Содержание
-
Слайд 1
Борис Васильев
(Родился в 1924 году) -
Слайд 2
Урок внеклассного чтения
по рассказу Б.Васильева
«Великолепная шестерка»
Автор-составитель: учитель русского языка и литературы
МБОУ «Черки-Гришинская ООШ Буинского района РТ»
Ахметзянова Фания Химматулловна -
Слайд 3
Родился 21 мая 1924 года в Смоленске.
Ушел на фронт добровольцем. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; окончил пулеметную полковую школу. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь. -
Слайд 4
Осенью 1943 года поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск Окончив учебу, работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.
-
Слайд 5
А зори здесь тихие (1969). Повесть
В списках не значился. (1974) Роман
Вам привет от бабы Леры… (1988)
Великолепная шестёрка. (1980) Рассказ
Ветеран. (1976) Рассказ
Встречный бой. (1979)
Вы чьё, старичьё? (1982) Рассказ
Гибель богинь. Повесть
Глухомань. (2001) Роман
Длинный день. (1960) Сценарий к фильму
Жила-была Клавочка. (1986) повесть
Завтра была война. (1984) Повесть
И был вечер, и было утро. (1987)
Иванов катер. (1970) Повесть -
Слайд 6
Кажется, со мной пойдут в разведку… Повесть
Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: Записки прапрадеда (1998)
Князь Ярослав и его сыновья. (1997) Ист. роман
Красные жемчуга. Повесть
Летят мои кони. (1982)
Не стреляйте белых лебедей (1973). Роман
Неопалимая купина. (1986) Рассказ
Отрицание отрицания
Очередь. Рассказ
Очередной рейс. (1958) Сценарий к фильму
Пятница. Рассказ
Самый последний день. (1970) -
Слайд 7
-
Слайд 8
Борис Васильев — лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель», международной литературной премии «Москва-Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» — «За Честь и Достоинство». Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями. -
Слайд 9
«Великолепная шестерка»
(1980) -
Слайд 10
-
Слайд 11
Вит, Вэл, Роки, Эдди, Стас, Дэн -герои американского вестерна о Диком Западе
Вестерн-приключенческий фильм из жизни первых поселенцев американского Запада -
Слайд 12
Андрей, Валера, Игорь, Денис, Слава, Стасик –мальчишки из пионерского лагеря, гордость смены
-
Слайд 13
Кира Сергеевна
Пионервожатая
Физрук
Лейтенант милиции
Старик-инвалид , ветеран Великой Отечественной войны -
Слайд 14
-
Слайд 15
-
Слайд 16
-
Слайд 17
-
Слайд 18
-
Слайд 19
Один поступок перечеркивает все таланты человека
Остаться человеком прежде всего, при прочих других талантах, — вот что хочет сказать автор.
Хочется верить, что кто-то из мальчишек задумается над случившимся.
Посмотреть все слайды
«Великолепная шестерка» – краткое содержание рассказа
Рассказ начинается с того, как молодые люди резво мчались на лошадях. Уже был конец смены, поэтому ребятам пришлось вернуться в лагерь.
Завтра к обеду они должны были уехать домой, поэтому друзья планировали вернуться утром и покататься вновь. Но автобусы приехали сразу после завтрака, и водители начали торопить детей. Кругом суматоха и неразбериха, и все дети разъехались по домам.
Кира Сергеевна – управляющая этого лагеря, очень любящая и гордящаяся своей работой. После отъезда второй смены она с облегчением вздохнула и приготовилась к приезду последней группы детей.
Спустя неделю в лагерь пожаловала милиция. Эта встреча для Киры Сергеевны была невероятно абсурдной. Она была уверена, что в милиции допустили ошибку, а слухов о том, что лагерь посещали стражи закона – точно не оберешься.
В своем кабинете она встретила молодого лейтенанта, больше похожего на юношу, и худого старика, сидевшего на диване, т. к. сил стоять у него просто не было. Одет он был в потрепанные вещи, а на груди у него висел орден за проявленную отвагу в годы Великой Отечественной войны.
Дело в том, что неделю назад у старика-фронтовика украли шестерых лошадей. Милиционер подозревал в этом мальчиков из лагеря, потому что те часто посещали деревню старика и называли друг друга иностранными именами.
Фронтовик очень любил лошадей и рассказал всем душераздирающую историю о его чудесном спасении на войне. Он висел на волоске от смерти, и конь, пожертвовав собой, вытащил его из воды.
Товарищ отдал за него жизнь, поэтому старик испытывал сильнейшие чувства, когда рассказывал об этом.
Наедине с Кирой Сергеевной физрук из лагеря рассказал, что мальчишки действительно могли быть причастны к этой «лошадиной истории», ведь 1 из них недавно говорил что-то о конях. Даже осознавая это, управляющая предпочла скрыть тайну и солгать милиционеру ради спасения репутации «талантливых» мальчишек.
А старик все твердил одно и просил три рубля на поминки, но милиционер твердо отказывал ему, понимая, к чему это приведет.
Кира Сергеевна отнеслась к фронтовику несерьезно, посчитав его спившимся. Но это было не так, он чувствовал тяжелую боль от утраты друзей.
Она попыталась надавить на милиционера, заподозрив его в родственной связи со стариком. Но парень спокойно ответил, что все старики и дети – наши родственники.
Позже лейтенант выложил ужасные фотографии на стол управляющей. Оказалось, что мальчишки привязали всех коней, оставив их без еды и воды, и в итоге животные погибли от голода. Управляющая не нашла на это аргументов для возражения. После этого милиционер позвал старика, и они ушли.
Глядя на фотографии, Кира Сергеевна приказала спрятать тела животных, т. к. на лагерь могло пасть пятно позора. Также она попросила физрука передать фронтовику 10 рублей на поминки.
Этим же вечером старик купил 2 бутылки водки и умер в амбаре, в котором до сих пор пахло лошадьми.
“Не стреляйте в белых лебедей” – краткое содержание произведения Бориса Васильева
помогите найти!!!!краткое содержание рассказа Великолепная шестёрка Борис Васильев
помогите найти!!!!краткое содержание рассказа Великолепная шестёрка Борис Васильев
- Это рассказ о человеческом безразличии, черствости, равнодушии.Заставил задуматься о внимании к людям, окружающим нас.Пионерский лагерь. Мальчики катаются на лошадях. Пионеры счастливы.Кира Сергеевна, начальник лагеря, заботится только о том, чтобы ее учреждение считалось самым лучшим.В пионерский лагерь приходит молодой милиционер со стариком. Кира Сергеевна, вожатая и физрук стремятся отвести от пионерского лагеря все претензии. В результате беседы выясняется, что старому фронтовику, который очень любит лошадей, колхоз передал списанных коней. Старик за ними ухаживал, ведь когда-то во время войны другой конь спас ему жизнь, вытащив раненного солдата из воды.Ребята угнали у старика лошадей, катались, потом привязали их к деревьям и уехали домой.Лошади съели вокруг все, до чего могли дотянуться, и умерли от голода и жажды. Милиционер показал фотографии Кире Сергеевне.Начальник лагеря, видя, что старик пьяница, дала деньги физруку и велела передать фронтовику “на поминки” . Старик умер в конюшне, выпив две бутылки водки
- Это рассказ о человеческом безразличии, черствости, равнодушии.Заставил задуматься о внимании к людям, окружающим нас.Пионерский лагерь. Мальчики катаются на лошадях. Пионеры счастливы.Кира Сергеевна, начальник лагеря, заботится только о том, чтобы ее учреждение считалось самым лучшим.В пионерский лагерь приходит молодой милиционер со стариком. Кира Сергеевна, вожатая и физрук стремятся отвести от пионерского лагеря все претензии. В результате беседы выясняется, что старому фронтовику, который очень любит лошадей, колхоз передал списанных коней. Старик за ними ухаживал, ведь когда-то во время войны другой конь спас ему жизнь, вытащив раненного солдата из воды. Ребята угнали у старика лошадей, катались, потом привязали их к деревьям и уехали домой.Лошади съели вокруг все, до чего могли дотянуться, и умерли от голода и жажды. Милиционер показал фотографии Кире Сергеевне.Начальник лагеря, видя, что старик пьяница, дала деньги физруку и велела передать фронтовику “на поминки” . Старик умер в конюшне, выпив две бутылки водки.
- Это рассказ о человеческом безразличии, черствости, равнодушии.Заставил задуматься о внимании к людям, окружающим нас.Пионерский лагерь. Мальчики катаются на лошадях. Пионеры счастливы.Кира Сергеевна, начальник лагеря, заботится только о том, чтобы ее учреждение считалось самым лучшим.В пионерский лагерь приходит молодой милиционер со стариком. Кира Сергеевна, вожатая и физрук стремятся отвести от пионерского лагеря все претензии. В результате беседы выясняется, что старому фронтовику, который очень любит лошадей, колхоз передал списанных коней. Старик за ними ухаживал, ведь когда-то во время войны другой конь спас ему жизнь, вытащив раненного солдата из воды. Ребята угнали у старика лошадей, катались, потом привязали их к деревьям и уехали домой.Лошади съели вокруг все, до чего могли дотянуться, и умерли от голода и жажды. Милиционер показал фотографии Кире Сергеевне.Начальник лагеря, видя, что старик пьяница, дала деньги физруку и велела передать фронтовику “на поминки” . Старик умер в конюшне, выпив две бутылки водки.
- Этот рассказ о человеческом равнодушии, бессердечии и черствости можно прочесть целиком за 15-20 минут.
Сочинение про Попа (Кому на Руси жить хорошо)
Вопросом о счастливой жизни и о людях, которым «жить на Руси хорошо» задавалось поколениями разных лет. Герои некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» в разные исторические эпохи понимались по разному. Произведение, написанное еще в девятнадцатом веке , остается актуальным и в наши дни. Человек стремится быть независимым от обстоятельств, которые его окружают. Для каждого понятие «хорошей жизни» свое. Для одних «жить хорошо»- иметь неограниченное количество денег, для других – счастье близких людей, для третьих- мирное небо над головой. И пусть счастье у каждого свое, но оно не возможно без любви.
Любви к близкому, своей семье, месту, где родился.
Кто помогает обычным крестьянам из некрасовской поэмы, ищущим счастье, ответить на вопрос о хорошей жизни на Руси, да те, кто непосредственно живет рядом с ним.
Одним из таких людей является поп. Автор не считает необходимым описывать его внешность, поскольку это не главное для восприятия его понимания счастья.
Именно священника встречают первого на своем пути семеро крестьян. Это довольно символично. В те далекие времена сельского попа считали духовным отцом каждого родившегося малыша, человеком, благословляющего на добрые дела, провожатым в царствие небесное умирающего.
Из поэмы понятно, что священнослужитель –сельский поп, имеющий довольно большой приход. Крестьяне убеждены , что именно ему всех лучше живется на Руси хорошо. Из повествования самого попа оказывается, что они сильно заблуждаются.
Служба священника тяжела, при любой погоде он должен идти к человеку, который просит его о помощи: «Иди куда зовут!». Он переживает за людей, старается помочь им словом божьим.
При этом должного уважения к нему нет. Люди смеются над ним, стараются обойти его стороной (примета плохая), поэтому живется ему очень нелегко.
Доход его напрямую зависит от прихожан, в основном таких же бедных крестьян. Сколько дадут, на то и живет. Нет у него в семье большого достатка, как и у самих крестьян, которые к нему обратились. Но не может он не брать денег с бедных, сам тогда с голоду умрет. Богатых же в его приходе нет, помещики по городам разъехались.
Священник, который не раз слышал исповедь других людей, в поэме как бы сам исповедуется, только не перед Богом, а перед простыми русскими мужиками.
Возможно, не случайно поэтом была задумана исповедь попа. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» – последнее произведение Н.А.Некрасова. Писал он ее уже сильно больным человеком, отлично понимающим, что дни его сочтены и болезнь не отступит. Своей поэмой он подводит итог своим духовным исканиям. Для поэта счастье- это служение своему народу, свобода от цензуры, процветание России.
Лаборатория Фантастики
Рассказ поднимает две социально-значимые темы. Первая — неосознанная детская жестокость и осмысленное лицемерие взрослых, которые этих детей воспитывают. Вторая — отношение к престарелым ветеранам. Обе темы раскрываются хрестоматийно: на противопоставлении «плохих» и «хороших» персонажей, из которого следует мораль.
Получается такая прямолинейная воспитательная агитка. Вот мальчишки девяти-десяти лет. Они не умеют думать и заботиться о других живых существах и нечаянно обрекают на голодную смерть лошадей. Вот директор и физрук пионерского лагеря — герои отрицательные.
Их совершенно не интересует моральная сторона поступка ребят и тот опыт, которые дети должны были бы из него извлечь, они озабочены только показателями лагеря и формальной стороной дела, ветеран войны — переживший тяжелую контузию, в преклонных уже летах, беспомощный и одинокий — не вызывает в них ни капли сочувствия. Вот сельский участковый — герой положительный..
Во время войны он был разведчиком, героем, а ныне повредившийся рассудком вследствие контузии одинокий неопрятный алкоголик.
Беспомощный ветеран войны и гибель лошадей заставляют взрослых людей раскрыть глубинную суть своих характеров. Мальчишки-виновники не у дел, они уже уехали из лагеря и ничего не знают о том, как страшно закончилась их игра. И не узнают, наверное.
Всё понятно. Всё разложено по полочкам. Всё абсолютно правильно. И именно эта правильность мешает. Соглашаясь с автором в этических оценках, начинаешь думать о странном. А почему «великолепная шестерка»? Мальчишек-то четверо. Директора пионерлагеря и физрука к ним добавили? Может быть.
Где мальчишки ухитрились лошадей привязать так, что местные жители не смогли их найти? Ведь если дети угнали лошадей покататься, а потом пешим ходом вернулись в лагерь, то лошади были где-то неподалеку от лагеря.
Почему их не нашли? Не в катакомбы же их завели, где-то в лесочке к деревьям привязали… И как-то эти мелочи сильно подтачивают доверие к рассказчику. Всё правильно написано, но в деталях видна небрежность, а когда правильно и о таких вещах, небрежности быть не должно.
Главное же, я не смогла представить себе мальчишек, которые, с одной стороны, не понимают, что лошадь живая и ее нужно кормить, а с другой, обладают достаточным опытом обращения с лошадьми, чтобы на них скакать, то есть умеют приладить седло, уздечку, удержаться верхом, когда лошадь в движении. На мой взгляд, это несовместимые качества. Если ребенок умеет обращаться с лошадьми, он знает, что их надо кормить. А если не знает, то никуда верхом не ускачет.
Рассказ категорически не мой. Хотя, наверное, в школьной хрестоматии такое произведение было бы уместно.
Завтра была война
Ряд произведений писателя посвящён истории Древней Руси, среди них «Князь», «Святослав». «История рода Алексиных», «Владимир Мономах». Но чаще всего произведения писателя были посвящены теме войны и судьбе поколения, на чью долю выпали все ужасы военного времени. Писатель показывает, как война разрушает семьи, развращает и опустошает души людей.
Большинство произведений Бориса Васильева имеют мрачный и трагический финал. Писатель, обнажая жестокость и несправедливость мира, взывает к совести, доброте и сочувствию читателей.
Одним из самых пронзительных его произведений является повесть «Завтра была война», которая вышла в свет в 1984 году. Писатель показывает, как закалялись и гибли души людей в предвоенные годы в результате запретов и травли, имевших место в обществе.
Тематика произведения
При написании произведения «А зори здесь тихие» автор затрагивал различные темы. Некоторые из них:
Женщина на войне
В первую очередь в повести важно то, что героини находятся на линии огня. Они не отсиживаются в тылу, а наравне с мужчинами отстаивают честь родного края. Каждая девушка — отдельная личность, у всех были семьи, жизненные планы и т
д. Однако жестокая судьба отобрала все это. Главный персонаж озвучивает мысль, что военные действия не только отбирают жизни у представительниц прекрасного пола, но и губят целый народ.
Смелость и мужество. Несколько героинь на фоне остальных сильно выделялись, проявляя необъяснимую отвагу. Так, Евгения Комелькова пожертвовала своей жизнью ради спасения товарищей, отвлекая врагов на себя. Девушка не боялась рисковать, ведь она всем сердцем верила в победу. Получив ранение, героиня только удивилась произошедшему.
Чувство долга, невероятный героизм. Девушки, которые еще вчера были школьницами, отправились на войну. Причем делали они это не от нужды, а по собственной воле. Героини максимально выкладывались для противостояния немцам.
Человеческий подвиг. Важно понимать, что никто из девушек не был профессионально подготовлен. Это обычные люди со своими характерами и судьбами. Однако война настолько сплотила персонажей, что они объединились и отправились на борьбу. Вклад каждой не был напрасным.
Родина. Федот Васков чувствовал вину за случившееся с девушками. Он представлял, что их дети будут упрекать мужчин, которые не уберегли хрупких женщин. Он не верил, что Беломорканал стоил подобных жертв, ведь на его охрану и так были брошены сотни бойцов. Однако вскоре Рита пресекла подобное самобичевание, сказав, что Отечество — это не дорога, а вся Русь, требующая защиты сейчас. Так писатель представляет Отчизну.
Каждая девушка — отдельная личность, у всех были семьи, жизненные планы и т. д. Однако жестокая судьба отобрала все это. Главный персонаж озвучивает мысль, что военные действия не только отбирают жизни у представительниц прекрасного пола, но и губят целый народ.
Смелость и мужество. Несколько героинь на фоне остальных сильно выделялись, проявляя необъяснимую отвагу. Так, Евгения Комелькова пожертвовала своей жизнью ради спасения товарищей, отвлекая врагов на себя. Девушка не боялась рисковать, ведь она всем сердцем верила в победу. Получив ранение, героиня только удивилась произошедшему.
Чувство долга, невероятный героизм. Девушки, которые еще вчера были школьницами, отправились на войну. Причем делали они это не от нужды, а по собственной воле. Героини максимально выкладывались для противостояния немцам.
Человеческий подвиг
Важно понимать, что никто из девушек не был профессионально подготовлен. Это обычные люди со своими характерами и судьбами
Однако война настолько сплотила персонажей, что они объединились и отправились на борьбу. Вклад каждой не был напрасным.
Родина. Федот Васков чувствовал вину за случившееся с девушками. Он представлял, что их дети будут упрекать мужчин, которые не уберегли хрупких женщин. Он не верил, что Беломорканал стоил подобных жертв, ведь на его охрану и так были брошены сотни бойцов. Однако вскоре Рита пресекла подобное самобичевание, сказав, что Отечество — это не дорога, а вся Русь, требующая защиты сейчас. Так писатель представляет Отчизну.
Ответы на вопрос
Отвечает Кусь Александра.
Ответ:
Васильев «Великолепная шестёрка»
«Великолепная шестерка» — так назвал свой рассказ Б. Васильев. Автор рассказывает историю о том, как шесть мальчишек из пионерского лагеря угнали у старого дедушки, ветерана войны, шестерых коней, чтобы покататься. Наигравшись живыми игрушками, пионеры привязали коней к деревьям, чтобы потом опять покататься, но забыли мальчишки, что кони тоже живые, как и люди, что они тоже нуждаются в уходе (пища, вода, уход). «Великолепные ребята» (так называли их работники лагеря) не имеют души. Да, они умные, но абсолютно бездушные. Невольно возникает вопрос: «Ну неужели им трудно было попросить у старика коней, чтобы покататься? Старик же не отказал бы им!? Ну зачем же воровать, да еще и убивать, пусть даже не специально?» Ребята не по своей вине стали такими жестокими, по-моему, у таких безнравственных, не уважающих старых людей работников лагеря, как Кира Сергеевна, физрука, не могли вырасти добрые дети. Ведь Кира Сергеевна беспокоилась только о репутации своего лагеря, а не о воспитании порядочных людей. Да, она занималась воспитанием патриотизма в пионерах (мероприятие по возложению цветов к памятнику погибших на войне), но о каком патриотизме может идти речь, когда она сама абсолютно не уважает живых участников войны? Дедушке ведь не нужно было возмещение ущерба за коней, ему просто хотелось умереть от той несправедливости, которая окружала его. Он пришел в лагерь для того, чтобы наказать преступников, но вместо этого он увидел полное неуважение к нему как инвалиду войны и несправедливое оправдание мальчиков, которые совершили самое страшное преступление – убийство живых существ. В своем рассказе автор подчеркивает превосходство коней над людьми (конь спас дедушку во время войны, а ребята не пожалели коней).
Б. Васильев в рассказе «Великолепная шестерка» поднимает нравственные вопросы: бездушие ребят, порожденное бездушием воспитателей; неуважение к живым ветеранам войны, вместо него только показной патриотизм, низость людской души перед душой животных.
Этот рассказ наводит на мысли о том, в какое нелегкое время мы живём, если даже лучшие ребята способны на убийство невинных животных.
Отвечает Цветков Толик.
«Великолепная шестерка»: Победа дружбы и сотрудничества
Рассказ «Великолепная шестерка» — это увлекательное повествование о событиях, которые произошли в небольшом городке по имени Хиллсвилл. История рассказывает о шести различных животных, каждое из которых обладает своими уникальными способностями и характером. В то время как они были совершенно разные, судьба свела их вместе и дала им возможность стать настоящей командой.
Главные герои рассказа — сова Оливер, лис Макс, енот Рокки, ежик Спайки, медведь Бобо и заяц Билли. Каждое из этих животных обладает уникальными способностями и навыками, которые они успешно используют, чтобы помочь друг другу и решить сложные задачи. Они понимают, что только вместе они могут достичь больших результатов.
Рассказ преподносит нам важные уроки о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Несмотря на различия в характерах и способностях, герои находят общий язык и налаживают дружеские отношения. Они показывают, что совместные усилия и взаимопомощь позволяют им преодолевать любые преграды и преуспевать в своих начинаниях.
Одна из ключевых тем, которую освещает рассказ, — это значимость преодоления страха и уверенности в себе. Каждое из животных сталкивается со своими собственными страхами и неуверенностью. Однако, благодаря поддержке и взаимному вдохновению, они находят в себе силы справиться с препятствиями и достичь поставленных целей
Это важное напоминание для нас, людей, о том, что мы способны преодолевать свои страхи и добиваться успеха, когда мы поддерживаем друг друга
Еще одна значимая тема рассказа — это смысл коллективного взаимодействия. Шестеро героев понимают, что каждый из них вносит в
Сюжетная линия
Краткое содержание повести знакомит читателей с Федотом Евграфычем Васковым, назначенным старшиной 171 железнодорожного уезда. Все мужчины, бывшие здесь в его подчинении, спивались от безделья. Когда Федот попросил непьющих солдат, то ему прислали девчат-зенитчиц.
Сначала командир не мог найти подход к своим подчинённым, но военные действия сделали их единой командой
Одна девушка заметила в лесу немецких диверсантов, которые пробирались к важному стратегическому объекту
Командир собрал отряд из пяти девушек, чтобы проследить за фашистами. Они пошли местными тропами на опережение врага. Вражеская группа состояла из шестнадцати немцев. Федот отправил Лизу Бричкину за подмогой. Девушка утонула в болоте и не успела передать послание.
Тем временем зенитчицы с Васковым стараются обхитрить диверсантов и отвести их подальше от объекта. Они возле привала немцев стали валить деревья под видом лесорубов. Когда враги их разоблачили, то в перестрелке погибли все девушки.
Анализ произведения
История создания
История создания произведения интересна. Михаил Шолохов был на охоте, где встретился с незнакомцем. Они разговорились, и малознакомый человек открыл писателю душу, рассказав свою жизнь. Шолохов не смог остаться равнодушным к услышанному, трагическая судьба этого человека потрясла его. Писатель захотел рассказать эту историю, но к работе приступил только спустя 10 лет.
Он вынашивал идею, думал, как лучше написать. Когда же решил всё перенести на бумагу, то выполнил задуманное за несколько дней. Рассказ напечатали в канун нового 1957 года в газете «Правда», а затем его зачитали по Всесоюзному радио. Последовал взрыв читательских откликов. Произведение задело душу каждого советского человека: война была ещё жива в памяти, и ни одну семью не миновало горе, принесённое ей.
Тема, идея, проблематика
Главная тема рассказа — человек на войне.
Война ставит людей в крайние обстоятельства, при которых раскрывается вся глубинная сущность каждого человека. До войны Андрей Соколов жил, как большинство советских людей, ничем не выделялся. Жестокие испытания показали, на что способен этот человек, какова сила его духа.
Идея (основная мысль) рассказа: простой советский солдат, прошедший мясорубку войны, плен, концлагерь, потерявший самое дорогое — семью, остался чутким человеком, и судьба его похожа на судьбы миллионов советских людей, сумевших вернуться к нормальной жизни и сохранить в себе человечность.
Проблематика:
- Нравственный выбор, который каждый делает сам: не согнуться перед врагом, выдержать или стать предателем.
- Человечность — одна из проблем. Главному герою Соколову приходится столкнуться с трудностями, потерять близких, но он не ожесточился, не хочет мстить. Он увидел сироту и пожалел его.
- Любовь проходит через весь рассказ. Соколов хранит в сердце память о своей семье, и даже смерть родных не может стереть эту память, в основе которой любовь.
- Семья — одна из главных человеческих ценностей. Семья – это опора, без которой жить трудно. Когда Соколов потерял семью, он потерял смысл жизни. Появился маленький мальчик, ставший его новой семьёй, и у героя появился смысл жизни. Автор донёс мысль, что и Родина – это большая семья всех советских людей, которую надо беречь и защищать.
- Взаимовыручка — необходимость во взаимоотношениях людей, особенно находящихся в плену. Многие люди смогли сохранить в себе человечность, помогая друг другу.
- Способность к подвигу показана без пафоса и излишней патетичности. Автор показывает, что подвиг заключается в выполнении своих обязанностей перед семьёй и Родиной. Андрей сделал всё, что было в его силах, чтобы принести пользу родной стране.
- Особое место занимает проблема счастья. Автор показал, что люди хотят быть счастливыми в любое время. И сражались они на войне за счастье всех людей.
- Сила духа русских людей, которая позволила одержать победу над немецко-фашистскими захватчиками.
- Война и всё, что связано с ней, без прикрас.
- Проблема измены Родине показана через отношение людей к предателю. Он не получает поддержки и чувствует себя одиноким среди всех, оставшихся верными отечеству.
- Нечеловеческая жестокость фашистов, с которой не может смириться главный герой.
Жанр и направление
Писатель сам определил жанр своего произведения, назвав его рассказом. События происходят за небольшой промежуток времени, задействовано небольшое количество героев и персонажей. Однако глубина рассказа такова, что его можно смело назвать эпопеей, так как широко обобщение. Такой была судьба многих советских людей в годы войны.
Рассказ написан на основе реальных событий. У всех героев есть свои прототипы. Поэтому направление рассказа реалистическое.
Заключение и выводы по произведению
Рассказ «Судьба человека» — свидетельство того, что дух человека сильнее его физической составляющей, сломить его невозможно, если человек в любых обстоятельствах остаётся верен своей совести — нравственной категории, позволяющей безошибочно отличить дурное от доброго. Андрей Соколов ни разу не пошёл против совести и выстоял.
Литература
Литературным дебютом и началом творческой биографии Бориса Васильева стала пьеса «Танкисты», вышедшая в 1954 году и посвященная смене поколений в армии послевоенной страны. Но спектакль, получивший название «Офицер», после двух пробных постановок в Театре Советской армии в декабре 1955 года был запрещен Главным политуправлением Советской армии без объяснения причин.
Борис Васильев
После этой неудачи Васильев продолжает заниматься драматургией. Его пьесу «Стучите и откроется» в 1955 году поставили театры Черноморского флота и Группы войск в Германии.
Васильев пробует свои силы и как сценарист. Здесь его работа дала щедрые всходы: по сценариям Бориса Васильева были поставлены художественные фильмы «Очередной рейс» и «Длинный день». А в 1971 году на экраны вышел фильм «Офицеры», получивший широчайшую известность.
Кадр из фильма «Офицеры»
Потом снова неудача. Первое прозаическое произведение Васильева «Иванов катер», как и пьесу «Танкисты», ждала непростая судьба. В 1967 году повесть была принята Твардовским к публикации в «Новом мире», но произведение увидело свет только в 1970 году.
Что такое настоящая слава, Борис Васильев узнал в 1968 году, когда в популярном журнале «Юность» вышла его знаменитая повесть «А зори здесь тихие…». С этого года начинается долгое и успешное сотрудничество писателя с журналом «Юность». На его страницах впервые увидели свет лучшие произведения Бориса Васильева. Всего через год повесть «А зори здесь тихие…» была поставлена на сцене театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов. А в 1972 году повесть была успешно экранизирована Станиславом Ростоцким. Потом – еще две экранизации.
Кадр из экранизации романа «А зори здесь тихие…» (1972)
К теме войны Борис Васильев обращается в большинстве своих произведений. Повести «В списках не значился», «Завтра была война», рассказы «Ветеран», «Великолепная шестерка», «Вы чье, старичье?», «Неопалимая купина» — это все Великая Отечественная война. Все названные произведения экранизированы. Некоторые по несколько раз.
Произведение «Не стреляйте белых лебедей» появилось в печати в 1973 году и сразу заняло особое место среди книг автора. Главный герой романа Егор Полушкин – рядовой лесник, который вступается в неравную схватку с браконьерами за вверенную ему территорию леса. В результате Егор гибнет, как и лебеди, которых он защищал от злодеев. Вывод, к которому подводит читателя Васильев, – уязвимость добра, необходимость его защиты всем миром, а не в одиночку.
Кадр из экранизации романа «Не стреляйте белых лебедей»
Роман «Были и небыли», увидевший свет в 1977 году, Борис Васильев посвятил своим предкам, судьбе русской интеллигенции. В книге описывались события XIX века, русско-турецкой войны, в которой участвовали два прадеда писателя.
Еще одна грань творчества Васильева – исторические романы. В последние годы из-под пера Бориса Львовича вышел целый ряд романов на тему ранней истории Руси: «Вещий Олег», «Александр Невский», «Князь Святослав», «Владимир Красное Солнышко», «Владимир Мономах».
Кадр из экранизации романа «А зори здесь тихие…» (2015)
Борис Васильев открыто выражал свою поддержку Перестройке, а затем и новому режиму, который установился при Борисе Ельцине и Владимире Путине. В конце 80-х писатель стал депутатом I Съезда народных депутатов СССР. А вскоре он сдал партийный билет КПСС. В 1993 году подписал «Письмо сорока двух» – публичное обращение либерально настроенной интеллигенции к президенту с просьбой применить силу при разгоне Верховного Совета.
В 2000-е годы Васильев повторно занялся общественной жизнью, заняв место в Комиссии при Президенте Российской Федерации по правам человека.
Экранизации
- «Очередной рейс» (1958)
- «Сержанты» (1958)
- «Длинный день» (1961)
- «След в океане» (1964)
- «Королевская регата» (1966)
- «На пути в Берлин» (1969)
- «А зори здесь тихие» (ТВ) (1970)
- «Офицеры» (1971)
- «А зори здесь тихие» (1972)
- «Самый последний день» (1972)
- «Иванов катер» (1972)
- Самый последний день (телеспектакль) (1973)
- «Одиночество» (ТВ) (1974)
- «Аты-баты, шли солдаты…» (1976)
- «Не стреляйте в белых лебедей» (1980)
- «Вы чьё, старичьё?» (1982)
- «Подсудимый» (1985)
- «По зову сердца» (1986)
- «Наездники» (1987)
- «Завтра была война» (1987)
- «Вы чьё, старичьё?» (1988)
- «Завтра была война» (телеспектакль) (1990)
- «В той области небес…» (1992)
- «Я — русский солдат» (1995)
- «А зори здесь тихие» (телесериал) (КНР, 2005)
- «Peranmai» (там. «Доблесть») (Индия, 2009)
- «А зори здесь тихие» (2015)