Краткое содержание Носов Трудный хлеб
Повествование рассказа Евгения Ивановича Носова «Трудный хлеб» ведется от лица рассказчика-рыбака, которому в один из осенних дней пришлось наблюдать на плесе двух крохалей. Птицы, пролетая мимо этого места, опустились на воду, не торопясь улетать в теплые края.
Неожиданный выстрел из ружья вспугнул одну из них. Вторая подстреленная утка не спеша поплыла дальше, но вскоре была схвачена спаниелем, который лишь на мгновение приостановившись, почуял запах и ловко помчался вдогонку за ней по воде. Показавшийся из-за кустов хозяин подсказал сбившейся с пути собаке, которую назвал Чангом, правильное направление. Чанг изловчился, схватил птицу и принес ее на берег к людям, получив за этот поступок одобрение и похвалу.
Познакомившись поближе с охотником, рассказчик услышал от него слова гордости и восхищения своим четвероногим другом. Преданность и исполнительность собаки на протяжении пяти лет сделала их неразлучными друзьями. Однако к огромному удивлению рыбака Чанг оказался с рождения слепым. Незрячая собака была гордостью хозяина, неся верно ему службу.
Несмотря на свое болезненное состояние, она зарабатывала кусок хлеба, прилагая немалые усилия, но оставаясь для него близким существом. Привязанность сделала их повседневную жизнь немыслимой друг без друга. А бережливое и уважительное отношение охотника к животному показало, что запасы человеческой души могут быть неисчерпаемыми: в них есть место и доброте, и нежности.
Рассказ учит тому, что такие качества как преданность, верность, ласка характеризуют не только дружбу людей, но и отношения между человеком и собакой. Не трудно добиться благодарности прирученного четвероногого друга, взаимности, заботясь о нем, не отказываясь от него в трудную минуту.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Смысл рассказа Евгения Носова «Трудный хлеб»
Рассказ Евгения Носова «Трудный хлеб» повествует о жизненных трудностях, вызванных физиологическими лишениями. Сила духа четвероногого друга, способная превозмочь невзгоды и преодолеть сложности.
Произведение начинается с красивого описания осенней природы. Одинокий рыбак на берегу реки сидит в ожидании улова. В воде плавают крохали. Вдруг он слышит выстрел, который сопутствует смерти одной из птиц.
За птицей поплыла охотничья собака, но ее поведение выглядело странным. Крохаля относило течением, а собака этого как будто не замечала, но окрик хозяина заставил собаку развернуться в направлении уплывающей добычи. Крохаль был успешно выловлен, промокшая собака выбралась на берег и стала отряхиваться. Ее хозяин забеспокоился и решил поинтересоваться, не сильно ли Чанг забрызгал рыбака. Так между ними завязался разговор.
Мужчина поинтересовался у охотника, почему собака сразу не увидела крохаля. Выдвинул предположение о неопытности новичка. Последовал ответ, что Чанг уже 5 лет служит верой и правдой, и является незаменимым помощником в охоте. Рыбака такой ответ удивил, но объяснение поразило еще больше. Оказывается, собака была абсолютно слепая, поэтому, потеряв след птицы, он не сразу учуял ее.
Рыбак не поверил рассказам охотника: разве может собака с такими умными светлыми глазами быть слепой? Охотник решил доказать свою правоту, бросив Чангу ломтик хлеба. В отличие от остальных собак, молниеносно бросающихся за лакомством, это животное дождалось падения хлеба на землю, после чего бросилось за угощением. Выяснилось, что Чанг был слепым с рождения, но хозяин долго об этом не знал, пока однажды случайно не выяснил. На предложение рыбака заменить собаку охотник наотрез отказался, сказав, что Чанг свой трудный хлеб лучше других отрабатывает. После этого, охотник со своей собакой удалились в чащу леса.
Смысл рассказа в том, чтобы донести до читателей ценность настоящей дружбы. Несмотря на физиологические лишения пса, хозяин не отказался от него
Он заботился о нем, проявлял внимание и заботу. Это видно по реакции пса на хозяина: он вилял хвостом, когда его хвалили, не видя старика, а почувствовав исходящее тепло от звука его голоса. В современном мире, к сожалению, люди выбрасывают питомцев на улицу, не всегда за увечья, порой просто от скуки
Этот рассказ доказывает силу дружбы между человеком и его четвероногим другом, верность которого ничем не разрушить
В современном мире, к сожалению, люди выбрасывают питомцев на улицу, не всегда за увечья, порой просто от скуки. Этот рассказ доказывает силу дружбы между человеком и его четвероногим другом, верность которого ничем не разрушить.
Произведение поднимает такой серьезный вопрос, как способ заработка на хлеб. Каждый живой организм должен приносить свой вклад в пользу общества или конкретного человека, как в случае с Чангом и его хозяином. Слепая собака смогла приспособиться к условиям своего существования и стала полезной хозяину. Ее способность чуять запахи, даже находясь в воде, не раз помогало охотнику получить добычу. В рассказе хорошо описана реакция на предложение рыбака поменять собаку на здоровую. Охотник не променяет верного помощника и друга даже на несколько других псов. Чанг зарабатывает свой трудный хлеб, как может. Оттого он трудный, что достается ему нелегко из-за отсутствия зрения. Но своим упорством и хорошим обонянием он способен дать фору здоровым охотничьим псам.
В рассказе происходит сравнение охотника и рыбака в плане сферы деятельности. Охотник утверждает, что ловля рыбы — это тоже своеобразная охота. Упоминается момент с сорванной с крючка рыбой. Получается, рыбак потерпел на своей «охоте» неудачу. Возможно, таким образом, автор хотел провести параллель между двумя охотами. Ведь Чанг, будучи лишенным зрения, сумел на хорошо развитых инстинктах поймать птицу, а рыбак с хорошим зрением свою добычу упустил.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Моральные уроки, которые можно извлечь из рассказа Евгения Носова «Трудный хлеб»
1. Труд и настойчивость приводят к успеху
Главный герой рассказа, мальчик по имени Вася, получает урок того, что работа и настойчивость приводят к успеху. Благодаря своим трудолюбивым усилиям, Вася не только получает возможность купить своей семье продукты для празднования новогоднего стола, но и становится героем в глазах своей матери.
2. Никогда не сдаваться в трудные моменты
Конфликт в рассказе возникает в связи со сложностями, которые Вася должен преодолеть, чтобы достичь своей цели. Вместо того, чтобы сдаться и вернуться домой без купленного хлеба, Вася продолжает идти дальше и благодаря своей настойчивости достигает своей цели.
3
Важность заботы о близких и друзьях. Рассказ напоминает нам о важности бескорыстной заботы о близких и друзьях
Вася был готов пожертвовать своим временем и усилиями, чтобы помочь своей семье и убедиться в том, что у них будет вкусный и праздничный стол на Новый год
Рассказ напоминает нам о важности бескорыстной заботы о близких и друзьях. Вася был готов пожертвовать своим временем и усилиями, чтобы помочь своей семье и убедиться в том, что у них будет вкусный и праздничный стол на Новый год
Е. Носов «Трудный хлеб» анализ
На чтение 2 мин Обновлено 2 июля, 2016
Е. Носов «Трудный хлеб» анализ
Тема «Трудный хлеб»: рассказ о сострадательном и уважительном отношении ко всему живому, о настоящей дружбе без предательств, о духовные ценностях, нравственных законах, по которым живет хозяин слепой собаки.
Главные герои: рассказчик – рыбак; охотник и его собака Чанг (спаниель)
Характеристика собаки Чанг
— «вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу» — «плыла легко и быстро» — «длинные лохматые уши» — «одобрительно замахал обрубком хвоста» на слова хозяина — «черный шелковистый жилет спаниеля» — «он лежал, положив морду на мохнатые белые лапы в черных пестринках» — «В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки» -«оживленно задвигал влажным, точно резиновым, носом» — «ведь он совсем не похож на слепого» — «по дичи промаху не делает. Ни одной утки не потерял»
Отношение Чанга к хозяину | Отношение хозяина к Чангу |
«вопрошающе глядя на хозяина» «Спаниель благородно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили. А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку» «Чанг бодро вскочил и побежал за хозяином» | «Набегались мы с тобой, Чанг. Давай-ка, дружище, посидим, отдохнем» «Золотая собака» «Хозяин ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля» «А Чанг быстро свое дело сработает: и подранка схватит, и битую из топи вынесет» «Да я, батенька мой, за него двух зрячих не возьму» «Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный» |
В этом рассказе человек и его четвероногий друг – друзья, любящие друг друга.Собака Чанг, не смотря на свою слепоту, «зарабатывает свой хлеб». И этот хлеб – «трудный», т.к. требует особых усилий. Хлеб честно заработанный. И это понял охотник, т.к он перестал жалеть убитую птицу. Автор рассказа Е. Носов хотел сказать читателю, что хлеб не может быть «легким», его нужно зарабатывать трудом, и этот труд заслуживает уважения. Поэтому. Наверное, и дано такое название произведению.
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание повести Неупиваемая чаша Шмелёв Произведение начинается с того, что в одном доме, который был заброшен, висит портрет юной девушки, им любуются посетители. Зрителей поражает удивительная красота изображенной девушки
- Краткое содержание рассказа Темные аллеи Бунина В один осенний день к ничем неприметной избушке недалеко от Тулы подъехала грязная конная повозка на длинных дрогах с полуоткрытым верхом. Здание было чётко разделено на две части: первая – почта,
- Два приятеля — краткое содержание повести Тургенева В поместье Вязовны приезжает молодой человек, Борис Анндреевич Вязовнин. Это его родовое гнездо. Мужчина учился в университете, был хорошо воспитан, владел языками. Молодой человек до недавнего времени жил в столице
- Краткое содержание рассказа Васюткино озеро Астафьева На рыбные промыслы к устью Енисея уходят рыбаки. Их бригадиром был Григорий Афанасьевич Шадрин. Они останавливаются в хижине, которая когда-то была построена учёными.
Урок — педагогическая мастерская по рассказу Е.И. Носова “Трудный хлеб”
Разделы: Литература
Тема: Жалость или помощь? (По рассказу Е.И.Носова «Трудный хлеб»)
Цели:
познакомить с краткими сведениями из биографии Е.И.Носова;
развивать внимание, логическое мышление, речь школьников;
формировать интерес к творческой работе;
формировать коммуникативные качества личности и умение работать в коллективе;
формировать умение сопоставлять близкие по теме произведения в соответствии с поставленной проблемой.
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя о писателе Е.И.Носове (работа со стендом «Писатели курского края»)
Мы не раз говорили с вами о том, что писатели, поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значение в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться в тайные причины поступков
Сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом одного такого писателя. Это Е.И. Носов. (Рассказ о писателе) Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб».
III. Индуктор (наведение).
Прежде чем начнём читать, я хочу познакомить вас с отрывком из одной газетной статьи.
1. Чтение статьи.
«В собачьей практике тоже бывает полное служебное несоответствие. Случается это реже, чем у людей, собаки более ответственны… Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и гостеприимно. Хозяйка дома, где остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно рассказывая про свой дом, быт и житьё. – Вот этот пушистый коврик… мы его очень любим. Правда, красивый. Это у нас была собака-лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности, право, как пуделёк. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу её пристрелить. – А что делать? – посетовал охотник. – Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен.» «Известия», 08. 09. 1995.
– Мне хотелось бы узнать ваше отношение к поступку охотника.
IV. Самоконструкция
Чтение рассказа Е. Носова «Трудный хлеб».
Перед чтением задать вопрос:
– Что объединяет этот рассказ с тем фрагментом из газеты, который обсуждали в начале урока?
V. Социолизация
1. Обсуждение вопроса на сравнение двух текстов.
2. Беседа по рассказу Е. Носова.
- Оба охотника вынуждены были решить для себя проблему: что делать с собакой, от которой на охоте мало проку. Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты?
- Ощущалось ли со стороны, что собака была слепа?
- Давал ли охотник почувствовать собаке, что она теперь – неполноценный помощник для своего хозяина?
- Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у иного хозяина?
- Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома?
На одном из уроков возникли предположения:
– Должна быть от собаки хоть какая-то польза! – Собака тосковала бы дома без хозяина. – Хозяину с собакой в лесу не так скучно. – Хозяин Чанга очень хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.
3. Работа в группах.
1 группа. Кому из отвечавших тебе хотелось возразить? Приведи доводы в защиту твоей позиции. 2 группа. С кем ты мог бы согласиться? Приведи доводы в защиту твоей позиции.
Как вы думаете, почему рассказчик «уже не жалел убитую птицу» после того, как узнал историю Чангу?
Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?
Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или лёгкий, не требующий от вас никакой отдачи?
Какой из афоризмов более всего соответствует главной мысли рассказа?Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их. (У
Мизнер)
Не богатство – друг, а друг – богатство. (И. Стобей)
4. Работа в парах.
Вывод. Помощь бывает разной. Одно дело помочь в чём-то повседневном, привычном. Другое – оказать помощь тому, кто остро в ней нуждается
И в такой ситуации важно подумать, не унижает ли его такая помощь
VI Рефлексия
Работа в группах.
На что похоже слово жалость? (1 группа) На что похоже слово дружба? (2 группа)
VII. Домашнее задание
Написать письмо-отклик на газетную статью, которую обсуждали в начале урока. Прежде чем писать, решите для себя: Кому оно будет адресовано? – Хозяину убитой собаки. – Коллективу редакции газеты. – Автору статьи. – Детям охотника. Чего ты хочешь добиться своим письмом? Какие мысли, возникшие по ходу чтения и обсуждения рассказа Е. Носова, можно было бы использовать при написании такого письма?
Дневник летнего чтения: Евгений Носов «Трудный хлеб»
В списках летнего чтения для учеников 4-5 классов есть имя Евгения Ивановича Носова, русского и советского писателя, Героя Социалистического Труда, участника Великой Отечественной войны, пережившего нацистскую оккупацию в шестилетнем возрасте. Он стал инициатором акции «Покормите птиц зимой», просил людей кормить птиц в зимнее время, потому что другого пути выжить и прокормиться у птиц не было, эта инициатива переросла в целое движение и праздник «День зимующих птиц».
Главные темы в творчестве Евгения Носова – деревенская и военная. Писатель посвящает свои повести и рассказы труженикам села, русской природе, а в военной прозе значимой в литературе XX века «окопной правде».
Рассказ «Теплый хлеб», относится к «деревенской» прозе писателя. Главными героями рассказа являются Охотник – владелец собаки, Чанг – слепой, охотничий пес, и автор-рассказчик – рыбак, любитель природы, от имени которого ведется рассказ.
Сюжет рассказа состоит в том, что Рыбак, который уже не раз приходит к реке ловить рыбу, рассказывает о встрече с незрячей собакой и её хозяином. Он сидел у реки, внезапно услышав выстрел. Это кто-то из кустов, охотник подстрелил птицу, плавающую по реке. Рыбак увидел собаку, которая подплыла к птице и вытащила ее на берег и положила рядом с рыбаком. Вышел из кустов ее хозяин. У них завязался разговор, из которого рыбак узнал, что собака слепая и руководствуется только нюхом. Таким образом она зарабатывает свой хлеб. Хозяин сказал, что ценит ее и никогда не променяет: «…я за него двух зрячих не возьму. Как-никак пять лет вместе»
Одним из запоминающихся моментов в рассказе стал «опыт с хлебом», который провел хозяин-охотник с Чангом, и его слова, о том, что хлеб Чанга «трудный, но честный» и он не променяет свою собаку, не на какую другую…
В рассказе поэтично описано удивительное преображение природы, связанное с наступлением осени: деревья, поменявшие свой цвет на золотой, птицы, покидающие родной край, поведение птиц на озере.
Главной мыслью рассказа является то, что каждый должен сам добывать свой хлеб, в силу своих возможностей и таланта, но каждому из нас бывает нужна поддержка близкого человека.
Автор своим рассказом хочет сказать, что не только собака, но и человек может приносить пользу обществу, не имея слуха или зрения… Главное работать — ограниченные возможности не повод опускать руки. Некоторые трудности закаляют характер, делают нас сильнее, а также учит любить природу, животных и птиц. Учит верности, дружбе, ответственности перед своими питомцами. Учит заботиться о больных.
Произведения Е.И. Носова написаны понятным и простым языком, все его повести и рассказы легко читаются и взрослыми, и детьми. Почитатели его литературы находят в его произведениях не только описание крестьянской жизни и природы, но и философское осмысление жизни. Жизненный опыт и мастерство, а также широта его интересов очень натуральны, богаты и разнообразны. Его произведения и сегодня актуальны и находят своего читателя.
Главные герои рассказа Евгения Носова «Трудный хлеб»
Основным героем рассказа является мальчик по имени Сашка, который живет в деревне и мечтает об увлекательной жизни в городе. Он работает на мельнице у своего дяди и мечтает сбежать из деревни, чтобы попытать счастья в другом месте.
Вторым героем рассказа становится сам дядя — неприветливый и жесткий человек, который постоянно критикует Сашку и выгоняет его на работу. Однако, в ходе сюжета, мы узнаем о причинах такого поведения дяди и как он помогает Сашке в трудное время.
Третьим героем рассказа является старый крестьянин Аким, который оказывает помощь Сашке и говорит ему о том, что жизнь в городе не так проста, как может показаться. Он также помогает решить конфликты, которые возникают в ходе сюжета.
Итак, герои рассказа отображают различные аспекты жизни в деревне — мечты о лучшей жизни, трудности семейных отношений и взаимопомощь между жителями. Каждый герой дает нам уроки мудрости и показывает, что хоть жизнь может быть сложной, она может быть прекрасной, если мы научимся ценить тех, кто нас окружает.
Geum.ru
Программа «Вокруг тебя — Мир», разработанная Международным комитетом Красного Креста совместно с Российским обществом Красного Креста, замечательна и подбором гуманистических по содержанию произведений талантливых русских и зарубежных писателей, и соответствием их интересам детей и подростков определённого возраста, и разработками интересных и воспитывающих вопросов и заданий. Тем не менее при работе с конкретным классом часто возникает потребность изменить даже тщательно разработанную методику, что я и позволила себе в данном случае, да простят мне такое своеволие авторы данного учебного пособия.
Цели урока.
ТАИНСТВЕННЫЙ МУЗЫКАНТ
Однажды после долгого хождения с удочкой по берегу реки я присел отдохнуть на широкой песчаной отмели среди прибрежных зарослей. Поздняя осень уже раздела кусты лозняка и далеко по песку разбросала их узкие лимонные листья. Лишь на концах самых тонких, будто от холода покрасневших веточек еще трепетали по пять-шесть таких же бледно-желтых листков. Это все, что осталось от пышного карнавала осени.
Было пасмурно и ветрено. Вспененные волны накатывались на песчаную отмель, лизали почерневшие водоросли, вытащенные на берег рыбацким неводом.
И вдруг среди этих шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необычайностью звуки. Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка. Порой тоскливая, зовущая, порой задумчивая и покорная, полная светлой печали мелодия робко вплеталась в неугомонное ворчание хмурой реки. Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали, как паутинку, эту тонкую ниточку загадочной трели.
Обсуждение рассказа
Рассказ Евгения Носова «Трудный хлеб» вызвал немало дискуссий среди читателей. Одни считали его ярким и пронзительным, другие — слишком уж драматичным и грустным. Прочитав рассказ внимательно, можно понять, что автор старался передать не только тяжелые условия жизни крестьянства, но и их борьбу за лучшую жизнь.
Одновременно возникает вопрос о том, насколько справедлива картина, изображенная в рассказе
Является ли она типичной для крестьянской жизни того времени, или же это скорее исключение из правил? В этом случае важно помнить, что Носов писал свой рассказ на основе реальных событий, а значит, некоторые из описанных им событий могут быть правдивыми
Тем не менее, интересен и финал рассказа, который вызывает неоднозначные чувства у читателей. С одной стороны, смерть Василисы символизирует не только ее личную трагедию, но и трагедию всего крестьянского класса начала 20 века. С другой стороны, в этом финале можно увидеть и символ надежды и борьбы, так как Василиса продолжает жить в сердцах своих близких и своего народа.
Значимость уроков из рассказа Евгения Носова для современной жизни
В рассказе «Трудный хлеб» Евгений Носов учил своих читателей важным урокам жизни, которые остаются актуальными и в современное время. Один из главных уроков, который автор вкладывает в свой рассказ, это понимание того, что только труд и упорство могут привести к достижению цели. Персонажи рассказа несмотря на множество препятствий в их жизни, смогли достичь своих целей благодаря своей работоспособности и настойчивости.
Еще одним важным уроком, который можно вынести из рассказа, это умение жертвовать своим личным комфортом ради общего блага. Герои рассказа столкнулись с необходимостью сократить рацион питания, но им было известно, что это необходимо для более высокой цели — сбора денег на лечение младшей сестренки.
Кроме того, рассказ «Трудный хлеб» учит нас ценить настоящих друзей и быть благодарными за поддержку, которую они нам оказывают. Герои рассказа столкнулись с множеством трудностей, но благодаря тому, что у них была друг друг, они преодолели все преграды.
Наконец, более общий урок, который вкладывается в рассказ, это понимание того, что не все блага в жизни куплены деньгами. Герои рассказа были не богатыми, но благодаря своей духовной силе и настойчивости, они смогли достичь значительных результатов в своей жизни.
В целом, рассказ «Трудный хлеб» — это замечательное произведение, которое помогает нам понимать то, что главные ценности в жизни не куплены за деньги, важно умение жертвовать своим комфортом ради общего блага, настойчивость и вера в то, что труд всегда приводит к желаемому результату
Чему учит «Трудный хлеб» Носова: анализ, темы и смысл
Главной темой романа является труд коллективного общества и его польза. Носов показывает, что труд необходим и важен для достижения успеха, как в индивидуальной жизни, так и в общей жизни общества. Коля, несмотря на свой юный возраст, активно участвует в сельскохозяйственных работах, помогая отцу и другим работникам.
Еще одна тема, затронутая в романе, — это воспитание самостоятельности и ответственности у детей. Коля сталкивается с трудностями и препятствиями на своем пути, но он усердно трудится и преодолевает все трудности. Автор показывает, что только самостоятельность и ответственность способны помочь ребенку стать сильным и успешным.
«Трудный хлеб» также учит юных читателей ценить труд других людей и помогать им. Герои произведения трудятся вместе, объединенные общей целью — улучшить жизнь всех в коллективе
Таким образом, Носов показывает важность коллективной работы и солидарности в достижении общего блага
Смысл романа «Трудный хлеб» заключается в том, что только через труд и солидарность можно добиться успеха и улучшить свою жизнь. Носов провозглашает идею труда как основы процветания, воспитывая у детей доброту, ответственность и готовность помогать другим
Роман является важной частью литературного наследия и остается актуальным до сегодняшнего дня, вдохновляя читателей на активный образ жизни и стремление к личному и общественному развитию
ТРИДЦАТЬ ЗЕРЕН
Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.
Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был тверд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»
Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил ее кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зерна. Первое зернышко оказалось в саду, зернышко под номером тридцать — в моей комнате.
Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла ее на ветку. Расклевав твердую скорлупку, она выщипала ядро.
Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подобрала зернышко номер два…
Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. А она, все еще робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмеряна ее судьба.
— Можно, я склюю еще одно зернышко? Одно-единственное?
И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.
— Ну, пожалуйста, еще одно. Ладно?
Наконец осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кончике линейки. Зернышко казалось таким далеким, и идти за ним так боязно!
Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. Ее особенно поразили живые зеленые цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.
— Ты здесь живешь?
— Да.
— А почему здесь нет снега?
Вместо ответа я повернул выключатель. Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.
— Где ты взял кусочек солнца? А это что?
— Это? Книги.
— Что такое книги?
— Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. И еще научили насыпать тебе конопляных зернышек.
— Это очень хорошо. А ты совсем не страшный. Кто ты?
— Я — Человек.
— Что такое Человек?
Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.
— Видишь нитку? Она привязана к форточке…
Синичка испуганно оглянулась.
— Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас — Человек.
— А можно мне съесть это последнее зернышко?
— Да, конечно! Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. Ты будешь навещать меня, а я буду работать. Это помогает Человеку хорошо работать. Согласна?
— Согласна. А что такое работать?
— Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу.
— А чем ты помогаешь людям?
— Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает ее, положил бы на своем окне по тридцать конопляных зерен…
Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклевывает его на кончике линейки.