Анализ произведения аркадия аверченко «вечером»

Анализ произведения «вечером» аверченко: тема и композиция рассказа, краткое содержание, открытия лидочки

Тема произведения

Лаконичный рассказ посвящён взаимоотношениям детей и взрослых. На протяжении всего произведения дядя и племянница ведут диалог, который иногда прерывается, потому что девочка уходит заниматься своими делами. Автор воплотил в главных героях собирательные образы. Таких детей, как Лидочка, очень много. Взрослые тоже часто бывают похожими на центрального персонажа. Черты, присущие девочке:

  • жизнелюбие;
  • искренность;
  • непосредственность.

Дядя совсем не такой. Он старается быть искренним, но при этом не желает, чтобы племянница отвлекала его от серьёзного дела. В характере взрослого героя преобладают рациональность и прагматичность. Однако персонажи непринуждённо общаются и понимают друг друга.

Основная тема — поиск языка, на котором могли бы говорить взрослые и дети. Сначала дядя отвечает племяннице сложными фразами, употребляя термины, непонятные Лидочке. Затем язык становится проще. Лидочка, в свою очередь, старается приблизить свою речь к дядиной, но ей это не очень хорошо удаётся. Девочка хочет казаться взрослее, однако детская непосредственность никуда не девается, а лишь приобретает другие формы.

Мир, увиденный детскими глазами, бывает ярче и интереснее, чем тот, что открывается уставшему взору взрослого. Это и хочет донести Аркадий Тимофеевич. Мужчинам и женщинам средних лет иногда стоит отбросить излишнюю серьёзность и напускную чопорность, чтобы находить с подрастающим поколением общий язык.

Более глубокая мысль заключается в том, что два человека смогут получать удовольствие от общения только в том случае, если оба будут делать шаги навстречу. Это касается не только детей, но и взрослых, имеющих различия в жизненном опыте, социальном статусе и образовании.

Подметка политического сатирика в рассказе

В рассказе автор проявляет непосредственное высмеивание некоторых политических явлений и персонажей своего времени. В этом видно явное влияние политического сатирика, который прослеживается через всю историю. Аверченко использует комические ситуации и персонажей, чтобы подчеркнуть нелепость и абсурдность политической жизни.

Один из ярких примеров политического сатирика в рассказе — это сцена, в которой герои обсуждают текущую политическую ситуацию и выражают свое недоверие к правительству. Аверченко использует смешные диалоги и ситуации для высмеивания бюрократической нерешительности и неэффективности правительственных органов.

Другой пример политического сатирика можно увидеть в описании персонажей, которые являются карикатурами политических деятелей. Путем преувеличения и высмеивания некоторых черт их характеров и внешности, автор создает комические эпизоды, которые сопровождаются острым политическим комментарием.

В целом, рассказ поэта Аверченко полон политического сатиризма, который позволяет нам увидеть его критическое отношение к политической реальности и раскрыть некоторые противоречия и проблемы современного общества.

Критика аристократического образа жизни

В рассказе поэта Аверченко «Незваный гость» в полной мере высмеивается аристократический образ жизни, который автор строит на громком имени, показе благосостояния и пренебрежении к простым людям.

Аверченко с иронией и сарказмом описывает героев своего рассказа, представителей высшего общества, которые считают себя лучше других только из-за своего происхождения. Автор явно осуждает эту надменность и безразличие к проблемам и потребностям обычных людей, которые живут в трудных условиях и борются за свое существование.

Аристократы в рассказе Аверченко демонстрируют свой высокий статус и богатство, произнося кичливые фразы и обильно пользуясь дорогими предметами. Однако, за этим внешним блеском скрывается ощущение пустоты и бездушия. Аверченко убеждает нас в том, что настоящая ценность человека не зависит от его общественного положения и материальных достижений.

Критика автора направлена также на нравственный облик аристократической элиты. Аверченко показывает их лицемерие, легкомыслие и безответственность. Герои рассказа несерьезно относятся к своим обещаниям, они не заботятся о последствиях своих поступков и живут в мире собственных прихотей и удовольствий, игнорируя общественные нормы и моральные ценности.

