«рудин»: тургеневский образ «лишнего человека»

Краткое содержание романа «Рудин»

Действие романа происходит в 40-е годы XIX века. Дарья Михайловна Ласунская – обеспеченная барыня, которая в течение года ведет столичную жизнь, а на лето выбирается вместе со своими детьми на дачу. В своем загородном имении она стремится поддерживать атмосферу музыкально-литературного салона, а потому двери ее дома всегда открыты для образованных интеллигентных людей. 

Появление главного героя Рудина

Одним из таких гостей стал Дмитрий Николаевич Рудин – молодой мужчина, лет 35-ти, пылкость и остроумие которого привлекает к нему всеобщее внимание. Рудин склонен к полемике, там, где он, всегда разворачиваются горячие споры

Дарья Михайловна также попала под обаяние Дмитрия Николаевича, в связи с чем тот был приглашен пожить в доме Ласунских некоторое время. 

Первое появление Рудина у Ласунской. Иллюстрация Д. Н. Кардовского

Почему Рудина не любят его знакомые

Два с лишним месяца пребывания у Ласунских сделало Рудина «своим». Дарья Михайловна обожала долгие разговоры с Дмитрием Николаевичем. Сам гость много времени проводил с дочерью хозяйки Натальей, зачитывая ей вступления к своим будущим статьям и снабжая девушку интересными книгами. Учитель сыновей Д.М. Ласунской Басистов был в полном восторге от образованного гостя. Однако сосед Ласунских помещик Михайло Лежнев, который влюблен в Наталью Ласунскую, крайне раздосадован присутствием Рудина. Лежнев знает Дмитрия еще со времен учебы в университете. И он не в восторге от этих воспоминаний. Когда-то Лежнев полюбил хорошенькую девушку и рассказал об этом Рудину, тот стал активно вмешиваться в отношения пары, из-за чего свадьба молодых не состоялась. Также недолюбливает Рудина сосед Ласунских Пигасов.

Через некоторое время Дарья Михайловна забила тревогу: ей не нравились частые и долгие беседы Рудина и Натальи. Про себя Ласунская-старшая решила, что это общение вызвано скукой дочери загородом, и когда девушка вернется в город она увлечется насыщенной светской жизнью и забудет Дмитрия Николаевича. Но женщина ошиблась. 

Рудин на баррикадах. Иллюстрация Д. Н. Кардовского

Признание Рудина в любви к Наталье

Одним летним днем Дмитрий Рудин признался Наталье в любви, и девушка ответила взаимностью, промолвив: «Я буду ваша». Мать, узнав об этом разговоре, прямо заявила дочери, что та сможет выйти замуж за Рудина, который не достаточно обеспечен по сравнению с Ласунскими, только через ее труп. 

Дмитрий Рудин, обладая нерешительным характером, не предпринимает активных шагов, чтобы завоевать право быть с любимой. Узнав о реакции Дарьи Михайловны он пишет прощальное письмо Сергею Волынцеву (влюбленному в Наталью). Пишет письмо и самой Наталье, после чего уезжает из имения Ласунских.

Через два года Наталья Ласунская выходит замуж за Волынцева. Рудин же все это время скитается по свету. В 1848 году до Ласунских доходят известия, что Дмитрий Николаевич погиб на парижских баррикадах во время французской революции. 

Обед в поместье Ласунской

Краткое содержание «Рудина» начинается с описания тихого летнего утра. Молодая вдова Александра Липина живет в собственном имении, которым управляет ее брат Сергей Волынцев. Александра Павловна славится не только своей красотой, но и добротой. Однажды утром она едет в соседнюю деревню к больной крестьянке, которой носит лекарства. Возвращаясь обратно, встречает брата и Константина Пандалевского, который приехал пригласить их к обеду. Он хорош собой, обаятелен и умеет ладить с дамами.

Договорившись с Липиной о визите, Константин возвращается в поместье Ласунской, где живет в приживалах. По пути ему встречается учитель Басистов. Мимолетная встреча не обошлась без ссоры. Некрасивый молодой человек, но с прекрасным образованием, он занимается воспитанием сыновей Ласунской, и терпеть не может пустышку и приживалу Пандалевского.

Дарья Ласунская, женщина умная, но недобрая, четверть века назад слыла первой красавицей Москвы. Лето проводит с детьми в деревне. Ласунскую в светском обществе недолюбливают за высокомерность. К обеду в ее доме собираются домочадцы и гости, в числе их и сосед Африкан Семенович, старый ворчун

С появлением Липиной и ее брата все собираются в саду, так как ждут важного гостя из столицы. Но вместо него приехал Дмитрий Рудин, который извиняется за барона и объясняет его отсутствие срочным вызовом в Петербург

Начало романа

Летним тихим утром, когда ярко светило солнце, по просёлочной дорожке мимо лугов и долин в сторону деревни направлялась Александра Павловна Липина. Это была красивая молодая женщина. Она уже успела побывать в браке и остаться вдовой. С покойным мужем они не нажили детей. После его смерти у неё осталось большое богатство. Она проживала вместе со своим братом Сергеем Павловичем Волынцевым. Он не имел жены и был управляющим над её имуществом.

За свои деньги Липина содержала небольшую больничку для бедных. У неё серьёзно заболела немощная старая крестьянка, и женщина направлялась проведать её. Когда она возвращалась домой, то случайно поравнялась с Константином Пандалевским. Этот человек жил в качестве нахлебника у очень обеспеченной помещицы Дарьи Михайловны Ласунской. Он передал Александре сообщение с приглашением на обед, написанное рукой его покровительницы.

Они договорились о визите, и Константин направился домой. По дороге он встретил сыновей Дарьи Михайловны и их учителя — хорошо образованного молодого человека Басистова. Он был в напряжённых отношениях с Пандалевским, который по своей натуре являлся подхалимом и льстецом, не пропускавшим ни одной юбки. В этот раз опять не обошлось без ругани. Злой Пандалевский вернулся домой и занялся музыкой.

Первая реакция на роман Тургенева

Первые отзывы на тургеневский шедевр показали доброжелательный настрой публики. Современникам, коллегам писателя роман тоже понравился.

Отзыв Некрасова

Некрасов в корреспонденции с критиком Боткиным упоминает о прочтении «Рудина». Писатель рекомендует доработать роман, считая, что в результате получится «замечательная вещь».

Отзыв Чернышевского

Чернышевский вспоминает о «Рудине» в своей статье под названием «Разговор отчасти литературного, а более не литературного содержания». Этот памфлет вышел в 1856-м году. Литератор подчеркивал «сильно впечатление», которое произвел Тургенев со своим новым произведением.

Отзыв Анненкова

Тургеневский шедевр не прошел мимо Павла Анненкова. Литератор расценил этот текст как «полное торжество автора». Анненков подчеркивает, что роман – это своеобразный «погребальный венок» для всех тургеневских творений про абстрактные русские натуры, пассивные и меланхоличные. Критик отметил, что образ Рудина – это фигура «почти исторического персонажа».

Эпилог: характеристика и сюжет

Через четыре года после выхода повести, получив отзывы критиков, писатель решается на написание эпилога. Николай Добролюбов пишет нашумевшую статью под названием «Что такое обломовщина?». Критик упоминает в перечне персонажей и тургеневского героя. Во-первых, герой производит неоднозначное впечатление: Рудин – это образ дармоеда, бездельника, ненужного, «лишнего» человека. Во-вторых, у читателей Рудин вызывает интерес и симпатию, потому что юноша – носитель новых мыслей, идей. Добролюбов, однако, подчеркивает: Россия вступает в новый период своей истории, и здесь люди типа Рудина не нужны.

Спустя некоторое время «Современник» выпускает еще одну жесткую статью. Критики усмотрели в Рудине карикатурные черты Бакунина и самого Тургенева. Автором того отзыва выступил Чернышевский. Писателя, естественно, огорчили такие отзывы. Литератор даже собирался разорвать сотрудничество с журналом. Замечания критиков вынудили Ивана Сергеевича добавить к основному тексту эпилог. В финале романа герой гибнет. Смерть настигает Рудина на баррикадах в Париже. Этот эпизод подчеркнул самоотверженность юноши, умение вести за собой людей.

Отношения с Натальей

Дмитрий отправился прогуляться по террасе и встретил там Наташу. Он присоединился к ней и завёл беседу о её делах и отношении к деревне. Рудин сказал, что не знает, чем заняться, и может пробыть здесь очень долго. Это показалось странным Ласунской-младшей, так как она думала, что столь умный интересный человек не может бездельничать.

К Дарье Михайловне приехал Волынцев. Узнав, что Наташа интересуется новым гостем, Сергей опечалился. Он сам давно полюбил девушку, планировал сделать предложение, и его тревожило появление конкурента.

Лежнев, в свою очередь, приехал к Липиной и рассказал ей о Рудине. Он родился в небогатой семье. Отец рано умер, и матери пришлось отказать себе во всём, чтобы сын получил достойное образование. Отучившись в университете, тот уехал за границу. Он почти не писал матери писем, и та вскоре скончалась, сжимая в руках портрет любимого Мити. Будучи за рубежом, Дмитрий завёл непродолжительные отношения с некоей барышней. Примерно в это же время и Лежнев прекратил поддерживать с ним связь.

Прошло ещё чуть больше двух месяцев, в течение которых Рудин жил у Ласунской. Она старалась удовлетворять его прихоти, выполнять любой приказ. Дмитрий вмешивается во все дела в её хозяйстве, постоянно даёт ей советы и рекомендации. Дарья Михайловна вежливо выслушивает своего гостя, но при этом всё равно поступает по-своему. Она выдаёт ему на проживание 500 рублей.

Рудин своим присутствием очень напрягал Пигасова, и старик почти перестал бывать у них дома. Пандалевский опасался Дмитрия, а Басистов смотрел на него с вожделением (при этом гость практически всегда игнорировал его). Лежнев относился к нему холодно и общался только по необходимости, а Наталья обожала его, считала своим вождём и наставником. Он давал ей различные статьи и книги. Девушка почти ничего в них не понимала, но Рудину это и не требовалось. Ему доставляло удовольствие быть её учителем, ментором.

Михаила Михайловича тревожило возрастающее влияние Рудина на Ласунскую-младшую. Ему не нравилось, что столь открытая и честная натура спуталась с Дмитрием, которого он называл «кокеткой и актёром».

Однажды Лежнев поведал Липиной, как по молодости влюбился в девушку. В этот период он вместе с Дмитрием посещал один кружок и испытывал сильное влияние своего друга. Рудин узнал про это и так ловко всё вывернул, что молодые были вынуждены расстаться.

Он добился этого тем, что начал руководить их отношениями. Дмитрий назначал им место и время свиданий, указывал, что писать друг другу в любовных письмах. Рудин вынудил Лежнева признаться отцу возлюбленной в своих чувствах к его дочери, хотя тот этого не хотел. В результате встречи с родителем девушки случился скандал, закончившийся расставанием. Михаил Михайлович не простил это бывшему товарищу.

Дмитрий и Наталья объяснились друг другу в саду. Девушка была вынуждена признаться Рудину в любви и настолько поразилась своим поступком, что убежала домой. Случайным свидетелем этой сцены оказался Волынцев. Оба мужчины встретились и поняли, что эта ситуация не закончится добром.

История создания

Роман писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанный им в 1855 году. В 1856 году впервые опубликован в первом и втором номере журнала «Современник» с подзаголовком «Повесть». Первоначально роман был разделён на две части: «Часть первая» охватывала главы I — VI, «Часть вторая» — VII — XII и эпилог (без заключительной сцены); главы были разбиты пробелами на подглавки. Деление на части было снято уже в году, ряд типографских пробелов внутри глав был устранен в 1868—1871 годах а частично в 1880 году. На черновике романа по свидетельству Павла Анненкова, Тургенев надписал: «Рудин. Начат 5 июня 1855 г., в воскресенье, в Спасском; кончен 24 июля 1855 г. в воскресенье, там же, в 7 недель. Напечатан с большими прибавлениями в январ. и февр. книжках „Современника“ за 1856 г.». В конце 1862 года в Париже вышел французский перевод романа вместе с «Дневником лишнего человека» и «Тремя встречами», выполненный Луи Виардо в сотрудничестве с Тургеневым. В 1891 году повесть вошла в девятый том «Полное собрание сочинений в десяти томах» в типографии «И. П. Глазунова». В дальнейшем роман был переведён на румынский и английский языки.

Эпилог

Лежнев и Рудин, герои романа Тургенева, встречаются случайно через несколько лет в городе, куда Михаил приехал по делам. Они вместе обедают, Лежнев рассказывает об общих знакомых: старик Пигасов женился; Пандалевский, при содействии Дарьи Михайловны, пристроился на высокую должность. Поседевший Рудин интересуется Натальей. Но Лежнев ничего не рассказывает о ней, просто говорит, что у нее все хорошо.

Рудин, в свою очередь, рассказывает о себе. За эти годы он брался за всякие дела, но нигде не имел успеха. Работал секретарем, занимался сельским хозяйством, был преподавателем в гимназии. Но ни дома, ни семьи так и не завел, — остался вечным скитальцем. Лежнев пишет вечером жене письмо, в котором рассказывает о Рудине, называя его «беднягой».

26 июня 1848 года в Париже, на одной из баррикад, когда перед наступающими войсками разбегаются последние защитники, Дмитрий Рудин поднимается во весь рост с красным знаменем в руках. Пуля поразила его в самое сердце.

Приезд Рудина

Наступил обед. Кроме Дарьи Михайловны и её детей, там присутствовали:

  • Липина с братом;
  • престарелая гувернантка;
  • Басистов;
  • Африкан Семёнович Пигасов.

Последний был вредным и неприятным стариком, который не любил ничего и никого на свете, а больше всего — женщин. Его поведение очень забавляло Ласунскую. Все ожидали, что приедет ещё один гость — барон из Санкт-Петербурга, но вместо него прибыл его друг, Дмитрий Николаевич Рудин. Он попросил прощения за своего товарища, неожиданно вызванного в столицу.

Гость понравился всем за столом. Он был одет скромно и в то же время элегантно. У него был ясный проницательный взгляд, выразительное лицо, острый ум. Рудину удалось в два счёта победить Пигасова в словесной дуэли, и наглый старик отправился восвояси.

По завершении обеда Ласунская предложила Дмитрию заночевать у неё. По дороге к себе Липина и Волынцев долго обсуждали Рудина, который сразу всем понравился. Наталья находится под впечатлением от гостя и долго не может заснуть. Басистов начинает писать своим друзьям письма, в которых говорит о хороших качествах нового знакомого.

На следующее утро Дарья у себя в кабинете начала рассказывать гостю о себе и своей биографии. Затем она перешла на соседей. Наиболее хорошо помещица отозвалась о Михаиле Михайловиче Лежневе. Вскоре он и сам пришёл, чтобы обсудить с Ласунской их земельный спор. Это был мужчина лет 30, с белёсыми усами и невыразительным широким лицом. Спор решается очень быстро, после чего Михаил уезжает домой, отказавшись от предложения вместе позавтракать. Стало известно, что Рудин и Лежнев дружили в университете, но потом их пути разошлись.

История написания

В первой половине пятидесятых годов Тургенев работает над несколькими произведениями, в том числе и над романом «Рудин». Изначально произведение планировалось как повесть. Но автор стремился к более полному охвату социальной действительности, по сравнению с предыдущими сочинениями. Судя по переписке писателя, первый вариант романа не удовлетворил его.

После ознакомления с первой частью произведения корреспонденты Ивана Сергеевича указали ему на растянутость повествования, ненужные подробности, недостаточную выпуклость главных героев, которых заслоняют второстепенные персонажи. Для Тургенева это был своего рода экзамен на звание писателя. Он писал Боткину, что хотел бы оправдать надежды, которые тот на него возлагает и сообщил, что составил подробный план произведения, продумал до мелочей все лица.

«Посмотрим, — пишет Тургенев, — что даст последняя попытка?» Первый вариант «Рудина» Тургенев закончил за семь недель. Такое быстрое завершение произведения свидетельствовало о больших предварительных размышлениях автора и опыте работы над более ранними сочинениями. Таким образом, «Рудин» стал тем произведением, где автор изобразил принципы действительности, которые войдут в литературу как принципы «тургеневского романа».

Образ Натальи Ласунской при анализе романа «Рудин»

К числу открытий писателя принадлежит образ «тургеневской девушки». Героини его произведений: Ася, Лиза Калитина, Наталья Ласунская – романтичные, душевно тонкие, но решительные и готовые пожертвовать всем ради любви.

Наталья Ласунская влюбляется в Рудина, видя в нём значительного, необычного человека. Однако мать, узнав об этом, запрещает ей даже думать о свадьбе с человеком небогатым. Наталья настаивает на том, что любит Рудина и отправляется на свидание с ним для окончательного объяснения. В решительный момент Рудин, который, несомненно, любит Наталью, отвечает, что им следует «покориться судьбе». Он считает, что поступает благородно, отказываясь от счастья, чтобы не повлечь за собой девушку в неизвестное, полное лишений будущее. Эту мысль не упустите, если вы проводите анализ романа «Рудин». Наталья же горячо говорит о том, что готова пойти за ним, не задумываясь ни на минуту. Наталья оказывается духовно выше, сильнее, смелее и решительнее Рудина, отступившего перед жизненными трудностями. Наряду с любовью, мы видим в девушке достоинство, чуткость и ум.

Мы рады, если анализ романа «Рудин» Тургенева оказался полезным для вас и интересным. Найдите больше материалов в нашем литературном блоге. Еще читайте по теме:

  • Краткое содержание романа «Рудин»
  • Биография Ивана Тургенева

Художественные средства

В первых двух главах автор в общих чертах обрисовывает среду, в которой раскрывается образ главного персонажа. Тургенев, при помощи контраста, эмоционально подготавливает его появление. В салоне Ласунской ожидают приезд барона и философа, но вместо него приезжает никому неизвестный Рудин. Одет он «посредственно», — общество разочаровано.

Барон в романе так и не появился. Его образ был необходим для сопоставления: автор принизил героя, чтобы подчеркнуть необыкновенную личность. Увидев вначале незначительного человека, общество видит затем человека одухотворенного, чувствующего прекрасное. Такое впечатление создается не только реакцией общества. Характеристику Рудина Тургенев также передает через детали портрета — лицо неправильное, но умное; глаза быстрые; «прекрасное выражение» лица, когда он слушает Шуберта; чудная летняя ночь воодушевляет его.

Через речевую характеристику автор передает представление о передовом человеке, погруженному в мир философских идей и ищущему в них смысл существования

Для того чтобы полнее раскрыть этот образ, автор уделяет внимание не столько содержанию его речей, сколько тому, как герой владеет «музыкой красноречия». В романе Тургенева «Рудин», в кратком содержании также можно заметить, что автор показывает главного героя, как вдохновенного оратора, с тихим и сосредоточенным голосом, «самый звук» которого увеличивает обаяние

История создания романа «Рудин»

Изначально Иван Сергеевич задумал свое произведение как повесть. Однако в процессе работы над ним, стало понятно, что получившийся текст ближе к жанру романа. 

В июне 1855 года Иван Сергеевич в письме своему другу Василию Боткину сообщил о замысле нового произведения. Основная канва его и все персонажи им уже обдуманы. Единственное, в чем сомневался автор, сумеет ли он обрести собственный литературный почерк в крупном повествовательном жанре. Ведь до этого момента Иван Тургенев в основном писал повести и рассказы. 

В черновиках роман носил заголовок «Гениальная натура». главного героя звали Дмитрий Петрович Рудин. Ласунская носила имя Мария, а не Наталья. Липина была Пасынковой, а Басистов именовался Лещовым.

Спасское-Лутовиново. Здесь летом 1855 года был написан роман «Рудин»

В августе 1855 года Тургенев пригласил в Спасское-Лутовиново литератора Павла Анненкова, которому зачитал первоначальный вариант романа. По словам самого Ивана Сергеевича он трудился над этим произведением «так, как ещё ни разу в жизни не трудился». Через несколько дней после встречи с Анненковым Тургенев отправился в Тульскую губернию, где жила сестра Льва Николаевича Толстого Мария Николаевна со своим мужем Валеираном Петровичем. Их чета и стала первыми слушателями нового романа. Писатель внес ряд изменений в сюжет, на основе замечаний Марии Николаевны, в частности, изменил сцену встречи Рудина с матерью. 

В конце декабря 1855 года цензурный комитет выдал разрешение Тургеневу на публикацию романа. И в январе 1856 года произведение было опубликовано в журнале «Современник» под названием «Повесть».  

Начало романа «Рудин» в журнале «Современник»

В 1862 году Иван Тургенев перевел свой роман на французский язык, помог ему в этом Луи Виардо. Французский перевод произведения вышел в одном сборнике с «Дневником лишнего человека» и «Тремя встречами».

Суть романа

Поскольку Тургенев имел похожие черты с Дмитрием (главным героем), ему было любопытно понять психологию героя, отобразить характерные проявления «лишнего человека». Действие романа происходит в разные временные сроки. Отличается лаконичностью, фактичностью и строгостью. Дмитрий Рудин приезжает в деревню, появляется в поместье Дарье Ласунской и знакомиться с Натальей (ее дочерью), его приезд — событие для всех. Как выясняется позднее, Дмитрий уже был знаком с соседом Ласунской – Михаилом Лежневым. За спиной Рудин нелестно отзывается о своем приятеле. Да и вообще не любит говорить о своем прошлом и вечно переводит тему на абстрактные рассуждения, которые покоряют весь салон Ласунской. Но Михаил знал его еще в юности и рассказал некоторым людям, что Рудин любит пожить за чужой счет и разыграть из себя знатока всего, чего он не знает. Так и происходит: Ласункая уговаривает Рудина жить у нее и дает ему денег. Наталья увлечена гостем и слушает его, затаив дыхание. Все его призывы к труду она принимает за чистую монету и верит каждому слову.

Ухажер Натальи, Волынцев, ревнует, но ничего не может поделать. Между Натальей, Волынцевым и Дмитрием образуется любовный треугольник. Волынцев давно ухаживает за Натальей, но она предпочитает Дмитрия. При этом Михаил рассказал, что новый знакомый семьи отличается ветреностью и несерьезностью. Волынцев пытается защитить Наталью от его влияния, но девушка все равно влюбляется и переживает разочарование: Дмитрий не готов к серьезным отношениям. Когда она призналась матери в своем намерении выйти замуж, та отказала ей в благословении. Узнав об этом, Рудин предложил ей покориться судьбе. Она восприняла это как трусость и убежала. Он лишь убеждает себя, что любит, но на самом деле — нет. Жар его чувства растрачен впустую. Он много говорит и знает, но ничего не делает. В итоге Рудин уезжает из поместья навсегда.

Спустя два года Наталья выходит замуж за Волынцева и забывает Рудина. Свою праздную и пустую жизнь он приносит в жертву на баррикадах, участвуя во французской революции.

Главные персонажи

Образы в романе «Рудин» получились яркими и самобытными. Основные из них:

  • Дмитрий Рудин — молодой мужчина, обладающий ораторским мастерством, способный заставить публику слушать только его.
  • Дарья Ласунская — знатная и обеспеченная помещица, эгоистичная и самолюбивая женщина.
  • Наталья Ласунская — старшая дочь Ласунской, глубокая и серьёзная 17-летняя девушка.
  • Сергей Волынцев — молодой человек, сильно влюблённый в Наталью.

В произведении есть несколько второстепенных персонажей. Они также играют важную роль в романе:

  • Михаил Лежнев — молодой обеспеченный помещик, замкнут и немногословен, влюблён в Липину.
  • Басистов — 22-летний преподаватель, некрасивый внешне, но хорошо образованный, обучающий сыновей Ласунской, поклонник Рудина.
  • Александра Липина — молодая женщина, вдова.
  • Пандалевский — услужливый, но подлый льстец, живущий иждивенцем в поместье Ласунских.
  • Африкан Пегасов — сосед Дарьи Ласунской, желчный и язвительный старик, которого все окружающие воспринимают как шута.

Испытание любовью

Как правило, «лишние люди» приносят неприятности не только самим себе, но и женским персонажам, которые имеют несчастие их полюбить. Не отошел от классической схемы и Иван Тургенев. Его Рудин также не способен на решительный шаг, когда дело касается чувств. 

Кадр из фильма Рудин 1977 год

Итак, Дмитрий Рудин своими речами и блестящим умом вызвал в Наталье Ласунской чувства. Да и сам он увлекся девушкой. Однако, когда пришло время проявить характер и отстоять перед Дарьей Михайловной право быть с ее дочерью, Рудин оказывается растерянным. Он не находит в себе сил и смелости заявить о своей любви. И вместе с тем взять ответственность за дальнейшую совместную жизнь с Натальей. Такое бездействие становится сродни предательству и обману. 

Образ главного героя романа

Дмитрий Николаевич Рудин впервые в романе появляется в гостиной Ласунских. Тургенев даёт его психологический портрет: через внешние черты персонажа показывает элементы его духовного облика и особенности характера. Герою около тридцати пяти лет, он уже многое повидал в жизни, хотя ещё не стар и способен к действию. Неправильное лицо его названо «выразительным и умным». Автор отмечает «быстрый» и «жидкий блеск» взгляд тёмно-синих глаз, уже этим намекая на некую внутреннюю слабость, неспособность к действию, которые будут раскрыты впоследствии. О потрёпанности жизнью говорит узкое, уже не новое платье, из которого он как будто вырос. Все эти детали очень важны когда мы проводим анализ романа «Рудин».

Рудин производит прекрасное впечатление на окружающих. Он оказывается настоящим оратором, рассуждающим умно и тонко на самые сложные философские темы. Он говорит о судьбе России, об истории и прогрессе, горячо веря в то, к чему призывает. Рудин сумел покорить всех своим обаянием.

Однако Дмитрия Николаевича ждёт испытание, которое проходят почти все герои в русской литературе XIX века – испытание любовью. Именно здесь должен проявиться характер персонажа. Но в решительный момент герой оказывается беспомощным что-либо предпринять, он может говорить, но не готов действовать. Рефлексия, которая не отпускает его даже в минуты счастья, приводит к тому, что ломается не только его собственная судьба, но и жизнь возлюбленной. Он слишком много обдумывает, размышляет, рассуждает – отсюда его нерешительность, неуверенность и робость. Его бездействие становится сродни предательству и обману.

Что еще нам интересно при анализе романа «Рудин»? Тургеневу принадлежит термин «лишний человек», ставший популярным в литературоведении XX века. Так именуют людей, которые полны «благих порывов», однако «свершить» им «ничего не дано». Неспособность действовать, непонимание момента, когда чрезмерная рефлексия мешает совершать поступки, называли болезнью русской интеллигенции.

Но автор не оставляет Рудина в положении никчёмного философа. В романе есть эпилог. Из него мы узнаём, что Рудин погиб, сражаясь на баррикадах во Франции во время революции 1848 года. Таким образом автор показывает, что умные люди в России не находят применения, они привыкли бездействовать под влиянием регрессивного общественного строя. Но эти люди способны героически бороться за то, во что верят.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: