«Пан Аполек»
Затрагивают и церковную тему произведения Бабеля. «Конармия» повествует о богомазе Аполеке, которому была поручена роспись новгородского костела в новой церкви. Художник предъявил диплом и несколько своих работ, поэтому ксендз принял его кандидатуру без вопросов. Однако, когда работа была сдана, работодатели сильно вознегодовали. Дело в том, что художник произвел простых людей в святые. Так, в образе апостола Павла угадывалось лицо хромого Янека, а Мария Магдалина была очень похожа на Эльку, еврейскую девушку, мать немалого числа подзаборных ребятишек. Аполека прогнали, а на его место наняли другого богомаза. Однако тот не решился закрасить творение чужих рук.
Лютов — двойник Бабеля из «Конармии», познакомился с опальным художником в доме сбежавшего ксендза. При первой же встрече пан Аполек приложил сделать его портрет в образе блаженного Франциска всего за 50 марок. Кроме того, художник поведал кощунственную историю о том, как Иисус женился на безродной девушке Деборе, которая родила от него сына.
«Письмо»
Не только взрослых бойцов, но и детей изображает Исаак Бабель. «Конармия» — сборник, в котором есть произведение, посвященное мальчику Василию Курдюкову, который пишет письмо матери. В послании он просит прислать какой-нибудь еды и рассказать, как поживают братья, сражающиеся за красных. Тут же выясняется, что Федор, одни из братьев, попал в плен и его убил собственный отец, воюющий на стороне белых. Он командовал у Деникина ротой, а своего сына убивал долго, по куску отрезая кожу. Спустя какое-то время сам белогвардеец был вынужден скрываться, перекрасив для этого бороду. Однако другой его сын Степан разыскал отца и прикончил.
«Соль»
Раскрывает судьбы обычных красноармейцев в своем произведении Бабель. «Конармия» (краткое содержание это подтверждает) – своеобразная иллюстрация послереволюционной действительности. Так, Лютов получает письмо от конармейца Балмашева, который рассказывает о случае в поезде. На одной из станций бойцы подобрали женщину с ребенком и пустили к себе в вагон. Однако постепенно у них стали закрадываться сомнения. Поэтому Балмашев срывает пеленки, но вместо ребенка обнаруживает мешок с солью. Красноармеец приходит в ярость, обрушивается на женщину с обвинительной речью, а потом выбрасывает ее из поезда. Несмотря на падение, женщина осталась цела. Тогда Балмашев схватил оружие и застрелил ее, считая, что таким образом смыл позор с трудового народа.
Семейные отношения в рассказе «Смерть Долгушова» А.И. Бабеля
В рассказе «Смерть Долгушова» А.И. Бабель исследует тему семейных отношений и их влияние на поведение и характер героев. Через рассказ о смерти старшего сына Долгушова писатель показывает, как различные поколения внутри семьи взаимодействуют друг с другом и как эти отношения влияют на формирование личности каждого члена семьи.
Главным героем рассказа является молодой сын Долгушова, который страдает от постоянных сравнений с ушедшим братом и не получает должного внимания и признания со стороны родителей. Это приводит к разочарованию и негативным эмоциям у героя, а также к формированию у него комплекса младшего ребенка.
Связь поколений проявляется в отношениях героя с родителями, которые, несмотря на свою любовь к нему, неправильно воспитывают своего сына. Они слишком сосредоточены на памяти о старшем сыне и не уделяют достаточного внимания своему младшему ребенку. Это приводит к отчуждению и разрыву между ними, а также к недостатку доверия и понимания.
В рассказе также показана связь между отцом и сыном. Отец Долгушова старается быть строгим и требовательным, но при этом не умеет проявлять свою любовь и заботу. Это создает напряженные отношения и недостаток эмоциональной поддержки у молодого героя.
Важным аспектом семейных отношений в рассказе является также связь между братьями. Молодой Долгушов стремится быть похожим на своего старшего брата и получить признание от родителей. Он чувствует себя в тени своего брата и старается преодолеть это ощущение через свои действия и достижения.
Семейные отношения в рассказе «Смерть Долгушова» показывают, как влияние поколений может формировать характер и судьбу каждого члена семьи
Они подчеркивают важность открытого и эмоционального общения, а также необходимость признания и поддержки каждого члена семьи. Связь поколений помогает нам понять наши корни, научиться уважать и ценить наших родителей и братьев и сестер, а также передавать эти ценности дальше, чтобы создать крепкую и счастливую семью
Анализ связи поколений в рассказе «Смерть Долгушова» Бабеля
Первоначально, рассказ представляет нам Якова Долгушова как взрослого человека, который вспоминает свое детство. В этих воспоминаниях он встречается с отцом и бабушкой, которые играли важную роль в его жизни. Он описывает своего отца как человека, который всегда стремился к справедливости и честности, и который воспитывал его в духе этих ценностей. Бабушка же была символом заботы и любви, которая всегда была рядом, чтобы поддержать и помочь ему.
Важно отметить, что связь между поколениями в рассказе проявляется не только через воспоминания Якова Долгушова, но и через его собственные действия и отношения в настоящем времени. Он продолжает жить и мыслить в духе ценностей, которые были ему внушены в детстве
Он становится примером для своих детей и внуков, передавая им свои взгляды и убеждения, и продолжая связь поколений.
Рассказ «Смерть Долгушова» также иллюстрирует различия между поколениями и их взглядами на жизнь. Так, Яков Долгушов описывает, как его отец и бабушка видели мир и как они сталкивались с трудностями. В то время как его отец верил в прогресс и возможность изменить мир, бабушка была более скептически настроена и считала, что лучше принять существующее положение вещей. Эти различия во мнениях и подходах отражают различные поколения и то, как они проживали свою жизнь.
В целом, рассказ «Смерть Долгушова» Бабеля показывает нам, как связь между поколениями может проявляться на протяжении времени
Он напоминает нам о важности передачи ценностей и опыта предыдущих поколений, а также о том, как наши собственные взгляды и убеждения формируются под влиянием наших родителей и бабушек-дедушек. Рассказ вызывает в нас задумчивость и вдохновляет задуматься о нашей собственной связи с предыдущими поколениями и о том, как мы можем передать эту связь будущим поколениям
Исторический контекст
Исторический контекст играет важную роль в рассказе Бабеля «Смерть Долгушова», прежде всего, потому что происходящие события разворачиваются во время революционных событий в России. Рассказ охватывает период с 1917 по 1920 год, когда страна переживала глубокие социальные и политические изменения.
Гражданская война, развязанная после Октябрьской революции, привела к разделению общества на два лагеря: Красных и Белых. Красные – это большевики, коммунисты, стремившиеся к установлению социалистического строя. Белые – это антибольшевистские силы, которые желали возврата к старому режиму.
В рассказе Бабеля герои как бы находятся между этими двумя лагерями. Долгушов, бывший красный командир, стал белым солдатом, присоединившимся к антикоммунистическим силам. Он выбрал новое направление, отказавшись от своего прежнего участия в революции.
Связь поколений проявляется в том, что Долгушов является представителем старшего поколения, которое пережило революцию и видело ее последствия. Он рассказывает воспоминания своему сыну, который принадлежит к новому поколению, еще не имеющему прямого опыта участия в революционных событиях.
Исторический контекст также влияет на настроение рассказа. Во время гражданской войны царская Россия была потрясена насилием, разрушением и хаосом. Это отражается в рассказе Бабеля, который описывает ужасные сцены битв и страдания, которые переживает его герой.
В целом, исторический контекст является неотъемлемой частью рассказа Бабеля «Смерть Долгушова». Он помогает нам понять смысл и значения событий, представленных в рассказе, и раскрыть связь поколений, которая проявляется в контексте сложных исторических событий.
«Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча»
Много внимания уделяет своему главному герою Бабель («Конармия»). Краткое содержание вновь рассказывает о душевных тревогах Лютова, который втайне завидует решительности и твердости казаков. Главное его желание – стать среди них своим. Поэтому он стремится их понять, внимательно выслушивает рассказ генерала о том, как тот расправился с барином Никитским, которому до революции служил. Хозяин часто приставал к жене Матвея, поэтому, как только он стал красноармейцем, решил отомстить за обиду. Но Матвей не застрелил Никитского, а на глазах жены затоптал. Сам генерал говорит, что стрельба – это милосердие и помилование, а не наказание.
Связь поколений в рассказе Бабеля «Смерть Долгушова»
В рассказе Бабеля «Смерть Долгушова» можно наблюдать яркую связь поколений. Перед нами предстает история о трех поколениях одной семьи, где каждое поколение имеет свои особенности и проблемы.
В первом поколении представлены старшие члены семьи — Дед и Бабушка. Эти персонажи символизируют старые традиции, мудрость, опыт и глубокие корни. Дед и Бабушка являются символами прошлого, которое передается следующему поколению.
Второе поколение представлено родителями — отцом и матерью главного героя. Эти персонажи уже меньше связаны с традициями и мудростью предыдущего поколения. Они находятся на перекрестке двух эпох — старой и новой. Они уже взрослые, но все еще ищут свое место в жизни и сталкиваются с проблемами современного мира.
Третье поколение представлено главным героем — молодым человеком, который стремится найти свое место в жизни и определить свои цели и ценности. Он сталкивается с проблемами и вызовами современного мира, но при этом обращается к опыту и мудрости своих старших родственников.
Таким образом, рассказ Бабеля «Смерть Долгушова» показывает, как связь поколений влияет на формирование личности и представляет историческую и культурную ценность. Каждое поколение передает свои знания и опыт следующему, что помогает молодому поколению преодолевать свои проблемы и находить свое место в мире.
Трагедия гражданской войны в «Конармии» И.Э. Бабеля (на примере рассказа «Смерть Долгушова»)
Сборник
рассказов Исаака Бабеля «Конармия» рисует нам картину гражданской войны,
далекую от пропагандистского стереотипа о плохих белых и хороших красных.
Конармейцы изображены совсем не ангелами, а белые — отнюдь не только злодеями.
Однако главное для писателя — не доказательство правоты или неправоты белых или
красных, а показ читателям трагичности гражданской войны, трагичности всякого
насилия, даже применяемого как будто в благих целях. Это хорошо видно на
примере рассказа «Смерть Долгушова». Здесь автор, Кирилл Лютов, — интеллигент,
вследствие осознанного выбора оказавшийся на стороне красных, попадает в
сложное моральное положение. Смертельно раненный конармеец, телефонист
Долгушов, просит, чтобы его добили, избавив от мучений и возможного
надругательства со стороны поляков: «— Патрон на меня надо стра-тить, — сказал
Долгушов. Он сидел, прислонившись к дереву. Сапоги его торчали врозь. Не
спуская с меня глаз, он бережно отвернул рубаху. Живот у него был вырван, кишки
ползли на колени и удары сердца были видны.
—
Наскочит шляхта — насмешку сделает. Вот документ, матери отпишешь, как и что…
—
Нет, — ответил я и дал коню шпоры.
Долгушов
разложил по земле синие ладони и осмотрел их недоверчиво…
—
Бежишь? — пробормотал он, сползая. — Бежишь, гад…» Бабель демонстрирует нам
страшные подробности войны, натуралистические детали умирания человека. Жуть
берет, когда удары сердца не слышно, а видно. Бабелевский интеллигент не в
состоянии выполнить просьбу умирающего солдата. У него не хватает решимости
убить человека, пусть и без того обреченного на мучительную смерть. Лютов не
может преодолеть сидящего в глубине его души отвращения к убийству, морального
запрета на лишение жизни себе подобного. Хотя по сути выстрел для Долгушова —
это благо, избавляющее от нестерпимой боли и пр^бли-жающее желанную смерть.
Долгушова добивает друг Лютова Афонька Вида — простой казак, не отягощенный
интеллигентской рефлексией. Он спрятал в сапог красноармейскую книжку и
спокойно выстрелил умирающему прямо в рот. Тут между Бидой и автором происходит
очень выразительный диалог: « — Афоня, — сказал я с жалкой улыбкой и подъехал к
казаку, — а я вот не смог.
—
Уйди, — ответил он, бледнея, — убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как
кошка мышку…
И
взвел курок».
От
гибели Лютова спасает другой красноармеец, Грищук, схватив Виду за руку. Однако
тот продолжает выкрикивать угрозы в адрес Кирилла: «Холуйская кровь!.. Он от
моей руки не уйдет…» И Лютов понимает, что потерял Афонькину дружбу. Грищук
же Лютова не осуждает за проявленную слабость и угощает яблоком, говоря
ласково: «Кушай… кушай, пожалуйста…» Этими словами рассказ заканчивается.
Сам
факт выбора, который приходится делать Лютову, глубоко трагичен. Убить человека
— нарушить внутренний нравственный закон. Не убить — значит обречь его на более
медленную и мучительную смерть. Как будто Афонька Вида совершает акт милосердия,
добивая Долгушова и тем самым творя добро. Однако казака уже заразила страсть к
убийству. Он готов убить своего друга Лютова только потому, что ему видится в
словах Кирилла невысказанный укор. Сам Бабель сознавал, что не правы тут оба.
Лютов из-за чувства жалости не может прекратить мучения Долгушова. Вида же
готов расправиться с другом только за то, что неспособность Лютова к убийству
вынудила Афоню взять грех на себя. Писателю ближе всего позиция Грищука,
способного предотвратить бессмысленное убийство и пожалеть «очкастого»,
перенесшего, наверное, самое сильное потрясение в своей жизни.
Жестокость
гражданской войны показана Бабелем через столкновение необходимости убивать
хорошо знакомого человека, чтобы облегчить его страдания, и невозможности такое
убийство совершить без тяжелого ущерба для собственной души. Страдает не только
Долгушов, страдают и Лютов и Бида. И как решить нравственную дилемму, вставшую
не только перед Кириллом Лютовым, но и перед десятками тысяч других бойцов и
командиров противоборствующих армий, не знали ни они, ни сам писатель. И тот же
Афонька Бида предстает у него то почти как святой, «обведенный нимбом заката»,
то почти как дьявол, несущий «холод и смерть»
«Письмо»
Не только взрослых бойцов, но и детей изображает Исаак Бабель. «Конармия» — сборник, в котором есть произведение, посвященное мальчику Василию Курдюкову, который пишет письмо матери. В послании он просит прислать какой-нибудь еды и рассказать, как поживают братья, сражающиеся за красных. Тут же выясняется, что Федор, одни из братьев, попал в плен и его убил собственный отец, воюющий на стороне белых. Он командовал у Деникина ротой, а своего сына убивал долго, по куску отрезая кожу. Спустя какое-то время сам белогвардеец был вынужден скрываться, перекрасив для этого бороду. Однако другой его сын Степан разыскал отца и прикончил.