В итоге, рассказ Аверченко является ярким примером критики аристократического образа жизни, подвергая сомнению их эксклюзивность и закрытость от обычного населения. Автор показывает, что истинная ценность лежит внутри человека, его поступках и отношении к другим людям.

Анализ рассказа «Вечером» А. Аверченко

Рассказ А. Аверченко «Вечером» отличается своей лёгкостью, непринуждённостью и комизмом, но в то же время несёт в себе значительную смысловую нагрузку, что способствует, как выражался главный герой рассказа по отношению к Лидочке:

Во взаимодействии со своим дядей Лида задаёт большое количество вопросов, отчаянно желая найти на них ответы, но не дядя отвечает на всё так непонятно, что она каждый раз приходит в замешательство и конфузится.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Лидочка,пребывая в прекраснейшем периоде возраста — детстве, обладая абстрактным мышлением, настолько отличается от своего дядюшки, который является ярым сторонником реализма, что делает их взаимодействии ещё более контрастным.Но даже не находя никаких точек соприкосновения они относятся друг к другу с невероятным трепетом и щепетильностью.Это доказывает, что даже прагматичное сердце материалиста можно растопить милой детской непосредственностью. В Лидочке он находит отдушину , которая спасает его от обыденной реальности.

Можно предположить, что композиционные отражения эпизодов обусловлены тем, что маленькая девочка находила неприступный учи дядюшки чем-то завораживающим и считала, что он может не оценить её по-детски сложенную сказку и это подтверждается тем, как спешно Лидочка переводит тему после того, как повторила дядину сказку про курицу и поняла, что дядюшка не оценил такую инициативу, называя её непонятным для неё словом «плагиат».

Так же ситуацию с поиском жениха в журнале можно расценить так:

Дядя хотел показать, что он сохранил некоторое ребячество, не понимая, что этот самый весёлый настрой Лидочка воспримет чересчур серьёзно,потому что это обычный образ её мышления и эту ситуацию она воспринимает так, как восприняла бы очередное заумное высказывание, которые как раз и казались ей забавными.

То как Лидочка заискивающе обращается к своему дяде, означает то, что она осознает силу его знаний, даже несмотря на ранний возраст и в меру своей любознательности хочет перенять хоть малейшую их часть. А дядюшка, сдаваясь перед её обаянием, позволяет этому свершится и подпитывает её ум ещё более ухищрёнными уловками, из-за которых Лидочке иногда бывает довольно обидно.Но всё же тяга к знаниям переосиливпет этот урон и Лидочка возвращается к дяде с новым методом изучения мира, который требует объяснений.

Данный рассказ посвящён не только Лидочке Терентьевой, а детскому неординарному мышлению,свободе мысл, необремененной общественными стандартами и штампами в целом,по чему так скучают все взрослые, в том числе и автор.

Ирония и сарказм в рассказах Аверченко

Рассказы Аверченко славятся своей остротой и выразительностью, которые достигаются благодаря использованию таких стилистических приемов, как ирония и сарказм. Аверченко умело вписывает эти приемы в свои рассказы, осмеивая различные аспекты жизни и высмеивая различных персонажей.

Ирония является одним из основных стилевых приемов Аверченко. Он использует иронию для создания сатирического настроения, обличения в нелепости и недостатках человеческой природы. В его рассказах мы часто сталкиваемся с ситуациями, где герои делают глупые поступки или попадают в смешные и нелепые ситуации, что вызывает у читателя улыбку, если не прямое хохотание. Аверченко создает комический эффект, иронизируя над некоторыми недостатками человеческого общества и наших слабостях.

Сарказм также широко присутствует в рассказах Аверченко. Он использует саркастический тон и высмеивает различных персонажей, обличая их в их глупости, эгоцентризме и недостатках. С помощью сарказма Аверченко подчеркивает необычность поведения и привычек своих персонажей, делая их еще более смешными и запоминающимися.

