«последний срок» — краткое содержание повести валентина распутина

Последний срок распутин краткое содержание по главам. последний срок анализ произведения распутина. дочь люся вспоминает прежнюю жизнь

«Последний срок» (Распутин): краткое содержание

Анна — старуха, в ней едва теплится жизнь, она уже не в силах даже пошевелиться. Дочери, чтобы проверить, не умерла ли мать, подносят к ее лицу зеркало. Варвара, одна из дочерей Анны, считает возможным начать оплакивать умирающую мать, а другая дочь — Люся — уже шьет черное платье.

У Анны пятеро детей, но сейчас с ней только Варвара, Люся с Ильей, да сын Михаил, который живет в одной с матерью деревне. Главная героиня ждет приезда Тани, которая живет в Киеве. Как только все дети, кроме Татьяны, собираются вокруг умирающей, она словно возрождается, и дети тут же впадают в недоумение.

Мужчины, не зная чем заняться, уходят в амбар и там напиваются. Постепенно их охватывает веселье — мать-то еще жива. Но чем больше они пьют, тем больше их охватывает страх — страх потерять Анну, страх перед неизбежной смертью: «смерть уже заметила всех в лицо и уже не забудет».

Краткое содержание книги «Последний срок» автора Валентин Распутин можно продолжить сценой описания следующего утра. Илья и Михаил плохо себя чувствуют и чтобы избавиться от этого состояния решают опохмелиться. Выпивку они сравнивают с обретением воли, ведь в пьяном состоянии их уже ничего не сдерживает: ни дом, ни работа. Не всегда они находили отраду в алкоголе, были дни в бытность существования колхоза, когда вся деревня работала на заготовке дров. Вот такой труд был им по нраву и приносил наслаждение.

О прежней жизни вспоминает и Люся. Раньше в семье был конь — Игрень, которого девушка очень любила, но от тяжелой непосильной работы он сдох. Бродя по окрестным полям, Люся вспоминает, что раньше она как будто ощущала какое-то направление своей жизни, словно чья-то рука вела ее, но в городе это ощущение исчезло. Множество размышлений о прежнем благополучии вложил в повесть «Последний срок» Распутин. В словах героев слышится плач по невозвратной жизни, когда все жили в гармонии друг с другом и природой.

Анна постепенно оживает и уже может самостоятельно подняться и выйти на крыльцо. Приходит навестить свою подругу Мирониха. Но сердце старухи все еще полно печали из-за того, что никак не приедет Таня. Танчора, как называли ее свои, отличалась от братьев и сестер мягким людским характером. Но не едет дочь, и Анна решает умереть. За последние годы старуха смирилась с неизбежным и даже сдружилась со смертью. Она договаривается с ней, чтобы та забрала ее во сне. Так все и случается.

Символизм и метафорика в «Последнем сроке»

Одной из ключевых особенностей произведения «Последний срок» является использование символизма и метафорики. Распутин в своем романе использует множество образов и символов, которые помогают ему передать глубокий смысл произведения.

Один из наиболее ярких символов в романе — это образ дома. Дом в «Последнем сроке» является не только местом жительства главных героев, но и символизирует их внутренний мир. Дом становится метафорой для жизни героев, их отношений и судьбы.

Еще одним важным символом является образ леса. Лес в романе Распутина символизирует не только природу, но и таинственность, опасность и неизвестность. Лес становится местом, где герои находят ответы на свои вопросы и находят свое место в жизни.

Также в романе много метафор, которые помогают передать глубокий смысл произведения. Например, образ птицы, которая летит в небо, символизирует свободу и независимость. А образы воды и огня передают разные стороны человеческой природы — страсть и чувственность, а также спокойствие и мир.

Таким образом, использование символизма и метафорики в «Последнем сроке» помогает Распутину передать глубокий смысл произведения и создать особую атмосферу, которая заставляет читателя задуматься о жизни и смысле существования.

Действующие лица

Повесть «Последний срок» автор назвал одним из главных своих творений. В тексте он затронул темы, которые актуальны и по сей день. Для того чтобы донести главную мысль до своих читателей, он использовал следующих персонажей:

  1. Анна — главная героиня повести. Старая женщина, воспитавшая пятерых детей. Она честная, добрая и заботливая старушка, которая всем сердцем любила своих отпрысков.
  2. Варвара — самая старшая из дочерей Анны. Это простая русская женщина, которая устала от тяжелого труда и частых родов.
  3. Люся — дочь главной героини. Городская особа, которая требовала к себе внимания.
  4. Илья — сын старухи, проживавший в городе.
  5. Михаил — самый младший сын, у которого проживала женщина. Герой любит выпить и относится к своей жизни безответственно.
  6. Татьяна — добрая и ласковая женщина, младшая дочь.
  7. Мирониха — подруга старой женщины, которая всегда ей помогала.
  8. Надя и Нинка — невестка и внучка главной героини.

Сюжетная линия

История начинается с описания одной русской женщины, которой исполнилось восемьдесят лет. Она всю жизнь была активной и очень много работала. Но три года назад совсем сдала, заболела и слегла. Теперь она лежит и дожидается своей смерти.

За свою жизнь главная героиня Анна родила много детей, но в живых осталось только пятеро: два сына и три дочери. Михаил был самым младшим, и именно у него старуха доживала свой век. Когда он понял, что матери осталось совсем немного, то отправил телеграммы остальным членам семьи, для того чтобы они приехали и попрощались с матерью.

Сначала приехала старшая дочь Варвара, следом за ней прибыли Илья и Люся. Все они с нетерпением ждали появления Татьяны, которая проживала в Киеве. Мать была совсем в плачевном состоянии, и Варвара начала оплакивать ее еще при жизни, а Люся принялась шить траурные наряды. Сыновья Анны решили купить водки на похороны и взяли целый ящик, так как подумали, что придет вся деревня.

Когда дети собрались у кровати Анны, она неожиданно открыла глаза, подозвала всех детей. Когда она узнала, что Татьяны еще нет, опять впала в забитее.

Вскоре старушке стало легче, и наутро она попросила каши. Она с таким трепетом и нежностью смотрела на своих детей, как будто старалась запомнить их лица на века. Женщина не могла говорить, радость от приезда детей не давала ей спокойно спать

Руки ее тряслись, сердце бешено колотилось, она старалась уделить внимание каждому.

Легкомыслие сыновей

Когда Люся поправляла матери постель, то заметила, что она лежит на грязных простынях. Она начала все высказывать Михаилу и стыдить его за это. В сторонке стояла его жена Надя и заливалась краской. Анна начала защищать сноху, оправдывая ее тем, что ей и так нелегко. Дело в том, что Михаил постоянно пьян, устраивает скандалы, в общем, Наде хватает с ним забот. После выслушанного Люся пообещала, что обязательно поговорит с братом по поводу его поведения.

На следующее утро Анна смогла сама сесть в кровати. К ней подбежала внучка Нинка и присела рядом с ней.

В эту ночь все плохо спали, Анне приснился плохой сон, и она попросила Варвару сходить к Миронихе, своей подруге, и проведать ее. Затем проснулся Михаил и спросонок подумал, что вечером они вместе с Ильей выпили всю водку. Открыв кладовку, он убедился, что все бутылки на месте.

Михаил и Илья спрятались от женщин и начали пить еще до завтрака. Они делились своими проблемами и жаловались на то, как тяжело проходит похмелье.

Беспокойство матери

Как-то Люся решила прогуляться по лесу. Ей хотелось побыть в одиночестве и поразмыслить над своей жизнью. Всматриваясь в знакомые места, она начала вспоминать свое детство и юношество. Ей казалось, что это было очень давно

К Анне в гости пришла ее соседка Мирониха. Они долго разговаривали и обсуждали все село. Когда подруга посмотрела на изможденную старуху, она подумала, что хорошо бы им умереть в один день.

Сыновья Анны ушли в сильный запой. Позже к ним присоединился сосед Степан. Они весело проводили время, не задумываясь над тем, что скоро может случиться горе.

Старушка была счастлива, что возле нее собрались все дети. Единственное, что беспокоило ее, — это дочь Татьяна. Женщина постоянно задавалась вопросом о том, почему она не рядом.

Старуха внутри себя поняла, что Татьяну ждать бесполезно. Она долго плакала, ее пытались успокоить дети, но все было безрезультатно. Старушка думала, что с ее любимицей что-то случилось. Все дело в том, что Татьяна вышла замуж за военного, его постоянно переводили с одного места на другое. Но в последнее время семья обосновалась в Киеве.

Приехавшие дети, видя, что матери, кажется, стало получше, собираются домой. Люся говорит матери, что ей и Илье нужно уезжать в город на работу. Вслед за ними уезжает и Варвара. После того как всех проводили, Михаил попросил прощения у матери и сказал, чтобы она не расстраивалась, они будут жить так же, как и раньше. Однако ночью старуха умерла.

Своим произведением Распутин дает возможность подумать о тех, кто дорог и кому стоит прийти на помощь. Главная мысль повествования заключается в том, что не нужно халатно относиться к людям, которые отдают всю свою любовь и ласку ради других. Близким и родным людям всегда требуется поддержка, забота и защита. А равнодушие их обижает и даже может убить.

Вариант 2

Проблема поколений всегда волновало писателей. И многие писатели об этом говорят. Но что же не так с этим? На этот вопрос пытается ответить В.Г Распутин.

В повести нам рассказывается, о старухе Анне и её семье. Старуха уже видит смерть, даже считает её своей подругой. И когда она почувствовала, что смерть вот-вот, её заберёт, она решает позвать своих детей, которых было пятеро. Варвара уже хочет оплакать мать, она это делает, сначала на кровати, а потом переходит на стол, ведь там удобнее.

Дочка Люся уже строчит себе траурное платье, и ритм машинки попадает в такт Вариных слёз. Варвара приехала к матери из роённого центра, Люся и Илья из близлежащих провинциальных городков. Таня живёт в Киеве, и Анна ждёт не дождётся её приезда. А в родной деревне Анны жил сын Михаил со своей семьей. На следующий день после приезда, старуха почувствовала жизнь, и дети не верили в это.

В этот же день Михаил и Илья начали пить, они пили так много, что у них закончились идее, за что пить, и они просто синичий. Благодаря алкоголю они бежали от осознания, что мать, может умерит в любой момент. Так же Михаил и Илья никогда не работали, и не знают счастья от этого, единственное в чем они видели счастье, это выпивка. Люся вспоминала, как в детстве у нее был конь, но которого слишком сильно запрягали, и он не смог с этим справится, и умер. Пока дети пили и вспоминали свою молодость, Анна вспоминает Татьяну, которая не была похоже на всех, которая была мягкая, нежная, человечная. Но она не пришла, и старуха решилась умереть, пока дети здесь, и чтоб сразу все похоронили. Анна ложится спать, но уже в последний раз.

Этой повестью В.Г Распутин, показал нам, что нынешнее дети, какими бы они небыли, они всегда заняты чем-то своим, а не своими родителями. На примере Анны мы видим, что всем все ровно, что с матерью, их больше волнуют свои проблемы, а некоторые так вообще не приезжают, как сделала Татьяна. Михаил и Илья боятся смерти матери, но вместо того чтобы, провести с ней время, они пьют пытаются в алкоголе затопить свою боль. Детей по сути ничего не связывает сейчас, как смерть матери, что огорчает, ведь раньше, дети поддерживали общение друг с другом. Из этого произведения мы можем вынести мораль, что нужно проводить время с близкими, а то рано или поздно, будет поздно, и никогда не стоит ставить работу выше семейных проблем.

Роль приемной матери в жизни главного героя

В романе «Последний срок» В.Г

Распутин обращает внимание на важную роль приемной матери в жизни главного героя — Александра. Именно благодаря ей Александр получил любовь, заботу и воспитание, которые помогли ему стать человеком, способным к духовному росту и самопознанию

Приемная мать, Мария Ивановна, была для Александра не только матерью, но и наставником, который помогал ему развиваться и находить свой путь в жизни. Она учила его доброте, терпимости и состраданию, что помогло ему стать лучшим человеком. Без ее влияния Александр, возможно, не смог бы преодолеть многие трудности и не нашел бы своего места в жизни. Поэтому роль приемной матери в жизни главного героя является одной из ключевых тем романа «Последний срок».

Характеристика текста

Повесть «Последний срок» очень реалистична и правдива. Автор тонко описал нравственные проблемы двух поколений, отношение к семейным ценностям. Это произведение о жизни и о смерти.

Вся сюжетная линия описывает всего три дня жизни больной старухи. В этот короткий период она должна проститься со своими родными и близкими людьми. А также умирающая женщина успевает переосмыслить всю свою жизнь и понять, что ей не хватало.

Если читать каждую главу внимательно, видно, что монологи главной героини говорят о ее мудрости и мужественности. Когда старушка почувствовала, что скоро покинет этот мир, она простила всех детей и не стала обижаться из-за их поведения.

Огромное место в произведении автор уделил описанию детей женщины. У каждого из них своя жизнь, они живут довольно далеко. Все смогли приехать проститься с матерью, кроме любимой дочери, которая так и не нашла времени посетить больную маму.

