Краткое содержание рассказа Бунина «Таня»
Таня, семнадцатилетняя деревенская девочка с простым, миловидным личиком и серыми крестьянскими глазами, служит горничной у мелкой помещицы Казаковой. Временами к помещице наезжает ее родственник Петр. Поначалу он почти не замечает Таню.
В ту далекую пору он тратил себя особенно безрассудно, жизнь вел скитальческую, имел много случайных любовных встреч и связей — и как к случайной отнесся и к связи с ней…
Однажды осенью Петр заезжает к Казаковой по пути из Крыма в Москву. Он впервые по-настоящему замечает Таню, когда девушка застилает ему постель.
Проснувшись ночью, Петр выходит из дома через задние сени, куда открывается дверь комнатки для прислуги. Дверь приоткрыта, мужчина замечает спящую на кровати Таню «в одной рубашке и в бумазейной юбчонке» с ногами, оголенными до колен, и подходит к ней. Петр целует ее в горячую щеку, она не откликается, и он принимает это за согласие. Между ними происходит близость.
Проснувшись, Таня долго не может поверить в то, что с ней произошло, а Петру долго не верится, что Таня действительно спала.
Она… несколько дней плакала, но с каждым днем все больше убеждалась, что случилось не горе, а счастье, что становится он ей все милее и дороже.
Следующая близость происходит между ними, когда Петр забирает Таню со станции — Казакова отправила девушку в город за покупками. После этого Таня совсем примиряется со своим положением, и в минуты близости, которые случаются все чаще, называет его Петрушей. Он тоже все сильнее привязывается к девушке, которая подарила ему такое нежданное счастье.
Встречаются они украдкой — Таня боится, что обо всем узнает старая горничная и ославит ее на все село.
Петр постоянно откладывает свой отъезд. Таня знает, что он остается у Казаковой только из-за нее, и постепенно становится все уверенней. Однажды они проводят вместе большую часть ночи. Петр сообщает Тане, что собирается уехать — в Москве у него дела, но он обязательно приедет к Рождеству. С собой он брать ее не хочет, оправдываясь тем, что живет в номерах и вообще не рожден для семейной жизни.
Через два дня Петр уезжает.
И дом и вся усадьба опустели, умерли. И представить себе Москву и его в ней, его жизнь там, его какие-то дела, не было никакой возможности.
На Рождество он не появляется. Таня почему-то жадно верит, что Петр приедет на Крещенье, и весь праздник ходит «в самом лучшем своем наряде — в том платье и в тех полсапожках, в которых он встретил ее тогда осенью, на вокзале, в тот незабвенный вечер». Но Петра все нет. Вечером Таня говорит себе, что все кончено, он не приедет никогда, и ждать больше ей нечего.
Петр приезжает в феврале — к тому времени Таня потеряла всякую надежду его увидеть. Он поражается, увидев, как она похудела и поблекла. Он тоже кажется ей «постаревшим, чужим и даже неприятным». Однако постепенно все входит в прежнюю колею.
Накануне его очередного отъезда Таня говорит Петру, что он больше не любит ее и только «даром погубил».
Опять эти теплые детские слезы на детском горячем лице… Она даже и не подозревает всей силы моей любви к ней!
Она понимает, как сильно изменилась, но он начинает горячо утешать ее, обещать, что непременно приедет и все лето проведет с ней. Таня постепенно успокаивается и снова начинает верить в его любовь.
Таня не знает, что видит его в последний раз — «это было в феврале страшного семнадцатого года».
Сочинение на тему ««Танька», анализ рассказа Бунина»
Рассказ «Танька» был опубликован впервые в 1893 году в журнале «Русское богатство». Его автором был тогда еще малоизвестный Иван Алексеевич Бунин. Если провести анализ этого произведения, то мы увидим следующее.
По жанру — это рассказ. История поведана нам в прозе. Рассказ выстроен на антитезе, здесь противопоставляется жизнь крестьян и помещиков. Образы действующих лиц выписаны ярко и понятно.
Стиль произведения — повествовательный.
В этом рассказе поднимается проблема русского крестьянства. Этот вопрос остро волновал интеллигенцию России того времени. Недавняя реформа сделала положение крестьян еще хуже, и это не могло не волновать и Бунина.
В рассказе бедные, изможденные, изнуренные нуждой и голодом люди мечтают только об одном — краюхе хлеба, луковице или картошке с солью. Но крестьяне проявляют терпение, стоицизм, покорность судьбе.
Удивляет в их поступках вера в бога, нравственная чистота, а также их высказывания-сожаления о прошлой жизни.
Это она делает для того, чтобы дети не просили есть. Сердце у нее разрывается, когда она видит как ее дети голодают. Танька, например, удивляется, когда мать ей говорит, что «кусок в горло не лезет». Как такое может быть, девочке не ясно. Когда пучит живот от голода, кажется готов съесть все что угодно. Но мать это говорит совсем по иной причине.
Сюжет основан на том, что в рассказе появляется барин, который везет девочку в свой дом, водит по его комнатам, угощает черносливом и сахаром, показывает как играют часы и даже поет ей песни под гитару.
Образ помещика Павла Антоновича выписан лаконично, объясняется его поведение. Барин одинок, это вызывает сочувствие. И помещик был рад искренне, когда в его доме появилась Танька.
Важно
В то же время помещик строг, раз направляет возницу идти пешком по зимней дороге искать потерянное по дороге кнутовище.
Но он не злой человек. Да, он скупой, но таким он стал, когда ему пришлось одному, после реформы, поднимать хозяйство, ведь его крепостные ушли. Также он остался и одинок. Его жена умерла, а сына отправили в ссылку, в Сибирь.
Павел Антонович стал затворником. Его жизнь тоже не сладкая, видимо поэтому, когда он увидел Таньку стоящую на улице, то что-то в груди у него сжалось и он взял ее с собой. И он был рад, когда видел как она улыбалась у него дома.
Но самое главное, что и Танька в тот вечер тоже была счастлива. Среди убогой, тяжелой жизни это событие было для нее словно лучик света. Видимо поэтому, когда помещик вез ее обратно домой, ей снился удивительный сон. В нем все было хорошо и все были счастливы. Рассказ вроде бы простой, но заставляет взглянуть на жизнь по-другому и задуматься о ней.
Анализ произведения
Название рассказа «Таня» — это отсылка к главной героине. Именно ей посвящена история.
В композиции текста можно выделить несколько частей:
- Знакомство с главной героиней.
- Приезд Петра и близость между ним и Татьяной.
- Укрепление отношений.
- Отъезд Петра и ожидания девушки.
- Возвращение героя, прощание с Татьяной.
Главная героиня является обычной крестьянкой. Мать ее умерла, а отец был беспробудной пьяницей. Девушка выросла в нищете, ей пришлось идти работать на помещицу, но и этому она была рада.
Отношения героини с Петром выглядели странными. Случайная связь перешла во влюбленность с ее стороны. Он тоже изменился под влиянием ее преданности и покорности. Но их союз невозможен из-за разности социального положения.
Бунин делает намек на революцию 1917 года. Возможно, Петр приехал бы, но страшные события февраля не дали ему это сделать. Писатель намекнул на его смерть, а девушке оставалось только ждать его и надеяться.
Существуют также три экранизации романа «Мать»
Максима Горького. Наибольшей известностью, безусловно, обладает постановка Всеволода Пудовкина ещё эпохи немого кино – эта картина принесла Пудовкину мировую известность. Сюжет «Матери» Пудовкина весьма относительно следует за историей горьковского произведения, и это в некоторой степени идёт ему на пользу, т.к. трудно представить, чтобы в немом кинематографе можно было передать всю сложность общения героев из литературного первоисточника.
Последующие экранные версии появились уже в эпоху звукового кино (в 1955-м году и в 1989-м), но, с нашей субъективной точки зрения, к художественной выразительности оригинала не удалось приблизиться ни одному из указанных проектов. Что лишь подтверждает гипотезу о том, что великие книги чрезвычайно трудно поддаются экранизации – они изначально обладают высоким уровнем внутренней гармонии, химией всех содержащихся элементов.
Этот роман Горького разворачивается в поселке, жизнь которого построена вокруг фабрики. Главный герой (Власов Павел) работает там, но он не пьет вечерами, а читает книги — запрещенные книги о правде социализма. Вокруг Павла формируется кружок единомышленников, которые начинают распространять листовки на фабрике. История с «болотной копейкой» вызывает стихийный митинг, который и возглавил Власов. За этим следует обыск и арест, снова арест, суд… Огромную роль во всем играет мать героя Пелагея Ниловна, которая, несмотря на страх, гордится сыном, поддерживает его, сама становится революционеркой.
Роман учит понимать своих близких, защищать их, несмотря на их убеждения, учит доверять родным людям. Конечно, Пелагеи было очень сложно, но ее поддержка стала, действительно, неоценимой для Павла.
Антоновские яблоки — анализ
Иван Бунин великий автор, который смог покорить своими произведениями сердца не одного поколения читателей. Каждый школьник знает произведение «Белый пудель», а его рассказы о любви предпочитают читать подростки и взрослые люди. «Антоновские яблоки» стали конечным произведением раннего творчества Бунина и этим оно ничуть не утратило свою глубину и ценность.
Впервые рассказ вышел в свет в 1900 году. Как рассказывал сам Бунин, что толчком на написание произведения стал сад его брата, где всегда пахло антоновскими яблоками. При редактировании автор опустил много страниц с описанием быта дворян. Делал он это для значительного сокращения рассказа.
Произведение относится к жанру рассказа, состоит из четырех законченных по смыслу, глав. Автор с великим мастерством создал в каждой главе особенный и интересный читателю мир. Таким образом первая часть раскрывает смысл единства с природой, благоухания в саду. Вторая – Деревенские хлопоты в осенний период. Третья – вместе с приходом зимы и угасанием осеннего цвета угасает и души помещиков, которые покидают прекрасные места.
В произведении идет время, сменяются времена года, но одно остается прежним и неизменным – это запах антоновских яблок. Как в других произведениях Бунина или других авторов здесь нет сложного сюжета. Автор изображает цикл жизни природы и человека, которые имеют между собой связь. По мере того, как меняется состояние природы меняется состояние души людей. Мир в рассказе сужен до одной усадьбы, и кажется, кроме нее ничего не существует на белом свете.
В произведении заложена глубокая мысль о России, как и в других произведениях Ивана Бунина. Существует метафора природы, как родины, которая в свое время пахла и цвела, а вместе с увяданием запаха антоновских яблок пропадает былая красота усадьбы, дворянского рода и всего сада в целом. Так и Россия перестала благоухать и вместе с тем пропала величественность людей, живущих в ней и красота страны, созданная человеческой рукой.
Главный герой рассказа не имеет имени, данный прием используется для того, чтобы не акцентировать внимание на данном человеке, а лишь на его образе, которой свойственен любому жителю России, который вместе со временем года меняет свой возраст. Когда было лето герой был мальчиком, далее юношей, взрослым человеком и стариком. Подобно саду он рос, расцвел и увял
Подобно саду он рос, расцвел и увял.
Произведение «Антоновские яблоки» имеет глубочайший смысл, который можно раскрывать для себя снова и снова, подобно герою рассказа.
11 класс
Структурный анализ стихотворения
Используется развернутое сравнение — сравнение человеческого слова по ценности с древнейшими артефактами и антитеза — их противопоставление по ценности.
Используемая фигура речи — риторическое обращение «Умейте же беречь!» отмечает точку высшего эмоционального накала в стихотворении.
Стихотворение может быть отнесено к миниатюрам — в нем всего 2 катрена. Нечётные строки написаны четырехстопным ямбом с пиррихием в конце, а чётные — трехстопным ямбом. Рифма перекрёстная (рифмуются между собой чётные и нечётные строки).
В нечётных строках используется женская рифма, в чётных — мужская. Всё это своеобразие в ритмике и нетипичной рифме создает особый ритм стихотворения — несколько рваный, отрывистый: так звучит речь опытного учителя, берегущего и тщательно подбирающего слова для глубоко нравственного послания.
Рассказ «Темные аллеи» дал название всему одноименному сборнику И. А. Бунина. Написан он был в 1938 году. Все новеллы цикла связывает одна тема — любовь. Трагичность и даже катастрофичность природы любви открывает автор. Любовь — дар. Она неподвластна человеку. Казалось бы банальная история о встрече пожилых людей в молодую пору горячо любивших друг друга. Простой сюжет рассказа — богатый молодой красавец-помещик обольщает, а затем бросает горничную. Но именно Бунину удается поведать с помощью этого незамысловатого художественного хода о простых вещах волнующе и впечатляюще. Короткое произведение — мгновенная вспышка памяти об ушедшей молодости и любви.
Всего лишь три композиционные части рассказа:
- стоянка на постоялом дворе убеленного сединами военного,
- внезапная встреча с бывшей возлюбленной,
- размышления военного в пути спустя несколько минут после встречи.
Картины унылой повседневности и обыденности предстают в начале рассказа. Но вот в хозяйке постоялого двора Николай Алексеевич узнает красавицу горничную Надежду, которую тридцать лет назад он предал: «он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел»
. С тех пор прошла целая жизнь, и у каждого своя. И оказывается, что оба главных героя одиноки. Николай Алексеевич имеет социальный вес и устроенность, но несчастен: жена «изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя»
, а сын вырос негодяем «без сердца, без чести, без совести»
. Надежда из бывшей крепостной превратилась во владелицу«частной горницы»
при почтовой станции «ума палата. И все, говорят, богатеет, крута…»
, но так и не вышла замуж.
И все же, если герой устал от жизни, то по-прежнему красива и легка, полна жизненных сил его бывшая возлюбленная. Он отказался когда-то от любви и всю оставшуюся жизнь провел без нее, а значит и без счастья. Надежда же весь свой век любит его одного, кому отдала «свою красоту, свою горячку»
, кого когда-то «Николенькой звала»
. По-прежнему любовь живет в ее сердце, но она не прощает Николай Алексеевича. Хотя и не опускается до обвинений и слез.
Бунин Иван Алексеевич является одним из лучших писателей нашей страны. Первый сборник его стихотворений появился в 1881 году. Затем им были написаны рассказы «На край света», «Танька», «Вести с родины» и некоторые другие. В 1901 году вышел новый сборник «Листопад», за который автор получил Пушкинскую премию.
К писателю приходят популярность и признание. Он знакомится с М. Горьким, А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым.
В начале 20-го века Иван Алексеевич создает рассказы «Захар Воробьев», «Сосны», «Антоновские яблоки» и другие, в которых запечатлена трагедия обездоленного, нищего народа, а также разорение усадеб дворян.
Иван Бунин
Анализ «Антоновских яблок», как и любое подобное задание, следует начинать с краткой информации об авторе. В литературу Иван Бунин вошел не как прозаик, а как поэт. Однако дебютный сборник стихов, который был опубликован в Орле, не вызвал особой реакции критиков. Признание Бунин получил после издания книги «Листопад», в которую тоже вошли исключительно стихотворения.
Иван Бунин оставил глубокий и яркий след в русской литературе. В своих лирических произведениях продолжил классические традиции А. Фета, Я. Полонского, А. Толстого. В рассказах и повестях показал, нередко с ностальгическим настроением, и оскудение дворянских усадеб, и жестокий лик деревни, и гибельное забвение нравственных основ жизни. Классиком русской литературы Бунин стал, благодаря таким прозаическим произведениям, как «Жизнь Арсеньева», «Лёгкое дыхание», «Окаянные дни», «Антоновские яблоки».
Анализ художественного произведения не может обойтись и без краткой истории создания произведения. Как возник замысел рассказа?
Темы
Тематика рассказа «Господин из Сан-Франциско» многообразна, несмотря на малый объем произведения.
Жизненные ценности — основная тема произведения. Главный герой ставил на первое место в своей жизни деньги и успех, в то время как семья, родина, творчество, мир в целом остались «за бортом» его корабля. Когда он решил наверстать упущенное, было поздно, и в итоге вся его жизнь прошла напрасно, и погоня за материальными благами так и не завершилась триумфом.
Семья – Бунин с явной неприязнью описывает семью богатого американца. Семейные отношения между господином из Сан-Франциско и его близкими держатся, как правило, на финансовом аспекте. До тех пор, пока всё вокруг идёт идеально, их можно принять за хороших людей, но как только в путешествие вмешивается неприятность, на поверхность тут же всплывают семейные дрязги и взаимное отчуждение. Бунин показывает, что в обществе, одержимом деньгами, нет места настоящим семейным ценностям.
Счастье – господин из Сан-Франциско всю свою жизнь считал, что настоящее счастье заключается в деньгах и возможности тратить их в своё удовольствие. Именно такой подход к жизни и осуждает Бунин, показывая пустоту и ничтожность существования, завязанного только на деньгах.
Мечта – писатель вырисовывает нам портрет насквозь прогнившего человека, в душе которого не осталось ничего высокого. Всё, о чём может мечтать пожилой американец, так это о том, чтобы в своё удовольствие нежится в европейских отелях
Очень важно, по мнению Бунина, уметь мечтать о высоком, а не только лишь о мирских радостях. Любовь – в потребительском обществе, изображённом в рассказе, не места настоящей любви
Всё в нём насквозь поддельно и лживо
Любовь – в потребительском обществе, изображённом в рассказе, не места настоящей любви. Всё в нём насквозь поддельно и лживо
За масками радушия и услужливости скрываются зависть и равнодушие.
Судьба – Бунин очень иронично обходится со своим героем. Показывая вначале живого и уважаемого всеми богача на круизном лайнере, в финале на том же самом лайнере всеми забытый мёртвый старик плывёт обратно тем же маршрутом, каким и приехал. Горькая ирония призвана показать всю тщетность бытия, которое не значит ничего перед роком.
Главная тема стихотворения
Стихотворение из жанра философской лирики имеет черты и гражданской лирики, и публицистического призыва. Оно посвящено роли родного языка в жизни людей, в мировом пространстве и роли поэта — того, кто лучше других владеет словом и может изменить общество. Тяжелы предчувствия поэта — в мире идет война, а в России после череды переворотов — гражданская, братоубийственная война, после чего у власти могут оказаться люди, в чьих руках власть может оказаться опасной игрушкой. Единственное, что останется вечным в череде страшных событий, — это слово. Это вечный фон, на котором, как на сцене, развиваются события. Слово равно по древности с «гробницами, мумиями и костями», с мировым музейным прахом, пришедшим из самой глубины веков, но, увы, немым и мертвым. И лишь словесные свидетельства — надписи на стенах этих гробниц, обладают удивительной силой: они могут рассказать, как жили древние люди, что их волновало. Скорее всего, эти «звучащие письмена» расскажут о тех же проблемах — о войнах, несправедливости, жажде крови. Это значит, что и древние египтяне, и древние греки, и ассирийцы, и этруски жили так же — боясь войны, голода, заботясь о материальных благах.
Действительно, речь — это первое, что отличает человека, ставшего на высшую ступень развития, от животного, чья речь имеет сугубо сигнальное предназначение. Поэтическая миниатюра звучит ка манифест, как завещание
Бунин акцентирует внимание на том, что Слово — это дар, отмечает его святость. Автор использует аллюзию на первые строки из Евангелия «В начале было Слово»
Замысел повести «Деревня»
Замысел повести «Деревня» возник у Бунина в результате раздумываний о событиях 1905 года и то, как это отобразилось на жизни в русской деревне. Это привело к тому, что лиричному и мастеру тонкой и нежной поэзии Бунину пришлось изображать происходящее в деревне в строгом стиле и сугубо объективной манере.
Только так он смог бы достучаться до черствых и уже, казалось бы, небьющихся сердец людей, которые игнорировали то, что переживают тысячи обездоленных людей. При этом Бунин не просто рисует суровую картину действительности, он раскрывает личности людей, которые были ключевыми фигурами этой картины.
Поэтому повесть «Деревня» считается, прежде всего, психологическим романом, так как Бунин уделяет много внимания глубинным портретам людей, их чувствам, переживаниям, мыслям.
Анализ рассказа Темные аллеи
В одном из стихотворений Огарева Бунина «зацепила» фраза «…стояла тёмных лип аллея…» Далее воображение нарисовало осень, дождь, дорогу, и старого служаку в тарантасе. Это и легло в основу рассказа.
Замысел был такой. Герой рассказа в молодости соблазнил крестьянскую девушку. Он уже и забыл о ней. Но жизнь имеет обыкновение приносить сюрпризы. Случайно, через много лет проезжая через знакомые места он остановился в проезжей избе. И в красивой женщине, хозяйке избы, узнал ту самую девушку.
Старому военному стало стыдно, он краснеет, бледнеет, что-то лопочет, как провинившийся школьник. Жизнь наказала его за совершённый поступок. Он женился по любви, но так и не познал тепла семейного очага. Жена не любила его, изменяла. И, в конце концов, бросила его. Сын вырос негодяем и бездельником. Всё в жизни возвращается бумерангом.
А что Надежда? Она до сих пор любит бывшего барина. У неё не сложилась личная жизнь. Нет семьи, нет любимого мужа. Но при этом не смогла простить барина. Вот такие женщины — одновременно и любят, и ненавидят.
Военный погружается в воспоминания. Мысленно проживает их отношения заново. Они греют душу, как солнце за минуту до заката. Но он ни на секунду не допускает мысли, что всё могло сложиться по-другому. Тогдашнее общество осудило бы их отношения. Он к этому был не готов. Не нужны они ему были, эти отношения. Тогда можно было поставить крест на карьере военного.
Он живёт так, как диктуют общественные правила и устои. Трусоват он по натуре. За любовь надо бороться.
Бунин не даёт любви течь по семейному руслу, оформиться в счастливый брак. Почему же он лишает своих героев человеческого счастья? Наверное, он считает, что мимолётная страсть лучше? Лучше эта вечная незаконченная любовь? Она не принесла счастья Надежде, но она по-прежнему любит. На что она надеется? Лично мне это не понятно, я не разделяю взглядов автора.
Старый служака, наконец, прозревает и осознаёт, что потерял. Об этом он и говорит с такой горечью Надежде. Он понял, что она была для него самым дорогим, самым светлым человеком. Но он так и не понял, какие у него в рукаве были козыри. Жизнь дала ему второй шанс на счастье, а он им не воспользовался.
Какой смысл вкладывает Бунин в название рассказа «Тёмные аллеи»? Что он имеет в виду? Темные закоулки человеческой души и человеческой памяти. У каждого человека есть свои тайны. И они иногда всплывают для него самым неожиданным образом. В жизни нет ничего случайного. Случайность — это хорошо спланированная Богом, судьбой или космосом, закономерность.
«Танька», анализ рассказа Бунина, сочинение
Рассказ «Танька» был опубликован впервые в 1893 году в журнале «Русское богатство». Его автором был тогда еще малоизвестный Иван Алексеевич Бунин. Если провести анализ этого произведения, то мы увидим следующее. По жанру — это рассказ. История поведана нам в прозе. Рассказ выстроен на антитезе, здесь противопоставляется жизнь крестьян и помещиков. Образы действующих лиц выписаны ярко и понятно. Стиль произведения — повествовательный.
В этом рассказе поднимается проблема русского крестьянства. Этот вопрос остро волновал интеллигенцию России того времени. Недавняя реформа сделала положение крестьян еще хуже, и это не могло не волновать и Бунина. В рассказе бедные, изможденные, изнуренные нуждой и голодом люди мечтают только об одном – краюхе хлеба, луковице или картошке с солью. Но крестьяне проявляют терпение, стоицизм, покорность судьбе. Удивляет в их поступках вера в бога, нравственная чистота, а также их высказывания-сожаления о прошлой жизни.
В рассказе «Танька» говорится об одной крестьянской семье, в которой живут двое детей – Васька и Танька. Семья в нужде, кушать ребятишкам нечего. Даже несмотря на то, что родители продали корову, а потом и лошадь, положение от этого не исправилось. Поэтому Марья — мать ребятишек отправляет их с раннего утра на улицу, а рано вечером укладывает спать. Это она делает для того, чтобы дети не просили есть. Сердце у нее разрывается, когда она видит как ее дети голодают. Танька, например, удивляется, когда мать ей говорит, что «кусок в горло не лезет». Как такое может быть, девочке не ясно. Когда пучит живот от голода, кажется готов съесть все что угодно. Но мать это говорит совсем по иной причине.
Сюжет основан на том, что в рассказе появляется барин, который везет девочку в свой дом, водит по его комнатам, угощает черносливом и сахаром, показывает как играют часы и даже поет ей песни под гитару. Образ помещика Павла Антоновича выписан лаконично, объясняется его поведение. Барин одинок, это вызывает сочувствие. И помещик был рад искренне, когда в его доме появилась Танька. В то же время помещик строг, раз направляет возницу идти пешком по зимней дороге искать потерянное по дороге кнутовище.
Но он не злой человек. Да, он скупой, но таким он стал, когда ему пришлось одному, после реформы, поднимать хозяйство, ведь его крепостные ушли. Также он остался и одинок. Его жена умерла, а сына отправили в ссылку, в Сибирь. Павел Антонович стал затворником. Его жизнь тоже не сладкая, видимо поэтому, когда он увидел Таньку стоящую на улице, то что-то в груди у него сжалось и он взял ее с собой. И он был рад, когда видел как она улыбалась у него дома.
Но самое главное, что и Танька в тот вечер тоже была счастлива. Среди убогой, тяжелой жизни это событие было для нее словно лучик света. Видимо поэтому, когда помещик вез ее обратно домой, ей снился удивительный сон. В нем все было хорошо и все были счастливы. Рассказ вроде бы простой, но заставляет взглянуть на жизнь по-другому и задуматься о ней.
На GoldLit.ru есть также другие сочинения по Бунину:
- Анализ рассказа «Легкое дыхание»
- «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина
- Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
- «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина
- «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина
- «Вечер», анализ стихотворения Бунина
- «Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина
- «Лапти», краткое содержание рассказа Бунина
- «Цифры», краткое содержание рассказа Бунина
- «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина
- «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина
- «Деревня», анализ повести Бунина
- «Красавица», анализ рассказа Бунина, сочинение
- «Листопад», анализ стихотворения Бунина
- «Сверчок», анализ рассказа Бунина
По писателю: Бунин Иван
История создания
В “Темных аллеях” анализ будет неполным без истории создания произведения и знания некоторых подробностей биографии писателя. В стихотворении Н. Огарёва “Обыкновенная повесть” позаимствован Иваном Буниным образ темных аллей. Эта метафора настолько впечатлила писателя, что он наделил её своим особым смыслом и сделал названием цикла рассказов. Все они объединены одной темой – яркой, судьбоносной, запоминающейся на всю жизнь любви.
Произведение, вошедшее в одноимённый цикл рассказов (1937-1945), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, вдохновение и творческая работа давали силу автору, чтобы пережить разлуку с родиной и ужасы войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческой карьере Бунина. Зрелый возраст, чудесной красоты пейзажи, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова.
В самые страшные времена написаны самые лучшие, тонкие, пронзительные рассказы о любви – цикл “Тёмные аллеи”. В душе каждого человека есть места, куда он заглядывает нечасто, но с особым трепетом: там хранятся самые светлые воспоминания, самые “дорогие” переживания. Именно такие “тёмные аллеи” имел в виду автор, давая название своей книге и одноимённому рассказу. Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании “Новая земля”.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Ведущая тема – тема любви. Не только рассказ “Тёмные аллеи”, но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве. Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.
Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит – всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.
Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к молодой девушке.
Вывод очевиден: счастье состоит в том, что бы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.
Краткое изложение
У барыни Казаковой была молодая горничная – семнадцатилетняя девушка Татьяна. Была Таня небольшого росточка с маленькой грудью и с миловидным личиком. У помещицы иногда гостил Петр, ее родственник, которого женщина называла ласково – Петруша. Мужчина вел разгульный образ жизни и время от времени заводил случайную любовную связь.
Как-то раз по осени он завернул к помещице по пути из Крыма в столицу. Сначала Петр не проявлял интереса к молоденькой служанке, пока через 2 недели деревенской жизни не увидел девушку в своей комнате, застилающей ему постель. В ту лунную ночь мужчина, проснувшись, пошел по нужде. Во тьме он попал в комнату девушки, которая почивала в одной рубахе и юбке. Неожиданно для себя Петруша вступил со спавшей Таней в интимную связь, не понимая, что она спит. Когда девушка проснулась, то поначалу не понимала, что случилось, а когда догадалась, то проплакала несколько дней. Скоро горничная смирилась с произошедшим и стала считать это за счастье.
На другой день Петруша сказал Тане, что давно ее любит. Она не слишком верила его словам, но ей хотелось, чтобы это было правдой. Отношения между родственником помещицы и горничной стали развиваться. Выстраивались эти любовные отношения на протяжении нескольких ночей, когда между ними была интимная близость. Также этому способствовали и разговоры во время нее. Поначалу молоденькая служанка побаивалась пожилой горничной, но на ночные свидания была согласна.
Как-то раз с утра Татьяну послали сделать покупки в городе. Забрать из города ее было некому, поэтому за ней отправился Петр. Он хотел встретить ее на железнодорожной станции и ожидал как молодую супругу. Тот вечер стал самым счастливым в Таниной судьбе – девушка была в своих лучших нарядах, и Петр самолично прибыл ее забрать.
Мужчина все задерживался с отъездом, но когда пришла зима, решил, что все же пора уезжать. И тут он оказался в затруднении, потому что не знал, как сообщить о своем скором отъезде Танюше. А она же настаивала, чтобы Петр дал клятву, что в Москве у него нет никого. Однажды герой улучшил момент и пригласил девушку в свою комнату на всю ночь до утра. Таня, побаивалась, но явилась. Влюбленные, укрывшись одеялом, лежали долго на постели и жарко осыпали друг друга поцелуями. Потом Петр решил зажечь свет, чтобы смотреть на девушку. Он принялся убеждать Таню, что лучше ее нет на свете, сказал, что она, как Венера, а затем поставил девушку в известность, что в скором времени уезжает. Петруша поведал, что в данное время его ждут неотложные дела, а на Рождество он непременно вернется. Прошло двое суток, Петруша отправился в первопрестольную, поместье Казаковой опустело.
Но под Рождество Петр не явился. Татьяна очень его ждала, для нее те дни были мучительными, она сильно страдала. Мужчины не было и на Крещение, тогда девушка подумала, что между ними все кончено. Она выбежала на двор и запела песню «Уж как выйду я в сад».
Закончив петь, горничная вбежала в Петрушин кабинет, посмотрела на место, где обычно сидел ее возлюбленный, и обратилась к Небу, умоляя погубить ее.
Явился Петр только в феврале, и между ними снова все стало как прежде. Его удивляли изменения, произошедшие с Татьяной – та похудела, ее красота стала блекнуть. Да и Петр тоже изменился – стал каким-то чужим и даже неприятным. Потом, когда опять подошла пора уезжать, герой дал клятву, что теперь он приедет на все лето, только девушка уже хотела от него большего. Перед предстоящим расставанием Петр и Таня снова вместе проводили ночь, они молча лежали на постели рядом. Через некоторое время девушка посетовала на то, что Петруша ее разлюбил и что сгубил зря. А затем принялась размышлять о том, что их отношения стали уже не такими, как раньше, что их прежнее счастье ушло, что пожилая горничная у нее снова вызывает страх. Петр упрашивает Танюшу его поцеловать, но та плачет. Герой не знает, как ему лучше поступить. Мужчине казалось, что девушку он любит, но вот связывать ее с собой навсегда он не хотел. У Петруши тоже стали глаза на мокром месте, и он принялся умолять ее перестать плакать, уверяя, что снова приедет на целое лето и пойдет с Таней «во зеленый сад», как говорилось в ее песне. Тут горничная первый раз за все время их отношений обращается к Петру на «ты» и говорит, что с ним ей никто никуда не разрешит и постоянно твердит, что она его очень любит.
Шел 1917-й год. Это было их последняя ночь перед расставанием. Больше Татьяна и Петр не виделись.