Таким образом, ирония и сарказм являются неотъемлемой частью рассказов Аверченко. Они придают текстам дополнительную глубину и вызывают у читателя эмоциональную реакцию. С помощью этих стилистических приемов автор передает свою критику общества и затрагивает некоторые актуальные проблемы.

Насмешка над привычками и манерами высшего общества

В рассказе поэта-юмориста Аверченко присутствует яркая насмешка над привычками и манерами высшего общества. Автор с юмором и иронией описывает представителей этого сословия, показывая их повседневные привычки, манеры и нелепые ситуации, в которые они попадают.

Аверченко смеется над тщеславием и самодовольством высшего общества, которое не упускает возможности продемонстрировать свою превосходность во всем

Автор с юмором описывает их нелепые танцы, привычку важно подтверждать свое исключительное положение в обществе и критикует бессмысленные и банальные беседы на обедах и приемах

Аверченко высмеивает также придирчивое отношение высшего общества к человеческому внешнему виду. Он описывает женщин, склонных к многочисленным испытаниям для улучшения своей внешности и фигуры, а также мужчин, которые подвергаются странному ритуалу механического массажа. Автор указывает на искусственность и кажущуюся прекрасность этих людей, выставляя это в смешном свете.

В целом, рассказ поэта-юмориста Аверченко полон натурального смеха, который вызывается прежде всего насмешкой над привычками и манерами высшего общества. Автор с юмором и иронией описывает этих людей и их нелепые ситуации, предлагая читателю посмеяться над их высокомерием и самодовольством.

Ценности буржуазии, которые высмеивает автор

В рассказе поэта Аверченко автор высмеивает ценности и привычки буржуазного общества, которые он считает лицемерными и ненужными.

Культ материального достатка

Аверченко иронизирует над жаждой богатства и привязанностью буржуазии к материальным ценностям. В рассказе он показывает, как главный герой постоянно стремится накопить и увеличить свои материальные богатства, не обращая внимания на другие важные аспекты жизни.

Поверхностное отношение к искусству

Автор также высмеивает буржуазную общественность, которая поверхностно относится к искусству. Он показывает, как герои рассказа посещают концерт исключительно для того, чтобы продемонстрировать своё присутствие и похвастаться своим благосостоянием, не обращая внимания на музыку и истинные ценности искусства.

Снобизм и высокомерие

Аверченко осмеивает высокомерие буржуазного общества и его стремление к выглядеть лучше и умнее других. Он показывает, как герои рассказа пренебрежительно относятся к людям из низших слоев общества и сами себя считают более привлекательными и умными.

Подавление эмоций

В рассказе автор также высмеивает буржуазную привычку подавлять эмоции и вести себя строго по общепринятым правилам и нормам. Он описывает, как герои рассказа не позволяют себе проявлять свои истинные чувства и эмоции, чтобы соответствовать общественным ожиданиям и шаблонам.

Придирчивость и снобизм

Аверченко направленно критикует людей, которые гордятся своим социальным статусом и стремятся подчеркнуть свою особенную позицию в обществе. Автор мастерски описывает сцены, где герои выставляют на показ свою знатность и благородство, которое на самом деле ничем не подтверждается.

Воздействуя на эмоции читателей, Аверченко использует юмористические приемы, чтобы преподнести эту проблему в легкой и непринужденной форме. Остроумные и ироничные комментарии автора вызывают улыбку, но в то же время заставляют задуматься о нашей собственной поведении и отношении к окружающим.

Одним из примеров высмеивания снобизма является сцена, где главный герой разговаривает с высокомерным аристократом. Аверченко умело передает разницу между двумя классами и делает акцент на том, что важнее всего — это не внешние признаки, а внутренние качества и интеллект. Автор подчеркивает бессмысленность зацикливания на своей принадлежности к элите, а также необходимость искать истинную ценность внутри себя.

В целом, рассказ Аверченко делает намек на то, что снобизм и высокомерие — это проявление слабости и страха перед открытым общением и уязвимостью. Автор призывает нас осмыслить наши действия и стремиться быть открытыми и терпимыми к разным людям и их идеям.

Композиция

Композиция рассказа построена на основании противопоставления двух миров – детей и взрослых, особенностях их взаимоотношений. Данный прием принято называть антитезой.

Еще одной значительной деталью композиционного строения рассказа «Вечером» является наличие «композиционного отражения». Этот прием избран автором с целью наглядного изображения точного копирования всех действий взрослых маленькими детьми. Такое «отражение» поведения мы наблюдаем на протяжении всего произведения. И такое поведение детей вполне понятно и объяснимо, ведь взрослые для малышей всегда были неким незыблемым авторитетом. От нас подрастающее поколение возьмет все, что видит, несмотря на то, чему мы их будем учить – и манеры и проявление эмоций, и даже – мельчайшие детали в разговоре. Аверченко все это очень хорошо понимал и передал накопленные знания через свое творчество читателю, создав множество произведений, раскрывающих такие важные элементы детской сущности.

Композиция рассказа «Вечером» в целом содержит все традиционные компоненты, характерные для любого произведения. Завязкой здесь будет знакомство читателя с главными героями рассказа – девочкой Лидой и ее дядей. Развитие событий представлено диалогом между действующими лицами, как представителями разных поколений, продолжающимся на протяжении всего текста, а конкретно – ответами мужчины на непрекращающийся поток вопросов со стороны любознательного ребенка. Кульминация – переживания Лиды, ее рыдания по поводу того, что ей не под силу помочь найти для своего дяди «страшную» невесту. Дальнейшее изучение девочкой окружающего мира и новая вереница вопросов заканчивает произведение, представляя собой завязку.

Тема

Главная тема произведения – взаимоотношения взрослых и детей, которые раскрываются сквозь призму общения центральных персонажей, маленькой девочки Лидочки и её дяди.

Главные герои представляют собой собирательные образы: дядя является воплощением всех взрослых, а Лидочка – детей. Девочка – сосредоточение детской непосредственности, очарования и жизнелюбия, а дядя выбрал для себя рациональный и серьёзный тон в общении с племянницей. Но, несмотря на несхожесть, они без особого труда находят общий язык и явно довольны обществом друг друга.

Общение Лидочки с дядей является отражением всех тех проблем, с которыми сталкиваются взрослые и дети на протяжении многих поколений. Дядя намеренно показан автором чрезмерно серьёзным и важным. Он уже давно забыл, что такое детская непринуждённость и открытость, он утратил лёгкость в общении и то искреннее и непосредственное восприятие жизни, какое бывает только в детстве.

Лидочка, которая с непрестанным удивлением открывает для себя окружающий мир, не перестаёт мучить дядю самыми разнообразными вопросами. Поначалу мужчина привычно отвечает ей сухим «взрослым» языком с непонятной девочке терминологией. Однако вскоре он принимает правила игры ребёнка и рассказывает ей шутливую историю про мальчика, который вместо яблока по ошибке съел лягушку.

Таким образом Аверченко показывает, что жизнь удивительно многогранна и может стать гораздо ярче и интереснее, если взглянуть на неё глазами ребёнка. Если взрослые хотя бы иногда будут снимать маску чопорности, надменности и излишней серьёзности, они смогут лучше понимать детей, их потребности. Только тогда общение между взрослыми и детьми будет приносить взаимную радость и удовольствие.

Своим рассказом писатель хочет в очередной раз напомнить читателям прописную истину – взаимопонимание возможно только в том случае, если прилагать для этого усилия и стараться принимать сторону своего оппонента, неважно, ребенок это или человек с иным социальным положением, жизненным опытом или образованием

Биография Аверченко А. Т. – Вариант 3

Аверченко, Аркадий Тимофеевич (1881—1925) — русский писатель, сатирик, театральный критик Биография Дореволюционная жизнь Родился 15 (27) марта 1881 года в Севастополе в семье небогатого коммерсанта Тимофея Петровича Аверченко. А. Т.

Аверченко окончил всего два класса гимназии, так как ввиду плохого зрения не мог долго заниматься и к тому же в детстве, в результате несчастного случая, сильно повредил глаз. Но недостаток в образовании со временем компенсировался природным умом, по свидетельству писателя Н. Н. Брешко-Брешковского.

Работать Аверченко начал рано, ещё в 15 лет, когда поступил на службу в частную транспортную контору. Продержался он там недолго, чуть больше года. В 1897 году Аверченко уезжает работать конторщиком в Донбасс, на Брянский рудник.

На руднике он проработал три года, впоследствии написав несколько рассказов о тамошней жизни («Вечером», «Молния» и др). В 1903 году он переезжает в Харьков, где 31 октября в газете «Южный край» появляется его первый рассказ.

В 1906—1907 он редактирует сатирические журналы «Штык» и «Меч», а в 1907 году его увольняют с очередного места службы со словами: «Вы хороший человек, но ни к чёрту не годитесь». После этого, в январе 1908 года, А. Т. Аверченко уезжает в Санкт-Петербург, где в будущем приобретёт широкую известность.

Итак, в 1908 году Аверченко становится секретарём сатирического журнала «Стрекоза» (впоследствии переименованным в «Сатирикон»), а в 1913 — его редактором. Аверченко многие годы с успехом работает в коллективе журнала с известными людьми — Тэффи, Сашей Чёрным, Осипом Дымовым, Н. В.

Ремизовым (Ре-ми), и др. Именно там появились его самые блестящие юмористические рассказы.

Совет

За время работы Аверченко в «Сатириконе», этот журнал стал необычайно популярен, по мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны. В 1910—1912 Аверченко неоднократно ездит в путешествия по Европе со своими друзьями-сатириконцами (художниками А. А. Радаковым и Ремизовым).

Эти путешествия послужили Аверченко богатым материалом для творчества, так что в 1912 году вышла его книга «Экспедиция сатириконцев в Западную Европу», наделавшая в те времена много шума. А. Т. Аверченко писал также многочисленные театральные рецензии под псевдонимами А е, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.

После Октябрьской революции всё резко изменилось.

В августе 1918 года большевики сочли «Новый Сатирикон» антисоветским и закрыли его. Аверченко и весь коллектив журнала заняли отрицательную позицию по отношению к Советской власти.

Чтобы вернуться к себе в родной Севастополь (в Крым, занятый белыми), Аверченко пришлось попасть в многочисленные передряги, в частности, пробираться через оккупированную немцами Украину. С июня 1919 года Аверченко работал в газете «Юг» (впоследствии «Юг России»), агитируя за помощь Добровольческой армии.

После эмиграции В Константинополе Аверченко почувствовал себя более-менее уютно, так как там в то время находилось огромное количество русских беженцев, таких же как и он.

В 1921 году в Париже опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», названный Лениным «высокоталантливой книжкой … озлобленного до умопомрачения белогвардейца». За ним последовал сборник «Дюжина портретов в формате будуар».

13 апреля 1922 года Аверченко переезжает в Софию, затем в Белград. Ни в одном из этих городов Аверченко надолго не остался, а переехал 17 июня 1922 года в Прагу на постоянное место жительства.

Обратите внимание

В 1923 году в берлинском издательстве «Север» вышел его сборник эмигрантских рассказов «Записки Простодушного».

Жизнь вдали от Родины, от родного языка была очень тяжела для Аверченко; этому были посвящены многие его произведения, в частности, рассказ «Трагедия русского писателя».

В Чехии Аверченко сразу приобрёл популярность; его творческие вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на чешский.

Работая в известной газете «Prager Presse», Аркадий Тимофеевич написал много искромётных и остроумных рассказов, в которых всё же чувствовалась ностальгия и огромная тоска по старой России, навеки канувшей в прошлое.

Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер.

Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге. Последней работой писателя стал роман «Шутка Мецената», написанный в Сопоте в 1923 году, а изданный в 1925, уже после его смерти.

История написания

В своё время Аркадия Аверченко получил звание «король русского смеха». И ведь не зря, так как в его ранних произведениях всегда был юмор и лёгкая ирония. Автор всегда любил рассказывать о детях и об их жизни. В таких произведениях можно было проследить отношение писателя к жизни и к тому, какие взаимоотношения должны быть между взрослым человеком и ребёнком.

Аверченко мог тонко описать детскую душу, которая подвластна доверчивости и наивности. Писатель пытался донести, что они схожи с губкой, которая очень быстро перенимает и впитывает повадки и поведение окружающих его взрослых. Именно из-за такого смыслового содержания его произведения советуют читать не только маленьким, но и взрослым. Автор в простой форме пытается донести до людей, что детям нужно подавать хороший пример и бережно к ним обращаться.

Тему детей писатель затрагивает и в своём очередном рассказе «Вечером». Он был написан в 1909 году и выпущен в 7 номере журнала «Сатирикон». Позже автор добавил это произведение в свой сборник, начинавшийся со вступления, что эта книга предназначена только для тех, кто питает искреннюю любовь к детям. Однако составители рецензий считают, что произведение нельзя считать назидательным, так как в нём не употреблён поучительный тон.

Для более подробного изучения творчества Аверченко следует ознакомиться с произведениями автора:

  • «Русалка»;
  • «Золотой век»;
  • «Жена»;
  • «Ихневмоны»;
  • «Пылесос»;
  • «Ложь»;
  • «История одной картины»;
  • «О шпаргалке»;
  • «Новая русская сказка»;
  • «Специалист»;
  • «Умение жить»;
  • «Поэт».

https://youtube.com/watch?v=oDsdcoZMkTs

Основные мотивы в рассказе поэта Аверченко

Один из таких мотивов — это сатира на глупость и наивность человека. Аверченко с удовольствием изображает героев, которые ведут себя безрассудно и часто попадают в смешные ситуации. Он подчеркивает их нелепое поведение и показывает, какое безумие они вносят в привычные жизненные ситуации.

Еще одним мотивом в рассказах Аверченко является ирония в адрес разных слоев общества. Автор осмеивает бюрократов, чиновников, аристократов и другие социальные группы. Он показывает, как эти люди зациклены на своих привилегиях и неспособны видеть окружающую реальность.

Немаловажным мотивом в рассказах Аверченко является критика моральных и нравственных ценностей. Автор изображает ситуации, в которых герои проявляют жадность, эгоизм и пренебрежение к другим людям. Он показывает, как эти негативные черты характера влияют на их жизнь и ведут к комическим последствиям.

Все эти мотивы в рассказах Аверченко помогают автору создать яркую ироничную картину современной действительности. Они сделали его творчество популярным и до сих пор актуальным.

Высмеивание материальной отдачи

Однако, Аверченко мастерски высмеивает эту постоянную стремление к материальной отдаче и показывает, что оно не всегда приводит к счастью и успеху. Через своих персонажей, автор показывает, что главное в жизни — не нажить себе состояние, а наслаждаться каждым моментом, находить радость в мелочах и ценить приятные межличностные отношения, которые не могут быть куплены.

Аверченко критикует современное общество, в котором важнее стало количественное накопление материальных благ, чем качественная жизнь. Он показывает смешные ситуации, когда люди готовы пойти на любые ухищрения, чтобы обогатиться, и не замечают, что их жизни становятся пустыми и лишенными смысла.

Таким образом, Аверченко в своих рассказах высмеивает постоянную жажду материальной отдачи и призывает читателей задуматься о истинных ценностях в жизни, о важности жить настоящим моментом и ценить добрые отношения с окружающими людьми

Краткий анализ

Год написания – 1909 год.История создания – Одна из любимых тем писателя – дети, большие и маленькие, шаловливые и послушные. Им он посвятил немало произведений, среди которых оказался и рассказ «Вечером». Его автор посвятил племяннице Лиде Терентьевой.

Тема – Взаимоотношения взрослых и детей.

Композиция – Для композиции рассказа «Вечером» характерны такие приемы как антитеза и композиционное отражение. Завязка (знакомство с главными героями), развитие событий (общение Лиды с дядей), кульминация (сильное расстройство Лиды из-за того, что она не смогла отыскать дяде «страшную» невесту), завязка (дальнейшее изучение Лидой окружающего мира).

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: