Анализ-сравнение рассказов Л. Андреева “Бездна” и М. Горького “Страсти-мордасти”
Декадентство Л. Андреева и романтизм М. Горького ‘сделали взгляды писателей на взаимоотношения мужчины и женщины, на возникновение животных инстинктов в человеке полярными. Сюжеты обоих рассказов развиваются в диаметрально противоположных направлениях. В начале “Бездны” Л. Андреева мы видим влюбленную пару. Зиночка и Немовецкий полны надежд на будущее, мечтают о жертвенной любви и, может быть, считают, что любят друг друга. Этому способствует и великолепный пейзаж, их окружающий. Начало, как мы видим, вполне романтическое. Но совершенно вдруг сюжет делает резкий поворот – и позолота, лак сентиментальности слетают, обнажая бездны человеческой души. “Бездна!” Выходят на поверхность все низменные животные инстинкты подсознания – и образованный молодой человек падает ниже бродяг, уподобляется зверю, сохраняя лишь одно человеческое качество – “способность лгать”. Да… Глубины подсознания пугают, даже сам человек порой не знает, на что он способен… М. Горький идет совершенно от другого постулата. Атмосфера начала рассказа “Страсти-мордасти” настраивает на разврат, грязь, падение, но неожиданная коллизия – и романтические чувства возникают там, где их, казалось бы, быть не может. На дне жизни человек не опускается до состояния животного, а даже возвышается до сострадания, до помощи слабому, до великодушия. Мы видим зеркальное отражение фабул – М. Горький находит романтизм на “окраинах жизни”, а Л. Андреев показывает страшные бездны души обычного человека. Надуманные этические нормы человечества лишь прикрывают его порочные желания, его развращенную сущность. Люди не умеют любить и понимать друг друга… Печорин говорил, что женщина подобна цветку – подышать “ароматом досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет… “. В каждом мужчине подсознательно дремлет уверенность, что это правда, что именно так и нужно поступать: и невинная, наивная Зиночка втоптана в грязь… Я не думаю, что людям нравится, когда о них говорят правду, показывают самые замусоренные, засаленные уголки их души… Думается, что читающей Россией не был ни понят, ни принят этот рассказ. Психологи никогда не были в почете у народной массы. Но интеллектуалы поняли, что “жизнь подтверждает самые мрачные фантазии автора” (Горький). И я, исходя даже из моего семнадцатилетнего опыта, могу подтвердить это. Кто-то из “современных великих” сказал, что человеческая душа – помойная яма жизни… Это – так?! Так! Так… Мы же, люди, часто не желаем этого сознавать, всячески отрицаем свою низость, тем не менее (увы – часто!) с упоением бросаемся в нее, ища упоения в пороке… Глубины человеческой души волновали русскую литературу еще в XIX веке, литературу – психологию. Вспоминаются сразу Тютчев и Достоевский с их проникновением в “бездны”. Достоевский изучал глубины души человеческой, отыскивая в них самое страшное, на что хотелось бы закрыть глаза, но что существует независимо от нашего сознания и желаний. В страшных образах Свидригайлова, Рогожина, даже Раскольникова, по сути, не должно быть ничего страшного – это обыкновенные люди… У них есть голова, руки, ноги, но их психика вскрыта писателем-психологом и – “хаос шевелится”… В понимании Ф. Тютчева бездна – весь мир, вся вселенная, включая человека с его стремлениями, желаниями, потребностями… “Нет преград меж ей и нами – Вот почему нам ночь (хаос!) страшна”. Страшно заглянуть в мир, в себя – страшно!!!
Анализ-сравнение рассказов Л. Андреева “Бездна” и М. Горького “Страсти-мордасти”
Вопросы к анализу
1. Чем отличаются концепции двух рассказов?
2. Что увидел Леонид Андреев за хрупкостью этических норм человеческой культуры?
3. Как читающая Россия отнеслась к рассказу?
4. Почему Горький, взявший вначале сторону Андреева (потом от него отошедший), в “Несвоевременных мыслях” говорит, что “жизнь” подтверждает самые мрачные фантазии” автора этого рассказа?
5. Наум Коржавин писал о тех, “в ком страх увидеть бездну сильней, чем страх в нее шагнуть”. Можете ли вы, исходя из своего жизненного опыта, подтвердить правоту того и другого писателя?
6. Почему в заглавии Андреева используется тютчевское понятие “бездны”?
7. Как вы соотносите с этими рассказами открытия Достоевского?
Декадентство Л. Андреева и романтизм М. Горького сделали взгляды писателей на взаимоотношения мужчины и женщины, на возникновение животных инстинктов в человеке полярными.
Сюжеты обоих рассказов развиваются в диаметрально противоположных направлениях. В начале “Бездны” Л. Андреева мы видим влюбленную пару. Зиночка и Немовецкий полны надежд на будущее, мечтают о жертвенной любви и, может быть, считают, что любят друг друга. Этому способствует и великолепный пейзаж, их окружающий. Начало, как мы видим, вполне романтическое. Но совершенно вдруг сюжет делает резкий поворот — и позолота, лак сентиментальности слетают, обнажая бездны человеческой души. “Бездна!” Выходят на поверхность все низменные животные инстинкты подсознания — и образованный молодой человек падает ниже бродяг, уподобляется зверю, сохраняя лишь одно человеческое качество — “способность лгать”. Да. Глубины подсознания пугают, даже сам человек порой не знает, на что он способен.
М. Горький идет совершенно от другого постулата. Атмосфера начала рассказа “Страсти-мордасти” настраивает на разврат, грязь, падение, но неожиданная коллизия — и романтические чувства возникают там, где их, казалось бы, быть не может. На дне жизни человек не опускается до состояния животного, а даже возвышается до сострадания, до помощи слабому, до великодушия.
Мы видим зеркальное отражение фабул — М. Горький находит романтизм на “окраинах жизни”, а Л. Андреев показывает страшные бездны души обычного человека. Надуманные этические нормы человечества лишь прикрывают его порочные желания, его развращенную сущность. Люди не умеют любить и понимать друг друга. Печорин говорил, что женщина подобна цветку — подышать “ароматом досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет. ”. В каждом мужчине подсознательно дремлет уверенность, что это правда, что именно так и нужно поступать: и невинная, наивная Зиночка втоптана в грязь.
Я не думаю, что людям нравится, когда о них говорят правду, показывают самые замусоренные, засаленные уголки их души. Думается, что читающей Россией не был ни понят, ни принят этот рассказ. Психологи никогда не были в почете у народной массы. Но интеллектуалы поняли, что “жизнь подтверждает самые мрачные фантазии автора” (Горький). И я, исходя даже из моего семнадцатилетнего опыта, могу подтвердить это. Кто-то из “современных великих” сказал, что человеческая душа — помойная яма жизни. Это — так?! Так! Так.
Мы же, люди, часто не желаем этого сознавать, всячески отрицаем свою низость, тем не менее (увы — часто!) с упоением бросаемся в нее, ища упоения в пороке.
Глубины человеческой души волновали русскую литературу еще в XIX веке, литературу — психологию. Вспоминаются сразу Тютчев и Достоевский с их проникновением в “бездны”. Достоевский изучал глубины души человеческой, отыскивая в них самое страшное, на что хотелось бы закрыть глаза, но что существует независимо от нашего сознания и желаний. В страшных образах Свидригайлова, Рогожина, даже Раскольникова, по сути, не должно быть ничего страшного — это обыкновенные люди. У них есть голова, руки, ноги, но их психика вскрыта писателем-психологом и — “хаос шевелится”.
В понимании Ф. Тютчева бездна — весь мир, вся вселенная, включая человека с его стремлениями, желаниями, потребностями. “Нет преград меж ей и нами — Вот почему нам ночь (хаос!) страшна”* Страшно заглянуть в мир, в себя — страшно.
Анализ произведения Страсти-мордасти Горького
ВОПРОСЫ К АНАЛИЗУ
1. Чем отличаются концепции двух рассказов?
2. Что увидел Леонид Андреев за хрупкостью этических норм человеческой культуры?
3. Как читающая Россия отнеслась к рассказу?
4. Почему Горький, взявший вначале сторону Андреева (потом от него отошедший), в “Несвоевременных мыслях” говорит, что “жизнь” подтверждает самые мрачные фантазии” автора этого рассказа?
5. Наум Коржавин писал о тех, “в ком страх увидеть бездну сильней, чем страх в нее шагнуть”. Можете ли вы, исходя из своего жизненного опыта, подтвердить правоту того и другого писателя?
6. Почему в заглавии Андреева используется тютчевское понятие “бездны”?
7. Как вы соотносите с этими рассказами открытия Достоевского?
Декадентство Л. Андреева и романтизм М. Горького сделали взгляды писателей на взаимоотношения мужчины и женщины, на возникновение животных инстинктов в человеке полярными.
Сюжеты обоих рассказов развиваются в диаметрально противоположных направлениях. В начале “Бездны” Л. Андреева мы видим влюбленную пару. Зиночка и Немовецкий полны надежд на будущее, мечтают о жертвенной любви и, может быть, считают, что любят друг друга. Этому способствует и великолепный пейзаж, их окружающий. Начало, как мы видим, вполне романтическое. Но совершенно вдруг сюжет делает резкий поворот — и позолота, лак сентиментальности слетают, обнажая бездны человеческой души. “Бездна!” Выходят на поверхность все низменные животные инстинкты подсознания — и образованный молодой человек падает ниже бродяг, уподобляется зверю, сохраняя лишь одно человеческое качество — “способность лгать”. Да. Глубины подсознания пугают, даже сам человек порой не знает, на что он способен.
М. Горький идет совершенно от другого постулата. Атмосфера начала рассказа “Страсти-мордасти” настраивает на разврат, грязь, падение, но неожиданная коллизия — и романтические чувства возникают там, где их, казалось бы, быть не может. На дне жизни человек не опускается до состояния животного, а даже возвышается до сострадания, до помощи слабому, до великодушия.
Мы видим зеркальное отражение фабул — М. Горький находит романтизм на “окраинах жизни”, а Л. Андреев показывает страшные бездны души обычного человека. Надуманные этические нормы человечества лишь прикрывают его порочные желания, его развращенную сущность. Люди не умеют любить и понимать друг друга. Печорин говорил, что женщина подобна цветку — подышать “ароматом досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет. ”. В каждом мужчине подсознательно дремлет уверенность, что это правда, что именно так и нужно поступать: и невинная, наивная Зиночка втоптана в грязь.
Я не думаю, что людям нравится, когда о них говорят правду, показывают самые замусоренные, засаленные уголки их души. Думается, что читающей Россией не был ни понят, ни принят этот рассказ. Психологи никогда не были в почете у народной массы. Но интеллектуалы поняли, что “жизнь подтверждает самые мрачные фантазии автора” (Горький). И я, исходя даже из моего семнадцатилетнего опыта, могу подтвердить это. Кто-то из “современных великих” сказал, что человеческая душа — помойная яма жизни. Это — так?! Так! Так.
Мы же, люди, часто не желаем этого сознавать, всячески отрицаем свою низость, тем не менее (увы — часто!) с упоением бросаемся в нее, ища упоения в пороке.
Глубины человеческой души волновали русскую литературу еще в XIX веке, литературу — психологию. Вспоминаются сразу Тютчев и Достоевский с их проникновением в “бездны”. Достоевский изучал глубины души человеческой, отыскивая в них самое страшное, на что хотелось бы закрыть глаза, но что существует независимо от нашего сознания и желаний. В страшных образах Свидригайлова, Рогожина, даже Раскольникова, по сути, не должно быть ничего страшного — это обыкновенные люди. У них есть голова, руки, ноги, но их психика вскрыта писателем-психологом и — “хаос шевелится”.
В понимании Ф. Тютчева бездна — весь мир, вся вселенная, включая человека с его стремлениями, желаниями, потребностями. “Нет преград меж ей и нами — Вот почему нам ночь (хаос!) страшна”* Страшно заглянуть в мир, в себя — страшно.
Сюжет
В маленьком городке юный продавец баварского кваса вечером направляясь домой увидел женщину. Она стояла посередине огромной лужи и топала ногами, так что брызги разлетались далеко в разные стороны, и пела песню, по ее голосу я понял, что она пьяна. Я вступил в лужу взял женщину под локоть и потащил на сухое место. Женщина сначала перепугалась, и пару минут стояла молча, а потом опять полезла в лужу. И начала кричать, на ее крики вышел ночной сторож, когда он увидел женщину сказал, что она местная пьянь Машка. Мне пришлось вести ее к ней домой. Мы подошли во двор двух этажного дома, она аккуратно обошла тележки, ящики, бочки, валяющиеся доски, и остановилась возле какой-то дыры в фундаменте и сказала мне:
— Залезай.
Я осторожно спустился по скользким ступенькам, нащупал в темноте дверь, открыл ее боясь шагнуть дальше. — Мама это ты? Услышал детский голос мальчика. — Мама это ты? Услышал детский голос мальчика
— Мама это ты? Услышал детский голос мальчика.
— Я- аа..
Мальчик поджёг фетиль. И я немного рассмотрел его детское лицо .
— успокоение мое,- сказала женщина и шатаясь упала на большую приготовленную кровать которая стояла на кирпичах.
Запах был жуткий, воняло сыростью «Дом» напоминал подвал. В нем живёт женщина с ребенком у которого нет одной ноги. Она родила его очень рано, от старика у которого работа горничной. Ленька (так зовут мальчика) все время сидит в этом подвале, и очень редко видит белый свет.
Сынишка Развлекался тем, что собирал в отдельные коробки разных насекомых которых у него получается поймать, и придумывает им разные клички( паук Барабанщики, муха — Чиновница и т.п.) и наделяет в своих мыслях их человеческими чертами, которые он видит в людях которых его мать таскает в дом. Эти насекомые для мальчика значат особенный мир, который заменяет ему реальный. Хотя о реальном мире он невысокого понятия, потому что он судит по тем, кто ходит к его матери к ним в дом.
На следующий день я принес наловленных с моего двора ребятами красивых бабочек. Купил сладостей и пошел к мальчику. И у нас начался диалог, который можем понять только мы вдвоем. Ребенок признался, что его мечта увидеть поле, и когда он вырастет, у него появятся силы и он выйдет в чистое поле… После еды мальчик уснул, а его мать, начала рассказывать про его отца – мужчина был в возрасте его уже нет в живых, он был нотариусом, а она работала у него горничной. Потом добавляет: не брезгуйте мной, я уже не заразная; спасибо вам за моего сына, что устроили ему праздник… И я начал уходить. Выйдя за дверь я услышал как она начинает петь песню своему сыну который проснулся.
Выйдя на улицу от жалости и горя мне хотелось заплакать. Я пошел быстро прочь со двора.
Тема. В своем произведении Горький показывает: бедную жизнь женщины с ребенком.
Главные герои: Машка – мать мальчика, мальчик Ленька, торговец- он же рассказчик.
Композиция: в произведении переплетается бедная несоциальная жизнь мамы с мальчиком, и человека непривыкшего к такому образу жизни.
Читательский дневник.
Сюжет
В маленьком городке юный продавец баварского кваса вечером направляясь домой увидел женщину. Она стояла посередине огромной лужи и топала ногами, так что брызги разлетались далеко в разные стороны, и пела песню, по ее голосу я понял, что она пьяна. Я вступил в лужу взял женщину под локоть и потащил на сухое место. Женщина сначала перепугалась, и пару минут стояла молча, а потом опять полезла в лужу. И начала кричать, на ее крики вышел ночной сторож, когда он увидел женщину сказал, что она местная пьянь Машка. Мне пришлось вести ее к ней домой. Мы подошли во двор двух этажного дома, она аккуратно обошла тележки, ящики, бочки, валяющиеся доски, и остановилась возле какой-то дыры в фундаменте и сказала мне:
— Залезай.
Я осторожно спустился по скользким ступенькам, нащупал в темноте дверь, открыл ее боясь шагнуть дальше. — Мама это ты? Услышал детский голос мальчика
— Мама это ты? Услышал детский голос мальчика.
— Я- аа..
Мальчик поджёг фетиль. И я немного рассмотрел его детское лицо .
— успокоение мое,- сказала женщина и шатаясь упала на большую приготовленную кровать которая стояла на кирпичах.
Запах был жуткий, воняло сыростью «Дом» напоминал подвал. В нем живёт женщина с ребенком у которого нет одной ноги. Она родила его очень рано, от старика у которого работа горничной. Ленька (так зовут мальчика) все время сидит в этом подвале, и очень редко видит белый свет.
Сынишка Развлекался тем, что собирал в отдельные коробки разных насекомых которых у него получается поймать, и придумывает им разные клички( паук Барабанщики, муха — Чиновница и т.п.) и наделяет в своих мыслях их человеческими чертами, которые он видит в людях которых его мать таскает в дом. Эти насекомые для мальчика значат особенный мир, который заменяет ему реальный. Хотя о реальном мире он невысокого понятия, потому что он судит по тем, кто ходит к его матери к ним в дом.
На следующий день я принес наловленных с моего двора ребятами красивых бабочек. Купил сладостей и пошел к мальчику. И у нас начался диалог, который можем понять только мы вдвоем. Ребенок признался, что его мечта увидеть поле, и когда он вырастет, у него появятся силы и он выйдет в чистое поле… После еды мальчик уснул, а его мать, начала рассказывать про его отца – мужчина был в возрасте его уже нет в живых, он был нотариусом, а она работала у него горничной. Потом добавляет: не брезгуйте мной, я уже не заразная; спасибо вам за моего сына, что устроили ему праздник… И я начал уходить. Выйдя за дверь я услышал как она начинает петь песню своему сыну который проснулся.
Выйдя на улицу от жалости и горя мне хотелось заплакать. Я пошел быстро прочь со двора.
Тема. В своем произведении Горький показывает: бедную жизнь женщины с ребенком.
Главные герои: Машка – мать мальчика, мальчик Ленька, торговец- он же рассказчик.
Композиция: в произведении переплетается бедная несоциальная жизнь мамы с мальчиком, и человека непривыкшего к такому образу жизни.
Читательский дневник.
Проблематика произведения «Страсти-мордасти» Горького
Произведение «Страсти-мордасти» Максима Горького освещает множество актуальных проблем, которые до сих пор остаются важными для нашего общества. В центре внимания автора находится проблема социального неравенства, борьбы за справедливость и выживание в трудных условиях.
Горький учит нас не только видеть и понимать эти проблемы, но и активно противостоять им. Он показывает, что каждый человек, независимо от своего социального положения, имеет право на достойную жизнь и должен бороться за свои права. Автор вдохновляет нас своими персонажами, которые несмотря на трудности, не теряют надежды и стремятся к лучшей жизни.
Роман «Страсти-мордасти» Горького имеет около 500 страниц. Несмотря на свою объемность, он позволяет полностью проникнуться атмосферой эпохи и личными историями героев. Каждая страница наполнена глубокими мыслями и описанием реалий жизни, что делает чтение произведения увлекательным и интересным.
История создания
Н. С. Лесков написал «Левшу» в 1881 году и сразу опубликовал свое произведение в журнале «Русь». К первому отдельному изданию писатель написал предисловие, в котором объяснил происхождение сюжета. Легенда о блохе и подковавшем ее мастере якобы была записана по сказу старого тульского оружейника, с которым Н. С. Лесков познакомился в Сестрорецке.
Позднее автор отказался от публикации этого предисловия и на обвинения критиков в использовании народного сюжета заявлял, что его сказ – литературный вымысел, основанный на известной прибаутке об английской стальной блохе, которую тульские мастера подковали и отправили обратно.
Н.С. Лесков был очень патриотичным писателем и прославлял традиционные ценности. Многие его произведения направлены на раскрытие феномена русского духа. Богатство русской души, самобытности исторического пути России, духовность отечественной культуры — вот главные темы творчества Лескова.
Анализ произведения “Страсти-мордасти” Горького
В произведении “Страсти-мордасти” Горький рассказывает о жизни пьяницы, чьи страсти и отворил улыбку на лицах людей, живущих в его дворе. Он любил проводить время на обширной поляне, где были сконфуженные топая альтовым голосом. В чистом поле-то он критикует произведения и осела страсти-мордасти.
Если женщины-матери надобно были уйти, он смотрел на их личике, поглаживал рукой и предложил спать. Леньке было страшу и он смотрел на корму в руках дурочки. Минка предложила глаза на траву и глазки-то были остренькими.
Он хотелось провести вечер с мамкой, но она сказала, что листья-то падают и мальчуган должен заботиться о домашних делах. Он видела смехоту на лице мамки и услышал веселый тоном.
- Страсти и мордасти пьяницы
- Улыбка на лицах людей
- Поляна и сконфуженные топая альтовым голосом
- Критика произведений и осела страсти-мордасти
- Личико женщин-матерей и предложение спать
- Глазки-то остренькие на траве
- Вечер с мамкой и листья-то падают
- Смехота на лице мамки и веселый тон
Сюжет и основные темы фильма «Страсти-мордасти»
События разворачиваются в небольшом городке, где главная героиня, молодая женщина, сидела на крыльце своего дома с альтовым чаем в руках. Она наблюдала за происходящим на углу улицы, где богатые и ласковые люди собирались вместе, чтобы обсуждать свои проблемы и страсти-мордасти.
В фильме присутствует горький оттенок, который проникает в каждый уголок истории. Сконфуженный дворовый пьяница, который критикует всех и всё, становится гнусавым глаза-в-глаза с женщиной, которая никогда не имела много денег. Потому что у нее были лишь свои мечты и надежды.
В один прекрасный день, она толкнула дверь обширной комнаты и отворила ящик, в котором хранилась её самая дорогая вещь – звезда. Она вдруг увидела маленькое светящееся огонь, который быстро загорелся в ее глазах. Этот огонек стал ее утешеньишком, бьет вора всех ее речей и стеной, которая защищает ее от горькой реальности.
Верхняя часть ее душной комнаты была негромкая и зябко, но она всегда находила в себе силы справиться с трудностями. Она вылезла из этой душной комнаты и любила свою жизнь, как никто другой. Все вокруг заботятся о ней, но она несет свою горькую участь на своих руках и ногтях.
Главная героиня фильма «Страсти-мордасти» видела в глазах мальчугана, который едет на самоваре, светлый огонек, который вымыл ее чистое лицо и дал ей надежду на лучшее будущее. Она знала, что в этой жизни есть место для страстей и мордастей, и она готова бороться за свою мечту и свое счастье.
Проблемы
Несмотря на сказовый характер повествования, Н. С. Лесков поднимает в произведении актуальные для российской действительности проблемы.
- Прежде всего, это непростая судьба мастера в сказе «Левша» и равнодушие власти к своему народу . Государство должно гордиться своими лучшими мастерами и поддерживать их труд, но гордость эта оказывается лишь красивой картинкой. Левшу отправляют в Англию, чтобы продемонстрировать свой труд, но дальнейшая судьба героя и его возможность приносить пользу отечеству никого не волнует. Сразу после возвращения Левша попадает в больницу, «где неведомого сословия всех умирать оставляют». Привезенные им из далекого путешествия практические знания также остаются невостребованными.
- Проблема невежества . Только на первый взгляд кажется, что русское мастерство в сказе одерживает победу над английским. Подкованная туляками блоха больше не может танцевать, поскольку это не было взято мастерами в расчет. Так в произведение входит волновавшая писателя проблема отсталости и непросвещенности, которая сковывает талант русского народа и не дает ему развиваться в полную силу.
- Проблема жестокости. Нравы на Руси царят варварские, потому что императоры не желают марать руки и доверяют все дела жестоким и властным управленцам вроде Платова, которые могут лишь давить на людей своей силой. Цари закрывают глаза на их методы, а Платовы ненавидят свой народ и гнут в бараний рог, лишь бы добиться очередной звездочки.
Лучшие экзаменационные сочинения
АНАЛИЗ-СРАВНЕНИЕ РАССКАЗОВ Л. АНДРЕЕВА «БЕЗДНА» И М. ГОРЬКОГО «СТРАСТИ-МОРДАСТИ»
Прежде чем начать аналитическое сравнение этих двух рассказов таких самобытных русских писателей, как Леонид Андреев и Максим Горький, зададимся следующими вопросами:
1. Чем отличаются концепции двух рассказов?
2. Что увидел Леонид Андреев за хрупкостью этических норм человеческой культуры?
3. Как читающая Россия отнеслась к рассказу?
4. Почему Горький, взявший поначалу сторону Андреева, (потом от него отошедший) в «Несвоевременных мыслях» говорит, что «жизнь подтверждает самые мрачные фантазии» автора этого рассказа?
5. Наум Коржавин писал о тех, «в ком страх увидеть бездну сильней, чем страх в нее шагнуть». Можно ли, исходя из своего жизненного опыта, подтвердить правоту того и другого писателя?
6. Почему в заглавии Андреева используется тютчевское понятие «бездны»?
7. Как соотносятся с этими рассказами открытия Ф. М. Достоевского?
Декадентство Андреева и романтизм Горького сделали взгляды писателей на взаимоотношения мужчины и женщины, на возникновение животных инстинктов в человеке совершенно полярными. \
Сюжеты обоих рассказов развиваются в диаметрально противоположных направлениях. В «Бездне» Л. Андреева мы видим влюбленную пару. Зиночка и Немовецкий полны надежд на будущее, мечтают о жертвенной любви и, может быть, считают, что любят друг друга. Этому способствует и великолепный пейзаж, их окружающий. Начало, как мы видим, вполне романтическое. Но вдруг сюжет делает резкий поворот — и позолота, лак сентиментальности слетают, обнажая бездны человеческой души. «Бездна!» Выходят на поверхность все низменные животные инстинкты подсознания — и образованный молодой человек морально опускается ниже бродяг, уподобляется зверю, сохраняя лишь одно человеческое качество — «способность лгать». Да… Глубины подсознания пугают, даже сам человек порой не знает, на что он способен…
М. Горький исходит совершенно из другого постулата. Атмосфера начала рассказа «Страсти-мордасти» настраивает на разврат, грязь, падение, но неожиданная коллизия — и романтические чувства возникают там, где их, казалось бы, быть не может. На дне жизни человек не опускается до состояния животного, а даже возвышается до сострадания, до помощи слабому, до великодушия.
Мы видим зеркальное отражение как бы двух фабул — Горький находит романтизм на «окраинах жизни», а Андреев показывает страшные бездны души обычного человека. Надуманные этические нормы человечества лишь прикрывают его порочные желания, его развращенную сущность. Люди не умеют любить и понимать друг друга… Печорин говорил, что женщина подобна цветку — подышать «ароматом досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет…» В каждом мужчине подсознательно дремлет уверенность, что это правда, что именно так и нужно поступать: и невинная наивная Зиночка втоптана в грязь…
Я не думаю, чтоб людям нравилось, когда о них говорят правду, показывают самые замусоренные, засаленные уголки их души… Думается, что читающей Россией не был ни понят, ни принят этот рассказ. Психологи никогда не были в почете у народной массы. Но интеллектуалы поняли, что «жизнь подтверждает самые мрачные фантазии автора» (Горький). И я, исходя даже из моего семнадцатилетнего опыта, могу согласиться с этим. Кто-то из современных великих людей сказал, что человеческая душа — помойная яма жизни… Это — так?! Так! Так…
Мы же, люди, часто не желаем этого сознавать, всячески отрицаем свою низость, тем не менее — увы, часто! — с упоением бросаемся в нее, ища наслаждения в пороке…
Глубины человеческой души, психические отклонения волновали русскую литературу’ еще в XIX веке, психология, иными словами, всегда интересовала литературу, питала ее сюжеты. Вспоминаются сразу Тютчев и Достоевский с их проникновением в «бездны». Достоевский изучал глубины души
человеческой, отыскивая в них самое страшное, на что хотелось бы закрыть глаза, но что существует независимо от нашего сознания и желаний. В страшных образах Свидригайлова, Рогожина, даже Раскольникова, по сути, не должно быть ничего страшного — это обычные люди… У них есть голова, руки, ноги, но их психика обнажена писателем-психологом, и — «хаос шевелится…».
В понимании Тютчева бездна — весь мир, вся Вселенная, включая человека с его стремлениями, желаниями, потребностями… «Нет преград меж ей и нами — / Вот почему нам ночь <хаос!> страшна». Страшен окружающий мир, но и заглянуть в себя — страшно!!!
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление