Образы детей в малой прозе сологуба

Проблема бегства от действительности в творчестве ф.к. сологуба и г.ф. лавкрафта

«В поисках неведомого Кадата»

    «Цикл
Снов» («Dream Cycle») – одна из трёх главных
составляющих, на которые условно делится
творчество
Г.Ф.
Лавкрафта

и его последователей (к другим составляющим
относят «
Мифы
Ктулху
» («Cthulhu
Mythos») и «
Смертельные
Истории
» («Macabre
Stories»)). «Цикл Снов» отличается особым
стилем повествования, ощущением чего-то
возвышенного, запредельного – словом
всего, что конфликтует с привычной человеку
реальностью.

    «В 
поисках неведомого Кадата» («Сомнамбулический
поиск Неведомого Кадата») – самое
значимое и объёмное произведение «Цикла
снов». Эта повесть была написана Г.Ф. Лавкрафтом
в 1927 году, однако опубликована уже после
смерти писателя – в 1943-м.

    Главный
герой – Рэндольф Картер – встречается
читателю не только на страницах этой
повести, но и в других произведениях Лавкрафта.
(«Показания Рэндольфа Картера» (1919), «Серебряный
ключ» (1926), «Врата серебряного ключа»
(1932)).Это мечтательный человек, обладающий
живым воображением и творческим складом
ума. Ему тесно в рамках реальной жизни,
поэтому он постоянно путешествует по
мирам своих сновидений и грёз. Собственно,
пресловутый поиск Кадата – эндшпиль
его странствий. В рассказах, упомянутых
выше, говорится о том, как герой впервые
познал вкус фантастических сновидений
и понял, сколь могуществен его разум в
мире ирреальном и сколь слаб в мире обыденном.

    Что
мы знаем о жизни Картера и 
его жизни в обществе? Не так 
много. Известно, что ещё маленьким 
мальчиком Рэндольф однажды исчез из
дома, когда пошёл в одну из пещер, а по
возвращении в семью через несколько дней
стал вдруг молчаливым и отчуждённым,
потому что впервые прикоснулся к миру
иллюзий. Кратко упоминается на страницах
произведений Лавкрафта о том, что Картер
прошёл Первую мировую войну и на полях
сражения встретил своего лучшего друга
– Этьена-Лорана де Мариньи, который также
склонен к мечтаниям и мистицизму. В рассказе
«Врата Серебряного ключа» (1932) читаем,
что Рэндольф Картер – мёртв (в финале
произведения становится ясно, что это
заблуждение), и его имущество собираются
разделить наследники. Вот фактически
всё, что известно о герое как о человеке.

    Чем
же тогда так интересна эта 
личность? Прежде всего, сновидениями.
Рэндольф ищет чудесный город, в который 
он трижды попадал в грёзах, но так и не
смог остаться там навсегда. Однажды это
место просто исчезло. Тогда Картер принял
решение найти Неведомый Кадат, храм высших
богов, которые могли бы помочь герою снова
обрести свое видение. Несмотря на предостережения,
исходящие от жрецов, в чей пещерный храм
он попадал всякий раз при погружении
в сон, Рэндольф отправляется на поиски
малейшего указания на то, где может находиться
этот пантеон. Этот момент повести напоминает
поиски голубого цветка главным героем
романа Новалиса (1772-1801) «Генрих фон Офтердинген»
(1800).

Детство и «враждебный мир» в рассказах Сологуба

В произведениях 1892 -1904 гг. тема детства тесно связана с пониманием Сологубом «меона».

Замечание 1

По мнению писателя, отличие детей от взрослых заключается в их божественно-игровой близости к «всебытию», а также тем, что дети – это «меон», чистое становление.

«Мимолетно-зыблемая жизнь» детей – это не жизнь в привычном понимании слова. Их жизнь – это положение в мире, это источник и силы, и слабости ребенка, которые требуют глубоко сочувственного, теплого, нежного, любовного отношения, но редко его находящих. Ребенок обладает непосредственным видением мира, недоступным взрослым. Дети с ясностью созерцают жизнь.

Но вместе с тем они так же легко уходят в инобытие, созерцают изнанку жизни – тени. И обе стихии одинаково близки детям. Герой рассказа «Свет и тени» Володя оказывается зачарованным иным миром

Ему неинтересны предметы, все внимание мальчика уходит на тени. Ребенок отдается одержимости тенями, которая его ведет к «первобытному смешению» — хаосу

Он порождает ощущение враждебности мира. Володя на улице чувствует себя «сонно и пугливо». Ему кажется, что все вокруг враждебно – и городовой, и ворона. Печаль проникает уже в сердце ребенка. Такие особенности детского сознания и детского положения в мире по мнению писателя требуют особенно ответственного отношения взрослых.

Писатель в большинстве рассказов поднимает тему «слезинки ребенка», традиционную для русской литературы. Он дает детское восприятие в интерпретации любящего, понимающего взрослого, но как и любая тайна, детство не терпит постороннего взгляда, мстит ему. И это становится темой рассказов о взрослых: «Белая собака», «Красота».

Замечание 2

Позиция писателя – понимая детей, не растворяться в детской точке зрения, найти автономно причастный взгляд.

Автор воспроизводит детское видение, переводит его на взрослый язык. Сологуб лишь берет на себя роль слова-логоса, пока еще недоступный детскому сознанию. И на этом уровне дает художественную модель решения проблем.

Переживания детских страданий приводят Сологуба к главному вопросу человеческой совести и сознания о существовании Промысла Божьего. У Сологуба дети не просто оставлены Богом. Сологуб упрекает в том, что Бог прощает зло, которое обрекает невинных детей на заклание.

Для многих рассказов писателя характерной является оппозиция дети-взрослые. Показанное в рассказах насилие взрослых над детьми – это не результат деформированной психики автора. Он показывает насилие подчеркнуто реальным.

Трансформации смысла в различных родах словесности

В процессах производства и восприятия текста значительную роль играет и так называемая непрямая коммуникация — «содержательно осложненная коммуникация, в которой понимание высказывания включает смыслы, не содержащиеся в собственно высказывании, и требует дополнительных интерпрета-тивных усилий со стороны адресата, будучи несводимо к простому узнаванию (идентификации знака)» . Прямая передача смысла — достаточно редкое явление. Человек обращается к прямой коммуникации только тогда, когда средства непрямой коммуникации оказываются менее эффективными и экономными при достижении коммуникативных целей. Как правило, коммуниканты прибегают в процессе общения к различным иносказаниям, компрессированию или развертыванию отдельных фрагментов сообщения, их маркировке или ретушированию в соответствии со своими интенциями. Поскольку между лингвистическим значением языковых символов и их интерпретацией при конкретном произнесении существует разница , непрямая коммуникация возникает практически всегда, когда между автором и адресатом текста появляется посредник, интерпретатор, например, при выразительном чтении произведения, в радиопостановке и т.д. Отдельные примеры трансформации смыслов в художественных текстах Ф. Сологуба рассматриваются в данной работе.

Мы рассматриваем трансформации авторских смыслов в различных родах словесности как процессы изменения и в идейно-эстетическом содержании, и в языковом плане, поскольку текст может быть отнесен к тому или иному роду словесности исходя как из особенностей содержания, так и из особенностей осмысления языкового материала.

Принцип разграничения родов словесности по содержанию был раскрыт в работах А.А. Потебни, согласно которым, поэзия есть «иносказание в обширном смысле слова», а проза — «выражение элементарного наблюдения» и на текстовом уровне «стремится стать в некотором смысле тождесловием» . В работах Г.Н. Поспелова роды словесности разграничиваются согласно тому, какая из сторон человеческой деятельности — ее общественное бытие или сознание — взята за основу идейно-эмоционального осмысления жизни. В эпических произведениях всегда на первом плане — изображение персонажей произведений, действия которых являются основным средством раскрытия сущности их жизни, познаваемой писателем. Лирика основывается на непосредственном познании собственного внутреннего мира, своего общественного сознания. Драматургия — это не основной род художественной литературы, а «особый побочный род, вытекающий из возможностей синтеза искусства слова с искусством пантомимы, а на этой основе — с другими искусствами» .

На текстовом уровне эпическое может быть представлено и в поэтической речи. Однако в литературе прошедшего столетия, в частности, эпохи Серебряного века, практически не встречаются примеры собственно поэтического эпоса, традиционного для древних культур или эпохи классицизма. Те стихотворные произведения, которые характеризуются, с одной стороны, событийностью, а с другой — экспрессивностью изображения и высокой степенью отвлеченности субъекта сознания, принято относить текстам к лиро-эпического жанра. По нашим наблюдениям, в творчестве Ф. Сологуба данный жанр представлен относительно небольшим корпусом текстов, относящихся к начальному периоду творчества, например, поэмами «Одиночество» и «Кремлев». Есть также отдельные примеры прозаических произведений, где, как в лирике, эксплицируется отвлеченность субъекта сознания в сочетании с отсутствием событийности: таковым является философское эссе «Я. Книга совершенного самоутверждения». Остальные произведения поэта, на наш взгляд, с точки зрения содержания дифференцируются по родам словесности традиционным образом. Возникает вопрос: если рассматривается, как в нашем случае, рассматривается большой контекст творчества одного автора, мыслится ли субъект поэтического текста и персонаж прозы (драмы) как одно и то же лицо? Ответ возможен только при учете языковых признаков данных форм художественной речи.

Ранние годы

Фёдор Кузьмич Тетерников (настоящее имя поэта) родился 17 февраля (1 марта) 1863 года в Санкт-Петербурге, в семье портного. Когда мальчику исполнилось 4 года, скончался отец, и мать была вынуждена в одиночку поднимать на ноги Федю и его младшую сестру Олю.

Чтобы прокормить детей, мать Фёдора нанялась прислугой в богатую семью петербургских дворян. Хозяева благосклонно относились к детям, и нередко давали смышлёному Феде книги, которые он так любил читать. Его жизнь в господском доме была бы вполне сносной, если бы не мать с её суровыми методами воспитания. Она порола детей за малейшую провинность, в результате чего у будущего поэта сформировались садомазохистские наклонности, которые впоследствии нашли своё отражение в творчестве.

В 1879 году Фёдор поступил в Петербургский учительский институт, где не только учился, но и жил на полном пансионе в течение 4 лет.

Художественный мир детства в произведениях Сологуба

Художественный мир детства у Ф.К. Сологуба многомерен. В нем присутствуют и архетипическая память о назначении человека, и нравственная константа, и символ жертвы, в котором отражен языческий, славянский миф и христианский.

Многочисленные рассказы Сологуба — это звенья одной цепи признаний, связанные между собой. Его рассказы, как лирика поэта, составляют одно целое, повторяют, дополняют друг друга и смыкаются в одну систему схематических, идеологических образов. Рассказы Сологуба задевают поставленными в них вопросами.

Одной из главных тем прозаического творчества писателя является тема детских страданий. В прозе Сологуба дети, как правило, выступают невинными жертвами мучительств, а их палачами часто оказываются взрослые.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Одним из самых известных рассказов Ф.К. Сологуба является рассказ «В толпе», сюжет которого был подсказан писателю Ходынской катастрофой. Это произведение о том, как дети, лелеявшие сладостную мечту, погибли в жесткой, несчастной, бессмысленно толпе. В этом рассказе сосредоточены основные мотивы произведений Сологуба:

  • Дети в качестве героев произведения;
  • Тема мечты как исходный пункт повествования;
  • Среда, в которой извращается и гибнет любой светлый порыв;
  • Жестокость жизни;
  • Тема страдальческой смерти дети.

В рассказах Сологуба достигнута неуловимость перехода от реальности к ирреальности. Каждое произведение писателя словно переносит читателя в атмосферу другого мира. Нашедшая десятки воплощений в малой прозе Сологуба «дебёлая жизнь» страшна, но страшен и мир нежитей, который писателю представляется необходимым довеском к миру земной реальности. А дети в рассказах Сологуба являются носителями земного бремени, безвыходности.

Детям Сологуб посвятил множество рассказов. Однако нельзя сказать, чтобы в них было дано много различных образов детей – они все сливаются в один образ, не столько образ человека, сколько в образ судьбы.

Писатель сравнивает жизнь с Ходынкой, и дети должны быть ею изуродованы или раздавлены.

Ряд произведений малой прозы у Сологуба заканчивается детской гибелью или самоубийством, а если их итогом и не является смерть, то дети все равно лишены детского облика.

Литературная деятельность

Первые пробы первые Фёдор Кузьмич предпринял ещё в 12-летнем возрасте. Тяжёлое детство убедило мальчика в том, что для достижения каких-либо успехов нужно много трудиться. Уже в столь юном возрасте он понял, что самым главным делом в его жизни станет поэзия, и с юношеским максимализмом пытался отшлифовать поэтический талант.

Переломным в судьбе Фёдора Кузьмича стал переезд в город на Неве. Именно здесь судьба свела его с Николаем Минским — представителем нового на тот момент направления мистического символизма. Благодаря этому знакомству Фёдор Кузьмич стал публиковать свои ранее написанные произведения в журнале «Северный вестник», а также взял творческий псевдоним — Сологуб. Первым опубликованным произведением Сологуба стало стихотворение «Творчество».

При изучении краткой биографии Сологуба Фёдора стоит отметить 1896 год, когда вышли в свет сразу три книги литераторы: «Стихи, книга первая», объединённый сборник рассказов и второй книги стихов «Тени» и роман «Тяжелые сны».

В 1904 году вышли Третья и Четвёртая книги стихов. Они были написаны в сложный период в творчестве Сологуба, у которого постоянно менялись философские настроения.

Спустя 3 года Фёдор Сологуб опубликовал, пожалуй, самое скандальное своё произведение — роман «Мелкий бес», в котором описал мысли и чувства учителя-садиста. Роман поверг общественность в состояние шока и впоследствии стал одним из самых популярных произведений в русской литературе.

Преподавательская деятельность

После окончания института в 1882 году Фёдор Кузьмич, взяв с собой мать и сестру, отправился в отдалённую северную деревушку Крестцы в Новгородской губернии. Здесь он получил место учителя и работал в местной школе в течение 3 лет.

Фёдор Кузьмич с семьёй принялся скитаться по провинциям, несколько раз сменив место жительства и работы. Особенности жизни в этих местах были таковы, что интеллигентный, прекрасно образованный молодой человек буквально сходил с ума от безысходности и одиночества.

Лишь спустя 10 лет мытарства Фёдора Кузьмича подошли к концу. Получив распределение на должность учителя Рождественского городского училища, он с большой радостью переехал в Санкт-Петербург.

Романтика в тени вечной печали: анализ произведения Сологуба

В произведении присутствует постоянное противостояние между физическим и духовным, между грубыми житейскими реалиями и возвышенными идеями любви и смерти. Герои находятся в постоянной борьбе с собой и окружающим миром, при этом неизбежно погружаются в мир меланхолии и скорби.

Символ мертвой души заложен в основу произведения. Сологуб мастерски передает состояние невозможности понять смысл жизни и ее бессмысленность. Герои постоянно ищут смысл в мире, который кажется им пустым и безнадежным. Разрушенные идеалы и разочарования становятся главными темами романтического сюжета.

В произведении присутствуют яркие образы, которые помогают автору передать атмосферу романтической меланхолии

Особое внимание уделено природе, которая является неотъемлемой частью романтической атмосферы. Пейзажи описываются с полной проникновенностью и тонкостью, отражая настроение героев

Автор использует язык, обогащенный метафорами и символами, чтобы передать сложность внутреннего мира героев. Оттенки чувств и эмоций передаются с помощью ярких образов и проникновенных слов. Философские размышления и внутренние монологи героев помогают читателю погрузиться в мир непостижимых чувств и эмоций.

Все эти элементы совместно создают особую романтическую ауру в произведении Сологуба. Романтика здесь не просто приправа к сюжету, а является его смыслом и основой. Вечная печаль и меланхолия пронизывают каждую страницу произведения, отражая внутренний мир героев и их непостижимые чувства.

Произведение Сологуба «Соль земли в тенях ветвей» – это глубокий анализ романтической печали и боли, который призван показать, что тайна жизни не может быть разгадана и что даже в тени вечной скорби можно найти некую красоту и истину.

Образы детей в рассказах Сологуба

Писатель любит свою мечту о детях. Он считает, что если на земле существует воплощенная, а не символическая красота, которая дает силу жить, то это «блаженно-невинные дети, их сладкий и радостный смех».

Один из детей в рассказах Сологуба мечтает о «иной жизни, похожей на сказку». А другому ребенку, высеченному Мите, неземная Рая говорит о «новых небесах», которые находятся за «этими истлевающими, страшными». Приемыш Гриша, еще один герой рассказов Сологуба, спрашивает, за что «такое житье собачье?». В уста детей Сологуб вкладывает свои вопросы. Писатель, любя детей, чувствует необходимость изобразить, как один мальчик учит другого противоестественному пороку. Типичный ребенок Сологуба – «беленький и маленький Душицын», который «свежим и нежным голосом» произносит ругательные слова, при этом сохраняя «невинное и кроткое выражение».

Сологуб с удивительным постоянством изображает не детей, а преждевременных взрослых, немножко тронутых жизнью, чуть перешедших свой возраст. В них все детское оказывается под сомнением. Сологуб рисует образы детей, чтобы показать, что они обречены.

Именно обреченность является атмосферой рассказов Ф.К. Сологуба

И неважно, в мистической стране, в современной России, в поэтической романтике или вне пространства и времени – всегда и везде герой Сологуба раб: раб голода и строя, раб наваждения и страха, раб жизни, смерти, рока

Сологуба называют поэтом униженных и оскорбленных, но с оговоркой – у него страдание и сочувствие идет рядом с презрением к слабому. Писатель жалеет обиженных героев, как самого себя, и презирает их, как себя.

Мрачная атмосфера в романах

Произведения Андрея Сологуба отличаются особой атмосферой, которая пронизывает каждую страницу его романов и переносит читателя в мир мрачных и загадочных событий.

Один из ключевых элементов, создающих такую атмосферу, – это использование темного, таинственного описания окружающей среды. Сологуб умело описывает зыбкий свет сумерек, паутину теней и зловещую тишину, что наполняет произведения ужасом и тревогой.

Еще одним элементом, который усиливает мрачную атмосферу, является характеристика персонажей. Сологуб создает глубоко психологические образы, описывая их внутренние страхи, трагедии и невероятные мучения, которые делают их привлекательными и одновременно пугающими.

Также автор использует пространственную организацию в романах, чтобы подчеркнуть мрачность событий. Он размещает действие в заброшенных поместьях, темных лесах или пустынных пространствах, где встречаются только разрушение и заброшенность.

Наконец, мрачная атмосфера проявляется в тематике произведений Сологуба, которая часто основывается на смерти, психологических расстройствах, сексуальной девиации и других мрачных эпизодах. Эти темы придают романам глубину и потусторонний характер.

  • Мрачное описание окружающей среды, цвета и звуки
  • Психологические образы персонажей, их внутренние страхи и мучения
  • Пространственная организация – заброшенные места, где царит разрушение
  • Тематика смерти, психологических расстройств и сексуальной девиации

Неповторимый мир Сологуба

Анализируя произведение Сологуба, нельзя не отметить его неповторимый мир. Автор создает окружение, насыщенное различными символами и образами, которые позволяют читателю глубже проникнуть в суть произведения.

Одним из главных символов в произведении Сологуба является соль земли. Этот образ отражает трагедию и противоречивость действительности. Соль земли, на первый взгляд, придает жизни вкус и смысл, но в то же время она жгучая и больная. Она символизирует внутренний конфликт героев, их поиски и мучения.

Еще одним важным элементом в мире Сологуба являются тени ветвей. Они создают особую атмосферу загадочности и мистики. Тени символизируют скрытые мысли, эмоции и тайны героев. Они добавляют глубину произведению и придают ему дополнительную загадочность.

Произведение Сологуба уникально также своими образами и персонажами. В романе можно найти как классические типажи, так и совершенно оригинальных героев. Автор знакомит нас с реалистичными и глубоко проработанными персонажами, позволяя нам полностью погрузиться в их мир и переживать с ними их радости и страдания.

В целом, мир Сологуба представляет собой уникальное сочетание реальности и символизма. Произведения этого автора позволяют нам увидеть мир иначе, заглянуть внутрь души и понять ее тайны. Они вызывают много вопросов, но не дают однозначных ответов, позволяя каждому читателю самостоятельно искать и находить свою истину.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: