Акценты и ритм
Акценты в басне расположены таким образом, что подчеркивают основные мысли и идеи, помогают сосредоточить внимание на ключевых моментах текста. Размещение слов и фраз, их выделение с помощью курсива или полужирного шрифта также служат для создания акцентов и создания ритма в тексте
Синквейн использует малое количество слов, что позволяет сосредоточиться на каждом из них и воспринимать содержание басни с большей ясностью. Использование повторов определенных слов также способствует усилению акцента и ритма текста.
Басня «Ворона и лисица» — прекрасный пример использования акцентов и ритма для передачи духовных уроков и мудрости. Каждая строфа синквейна ярко выражает истину о тщеславии, хитрости и предательстве. Акценты и ритм помогают ударить воображаемые удары каждому герою басни и подчеркнуть их нравственные черты.
Топ вопросов за вчера в категории образование
Образование 11.10.2023 21:09 1527 Ситникова Евгения.
Какое проверочное слово к слову ПРЕДПОЛАГАТЬ?
Ответов: 1
Образование 06.10.2023 16:43 992 Романов Ярослав.
Как правильно гулять» по лесу» или в» лесу»?
Ответов: 1
Образование 26.09.2023 09:48 1570 Сапроненков Евгений.
Какое проверочное слово к слову «облегчить» (облегчение)?
Ответов: 1
Образование 26.08.2023 14:06 2380 Пинчук Никита.
Какие фрукты начинаются на букву «Р»?
Ответов: 1
Образование 06.09.2023 22:23 2188 Кудрявцева Аня.
Какие фрукты начинаются на букву «Ю»?
Ответов: 1
Образование 10.10.2023 17:31 851 Швецов Степан.
Какое проверочное слово к слову иссЯкать?
Ответов: 1
Образование 20.08.2023 17:20 880 Плотникова Юля.
Как правильно: «не подходит» или «неподходит»?
Ответов: 1
Образование 16.11.2023 07:16 1457 Карпов Андрей.
Чем искусство связано с моралью?
Ответов: 1
Образование 28.10.2023 10:34 2130 Угланова Яна.
Как решить: Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъём. 7,5 т?
Ответов: 1
Образование 07.11.2023 10:30 340 Ширяев Данил.
Какое проверочное слово к слову СОСТАВЛЯТЬ?
Ответов: 1
Анализ, мораль басни Крылова «Ворона и Лисица» 3 вариант
Басня «Ворона и Лисица» – хрестоматийное произведение, она едва ли не самая известная из всех, написанных большим русским поэтом. Басня вышла из-под пера И. А. Крылова в 1807 году, когда авторское мастерство достигло небывалых высот, и поэт почувствовал это, оставив пост секретаря генерал-губернатора. Она начинается в изложения морали, содержащей общеизвестные вещи (которые много раз «твердили миру») – лесть вредна прежде всего тому, кому адресована, а гнусна потому, что поощряет и развращает льстеца, когда и если он достигает намеченной цели, что и подтверждается ходом описанных в басне событий.
Сюжет прост, как все великое, и банален, потому что описанная ситуация в разных вариациях повторяется так же вечно, как вечны человеческие пороки. Великий русский баснописец в очередной раз выступает с предупреждением об опасности. Услышим ли мы его на этот раз?
Иван Андреевич, будучи плоть от плоти русского народа, был хорошо знаком с его речью и сохранил в своих произведениях ее ярчайшие образцы, некоторые их которых сегодня считаются устаревшими – «приветливы слова», особая форма слова – «перушки», просторечными – «сперло (перекрыло, прервало)». На самом деле они выступают настоящими украшениями нашего языка, это: «близехонько», «была такова (сбежала, исчезла)», «вскружилась», «светик (ласковое обращение, причем к лицам обоего пола)», «ежели».
Эпитеты, которые использует автор, самобытны и ярки: «лесть гнусна, вредна», «сырный дух», «ангельский голосок». Среди других средств художественной выразительности – метафора – «уголок в сердце», метонимия – «твердили миру (в значении совокупности людей)», перифраз – «Лисица – плутовка», контекстный синоним – «воронья голова – вещуньина голова».
Примеры инверсии – «на ель Ворона взгромоздясь», «позавтракать было совсем уж собралась», «ангельский быть должен голосок» – помогают выстроить рифму и параллельно акцентируют внимание читателя на слове, которым оканчивается фраза. Эллипсис «сыр выпал – … была плутовка такова» удачно иллюстрирует быстроту реакции Лисицы – скорее всего, Ворона поняла, что произошло, но не сразу
Ряды однородных членов предложения – Ворона «позавтракать было… собралась, призадумалась, …держала», «плутовка …подходит, вертит…, не сводит» – описывают действия, происходящие параллельно, и они помогают увидеть персонажей со всех сторон, более выпукло рисуют сцену, которая разыгрывается под елью.
Анафора «Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил», «какие перушки! какой носок!» подчеркивает значение каждого слова, с которым соседствует. Олицетворение «сыр пленил» реально описывает алчность, охватившую Лисицу – она не в силах избавиться от этого ощущения, даже если бы захотела.
Вся речь Лисицы составлена из восклицательных предложений – таким образом, она, играя на тщеславии, ловко манипулирует простодушной Вороной, подбирает к ней ключик. Сцена разговора напоминает рыбную ловлю – Лисица мастерски закидывает удочку. Автор строит речь своего персонажа особым образом, используя градацию – «голубушка», «светик», «сестрица», «петь мастерица», «царь-птица» – по ходу дела комплименты становятся все более значимыми и чувствительными.
Лисица – популярный персонаж русского фольклора. Это обусловлено типажом, который с ней ассоциируется. Это пресловутая «мягкая сила» – она редко действует напролом, и этим опасна. Ворона – персонаж, который в русских сказках, былинах часто наделяется мистическими свойствами, способностями предвидения, предсказания. Поэтому в применении к ней автор использует неочевидную ироническую метафору «вещунья» – вещая. Насмешка состоит в том, что Ворона не смогла разоблачить Лисицу и предсказать собственный просчет.
Анализ / мораль басни «Ворона и лисица» Крылова 2 вариант
Иван Андреевич Крылов – писатель, обновивший басенный жанр, перенесший его на русскую почву.
Басня написана в 1807 году. Ее автору в эту пору исполнилось 38 лет, он уже вышел в отставку с места секретаря генерал-губернатора. В тот период он был скорее драматургом, чем баснописцем. По жанру – социально-бытовая басня, аллегория на тему нравственности, по размеру – вольный ямб с охватной (в начальных строках), смежной, перекрестной (в финале) рифмовкой. Относится к басням с традиционным, заимствованным сюжетом. Мораль вынесена в начало произведения, является его своеобразным эпиграфом: лесть гнусна. Однако тщеславие настолько неистребимо, что «льстец отыщет уголок» в сердце практически каждого человека. Сюжетная канва проста. Действующие персонажи – птица и животное (вид становится именем и пишется с прописной буквы). Под этим иносказанием подразумеваются люди. Каждый из героев еще и носитель характерных черт, приданных ему народным сознанием. Скажем, лиса – символ хитрости. Отсюда же представление о вороне как о «вещунье» (предсказательнице, вестнице). «Твердили миру»: автор подчеркивает общеизвестность этого утверждения, говорит не только от своего имени. «Бог послал»: писатель усиливает необычайное везение птицы, редкостность подобного дара. Вообще же на Руси сыром называли творог. Раздобыть «кусочек» (сразу понятно, что маленький) сыра твердых сортов – задача не из легких. Счастливица несет его в лес. «Взгромоздясь»: птица была не из хилых, да и занятый клюв мешал ей сразу усесться как следует. «Позавтракать»: выходит, дело было ранним утром. «Призадумалась»: о превратностях жизни. «Лиса близехонько»: наречие с уменьшительным суффиксом, вкрадчивость которого как бы заранее характеризует нового персонажа, до того, как он что-то сказал и сделал. «Сырный дух»: возможно, сыр был с плесенью, к примеру, французский. Впрочем, нюх у лис и без того отличный. «Плутовка»: метонимия. «На цыпочках»: гипербола. «Вертит»: типичный пример устаревшего ныне ударения в словах. Начинается диалог. Ряд сладких обращений к Вороне: голубушка, сестрица, светик. «Право»: частица уверения. Череда восклицаний с экспрессивным оттенком, ласкательными суффиксами и междометиями: ну что за шейка! Какие перушки! «Ангельский голосок»: эпитет, превзошедший всякую меру по отношению к карканью вороны. «Царь-птица»: фольклорный оборот. Опьяненная похвалами Ворона со спертым «в зобу дыханьем» теряет бдительность. «Приветливы слова»: усеченная форма прилагательных. Решив, что пора огласить округу карканьем, Ворона берет высокую ноту. «Сыр выпал». Казус завершается улепетыванием «плутовки». Лексика живая, разговорная. Глаголы придают динамизм сюжету.
«Ворона и Лисица» Ивана Крылова впервые была опубликована в «Драматическом вестнике».
Публикация «Урок литературного чтения в 3 классе по басне И, А, Крылова „Ворона и лисица“» размещена в разделах
- Ворона. О птице для детей
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Крылов И. А. Конспекты уроков для 1-10 классов
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Ворона и лисица», басня
- Темочки
Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. Климановой и др.
Раздаточный материал на каждой парте.
Компьютер, мультимедийный проектор, доска.
Цели:
Обучающие:
1. продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;
2. учить понимать глубину содержания произведения;
3. формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;
4. находить мораль в произведении;
5. учить читать басню по ролям;
6. различать речь автора и героев басни;
7. развивать навыки беглого чтения;
Развивающие:
1. содействовать развитию мыслительных операций :
2. сравнение, анализ, синтез, систематизация;
3. развивать творческое воображение, познавательную активность,
4. работать над развитием разговорной речи.
Воспитательные:
1. воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,
2. формировать положительные качества,
3. вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.
4. пробуждать добрые чувства,
5. воспитывать интерес к чтению.
Здоровье сберегающие:
1. способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке;
2. обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку;
3. способствовать созданию ситуации успеха;
4. разно уровневые задания и вопросы;
5. организовать работу в парах; работу около конторок; двигательная активность на уроке.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Универсальные учебные действия (метапредметные) :
Познавательные:
1. осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
2. находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;
Регулятивные:
1. принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;
2. выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,
3. планируют свои действия для решения учебной задачи,
Коммуникативные:
1. строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
2. участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;
3. ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Формат и структура синквейна
Первая строка — одно слово (существительное), определяющее тему или главную идею стихотворения и содержащее два слога.
Пример: Басня
Вторая строка — два слова (прилагательное и существительное), описывающие тему стихотворения и содержащие четыре слога.
Пример: Удивительная басня
Третья строка — три слова (глагол, описывающий действие, и два существительных), выражающие действие и содержащие шесть слогов.
Пример: Проучающая история рассказывает
Четвертая строка — фраза из четырех слов, выражающая ваше отношение к теме и содержащая восемь слогов.
Пример: О том, как глупость иметь желание — опасно для жизни
Пятая строка — одно слово (существительное), подводящее итог или подчеркивающее основную идею и содержащее два слога.
Пример: Опыт
Синквейн имеет определенную ритмическую структуру и может быть использован для выражения кратких и сильных мыслей. Это уникальная и лаконичная форма, которая позволяет передать глубокий смысл в пяти строках.
Басня о вороне и лисице
В одном лесу жили ворон и лисица. Ворон был очень гордым и самонадеянным, в то время как лисица была хитра и лукава.
Однажды ворон попал в беду: его клюв застрял в глухой щели дерева. Он был отчаян и кричал в ужасе
Послышавшийся крик привлек внимание лисицы, которая сразу же прибежала на место
Лисица внимательно осмотрела ситуацию и прониклась состоянием ворона. С видом искренней помощи она предложила свою помощь и сказала: «Дорогой ворон, я могу вытащить тебя из этой щели, но для этого ты должен сначала отпустить твой гордый крик».
Ворон, хоть и был в отчаянии, не смог удержаться и презрительно ответил: «Ты думаешь, что я буду проигрывать свою гордость ради твоей помощи? Пожалуйста, прочь от меня!»
Лисица улыбнулась и сказала: «Хорошо, ворон. Видно, твоя гордость важнее, чем твоя свобода. Удачи вам в этой ситуации». Затем она ушла, оставив ворона в его безвыходной ситуации.
История о вороне и лисице учит нас о том, как важно быть смиренными и не отказываться от помощи. Гордость иногда может привести к падению и потере свободы
Будьте смиренными и благодарными за помощь, которую вам предлагают.
Крылатые выражения:
1. Уж сколько раз твердили миру.
2. В сердце льстец всегда отыщет уголок. Иносказательно: опытный льстец всегда сможет найти подход к объекту своей лести, даже если это твердый ее противник (шутл.-ирон.).
3. От радости в зобу дыханье сперло. От чувства радости захватывает дух.
4. Какие перышки, какой носок! Иронический комплимент ухоженному, разодетому человеку, весьма озабоченному впечатлением, которое он производит на окружающих.
Одним из главных человеческих пороков Крылов считал тщеславие. Это неприятное качество баснописец видел не только в чиновниках и дворянах, но и во многих своих коллегах по перу. Узнать, к чему приводит неумение видеть себя со стороны, сможет тот, кто будет внимательно читать басню “Ворона и лисица” Крылова Ивана Андреевича.Басня была создана в 1807 г. Годом позже ее напечатали в журнале “Драматический вестник”. К этому времени Крылов, вернувшийся из провинции в Петербург, оброс новыми литературными связями, создал несколько комедий для сцены. Сюжет баснописец позаимствовал у Лафонтена. Но это полностью самостоятельное произведение. Мораль Крылова несколько отличается от нравоучения Лафонтена, а его герои выглядят не схематическими, а живыми, искренними, настоящими. Образ любого из них можно примерить на себя. Поэтому текст басни Крылова “Ворона и лисица”, которую проходят на уроке литературы в 5 классе, так легко учить.Лисица выглядит настоящим льстецом. Стремясь получить желаемое, она не скупится на похвалу. Тонко играя на чувствах не самой сладкозвучной птицы, коварная Лисица нахваливает ее гипотетические возможности к пению. “И, верно, ангельский должно быть голосок!” – восхищается она, облизываясь украдкой на аппетитный кусочек сыра. Простоватая Ворона, у которой от таких сладких речей “в зобу дыхание сперло”, забывает о том, что только что собиралась позавтракать. Словно запамятовав о том, что она – Ворона, а не соловей и не дрозд, жертва хитроумной Лисы уступает ее настойчивой просьбе и каркает “во все воронье горло”. Крылов и жалеет Ворону, и одновременно добродушно посмеивается над ней. В своих бедах подобные ей люди чаще всего бывают виноваты сами.
Духовные уроки и мудрость
Один из главных уроков, который нам преподносит эта басня, — это осторожность в общении с другими людьми. Ворона была очень настороженна и не поддалась на сладкие слова лисицы, остерегаясь попасть в сети ее обмана
Этот урок учит нас быть бдительными и не доверять слишком легко окружающим нас людям.
Кроме того, басня показывает нам важность быть умными и тактичными в принятии решений. Ворона, не оставаясь равнодушной, подумала хорошенько, прежде чем делиться своими способностями с лисицей
Этот урок мудрости учит нас не спешить принимать решения, а обдумывать их и взвешивать все за и против.
Конечно же, одним из главных уроков, который мы можем извлечь из этой басни, — это то, что «волк бесен, а лисицы мудры». Ворона и лисица являются символами своих пород, и эта басня нам напоминает о том, что на передний план всегда выходит мудрость и неизбежно приводит к победе над хитростью и лживостью.
Уроки | Мудрость |
---|---|
Быть осторожными | Не доверять слишком легко |
Быть умными и тактичными | Не спешить с принятием решений |
Мудрость преувеличивает | Хитрость и ложь |
Синтаксис синквейна
Синквейн представляет собой стихотворную форму, состоящую из пяти строк. Каждая строка имеет определенное количество слогов и специфическую структуру.
Первая строка содержит одно слово — название предмета или темы, о которой будет рассказывать синквейн. Вторая строка состоит из двух слов, которые описывают предмет или тему более подробно. Третья строка также состоит из трех слов, в которых выражается действие или ощущение, связанное с предметом или темой. Четвертая строка содержит фразу из четырех слов, которая передает связь или мнение об объекте или событии. Пятая строка является кратким обобщением или выводом о предмете или теме и содержит одно слово.
Для создания синквейна мы можем использовать таблицу, в которой каждая строка будет представлять одну строфу стихотворения. Следуя предписанной структуре синквейна, мы напишем соответствующие слова в каждую ячейку таблицы.
Строфа | Количество слов | Структура |
---|---|---|
1 | 1 | Одно слово |
2 | 2 | Два слова |
3 | 3 | Три слова |
4 | 4 | Четыре слова |
5 | 1 | Одно слово |
Таким образом, синтаксис синквейна включает в себя определенную структуру строк, которая помогает передать основную идею или эмоцию о предмете или теме стихотворения. Эта форма позволяет автору кратко и точно выразить свои мысли, делая синквейн мощным инструментом для передачи мудрости и духовных уроков.