Карамзин — историк
Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую тему — «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства Российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.
«История государства Российского» Карамзина не была первым описанием истории России, до него были труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. По словам А. С. Пушкина, «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом». Это произведение вызвало также и волну подражаний и противопоставлений (например, «История русского народа» Н. А. Полевого)
В своём труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк — описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее, высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют.
В известной эпиграмме, чьё авторство приписывается А. С. Пушкину, освещение Карамзиным истории России подвержено критике:
В его «Истории» изящность, простота Доказывают нам, без всякого пристрастья, Необходимость самовластья И прелести кнута.
Карамзин выступал с инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности, К. М. Сухорукову (Минину) и князю Д. М. Пожарскому на Красной площади (1818).
Н. М. Карамзин открыл «Хождение за три моря» Афанасия Никитина в рукописи XVI века и опубликовал его в 1821 году. Он писал:
Глава I Рождение моего героя
Если спросите вы, кто он? то я… не скажу вам. «Имя не человек», – говорили русские в старину. Но так живо, так живо опишу вам свойства, все качества моего приятеля – черты лица, рост, походку его – что вы засмеетесь и укажете на него пальцем… «Следственно, он жив?» Без сомнения; и в случае нужды может доказать, что я не лжец и не выдумал на него ни слова,
нидела {2} – ни печального, ни смешного. Однако ж… надобно как-нибудь назвать его; частые местоимения в русском языке неприятны: назовем его – Леоном.
На луговой стороне Волги, там, где впадает в нее прозрачная река Свияга и где, как известно по истории Натальи, боярской дочери, жил и умер изгнанником невинным боярин Любославский, – там, в маленькой деревеньке родился прадед, дед, отец Леонов; там родился и сам Леон, в то время, когда природа, подобно любезной кокетке, сидящей за туалетом, убиралась, наряжалась в лучшее свое весеннее платье; белилась, румянилась… весенними цветами; смотрелась с улыбкою в зеркало… вод прозрачных и завивала себе кудри… на вершинах древесных – то есть в мае месяце, и в самую ту минуту, как первый луч земного света коснулся до его глазной перепонки, в ореховых кусточках запели вдруг соловей и малиновка, а в березовой роще закричали вдруг филин и кукушка: хорошее и худое предзнаменование! по которому осьми-десятилетняя повивальная бабка, принявшая Леона на руки, с веселою усмешкою и с печальным вздохом предсказала ему счастье и несчастье в жизни, вёдро и ненастье, богатство и нищету, друзей и неприятелей, успех в любви и рога при случае. Читатель увидит, что мудрая бабка имела в самом деле дар пророчества… Но мы не хотим заранее открывать будущего.
Отец Леонов был русский коренной дворянин, израненный отставной капитан, человек лет в пятьдесят, ни богатый, ни убогий, и – что всего важнее – самый добрый человек; однако ж нимало не сходный характером с известным дядею
Тристрама Шанди – добрый по-своему и на русскую стать. После турецких и шведских кампаний{3} возвратившись на свою родину, он вздумал жениться – то есть не совсем вовремя – и женился на двадцатилетней красавице, дочери самого ближнего соседа, которая, несмотря на молодые лета свои, имела удивительную склонность к меланхолии, так что целые дни могла просиживать в глубокой задумчивости; когда же говорила, то говорила умно, складно и даже с разительным красноречием; а когда взглядывала на человека, то всякому хотелось остановить на себе глаза ее: так они были приветливы и милы!.. Красавицы нашего времени! Будьте покойны: я не хочу сравнивать ее с вами – но должен, в изъяснение душевной ее любезности, открыть за тайну, что она зналажестокую; жестокая положила на нее печать свою – и мать героя нашего никогда не была бы супругою отца его, если быжестокий в апреле месяце сорвал первую фиалку на берегу Свияги!.. Читатель уже догадался; а если нет, то может – подождать. Время снимает завесу со всех темных случаев. Скажем только, что сельская наша красавица вышла замужнепорочная душою и телом; и что она искренно любила супруга, во-первых – за его добродушие, а во-вторых – и потому, что сердце ее никем другим не было…уже занято.
Примечания
- Венгеров С. А. А. Б. В. // Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). — СПб.: Семеновская Типо-Литография (И. Ефрона), 1889. — Т. I. Вып. 1—21. А. — С. 7.
- ↑ 123 Карамзин Николай Михайлович // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
- ↑ 12 Encyclopædia Britannica (англ.)
- ↑ 123Макогоненко Г. П. Карамзин // Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 3.
- к. и. н. Мишанина Е. В. Об оренбургском происхождении Н.М. Карамзина (рус.) // Портал «Культура Оренбуржья». — 2020. — 17 марта.
- по другим данным в селе Михайловка Оренбургской губернии
- Карамзин Николай Михайлович. Интернет-проект «Русский биографический словарь» (rulex.ru) (Проверено 3 мая 2014)
- Бестужев-Рюмин К. Н. Карамзин, Николай Михайлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Фриче В.М.; Луначарский А.В. [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/2201/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B7%D0%B8%D0%BD «Карамзин Н.М.»](неопр.) . Литературная энциклопедия; В 11 т.; Москва (1929—1939). Дата обращения 29 апреля 2013.
- Кривошеев Ю.; Лурье Е. «Поскребя русского, татарина не найдешь»(неопр.) . «Русский обозреватель» (6 октября 2008). Дата обращения 29 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
- Владимир ТОЛСТОЙ. К дню рождения Карамзина: как чудесное спасение от медведя стало основой веры(неопр.) . ul.aif.ru (3 декабря 2012). Дата обращения 19 февраля 2020.
- Алфавитный словарь студентов Московского университета (неопр.) . www.hist.msu.ru. Дата обращения 8 августа 2020.
- Дойков Ю. В. Самые знаменитые историки России. — М.: Вече, 2004. — С. 384.
- Карамзин Николай Михайлович Архивная копия от 22 октября 2007 на Wayback Machine
- ИРЛ в 4 т., 1981, Т. 2., С. 51−79. — Петрунина Н. Н. Проза 1800−1810-х гг..
- ИРЛ в 10 т., 1941, Т. 5., Ч. 1., С. 106−120. — Кучеров А. Я. Сентиментальная повесть и литература путешествий..
- Минчик С. С. Грибоедов и Крым. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2011. — С. 172−175.
- ИРЛ в 10 т., 1953, Т. 6., С. 501−562. — Степанов Н. Л. Прозаики двадцатых−тридцатых годов.
- Lib.ru/Классика: Карамзин Николай Михайлович. «Виргилиева Энеида, вывороченная наизнанку» (неопр.) . az.lib.ru. Дата обращения 10 марта 2020.
- История государства Российского: В 4 книгах. Книга четвёртая (т.X-XII) (неопр.) . historic.ru. Дата обращения 8 августа 2020.
- Летопись Московского университета
- Эйдельман Н. Я. , 1983, Ч. II., Гл. Пример единственный. (недоступная ссылка —история ,копия ).
- Н. Коняев. Романовы. Расцвет и гибель династии. Вече, 2003. Стр. 465.
- Александро-Невская Лавра — Карамзин Николай Михайлович
- Герцен А. И. Собрание сочинений в тридцати томах — М.: Издательство АН СССР, 1954. — Т. 7., С. 190. — О развитии революционных идей в России. Гл. III. Пётр I. Архивная копия от 27 сентября 2013 на Wayback Machine
- Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями / Составление, комментарии, вступительная статья Воропаева В. А. — М.: Советская Россия, 1990. — XIII. Карамзин
- В. В. Одинцов. Лингвистические парадоксы. Москва. «Просвещение», 1982.
- Авторство Пушкина часто подвергается сомнению, эпиграмма включена не во все полные собрания сочинений. Подробнее про атрибуцию эпиграммы смотри здесь: Б. В. Томашевский. Эпиграммы Пушкина на Карамзина.
- А. С. Пушкин как историк | Великие россияне | История России
- Карамзин Н. М. История государства Российского, Т. VI., Гл. VII., 1842, С. 226−228.
- «При издании сего шекспирова творения…» — Вестник Европы, 2014, № 40-41 (неопр.) .
- Н. М. Карамзин: от культа Шекспира к шекспиризму (неопр.) .
- Гамаюнов Л. С. Из истории изучения Индии в России / Очерки по истории русского востоковедения (Сборник статей). — М.: Изд-во вост. лит., 1956. — С. 83.
- Каринишина Л. М. «Пример самоотвержения» // Московский журнал. — 2014. — № 11. — С. 24—31.
Тезисы
В
настоящей работе характеризуется логика развертывания Н. М. Карамзиным характера
главного героя неоконченного романа «Рыцарь нашего времени» в отношении к финальному и кульминационному эпизоду произведения
Для описания карамзинских
характерологических стратегий важно изучение тематических и мотивных
комплексов, связанных с характером того или иного героя, а также исследование
тех психологических мотивировок, которыми объясняется поведение персонажа
Герой
«Рыцаря нашего времени» с первых же строк, посвященных его рождению,
заключается в женское семантическое пространство: на протяжении всего текста герой
изображается именно во взаимодействии с женскими персонажами. Грудное
кормление становится для младенца первым свидетельством любви; через теснейшее общение с матерью он учится воспринимать действительность. Вместе с внезапной потерей матери для
карамзинского героя наступает новый этап формирования характера. Момент
«отлучения от груди» выделен особо: «дунул северный ветер на грудь нежной
родительницы», равно как и момент «узнавания» в графине Мировой сходства с
матерью, после чего происходит возвращение героя в материнское пространство, и
графиня становится замещающей мать фигурой.Однако характер времяпрепровождения Эмилии и ее
воспитанника изобилует интимными деталями, что достигает своей кульминации в
описании «маленького
случая, который может быть истолкован и так, и сяк» Инцестуозные
мотивы, сопутствующие неоднозначным отношениям мальчика и его «второй
маменьки», поддерживаются словосочетанием «преступление глаз», намекающим на логику Эдипова комплекса, равно как и упоминанием о «сфинксовых загадках, которых и
сам Эдип не отгадает».Несмотря на кажущийся спокойно-умилительный характер текста, в нем присутствуют тревожные интонации, которые задаются продублированными
вопросами: «Во
всяком случае, преступление глаз есть самое легкое: кто их боится?», «…могла ли
она <Эмилия> страшиться нескромного любопытства», а также многочисленными предостережениями («цвет
непорочности имеет судьбу других цветов!»).
Глава IV, Которая написана только для пятой
Государи мои! Вы читаете не роман, а быль: следственно, автор не обязан вам давать отчета в происшествиях. Так было точно!..
– и более не скажу ни слова. Кстати ли? У места ли? Не мое дело. Я иду только с пером вслед за судьбою и описываю, что творит она по своему всемогуществу, – для чего? спросите у нее; но скажу вам наперед, что ответа не получите. Семь тысяч лет (если верить хронографам{4}) чудесит она в мире и никому еще не изъяснила чудес своих. Заглянем ли в историю или посмотрим, что вокруг нас делается: везде сфинксовы загадки, которых и сам Эдип не отгадает. – Роза вянет, терние остается; столетний дуб, благодетель странников, падет на землю от громового удара; ядовитое дерево стоит невредимо на своем корне. Петр Великий, среди благодетельных замыслов для отечества, хладеет в объятиях смерти; ничтожный человек нередко два раза из века в век переходит. Юный счастливец, которого жизнь можно назвать улыбкою судьбы и природы, угасает в минуту, как метеор: злополучный, ненужный для света, тягостный для самого себя живет и не может дождаться конца своего… Что ж нам делать? Плакать, у кого есть слезы, и хотя изредка утешаться мыслию, что здешний свет есть только пролог драмы!