Мужчина и женщина
Далее старец поведал Руслану про свою жизнь. В молодости он, пастух, был искренне влюблен в красавицу Наину: — и я любовь узнал душой. Наина отвергла его любовь, лишь прелести свои любя:- пастух, я не люблю тебя! Тогда он решил бранной славой заслужить вниманье гордое Наины.- Молва неслась, цари чужбины страшились дерзости моей! Сбылись давнишние мечты, к ногам красавицы надменной принесен меч окровавленный, кораллы, злато и жемчуг. Стоял я пленником послушным, но дева скрылась от меня:- герой, я не люблю тебя. И я, любви искатель жадный, решился в грусти безотрадной Наину чарами привлечь и в гордом сердце девы хладной любовь волшебствами зажечь. Но в самом деле победитель был рок, упорный мой гонитель. Я в ученье колдунов провел невидимые годы. Теперь, Наина, ты моя! Победа наша, думал я. И вдруг сидит передо мной старушка дряхлая, седая, глазами впалыми сверкая, с горбом, с трясучей головой, печальной ветхости картина.
Ах, витязь, то была Наина!.. И было в самом деле так. Немой, недвижный перед нею, я совершенный был дурак со всей премудростью моею. Могильным голосом урод бормочет мне любви признанье. Вообрази мое страданье! Но между тем она, Руслан, мигала томными глазами; изменник, изверг! О позор! Но трепещи девичий вор!»
Огромные таланты Творец заложил в мужчине, но ключ к их раскрытию лежит в организме женщины. Мужчина из беззаботного юноши превратился сначала в храброго мужественного воина, но и этого было недостаточно: его любимая не оценила ни подвигов его, ни даров, принесенных к ее ногам. Эгоизм женщин порой не знает предела, но он же придает смысл жизни мужчинам. Мужчина не сдался: решил постичь всю земную мудрость. Это тоже подвиг во имя любви женщины. Познать-то познал, да время ушло: состарилась Наина, хоть и пробудил он ее чувства. Но чувства то были пробуждены колдовством, причем и Наина ему призналась, что она колдунья, то есть сердца друг другу не открылись. Получился обман взамен любви. Так устроен этот мир: наши чувства побуждают к развитию мозга: чтобы что-то сделать, нужно захотеть этого. Наши желания постепенно усложняются и являются движителем развития мира: сначала нам хочется достаточно еды, теплый кров, затем, обретя это, мы хотим красоты, эстетики, славы. Но и этого становится недостаточно, нам становится скучно и хочется познать законы этого мира, чтобы владеть им. Но мир создан Творцом и Он один только и может им владеть. Человеческое превозношение приводит к краху и отдельного человека и целые народы, зараженные этой идеей. Все это мы проходили в учебниках истории (и в сказке о рыбаке и рыбке).
«Теперь мне утешенье природа, мудрость и покой. Но чувства прежние свои еще старушка не забыла и пламя поздное любви с досады в злобу превратила. Колдунья старая, конечно, возненавидит и тебя; но горе на земле не вечно». Чувства в человеке должны подчиниться уму – разуму. Но это процесс медленный. Наина здесь отображает наши чувства, старик – ум. Эти процессы происходят в человечестве в целом и в душе каждого человека: чувства очень трудно подчиняются уму. Земная мудрость уступит духовной, когда исполнит свое предназначенье. И еще Наина чем то напоминает Америку, а старик Россию. На Америку равнялись, с ней соревновались. Наши ученые, артисты находили там возможность реализовать свои таланты и, по сути, дарили их ей. Даже российский стабфонд находится почему то в американском банке.
Романтизм любви и неизбежность рока
Конечно, именно любовь играет в романе главную роль. Вокруг этого замечательного чувства строится весь сюжет произведения. Но А. С. Пушкин смог показать саму суть и многогранность любви. Не секрет, что она пробуждает в человеке огромные силы, является опорой для многих великих свершений. Но всегда ли? И все ли люди правильно осознают этот мощный дар?
Поэт показывает, как любовь вскрывает все уголки человеческой души. У истинных героев она пробуждает дополнительные силы и устремления к борьбе со злом, а низменные натуры под её влиянием вынашивают коварные планы. Сразу появляется вопрос: «А любовь ли этому причиной?». Конечно, нет. Поэт говорит о Руслане:
Чего больше в мыслях у витязя: страсти или любви? Он, как и его неудачные соперники, которые на пиру не едят и не пьют, а только «в душе несчастные таят любви и ненависти яд».
Ещё одна «неразлучимая парочка», на которую А. С. Пушкин указывает внимательному читателю, — ненависть и любовь. Поэт как бы предлагает задуматься вместе с молчаливыми витязями над тем, есть ли в душе у человека любовь, когда его обуревает ненависть, или нет, могут ли эти противоположные чувства ужиться вместе.
Известно, что истинность любви проверяется именно поступками. Подтверждая это, поэт кратко и ярко обрисовывает действия и чувства героев в минуты постигшего горя:
- Царь Владимир: «На зятя гневом распалясь».
- Витязи-соперники: «Мы рады весь изъездить мир».
- Жених: «Руслан уныньем как убит».
- Черномор: «Он только немощный мучитель прелестной пленницы своей».
- Старик Финн: «Решился в грусти безотрадной Наину чарами привлечь».
- Людмила: «…в волнах решилась утонуть, однако в воды не прыгнула и дале продолжала путь».
Любовь — это уникальное чувство, не поддающееся никакой грубой силе, будь она материальная, духовная или колдовская. Это дар, получаемый не за вздохи или лживые дифирамбы. Истинную любовь не интересуют сверкающие каменья. Даже отважный витязь с кровью на мече может услышать: «Герой, я не люблю тебя!».
Делая разбор стихотворения, следует выделить ещё одну важную тему — неизбежность роковых свершений. Злобному колдуну Черномору открылась тайна:
Но все его действия, направленные на нейтрализацию угрозы, только стимулируют её осуществление. Колдун «умён как бес и зол ужасно», поэтому легко обводит вокруг пальца своего брата-великана и даже собственноручно исполняет первую часть жуткого предсказания. Но он такая же марионетка в руках рока: добыв заветный меч, он только приблизил ножницы богини Атропос к нити своей судьбы.
Почти так же печальна судьба Финна, который ещё в молодости услышал «Пастух, я не люблю тебя!» и не понял, что ключевое слово здесь не «пастух». Его молодые чувства не позволили заметить истинную душу красавицы.
Фольклорные мотивы в поэме
В поэме «Руслан и Людмила» угадываются характерные для русского сказочного эпоса мотивы и приемы. Однако само построение произведения соотносится с фольклорной традицией. Исследователь Т.В. Зуева отмечает, что поэт сохраняет последовательное, однолинейное построение сюжета и его развитие вокруг конфликта. По мнению исследователя, А.С. Пушкин применяет контаминацию как фольклорный прием.
Сюжет «Руслана и Людмилы» строится по принципам сказочного жанра. Поэма начинается с мотива похищения невесты. Это ставит героя произведения перед необходимостью отправиться в путь. Так появляется мотив поиска невесты, и, как и положено в сказках, на происки невесты – Людмилы – отправляются три героя. В поэме Пушкина присутствует троичность, характерная для русской сказки: три витязя, три девы, прислуживающие Людмиле, три попытки Финна завоевать Наину и т.д.
Распределение героев поэмы происходит по принципу даритель-вредитель, истинный герой – ложный герой, настоящий герой – антагонист:
- Руслан – герой настоящий, ему уготована победа;
- Фарлаф – герой ложный, ведомый злыми силами;
- Финн выступает в качестве дарителя;
- Наина – вредитель;
- Черномор является антагонистом, от которого исходит зло, побежденным настоящим героем.
Заключительные эпизоды поэмы связан с возвращением главного героя в Киев. Они заставляют вспомнить народную волшебную сказку – во сне героя подло убивает ложный герой, и лишь вмешательство волшебного помощника или дарителя спасает ситуацию.
В волшебной сказке, как правило, исследователи отмечают элемент чудесного, проявляющийся в различных превращениях, чудесных предметах, чудесных помощниках. В поэме «Руслан и Людмила» встречаются многочисленные традиционные для русского фольклора чудеса. Например, шапка-невидимка, меч-кладенец, борода Черномора, превращение Наины в змея, живая и мертвая вода и т.д.
Рассматривая вопрос о связях поэмы А.С
Пушкина с фольклором следует обратить внимание на интересный факт, на который указывал В.И. Кулешов
С точки зрения исследователя, А.С. Пушкину удалось сделать то, что не смог сделать В.А. Жуковский – создать русскую национальную поэму.
А.С. Пушкин конструирует сюжет своей поэмы из былинных реалий и фантастических мотивов. Поэт выявляет из фольклора наиболее развитые формы эпоса и вводит их элементы в поэму. Так, волшебная сказка оказала влияние на сюжетные контуры и систему образов. А былина, являясь жанром с национально-исторической основой, соединила сказочную фантастику и русскую историю. К примеру, бесовская, слепая, стихийная сила – Черномор – в ночи похищает Людмилу и уносит ее за тридевять земель. Отныне он враг былинному герою Руслану. У Руслана появляются добрые помощники. Герой в честном поединке добывает меч-кладенец, живая вода воскрешает Руслана и т.д. Это все образует сказочные сюжетные сцепления.
Руслан – это былинный Еруслан Лазаревич, о котором поэт мог слышать от няни. А Людмила – из баллады В.А. Жуковского, у Владимира Святого, исторической личности, не было дочери с таким именем. Фарлаф – это или летописный герой Фарлов, Фрелав, или шекспировский Фальстаф.
Сюжет
На свадьбу Руслана и Людмилы было приглашено много гостей. Отец невесты, князь Владимир, не поскупился на пышное пиршество, и только трое гостей не радовались счастью новобрачных. Это были соперники Руслана в амурных делах, витязи: хазарский хан Ратмир, хвастун Фарлаф и Рогдай.
Неожиданно Людмила исчезла в брачную ночь. Разгневанный на бездействие Руслана, князь Владимир пообещал отдать в жёны Людмилу и полцарства в придачу тому, кто её найдет. Мужественные витязи отправились на поиски пропавшей княжны.
Руслан, терзаемый мрачными думами, прискакал к пещере, в которой жил учёный старец. Он поведал витязю, что его суженую украл могущественный волшебник Черномор – большой любитель красивых девушек. Старик предрёк Руслану победу над Черномором в честной схватке, сказав, что его будущее заключено в собственной воле. Окрылённый надеждой, Руслан отправился в путь.
Тем временем Рогдай задумал устранить главного соперника – Руслана, и поскакал вслед за ним. Трусливому же Фарлафу на пути повстречалась старая ведьма, которая посоветовала юноше вернуться домой и не подвергать себя смертельной опасности: Людмила и так будет его.
Оказавшись в волшебном дворце Черномора, Людмила не польстилась на богатые дары своего похитителя. Ей был противен один вид злого волшебника – горбатого лысого карлика с длинной седой бородой, от которого она скрывалась при помощи найденной шапки-невидимки.
Когда Руслан спешил к Людмиле, на него напал Рогдай, но потерпел поражение. Руслан продолжил свой путь, и вскоре его взору предстала огромная голова в шлеме, возвышающаяся над землёй. Витязь одолел страшную голову, и под ней обнаружил меч. От поверженной гигантской головы Руслан узнал, что когда-то она была отважным воином-гигантом, но на свою беду имела завистливого брата-карлика, который совершил страшное предательство и обезглавил родного брата. Голова посоветовала Руслану взять волшебный меч и отомстить Черномору.
Оказавшись в чертогах Черномора, отважный витязь схватил его за длинную бороду и отсёк её мечом. Он нашёл Людмилу спящей и поспешил с ней в Киев. По дороге Руслан встретил Ратмира с молодой женой: хазарский хан обрел своё счастье.
Тем временем Фарлаф, увидев прилегшего отдохнуть Руслана, убил его спящего и со спящей Людмилой поспешил во дворец к князю. Воскресил юношу старец из пещеры, который на прощанье подарил ему кольцо, способное пробудить Людмилу. Руслан поспешил к своей возлюбленной и освободил её от заклятья.
Уныние Руслана
«Что делаешь, Руслан несчастный, один в пустынной тишине? Из мощных рук узду покинув, ты шагом едешь меж полей, и медленно в душе твоей надежда гибнет, гаснет вера. Но вдруг пред витязем пещера; в пещере свет». Время застоя в стране.
«В пещере старец; ясный вид, спокойный взор, брада седая; лампада перед ним горит; за древней книгой он сидит, ее внимательно читая». Почему в пещере? Да потому, что знания о Сотворении мира, его развитии, судьбах стран и людей, об истинной истории жизни наших предков до срока пробуждения душ были сокрыты от масс людских. Поэтому сказано: в пещере старец, то есть, человек с проснувшейся душой овладевший знанием о законах этого мира, о судьбах стран и народов. Он их познавал с целью добиться любви земной женщины,- это один пласт информации; следующий – это ум земного человека познает законы образования, развития материи земли с целью использования их для своего обогащения, но открылось гораздо большее.
«Добро пожаловать, мой сын! – сказал с улыбкой он Руслану. – Уж двадцать лет я здесь один во мраке старой жизни вяну; но, наконец, дождался дня, давно предвиденного мною. Мы вместе сведены судьбою; садись и выслушай меня».
Старик назвал Руслана сыном неслучайно: по закону преемственности поколений, на языке физики это закон сохранения энергии, ничего не происходит случайно, из ничего,- духовный опыт наших предков – язычников подготовил современное состояние нашего сознания, а значит нашего духа и души. Старик – разум, передает свой опыт молодому духу — Руслану. Это происходит в каждом человеке и в человечестве в целом: физическое тело передает свой жизненный опыт эмоциональной части души, тело эмоций передает свой опыт ментальной (умственной) части души, а разум передает весь опыт духу. Вот так мы прозреваем.
«Руслан, лишился ты Людмилы; твой твердый дух теряет силы; но зла промчится быстрый миг: на время рок тебя постиг. С надеждой, верою веселой иди на все, не унывай; вперед! Мечем и грудью смелой свой путь на полночь пробивай».
Не однажды в жизни России вера Христова была в забвении, как бы сокрыта, исчезла. Но проходили лихие годы и она вновь появлялась по — прежнему милая и любимая, призывающая к любви между всеми народами.
«Узнай, Руслан: твой оскорбитель волшебник страшный Черномор»… — это объединенный образ служителей темных сил, то, что мы называем земным прагматичным умом, еще не очищенным от грубых животных качеств. Есть государства, в которых значительная часть населения мыслит об окружающем мире с точки зрения его выгодности для личного обогащения материальными благами, пренебрегая моральными, нравственными и духовными ценностями.
«Еще ничей в его обитель не проникал доныне взор; но ты, злых козней истребитель, в нее ты вступишь, и злодей погибнет от руки твоей». В России не приветствуются многие безнравственные законы других государств и представители России на международном уровне зачастую высвечивают – озвучивают тайные коварные действия одних стран против других, когда говорится с международной трибуны одно, а делается совершенно противоположное.
«Наш витязь старцу пал к ногам и в радости лобзает руку. Светлеет мир его очам, и сердце позабыло муку. Вновь ожил он».
Анализ поэмы «Руслан и Людмила»
Среди большинства сказочных произведений Пушкина поэма «Руслан и Людмила» поставлена неким особняком. В ней тесно переплелись чувства и события, присущи реальности и настоящим людям с мифическими персонажами, магией и волшебством.
Так, поэма начинается с волшебного дуба у лукоморья, где рассказывает разные сказки кот ученый, а русалки расселись на ветвях дуба, и все вокруг напоено магией и чародейством.
Затем поэт переносит читателя на роскошный свадебный пир, где во главе стола сидят новобрачные – Руслан и Людмила, вполне реальные молодые люди. Людмилу выдает замуж князь Владимир, и Руслан с восхищением смотрит на свою красавицу-невесту. Но до брачного ложа дело не доходит – в самый разгар девушку похищает Черномор. По описанию Черномор является маленьким злым карликом с неприлично длинной бородой. Причем поэт так расписывает эту одиозную личность, что создается ощущение отдельного существования чародея и бороды!
Начинается действо перед очами Людмилы – когда арапы вносят «бороду старца на подушках!»
Образ чародея в поэме монументален, он несет в себе отрицательные черты. Похищение им Людмилы посреди свадебного застолья олицетворяет лишение людей мирских добродетелей и благ. Ведь Людмилу Пушкин наделил поистине ангельскими чертами, он старается везде это подчеркивает. Так например он описывает песню Леля, который славит «… Людмилу-прелесть…», или сама Людмила, находясь в чертогах старца-волшебника, любуется собой. Поэт подчеркивает золотистость кудрей Людмилы, лилейность плеч, небрежность в том, как она расчесывает свои густые волосы.
При этом красавица умеет за себя постоять, когда с испугу, впервые увидев Черномора, она «рукою быстро ухватила … седого карлу за колпак» и отчаянно завизжала. Тут уж сам волшебник от страха упал и даже запутался в собственной бороде. Отдельного внимания заслуживает еще одна героиня – Наина. Поистине ее женская судьба во многом трагична. За образом злой колдуньи скрывается «…старушка дряхлая, седая», у нее сверкающие впалые глаза, трясущаяся голова и горб на спине. А ведь сама старуха рассказывает о временах, когда была потрясающей красавицей.
Ее любви добивался Черномор. Маг похитил ее и очаровал, но прошло время, и влюбленная Наина была отвергнута колдуном, поэтому она обратила свои чувства в чародейство и стала колдуньей.
Но в конце поэмы добро побеждает зло – Руслан проходит все препятствия, находит свою невесту и побеждает Черномора. Пристыженный чародей поступает на службу к Владимиру – отцу княжны Людмилы.
Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!
Вариант 2
Одним из главных шедевров А.С. Пушкина является произведение «Руслан и Людмила». Читая поэму, читатель попадает в сказочный мир. Эта сказка захватывает и завораживает. «Руслан и Людмила» — это поэма, былина и сказка в одном произведении.
Пушкин взял всего по не многу из русских народных сказок и соединил все в одном произведении. У поэта имеется своя оригинальная и особенная манера изложения мыслей.
Руслан подобен богатырю, он совершает огромный подвиг. Парень борется с Черномором, что бы спасти свою любимую Людмилу. Князь Владимир выступает в роли мудрого и справедливого правителя. Руслан по описанию очень похож на легендарного Илью Муромца. Он большой, сильный и могучий. Людмила же представляет собой настоящую женщину. Она легкомысленна, красива, элегантная, нежная с утонченными чертами. Она любит кокетничать. Она живет беспечно.
Поэма написана простым и красочным языком. В произведении много лирики. Суть сказки проста. Автор хотел показать читателям то, что добро намного сильнее зла, а гуманизм способен подавит коварство и ложь.
Автор написал стихотворение в необычной манере. Раньше подобные произведения писали с использованием высокопарных слов и замысловатых предложений. Но, А.С. Пушкин сделал поэму мягкой, простой, легкой и плавной. Ее легко и приятно читать.
Автор мастерски собрал в одном произведении несколько видов сказок. Поэма выглядит целостной и полноценной. Много интересных деталей и мелочей присутствует в стихотворении. А.С. Пушкин применил свою поэтическую фантазию в полной мере. В произведении можно встретить волшебника, волшебный меч-кладинец, магическую шапку – невидимку, мертвую и живую воду. Все это переплетается в поэме и делает ее более интересной и захватывающей.
В произведении можно увидеть патриотический посыл. Все это заметно в поведении и словах героев. Главной идеей стиха является любовь к родине. В действиях и речах персонажей поэмы отчетливо виден русский характер. Поэт использовал много простонародных выражений, понятных каждому речевых оборотов.
Главной особенностью сказки является то, что А.С. Пушкин использовал лирические отступления. Это придает изюминку произведению и показывает чувства поэта, который всей душой переживает за сказочных персонажей.
Произведение «Руслан и Людмила» это жемчужина русской литературы. Это наша гордость. Сказка не имеет больше аналогов.
Своеобразие жанра
Роман «Руслан и Людмила» вышел из-под пера А. С. Пушкина в пору его молодости. Но уже тогда поэт имел свой уникальный стиль, основанный на любви к народным сказаниям, былинам и песням. Воспитанный добрейшей нянюшкой Ариной Родионовной, молодой гений перенял её самобытность, развил это качество в своей душе, а затем талантливо, беззаветно и щедро поделился им со своими читателями.
В поэме-сказке повествование сосредоточено на том, как происходит становление истинных чувств главного героя Руслана. По ходу развития событий читатель видит, как упорно он стремится к похищенной невесте. Его почти ничто не может остановить. Только коварные замыслы колдуньи оказываются сильнее его воли. Но «зло не вечно» и вероломство Наины побеждается мужеством Финна. Таким образом, анализ поэмы «Руслан и Людмила» показывает, что это произведение эпическое и имеет характерные особенности:
Повествование ведётся в форме рассказа с использованием просторечных выражений, основывается на идее самобытного народного творчества. Автор представляет свою поэму читателю как «преданья старины глубокой».
Иронические и самокритичные замечания придают элемент несерьёзного отношения к рассказчику. Но такой приём рассчитан на недалёких людей, видящих в чтении сказок досужее развлечение. Глубокомысленный человек сразу найдёт ценное зерно и выявит суть в повествовании о героических «делах давно минувших дней».
Сказочность произведения также можно взять под сомнение. Из истории известно, что князь Владимир-Солнце был реальной личностью. Но в то же время поэт рассказывает о событиях, наполненных чародейством. Невольно напрашивается заключение, что во время правления князя Владимира магия была чем-то обыденным. Это интуитивное предположение является ещё одной причиной популярности поэмы: её с удовольствием читают как юные ценители сказок, так и повзрослевшие юноши и девушки
Не обходят вниманием этот роман и люди старшего поколения. Его сюжет, герои и необычные события преподносятся поэтом как что-то реально существовавшее, что пробуждает ощущение причастности к неведомому и великому.
Крещение Руси
Из размышления о смысле предыдущих сказок, мультфильмов стало понятно, что все они отражают иносказательно жизнь Вселенной: сотворение человека, ослушание человеком сказанного Отцом Небесным не есть с дерева познания добра и зла, — что повлекло смерть первую, падение в мир твердых форм – физический. Далее, находясь в кожаных одеждах, задачей стало вернуться на свою Небесную Родину – в Эдем, избежав смерти второй – смерти души. Но о чем же поэма?
Руслан – Русь любящий, дух русского народа, Людмила – людям милая – вера христианская. Поэма начинается повествованием о крещении Руси.
«В толпе могучих сыновей с друзьями в гриднице высокой Владимир-солнце пировал; меньшую дочь он выдавал за князя храброго Руслана. Почему князь Владимир — ясно солнышко принял решение о крещении Руси? Дело в том, что на тот момент у славян был свой пантеон богов. Согласно родоплеменным традициям каждое племя, почитая всех славянских богов, выделяло одного главного бога, связывая прежде всего с ним сохранение всего общественного и хозяйственного быта. В результате межплеменные конфликты и распри в восточнославянском мире получали закрепление и в религиозной форме. Это ослабляло Русь в борьбе с врагами ее. Владимир Святославович осознает необходимость новой религии, чтобы освободить Русь от родоплеменных традиций, укрепить великокняжеский централизм. Владимир начал с «испытания вер». Стали тогда приходить на Русь посольства и князь Владимир неспешно выбирал. Он «испытание вер» проводил основательно, стараясь уразуметь по истине, какая из религий нужнее всего Руси. Остановившись на христианстве, он и тут прежде всего уступил место размышлению и лишь после этого окончательно сделал свой выбор в пользу восточного православия. (А.Ф. Замалеев, Е.А.Овчинникова «Очерки древнерусской духовности»)
Почему «меньшую дочь», хотя о других и не сказано в поэме? Я предполагаю, что речь идет о трансформации нашего сознания: начало преображения человека – Вера, далее за верой у нас появляется Надежда и, наконец, высшая ступень сознания — Любовь.
…«Не скоро ели предки наши»…
Вера христианская постепенно, не торопясь входила в сознание людей: присматривались, обдумывали. Дух русского народа – Руслан уже готов был соединиться с верой христианской, за этим бы последовало «воскресение» то есть возможность возвращения в Эдем. Но «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
«За шумным, свадебным столом сидят три витязя младые;…
…Потупили смущенный взгляд: то три соперника Руслана;
В душе несчастные таят любви и ненависти яд».
В душе каждого из нас наряду с качествами высокого достоинства гнездятся и такие как зависть, агрессия, похотливость, лень, чревоугодие и др. Это и есть соперники. На межгосударственном уровне все то же самое. Менталитет страны – это объединенное сознание ее населения.
«Один Рогдай, воитель смелый, мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей; другой — Фарлаф, крикун надменный, в пирах никем непобежденный, но воин скромный средь мечей; последний, полный страстной думы, младой хазарский хан Ратмир: все трое бледны и угрюмы и пир веселый им не в пир». Со-радость даже между близкими людьми редко проявляется искренне, а межгосударственные отношения строятся еще сложнее. Какое государство или группа государств кому из этих имен соответствует, поразмышляйте сами, это история нашей страны. Александр Сергеевич написал поэму в 1820 году.
Образы героев в поэме «Руслан и Людмила»
Особенности языка поэмы
Главной мыслью поэмы является подвиг человека ради настоящей любви, готовность ради нее победить любое зло. Руслан – преданный возлюбленный, бесстрашный витязь. Победа над полчищами печенегов, осадивших Киев, напоминает подвиги былинных богатырей над врагами.Символическим торжеством «русской силы» над «кознями вероломства» стала покорение Черномора Русланом. Духовным наставником Руслана в борьбе со злом стал мудрый волшебник Финн. В молодости он был пастухом, воином. Ради любви он стал изучать магию.
Красавица Людмила – верная жена Руслана. Ее не прельщают богатства Черномора. Она великодушная, добрая и озорная, но способна проявить твердость характера, протестуя против неволи и принуждения. Шутливо изображена ее девичья непосредственность и жизнелюбие: в плену у Черномора она, решив отказаться от еды и покончить с собой, о смерти «подумала – и стала кушать».
Автор с иронией характеризует трех соперников главного героя, которые своими поступками лишь оттеняют глубину его чувства к Людмиле. Мрачный и жестокий Рогдай страдает безумной страстью;любовь томного хазарского хана Ратмира была недолгой; горлопану, трусу, обжоре и пьянице Фарлафу княжна нужна ради положения и богатства.
Пушкин иронично, как в русских былинах, изображает князя Владимира Красное Солнышко, правителя Киевской Руси. Он заботливый и щедрый отец, гостеприимный и радушный хозяин, но бывает своенравным и несправедливым. После похищения дочери, он нарушает данное Руслану слово, не верит ему и обещает выдать Людмилу замуж за любого ее спасителя. Когда Киеву угрожает опасность от печенегов, князь беспомощен, надеется на защиту богатырей.
Черномор – уродливый карлик с длинной бородой, в которой скрыта колдовская сила. Он страшен не только внешне, у него порочная и злая натура. Из зависти он обманул и обезглавил собственного брата-великана, вероломно похитил чужую жену. Лишенный своей волшебной силы, слабый духом Черномор остается всего лишь жалким карликом. Силы зла воплощает также злобная, коварная и хитрая старуха Наина, напоминающая Бабу-Ягу.
Помимо сказочно-былинного содержания, новаторским был язык поэмы, разрушивший нормы дворянского языка. Он был простой и понятный, близкий к живой народной речи, изобилующий простонародными выражениями. Многие осуждали автора за наличие в поэме «низких» слов «площадного» языка, не отвечающих требованиям «хорошего вкуса».
↑ 3. Своеобразие поэмы
При создании «Руслана и Людмилы» Пушкин использовал былины, русские сказочно-богатырские поэмы XVIII века, западноевропейские рыцарские романы.Целиком сюжет поэмы не встречается в русских сказках и былинах. Пушкин использовал лишь некоторые фольклорные эпизоды: встреча с головой богатыря, шапка-невидимка, живая и мертвая вода, меч-кладенец и т. д. Некоторые детали взяты автором из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина: пир Владимира, имена Рогдая (Рахдая) и Фарлафа, чародейство Финна.
В поэме причудливо переплетаются древняя история и фантастика, фольклор и литература, эпос и лирика. Произведение очень легко воспринимается благодаря увлекательному сюжету и ироническому стилю повествования. Новаторским ходом автора было внесение в общий сюжет неожиданных отступлений, которые переносят читателя в пушкинскую современность и в лирический мир самого поэта.В поэме Пушкин впервые придерживался принципов и приемов свободного стихотворного повествования, которые впоследствии блестяще использовал и в других своих произведениях.