Детей главной героини автор описал двояко. С одной стороны, они собрались вместе для поддержки матери, но с другой — они просто ждали, когда она умрет, чтобы разъехаться по своим делам. Эти дни, которые были отведены на прощание, они потратили лишь на скандалы, раздел имущества и попойки. В этот момент никто не думал о матери, ни один из них не пришел поговорить по душам, пожалеть ее или просто поблагодарить за то, что они живут.

В повести автор затронул одновременно несколько тем, а именно:

  1. Честь.
  2. Совесть.
  3. Милосердие.
  4. Долг перед родными людьми.

Распутин показал, как дети становятся самостоятельными и их уже не заботит судьба родителей. Название повести можно трактовать по-разному.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/

Восьмидесятилетняя старушка Анна умирает, но пока жива. Дочери знают об этом по запотевшему зеркалу, поднесенному к губам матери. Старшая дочь, Варвара, считает возможным начать отпевать мать. Сначала она голосит у постели матери, а потом и вовсе идет плакать к столу.Там вторая дочь, Люся, шьет траурное платье, которое скроила еще в городе.

У Анны было три дочери и два сына, а еще двое сыновей ее погибли. Она всегда жила с младшим сыном Михаилом в деревне, остальные дети приехали проститься с ней из города, где жили теперь. Старушка ждала только дочь Таню, которая жила в Киеве. Все собрались за столом, братья стали выпивать, не зная чем еще занять себя, сестры присоединились к ним. Ближе к ночи проверили, жива ли еще мать.

Весь следующий день прошел в обычных хлопотах. Дети не знали чем себя занять, ожидая срока, когда мать испустит последнее дыхание. Прикупили в магазине беленькой, чтоб хватило. Илья с Михаилом опять сели выпивать.

Иногда сознание возвращалось к старухе. Она водила глазами, издавала какое-то подобие звуков, вырывавшихся из груди. Дети, собравшись вокруг матери, томились ожиданием смерти, жалели мать и себя и “сами не веря себе, хотели, чтобы это кончилось скорей”.

Но старушка мало-помалу ожила, узнала детей возле себя и даже попросила жиденькой манной каши. Стала вспоминать своих деток одного за другим, радовалась, что увидела всех перед смертью, беспокоилась об их судьбе, желала видеть всех счастливыми. Только младшенькая, Таня, все еще не ехала. А старушка возле деток своих ожила, повеселела, разговорилась. Стала жаловаться на Михаила – когда пьет, житья от него нет ни жене, ни матери.

И следующее утро увидела Анна. Даже смогла сесть на кровати и подругу свою, Мирониху позвать попросила. Только Таня все не ехала, а старуха боялась, что не дождется. Понимала, что уже не своей жизнью живет, что бог дал ей добавки – детей повидать. А дети будто томятся в ожидании, сестры заняты обычными повседневными делами, иногда ссорятся, чего-то не поделив, а братья пьют. Михаил даже высказывает мысль, что лучше бы все-таки матери помереть, раз уж все приехали. Люся тоже не знает, сколько еще надо будет здесь пробыть, оставив дома все дела. Решили поехать в лес за грибами

Бродя по полям, по пашням Люся вспоминает что-то родное, давно забытое, понимая, что оставила здесь что-то очень важное..

Наконец-то свиделась и с Миронихой. Еще несколько дней прошли в разговорах и воспоминаниях, ненужных, лишних дней. Вот уж и дети стали в дорогу собираться – уезжать пора. А Таня так и не приехала. И решила мать, что пора ей умереть, чтоб дети снова не приезжали, раз уж сейчас все здесь. Ночью и умерла.

Расшифровываем название

Название «Последний срок» в повести Василия Распутина вызывает у читателя некоторые ассоциации и ожидания. В переводе с русского языка на другие языки это название может быть трактовано по-разному и включать в себя различные оттенки смысла. В любом случае, это название имеет свою глубокую смысловую нагрузку, которую стоит расшифровать.

Первое слово названия — «последний» — подразумевает, что что-то заканчивается окончательно и не возвращается. Это указывает на то, что повесть Распутина будет иметь окончание, которое не оставит читателя равнодушным

«Последний» также может обозначать что-то самое важное, последнее, к чему нужно приложить особые усилия, чтобы добиться цели

Второе слово — «срок» — связывается с временем и обозначает конкретную дату или период. «Срок» может указывать на ограниченность, необходимость принятия решений в определенный момент времени. Название «Последний срок» может указывать на конец этапа, времени, в котором нужно достичь какой-то цели.

Объединение слов «последний» и «срок» в названии повести Василия Распутина создает представление о наступлении последнего этапа, конца, когда уже нельзя передумать, задуматься или возвратиться назад. Это вызывает у читателя желание узнать, что произойдет, как герои повести справятся с конечной целью и удастся ли им это в этот последний, ограниченный срок.

Смысл повести «Последний срок»

Темы, которые затрагивает Распутин в повести «Последний срок», более глубокие и многогранные, чем может показаться на первый взгляд.

Отношения между членами семьи, отношение к родителям, алкоголизм, старость, понятия совести и чести все эти мотивы сплетены в единое отображение смысла жизни человека в «Последнем сроке»; и затрагивая эти темы, Распутин лишь отображает действительность.

Главное действующее лицо повести это восьмидесятилетняя старуха Анна, которая живет у своего сына. Ее внутренний мир наполнен переживаниями о детях, которые уже давно разъехались и ведут жизнь отдельно друг от друга. Анна думает лишь о том, что ей хотелось бы увидеть их счастливыми до того, как она умрет. А если и не счастливыми, то просто увидеть их всех в последний раз.

Но ее выросшие дети это дети современной цивилизации, занятые и деловые, у них уже свои семьи, и они могут думать о многих вещах — и на все им хватает времени и сил, кроме матери. Почему-то о ней они почти не вспоминают, не желая понимать, что для нее ощущение жизни осталось только в них, мыслями о них она только и живет.

Когда Анна чувствует приближение смерти, она готова потерпеть до конца еще несколько дней, ведь ей очень хочется увидеть свою семью

До своей последней минуты она любит их всей душой и жизненной силой, что еще осталась в ней, но дети находят время и внимание для нее только ради приличия

Распутин раскрывает их жизни так, что кажется, что они вообще живут на белом свете ради приличия. Причем сыновья погрязли в пьянстве, а дочери заняты своими «важными» делами.

Они нелепы и неискренни в своем последнем желании уделить внимание умирающей матери. Ведь в последние дни жизни матери они могли бы хоть что-то подправить, могли просто искренне поговорить с ней и уделить ей внимание, достойное матрие, но и на это их не хватило. 

Психологический портрет главного героя

Главный герой произведения В.Г. Распутина «Последний срок» — это старик-одиночка, живущий в деревне и называющийся Иван Иванович. Он представлен как человек, который потерял свою жизненную цель и не видит смысла в своем существовании. Иван Иванович не общается с окружающими и не проявляет интереса к жизни в деревне. Он живет в своем мире, где его единственным компаньоном является собака.

Психологический портрет главного героя отражает его внутреннюю борьбу и неудовлетворенность жизнью. Он чувствует себя бесполезным и неспособным изменить свою жизнь. Иван Иванович не находит удовлетворения в общении с людьми и не верит в возможность изменения своей ситуации. Его внутренний мир полон тоски и одиночества.

В произведении Распутина Иван Иванович является символом утраченных ценностей и потерянной жизненной силы. Его психологический портрет отражает трагическую судьбу человека, который не смог найти свое место в жизни и остался одиноким и несчастным до конца своих дней.

Анализ замысла «Последний срок» — смысл названия

Валентин Распутин указывает современному обществу и человеку на их нравственное падение, на ту черствость, бессердечие и эгоизм, которые завладели их жизнями и душами.

Ради чего живут такие люди? Ради злости и ненависти, зависти и неуважении к другим людям? Если они не могут даже по-человечески проститься с умирающей матерью, что можно говорить об их отношении к окружающему миру, об их жизненном предназначении и роли…

Писатель показывает, насколько жалкой может быть жизнь таких людей, насколько бездуховной и мрачной, и главная мысль состоит в том, что они своими руками создали такой мир вокруг себя.

И остается лишь один вопрос, касающийся названия повести и какой смысл в него вложил Распутин.

Произведение относится к философскому творчеству писателя и является одним из главным его творческих созданий.

Композиционная структура повести заключается в действии, представленном в виде трех дней, времени, дарованном небесами главной героине произведения для последней перед смертью встречи с детьми.

Основным персонажем повести является образ восьмидесятилетней старухи по имени Анна, живущей в заброшенной российской деревеньке с семьей младшего сына Михаила. В качестве прототипа главной героини писатель использует свою родную бабашку, олицетворяющую народную мудрость, духовность, щедрую материнскую любовь.

Сюжетная линия повести выстраивается вокруг приезда детей Анны, вызванных телеграммой Михаила, о приближающейся смерти матери, которую женщина оттягивает для прощания с родными. К смерти Анна испытывает спокойное отношение, понимая естество природного человеческого увядания, однако предчувствие смертного часа заставляет женщину желать лишь минутной встречи с дочерями и сыновьями, которые волею судьбы разбросаны по всей стране.

Большую часть повествования писатель описывается поведение детей Анны, раскрывая их характеры посредством поступков, слов и давая им собственную авторскую оценку.

Одна из дочерей, Люся, представляется в повести в качестве твердого, последовательного человека, живущего не в соответствии с чувствами, а по закону жесткого разума. В отличие от нее Варвара является доброй женщиной, но глупой, в которой отсутствует душевный такт. Старший сын Илья всю жизнь ищет свой жизненный путь, много передвигаясь по России, но, отличаясь бесхарактерностью, не приобретает практического опыта и житейской мудрости. Младший ребенок, Михаил, проживающий совместно с умирающей матерью, изображается грубияном и алкоголиком. Писатель упоминает еще об одной дочери Анны, Таньчоре, живущей в далеком Киеве и не приехавшей проститься с матерью по неизвестным причинам.

Образы детей используются писателем для раскрытия типичных представителей современного общества, демонстрирующих собственную занятость, огромное количество бытовых и рабочих проблем, требующих много времени и сил, вспоминающих лишь изредка своих престарелых родителей, которые живут на этом свете исключительно мыслями о детях

Автор акцентирует читательское внимание на нелепости и неискренности поступков семьи Анны, отличающихся бездуховной черствостью, бессердечием и мрачным эгоизмом

Смысловая нагрузка повести передает авторский замысел, заключающийся в названии произведения, дословно подчеркивающего не только последние дни жизни старой деревенской женщины, но и дающего последний шанс для ее детей на исправление совершенных ими жизненных ошибок, в том числе и по отношению к матери.

Повесть является глубоко нравственным произведением, изображающим реалии современной действительности, затрагивающим насущные психологические проблемы человеческих взаимоотношений.

Рождение русского постмодернизма

За несколько месяцев до появления повести В. Распутина «Последний срок» («Наш современник», 1970, № 7-8) в декабрьском номере журнала «Плейбой» за 1969 г.. была опубликована статья Лесли Фидлера «Пересекайте границы, засыпайте рвы», считающаяся первым манифестом зарождающегося тогда постмодернизма. Российский читатель доступ к тексту Л. Фидлера получит только четверть века спустя, но это не значит, что идеи, аналогичные тем, которые высказал американский писатель, не обсуждались в отечественной культуре рубежа шестидесятых – семидесятых годов ХХ в.

«Акт попрания границ рассматривается Фидлером как акт обретения свободы», – считает Вячеслав Курицын . Субъективно, лозунг «Пересекайте границы, засыпайте рвы» наделялся, видимо, именно этим смыслом, но при взгляде на него с полувековой дистанции открывается иное. Постмодернистское стремление уравнять высокое и низкое, профанное и сакральное, массовое и элитарное, уродливое и прекрасное, реальное и виртуальное уже не вызывает восторгов, поскольку в конечном счете ведет к увеличению энтропии. В современной культурологии социально-культурную энтропию определяют, как «процесс понижения уровня системно-иерархической структурированности, сложности и полифункциональности культурного комплекса какого-либо сообщества в целом или отдельных подсистем этого комплекса, т. е. полную или частичную деградацию данной локальной культуры как системы» .

Курицын В. Русский литературный постмодернизм / В. Курицын. М.: ОГИ, 2000. 288 с.

Советская культура брежневского периода оказалась подвержена энтропии в очень значительной степени. Закономерной реакцией на пост оттепельные процессы стало возникновение отечественного постмодерна. Как раз в 1964–1971 гг. создавался роман А. Битова «Пушкинский дом», из которого, по выражению Павла Басинского, «вышел весь русский постмодернизм, как проза XIX века из “Шинели” Гоголя» . В 1970 г. Венедикт Ерофеев закончил работу над еще одним «пратекстом русского постмодернизма» (А. Зорин) – поэмой «Москва – Петушки».

Писатели-традиционалисты не хуже постмодернистов осознавали, с какими вызовами столкнулась отечественная культура конца 1960-х – начала 1970-х гг., но реагировали на них иначе, чем А. Битов или Вен. Ерофеев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: