Анализ рассказа в.набокова «рождество»

Краткое содержание набоков рождество для читательского дневника

Анализ 2

«Рождество» В. Набоковым было написано в 1924 году.

Сам автор Владимир Владимирович Набоков, великий русский писатель, не один раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе.

Набоков очень точно передал внутренние переживания героя. Тема «Рождества» очень остра потому как смерть близкого человека очень тяжело переживается его родственниками.

Владимир Набоков родился в аристократической семье политика, общественного деятеля и юриста Владимира Дмитриевича Набокова. Когда произошла октябрьская революция, Набокову было всего восемнадцать лет. В 1919 году семья Набокова покинула Россию насовсем. Но, любовь к своей родине осталась у него на всю жизнь.

Произведение начинается с того что у некого Слепцова в Петербурге в доме умирает его маленький сын. Мальчик увлекался бабочками и любил их коллекционировать.

Отец везёт бездыханное тело мальчика в гробу в деревню, в фамильный склеп. Сам поселился рядом в маленьком домике который легче отапливать.

Утром он прогуливается вдоль снежной аллеи, размышляя о случившемся, доходит до мостика и тут ему становится тяжело.

Ему тяжко вспоминать и переживать всё, что случилось, ведь недавно по этим ступеням бегал его сын.

Слепцову вспомнилась предсмертная агония сына, когда он говорил в бреду о бабочках. Он несколько раз ездит на могилу к сыну, но не чувствует духовного единения.

Потом он приказал отпереть поместье и идёт в комнату сына, там отцовское сердце не выдержало, он плачет.

Слепцов находит дневник сына узнаёт поближе своего сына (тот был влюблён в соседнюю девочку но не посмел познакомится).

Слепцову хочется умереть. Он решает, что завтра умрёт непременно.

В этот самый момент из кокона вылупляется «индийская бабочка» (именно о ней говорил сын перед смертью).

Метафора этого произведения похоже на рассказ «Легкое дыхание» Ивана Бунина. Повествование начинается с «конца», т.е. мы пока знакомимся с отцом Слепцова, наблюдаем, его душевные терзания, далее читатель узнаёт о причине (лишь во второй главе), в третьей главе становится известно о переживаниях и смерти сына, а в четвертой главе снова мы наблюдаем безутешного отца. Основной акцент в произведении сделан на жизни мальчика, а отец и бабочка это уже второстепенные вещи.

Таким образом Набоков как бы показ преемственность смерти и жизни. Не смотря на свою собственную смерть мальчик своими трудами дал жизнь бабочке.

Сейчас читают

Остров Сахалин написан Антоном Павловичем Чеховым после его путешествия непосредственно на сам остров. Даже несмотря на то, что его отговаривали все близкие и родные, писатель твердо решает совершить эту поездку

Произведение «Хождение по мукам» Алексея Николаевича Толстого состоит из трех книг. В трилогии описываются события первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны.

Федор Абрамов является очень известным русским и советским писателем. Он создал невероятно большое количество рассказов, способных растрогать даже самого прагматичного и безэмоционального читателя.

События происходят в портовом городе. В подвале одного из домов расположилась пивная по названию «Гамбринус». Стены пивной всегда влажные, пол усыпан опилками. Вместо столов используются обычные деревянные бочки

Источник

Набоков Рождество для читательского дневника

Слепцов возвращается домой. С этим человеком явно что-то не так. Он очень рассеян и постоянно про себя о чем-то думает. Его облик, его весь образ говорит о глубоких душевных переживаниях. Весь дом словно сопереживает ему, сочувствует. И на первый взгляд видно, что Слепцов болен. Он похож на рассеянного обессиленного серьезно больного человека. Только в следующей главе причина его состояния становится ясной.

Герой постепенно приходит в себя или же падает в забвение. Окружающие пустяки помогают ему сконцентрироваться на чем-то ином. Герой постепенно начинает приходить в себя. Его беспокоит факт своего существования. Слепцов чувствует, что его жизнь, его сущность умерла. Он в гробу сына видит свою разрушенную законченную жизнь. Сам не может объяснить, почему он жив, ведь без сына ему незачем продолжать существовать.

Повествование переходит на новый этап. Становится понятной причина смерти бедного юноши. Читатель узнает о его болезни. О годах, проведенных им в Петербурге. Отец своими переживаниями сопутствует повествованию всех деталей жизни любимого сына. Из дневника бедного юноши становится известно о его переживаниях, его мыслях. Отец узнает о его влюбленности. О прекрасной девушке, с которой юноша связывает все свои надежды и мечты.

За одни сутки Слепцов переживает всю жизнь заново. Он понимает смерть с трудом принимает его и принимает новую жизнь. Новая жизнь заключена в образе бабочки, которая вышла из кокона, собранного мальчиком.

Произведение учит, что жизнь скоротечна важно это понимать. Оцените произведение:

Оцените произведение:

3.23

Голосов: 62 Читать краткое содержание Рождество. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Читательский дневник по рассказу «Рождество» Набокова

Сюжет

В Канун Рождества Слепцов хоронит сына-школьника на погосте рядом с усадьбой. Он переносит в теплый флигель его летние вещи: сачок, тетрадки, дневник, где он пишет о тайной влюбленности в девочку-соседку, коллекцию бабочек, кокон индийского шелкопряда. Слепцов хочет умереть. Ведь жизнь лишена чудес, а смерть всесильна. Вдруг огромная красивая бабочка выходит из кокона, трепеща от радости жизни…

Отзыв

Название не так уж обманчиво: рождественское чудо все-таки происходит. Рассказ с темой отцовской трагедии. Идея рассказа: жизнь сильнее смерти. Рассказ учит не поддаваться отчаянию, ценить жизнь, благодарить за то, что было в ней хорошего, преодолевать испытания, надеяться и верить в чудо.

Анализ рассказа «Рождество» Набокова

Название обещает чудесный рождественский рассказ. Оно обманчиво только на первый взгляд, ведь чудо происходит. Чудо победы жизни над смертью, утешения горюющего человека, надежды, примирения с жизнью. Герой останется жить в Рождество. Для Слепцова сын был смыслом жизни. Его смерть – трагедия, конец для героя. Ему неприятно, что жизнь продолжается, мир радуется, надеется, трудится, а сам он еще дышит. После своей потери он отвергает Рождество, хочет умереть в светлый праздник. Фамилия героя говорящая: Слепцов. Как слепец, он замкнут на своем горе. И его можно понять.

Бабочка – символ жизни и примирения с ней. Тем более все считали ее давно мертвой. Ее жизнь коротка, но прекрасна и не лишена смысла. Такова и жизнь сына Слепцова. Все не зря, и тепло их отношений навсегда в сердце. Название двояко: здесь и Рождество, и рождение бабочки. Она стала символом праздника вместо елки. Неслучайно автор упоминает Бога в описании крыльев шелкопряда. На примере мира природы он примиряет человека с жизнью. В тексте много неожиданных сравнений: сидел, словно в приемной у доктора, песком, будто корицей, куст похож на застывший фонтан, бабочка, как птица. Рассказ биографичен: автор сам с детства коллекционировал бабочек, первую он поймал в усадьбе под Петербургом. Велосипед тоже примета и символ его счастливого детства.

Вариант 2

Рассказ “Рождество” Владимира Набокова – это история о том, как взрослый мужчина вспоминает свои детские годы и пытается понять, что же на самом деле произошло в тот Рождественский вечер. Главный герой, который остается безымянным, вспоминает, как он и его сестра ждали Деда Мороза, но вместо него пришел незнакомый мужчина, который подарил им книгу. Это событие оставило на них глубокий след, и они долгое время пытались разгадать загадку этого незнакомца.

Автор использует множество символов и метафор, чтобы передать глубину чувств главного героя. Например, книга, которую подарил незнакомец, становится символом знаний и понимания, которые герой ищет всю свою жизнь. Также в рассказе много отсылок к религии и мифологии, что добавляет ему дополнительную глубину.

Однако, несмотря на все усилия героя, он так и не может разгадать тайну Рождественского вечера

В конце рассказа он понимает, что это не имеет большого значения, и что важно то, что он все еще помнит этот момент своей жизни и что он все еще может чувствовать радость и волшебство Рождества

Кроме того, в рассказе присутствует мотив потери невинности и детства. Герой понимает, что он больше не может вернуться в те дни, когда он был ребенком, и что он уже не может испытывать ту же радость и восторг, что тогда. Это приводит его к грусти и ностальгии, но в то же время он понимает, что это неизбежный процесс, который происходит со всеми.

Также в рассказе присутствует тема поиска смысла жизни

Герой пытается понять, что же на самом деле важно в жизни, и что дает ей смысл. Он ищет ответы в книгах, в религии, в мифах, но так и не находит истинного ответа

В конце концов он понимает, что смысл жизни заключается в том, чтобы просто жить и наслаждаться моментом.

В целом, рассказ “Рождество” Владимира Набокова – это глубокий и эмоциональный текст, который заставляет читателя задуматься о том, что на самом деле важно в жизни. Он передает темы потери невинности, поиска смысла жизни, ностальгии и радости Рождества

Автор использует множество символов и метафор, чтобы передать глубину чувств главного героя. Рассказ оставляет после себя глубокий след в сердце читателя и заставляет задуматься о том, что на самом деле важно в жизни.

Вопросы к рассказу «Рождество»

  1. Где случилась трагедия с сыном героя? (в Петербурге).
  2. Почему Слепцов выбирает для себя самый «нежилой угол» во флигеле? (чтобы подчеркнуть свое горе, нежелание жить, одиночество).
  3. О чем напоминает герою мост в парке? (о лете, когда сын был жив).
  4. Какую коллекцию сына рассматривает Слепцов? (коллекцию бабочек).
  5. О каком празднике забыл Слепцов? (о Рождестве).
  6. Кого герой просит убрать елку? (слугу Ивана).
  7. О чем узнает герой из дневника сына? (о его первой влюбленности).
  8. Какой кажется жизнь Слепцову? (бессмысленной, жалкой, безрадостной).
  9. Какое чудо произошло с куколкой бабочки, которую считали мертвой? (огромный яркий шелкопряд вышел из кокона).
  10. Что чувствует новорожденная ночная бабочка? (счастье).

Сюжет и композиция

Понимание рассказа упирается в понимание его заголовка. Прежде всего, Рождество – это время, когда в рассказе происходит событие. Действие (в основном, внутреннее) занимает сутки: с вечера, предшествующего сочельнику, до вечера сочельника. Трагическая ирония состоит в том, что для героя это антирождество – конец жизни индивидуальной стал причиной принятия решения о добровольной смерти. Все ценности христианства (Бог родился, чтобы жил человек) отброшены героем. Но индивидуальную человеческую смерть побеждает буйство природы.

Рассказ состоит из 4 частей. Из первой части читатель узнаёт, что у героя рассказа Слепцова случилось какое-то большое несчастье. Действие происходит снежной зимой. Герой приехал из Петербурга в свой дом (мыза – имение под Петербургом) на несколько дней и остановился во флигеле, чтобы не топить весь дом. Слепцову прислуживает слуга Иван. В крошечной первой части только 4 абзаца. Но детали в ней – намёки на события и чувства героя, а сами эти события и чувства раскрываются в следующих частях.

Первая часть описывает и мир, и героя в каком-то застывшем состоянии: дом спит, загромождённый сугробом, хозяин бездействует в углу.Вторая часть кульминационная в рассказе. Три её абзаца – это три разных мира. Первый абзац – пейзаж весёлого зимнего дня, второй – воспоминания героя о сыне, стоявшем летним днём на том самом мостике, сейчас засыпанном снегом. Счастливый летний мир отделяет от мира реального страшное слово «умер». Оно совершенно неуместно в предложении, сочетается со словами «радостно, жадно поговорив в бреду о школе, о велосипеде, о какой-то индийской бабочке, — он умер». Пейзаж после этого слова меняется. Он снова застывший и холодный, безжизненный. Церковный крест в конце второй части кажется надеждой.

Третья часть проникнута глубоким трагизмом. Герой будто впервые осознаёт своё горе и пытается его унять. Посещение могилы не принесло облегчения. Герой ищет память о сыне. Для этого он входит в дом и рассматривает то, что осталось от сына: тетради, расправилки, коробку из-под английского бисквита с крупным индийским коконом, пахнущий травой сачок. Герой встречается с реальностью: воспоминания не заменят человека.

Это наиболее информативная глава. Читатель узнаёт об увлечении мальчика бабочками. О его коллекции, о купленном за большие деньги (3 рубля) и забытом коконе индийского шелкопряда, которого сын считал умершим.

Для героя это момент наибольшего напряжения. Если кульминация сюжета связана с контрастом живого весёлого пейзажа и мёртвого сына, то лирическая кульминация – в страстных и шумных рыданиях героя, переходящих во всхлипывания. Эмоциональное состояние героя, «телесность» его переживаний поддерживается окружающим миром, начиная от туго хлопающей на морозе селезёнки мерина и заканчивая тяжёлым рыданием открываемой двери большого дома. Это открывание дома, сохранившего следы сына – начало примирения героя со смертью.

Четвёртая часть рассказа самая длинная. Слепцов принимает решение умереть. Он осознаёт, что завтра Рождество. Герой сознательно отказывается от наряжаемой Иваном ёлки, от утешения традициями. Он отказывается от жизни, потому что уверен, что она ему до конца понятна, до конца обнажена, «горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишённая чудес».

К такому выводу герой приходит, прочитав коротенький дневник сына и узнав о влюблённости ребёнка: «Я ведь никогда не узнаю». Вылупившаяся из кокона бабочка воочию демонстрирует счастье, цель, плод и чудо. Она – отрицание горестной теории несчастного отца. То ли рождение бабочки стало рождеством в будущее героя, то ли Бог явил своё чудо в Рождество.

Финал рассказ остаётся открытым. Выросшие прекрасные крылья бабочки вздрагивают «в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья».

Бабочка, рождённая зимой – это и есть победа жизни над смертью. Но недаром Набоков выбирает такое хрупкое существо: эта бабочка никогда не будет летать вокруг фонарей Бомбея. Долго ли она проживёт? И убедит ли её краткое счастье продолжать героя жить?

Тема, основная мысль и проблематика

Тема рассказа – преодоление страха смерти. Извечная экзистенциальная проблема страха смерти и отчаяния перед её лицом становится предметом исследования. Набоков выбирает самую трагическую ситуацию — отец, теряющий сына. Это горе неестественно и потому безутешно. Смерть сына – воплощение извечного человеческого страха, победа над жизнью. В решении умереть самому действует другая ипостась смерти – смерть-избавительница. Так что даже страх смерти не останавливает героя.

Основная мысль рассказа, как часто бывает у Набокова, невыразима. Писатель отказывался от каких-либо идей, кроме эстетических, и декларировал свою позицию. Поэтому основная мысль заключена в поэтике рассказа в целом, во всех его художественных приёмах. Отбрасывая для себя как утешение в беде религию и общество, культуру в целом, герой останавливается у края пропасти, очарованный красотой природы. Но сказать, что его спасает природа или красота – слишком примитивно. Сама жизнь побеждает смерть.

Литературное направление и жанр

Литературоведы считают рассказ близким к реалистической прозе, но с одной оговоркой: он вообще не очень похож на эпическое произведение. В рассказе преобладает лирический принцип типизации героя: не описан характер героя, не затрагиваются нравственные проблемы, нет внешнего конфликта и почти нет сюжета. Вместо этого в основе рассказа внутренний конфликт, «схватка со смертью» главного героя. Как в лирическом произведении, в рассказе важнее внутренний сюжет: смена эмоций, умонастроений героя.

При внешнем сходстве с реализмом, рассказ имеет все признаки модернизма: парадоксальность, открытый финал, позволяющий толковать произведение по-разному, мимолётность переживаний, внимание к экзистенциальным проблемам

Художественное своеобразие

Детали в рассказе играют ту же роль, что и в лирическом произведении. Это – штрихи, составляющие в сознании читателя единое целое: сюжет, образ или чувство. Плюшевый стул, на который сел убитый горем Слепцов в нежилом флигеле в нежилой части комнаты, уподобляется малознакомому человеку, поддерживающему в беде. Розовый шёлковый абажур подобен клетке, ловящей свет лампы. Треснувшая капля воска на руке героя рассказывает о посещении церкви и символизирует треснувшую, разбитую жизнь.

Некоторые детали кажутся непонятными. Например, слуга Иван недавно сбрил усы. Какое это имеет значение для повествования? Эта деталь больше нигде не упоминается. Именно своей малозначительностью деталь подчёркивает глубину горя, в котором герой только фиксирует то, на что падает взгляд. А сам безбородый Иван контрастен бородатому Слепцову.

При описании лета цветов почти не остаётся, а только фактура: склизкие доски моста, усыпанные серёжками, сачок, цепочка, кожаный кошелёк, саржевые штаны, гладкие коричневые ноги ребёнка.

Из воспоминаний герой снова возвращается в царство холодных цветов: белокаменный склеп, синие ямы следов, светлые деревья, белая гладь реки, снежные крыши изб, розоватые струи дыма, лёгкий серебряный туман деревьев. Над всем этим слепо сияет церковный крест. Он слепит, застилает глаза, расплывается от слёз. Он так же слеп, как и Слепцов. Он не даёт выхода и утешения.

В третьей части описан дом, в котором преобладают те же цвета: белые чехлы на мебели и створчатые ставни, тёмно-синие стёкла ночи, жёлтое пламя лампы, голубые розы на обоях. Цветные бабочки сына контрастируют с тусклым миром и приводят героя к мысли о смерти. Она появляется в последней части.В четвёртой части герой просит Ивана убрать рождественскую ёлку. Слуга подсознательно противостоит бесцветности зимы: «Зелёная. Пускай стоит». Для Ивана зелёная – значит живая. Но рождённая живя бабочка – чёрная, тёмная, ночная, похожая сначала на мышь, потом на птицу. Даже такая неяркая жизнь может быть счастьем.Не меньшее значение, чем цвета, имеют звуки. В первой части царит тишина. Слуга действует беззвучно, дверь скрипит мягко. Во второй части весёлые зимние звуки перекликаются с летней жизнью: весело выстрелила под ногой половица, сладко хряснула дверь, неповторимо смеётся сын. Эти звуки жизни сменяются тишиной смерти: «Было тихо, как бывает только в погожий, морозный день».

В третьей части тишина улицы превращается в тишину дома, ставшего без сына могилой: белые саваны мебели оттеняет незвенящая люстра, рыдание двери и тревожный треск паркетных полов.

Но Слепцов – не Глухов. Ему удаётся услышать звук родившейся жизни и надежды: «Тонкий звук – как будто лопнула натянутая резина».

  • «Машенька», анализ романа Набокова

  • «Машенька», краткое содержание по главам романа Набокова

  • «Облако, озеро, башня», анализ рассказа Набокова

  • «Защита Лужина», анализ романа Набокова

  • «Лолита», анализ романа Набокова

  • «Гроза», анализ рассказа Набокова

  • «Дар», анализ романа Набокова

  • «Круг», анализ рассказа Набокова

  • «Защита Лужина», краткое содержание по главам романа Набокова

  • «Камера обскура», анализ романа Набокова

  • «Бритва», анализ рассказа Набокова

  • «Дар», краткое содержание по главам романа Набокова

  • «Слово», анализ рассказа Набокова

  • «Обида», анализ рассказа Набокова

  • «Приглашение на казнь», краткое содержание по главам романа Набокова

По писателю: Набоков Владимир Владимирович

Сочинение 2

Основной темой произведения является рассуждение писателя на вечную тему жизни и смерти, используя в рассказе образ главного героя – Слепцова, познавшего сильное человеческое переживание в связи с потерей единственного сына, бывшего для него в качестве самого близкого человека, его надеждой и утешением.

Структура произведения состоит из четырех частей, выражающих определенный этап в состоянии героя, который приближает Слепцова к падению в бездну, и демонстрирующих нарастающий драматизм рассказа. За все время повествование описывается полный день из жизни героя, за который он успевает обдумать вопросы смерти и принять решение о дальнейшей жизни.

Линия смерти представлена в рассказе образом умершего сына Слепцова, воспоминания о котором преследуют героя на протяжении всего произведения, в качестве же линии жизни изображена картина возрождения огромной ночной бабочки, индийского шелкопряда среди множества мертвых насекомых накануне рождественского праздника.

Сюжетную линию рассказа иллюстрируют изображения художественных деталей в виде низкого плюшевого стула, сочувствующего герою, треснувшей восковой капельки, передающей душевный надлом горюющего отца, церковного креста, символизирующего сияние новой жизни и, конечно, образов бабочек, ассоциирующихся со стремительным полетом, красотой и краткостью человеческой судьбы.

Кроме описаний природных явлений, писатель использует временные и пространственные художественные детали, выражающиеся в воспоминаниях героя, перемещении его мыслей о жизни сына в городе, его посещении деревенской усадьбы, вида нежилого флигеля, символизирующего временной разрыв между прошлым счастьем и тоскливым настоящим. Слепцов тонко ощущает запахи, звуки, цвета, которые наполняют окружающее его пространство, осознавая в природе оправдание людской жизни и божественное утешение.

В роли основного символа произведения выступает рождественский христианский праздник, напоминающий герою об обреченном на вечные страдания Иисусе Христе, с неизменным атрибутом в виде зеленой ели, означающей вечную молодость. В душе героя поселяется сознание бесцельности и бесплодности жизненных испытаний, но чудесное превращение из кокона бабочки, заставляет Слепцова изменить свой внутренний душевный настрой в сторону наличия в земной жизни истинных чудес в виде продолжения его ребенка в образе великолепного насекомого, рожденного в преддверие божественного праздника.

Популярные сегодня темы

  • Самым ярким женским образом романа Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать образ Элен Курагиной, дочери князя Василия Курагина, жены Безухова, молодой женщины, красотой которой восхищался весь Петербург

  • В каждом своем произведении М. Пришвин выступает не просто любителем пейзажа родного края, чутким, наблюдательным человеком, но и защитником ее. Он не равнодушен к тому, что происходит ежедневно

  • Михаил Юрьевич Лермонтов открыл своим пришествием в русскую литературу ее новую страницу. Он нередко рассматривается как поэт, что использовал в своем творчестве большое количество трагизма и печали.

  • В произведении «Охота жить» идет характеристика двух героев. Вообще оно состоит из нескольких небольших рассказов. Сначала речь идет об одиноком старике, который уже давно живет глубоко в лесу и чувствует при этом себя превосходно.

  • Данный роман я является классическим примером антиутопии, где силы добра и разума стараются бороться против жестокой системы тоталитарного государства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: