, но и в личной жизни , где его поведение также отличалось неуравновешенностью и неординарностью (отношения с первой женой, царицей Натальей, любовная связь с Анной Моне, возвышение экономки его соратника Александра Меньшикова, Марты Скавронской – будущей императрицы Екатерины I). Роман обрывается сценой взятия Нарвы, и в этой сцене Петр – величественный монарх, вдохновленный высокой государственной целью, суровый, но справедливый, останавливающий мародерство в поверженном городе.
Роман А.Н. Толстого «Петр Первый» оказал огромное влияние на развитие исторической прозы в русской литературе как в 30-е годы XX века, так и в последующие периоды.
Суть: о чем роман?
Автор описывает детство Петра. После смерти царя Федора Алексеевича в России началась смута: за власть боролась царевна Софья с любовником князем Голицыным. Она стала регентом маленьких царей — Петра и Ивана. Но ее целью было укрепление своих позиций на троне, а не выдвижение царевичей, поэтому она организовывала стрелецкие бунты, чтобы в одном из них извести детей, но не своими руками.
Однако мать Петра, Наталья Кирилловна, смогла сохранить сына. Петр возмужал, женился по ее указанию на Евдокии Лопухиной и стал строить планы на будущее. Его интересовал иноземный прогресс, поэтому он завязал дружбу с иностранцами из соседней слободы. Из разговоров он понял, что России необходимы реформы. Прежде всего, она должна была обрести свой флот.
По время прогулки он познакомился с даровитым простолюдином — Александром Меншиковым, будущим министром. Он понравился ему и убедил будущего царя, что людей нужно оценивать не по знатности, а по толковости. Сашка становится его главным соратником.
Преодолев все интриги и став царем, Петр едет учиться за границу под видом обычного работника и узнает многие секреты военного дела. За это время в России вновь нарастает смута: Софья сбежала из монастыря и вновь подняла стрельцов против царя, рассказав о том, что тот якобы погиб, и его подменили иностранцы. Подавив волнения, царь объявляет войну Турции и захватывает Азов с помощью своего нового флота. В это же время он насильно отправил свою жену в монастырь, а себе завел содержанку — Анну Монс.
Но недолго длились победы: В 1700 г. молодой и храбрый шведский король Карл XII разбивает под Нарвой русские войска. Петр Первый спешно мобилизует армию и проводит ряд боев. В одном из них Меньшиков находит красивую пленную девушку, которую представляет царю. Петр в восторге от Катерины и женится на ней, несмотря на ее темное прошлое. В финале царь отвоевывает Нарву обратно.
Главные герои
- Петр Алексеевич — царь России. Писатель постарался раскрыть образ правителя многогранно и полноценно, показав как положительные, так и некоторые отрицательные качества Петра. Монарх предстает перед нами в разном свете, начиная с молодых лет, заканчивая пиком успешных реформ состоявшейся исторической личности. Герой отличается трудолюбием, целеустремленностью, дальновидностью и силой воли.
- Александр Данилович Меншиков — соратник Петра, готовый на все ради правителя, ему Петр доверял полностью, считал своей правой рукой. Меньшиков сбежал из семьи, будучи совсем молодым, выживал как мог, перебивался с копейки на копейку. Благодаря своему уму, попал во дворец, где работал постельничим. Когда же Петр понял истинную ценность этого человека, тот стал правой рукой государя. Он отличался умом, деловитостью и способностью усваивать новые веяния.
- Франц Лефорт — наставник Петра, его друг, помогавший раскрыть потенциал царя. Франц предстает перед нами уже зрелым мужчиной, можно сказать, что он был главным по всем делам иностранцев в России. Лефорт служил советником Петра по военным вопросам, по социальным и экономическим делам, подсказывал, как лучше поступить во время дворцовой борьбы с Софьей.
Сюжет романа
В романе описаны события, которые имели место быть на рубеже XVII-XVIII веков, от смерти царя Фёдора III до взятия русскими Нарвы. Действия романа происходят в разных странах в разных местах: Россия, Европа, Балтийское море, Урал, дворцы, усадьбы, соборы, и в тоже время крестьянские избы, дымные кабаки и царский розыск. В своём романе Толстой дает подробные описания королевских дворцов, полей сражения, военных лагерей, неприступных крепостей, купеческих подворий.
Писатель показывает развитие личности Петра на протяжении 25 лет. По замыслу писателя роман должен был быть окончен Полтавской битвой, однако смерть не дала Толстому завершить задуманное. Роман завершается взятием Нарвы.
Первый том посвящен детству и юности Петра I. Петр возвращается из своей первой заграничной поездки. Второй том посвящён первым государственным преобразованиям государя, в нем же описана Северная война и строительство нового города – Петербурга. К сожалению, третий том не был окончен, по словам самого Алексея Николаевича «третья книга – самая главная часть романа», связано это с тем, что события в книге должны были описывать самый интересный период жизни Петра Великого. Третий том рассказывает о крепнувшей силе Российского государства и культурном общественном подъеме, победах нововведений в патриархальной Руси.
Три книги показывают, как развивалась личность Петра Великого и как развивалось само Русское государство. Судьба Петра неразрывно связана с судьбой России. Петра I характеризуют решительные действия, он прекрасно понимает, что без них невозможно дальнейшее развитие и процветание его страны. Характер Петра помогает России пробудиться от многовекового сна.
Замечание 1
Композиция этого произведения выполняет главную задачу, которую ставит перед собой писатель: она показывает, как происходит становление личности в определенных исторических условиях.
Особо значимое место занимает в произведение сопоставление личностей Петра и Василия Голицына. Голицын, как и Петр понимает, что России требуются изменения, однако из-за нерешительности и слабости он попадает в лагерь реакционных сил.
Так же личность Петра противопоставлялась королю Августу, королю Карлу, коменданту Нарвы – Горну, а также егосподвижникам Францу Лефорту и Александру Меншикову.
В романе Толстой дает правильную оценку деятельности Петра Великого и приводит художественное описание всей Петровской эпохи. Все сцены, описанные Толстым в романе, вместе складываются и демонстрируют нам достоверный мир в центре которого стоит великая личность. Образ Петра связывает события и судьбы героев романа.
Темы и проблемы
- Основная тема — патриотизм. Автор показывает, что наша земля богата различными природными залежами, но они растрачиваются впустую. Таким образом, в нашей стране есть потенциал, но он либо не используется, либо используется неправильно. Это может изменить только сильный и волевой человек, по мнению писателя. Каждый из нас ради своей родины, ради своего будущего должен стать таким человеком.
- Главная проблема – власть и ее влияние на личность. Петру пришлось столкнуться с родственными интригами, родные люди готовы были избавиться от него, лишь бы занять престол. Тяга к власти выбивает из человека все самое хорошее, оставляя на месте души выжженное поле.
- Проблема социальной несправедливости. Петр поставил себя на место обычного работника и понял, как тяжела жизнь народа под гнетом боярского произвола. Поэтому он так ополчился против знати, которая своей алчностью тянула страну назад, изнуряя крестьянина и живя за его счет.
- Социальная проблематика также включает в себя и вопрос о готовности народа к переменам. Новаторам очень трудно менять мир, они постоянно сталкиваются с непониманием и агрессией тех, кто привык жить по старинке.