Отражение социальных проблем в рассказе
Рассказ Чехова «Лошадиная фамилия» является ярким примером того, как социальные проблемы могут быть отражены в литературном произведении. В рассказе автор описывает жизнь двух братьев, один из которых, Иван, является бедным и неудачливым, а другой, Петр, богатым и успешным. Чехов использует эти персонажи, чтобы показать различия в социальном статусе и как это влияет на их жизнь и отношения друг с другом.
Иван, не имея никаких достижений и богатства, чувствует себя неудачником и завистливо смотрит на своего брата, который имеет все, что ему не хватает. Петр же, в свою очередь, не понимает проблем Ивана и считает его ленивым и неспособным.
Чехов также использует символизм, чтобы подчеркнуть социальные проблемы в рассказе. Например, лошадь, которая является главным символом в рассказе, представляет собой богатство и успех, которые имеет Петр. В то время как Иван, не имея лошади, чувствует себя еще более бедным и неудачливым.
Таким образом, рассказ Чехова «Лошадиная фамилия» является примером того, как социальные проблемы могут быть отражены в литературе. Автор использует персонажей и символизм, чтобы показать различия в социальном статусе и как это влияет на жизнь и отношения людей.
В чём смысл произведения
Способность взять себя в руки в непростой ситуации и самодисциплина — главные идеи, которые заключены в рассказе. Результатом неправильных действий могут стать мучения других людей и напрасные страдания. Приказчик усердно пытается вспомнить совершенно ненужную информацию, все очень пытаются ему помочь, но это абсолютно ненужные старания. В пользу разумных действий людям нужно научиться бороться со своими страхами. Перед неизбежным нет смысла отступать.
Абсурд описанной ситуации можно назвать главной идеей рассказа. Поведение высокопоставленного лица не соответствует должному. Образ чиновника не сопоставляется с ремеслом кудесника, избавляющего от зубной боли, а глупость и наивность приказчика не соответствуют его должности. Абсурд просматривается в ситуациях, когда генерал-майор трусит решиться на лечение зуба у доктора, приказчик бестолков, а люди, имея возможность получить специализированную помощь, лечатся у шарлатанов.
А. П. Чехов хотел донести до читателей главную мысль: если высокое звание занимает невоспитанный и невежественный человек, то его слуги и подчиненные оказываются под разлагающим влиянием, а сам он поощряет шарлатанскую деятельность.
Символизм зеркала и его значение в рассказе
Один из наиболее ярких символов в рассказе Чехова «Лошадиная фамилия» — это зеркало. Оно появляется в нескольких эпизодах и играет важную роль в раскрытии глубинного смысла произведения.
Символизм зеркала в литературе известен давно и часто используется для передачи различных идей и образов. В рассказе Чехова зеркало выступает как символ отражения внутреннего мира героев. Оно позволяет им увидеть себя со стороны и осознать свои истинные чувства и мысли.
Так, например, главный герой Иван Михайлович, увидев свое отражение в зеркале, понимает, что он стар и уродлив, что его жена не любит его, а его дети живут своей жизнью и не нуждаются в нем. Зеркало становится для него своего рода пророчеством, которое помогает ему осознать свою никчемность и бессмысленность жизни.
Также зеркало играет важную роль в отношениях между Иваном Михайловичем и его женой. Оно становится свидетелем их разговоров и конфликтов, а также символизирует их отдаленность друг от друга.
Таким образом, символизм зеркала в рассказе Чехова «Лошадиная фамилия» помогает раскрыть глубинный смысл произведения и передать идею о том, что человек должен уметь видеть себя со стороны, чтобы понимать свои истинные чувства и мысли.
Несколько интересных сочинений
Когда перед тобой открыты все пути, то можно потеряться в многообразии профессий и возможностей. Но я уже выбрала свой путь. Я знаю, кем я хочу быть – парикмахером!
Образ и характеристика Пети Ростова в романе Война и мир Толстого сочинение
В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» показаны различные герои, которым придется изменить свой внутренний мир. Таким персонажем является Петр Ростов – самый младший ребенок в семье, который в начале произведения был неуклюжим толстяком
Образ и характеристика Вити Фотография на которой меня нет Астафьева сочинение
Основным персонажем произведения является маленький мальчик по имени Витя, от лица которого и ведется повествование рассказа.
Сочинение Что такое мужество рассуждение 9 класс огэ 15.3
В жизни каждому из нас приходится сталкиваться с неприятными, неожиданными и сложными ситуациями. Именно в них проявляется настоящий характер человека, качества его души, выносливость, мужество и стойкость.
Сочинение Взаимоотношение учителя и ученика 11 класс ЕГЭ
Учитель – это важный человек в жизни каждого ученика, ведь именно он вооружает ребенка целым багажом необходимых для жизни знаний, а также, способствует формированию у него множества умений и навыков.
Чему учит?
Рассказ учит не отступать перед неизбежным. Человеку следует перебарывать свои страхи и соблазны в пользу правильных, разумных действий. Чехов призывает не халтурить, не прибегать к шарлатанству, а добросовестно делать свою работу.
Кроме того, человек должен быть на своём месте: смелый – в генералы, разумный – в приказчики, обязательность – в чиновники. Если же личностные качества не соответствуют профессии, то получается такая смешная и несуразная ситуация, как в «Лошадиной фамилии». Что было бы, если бы и доктор не справился со своими обязанностями? Возможно, в этом рассказе заложены личные искания и сомнения самого Чехова, ещё не решившего, какую деятельность, врачебную или писательскую, избрать главной.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Смысл названия
Автор грамотно расставил акценты в рассказе. В начале читатель не до конца понимает, при чем тут лошадиная фамилия, и как она связана с сюжетом. Как только начинается перечисление самых разных ассоциативных фамилий, приходит осознание. Но Чехов связывает свое название не с забытым именем. Фамилия – это лишь косвенное отношение к названию. На самом деле, герои ошибочно идут по другому пути, выбирая помощь знахаря и даже прилагая столько усилий, чтобы его вспомнить. А в итоге забытый «волшебник» оказался не нужным и его помощь в том числе.
Курьезный случай с фамилией лишь подчеркивает серьезность авторского замысла: мы готовы обмануть себя и часами ломать голову над ненужными вопросами, лишь бы не выходить из зоны комфорта и не решать проблему так, как ее нужно решить — кардинально и современно, без суеверий и таинств.
Фразеологизм «Лошадиная фамилия»
Название рассказа стало крылатой фразой, которая употребляется в ситуациях, когда что-то не удается вспомнить. Слово знакомо, и все время вертится на языке, однако определить его никак не получается.
Впоследствии британский психолог Вильям Джеймс объяснил подобное явление «на кончике языка». Исследования проводились и харьковским специалистом П. М. Гопычем, который построил нейросетевую модель и проанализировал рассказ с точки зрения психолингвистики.
Поучительный рассказ Чехова производит впечатление на взрослых и ребят среднего школьного возраста. Несмотря на юмор и комичность ситуации, в нем затронуты серьезные проблемы человека и общества, над которыми стоит задуматься.
https://youtube.com/watch?v=StWLQgRmyKQ
Чем закончилась история
Напрасно с такой одержимостью Иван Евсеич вспоминал фамилию. Задача разрешилась сама собой. Доктор, который всё-таки вырвал зуб несчастному генералу, сам того не зная, помог разгадать ребус. В качестве вознаграждения за оказанную помощь он попросил дать ему овса для его лошади. И тут то приказчика осенило! Фамилия того знахаря — Овсов!
Ситуация смешная, она пропитана юмором. Но если разобрать её детальнее, то приходит понимание, насколько глупыми и невежественными бывают люди, и плохо, когда они занимают высокопоставленные должности. Это порождает абсурд, приводит к ненужной деятельности и способствует процветанию обманщиков.
Ищите нас здесь
- Смысл рассказа Чехова — «Смерть чиновника» Антон Павлович Чехов всегда славился своими короткими рассказами, в которых передавал простые и понятные истины. В десяти минутах чтения человек находил больше, чем в некоторых многотомных произведениях. Не зря его…
- Смысл рассказа Чехова — Ионыч В середине 80-ых под влиянием путешествия на остров Сахалин и ухудшением самочувствия литературный стиль Антона Павловича меняется. Анекдотические ситуации приобретают философский подтекст. Комичность оттеняется лиризмом. Рассказ «Ионыч», написанный и опубликованный…
- Смысл рассказа «Толстый и тонкий» Чехова Антон Павлович Чехов — настоящий мастер коротких историй, наполненных глубочайшим смыслом. Только он мог с помощью пары слов изъясниться точнее, чем некоторые авторы в своих многотомниках. «Краткость — сестра таланта»,…
- Смысл рассказа Чехова «Мальчики» Антон Павлович Чехов — мастер короткого рассказа. Все его произведения лаконичны и сюжетно просты. Интересными их делает удивительная точность, тонкий психологизм. Рассказ «Мальчики» относится к относительно большим рассказам Чехова и…
- Смысл произведения Дядя Ваня — Антон Чехов Смысл названия книги Дядя Ваня Трагизм пьесы заключён в двух простых словах пьесы, в драме маленького человека «дяди Вани». При всем благородстве души и высоких идеях Иван Петрович остаётся для…
«Лошадиная фамилия», анализ рассказа Чехова, сочинение
А.П.Чехов говорил, что человек станет лучше, если ему показать, каков он есть на самом деле. Говорят, писатель всегда испытывал душевную боль за человечество. Её он выражал в изображении социальных и нравственных ситуаций, используя комические и сатирические приёмы. Об этом ранние юмористические рассказы Чехова. Он часто изображал уклад жизни, который представлялся как нечто нелепое, а потому и смешное. В этих небольших по объёму произведениях присутствует внешний комизм (комизм ситуации), который напоминает анекдот.
Примером такой прозы является рассказ «Лошадиная фамилия». Его анализ наглядно характеризует раннюю прозу автора. Сюжетная линия предельно проста: у генерала Булдеева разболелся зуб. Он безрезультатно перепробовал все народные средства. Приказчик Иван Евсеевич предлагает обратиться к человеку, который лечит заговорами, даже «по телеграфу». Поскольку этот «доктор» живёт в другом городе, требуется отправить ему телеграмму. Но приказчик забыл фамилию адресата. Он утверждал, что фамилия «лошадиная». Все домочадцы начали предлагать свои варианты, мучительно вспоминал и Иван Евсеевич. В конечном итоге зуб удалил доктор, а приказчик при случайных обстоятельствах вспомнил фамилию — Овсов.
Жанр текста можно определить как рассказ-анекдот (произведение злободневного содержания, содержащее шутливую окраску). В этом рассказе, как и в анекдоте, неожиданная концовка. Именно она подчёркивает его юмористический характер.
Композиция произведения характеризуется стремительным началом (особенность стиля Чехова), отсутствием рассуждений и описаний. Ключевой является роль диалогов. Это завязка действия. Развязкой выступают два кукиша, который выразительно демонстрирует генерал приказчику.
Герои рассказа обычные, не примечательные ничем люди: генерал-майор в отставке, генеральша, их дети, приказчик, слуги. Генерала мучит зуб, но жалости он не вызывает. Писатель заставляет смеяться над сложившейся ситуацией, над его комическим положением.
Комичными являются способы, с помощью которых предлагают избавиться от боли. Комично выглядит и придумывание вариантов «лошадиной фамилии»: Кобылкин, Лошадкин, Жеребчиков, Конявский, Уздечкин и др. Тут автор широко использует ассоциативность, но при этом соблюдает чувство меры.
Вообще, комическое — основной художественный приём рассказа. Автор использует несоответствие между внешними проявлениями и внутренней сущностью. Так, приказчик много раз вспоминает фамилию так называемого «доктора», всё более искажая разные варианты. А настоящая фамилия Овсов лишь условно может считаться «лошадиной». Или, например, такое: генерал-майор, а боится; презирает заговоры, а лечить зуб собирается по телефону; акцизному «сила дана», а с должности уволили. В рассказе используются и такие способы комического: гипербола (преувеличен переполох в доме), неожиданность (ситуация, при которой вспоминается фамилия).
Особое значение имеют и анекдотические слова, речевые ошибки: «зубами и кормится», «ежели которые», «у себя пользует», «выпользовать», «ругатель», «дико улыбнулся» и т. д. Живая речь дополняет характеры героев.
Отставной генерал-майор сам создал, а потом сам преодолел (вызвал доктора) анекдотическую ситуацию, продемонстрировав два кукиша приказчику. Автор показывает нам капризного, невежественного генерала (а ведь это звание высшего командного состава). Булдеев использует бранные слова, с пренебрежением относится к слугам. И невольно возникает вопрос: а судьи кто? От этого становится грустно. Вот так и существуют рядом у Чехова два понятия — комическое и трагическое. Они заставляют задуматься о жизни, о ее нравственных и социальных вопросах.
- Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
- «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
- «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
- «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
- «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение
- «О любви», анализ рассказа Чехова
- «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова
- «Хамелеон», анализ рассказа Чехова
- «Студент», анализ рассказа Чехова
- «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова
- «Вишневый сад», анализ пьесы Чехова
- «Каштанка», анализ рассказа Чехова
- Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
- «Хирургия», анализ рассказа Чехова
- «Палата №6», анализ повести Чехова
По писателю: Чехов Антон Павлович
Несколько интересных сочинений
Когда перед тобой открыты все пути, то можно потеряться в многообразии профессий и возможностей. Но я уже выбрала свой путь. Я знаю, кем я хочу быть – парикмахером!
Образ и характеристика Пети Ростова в романе Война и мир Толстого сочинение
В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» показаны различные герои, которым придется изменить свой внутренний мир. Таким персонажем является Петр Ростов – самый младший ребенок в семье, который в начале произведения был неуклюжим толстяком
Образ и характеристика Вити Фотография на которой меня нет Астафьева сочинение
Основным персонажем произведения является маленький мальчик по имени Витя, от лица которого и ведется повествование рассказа.
Сочинение Что такое мужество рассуждение 9 класс огэ 15.3
В жизни каждому из нас приходится сталкиваться с неприятными, неожиданными и сложными ситуациями. Именно в них проявляется настоящий характер человека, качества его души, выносливость, мужество и стойкость.
Сочинение Взаимоотношение учителя и ученика 11 класс ЕГЭ
Учитель – это важный человек в жизни каждого ученика, ведь именно он вооружает ребенка целым багажом необходимых для жизни знаний, а также, способствует формированию у него множества умений и навыков.
Чему учит рассказ Чехова «Лошадиная фамилия»? написал этот рассказ, чтобы высмеять трусость и нерешительность.
Чему учит рассказ «Лошадиная фамилия»?
Рассказ «Лошадиная фамилия» Чехова учит тому,что не надо быть трусливым,как генерал. Такой сильный по званию мужчина не должен бояться, что вырвут зуб и ему будет больно.
Автор описывает случай, который произошёл в небольшом городке. Как-то раз у отставного генерала-майора Булдеева заболели зубы. Он пытался лечить их разными способами, но все они ему или не помогали, или же вызывали тошноту. Доктор прописал ему хину, но и она ему не помогла. На предложенный вариант вырвать зуб он ответил отрицательно. Все окружающие предлагали своё решение проблемы, а его приказчик Иван Евсеевич посоветовал ему полечиться заговором. Сначала Булдееву не особо понравилась эта идея. Но вскоре он согласился попробовать. Всё же возникла маленькая неприятность знахарь жил в Саратове, и надо было отправить туда телеграмму. Когда генерал начал писать Иван Евсеевич не смог вспомнить фамилию знахаря. А вспомнил только что фамилия была лошадиная. Весь дом начал предлагать варианты «…Конный, Лошадский… »
Генерал-майор даже обещал дать пять рублей тому кто угадает фамилию… На третий день приказал Булдеев вызвать доктора. Когда доктор приехал и вырвал ему зуб он попросил овса у приказчика. Приказчик улыбнулся и побежал к генералу. И закричал: «Овсов, Овсов! Вспомнил! «Генерал подставил два кукиша и сказал: «Не нужно мне теперь твоей лошадиной фамилии.
Главная мысль рассказа «Лошадиная фамилия» состоит в том, что любая помощь должна быть своевременной. Приказчик сумел таки вспомнить «лошадиную» фамилию, но было уже слишком поздно – врач удалил генералу больной зуб. Рассказ «Лошадиная фамилия» учит своевременно обращаться к врачам при сильном недомогании. И вряд ли генералу бы помогло лечение зуба с помощью заговора, да еще и посредством депеши, отправленной в другой город.
Происхождение сюжета
Вдохновение и идеи для написания своих рассказов Чехов искал даже в мелочах. Особую роль играли фольклор, общение с людьми, наблюдение за их привычками и характером.
Прототипом для описываемого рассказа могли стать:
- Сюжет из «Указателя сказочных сюжетов» Н. П. Андреева и анекдот про птицу и вербу (том № 3 «Сказок Афанасьева»). На их жанровой основе прозаик оформил черновой вариант рассказа, в котором фамилия была «птичьей». Собеседники вспоминали фамилию знакомого, которая ассоциируется с птицей. Они перебирали варианты: сокол, воробей, чиж, синица, но верного ответа не нашли. Наконец, одного из них озарило: «Вербицкий. Вербицкий, насилу вспомнил!». На вопрос, в чем же связь птицы и этой фамилии, был получен ответ: «Ну птицы же садятся на вербу».
- Измененный таганрогский анекдот. Согласно его пересказу, два зажиточных путешественника Жеребцов и Кобылин заехали одновременно в один и тот же гостевой дом. Их фамилии написали на доске особенно крупными буквами, над чем смеялся весь город Таганрог.
Анализ Лошадиная фамилия сочинение по рассказу Чехова Русский язык
На мой взгляд, Чехов в своём рассказе «Лошадиная фамилия» раскрыл несколько проблем, даже скорее несколько ярких свойств людей. Я попробую их вычленить из рассказа, который несомненно вызывает юмор и улыбку даже у самых грустных людей.
Во-первых, сама ситуация происходит с человеком, который носит чин генерала, очень высокий чин. Зубы болят даже у людей, которые в обществе стоят выше остальных, этим автор показывает, что любой человек смертен, а в гробу будет лежать и бедняк, и богач.
Во-вторых, вы только посмотрите, какой шум и гам устроили герои только потому, что у генерала заболел зуб. Если бы зуб заболел у обычного рядового, то ничего из подобных сцен и быть не могло, потому что отношение к подчинённому гораздо хуже, чем к генералу, а боль подчинённого — это всего лишь очередная новость для условных жителей дома, тогда как болезнь генерала — это всеобщая трагедия.
А что происходит потом? Стоит некоторое время пережить боль в зубах, стоит поносить мысли о возможном, пусть и иллюзорном спасении в голове, и ты уже готов поверить в чудо, поверить в заговорщика.
И это всё происходит не с каким-нибудь деревенским мальчишкой, который верит в суеверия и магию, это происходит с генералом, который жизнь успел пожить.
Именно так автор доносит до читателя, что боль может переменить настрой человека, может сломить человека до такой степени, что тот впадёт в отчаянье, в котором поверит в то, что всю жизнь отрицал.
Когда проходят целые сутки в боли и мучениях, тогда только главный герой Булдеев решает вызвать доктора и вырвать зуб, что опять же свидетельствует о том, что боль способна ломать людей, будь то физическая боль или психологическая.
Также я думаю, что автор высмеивает черту, которая якобы характерна русскому народу, позволю себе её уместить в пословице: «Русак умён, да задним умом».
Ярко это и представляется в ситуации, когда приказчик бежит к генералу, чтобы сообщить радостную новость о том, что он припомнил фамилию, но уже поздно — «на-кося!».
Анализ 2
Одним из ранних произведений считается коротенький рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия»
На суд читателю поставлено решение проблемы, как вылечить воспалённый зуб важному помещику?
История реальная, простая ситуация. Главным героем выступает высший военный чиновник, а ему пытается помочь приказчик. На заднем плане находится генеральша, прислуга, дети. Произошёл не приятный случай.
Главный член семьи – генерал почувствовал боль от воспалённого зуба. Перебирая различные способы исполнения намеченной проблемы, доходят до того, что нужен вначале прозванный «шарлатаном», а теперь очень необходимый человек — Яков Васильевич.
Автор вовлёк и детей в разгадывании фамилии «волшебного» доктора.
Начало рассказа вовлекает читателя в разгадывание загадочной фамилии для излечения важной особы — генерала в отставке, которого беспокоит воспалённый зуб. Иначе, выглядела бы картина, если бы боль беспокоила кого-либо из слуг, а тут — все начали перебирать все возможные варианты «знахарства», даже по «телеграфу»
В данном произведении высмеивается «неграмотность» в отношении к лечению «высоких слоёв», примитивность в осведомлённости о «знахарстве» и воздействии на большом расстоянии. Социальное неравенство, невежество, грубое отношение к прислуге, злоупотребление своим положением в обществе.
Антон Павлович Чехов старается своими короткими рассказами показать всю нелепость, и глупость в поведении выше стоящих людей, которые готовы прислушиваться даже к «нелепым» идеям и выполнять их. Конец сюжета таков: «Приказчик вспоминает фамилию, но поздно генерал сделал правильное решение и согласился дать врачу выдернуть зуб. В результате сразу проходят болевые ощущения».
Уникальный прозорливый ум писателя находит и отражает на бумаге различные мелкие ситуации в жизни, которые актуальны и по сей день, только помещики перевоплотились в высшие чины по военной службе и начальников по работе. К сожалению и по сей день есть социальное неравенство между отношениями людей и «лекари – шарлатаны», не приносящие пользы здоровью, но забирающие большие суммы денег.
Однако, в данном произведении А. П. Чехова побеждает «здравый смысл» и конец произведения положительный, когда выдернули предмет боли, то сразу перестала болеть челюсть. Как часто, мы не используем лёгкие пути, а создаём себе огромные проблемы. А решение может намного легче и совсем рядом.
6 класс
Все сочинения
Анализ прочитанного
Проведя анализ «Лошадиной фамилии», следует отметить, что произведение написано в жанре «юмористический рассказ». Оно грамотно погружает читателей в сюжет, представляя вначале печальную ситуацию для бывшего военного и перечисляя все способы лечения. Лишь во второй части повествования появляется мотив, относящийся к названию произведения.
Одной из важных композиционных основ произведения является перечисление догадок персонажей. Однако суть его названия не только в этом. Искомая фамилия только косвенно относится к лошадям, следовательно, герои неправильно выбирают цель и идут по неверному пути. Как забытая фамилия не относилась напрямую к лошадям, так и медицинская помощь должна была идти не от знахаря, а от обычного доктора.
Не лишено произведение и фольклорного подтекста. Недаром приказчика зовут Иваном. При этом совет (попросить помощи у шарлатана) нельзя назвать мудрым.
Автор не высказывает своего отношения к героям открыто. Он побуждает читателя угадать свое настроение по тому, как выстроен рассказ, какие изложены факты, использованы слова и определения. Для этого следует внимательно прочитать произведение и сделать соответствующие выводы.
Затрагиваемые в рассказе проблемы не утратили актуальности и спустя век:
- Профессионализм. Чехов описывает абсурдную ситуацию. Приказчик в ней бестолковый, генерал — трусливый, а чиновник успел прославиться в народе в качестве знахаря. В Булдееве автор высмеивает страх вырвать зуб, в акцизном — бездействие хозяйственников. Должностные лица обычно много обещают, усыпляют бдительность и заговаривают зубы просителям. Этим и занимается нужный гереналу акцизный чиновник (по совместительству знахарь).
- Суеверие. В повествовании противопоставлены невежественный знахарь и врач с медицинским дипломом. Автор высмеивает попытки отставного военного избежать необходимой медицинской процедуры. Разумный Булдеев поддается на уговоры приказчика довериться нетрадиционным методам, от которых так и веет шарлатанством.
- Трусость. Страх перед необходимыми медицинскими процедурами — это смешно, но одновременно очень глупо и страшно. Как трусливый генерал или маршал при необходимости защитит отчизну? Подобная проблема красной нитью проходит через все творчество писателя. Его герои боятся пустяковых ситуаций, но предпочитают закрывать глаза на серьезные вещи.
Главные герои и их характеристика
- Центральный персонаж рассказа — Булдеев, генерал-майор
в отставке. Чехов, создавая своих героев, использует и водевильную традицию, нарекая их говорящими именами. Созвучие фамилии человека столь высокого ранга с балдой работает на смехотворное снижение его положения. Булдеев наивен, доверчив, он доведён до отчаяния непрекращающейся болью. Неприятная ситуация выявляет ещё одно свойство, порочащее имя генерала – трусость. Решись он сразу вырвать зуб – не было бы всей этой истории вокруг знахаря. -
Приказчик
простодушен, он искренне желает помочь. Бескорыстность можно выделить как положительное качество, но Иван Евсеич глуп, и это опять же высмеивающий компонент в портрете героя. - В знахаре юмористически представлен традиционный набор качеств чиновника. У него есть пристрастие к водке, Овсов
содержит любовницу. Да и сама трансформация акцизного чиновника в знахаря красноречиво говорит о многом. - Лишь доктор
представлен как исключительно положительный герой, рационально мыслящий, честно выполняющий свою работу. Возможно, такая авторская симпатия к доктору неслучайна, ведь эта профессия не чужда и самому Чехову.