«Сказка о царе Берендее» краткое содержание для читательского дневника
- У царя Берендея не было детей и однажды он поехал осматривать территорию своего государства;
- Когда он возвращался, то решил напиться воды из колодца, но его схватило за бороду водяное чудище, потребовав отдать то, чего он не знает и царь согласился;
- Когда он приехал домой, то узнал, что у него родился сын и когда Иван-царевич подрос, то сам пошел отдавать долг;
- Встретил Иван-царевич дочь Кощея Марью-царевну и она отвела его к отцу;
- Помогла Марья Ивану выполнить три задания Кощея и от погони его спасла.
- Марья и Иван оторвались от погони, но Иван чуть не забыл ее, царевна ему напомнила, они вернулись к Берендею и сыграли свадьбу.
Краткий пересказ
Рисунки и иллюстрации к сказке «Сказка о царе Берендее»
Царь Берендей был женат три года, но детей у него не было. И вот как-то отправился Берендей в дальнее странствие и, уже возвращаясь домой, захотел пить. Он напился из колодца, но кто-то страшный схватил его за бороду. Чтобы спастись, царь обещает отдать образине то, чего не знает дома. Вернувшись, Берендей узнает, что у него родился сын. Он никому не говорит о своей тайне.
Царевич рос и рос. С каждым днём становился храбрее, смелее, умнее. Однажды Иван-царевич в лесу встретил странного старика, который попросил парня напомнить Берендею про обещание. Печальный Берендей раскрывает Ивану тайну своего спасения.
Иван не отчаивается и отправляется в путь, потому что слово надо держать. На пруду он знакомится с молодой красавицей, которая оказывается дочерью Кощея Марьей. Она учит его как обратиться к Кощею и помогает Ивану попасть в подземное царство.
Кощей сердится и дает Ивану три сложные задания. Первое задание заключалось в том, что Иван возведет дворец из мрамора за ночь. Иван опечалился, но царевна помогла ему справиться с заданием.
Второе испытание — среди тридцати девушек найти Марью. И с помощью царевны, Иван справился с этим заданием. По третьему заданию нужно было сшить сапоги пока горит соломинка, но Иван отказался, ведь он не сапожник, он царевич.
И вместе с Марьей они убегают. Кощей посылает в погоню своих слуг, но Марья заранее узнает о погоне и превращает себя и Ивана в разные вещи.
Наконец и сам Кощей пускается в погоню, но Иван становится монахом, а Марья — церковью. И Кощей отправляется восвояси, ему нет пути на святую землю.
Потом Иван идет в город и целует красивого младенца. Он забывает о Марье. Марья превращается в цветок и ее пересаживает старик. В доме старика начинают творится чудеса и он обнаруживает Марью.
Марья узнает, что в этот день Иван должен женится и печет ему свадебный торт. Из торта вылетают голуби и Иван вспоминает Марью.
Сказка о царе Берендее краткое содержание
Жуковский В. А.
Сказка о царе Берендее Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал свое государство, простился с царицей и восемь месяцев пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он, подъезжая к столице, отдохнуть решил. Хотел пить, поехал по полю и увидел колодезь. На поверхности ковшик плавает.
Царь Берендей поспешно за ковшик — ковшик прочь от руки. Решил, что напьется без него. Стал пить просто так, его схватили за бороду. Голос потребовал то, что у царя, но чего он не знает. Согласился.
Приехав
в столицу, узнал, что у него родился сын. Царевич рос. Царь Берендей уже забыл об уговоре. Раз царевич заехал в густую чащу. Вдруг зашумело в дупле; вылезает оттуда чудный какой-то старик, с бородою зеленой.
Сказал передать Берендею, что пора долг отдавать. Иван рассказал отцу. Царь Берендей побледнел. Берендей все рассказал. Иван поехал.
Едет день, другой и третий; в исходе четвертого подъезжает к озеру; видит тридцать хохлатых сереньких уточек подле берега плавают; рядом тридцать белых сорочек. Подполз и одну из белых сорочек взял. Вылезли уточки, превратились в девиц, оделись и улетели.
Осталась одна.
Попросила вернуть, за это сослужит ему службу. Она дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна.
Всего тридцать дочерей. Посоветовала, как только увидит Кощея-царя, упасть на колена и ползти. Спустились в подземное царство.
Кощей сидит на престоле в светлой короне; Иван стал на колени и пополз. Стало Кощею смешно. Сказал, что Иван должен отслужить три службы.
Царевич лег спать. На другой день Кощей к себе Ивана-царевича кликнул, сказал построить дворец за ночь: чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями. Вернулся к себе, блестящая пчелка подлетела к окошку, впустил ее, она обернулась Марьей-царевной.
Сказала ложиться спать, а завтра поранее встать; дворец будет построен. Следующее задание: выбрать из тридцати дочерей младщую, Марью-царевну. Царевна сказала, что у нее на щеке будет Мошка. Выбрал правильно. Третье задание: пока будет гореть соломинка, сшить пару сапог с оторочкой.
Решили с Марьей бежать. Послали погоню. Марья сделалась речкой, Иван — железным мостиком.
Погоня возвратилась. Опять посылает их Кощей. Марья-царевна вместе с Иваном-царевичем и конем дремучим сделались лесом. Поскакал сам Кощей в погоню. Она обратилась в церковь, он — в монаха, а конь — в колокольню.
Кощей поскакал домой. Поехали дальше. Царевичу захотелось в город прекрасный заехать. Царевна предостерегала, сказала не целовать младенца и осталась белым камнем.
Но он поцеловал и забыл все. Обратилась царевна цветком, старик его вырыл, посадил в избушке. Проснется старик — в избушке прибрано, в полдень обед состряпан. Старушка посоветовала встать до зари и накрыть платком то, что будет двигаться.
Так и сделал, явилась Марья. Старик сказал, что Иван женится. В город крестьянкой пошла. Испекла пирог для Ивана. Иван отрезал верхушку, там два голубя, один говорил, чтобы другой не убегал, а то забудет, как Иван забыл Марью-царевну.
Вспомнил все, поехали они дальше с Марьей. Приехали, царь и царица приняли их с весельем. Свадьбу сыграли.
Краткое содержание «Сказки о царе Берендее»
Сайт «Литературагуру» знакомит своих маленьких и взрослых пользователей с содержанием произведений отечественной и мировой литературы. Вместе с юными читателями рассмотрим книгу «Сказку про царя Берендея» вкратце.
У царя Берендея не было наследников, хотя он был в браке несколько лет. И случилось так, что он, возвращаясь домой после осмотра границ своих владений, который занял около восьми месяцев, мучимый жаждой, остановился испить воды у колодца. На поверхности воды он увидел плавающий ковшик из золота и захотел из него напиться. Однако попытки взять ковшик успехом не увенчались – он все время ускользал от рук царя. Царь принял решение выпить воды без ковшика, просто нагнувшись.
Неожиданно из воды появилось чудовище и уцепилось за бороду царя, сказав, что не отпустит царя, а если тот хочет на свободу, то обязан отдать чудовищу имеющееся у царя имущество, о котором он не знает.
Царь согласился на предложение существа, потому что знал все обо всем, что имел. Но по возвращению домой, до него дошла информация о том, что его жена успешно разродилась. Он опечалился, узнав об этом, потому что понял, чего хотело от него чудовище – его ребенка, о существовании которого он не знал. Однако за сыном в течение нескольких лет никто не приходил, и Берендей со временем забыл о сделке.
Наследник вырос и возмужал, став очень красивым человеком. И в одну из его лесных охот повстречался он с загадочным стариком, который поведал ему о сделке царя-отца и чудовища, и о том, что долг платежом красен.
После этого и сам отец рассказал обо всем сыну, который начал готовиться к дальней дороге. В четвертый день пути он набрел на озеро, на берегу которого лежали тридцать сорочек. А в самом озере плескались тридцать уток. Парень взял одну сорочку и наблюдал, как будут развиваться события после этого.
Утки превратились в красивых девушек, которые оделись в сорочки и исчезли, лишь одна осталась. Она просила царевича отдать ей одежду в обмен на помощь, поскольку она являлась дочерью самого Кощея Бессмертного. Звали ее Марьей, и она поведала юноше, что ее отец ждет его давно, и поэтому сильно обозлен. Дала царевичу совет – чтоб он упал на колени, едва завидев ее отца.
По приходу в мрачные владения Кощея юноша упал на колени и пополз, что позабавило Бессмертного, и из-за этого он не поссорился с царевичем. Но потребовал, чтобы юноша сослужил ему службу трижды.
На утро Кощей потребовал первую службу – суть ее заключалась в том, чтоб Иван создал за ночь превосходный дворец с отличным садом вокруг него. Стал юноша печален, но недолго это длилось – через окно к нему прилетела пчела, которой была Мария, и она сказала, что поможет ему. Иван уснул, а наутро дворец с садом уже был выстроен.
Кощей подивился этому и потребовал от Ивана следующее: чтоб он угадал, какая из тридцати дочерей является у него самой младшей. Ей оказалась Марья. До этого она подсказала царевичу, что ее можно будет узнать по сидящей на щеке мошке. Царевичу сопутствовал в этом успех, после чего Кощей потребовал третью службу – он хотел, чтоб юноша сшил сапоги, пока горит соломинка.
Иван понимал, что это требование он не удовлетворит, и решил сбежать вместе с Марьей. За ними увязалась погоня, но они ее обманули – царевна превратила юношу в железный мост, а сама стала рекой, протекающей под ним. Сподвижники Кощея не почуяли обмана и воротились ни с чем.
Однако Кощей отправил еще слуг на поиски беглецов, но царевна с царевичем снова их провели, превратившись в густой лес. Но Кощей все не унимался, и поехал на поиски самолично. Однако, они обманули и его – Марья обернулась церковью, а Ивана превратила в монаха. Кощей ушел в свое царство.
Царевич с царевной поехали дальше, и на их пути встал город, в котором Ивану захотелось погулять. Марья чуяла неладное и всячески отговаривала его. Но в итоге они решили сделать так: царевна превратится в камень и будет ожидать Ивана. Но она потребовала, чтоб тот ни в коем случае не целовал красивого ребенка – в противном случае он позабудет обо всем, что было, что и произошло.
Марья стала цветком, который забрал себе в дом старик
Позже он обратил внимание на то, что в доме всегда порядок и имеется еда. Он решил узнать, кто творит эти чудеса, и увидел неожиданное появление Марьи
Дед поведал девушке о скорой свадьбе Ивана. Марья приготовила специально для него пирог, и, очаровав придворного повара, передала через него кушанье Ивану. Тот, отрезав часть от пирога, увидел голубей, и вспомнил все, что было позабыто. Он вышел из города и встретился с царевной, после чего они вместе вернулись в царство царевича, где их ждали родители юноши.
Потом молодые поженились и зажили счастливо надолго.
Сказка о царе Берендее краткое содержание
Герои-помощники царя Берендея: образы и значение в сюжете
Герои-помощники царя Берендея являются неотъемлемой частью сюжета сказки. Каждый из них имеет свою уникальную характеристику и играет важную роль в развитии сюжета. Например, Кощей Бессмертный, который является одним из главных антагонистов, помогает царю Берендею в поисках его дочери. В то же время, Василиса Прекрасная, которая является символом добра и красоты, помогает героям в борьбе с злом и находит выход из самых сложных ситуаций. Каждый герой-помощник имеет свою уникальную роль в сюжете и является необходимым элементом для достижения главной цели — спасения прекрасной царевны.
Кощей
Всмотримся в портрет Кощея. Жемчужины, клешни вместо рук, зеленоглазость — все это портрет царя морского, а не подземного. Возможно, в портрете сохранился намек на героя народной сказки.
Каждый персонаж Жуковского индивидуален, особенности характера проявляются в поступках. Не догнав беглецов (Ивана-царевича и Марью-царевну), Кощей в гневе «пересек беспощадно всех до единого слуг». Такое поведение свойственно какому-нибудь помещику-самодуру, а не всемогущему владыке подземного царства. Кощей любит шутовство. Иван-царевич при встрече ползет на коленях, чем вызывает смех Кощея, и тот сменяет гнев на милость. Тоже очень узнаваемая деталь. Фантастическое подкрепляется вполне убедительным реалистичным. Вокруг сказочного дворца, который по приказу Кощея должен выстроить Иван-царевич, предполагается «регулярный сад, и в саду пруд с карасями». Подобная деталь есть в описании Мишенского, имения отца Жуковского, где поэт провел годы детства и юности.
Вера берендеев
Третья хитрость Кощея
Он тут же выдал Ивану третье задание: сшить сапоги. Ушёл царевич к себе, задумался. Тут в окно влетает пчёлка и говорит, что им обоим надо бежать от неминуемой смерти.
Плюнула она на оконце, и к нему слюнка примёрзла. Вышли они и дверь закрыли на ключ. Ключик далеко выбросили: никто не найдёт. Оба оказались у озера, где первый раз встретились. Там конь пасётся на траве мураве. Узнал хозяина, примчался и встал пред ним. Сели царевич с царевной на коня и помчались вперед, к свободе. Кощей тем временем гонцов посылает, чтобы узнать, готовы ли сапоги. Им из-за двери слюнки отвечают, что скоро прибудут. Так повторилось еще раз. Разгневался Кощей и велел двери сломать, за ними никого нет. «В погоню!» — кричит Кощей. Пустились слуги догонять беглецов. Только у Марьи-царевны на всякий случай разные хитрости припасены.
Популярность сказки в наше время
Сказки всегда были и остаются популярным жанром литературы
В наше время они не утратили своей актуальности и продолжают привлекать внимание как детей, так и взрослых. Сказки помогают нам увидеть мир в ином свете, научиться различать добро и зло, а также понимать, что все возможно, если верить в себя и свои силы
Сказка о царе Берендее от Жуковского – это яркий пример того, как сказка может быть не только увлекательной и интересной, но и содержательной. В этой сказке главные герои проходят через множество испытаний и трудностей, но благодаря своей смелости, уму и доброте они побеждают зло и достигают своей цели.
Иван-царевич
Иван-царевич тоже имеет ярко выраженный характер. Он храбр, поездка в подземное царство его не пугает. Полон царского достоинства. При знакомстве с Марьей-царевной он тактичен и благороден. «Скромно прочь отошедши, стал за кустом». Он религиозен, как и родители. Крест и ладанка помогают ему избавиться от погони Кощея.
Индивидуализируя своих героев, Жуковский стремится передать их внутренний мир, сделать их более интересными для читателя. С этой же целью он вводит портрет, пейзаж, описание деталей интерьера. Для народной сказки подобные средства выразительности не характерны.
Культурный контекст «Царя Берендея»
Культурный контекст «Царя Берендея» является важным аспектом при анализе и характеристике главных героев этой сказки. Сказка была написана в XIX веке, когда Россия переживала период культурного расцвета и национального самосознания. В этот период было модно возвращаться к народным традициям и обрядам, что нашло свое отражение и в литературе.
«Царь Берендей» — это сказка, которая воплощает в себе многие народные мотивы и образы. Главный герой — царь Берендей — является типичным образом царя-добродетели, который заботится о своих подданных и борется с злом. В то же время, его дочь — принцесса-красавица — представляет собой образ женской красоты и добродетели, которая способна преодолеть любые трудности.
Культурный контекст «Царя Берендея» также связан с религиозными традициями России. В сказке присутствует мотив борьбы добра и зла, который является одним из основных мотивов русской литературы. Кроме того, в сказке присутствует образ святого Ильи, который помогает царю Берендею в борьбе с злом.
Таким образом, культурный контекст «Царя Берендея» является важным аспектом при анализе и характеристике главных героев этой сказки. Он отражает народные традиции и обряды, а также религиозные мотивы, которые были важными для русской культуры в XIX веке.
История создания
Вместе с Жуковским в Царском Селе во время написания произведения был и А.С. Пушкин вместе со своей супругой. Писатели устроили между собой творческое состязание по написанию сказок. Так, из-под пера Пушкина вышла «Сказка о царе Салтане». В то же время Жуковский написал четыре произведения, в том числе и о царе Берендее. И все они были созданы на основе русского народного творчества.
Известно, что в основу заложен сюжет, который был рассказан Пушкину его няней, Ариной Родионовной. Однако некоторые места в конспекте Александра Сергеевича были неясны. Воспользовавшись этим, Жуковский заполнил пробелы фрагментами из немецких сказок братьев Гримм. Так, например, для русского фольклора несвойственно превращение Марьи-царевны в камень или цветок. И уже после выпуска этого произведения такие мотивы начали появляться в других сказках.
Царь Берендей: характеристика главного героя
Царь Берендей — главный герой сказки от Жуковского, который поражает своей необычностью и противоречивостью. С одной стороны, он является мудрым и справедливым правителем, который заботится о благополучии своего народа и готов рисковать своей жизнью ради его спасения. С другой стороны, он обладает чрезмерной гордостью и самолюбием, которые могут привести к его гибели.
Царь Берендей — это типичный образ правителя, который старается управлять своим государством в соответствии с высокими моральными принципами. Он не желает обманывать своих подданных и всегда готов выслушать их мнение. Однако, его гордость и чрезмерное самомнение могут привести к тому, что он будет игнорировать советы других и принимать решения, которые могут оказаться ошибочными.
Таким образом, царь Берендей — это сложный и противоречивый персонаж, который вызывает у читателя множество эмоций и чувств. Его характеристика показывает, что даже самые мудрые и справедливые правители могут иметь свои недостатки и слабости, которые могут привести к их гибели.
Ошибка Ивана-царевича
Не смог их сам Кощей догнать, так на беду прекрасный город им по пути встретился. Ивана в город потянуло, а Марья предупредила его, что там он может её забыть, и она умрёт. Всё так и получилось. От тоски прекрасная царевна превратилась в цветочек голубенький. Его выкопал и посадил в горшок у себя в избе старичок. Сказка Жуковского «Царь Берендей» подходит к концу. Снова удалось превратиться в девушку прекрасной царевне и вызволить из города прямо со свадьбы своего суженого. Так теперь они примчались во дворец Берендея, где их встретили как желанных и дорогих гостей. Думать долго не стали, созвали гостей и сыграли свадьбу.
Ошибка Ивана-царевича
Не смог их сам Кощей догнать, так на беду прекрасный город им по пути встретился. Ивана в город потянуло, а Марья предупредила его, что там он может её забыть, и она умрёт. Всё так и получилось. От тоски прекрасная царевна превратилась в цветочек голубенький. Его выкопал и посадил в горшок у себя в избе старичок. Сказка Жуковского «Царь Берендей» подходит к концу. Снова удалось превратиться в девушку прекрасной царевне и вызволить из города прямо со свадьбы своего суженого. Так теперь они примчались во дворец Берендея, где их встретили как желанных и дорогих гостей. Думать долго не стали, созвали гостей и сыграли свадьбу.
Появление царевича во дворце Кощея и первые задания
Иван вошел в светлый каменный дворец Кощея, опустился перед троном на колени. Царь Кощей сначала очень рассердился, а потом рассмеялся. Сказал, что если Иван отслужит ему три службы, то получит свободу. Отправил Кощей царевича отдыхать с дороги и рано утром призвал к себе.
Задал первое дело: построить за ночь мраморный дворец с золотой кровлей и хрустальными окнами и разбить вокруг него сад с прудами. Вернулся Иван в свои покои с тяжёлыми думами. Тут к нему в окошко залетела золотая пчёлка. Она превратилась в Марью-царевну. Ей и рассказал Иванушка о своей беде. Девушка утешила его и пообещала, что к утру всё будет сделано, а царевичу надо только ходить и молоточком постукивать. Так оно и случилось. Когда Кощей дворец увидел, то не поверил своим глазам. Рассердился, но дал на завтра новое задание: из 30 его дочерей выбрать младшую. Сидит он в своих покоях, и снова залетает к нему пчёлка и рассказывает, что сёстры все имеет одно лицо, а её он узнает по мошке на щеке.
О Царе Берендее.
Я думаю, что все знают, кто такой Царь Берендей. Это персонаж сказки Островского «Снегурочка», правитель Берендеева царства.
Вот только и царь, и царство появились в русской литературе в XIX веке, а берендеи как кочевой народ с отсутствием какого-либо собственного царства существовали еще до Островского, поэтому придется начать с них. Кто такие, откуда взялись.
Берендеями изначально считали кочевой народ тюркского происхождения в восточноевропейских степях, в летописях они иногда назывались то «торками» (видимо, от тюрк), то «черными клобуками»
(черношапочниками)
Из летописей известно, что в 1097 году они заключили союз с печенегами, в 1105 г. были побеждены половцами и в XIII в название этого народа из летописей исчезает. Во время монголо-татарского нашествия (начало в 1237 году) последние оставшиеся берендеи частично ассимилировались в Золотой Орде, а частично ушли в Болгарию и Венгрию.
Сказку Жуковского о царе Берендее читать полностью или кратко
Год издания книги: 1831
«Сказка о царе Берендее» Жуковского впервые увидела свет в 1831 году в одном из санкт-петербургских альманахов. Сюжет работы навеян сказкой немецких писателей братьев Гримм, а также знакомство Жуковского с Александром Пушкиным.
Произведение писателя имело такое полное название: «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного, и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери» и быстро завоевало популярность среди читателей.
«Сказки о царе Берендее» краткое содержание
Царь Берендей жил в браке уже около трех лет. Однако за все это время детей у него супругой так и не появилось. Как-то раз царь решил выехать из дворца для того, чтобы осмотреть свое владение. Он попрощался с царицей, и на протяжении восьми месяцев ездил по царству.
К концу девятого месяца Берендей уже подъезжал к своему дворцу, как тут заметил на дороге колодец. В нём на поверхности воды из стороны в сторону плавал большой ковш. Царь хотел схватить его для того, чтобы напиться воды, однако ковшик стремительно убежал из его рук.
Берендею ничего не оставалось делать, как согласиться, после чего он отправился обратно во дворец.
Далее в сказке о Берендее автор рассказывает, что, как оказалось, за всё то время, что его не было, его жена родила ему наследника. Прошло время, и царь совершенно забыл о том, что когда-то обещал голосу из колодца. Он проводил время со своей семьей и не мог насмотреться на то, каким смышленым растёт юный царевич Иван. Однако как-то раз сын Берендея заехал в дремучий лес.
Вдруг из какого-то дерева послышался странный шум. Из дупла вылез странный старик, который сказал Ивану, чтобы тот передал своему отцу, что ему пора платить долг. Прибыл молодой человек во дворец и рассказал всё Берендею. Испугался царь, вспомнив об обещании, данном несколько лет назад, и поведал обо всём Ивану.
Тогда царевич принял решение отправиться во дворец к неизвестному старику.
После этого в «Сказке о царе Берендее» краткое содержание рассказывает, что ехал Царевич немного-немало – три дня. И вот добрался он до прекрасного озера, в котором плавало много маленьких уточек.
Она просила царевича отдать ее сорочку, взамен на что сказала, что еще пригодится молодому человеку. Девушка призналась, что она является дочерью Кощея Бессмертного, к которому и направляется Иван. Зовут красавицу Марья-царевна.
«Сказка о царе Берендее» (Жуковский): анализ, характеристика главных героев
Летом 1831 года В.А. Жуковский жил со своим учеником в Царском Селе, где в то время находился А.С. Пушкин с молодой женой.
Между поэтами возникает своего рода творческое соревнование — оба пишут сказки.
Получилась «Сказка о царе Салтане» Пушкина и три Жуковских — «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна» и неоконченная «Война мышей и лягушек». Первая из них называется великолепной, в традициях литературы 18 века.
Считается, что в основе этой истории лежит сюжет, рассказанный Пушкину няней Ариной Родионовной.
Чувствуется, что поэт знаком с устным народным творчеством, глубоко, внимательно изучил его, выбирает ценное, поэтическое.
«Сказка о царе Берендее» написана гекзаметром, одним из любимых размеров Жуковского. Гекзаметр «Сказки о царе Берендее» настолько «приспособлен» к русскому языку, что прекрасно передает русский сказочный колорит. Это настолько оригинально и кажется настолько естественным в этом произведении, что предполагает третью форму речи помимо прозы и стиха.
Действие в целом повторяет народное. Некоторые детали, введенные Жуковским, несколько нарушают логику. Например, Кощей правит бессмертным в преисподней. Это вполне естественно — он злой темный дух. Более того, его дворец был «целиком высечен из карбункула». Если вспомнить сказку «Красный карбункул» в переводе Жуковского 1816 года, там этот камень подарил герою сатана.
Кощей
Посмотрим на портрет Кощея. Жемчуг, когти вместо рук, зеленые глаза — все это портрет царя морского, а не подземного. Возможно, в портрете сохранились нотки героя народной сказки.
Каждый персонаж Жуковского индивидуален, черты характера проявляются в поступках. Не схватив беглецов (Ивана-царевича и Марью-царевну), Кощей в гневе «беспощадно перекрестил всех и каждого слугу». Такое поведение свойственно какому-нибудь помещику-тирану, а не всемогущему владыке преступного мира. Кощей любит хулиганов.
Иван-царевич ползает на коленях при встрече, что вызывает смех у Кощея, и он меняет гнев на милость. Тоже очень узнаваемая деталь. Фантастичное подкрепляется вполне убедительно реалистическим. Вокруг сказочного дворца, который Иван-царевич должен был построить по приказу Кощея, должен быть «огород общий, а в огороде пруд с карасями».
Аналогичная деталь есть и в описании Мишенского, имения отца Жуковского, где поэт провел детство и юность.
Марья-царевна
Княжна Марья не только дочь Кощея, мудрая волшебница, но и милая девушка, нежная, кроткая, любвеобильная. Возможно, этот образ создан мыслью о незабвенной Маше Протасовой, человеке необыкновенного обаяния, утонченной души.
«Белый камень у дороги» Марья-царевна остается в ожидании суженого, она превращается в лазоревый цветок, не дожидаясь Ивана-царевича. «Сияли росинки слез на голубых простынях». Героине народной сказки не свойственна такая утонченность; она заранее знает, как будут развиваться события.
Героиня Жуковского («Сказка о царе Берендее») страдает, обижается, готова на самопожертвование, но и на борьбу за счастье. Так что смена названия не случайна.
Иван-царевич
Иван-царевич тоже имеет ярко выраженный характер. Он смелый, путешествие в подземный мир его не пугает. Полный королевского достоинства. При встрече с Марьей-царевной бывает тактичен и благороден. «Скромно отойдя, он остановился за кустом». Он религиозен, как и его родители. Крест и амулет помогают ему избавиться от погони Кощея.
Индивидуализируя своих героев, Жуковский стремится передать их внутренний мир, сделать их более интересными для читателя. С этой же целью он вводит портрет, пейзаж, описание деталей интерьера. Такие средства выразительности не характерны для народной сказки.
Языковые особенности
В регионе язык поэта также нарушает привычные каноны.
Наряду с традиционными сказочными устойчивыми выражениями («ни в сказке рассказать, ни пером описать», «двух смертей не бывает, а одной не миновать», «ни света, ни зари», «не видно, на ухо не слышно», «усе потекло, да в рот не попало» и многие другие), постоянные эпитеты («красная девица», «лес дремучий», «белый камень» и др.)
Жуковский вводит совершенно нетипичные для фольклора сравнения («голосом звонким, как струны», «голосом сладким, как флейта», «вскочил, как сумасшедший», «Царь отряхнулся, как золотой глаз» и т д.). В «Сказке о царе Берендее» отсутствуют характерные для устного народного творчества повторы. Поэт ограничивается лаконичными ремарками: «все рассказал», «открыл страшную тайну» и т д.
Все нововведения Жуковского, конечно, отдаляют его приключение от народной сказки, но делают его более поэтичным, красивым и увлекательным.