Анализ рассказа «Свидание» по плану. И.С. Тургенев
Тургенев. Рассказ «Свидание».
1. Девушка, влюбившись в циничного юношу, не получила взаимного отношения и внимания.
Главный мотив – вечные человеческие отношения, верность, легкомыслие, глубина чувств и поверхностность.
2. Цель рассказа – растворение любовных отношений между двумя внутренне разными людьми, их разное понимание ситуации. Автор положил начало проблеме крестьян-помещиков и дворян. Первые являются носителями самобытного народного духа, чистоты и нравственности. Другие люди избалованы, вырваны с корнем, заимствовали у своих помещиков все худшие качества. Социальный конфликт этих двух сословий отразился в этой повести в личном конфликте двух героев — крестьянки и батрака.
3. Это было примерно в середине сентября, автор (он же рассказчик) был на охоте; начало моросить и он решил спрятаться от дождя в одной из березняков и заснуть под березой. Проснувшись, автор стал свидетелем интересной встречи…
4. Все основные события повести происходили в непосредственной близости от березовой рощи, где находился рассказчик, он увидел девушку, сидящую в двадцати шагах от него, через некоторое время сквозь чащу промелькнула мужская фигура, девушка была немного смутилась, когда мужчина подошел к ней. Автор стал невольным свидетелем встречи Виктора и Акулины.
Виктор сообщает о скором отъезде с молодым барином из деревни. Девушка чувствует себя ненужной любимому, униженной, одинокой. Жестокий юноша цинично равнодушен к страданиям девушки. Он уходит, не попрощавшись, оставив всхлипывающую Акулину лицом вниз на траве. Увидев охотника, девушка быстро прячется в чащу, оставив на полянке букетик васильков. Охотник бережно собирает цветы и хранит их.
5. Персонажи: Акулина, Виктор, Охотник.
Акулина. Имя Акулина традиционно для девушек из простых людей. Однако Тургенев не сделал ее полнокровной крепостной. Образования она не получила. Мать умерла: «за любовницу отдадут сироту», жила с отцом, Виктор: «не шути, слушай отца», боялась родных «какая у меня сейчас семья», а именно, боялась нежелательного брака.
Рассказчик доволен ею, он не может скрыть своего восхищения красотой девушки
Каждая деталь одежды привлекает внимание. На коленях у Акулины лежит букет полевых цветов, по щеке катится слеза
Ее глаза были яркими и широкими, застенчивыми, как у лани. Застенчивая, грациозная девушка контрастирует с ланью.
Глазки крошечные, молочно-серые, вместо усов — противные рыжие волоски на толстой верхней губе. Лицо румяное, дерзкое с очень узким лбом. По жестокой иронии рассказчика, он одет совершенно безвкусно. Поведение офицера грубое, наглое, видно тупое самодовольство. Виктор невыносимо ломается, то есть пытается придать себе очень важный вид. Для этого он щурится, хмурится и так далее…
Я. Это третий персонаж в рассказе. В рассказе он рассказчик, свидетель событий, и в то же время судья описываемого, дает свою оценку и делает выводы. Еще могу сказать, что это наблюдательный, остроумный, критически мыслящий человек; он ценит и хорошо знает природу, а главное интересуется жизнью людей, которых встречает. Охотник старается учесть характер каждого, вне зависимости от сословной принадлежности.
7. Роль пейзажа.
Действие в этой истории происходит в недрах природы. По-моему, Тургенев использовал здесь аллегорию: описание природы отражает действие.
Сезон – осень – символизирует заключительную фазу. В тексте это конец отношений между двумя персонажами. Погода соответствует настроению — упадок, грусть, тревога, грусть. Противопоставление осины и березы, как противопоставление двух характеров главных героев, Акулины и Виктора. Охотник любит березу, а осину недолюбливает, как и Виктор.
К сожалению, такие люди, как Виктор, «очень часто нравятся женщинам…»
8. Автор помог нам раскрыть героев, заглянуть в их души, понять, что с ними происходит, также он высказал свое мнение, с которым можно полностью согласиться, что такие люди, как Виктор, не способны согреть чью-то душу лаской и любовью но может только разрушить чье-то будущее.
9. На мой взгляд, вопросы, поднятые в данной работе, были очень актуальны в то время, для прошлого века. Современный человек погружается в бытовые и социальные реалии того времени, любуется колоритом природы, размышляет о вечных проблемах человеческих отношений и узнает себя в персонажах, описанных Тургеневым.
В то время действительно было много таких, как Акулина, тех, кто не имел приданого или был сиротой, очутился в браке не по любви и обязан был жить в покорности всю жизнь.
Таковы суровые реалии времени.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Остап и Андрий братья и враги 7 класс
Интересная повесть Николая Васильевича Гоголя, «Тарас Бульба» входит в одну из великих творений русского поэта. Гоголь показал разнообразные обличия великих Запорожских казаков былых времен.
- Кто виноват в страданиях героини? в рассказе Старый гений Лескова сочинение 8 класс
В произведении писатель раскрывает грустную правду повседневной жизни россиян того времени и выражает надежду на изменение к лучшему.
- Главная мысль сказки Конек-горбунок Ершова
П. Ершов сказку «конёк-горбунок» написал в юмористической манере. Как и во многих литературных произведениях высмеиваются некоторые неприглядные качества человека.
Шорох листьев и прохлада – это признаки осеннего утра. На улице дворник сметает листья в большие кучи, которые вывозят грузовики за город. Листья такие разноцветные.
Сочинение-рассуждение Моя идеальная школа
Так уж устроена жизнь, что каждый человек должен быть образованным. И поэтому, мы ходим в школу. Раньше в России богатых детей учили на дому учителя и гувернёры, а дети из бедных семей были вообще без образования.
Анализ рассказа Свидание Тургенева
Произведение входит в состав прозаического сборника писателя под названием «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения в форме верности, глубины любовных чувств. Повествование в произведении осуществляется рассказчиком, который становится невольным наблюдателем тайного свидания двух молодых людей, представленных в образах главных героев произведения Виктора и Акулины.
Акулина изображается писателем в качестве робкой, грациозной девушки миловидной внешности с густыми белыми волосами и тончайшими бровями, обрамленными длинными густыми ресницами и большими светлыми глазами. Девушка не является представительницей крепостных крестьян, но образования не имеет, лишена материнской заботы, оставшись после смерти матери с отцом, к которому испытывает страх и робость. Наряд Акулины отличается опрятностью и некоей элегантностью в виде чистой белой рубахи, оттеняющей благородство ее молодой кожи, клетчатой крестьянской юбки и украшающих шею крупных желтых бус. Для более яркой и точной характеристики Акулины автор использует описание букета цветов, являющегося важным символом рассказа, состоящего из полевой рябины, череды, голубых васильков, незабудок, которые перевязаны тонкой травинкой.
Виктор представляется рассказчиком в качестве избалованного камердинера состоятельного помещика, копирующего манерами и одеждой своего хозяина. Внешность героя изображается неприятной в виде румяного, свежего, нахального лица, отличающегося узким лбом и густыми, завитыми волосами
Наряд Виктора отличается безвкусностью, претендуя на барский лоск, поскольку воротник хозяйского пальто подпирает уши, а накрахмаленные рукава и яркие кольца акцентируют внимание на некрасивость кривых, красных пальцев
Сюжетная линия рассказа повествует о тайной встрече на лесной полянке Акулины и Виктора, при которой молодой человек уведомляет девушку, явно испытывающую к нему сильное чувство, о своем скором отъезде. При этом Виктор выражает циничное равнодушие к переживаниям Акулины, чувствующей себя раздавленной и оскорбленной, оставив плачущую на траве девушку в полном одиночестве, даже не соизволив попрощаться.
За минуту
Однажды осенним вечером Стрешнев приказывает продать свою лошадь. Высокий и гибкий, он выходит на веранду с кнутом в руке. Старый Стрешнев видит сына и просит передать привет Вере Алексеевне. Андрей раздражен словами полупьяного старика и просит не вмешиваться.
Дорога ведет его через поле, потом через лес. За лесом уже видно имение. Андрей входит в дом. Выбегает женщина и обнимает его. Мужчину раздражают ее задор и слащавые ласки. Он пытается вспомнить, какой она была 15 лет назад. Утром она сидит рядом с ним со слезами на глазах и курит. Вера винит возлюбленного в своей неудавшейся жизни.
Стрешнев уверяет, что это он погубил себя, мечтая однажды переночевать на ее веранде. Мужчина винит ее в многолетней измене и разлуке. Когда судьба снова сводит их вместе, первая любовь так и не становится женой. Андрей думает о сменившихся ролях, но возврата к прежнему нет. Утром он следует за Верой на большую дорогу и прощается навсегда.
Все книги на сайте размещаются пользователями. Приносим искренние извинения, если ваша книга была опубликована без вашего согласия.
Напишите нам, и мы немедленно примем меры.
Анализ произведения
Сначала рассмотрим героев. Их всего трое: охотник, Акулина и Виктор.
Автор исподтишка любуется девушкой, которая является центром рассказа. Сначала описана ее внешность с глазами лани и длинными ресницами, тонкой, слегка загорелой кожей, светлыми волосами, схваченными алой лентой. Только слезинки катятся по щеке. При появлении Виктора она радостно встрепенулась, а потом смутилась. Она с трепетом нежно целует руку Виктора и обращается к нему уважительно. А когда узнает о расставании, то не может сдержать своего горя. Акулина пытается сдерживать себя и вымаливает только доброе слово на прощание. Букет, который она собрала, имеет для девушки большое значение, но особенное она придает василькам, которые небрежно, как и ее саму, отверг Виктор. Эти синие цветы стали символом поруганной любви.
Виктор сразу производит на автора нехорошее впечатление. Молодой человек очень некрасив. Глазки у него маленькие, лоб узенький, усики редкие. Он полон самолюбования и довольства собой. С Акулиной Виктор ведет себя безобразно, зевает, показывая, что ему с крестьянкой скучно. Он без конца крутит свои часы и лорнет, которым не умеет пользоваться. В конце концов искреннее горе Акулины его пугает, и он позорно убегает, оставляя девушку одну.
Охотник рассказывает нам о свидании, сочувствуя девушке и презирая циничного лакея, который, возможно, сломал ей жизнь.
Проблемы, затронутые автором, могут быть перенесены и в наши реалии. Слишком часто современные молодые девушки выбирают совсем не достойных мужчин и делают их предметом поклонения, а потом, брошенные, страдают. На этом мы заканчиваем анализ «Свидания» Тургенева.
Завязка сюжета
Она сидела на пеньке и явно кого-то ждала. Милая девушка с пепельными белокурыми волосами была опрятно одета, и ее шею украшали желтые бусы. На коленях у нее лежали цветы, которые она перебирала, и она внимательно прислушивалась к шорохам в лесу. Ресницы девушки были влажны от слез. На ее кротком лице были видны грусть и недоумение. Вдалеке затрещали ветки, потом послышались шаги, и на поляну вышел щеголеватый молодой человек.
Так продолжается краткое содержание «Свидания» Тургенева. По виду мужчины можно сразу определить, что это камердинер барина. На нем одежда с барского плеча, кривые красные пальцы унизаны золотыми и серебряными перстнями с бирюзой. Девушка с восторгом и лаской вглядывается в него, некрасивого и самовлюбленного. Из дальнейшего разговора выясняется, что они видятся в последний раз. Акулине, так зовут героиню, хочется плакать, но Виктор говорит, что слез он не выносит, и бедняжка, как может, сдерживает их.
Она наклоняет головку к цветам, бережно их перебирает и рассказывает юноше, что значит каждый цветок, и дарит ему букет из васильков. Тот небрежно его роняет и говорит о скорой разлуке: его барин уезжает в Петербург, а затем, возможно, за границу.
Анализ рассказа «Свидание».
Рассказ «Свидание» относится к циклу рассказов «Записки охотника», написанных в разное время, но объединённых тематикой, идеями, жанром, стилем и персонажем рассказчика. Этот рассказ был впервые издан в 1850 году в журнале «Современник».
Система персонажей
В рассказе три действующих персонажа: девушка Акулина, лакей Виктор и рассказчик.
Акулина
. Портрет.
Этот образ составляет идейный и композионный центр
Как виртуозный живописец, Тургенев в деталях подает портрет Акулины, обращая внимание не только на черты внешнего облика, но прибегая к описанию мимики, жестов и поз. Первое упоминание этого образа в тексте скульптурно: девушка сидит, потупив голову и уронив руки на колени
Эта поза глубокой задумчивости, по ней можно догадаться о противоречивых мыслях и одновременно покорности – далее это подтверждается текстом: лицо «просто и кротко… и полно недоумением перед собственной грустью». Рассказчик восхищен ею, ему не удается скрыть восторг перед красотой девушки за слегка ироничными характеристиками (подобающими охотнику и барину): «очень не дурна собою», «головка очень мила», «даже немного толстый и круглый нос» — сквозь эти попытки сделать описание объективным, посторонним и даже слегка циничным читатель видит любование каждой чертой девушки. Каждая деталь одежды притягивает внимание то к кистям рук, то к шее, то к талии. Интересна противоречивая деталь: волосы «белокурые» и одновременно «пепельного цвета». Они причесаны по — крестьянски – «расходятся двумя полукругами из-под узкой алой повязки». Кожа тонкая, красиво загорелая. Далее упоминаются высокие брови, длинные ресницы, причем воображение рассказчика рисует глаза девушки прежде, чем он их увидел. На коленях Акулины густой пучок полевых цветов, по щеке катится слезинка. Получается сентиментальный портрет «пастушки», но Тургенев идет дальше и выводит не декоративный, а развернутый лирический психологизированный образ. Рассказчик не случайно внимательно следит за глазами и телодвижениями, потому что жесты, взгляды и выражение лица могут сказать наблюдателю то, что ему не слышно издалека, когда Акулина и Виктор разговаривают. И, конечно, только так охотник может судить о мыслях, настроениях героини. Вначале глаза «быстро блеснули» — девушку потревожил звук. Это передает беспокойство. Глаза были «большие, светлые и пугливые, как у лани». С ланью сопоставляется робкая и грациозная девушка. Следующее движение, присущее девушке-лани: «она встрепенулась», затем «выпрямилась и оробела; взор задрожал». По этому описанию очевидно, что девушка ожидает встречи, что она боится этой встречи, но страстно желает ее. Это противоречие еще больше подтверждается, когда появляется Виктор: она «вспыхнула, радостно, счастливо улыбнулась – и тотчас поникла вся, побледнела, смутилась». Взгляд окрашивается неожиданно по-новому: он становится «почти молящим». И далее в отношении к Виктору проявляется преклонение: Акулина жадно ловит каждое его слово и робко целует руку, а в ее взоре – «столько нежной преданности, благоговейной покорности и любви». Акулина живописна и в проявлении горя. При этом в ней нет ничего показного, фальшивого. Девушка пытается сдержаться, но чувство щемящей тоски и безысходности наполняет каждое движение: «все ее тело судорожно волновалось». Под конец возникает снова образ лани: при появлении охотника «откуда взялись силы — она с слабым криком поднялась и исчезла за деревьями».
Последнее свидание — Стихотворения в прозе (1878-1882) — И.С. Тургенев
Когда-то мы были короткими, близкими друзьями. Но настал недружественный момент — и мы расстались врагами.
Много лет спустя. А потом, въехав в город, где он жил, я обнаружил, что он безнадежно болен и хочет меня видеть.
Я подошла к нему, вошла в его комнату. Наши взгляды встретились.
Я с трудом узнал его. Бог! что с ним сделала болезнь!
Желтый, иссохший, с лысиной на всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в нарочито скроенной рубахе. Он не мог вынести давления самого легкого платья. Порывисто он протянул ко мне ужасно тонкую, как обтертую руку, настойчиво прошептал какие-то невнятные слова — то ли приветствие, то ли упрек, кто знает? Измученная грудь закачалась — и по сморщенным зрачкам засветившихся глаз покатились две скупые, страдающие слезы.
Мое сердце замерло. Я сел на стул рядом с ним — и, невольно опустив глаза перед этим ужасом от стыда, тоже протянул руку.
Но мне казалось, что это не его рука сжала мою.
Мне показалось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина. Длинная вуаль окутывает ее с ног до головы. Ее глубокие бледные глаза смотрят в никуда; ее бледные, строгие губы ничего не говорят.
Нас свела эта женщина. Она помирила нас навсегда.
Да. Смерть примирила нас.
Еще стихотворения:
- Прохожий обернулся и качнулся, Слышит в ухе далекий шум дубравы И морской плеск и гул струнной славы Вдыхает запах слив и трав. «Сработало, наверное, сработало! Асфальт размягчился, солнце пригрело…
- В далекую эпоху нашей родины, когда наши древние предки переодевались пещерными людьми, они не шли дальше своих инстинктов, и мир пылал такой красотой, что совместить ее было бы немыслимо…
- Порой люди всем довольны, как дети, И в легкости своей живут весело. О, пусть смеются! Нет утешения Глянуть во мрак моей тяжелой души. Не хочу нарушать сиюминутную радость, я…
- «Отшельник, отвори окно твое для краткой, последней встречи!.. О, если позволено звездам излить зловещий блеск в темницу, ныне прими мой мрачный взор: В ней все огни страстей и терзаний…
- Умылись, оделись, Поцеловались после ночи, После ночи, полной ласк. На Сиреневой службе, как с гостем, как с братом, пили чай, не снимая масок. Наши маски улыбались, глаза не встречались…
- Как зеркальная река. В своем зыбучем стекле картина отражает славную бездну, И багрянец и золото, раскинувшиеся по облакам, И широту кремневого утеса. Над ним качаются желтеющие нивы, Солнечный диск золотой…
- И эта ночь Будет богатой, И я не прочь улыбнуться — Уже закатный бронзовый якорь Отбрасывает московскую ночь. 3 страницы, 1397 слов
По повести В. Г. Распутина «Последний срок»
Молодой Лешка в объятиях друзей («Забыл спросить Лешку…»). Мальчик случайно убит старой миной («Там, на краю оврага»). Анна в рассказе «Крайний срок» не..из какого-то города, наверное по ошибке, но потом все равно нашла свой. Мне кажется, что она уже переродилась до последней клеточки, как будто ее никогда и не было …
Ветер по-дружески манит меня, а спутанные и пыльные, полные чаши зелий,…
Ты ждешь меня в каменной пустыне, Где правят падшие серафимы, И твой путь, через беспламенные миры, К нам, живым, невообразим. Есть неисчислимые преступления, Изо льда, серого, как пепел. Есть нити… Каждый день, к назначенному часу, Я прихожу сюда, Тихо и точно, И вижу угрюмо, Эти бледные щеки, Этот пламень глаз, Эти губы сухие, Мы в далекой разлуке.
Теперь между нами Узоры созвездий и мчащихся ветров, Дороги с бегущими вдаль поездами Да унылая цепь телеграфных столбов. Словно почувствовав нашу разлуку, Тополь раскидистый,… Как только я узнал тебя — И впервые мое сердце забилось Сладким трепетом. Ты сжала мою руку — И жизнь, и все жизненные радости я тебе пожертвовал. Ты… В кафе, где стены зеркальны, Где рёв джаза дразнит плоть, В углу лежал под ногами Жареный комок ржи… Нелепо винить кого-то в том, что мир стал богатым И это немного…
Сочинения.Ру
Созданный в «Записках охотника» ряд живых миниатюр крепостного быта, конечно, ке дал бы литературе тонких, мягких, полных классической простоты и истинной реальной правды очерков мелкого барства, крестьянского люда и неподражаемых пейзажей русской природы, если бы автор с детства не пропитался любовью к родной почве своих полей, лесов и не сохранил в душе образа страданий населяющего их люда! В «Записках охотника» поражают образы мужиков. Обаятельные, овеянные поэзией образы крестьян противопоставлены в «Записках охотника» образам душевладельцев — людей глубоко безнравственных, умственно ограниченных, жестоких. Мы убеждаемся в духовном превосходстве закрепощенного народа над его поработителями. И это подчеркивает чудовищность крепостнических отношений. Рисуя образы помещиков и их сподручных, автор «Записок охотника» превращается в сатирика.
В «Записках охотника» нет сцен истязаний, но именно примелькавшиеся обыденные картины крепостнической жизни свидетельствуют об античеловеческой сущности всего общественного строя.
В «Свидании» автор изобразил последнюю встречу двух молодых людей. Встреча происходит в лесу. В это же время там находится невольный свидетель этого свидания. Он засыпает в лесу, но когда открывает глаза, видит в двадцати шагах от себя молодую крестьянскую девушку, которая сидит, потупив взгляд и уронив обе руки на колени. Она, видимо, ждет кого-то, медленно перебирает цветы, веки ее покраснели и новая слеза прокатилась из-под густых ресниц, останавливаясь и лучисто сверкая на щеке. Вдруг она встрепенулась: сквозь чащу замелькала фигура мужчины. Как только он увидел девушку, то начал ломаться, он удостоил ее беглым и равнодушным взглядом, засунул руки в карманы пальто, опустился на землю.
Само поведение этого человека показывает его самоуверенность. Он качает ногой, зевает. Его слова: «А я было совсем и позабыл. Притом, вишь, дождик!», — показывают его невоспитанность. Он приходит для того, чтобы сказать о том, что уезжает. И когда девушка начинает плакать, он говорит, что уйдет.
Акулина дает ему цветы, Виктор лениво протягивает руку, берет, небрежно нюхает цветок и начинает вертеть его в руках. Ни одного доброго слова в его разговоре! Он не знает что сказать Акулине, что ей ответить. Такое впечатление, что разговаривать с ней — выше его достоинства. И когда она просит подождать хоть немного, Виктор отвечает: «Чего ждать? Ведь я уже простился с тобой.» Внезапные, надрывающие грудь рыдания не дают Акулине закончить речи, — она повалилась на траву и горько заплакала. Долго сдерживаемое горе хлынуло, наконец, лото-ком. Виктор постоял над нею, пожал плечами, повернулся и ушел большими шагами.
Главные действующие лица в этом рассказе -Акулина и Виктор. Акулина — молодая крестьянская девушка. Она очень не дурна собою. Густые белокурые волосы, белый, как слоновая кость, лоб. Тонкие высокие брови, длинные ресницы. Виктор — избалованный камердинер. Лицо румяное, свежее, нахальное. Очень часто такие лица нравятся женщинам. Беспрестанно щурит свои и без того крошечные молочно-серые глазки, морщится, опускает уголки губ, принужденно зевает.
Тургенев очень красиво описывает природу. Он показывает ее настроения: «сквозь невеселую, хотя свежую улыбку увядающей природы, казалось, прокрадывался унылый страх недалекой зимы».
Рассказ «Свидание», как мне кажется, является одним из самых лиричных, глубоко поэтичных в цикле «Записки охотника». Автору удалось создать поистине прекрасный образ молодой девушки-крестьянки. Возможно, именно этот персонаж послужил в дальнейшем основой целой галереи женских образов в отечественной литературе.
Несколько интересных сочинений
Пьеса «Гроза» является одним из самых известных произведений Островского. Образы, показанные в этой драме, очень яркие и порой противоположные. Но, показывая противоположность героев, автор подчас отражает их схожесть
Выбор жизненного пути является основной проблемой, поднятой автором в произведении и раскрытой на примере двух героев в лице полковника и Ивана Васильевича
Нет сомнений, музыка – неотъемлемая составляющая нашей жизни. Удивительная и завораживающая, она, проникая в самые тихие и потайные уголки человеческой души
У каждого человека есть мечты, независимо от его возраста. Но, к сожалению не все мечты сбываются. Ну конечно, если человек мечтает завести пони, то такую мечту можно оставить в сказке.
Книги, играют не маловажную роль в развитии любой личности, даже сейчас в эпоху информационных технологий они являются основным источником знаний. Читая книги, мы познаем новые миры, и неизведанные глубины человеческой души
Источник