Краткое содержание повести распутина “пожар”

Краткое содержание "пожара" распутина: вера в абсолютные идеалы

Вариант 2

Произведение является одним из ключевых литературных творений, созданных писателем, и представляет собой условно философское продолжение повести «Прощание с Матерой», рассказывающей о жителях затопленного российского острова.

Повествование в произведении ведется от имени третьего лица и наполняется многочисленными авторскими отступлениями, напоминающими публицистические очерки. Действие повести происходит в небольшой сельской глубинке под названием Сосновка.

Главным героем повести писатель представляет Ивана Петровича Егорова, изображенный в образе добропорядочного, трудолюбивого, честного человека, придерживающего нравственных моральных принципов и считающего главным смыслом человеческой жизни наличие четырех подпорок в виде дома с семьей, работы, близких людей, а также родной земли, на которой располагается дом. При этом герой является скромным сельским жителем, не обладающим выдающимися способностями и не имеющим магического средства воздействия на окружающих людей.

Антиподом главному герою произведения в повести выступает группа организованного набора, называемая в простонародье архаровцами, участники которой отличаются отсутствием совести, бандитскими замашками, держа в страхе население села.

Сюжетная линия повести выстраивается вокруг ночного происшествия в виде пожара, заставляющего героев произведения переосмыслить собственные жизни и отношение к окружающей действительности, а также наглядно демонстрирующего трагедию разорения человеком своей родной земли.

Сцены описания пожара, в огне которого уничтожаются складские помещения с продуктовыми и промышленными товарами для населения, являются сюжетным приемом, усиливающим драматизм повести и представляющимся в качестве метафорического образа, поскольку с древних времен огненной силе люди противостоят объединившись. Однако в повести писатель изображает прямо противоположную ситуацию, в которой объединившиеся члены архаровской шайки не участвуют в тушении пожара и спасении имущества, а, используя паническое настроение окружающих и занятость людей чрезвычайным событием, растаскивают добротные вещи, а также спиртные напитки.

Повесть акцентирует читательское внимание авторскими размышлениями о духовном и физическом истощении русской земли, подчеркивая надежду на их восстановление в будущем. Образ огня в повести имеет символический оттенок, олицетворяя собой не только процесс разрушения, но и передающий очищающую силу

Смысловая нагрузка произведения демонстрирует авторский призыв, выраженный путем использования метафор, заключающийся в необходимости общественных перемен в стране

Образ огня в повести имеет символический оттенок, олицетворяя собой не только процесс разрушения, но и передающий очищающую силу. Смысловая нагрузка произведения демонстрирует авторский призыв, выраженный путем использования метафор, заключающийся в необходимости общественных перемен в стране.

Второстепенный герои и их характеристика

Михаил Хампо — добрый и трудолюбивый несмотря на то, что с детства парализован. Все жители деревни любят его. В конце повести погибает от рук архаровцев.
Алёна – жена Ивана Петровича. Добрая, трудолюбивая и смелая. У них семье абсолютное взаимопонимание. Она поражена, что люди разворовывают склады.
Андрей Солодов – лесничий, оштрафовавший леспромхоз за высокие пни.
Гошка – брат Ивана Петровича. Уезжает на заработки, где спивается.
Саша Девятый – один из архаровцев. Несмотря на то, что входит в группу антагонистов, он помогает Ивану Петровичу, а также один раз спасает его (Но, как подмечает главный герой, возможно исходя из собственных интересов).
Валя – кладовщик склада. Всю повесть плачет о том, что именно ей придется отвечать за то, что склады разворованы.
Семён Кольцов — сдержанный и тихий человека. Тем не менее, когда Семён расчищает крышу, то он кричит как человек, идущий в атаку и готовый убить.
Афоня Бронников – один из положительных второстепенных персонажей. На протяжении всей повести помогает спасать продукты, при этом ничего не воруя. Помимо этого, выражает альтернативное мнение насчёт происходящих событий

Ему не важно, что делают другие, ему важно – что делает он сам. Юрий Андреевич – директор школы

Борис Иваныч – сын главного героя. Является идеализированным отображением жизни, которую желает Иван Петрович. В деревне у сына все идеально, стоит покой и порядок, а рыбы в маленькой речке больше, чем в Ангаре.
Архаровцы – антагонисты произведения. Постоянно пьянствуют и ухудшают социальное положение деревни, а в пожар разворовывают склады.
Борис Тимофеевич Водников – это человек старой закалки. Из-за своего характера он часто кричал на людей, но мог и похвалить тех, кто этого не заслуживает. Твердо разбирается как в себе, так и в людях.

Иван Петрович помогает выносить масло и муку

Продолжается пожар. Краткое содержание по главам интересующего нас произведения подошло уже к десятой главе. Полностью вытеснили огонь из первого продовольственного склада. Теперь перешли уже во второй. Когда сюда впервые заскочил Иван Петрович, здесь было уже дымно и накалено, но все-таки сносно, без огня. Было здесь и людно. Ящики с водкой передавались по цепочке. Крики Вали-кладовщицы доносились откуда-то. Она умоляла вынести из здания растительное масло, которое находилось в железной бочке. Ее повалил с трудом Иван Петрович, однако выкатить не сумел. Тогда он выхватил из цепочки кого-то, и вместе они выкатили бочку.

За второй возвратился Иван Петрович, однако напарник его вернулся в цепочку. Главный герой заметил, пытаясь его отыскать, что не только ящики передаются по цепи, но также и раскупоренные бутылки. И вновь Иван Петрович выкатил бочку с помощью кого-то, но оказалось, когда ее выкатили, что она была без пробки. Извивающийся след масла уходил в склад. Ивану Петровичу сказал Афоня Бронников, что необходимо спасать муку. В низкой постройке за третьим складом держали сахар. Здесь же была и мука, которая свалена была в бесформенную кучу. Первый попавшийся мешок взвалил на себя Иван Петрович и вынес его. Вместе с Сашкой Девятым он свалил связь забора и по откосу положил на дорогу. Так получился мост. После этого оторвали еще одну и уложили рядом. Отыскать Алену решил главный герой повести «Пожар» (Распутин). Краткое содержание произведения продолжается размышлениями главного героя о семейной жизни.

Миша Хампо

Событиями пятнадцатой главы продолжается краткое содержание («Пожар» Распутина состоит из 19 глав). Главный герой стягивал мешок и относил его. Сначала было около десяти человек, выносивших муку. Но затем их осталось лишь четверо: Иван Петрович, Савелий, Афоня и какой-то малознакомый парень. Через некоторое время подстроился также Борис Тимофеич. Главный герой решил поочередно брать: то крупу, то муку. Когда не осталось сил, он остановился возле постройки, которая была баней Савелия. Он таскал в нее мешки с мукой. Еще главный герой заметил старуху, подбиравшую бутылки со двора — конечно, не пустые. Иван Петрович на середине двора увидел Мишу Хампо. Мы лишь в нескольких словах описали этого героя, составляя краткое содержание. «Пожар» Распутина — произведение, в котором этот персонаж играет далеко не последнюю роль. Он с детства был парализован и таскал плетью правую руку. Единственное, что мог выговорить этот человек: «Хампо-о!». Он жил один, похоронив давно свою жену. На Север уехал его племянник. Миша Хампо был могучей силы и привык одной левой делать все, что угодно. Этот человек был прирожденным сторожем.

Встреча с Борисом Тимофеичем

Главный герой спрыгнул вниз и направился к месту, где видел только что Бориса Тимофеича, начальника участка. Он его отыскал в толпе по крику, у продовольственного склада. Тот просил открыть двери склада Валю-кладовщицу. Об этом рассказывает в пятой главе Распутин («Пожар»). Содержание произведения представлено кратко — мы отмечаем лишь основные события. Валя не согласилась. Борис Тимофеич тогда крикнул архаровцам, чтобы те ломали двери. И они принялись с удовольствием ломать. Главный герой предложил Борису Тимофеичу поставить Мишу Хампо в воротах, чтобы тот охранял. Начальник участка так и сделал.

Очень краткий пересказ повести «Пожар»

Иван Петрович Егоров приходит с работы. Его встречает жена — Алёна. Они слышат крики о пожаре на ОРСовских складах. Вместе бегут его тушить. Там встречают множество персонажей: Михаила Хампо, Сашу Девятого, Валю, Семёна Кольцова, Афоню Бронникова, Бориса Тимофеевича Водникова. Помимо этого, происходит знакомство читателя с антагонистами повести — архаровцами. Вместе они тушат пожар. По ходу повести Иван Петрович постоянно говорит с разными людьми, а также окунается в философские размышления о сущности нынешней жизни. В это время архаровцы вместо тушения пожара растаскивают имущество и подключаются к работе только после того, как огонь подбирается к водке.

Спасая алкоголь, они действуют слажено, передают по бутылке из рук в руки, попутно выпивая часть содержимого. Ближе к концу повести пьяные Архаровцы забивают Михаила Хампо, но тот смог задавить одного из них — Соню.

Повесть заканчивается описанием уходящего из деревни Ивана Петровича. Он чувствует в душе пустоту и одиночество, но шагалось ему легко и свободно, ведь он понимал, что наконец нашел свой путь.

Характеристика основных персонажей произведения (с цитатами из него)

Персонаж Характеристика персонажа Цитаты персонажа
Иван Петрович Центральный персонаж произведения. Во время пожара на продовольственных складах в Сосновке пытается противостоять стихии, но понимает, что у него ничего не удается. Один из трех человек, кто решился бежать и тушить пожар, не пытаясь при этом нажиться на чужой беде. Удивляется тому, что практически все население деревни сбежалось на пожар, но не для того, чтобы потушить его, а для того, чтобы захватить вещи, которые люди пытаются спасти при пожаре. Сам он думает, что огонь со складов может легко перекинуться на жилые дома, и ситуация станет еще хуже. Во время пожара едва не умирает, видит, как люди воруют вещи, водку, драгоценности и удивляется – ранее корыстных намерений он не замечал ни за одним человеком. После всего, что произошло, не может больше оставаться в деревне и решает уехать к родному сыну. — Сходи и ты, ополоснись, а то

кидаешься!.. Смотрел бы хоть, на кого кидаться!

— План, говоришь? План?! Да лучше б мы без него жили!.. Лучше б мы

другой план завели — не на одни только кубометры, а и на души! Чтоб

учитывалось, сколько душ потеряно, к черту-дьяволу перешло, и сколько

осталось!.. План!.. Ты вспомни, как было… ну, пускай хоть пять лет

назад…

Алена Несмотря на наличие других женщин в произведении, Алёна считается единственной положительной женской фигурой в повести. Крепкая, красивая, хозяйственная женщина, которая по своим внутренним качествам очень похожа на своего мужа и не крадёт ничего время пожара. Удивляется, что люди стали такими, и крадут, когда у них есть риск лишиться своего жилья, если огонь перекинется на него. Не ожидала того, что жители деревни покажут свою тёмную сторону вместо того, чтобы сообща справиться с бедой. — Мне-то зачем? Много я тебе натаскала, покуль живем? Шибко

много?

— Это кто-то, чтоб спасти

тебя, мои руки подхватил да свою силу подставил. А я ниче и не помню. И

тяжели вроде никакой не было.

— Ну так че, Иван… конечно, к Борьке охота… Он научился слышать и

то, что она недоговаривала. К Борьке охота, но не так бы, не так…

Афоня Бронников Приятель Ивана Петровича, известный ему еще по Егоровке. Помогает ему тушить пожар, пытаясь спасти склады и то, что в них находится. — Кому ты что докажешь? Я так

считаю: я работаю честно, живу честно, не ворую, не ловчу — и хватит. У кого

глаза есть, тот видит, как я живу и как другие живут. Кто куда расположен,

туда и пойдет. Наше дело — жить правильно, пример жизнью подавать, а не

загонять палкой в свою отару. От палки толку не будет.

.- Скоро уж сгорим, а

ты только хватился. Давай, браток, подбегай, пока не поздно. Завтра шабаш,

завтра не опохмелишься.

Борис Тимофеич Начальник Ивана Петровича. Во время пожара на складах не знает что делать, срывается на всех, требует кладовщиц открывать склады несмотря на то, что они боятся, что все вещи, что там находятся, украдут, и им придётся возмещать это из своего кармана. Сам не является честным человеком, не гнушается брать себе то, что плохо лежит. Перед началом событий поругался с Иваном Петровичем, позднее и пытается сорвать на нём злобу за то, что тот, по его мнению, ничего не сделал, чтобы предотвратить пожары, сообщить о них и спасти находившиеся на складах товары (что не совпадает с реальностью). — А что пять лет назад?

Тогда не было ни самосвалов, ни челюстных погрузчиков. КрАЗа твоего не было,

на который ты по тридцать кубов зараз грузишь.

— Пошто

ты все одно к одному? Без плана, видишь, не живем…

Валя-кладовщица Кладовщица, отказывающаяся открыть склад по велению Тимофеича, так как переживает, что с открытого склада все растащат, и ей придется возмещать убыток. — Тушите. Я маленькая, что ли, не вижу, что ли, как тащат у Клавки! Все тащат. А у меня там больше чем

на сто тысяч. Я где их потом брать буду?! Где?! Где?!

Миша Хампо Инвалид, которого ставят сторожить склады и не пропускать ворующих людей. Имеет парализованную руку, говорит одну-единственную фразу. С порученным ему заданием честно пытается справиться, однако это ему не слишком удается – на воротах он стоит в одиночестве, а тащит с него добро множество людей. Честно пытается отобрать ворованное добро, и в результате умирает от удара по голове. Хампо-о! Хампо-о-о!

Эссе на тему «Бездушие сегодня: актуальность темы» (по произведению В.Распутина «Пожар»)

Организация: ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одарённых детей»

Населенный пункт: Республика Крым, г. Симферополь

Что такое бездушие? Это не отсутствие души как таковой, но отсутствие ценностей, внутренних ориентиров, отождествление понятий добра и зла. Когда люди стали бездушными? Или они были таковыми всегда?

В повести В. Распутина «Пожар» на примере людей Сосновки показывается проблема современного общества: жители спасают водку, а не муку и сахар. Ценность в спиртном, как до пожара, так и во время. Ценность в воровстве, тунеядстве, отстаивания силой своего мнения. И даже честный дядя Миша Хампо вынужден смириться со сложившейся ситуацией, «даже самому совестливому пришлось привыкать». Иван Петрович мудро хотел подметить, что Егоровка – в каждом из нас. Дни сменяют друг друга, и мы, общество, выбираем, как поступить: по совести или смолчать, увидев что-то неправильное. Я с уверенностью могу сказать, что большинство современников выбирают стиль жизни дяди Миши. Мы вроде бы и видим, что кто-то поступает неправильно, но «отстаивать» своё мнение, идти против системы, делать замечание кому-то не смеем. По сути, смиряемся с ситуацией. Делаем вид, что не замечаем того, что происходит вокруг. Что это, если не бездушие? Или, сидя на кухне за чашкой чая (или чего покрепче, как архаровцы в повести «Пожар»), комментируем истории из Тик-Тока, но дальше этих комментариев дело не доходит, выйдя за пределы кухни, вновь превращаемся в Хампо. А ведь давно известна истина: хочешь менять мир вокруг, начни с себя.

Ещё один пример бездушия – ничтожность человеческой жизни. В повести архаровцы в пьяном угаре убивают Хампо, он, падая, успевает задавить Соню. Лежат два трупа. Никому до них нет дела. Но, на мой взгляд, страшно не это. А последующий диалог Ивана Петровича и Афони. На вопрос: «Что делать будем?» Афоня буднично говорит: «Жить дальше будем». И у всех вокруг нет ни капли сопереживания, жалости к умершим. Как будто так и должно быть. Перенесёмся в современный мир: информация о том, что мать выбросила ребёнка из окна, сосед задушил сожительницу, стала обыденным явлением. И дела нет никому до того, что оборвалась чья-то жизнь, посудачат пару минут и перестанут. И лежат они так же, как Хампо и Соня, а мы жить дальше будем.

Мне кажется, с каждым годом количество сопереживающих людей уменьшается. Всё больше «бездушных архаровцев». Духовные ценности перестают быть ценностями, в почёте материальные. Чья-то жизнь уходит на второй план. Конечно, у каждого человека он сам должен быть на первом месте, но при этом мы не должны забывать и о том, что другие люди так же важны. Пока люди будут «спасать водку вместо муки» бездушие будет процветать.

Приложения:

  1. file0.docx.. 16,3 КБ

Опубликовано: 29.06.2021

Анализ произведения

В 1985 году написал свою повесть Валентин Распутин. «Пожар» (краткое содержание повести только резюмирует общую идею произведения, до конца не раскрывая его сути), «Прощание с матёрой» и некоторые другие повести писателя посвящены борьбе двух миров – нового и уходящего. «Прощание с Матёрой» – это противостояние между маленькой, наполненной традициями и приданиями, вселенной старшего, дореволюционного поколения и новой атеистической реальностью молодого поколения. В повести «Пожар» друг другу противопоставлены две системы ценностей.

Описанные в произведении населённые пункты и сам пожар несут символический смысл, став миниатюрой целой страны и происходящих в ней событий. Егоровка – это мир, в котором родились и были воспитаны некоторые жители Сосновки. Здесь выросли Иван Петрович и Афоня – честные труженики, привыкшие работать на «голом энтузиазме», не желающие ничего для себя. Эти люди привыкли делиться последним. Им чужды эгоизм и жажда наживы. Как и в некоторых других своих произведения, автор противопоставляет жизнь в деревне жизни в городе. Иван Петрович уверен, только в деревне человек способен сохранить нравственную чистоту и духовные ценности, привитые в детстве. Город портит даже очень хороших людей. В огромном населённом пункте, где люди не знают другу друга, можно, почувствовав свободу, забыть те правила и традиции, несоблюдение которых так заметно в деревне.

Егоровка была уничтожена. Жители разъехались. Иван Петрович и некоторые его земляки переехали в Сосновку, которая некоторое время напоминает затопленный населённый пункт. Однако очень скоро, после приезда носителей иной системы ценностей, которые Иван Петрович считает антиценностями, посёлок начинает перерождаться. Архаровцы устанавливают свои собственные порядки. Их пример становится более заразительным, чем пример Егорова. Работать ради лучшей жизни для следующих поколений – слишком абстрактное счастье. Жители Сосновки быстро переходят на новую систему идеалов.

Пожар символизирует окончательный переход на новую ступень развития. Распутин приписывает ему антропоморфные качества: огонь с жадностью набрасывается на вещи, ненасытно пожирая их одну за другой. Чрезвычайное происшествие как будто подталкивает людей к преступной деятельности. Огонь согласен списать воровство. Немногочисленные борцы за социалистические ценности продолжают сопротивляться новому. Ни автор, ни его герои не подозревают о том, что всего через несколько лет в стране разразится ещё больший пожар. Он заставит сделать окончательный выбор: признать новые идеалы и жить дальше, или отстаивать старые принципы и погибнуть.

4.7

5
(
6

голосов
)

Воспоминания о Егоровке

Шестая глава описывает воспоминания о Егоровке, старой деревне, которые нахлынули на Ивана Петровича. Он выезжал из своей деревни надолго лишь однажды — во время войны. Главный герой воевал два года, и еще год после того, как русские победили, держал оборону Германии. Он воротился домой осенью 1946 года. И своей деревни не узнал — она ему показалась обделенной и невзрачной. Здесь все оставалось без перемен и как будто остановилось навсегда. Вскоре он встретил Алену в соседней деревне. Когда новую машину получил колхоз, оказалось, что, кроме него, за нее некого сажать. И Иван Петрович начал работать. Вскоре слегла его мать в долгой и тяжелой немочи. Младший брат главного героя отправился на стройку и спился с больших денег. Иван Петрович решил остаться в Егоровке. Когда ее затопило, в новый поселок свезли всех жителей. Сюда привезли еще шесть таких же, как его родная деревня. Утвердился здесь сразу же леспромхоз, который был назван Сосновкой.

Иван Петрович помогает на крыше

Когда по двору складов шел Иван Петрович, группы начали сколачиваться лишь в двух местах. Одна скатывала мотоциклы с подтоварника, другая разбирала крышу для того, чтобы прервать огонь. Главный герой полез на крышу, где командовал Афоня Бронников, который поставил его на край, выходящий на двор. Иван Петрович стал отдирать доски. Парень, посланный за ломом, вернулся и вместо лома принес новость о том, что выкатили «Урал», обгоревший мотоцикл.

Главный герой огляделся, выбив последнюю тесину. Ребятишки носились ошалело по двору, вскрикивали и метались фигуры у промтоварных складов. Но уже набегало и начальство. Подошли главный инженер леспромхоза, начальник участка. Об этом рассказывается в третьей главе. Весь поселок сбежался, однако никого пока не нашлось, кто смог бы организовать его в единую разумную силу, которая способна была остановить огонь.

Пожар :: Распутин Валентин Григорьевич

Аннотация: Доводилось ли вам когда-нибудь видеть, как горит дом? Это страшное и опустошающее зрелище, особенно когда ничего уже нельзя поделать. Действие происходит в поселке Сосновка, том самом, куда переезжали жители Матёры. Словно спустя десять лет писатель решил посмотреть, что же стало с героями былой его повести, как повлияла на них перемена условий жизни. В поселке загорелись склады. Люди пытаются хоть что-то спасти от огня. Кто эти люди, как они ведут себя в этой ситуации, почему они совершают тот или иной поступок? ———————————————

Валентин Распутин

Пожар

Горит село, горит родное…

Из народной песни

1

И прежде чувствовал Иван Петрович, что силы его на исходе, но никогда еще так: край, да и только. Он поставил машину в гараж, вышел через пустую проходную в улицу, и впервые дорога от гаража до дома, которую он двадцать лет не замечал, как не замечаешь в здоровье собственного дыхания, впервые пустячная эта дорога представилась ему по всей своей дотошной вытянутости, где каждый метр требовал шага и для каждого шага требовалось усилие. Нет, не несли больше ноги, даже и домой не несли.

И предстоящая неделя, последняя рабочая неделя, показалась теперь бесконечной – дольше жизни. Нельзя было вообразить, как, в каких потугах можно миновать ее, эту неделю, и уж совсем не поддавалось ни взгляду, ни мысли то существование, которое могло начаться вслед за нею. Там было что-то чужое, запретное – заслуженное, но и ненужное, и уж не дальше и не видимей самой смерти представлялось оно в эти горькие минуты.

И с чего так устал? Не надрывался сегодня, обошлось даже и без нервотрепки, без крика. Просто край открылся, край – дальше некуда. Еще вчера что-то оставалось наперед, сегодня кончилось. Как завтра подыматься, как заводить опять и выезжать – неизвестно. Но оно и в завтрашний день верилось с трудом, и какое-то недоброе удовольствие чувствовалось в том, что не верилось, пусть бы долго-долго, без меры и порядка ночь, чтоб одним отдохнуть, другим опамятоваться, третьим протрезветь… А там – новый свет и выздоровление. Вот бы хорошо.

Вечер был мякотный, тихий… Как растеплило днем, так и не поджало и вроде не собиралось поджимать. Мокрый снег и по твердой дороге продавливался под ногами, оставляя глубокие следы; продолжали булькать, скатываясь под уклон, ручейки. В загустевших чистой синью бархатных сумерках все кругом в это весеннее половодье казалось затопленным, плавающим беспорядочно в мокрени, и только Ангара, где снег был белее и чище, походила издали на твердый берег.

Иван Петрович добрался наконец до дому, не помня, останавливался, заговаривал с кем по дороге или нет, без обычной боли, – когда то ли обрывалась, то ли восставала душа, – прошел мимо разоренного палисадника перед избой и прикрыл за собой калитку. С заднего двора, от стайки, слышался голос Алены, ласково внушающий что-то месячной телочке. Иван Петрович скинул в сенцах грязные сапоги, заставил себя умыться и не выдержал, упал на лежанку в прихожей возле большого теплого бока русской печи. «Вот тут теперь и место мое», – подумал он, прислушиваясь, не идет ли Алена, и страдая оттого, что придется подниматься на ужин. Алена не отстанет, пока не накормит. А так не хотелось подниматься! Ничего не хотелось. Как в могиле.

Вошла Алена, удивилась, что он валяется, и забеспокоилась, не захворал ли. Нет, не захворал. Устал. Она, рассказывая что-то, во что он не вслушивался, принялась собирать на ужин. Иван Петрович попросил отсрочки. Он лежал и вяло и беспричинно, будто с чужой мысли, мусолил в себе непонятно чем соединившиеся слова «март» и «смерть». Было в них что-то общее и кроме звучания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: