Краткое содержание
Пьеса состоит из 5 актов, каждый из которых включает от 4 до 8 явлений. Краткое содержание каждого из них:
- Первое действие начинается с ссоры между матерью Оргона госпожой Парнель и остальной семьёй из-за различных взглядов на Тартюфа. Женщина защищает его, другие домочадцы — осуждают. Обиженная госпожа уходит. Оргон возвращается в дом. Его жена Эльмира просит Клеанта поговорить с мужем по поводу свадьбы их дочери Марианы. Оргон сразу начинает интересоваться делами Тартюфа. Клеант пытается вразумить его, но безуспешно.
- Оргон принуждает Мариану к браку с Тартюфом. Горничная Дорина пытается вразумить его и корит хозяйку за пассивность, ведь у неё уже есть возлюбленный Валер. Между ними происходит ссора, но Дорина мирит пару, предлагая им тянуть время.
- Услышав о планах отца, брат Марианы Дамис приходит в гнев и пытается вызвать Тартюфа на откровенный разговор. Дорина останавливает его и предлагает привлечь к делу Эльмиру, в которую святоша влюблён. Женщина приглашает того на свидание. Услышав признание в любви, она угрожает рассказать всё мужу и требует у ханжи способствовать браку Марианы с Валером. Дамис рассказывает обо всё отцу, но тот не верит ему, выгоняя и лишая наследства.
- Клеант просит Тартюфа примирить сына и отца, но тот отказывается. Тем временем Мариана на коленях умоляет Оргона избавить её от ненавистного брака, а Эльмира предлагает самому убедиться в гнилости святоши. Пока муж прячется, она признаётся Тартюфу в любви — тот сначала не верит, но потом отвечает взаимностью. Разгневанный отец просит Тартюфа покинуть его дом, но ханжа спокойно заявляет, что тот уже подарил особняк ему.
- Оргон рассказывает о некоем ларце, который он передал святоше на хранение. Там находится компромат, а значит глава семьи теперь во власти Тартюфа. Валер говорит, что содержимое шкатулки уже дошло до короля, а потому ему нужно бежать из страны. Затем в дом прибывает офицер, но ко всеобщему удивлению он арестовывает не Оргона, а Тартюфа — оказывается, мудрый монарх уже раскусил обман святоши. Король прощает хранение ларца и возвращает подаренный дом законному владельцу. Радостный и благодарный Оргон наконец осознаёт свои ошибки и начинает подготовку к свадьбе Марианы и Валера.
Пересказ комедии
В дом Оргона поселяется юноша, чьи речи кажутся праведны и религиозны, а сам он представляется скромным, набожным и бескорыстным. Хозяин дома и его мать сразу полюбили Тартюфа, но его жена Эльмира, ее брат Клеант и дети Оргон Дамис и Мариана уверены, что святоша — лицемер и лжец. Домочадцы пытаются убедить главу семьи, что юноша — мошенник, и его речи не имеют ничего святого, на что Оргон попросту отмахивается, продолжая мило беседовать с набожным человеком.
Тартюф же ничем не обеспокоен, кроме сытного ужина и привлекательной Эльмиры, которую хочет заполучить. В это же время Мольер раскрывает отношения Марианы с юношем Валером, а его сестры — с Дамисом. Последний просит Клеанта разузнать у Оргона планы насчет его дочери, ведь от этого зависит и его свадьба, на что получает довольно уклончивый ответ. Мужчина подозревает что-то неладное.
Помолвка по принуждению
Оргон освещает свое желание породниться с Тартюфом, что можно сделать с помощью брака юноши и Марианы. Девушка шокирована, но не может перечить своему отцу из-за уважения к нему. Служанка пытается уговорить ее отказать в помолвке, рассказывая, как же плоха будет жизнь с этим подлым и лицемерным лжецом. Но на вопрос Валера о том, как же поступит Мариана: откажет или согласится выйти замуж за Тартюфа, девушка не может ответить ничего вразумительного.
Влияние Тартюфа
Дамис узнает о скорой помолвке своей сестры и решается силой отговорить Тартюфа, но Дорина останавливает его, рассказывая, как хочет вывести героя на чистую воду. Служанка давно заметила, что святоша неровно дышит к Эмилии, и собирается устроить им двоим встречу наедине, прося девушку встретиться со святошей, дабы узнать, что он думает по поводу брака. Подготавливая комнату для Тартюфа и Эмилии, служанка просит Дамиса спрятаться в шкафу комнаты.
При встрече Тартюф, увидя Эмилию, сразу признается в симпатии к ней и предлагает разделить с ним ложе. Женщина отказывает, аргументируя греховностью таких мыслей и действий, но это не останавливает юношу, который ранее казался скромным и набожным. Тогда Эмилия спрашивает о том, какая реакция у Оргона будет на такое поведение Тартюфа.
Святоша боится и умоляет не рассказывать об этой встречи ее мужу, на что хитрая женщина предлагает юноше сделку: она ничего не говорит об этой встрече своему мужу, а тот не женится на ее дочери. И вроде бы Тартюф соглашается, но все портит сын женщины. Разозленный речами юноши Дамис несется прямиком к своему отцу и рассказывает все, что произошло.
Разоблачение лжеца
Глава семьи возвращается с уже оформленной дарственной и известием, что свадьба Марианы и Тартюфа вот-вот наступит. Девушка умоляет отца отменить свадьбу и говорит, что такой брак — грех, так как она не любит избранника, на что Оргон говорит, что союз божественен, потому что «отвращение умерщвляет плоть». Мариана даже готова отдать все приданое и уйти в монастырь, но отец, у которого вся голова заполнена якобы праведными речами Тартюфа, ничего не желает слышать.
Эмилия решает показать своему мужу нечестивость святоши, устраивая встречу с ним. Оргон, будучи под столом, слышит весь разговор его жены и юноши, который предлагает отказаться от свадьбы с Марианой взамен на ночь с Эмилией. Он также говорит, что Оргон настолько глуп, что не поверит в измену, даже если увидит ее своими глазами. Мужчина, которому эти речи открыли глаза на правду, выскакивает из-под стола и требует, чтобы Тартюф убрался из его дома. Но Оргона ждет неприятная реальность: дом, по дарственной, теперь Тартюфа, как и сейф с ценными бумагами.
Торжество справедливости
Вся семья в раздумьях, что же делать дальше, входит нотариус с приказом освободить дом. Дамис преисполнен желанием убить Тартюфа, Клеонт остужает пыл юноши, говоря, что хитрость всегда рациональнее кулаков. Еще больший удар нанес Валер, рассказывая, что Тартюф обвинил Оргона в предательстве, у главы семьи появляется идея бежать из города. Тот час же в дом входит лицемерный святоша с приставами и объявляет, что путь Оргона лежит прямо в тюрьму.
Но все оказывается ровно наоборот: приставы берут под стражу Тартюфа. Офицеры объясняют семье, что король с самого начала не поверил святоше, узнав в нем старого мошенника, на чьем счету не одно преступление и отправил его, чтобы посмотреть, как он превращает свой план в реальность до конца. Правитель аннулировал все дарственные и простил Оргону сокрытие тех документов, что лежали в сейфе, в благодарность на добросовестную службу.
Влияние Тартюфа на современную культуру и искусство
Тартюф, одно из самых известных произведений Мольера, оказал огромное влияние на современную культуру и искусство. Эта пьеса стала классикой французской комедии и до сих пор является образцом жанра. Но не только в театре Тартюф оказал влияние. Его образ стал символом лицемерия и обмана, который нашел свое отражение в литературе, кино и других видах искусства. Кроме того, Тартюф стал объектом исследования философов и социологов, которые анализируют его образ как символ социальной и моральной деградации общества. В целом, Тартюф остается актуальным и интересным произведением, которое продолжает влиять на современную культуру и искусство.
Темы и проблематика
Главной темой произведения стало бичевание лжи, лицемерия и ханжества, образцом которых является Тартюф. Противопоставление его мнимого образа высокого святоши и реальной личиной подлого и ничтожного мошенника является основным источников комичности. Главный герой пытается играть роль совершенно противоположного себе человека, но делает это настолько неумело и грубо, что зритель не может не смеяться. Лицемерие не является его единственной отрицательной чертой, но подчёркивает и выводит на первый план все остальные пороки, что и помогло создать вечный образ Тартюфа, имя которого стало нарицательным.
Не менее важное значение в пьесе имеет Оргон, попавший в сети мошенника. Через него писатель раскрывает тему слепой приверженности людей церкви и их готовности верить любой лжи, спрятанной под маской благочестия
Одержимость главы семьи христианской моралью и философией, приверженность экстремистским идеям и бездумная преданность позволяют неумелому и очевидному манипулятору обмануть его. Совершенная слепота Оргона и его нежелание принимать правду служит вторым источником смешных моментов.
Как показывает углублённый анализ «Тартюфа» Мольера, главной целью автор ставил не высмеять обман и глупость (на это направлены все его комедии), а показать их через призму религиозных вопросов. Произведение разоблачает несостоятельность церковного благочестия, которым религиозные служители прикрывают мерзкие поступки. В нём показано, что святошество оставляет человеку много простора для сделок с совестью и постепенно заглушает естественное чувство морали, заменяя на мнимое боголюбие.
В буквах пьесы явно читаются антиклерикальные идеи. В образе главного персонажа изображён знакомый как современникам Мольера, так и нынешним людям жадный и лицемерный монах, падкий на праздные удовольствия. Через его козни автор передаёт идею о том, насколько легко подобным личностям манипулировать уязвимым христианским народом. Вместе с этим Жан-Батист отрицает направленность пьесы против самой религии. Он высмеивает только духовенство, прикрывающееся мнимыми нормами морали, но противоречащее своим словам.
Краткая биография писателя
Жан-Батист Мольер — драматург эпохи неоклассицизма. Он являлся основоположником комедии в пьесах. У Мольера было трое детей:
- Мари Маделейн Поклен;
- Луи Поклен;
- Пьер Поклен.
Кроме писательского дара, Мольер обладал даром актерским и играл главные роли в своих произведениях. Писатель пользовался популярностью у короля и ставил комедии по его приказу. Несмотря на критику в адрес драматурга, его пьесы всегда были горячо любимы всеми и во Франции, и за пределами его родины. Его творчество имеет ценность и сегодня, в 21 веке.
Пьесы Мольера совершенно отличаются от спектаклей Шекспира и представляют что-то новое, современное для того времени. В произведениях драматурга классицизм смешался с реализмом, дав начало неоклассицизму. Каждый герой, каждая зарисовка, каждая деталь известны зрителю, все это он может найти и в своей жизни, в своем окружении. В пьесах Жан-Батиста можно найти много экспериментов: он менял структуру, форму, постановку и размер. Но все произведения объединяет одно — по-хорошему язвительная сатира, обличающая все пороки общества того времени.
«Тартюф, или обманщик» сохранился в репертуаре многих театров и остается таким же известным и популярным, как и 350 лет назад, не теряя своей актуальности и ироничности по сей день. Но, как и любые гениальные произведения, пьеса подвергалась большой критике и цензуре. Французские католики обвиняли писателя в богохульстве и жестоком насмехательстве над всей религией, называли его работу аморальной и неправильной.
Социальные проблемы, затронутые в произведении
Одной из главных социальных проблем, затронутых в произведении «Тартюф, или Обманщик» Мольера, является двойная моральность и лицемерие в обществе. Главный герой, Тартюф, является образом человека, который скрывает свои истинные намерения и действия под маской религиозной нравственности и благочестия. Он обманывает и манипулирует людьми, используя их веру и доверие к нему, чтобы достичь своих эгоистических целей.
Мольер, через образ Тартюфа, критикует не только лживых религиозных лидеров, но и общество в целом, которое легко поддается обману и не способно распознать истинные намерения людей. Эта проблема актуальна и в наше время, когда многие люди используют религию и моральные ценности в своих интересах, а не для блага общества.
Кроме того, в произведении также затрагивается проблема социального неравенства и классовой борьбы. Главный герой, Оргон, является представителем высшего общества, который не видит и не понимает проблемы и нужды людей из более низких слоев общества. Он готов пожертвовать своей семьей и даже своим имуществом ради Тартюфа, который представляет для него символ благочестия и морали.
Мольер, через образ Оргона, показывает, что даже самые образованные и богатые люди могут быть слепы к проблемам общества и неспособны понять их. Эта проблема также актуальна и в наше время, когда социальное неравенство и бедность остаются одной из главных проблем во многих странах мира.
Таким образом, произведение «Тартюф, или Обманщик» Мольера затрагивает многие социальные проблемы, которые остаются актуальными и в наше время. Оно напоминает нам о необходимости бороться с лицемерием и социальным неравенством, чтобы создать более справедливое и гуманное общество.
Действие V
Оргон волнуется из-за ларца, который был поручен ему на хранение бежавшим из страны другом Аргасом. Тартюф в своё время убедил Оргона передать ему ларец, чтобы в случае проблем он был чист перед законом.
Г-жа Пернель отказывается верить в то, что Тартюф – самый обычный пройдоха.
Судебный пристав, г-н Лояль, приказывает Оргону с семейством покинуть дом.
Валер приносит известие о том, что Тартюф очернил Оргона перед королём, передав ему ларец Аргаса. Затем является и сам Тартюф с офицером. Последний неожиданно для всех арестовывает не Оргона, а хитрого предателя. Офицер объясняет, что король – справедливый монарх, который легко разобрался в лживой и подлой сущности Тартюфа. Монарх прощает Оргону хранение ларца, ставя добрые дела человека и, в частности, любовь к другу превыше всего.
Клеант советует Оргону молить Бога о том, чтобы Тартюф раскаялся. Оргон предлагает поблагодарить короля за оказанное благодеяние, после чего сочетать браком Мариану и Валера.
В дом Оргона приезжает некий Тартюф. Для Оргона этот человек был невероятно мудрым и уважаемым. Тартюф умел красиво разговаривать, раздавал поучения другим. Благодаря общению с ним, Оргон понял, что ему не страшно в этом мире потерять ни жену, ни детей. Тартюф был глубоко верующим. А также был нравственным человеком.
Все в семье Оргона, его жена, Эльмира, Клеант и дети не любили нового постояльца. Они считали его лицемером, который обманывает Оргона. С таким же воодушевлением любила Тартюфа матушка Оргона. Тартюф слишком много учил всех жизни и нравственности. Если кто-то посмел подвергнуть его критике, мать Оргона начинала злобно кричать на обидчика.
Хозяину было не важно, больна ли жена и как ее самочувствие. Если же Тартюф переел и перепил, Оргон непременно будет спрашивать о его самочувствии
У детей Оргона интересный период в жизни. Мариана серьезно влюблена в Валера. Дамис же влюблен в родную сестру Валера.
Согласие на свадьбу первых дано, но все еще затягивается. Все переживают из-за того, что Оргон тянет и не отвечает на вопросы.
Клеант задумался, что отец хочет выдать дочь за другого.
Оргон решил, что Тартюфа необходимо женить на его дочери. Это будет для него лучшим поощрением. Страдающую девушку защищает горничная Дорина. Она пыталась вразумить Оргона, но безуспешно. Валер зол, они ссорятся с Марианой. Дорина сумела помирить влюбленных.
Дорина поняла, что Эльмира сможет разоблачить Тартюфа. Тот к ней не ровно дышит. При встрече Тартюф вел себя совсем не так как обычно. Делал комплименты. На вопрос о женитьбе с Марианой, святоша отвечает, что не любит ее. Предлагает тут же любовную связь самой Эльмире. Испугавшись, что та расскажет, он умоляет ее молчать. Мудрая Эльмира предлагает ему за молчание сделать так, чтобы Мариана была замужем за своим любимым.
Дамис все испортил. Он рассказал то, что подслушал отцу. Оргон не верит. Дамис выгнан из дому. Оргон намерен женить дочь на Тартюфе в ближайшее время. Все приданое достанется святоше. Никто не в силе разубедить Оргона.
Эльмира решает сама доказать Оргону всю правду. Он прячется под стол и слушает разговор Эльмиры и своего любимчика.
Тартюф предлагает любовную связь. Оргон все понимает. Он выкидывает из дома святошу, а тот говорит, что отомстит.
Оргон перед этим переписал дарственную на любимца. А священник законно мог завладеть домом. У Тартюфа имелись и документы, разоблачающие брата Оргона, незаконно бежавшего из страны. Оргону и родственникам приходится покинуть дом, так как судебные приставы известили их. Оргона арестовали за то, что он скрывал своего брата от представителей закона. В полиции оказывается и Тартюф. Но его неожиданно арестовывают.
Оказалось, что король мудр. Он сразу понял, что Тартюф –злостный обманщик и послал следить за ним. Выяснилось, что это тот самый разбойник, которого так долго искали.
Король расторгнул дарственную. Он прости Оргона за то, что он был причастен к бегству брата. Тартюф находится в тюрьме. Оргон отдает честь мудрейшему королю. Валер и Мариана вскоре играют свадьбу.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Действие IV
Клеант говорит Тартюфу, что не понимает, почему тот, как истинный христианин, не готов простить Дамиса и примирить его с отцом, даже при условии, что первый – не прав. Тартюф считает такой поступок неугодным небу, ведь люди подумают, что он виноват. Клеант стыдит Тартюфа тем, что он посягнул на чужое имущество, но мнимый святой говорит, что распорядится им лучшем, чем грешники, после чего прерывает беседу и якобы уходит молиться.
Мариана просит отца избавить её от ненавистного брака. Ради этого она готова отдать своё приданое и уйти в монастырь. Эльмира предлагает Оргону увидеть истинную суть Тартюфа собственными глазами. Она отсылает от себя шурина и дочь и прячет мужа под столом.
Эльмира признаётся Тартюфу в любви. Он поначалу не верит её словам, считая, что таким образом женщина хочется добиться от него отказа на брак с Марианой. В качестве подтверждения чувств Тартюф требует от Эльмиры ласк. Женщина опасается впасть в грех, но обманщик убеждает её в том, что неба опасаться не стоит. По мнению Тартюфа, тот, о чьём грехе неизвестно, — безгрешен. Оргон обнаруживает себя и приказывает злодею покинуть дом. Тартюф заявляет, что дом – его и уйти придётся Оргону.
Сатира на общество и аристократию
Одним из главных тематических направлений комедии «Тартюф, или Обманщик» является сатира на общество и аристократию. Мольер, создавая своих персонажей, не только развлекал зрителей, но и критиковал нравы и поведение высшего слоя общества. В центре внимания автора оказывается дворянство, которое, по его мнению, забыло о своих обязанностях и стало заниматься только своими личными интересами.
Главный герой комедии, Оргон, является ярким примером аристократа, который потерял связь с реальностью и стал жертвой мошенника Тартюфа. Оргон готов пойти на все ради своего нового друга, даже если это противоречит его собственным интересам и здравому смыслу. Мольер показывает, что аристократия стала настолько занята своими играми и интригами, что потеряла способность различать добро и зло.
Кроме того, Мольер критикует общество за его двуличность и лицемерие. Персонажи комедии часто говорят одно, а делают совершенно другое. Например, Оргон говорит о своей любви к семье и духовности, но на деле он готов предать свою жену и детей ради Тартюфа. Таким образом, Мольер показывает, что общество стало настолько развращенным, что люди уже не знают, что такое настоящая мораль и честность.
В целом, комедия «Тартюф, или Обманщик» является ярким примером сатиры на общество и аристократию. Мольер критикует нравы и поведение высшего слоя общества, показывая, что они потеряли связь с реальностью и стали заниматься только своими личными интересами.
Произведение как отражение эпохи и культурных ценностей
Произведение «Тартюф, или Обманщик» Жана-Батиста Мольера является ярким примером того, как литература может отражать эпоху и культурные ценности общества. Написанная в 1664 году, пьеса была создана в период, когда Франция переживала сильное влияние религии и морали. В этом контексте, «Тартюф» стал своеобразным высказыванием Мольера против лицемерия и фальши, которые были распространены в обществе того времени. В своей пьесе Мольер изображает Тартюфа, обманщика, который под видом святости и благочестия обманывает людей и использует их для своих личных целей. Таким образом, «Тартюф» стал не только критикой лицемерия, но и высказыванием против того, что Мольер считал негативными тенденциями в обществе своего времени. В целом, произведение Мольера является ярким примером того, как литература может отражать культурные ценности и проблемы общества, а также служить инструментом для их анализа и интерпретации.
Характеристика персонажей
Каждый из персонажей «Тартюфа» является воплощением одной ярко выраженной черты характера. Все они чётко разделены на положительных и отрицательных, что было свойственно французской комедии того времени
Автор практически не уделяет времени переживаниям, внутреннему развитию и психологии героев, вместо этого акцентируя внимание на их взаимодействиях.
Образ Тартюфа
Самым ярким образом в пьесе является сам Тартюф, который вышел настолько удачным и жизненным, что «тартюфство» стало вторым названием лицемерия. Он воплощает в себе все пороки, свойственные «обществу святых даров». Герой выступает как некто совершенно лишённый каких-либо положительных качеств — иногда он кажется не человеком, а концентрированным сгустком порочности и лицемерия. Его основные черты:
- маска святости и благочестия;
- лицемерие, готовность обманывать даже добрых к нему людей;
- жадность и корыстность;
- самоуверенность, гордыня и отсутствие любого страха перед наказанием со стороны людей и богов;
- манипулятивность и понимание психологии — однажды заманив человека в ловушку, Тартюф будет использовать любые уловки для его удержания;
- гневность, отсутствие самоконтроля — герой часто совершает ошибки в своих планах и играет роль святоши плохо, но это не мешает ему обманывать Оргона и его мать;
- любовь к праздным удовольствием — обжорство, жадность, похотливость.
Интересно, что перед читательским взглядом Тартюф предстаёт только в третьем акте комедии, но ещё перед первым выходом персонажа на сцену ему дана исчерпывающая характеристика. Маска святоши не способна обмануть зрителя ни на секунду — он сразу изображает себя и делает лицемерие очевидным. Такого эффекта Мольер добивался специально — он намеренно сгущал краски. Но, несмотря на все промахи и явный обман, простаки всё равно верят церковному служителю на слово — мнимое благочестие словно ослепляет их.
Другие герои
Помимо самого святоши, действующими лицами книги выступает честный христианин и богатый буржуа Оргон, а также его семья и домочадцы. Кратко о второстепенных персонажах:
- Оргон — немолодой мужчина, прямолинейный и упрямый. Несмотря на волевой и неглупый характер, восхищается Тартюфом и беспрекословно верит ему. Причины его преданности святоше остаются неясными — это может быть эгоизм и желание продать себя подороже, тайное желание терроризировать домочадцев или банальное воспитание в строгих религиозных условиях. Его образ служит оттенением Тартюфа, отрицательные черты которого видны на фоне Оргона наиболее явно.
- Мариана — дочь Оргона. Скромная, тихая и стыдливая девушка. Осознаёт лживую натуру святоши, но не в силах ей противостоять из-за робкого характера.
- Валер — жених Марианы. Отказывается участвовать в раскрытии лжи Тартюфа, поскольку таким образом он бы влез в дела другой семьи.
- Дорина — горничная Марианы. Остроумная и острая на язык девушка, выступающая «голосом разума» на протяжении пьесы. Проницательная, хорошо разбирается в людях. Сразу замечает двуличность ханжи и противостоит ему на протяжении всех пяти актов — как словами, так и делами. Её роль — высказывать вслух смелые мысли, о которых остальные молчат.
- Дамис — сын Оргона. Вспыльчивый, горячий юноша. Решительно настроен против Тартюфа, но не может воззвать к голосу разума отца.
- Эльмира — жена Оргона. Кажется легкомысленной и привыкшей к роскоши, но соблюдает меру. Держится отстранённо и со спокойным достоинством, пытаясь не вмешивается в дела, но затем помогает прекратить интриги Тартюфа, когда тот начинает угрожать её семье.
- Клеант — брат Эльмиры, дворянин. По большей части выступает пассивным наблюдателем — он честен и правдолюбив, но готов терпеть наглого святошу и идти с ним на компромиссы ради защиты семьи. Пытается воззвать к рассудку Оргона и совести Тартюфа, но ему недостаёт активности и дара убеждения.