Вариант 4
В произведении раскрывается такая тема, как жизнь простых людей в непростое послевоенное время. Хотя люди и ждали, что после данного ужасного времени все останется позади, и страна будет процветать, все же последствия войны сказались почти на каждом человеке и каждой области его жизни. И считалось, что люди, которые прошли сражения, будут жить спокойной и размеренной жизнью, ведь все их беды останутся в прошлом, и переживать из-за того, что человек сможет попасть под пули, больше не приходится. Однако, это совершенно не так, ведь эти люди не могут найти своего применения в другой реальности, которая очень сильно разнится с военной обстановкой.
18 стр., 8712 слов
Обществознание моя семья сочинение 5 класс
Также случается и с главным героем, который теряет себя на повседневном пространстве, так как не видит своего светлого будущего, и надеется на то, что в скором времени он придумает что-либо. И, запутавшись окончательно, главный герой решает уехать вместе с Машей туда, где все его беды и невзгоды останутся в прошлом, а место для проживания он хочет выбрать необычное и неизвестное, чтобы о былой жизни ему ничего не напоминало. Однако, ничего из этой попытки не вышло, ведь Маша не посчитала, что такая жизнь будет ей подходить. Несмотря на то, что она испытывала сильные чувства к Алексею, нельзя сказать, что она была безумно в него влюблена
Ей нужно и важно было поддерживать отношения и с другими своими знакомыми и близкими людьми, так как она многогранный и разносторонний человек, с большим количеством интересов и увлечений. Она отпускает Алексея в свободную жизнь, тем самым отмечая, что она не может более быть с ним вместе
И тогда Алексей предпринимает попытку начать все сначала со своей предыдущей супругой, от которой у него есть двое замечательных детей. Когда он приходит к ним в дом, он понимает, что это именно то место, где его ждали и где ему рады. Он видит сына, которому пришлось невероятно рано стать взрослым, мысля очень глубоко, и совершая поступки настоящего мужчины. Тогда, Алексей начинает проявлять всю ласку и заботу к близким людям, давая понять, что они невероятно дороги и ценны для него. Тогда, его супруга решает, что им вновь необходимо быть вместе, так как она всегда ждала и любила его. Благодаря тому, что оба взрослых людей оказались мудрыми в нужный момент времени, эта семья сохранилась, и в ней воцарились понимание и забота друг о друге. Произведение является очень интересным, живым и реалистичным, в нем рассматриваются основные семейные ценности, которые автор возносит.
Неожиданное озарение
Тому, что случилось утром, можно дать название «настоящее возвращение». Платонов — краткое содержание и полный текст финала рассказа это доказывают — имел в виду под этим словом не просто приезд героя домой.
Проснувшись, Петрушка увидел Настю. Она сказала, что отец взял мешок и ушел. Мальчик все понял, схватил сестру за руку и побежал к вокзалу.
Алексей в это время вошел в тамбур тронувшегося поезда: он думал о Маше. Вдруг Иванов увидел детей, бежавших за поездом. Они падали, но поднимались и вновь двигались вперед, теперь уже к переезду. Неожиданно Алексей осознал, что это Петрушка и Настя. В груди стало горячо, а все его существо наполнилось «теплом и содроганием». Необычное ощущение охватило героя. «Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».
Он сбросил мешок на землю и сошел с поезда…
Анализ «Возвращения» Платонова позволяет понять, насколько сложным был процесс привыкания к мирной жизни вчерашнего солдата, долгое время видевшего лишь смерть и разрушения.
Тема урока: Почему состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»? Какие вечные проблемы поднимаются в рассказе?
Тип урока: урок открытия нового знания, урок-исследование
Цель урока: В ходе анализа текста определить идейное содержание рассказа и авторскую позицию, подвести учащихся к пониманию особенностей художественного мастерства и манеры А.Платонова; подготовить учащихся к написанию сочинения-отзыва о рассказе
Технологии урока: технология развития критического мышления, кейс – технология (технология исследования), технология продуктивного чтения, технология проблемного диалога, технология дифференциального обучения, ИКТ.
Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, в группах
Опорные понятия: композиция, антитеза, сюжет, образ, конфликт, характеристика героя, язык повествования, историзм художественной литературы, художественная деталь
Новые понятия: бродячий сюжет, концепт, притча, исповедь, катарсис Межпредметные связи: история мировой культуры – сюжет возвращения в мировой художественной культуре
Сюжет рассказа
Советский офицер Алексей Иванов, проведя на фронте всю войну, уволился и отправляется домой на поезде. Ещё на станции он сближается с молодой девушкой Машей, с которой он потом проводит пару дней в её родном городке, прежде чем отправиться дальше. В это время Иванова с нетерпением ждали жена и дети, изо дня в день приходя на станцию. Наконец отец семейства приезжает. Его встречает одиннадцатилетний сын Пётр, и оба они не понравились друг другу: сын выглядит слишком взрослым, ворчливым и «рано состарившимся», а отец кажется Пете глупым и непрактичным.
В доме героя встречает странная обстановка. Жена стесняется его, а маленькая дочка не узнаёт его и плачет, к тому же в свои пять лет она занимается тяжёлым домашним трудом. За ужином дочка случайно признаётся отцу, что к ним ходит какой-то дядя Семён, который играет с ними, поскольку его собственную семью убили немцы. Иванов начинает подозревать, что его благоверная изменяет ему с этим Семёном. Супруга честно говорит, что ничего у неё с Семёном не было, но один раз она была близка с местным партийным начальником, который при том произвёл на неё ужасное впечатление.
Алексей принимает решение уйти из дома к Маше, с которой ему всё это время было хорошо. Только об этой Маше он ничего не говорит жене и детям. Когда он садится в поезд, то видит, что дети бегут за ним, пытаясь вернуть. После этого Иванов чувствует, что прощает жену, и сходит с поезда.
За некоторое время до этого сын Петрушка укоряет родителей в том, что они ссорятся по какому-то пустяковому поводу, и рассказывает им историю о каком-то дяде Харитоне, которого долгое время не было дома, так что, вернувшись, он понял, что жена изменяла ему с инвалидом человеком без рук. Сначала Харитон обозлился на жену, но потом простил её, рассказав, как сам изменял жене со несколькими женщинами. Разве что свои измены Харитон выдумал, чтобы показать жене, что он её прощает.
Несколько интересных тем
-
Образ Епиходова в пьесе Вишневый сад
Епиходов – второстепенный персонаж в пьесе Вишнёвый сад. Конторщик, которого преследуют неудачи – это основная характеристика героя. Сама судьба насмехается над ним.
-
Роль Пейзажа в романе Война и Мир
Использованный Пейзаж в романе Война и мир обогащает сам роман. Для автора природа это олицетворение человека, потому что он как никто другой соприкасаться с природой.
-
Письмо папе
Любимый папа, я решила написать тебе это письмо, чтобы выразить свои мысли и чувства, которые накопились у меня за последнее время
-
Капитан Прохор Тимохин в романе Война и мир
В романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой показал разных героев, которые отличаются между собой разными характерами. Один из таких героев романа – Прохор Тимохин.
-
Русь Подмосковная Щербакова
Среди живописцев советского периода Б. В. Щербаков известен как истинный ценитель красоты природы родного края, чуткого любителя природы, способного с настоящей искренностью передать свои чувства на полотне.
Герои
Алексей Иванов – чуть ли не наиболее часто встречающееся сочетание имени и отчества. Для Платонова герой – просто человек, каких множество, человек обычной судьбы. Он считает в конфликте правым себя, а виноватыми других, и живёт только для себя, без оглядки на близких. Его мимолётная связь с Машей оправдывается скукой, холодом, желанием «развлечь своё сердце». Он не думает о том, что Маша останется одна, он вообще не думает о её сердце.
По словам жены Алексея Любы, она искала в единственной за всю войну связи с мужчиной утешения, её душа потянулась к нему, потому что она умирала. Алексей уязвлён: «Я тоже человек, а не игрушка». Обида застилает ему разум. Он считает, что пережил на войне много больше, чем его жена: «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя». Он ведёт себя как маленький, собираясь пожаловаться сыну-подростку на измену жены.
Пётр взрослее и отца, и матери, он усмиряет родителей: «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие». Алексей называет его исправным мужичком, дедом. Петя действительно очень мелочен. Он озабочен единственной проблемой – выжить. От этого ругает Настю, которая толстую кожуру счищает с картошки, отца, в волнении раздавившего стекло керосиновой лампы. Петя заботится не только о тёплом пальто для матери и собирается идти работать кочегаром в баню, чтобы купить его, но и обучает Настю домашнему труду, чтению. Даже о Семёне Евсеиче он житейски замечает отцу, что Евсеич старее (то есть отцу не соперник) и пользу приносит.
У маленького Пети нет ни одного детского желания. Стресс, вызванный уходом отца, возрождает в нём ребёнка, нуждающегося в отце и призывающего его. Внутреннее смятение мальчика передается яркой деталью: впопыхах он надевает на одну ногу валенок, а на другую – калошу. Здесь из Петра он превращается в Петрушку, чей образ и заставляет отца сойти с поезда.
Одновременно происходит перерождение главного героя: в груди у него стало жарко, «будто сердце… пробилось на свободу». Теперь главный герой касался жизни обнажившимся сердцем, в котором рухнула преграда «самолюбия и собственного интереса».
Образы остальных мужчин оттеняют характер главного героя, их черты контрастируют с его личностью. Семён Евсеич, в отличие от Алексея, пережил настоящее горе, потеряв жену и детей, убитых в Могилёве. Его привязанность к чужим детям и жене – это тоже попытка выжить. Это и стремление принести пользу другим (ведь дети сидели целыми днями одни в темноте), и необходимость приложить к чему-то свою истерзанную душу. Алексей до своего перерождения не может понять и пожалеть своего мнимого соперника. Но ещё большее зло он видит в безымянном эвакуированном, с которым жена единственный раз хотела почувствовать себя женщиной, но не смогла, любя Алексея.
Женские образы рассказа пронзительны. В военное время в патриархальном укладе семей всё меняется местами. Мальчик превращается в мужичка-старичка, мужчина-воин – в капризного ребёнка, живущего, по словам Пети, на готовых харчах, а женщина – в главу семьи, мужчину. Люба научилась делать мужскую работу на заводе, исправлять электрические печи соседям за картошку и чинить обувь себе и детям. Одного она не смогла – принимать ответственность: «Я ничего не знаю».Казалось бы, положение Маши, дочери пространщика, более выгодное. Она открыта всему миру, свободна от обязательств, никому не обещана. Но её просторное сердце не умеет забывать людей, случайно ставших ей близкими. В начале рассказа Иванов не догадывается, что его жена, как и Маша, может любить и жалеть многих. В конце рассказа Иванов понимает, что даже физическая связь может не быть изменой, что всё дело в душе.
Анализ рассказа Платонова Возвращение
Книги Платонова не похожи на другие литературные произведения. Его рассказы могут показаться странными и необычными, но они насыщенные, как будто слова идут из глубины его сердца. Он не выделяет ни одного своего героя. Платонов понимает, сочувствует и жалеет каждого своего героя, прощая его поступки.
10 стр., 4532 слов
Прекрасный и яростный мир героев платонова. Смысл названия рассказа …
… Рассказ А. Платонова. «В прекрасном и яростном мире» В своей учительской практике я обращаюсь к рассказу «В прекрасном и яростном мире» примерно с конца 80-х годов; как показывает опыт, произведение это вполне доступно пониманию шестиклассников. На … одиночки — чревата опасностью. И об этом речь впереди. Таковы профессиональные качества героя. А что вы можете сказать о его взаимоотношениях с …
Одним из самых известных произведений Андрея Платонова является рассказ «Возвращение». С самого начала этот рассказ носил название «Семья Иванова». Уже после опубликования в 1946 году в журнале «Новый мир», автор решает поменять название и немного изменить ход событий в произведении. Под своим окончательным названием рассказ был издан в 1962 году.
Капитан, Алексей Алексеевич Иванов, приезжает обратно с войны. Сюжет, казалось бы, довольно простой, но почему так трудно и долго герой едет домой. Дважды его провожают, дважды он ждет поезда. В ожидании следующего поезда герой встречает Машу, в которой ощущает родственную душу. Автор не объясняет, почему Маша и Иван понимали друг друга, он наоборот дает читателю возможность поразмыслить и привести какие-либо доводы. Иванов возвращается в родной край лишь на шестой день. Встречает героя сын (Петруша) который стлал, похож на мужичка, он не видит в Алексее отца, он видит перед собой только военного. Жизнь научила Петрушу здраво мыслить, он не рвется с объятиями на родного человека. Увидев свою жену, он подошел к ней, обнял и стоял так, не веря своему счастью. Со времен герой понимает, что ему тяжело без войны, и он не может жить мирной и спокойной жизнь. Вечером он собирается уехать, уезжая Иванов, замечает детей бегущих за поездом. Смотря на детей, он неожиданно почувствовал как его сердце жалость. Именно в этот момент он понял, что этого бегут его дети. Он спускает на ступеньку, потом на дорожку, по которой бегут его дети. Именно в этот момент он вернулся и, наконец, понял, что для него значит семья.
Нравственно-этическая проблематика рассказа
Мотивы мира и войны. Смысл названия рассказа «Возвращение»
Война порождает множество проблем, которые с ее окончанием не сразу уходят. Затронуты такие проблемы и в рассказе «Возвращение»: распад семей, разрушение родственных связей, появление «взрослых» детей, которых война лишила полноценного детства. Платонов показал страшные последствия войны, разрушающей естественный постепенный процесс взросления, что привело к искажению сознания: дети рано перестают быть детьми,почти ничему не радуются, не играют, не учатся.
Обнажена в рассказе еще одна проблема влияния войны на человека.Победа – праздник радости, торжества жизни, весны. Война окончена, нужно возвращаться к мирной жизни. Возвращение героя после победы происходит не весной, а осенней порой, мрачной и унылой. И в душе возвращающегося с войны солдата нет радости, он уже забыл о мирной жизни. Он привык довольствоваться «подручной радостью» в фронтовых условиях. Сначала кажется странным, что человек, выживший на войне, не получивший увечий, у которого остались живы жена и дети, не испытывает жизнерадостных чувств. Он не торопится домой: то в часть возвращается с вокзала, то сходит с поезда и гостит несколько дней у своей однополчанки, которая стала частью его жизни на войне. Иванову трудно расстаться со своим фронтовым прошлым. Человек на войне получает не только физические, но и тяжелые психологические травмы, как в смертельной обстановке фронта, так и в тяжелых условиях тыла.
В рассказе затронута проблема несоответствия мечты и реальности, связанная с мотивами мира и войны. Иванов мечтает вернуться домой, жить со своей семьей счастливо, как до войны, растить детей. Послевоенная реальность оказалась иной: мирная жизнь была не такой, как раньше, жена не сохранила верность, рано повзрослевший сын стал словно чужой, дочь и вовсе его не помнила, а привязалась к чужому человеку. На этом фоне важны в рассказе мотивы доброты и жестокости, великодушия и мести. Все понимающий Петруша – самый рассудительный из всей семьи. Он не осудил мать за проступок, не проклял отца за уход, а бросился возвращать его, простив эгоизм и жестокую месть. Благодаря великодушию мальчика семья воссоединилась.
Приезд домой не стал для героя настоящим возвращением. Все, что было родным до войны, стало чужим. Искалеченной, очерствевшей душой он не вернулся с войны. Истинным возвращением стало его прозрение при виде бегущих за поездом, спотыкающихся и падающих детей. Его сердце, бившееся «напрасно всю жизнь», защищенное «корой эгоизма», словно обнажилось, «пробилось на свободу». Он почувствовал, преодолев «преграду самолюбия и собственного интереса», что должен быть отцом и защитником для своих детей.
Образ возвращения автором понимается не только как «путь домой», а еще как «внутреннее возрождение». Все главные герои рассказа «Возвращение» прошли трудный путь возврата к себе. Возвращение происходит и с женой Иванова, которая от отчаяния искала утешения у другого и не нашла его, поняв, как ей дорог муж. Возвращение совершает и рано постаревший мальчик Петруша, став в финале снова ребенком, нуждающемся в отце.
В названии рассказа «Возвращение»заложен глубокий философский подтекст. Автор с психологическим мастерством открывает духовные стороны личности человека, столкнувшегося с нравственными проблемами войны и сумевшего их преодолеть. Типичность подобных явлений разобщенности между близкими людьми в послевоенное время отражено было в первоначальном названии «Семья Иванова», олицетворявшем собой многочисленные семьи фронтовиков, терявших и после войны оставшихся в живых родных.
Кадр из фильма «Отец» по рассказу «Возвращение» (2007 г.)
Словарь
1. Подвижничество – деятельность, направленная на самоотверженное достижение высоких целей.
2. Мелиоративный – улучшающий качества почвы.
3. Электрификация – оснащение электричеством населенных пунктов.
4. Порожняя – пустая.
5. Крамольный – мятежный, бунтарский.
6. Кулацкий – относящийся к кулакам, зажиточному крестьянскому сословию.
7. Фантасмагорические – причудливо изображенные, фантастически-гротескные.
8. Военкор – военный корреспондент.
Характеристика героев
Образ Алексея Иванова
Писатель не случайно выбирает в качестве имени и фамилии главного героя такое распространенное сочетание. Автор намеревался представить на страницах своего произведения простого человека, одного из многих. У Алексея обычная судьба, обычные проблемы. Алексей – бывший капитан гвардии. Вторая мировая война заканчивается, и героя демобилизуют.
Алексей отличается самоуверенным характером. Конфликт с женой герой осмысляет с позиции жертвы. Мужчина – эгоист. Бывший солдат не задумывается о чувствах других людей. Яркий пример – ситуация с Марией. Герой вступает в мимолетную связь с девушкой, утаивая от Маши правду о своем семейном положении. Мужчина ощущает скуку, холод, жажду оживить, разжечь огонь в своей сердце. Мирное время дается Алексею тяжело: приходится адаптироваться к новым условиям. Роман закончится, и Маша останется в одиночестве. Но Алексей не беспокоится об этом.
Образ Любы
Люба признается мужу в измене. Женщина не оправдывается. Люба объясняет причины своего поведения. Связь с другим мужчиной – это попытка утешиться. Несчастная женщина ощущала, что умирает внутри, и потому искала любви. Слова супруги уязвили Алексея. Мужчина яростно заявил, что с живым человеком нельзя играть, а он – живой человек.
В отношениях с женой Алексей проявляет странный инфантилизм: обиды, ябедничанье. Мужчина даже пытается жаловаться одиннадцатилетнему сыну на мать. Люба – настоящая героиня. Женщина работает на износ на заводе, делая работу, предназначенную для мужских рук. Героиня изворачивается, как может, чтобы выжить и прокормить семью: чинит соседскую электрическую печь за связку картошки, самостоятельно исправляет свою и детскую обувь. У Любы нашлась только одна сложность – неспособность принять ответственность. В этом крылась слабость несчастной женщины.
Образ Насти
Настенька – пятилетняя дочка Любы и Алексея. Девочка не помнит отца, который ушел на войну, когда та только родилась. Как и брат, Петруша, малышка не знала детства, воспитывалась матерью, Семеном и братом. Настя рано почувствовала, что такое ответственность, необходимость тяжело трудиться.
Образ Петра
Петр – это преждевременно постаревший, повзрослевший ребенок. В степени зрелости подросток превосходит мать и отца. Петр выступает таким себе мировым судьей для родителей. Для ребенка цель жизни состоит в общем деле, в выживании. Ссоры же мешают этому делу, раскрывают глупость людей, вступающих в конфликт.
Петр раздражается, когда видит, что родители где-то неэкономны. Герою не нравятся необоснованные траты. Ребенок полностью взваливает на себя заботу о матери, боится, чтобы та не замерзла. Петя решает купить для мамы пальто. Для этого подросток стремится устроиться на работу, служить кочегаром в бане. Петр по-житейски мудр. Так, сын говорит отцу, что Сергей не может быть ему соперником, ведь мужчина стар.
Отец и сын
Отдельно следует обратить внимание на взаимоотношения отца с сыном. Петр лишился детских желаний
Ребенок получил стресс, когда отец ушел на войну. Но на самом деле Петр нуждается в родителе, в отце
Петр боится жизни – с этим связана чрезмерная осторожность, предусмотрительность героя. Второй уход отца приводит мальчика в смятение
Петр настолько растерян, дезориентирован, что путает обувь, надевая валенок и калошу одновременно. Эта сцена демонстрирует читателю, что внутри серьезного Петра кроется ребенок – Петя, Петруша, отчаянно нуждающийся в отце. Именно этот образ потерявшегося ребенка заставляет Алексея остаться с семьей.
Петруша выступает на стороне матери, объясняет отцу, почему тот неправ. Алексея взбудораживают слова малолетнего сына, злят, раздражают. Сын заставляет отца пересмотреть свои взгляды на жизнь. Главный герой платоновского произведения словно перерождается. Алексей избавляется от самолюбия, эгоизма
Внутри Иванова пробуждается внимание к другим людям, альтруизм, любовь к ближним, забота о родных людях.
Литературная направленность и жанровая принадлежность
Рассказ «Возвращение» создан в духе реализма. Советская критика потому и ополчилась на Платонова, что он изобразил советских людей уж слишком реалистично, со всеми их недостатками. Так называемый «социалистический реализм», навязывавшийся советским правительством как «единственно правильное» литературное направление, строился на совсем других принципах. Несмотря на название, это был антиреалистический художественный метод, сходный с религиозно-мифологическими жанрами (жития святых, «Деяния апостолов», мифы и легенды разных народов и т. д.). В частности, советских людей предписывалось изображать в прямо-таки иконописной манере: с гипертрофированными положительными чертами, без существенных недостатков, всегда готовыми «к труду и обороне».
У Платонова же люди выглядят совсем по-другому: мужья и жёны напропалую изменяют друг другу, дети лишены детства и вынуждены рано включаться во взрослую жизнь, супруги совершенно отвыкли друг от друга за годы разлуки. Рассказ производит тяжёлое впечатление, и это совсем не приветствовалось советскими литературными чиновниками.
События в рассказе охватывают всего несколько дней, однако из разговоров персонажей становится известно о том, что происходило за много дней до этого – в самый разгар войны.
Основная мысль, Проблематика рассказа:
Сочинение 3
Произведения Андрея Платонова – это маленькая жизнь. Каждый рассказ в отдельности рассказывает о чьей-то судьбе. Платонов – писатель послевоенного времени.
Рассказ «Возращение» повествует о том, как простой русский солдат после войны едет домой. Первоначально произведение называлось «Семья Ивановых», но впоследствии Платонов переименовал его. Сделал он это из-за того, что в рассказе идет речь не только о жизни и судьбе семьи Ивановых, здесь немного другой подтекст. Тема произведения – возвращение домой гвардии капитана Алексея Иванова. У названия рассказа двойной смысл. Это возвращение человека в родной дом не только физическое, но и духовное: в прошлую, уже забытую фронтовыми буднями жизнь. Главная мысль и идея рассказа – показать читателю, как война коверкает и ломает не только судьбы, но и души людей.
15 стр., 7259 слов
Образ и характеристика Ивана Васильевича в рассказе «После бала» Льва Толстого
… на одном основном событии в жизни главного героя. Глазами Ивана Васильевича мы видим жестокий век правления Николая I, калечащий душу и нравственность современника. Характеристика Ивана Васильевича из рассказа «После бала» — сочинения … знаком каждый человек на территории бывшего Советского Союза Иван Васильевич — главный герой рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала». В образе главного героя …
Сюжет произведения достаточно простой. На вокзале главный герой рассказа Алексей Иванов встречает Машу. Девушка тоже возвращается домой. Она, как и Алексей, не торопится ехать в родную сторону. Оба понимают, что они за это долгое время отсутствия стали чужими в родном доме, поэтому боятся возвращаться. Алексей выходит вместе с Машей в ее родном городе, несмотря на то, что дома его ждет семья. Иванов проводит со своей новой знакомой два дня, после этого возвращается домой.
Домашние же ждут Алексея и выходят каждый день встречать поезд. Когда Иванов, наконец, возвращается домой, он понимает, что семья привыкла жить без него. Ему всё здесь какое-то далекое и будто неродное. Сын, которому всего еще только идет двенадцатый год, стал взрослым маленьким мужичком. Пятилетняя дочка выполняет тяжелую домашнюю работу. Жена краснеет перед ним, как при первой встрече. Впоследствии оказывается, что их дом посещает Семен Евсеевич, у которого погибла вся семья. Еще жена Люба изменила Алексею с инструктором райкома профсоюза. И только сын Петя, подслушавший ночной разговор отца и матери, понимает поступок женщины. Несмотря на уговоры жены и сына, Иванов решает уйти из семьи. Он осуждает жену, но сам про свою измену не рассказывает.
Образ главного героя обычный и незаурядный, каких большинство, особенно в послевоенное время. Платонов осуждает Алексея в том, что он думает только о себе. В ссоре Иванов обвиняет всех, но ни в коем случае не себя. Он объясняет свою измену тем, что ему было скучно. Ни про жену, ни про Машу, ни даже про собственных детей Алексей не задумывается. Петя оказывается рассудительнее своих родителей. Он хочет их примирить. Мальчик все уже понимает по-взрослому.
Язык рассказа простой и одновременно особенный, как и все творчество Платонова. Через диалектизмы, которые употребляет в своей речи Петя и Настя, мы слышим и видим, что маленькие дети из-за невзгод стали слишком взрослыми.
Деталь также играет большую роль в произведении. Валенки, калоши Пети, стекло керосиновой лампы – все говорит о душевном переживании героев.
Лишь только запах родного дома и пирогов заставляют вспомнить Алексея о былом мирном и уютном семейном счастье Волосы Маши же пахнут по-другому, чем-то неродным
То есть, запахи тоже имеют важное значение в развитии сюжета
В конце рассказа дети возвращают отца домой. Они помогают ему прозреть душевно, понять, что действительно ценно.
Семья – это самое важное и дорогое в жизни. Платонов, как человек, понимающий истинные жизненные ценности, через детей дает своему герою переосмыслить всё и встать на правильный путь
Первый семейный обед
Наконец все собрались за столом. Петрушка съел кусочек пирога и собрал все крошки. На предложение взять еще серьезно ответил, что сыт. Его слова: «Я хочу, чтоб вам больше досталось» — заставили родителей вздрогнуть. Отодвинула свой кусок и Настя. Она сказала, что это для Семена Евсеевича. Алексей напрягся — этот момент стал началом непростого разговора между супругами. Любовь Васильевна попыталась уйти от темы, коротко ответив, что мужчина потерял семью и теперь приходит к ним повозиться с детьми. Ей от этого спокойнее: она работает допоздна, а ребята под присмотром. Однако Иванову ответ не понравился.
Петрушка, почуяв неладное, перевел разговор на погоду, затем отдал распоряжения насчет завтрашнего дня. Они касались и отца, которому нужно было срочно встать на учет и получить карточки. Алексей вдруг почувствовал робость перед рано повзрослевшим сыном.
Щи ели молча, словно пытаясь насладиться тихим семейным счастьем — так завершает рассказ об обеде А. Платонов.
«Вишневый сад», автор А.П. Чехов.
Перемены не приходят сами собой, к ним нужно стремиться. Такой пример описан в данной пьесе. Родовое имение Любови Раевской и ее брата Леонида Гаева будет продано из-за долгов. Они постоянно закладывали усадьбу и жили за эти деньги. Нужно принимать меры для спасения родового гнезда, но Раевская с Гаевым не спешат. При этом также не принимают вариантов решений, предложенных Лопахиным, пренебрежительно комментируя их. Наступил тот день, когда откладывать нельзя было, но брат с сестрой продолжали медлить. Из-за своего бездействия они лишились и имения, и вишневого сада. С продажей усадьбы для Любови и Леонида мир рушится – для них страшны перемены.
Анализ 2
Каждое произведение, которое написал Платонов проживают свою маленькую жизнь. В каждом рассказе изображается чья-нибудь судьба или жизнь. Кроме этого Платонов является писателем, которые большинство своих произведений написал после войны. Здесь рассказывается о том, как главный герой менялся. А главным героем стал Алексей Иванов, который недавно вернулся с войны домой, где его ждала семья. Конечно, он возвращается в свой прежний мир, в котором жил до наступления войны и к тому каким он был раньше. Ни одного из героев писатель не выделяет, а старается жалеть и понимать каждого из них.
Здесь писатель не изображает саму войну, но она показана через природу. Кроме этого здесь изображено еще и внутреннее состояние главного героя, а также весь мир, который окрасился в грусть и печаль. Многим может показаться герой не очень-то приятным, а некоторым даже скверным. Ведь даже после войны он не изменился, а продолжал вести себя словно на поле боя.
Алексей Иванов возвращается домой с войны. Вот только домой он не торопиться, а все потому что столько событий произошло за это время у него перед глазами. Да к тому же он отвык от всех, кто раньше находился рядом с ним и заботился о нем. Вместе с ним добиралась домой красивая и молодая девушка по имени Маша. Она сразу же ему понравилась, и поэтому он вместе с ней вышел на ее станции.
А тем временем жена и его дети каждый день приходили на перрон для того чтобы встретить своего любимого отца и мужа. Он только показался дома на одиннадцатый день. Сын его встретил не очень-то радостно, да и отцом сын остался недоволен. Жена не может привыкнуть к мужу и поэтому постоянно стесняется его. Маленькая дочь Настя помогает во всем матери. А сын Петя выполняет все, что прикажет ему родной отец.
Неожиданно Настя рассказала отцу о том, что к ним ходит сосед, у которого всю семью убили. Он помогает матери не только по дому, но иногда сидит с детьми. А жена признается, что изменила мужу с инструктором, который давно за ней ухаживает.
На следующий день Алексей решает вернуться к Маши. Он уже купил билет на поезд и даже зашел в вагон, но дети прибежали за ним и начали упрашивать не уезжать, а остаться с ним, ведь он им очень нужен. И Алексей остается.
Здесь Платонов раскрывает всю проблему того времени, когда мужу приходится разлучаться с семьей и отправляться на войну. Кроме этого здесь затрагивается еще и проблема характера героя, который очень много пережил за это время и теперь совсем другими глазами смотрит на жизнь.
Популярные сегодня темы
Автор остановился во Владыкавказа и ждал оказию в Екатериноград. Оказия – это полроты пехоты с пушками для прикрытия обозов. Пришлось бы все три дня прожить на сухоядении, поскольку бесполезно было заказывать у глупых
Данный рассказ повествует об очень своеобразных отношениях. Мужчина и женщина находятся вместе, но оба понимают, что всё идет как-то не так. Женщина давно мечтает о полноценной семье с детьми
Эта картина нравится мне своими цветами, но немного не нравится тем, что нарисовано. А так самую большую часть картины занимает небо – очень красивое.
Повесть Распутина «Последний срок» эмоциональна и правдива. Здесь очень тонко изображены нравственные проблемы поколений, отношение к семейным ценностям, темы совести и чести, милосердия и долга. Эта повесть о жизни и смерти.
Героизм – это способность человека свершить подвиг. Способность пожертвовать собой ради других. Умение преодолевать преграды и решать проблемы. Только человек, которому присущи стойкость, отвага, может стать героем.
Часть пятая
Краткое содержание “Возвращения” Платонова продолжается трогательными событиями.
Встав рано утром, глава семейства собирает свои вещи и уезжает на вокзал. Он твердо решает о том, что навсегда оставит семью, станет жить с Машей, которая непременно будет его ждать.
Когда Петя просыпается, он видит, что родителей нет дома. Он спрашивает у маленькой Насти, куда же делся отец. Девочка отвечает, что он рано утром ушел с сумками. Тогда Петя хватает малышку и выбегает вместе с ним из дома.
В эти же минуты Алексей, выпив несколько рюмок водки, садится на поезд. Железная дорога проходит мимо его дома, и, проезжая мимо своего пристанища, он видит вдалеке два маленьких силуэта: худощавый мальчишка тащит за руку маленькую девочку, которая едва поспевает за широкими шагами брата.
Алексей понимает, что не может оставить семью – он слишком любит своих детей и жену. Поезд уже набрал небольшую скорость. Алексей опускается на последнюю ступеньку и сходит с поезда в траву, что росла около дороги. Приняв решение остаться, он понимает, что ему будет необходимо простить свою жену, которая действительно тяжело переживала отсутствие любимого мужчины.
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-rasskaza-platonova-vozvrashcheniehttp://obrazovaka.ru/books/platonov/vozvrashcheniehttp://www.syl.ru/article/330834/a-p-platonov-vozvraschenie-kratkoe-soderjanie
голоса
Рейтинг статьи
Несколько интересных сочинений
Дарить человеку здоровье — весьма почетно. Хорошие врачи узнаваемы и уважаемы в обществе. Достаточно быть рядовым доктором в небольшом городке в течение нескольких лет, чтобы стать частью местной элиты.
Анализ рассказа Шолохова Чужая кровь
Произведение является завершающей составной частью прозаического цикла писателя под названием «Донские рассказы», рассматривающей в качестве основной тематики проявление человеческого гуманизма и заботы о ближних.
Характеристика и образ Дуни в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение
Одним из второстепенных персонажей произведения является сестра главного героя романа Родиона Раскольникова Авдотья Романовна.
Анализ рассказа Бунина Поздний час
Сегодня мы проанализируем рассказ «Поздний час» написанный в 1938 году И.А. Буниным. Именно в этот период, писатель проживал на чужбине, и безумно скучал по родине. Всю свою тоску и ностальгию за Россией
Анализ рассказа Платонова Сухой хлеб
В рассказе А. П. Платонова «Сухой хлеб» повествуется о жизни семилетнего мальчика Мити в послевоенное время, у которого из родственников осталась лишь мать. Когда наступило лето – пришла засуха.
«Возвращение» был напечатан в журнале Новый мир» в № 10 – 11 за 1946 г. под названием «Семья Ивановых». Рассказ раскритиковали за клевету, которую писатель якобы возвёл на советских людей, на воинов, возвращающихся с войны, на советскую семью. Уже после смерти Платонова обвинения были сняты. Рассказ в существенно изменённом самим Платоновым виде был напечатан в сборнике рассказов за 1962 г. уже после смерти автора.