Презентация на тему ««весенние перевертыши» в. тендрякова»

Презентация на тему "«весенние перевертыши» в. тендрякова" по литературе для 2 класса

Краткое содержание Весенние перевёртыши Тендряков для читательского дневника

Год: 1973 Жанр: повесть

Главные герои: школьник Дюшка Тягунов, его друг Минька, Римка Братенева – первая любовь

В рассказе В.Тендрякова “Весенние перевертыши” повествуется о двенадцатилетнем мальчике – Дюшке Тягунове, которому жилось легко и весело, хотя он не был отличником и иногда позволял себе ослушаться взрослых.

Однажды произошло событие, которое нарушило его беззаботное существование. Перелистывая страницы сборника стихотворения А. Пушкина, он с удивлением отметил сходство соседской девочки Римки Братеневой с Натальей Гончаровой. Теперь очередная встреча с ней на фоне проснувшейся природы поселка Куделино была особенной. Мальчик старался скрыть нахлынувшие на него чувства. Смело дал отпор хулигану Саньке, который издевался над лягушками, кидая их в мишень за городом. На душе так ничего и не менялось. Чувствовались неуверенность, стыд и одиночество.

Вернувшись домой, он случайно услышал разговор родителей о подарке отца в виде букета белых нарциссов пятнадцатилетней давности.

За прошедшую ночь в сознании мальчика многое изменилось. Радостное, неизвестное ощущение чего-то нового становилось для него привычным чувством. Даже Минька это заметил. Но подобное состояние пошло во вред. В школе он получает выговор от учителя математики за нерешенную задачу. Встреча в коридоре с Санькой сопровождается молчанием и бездействием обоих. Главный герой видит в нем врага, поэтому носит в портфеле кирпич как средство защиты от него.

Глядя на Римку, весь мир радует Дюшку. Он по-новому воспринимает окружающих, с трепетом рассказывает о красоте природы, с гордостью об отце инженере, о матери, которая спасает жизни людям. От счастливого Дюшки, с которым “мир играет в перевертыши”, Минька убегает без оглядки.

На пороге дома его ожидает разгневанный учитель, после ухода которого родители наказывают сына и обращаются за помощью к семье Левки Гайзера. На следующий день Дюшка получает книгу из рук Левки, от которой не может найти покой ночью, а утром чувствует себя умным и повзрослевшим. Он проявляет жалость к Миньке, который страдает от семейных проблем.

После уроков тайны мироздания перевешивают желание проводить Римку. В спортзале он беседует о Вселенной и дает обещание Левке сделать в будущем научное открытие. После этого разговора и прочтения книги Дюшка с интересом садится решать задачи.

Во время одной из вечерних прогулок главный герой выходит на улицу без кирпича. От набросившегося на него с кулаками Саньки спасает вовремя подоспевший отец Митьки.

По дороге на день рождения к Богатову Дюшка раскрывает тайну возрождения Гончаровой. За праздничным столом он становится свидетелем разговора взрослых о счастье.

Следующий урок математики вызвал у учителя восторг. Дюшка первым и правильно решил задачу. Похвалу получил он и от Левки. Окрыленный славой, решил проводить Римку домой. Однако мир “вновь играл в перевертышей” – девочка ушла с Левкой.

Однажды учитель увидел выпавший из портфеля Дюшки кирпич. Теперь все знали, что он обезоружен. Встретив Саньку, Дюшка услышал за спиной смех Римки, вся его ненависть вылилась в драку. После этого все отвернулись от обезображенного мальчика.

В тот день, когда в учительской преподаватели разбирали вопрос о том, чей кирпич, вина пала на Дюшку. Тогда на его защиту встал Минька, который позже вооружился кухонным ножом, чтобы отомстить Саньке.

Однажды в дом Тягуновых ворвался испуганный отец Богатова, сообщив о ранении сына ножом. На переливание крови, которое было необходимо больному, согласилась мать Дюшки. В этот же вечер его отец предложил Богатову Никите помощь с работой. Под утро хозяин вернулся домой с букетом цветов.

Этой весной Дюшка продолжал любоваться портретом Гончаровой, вспоминая Римку. Встретив ее на реке, он узнал, что Левку интересуют только книги, с сожалением понял, что сам ей безразличен.

Читать краткое содержание Весенние перевёртыши. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание «Весенних перевертышей» Тендрякова

Читая Пушкина, тринадцатилетний Дюшка Тягунов делает открытие: на Наталью Гончарову похожа Римка Братенева, которая на класс старше мальчика. Он решает это проверить: выбегает на улицу, видит Римку, и что-то происходит в его душе.

На болоте Дюшка встречает Саньку и Левку, подростков старше его на два года. Санька любит издеваться над животными, вот и сейчас он поймал лягушку и заставляет ребят по очереди бить ее об стену. Самый слабый из ребят, Минька, отказывается. Дюшка защищает Миньку от Саньки, пробуя увести его, но Минька сопротивляется, он боится Саньки. На Дюшку в один день сваливаются любовь к Римке, ненависть к Саньке и одиночество от предательства Миньки.

Откуда знать мальчишке, что вместе с любовью приходит и ненависть, вместе с неистовым желанием братства — горькое чувство одиночества.

Дома родители заняты своими делами: отец говорит о производственных проблемах, а мать — о тяжелых больных. Отец даже забыл, что у них сегодня годовщина свадьбы, и родители не заметили, что сын пришел домой.

Чтобы защититься от Саньки, Дюшка кладет в портфель кирпич. Занятый мыслями о Римке, мальчик получает двойку по математике. Он обращается за помощью к Левке, чтоб тот научил его приемам борьбы, но тот отказывается. Дюшке остается надеяться только на кирпич.

Оказывается, как просто: для того чтобы жить без страха, нужен всего-навсего хороший кирпич.

Учитель математики жалуется Дюшкиным родителям, но они оправдываются тем, что слишком заняты на работе и не могут заняться сыном. Учитель считает, что отец Дюшки должен быть для сына примером, а вот от влияния такого отца, как у Миньки, он бы ребенка оградил. Дюшка обижается за своего друга, он знает, что Минька несчастен. Минькиного отца в поселке не любят, мать Миньки все время жалуется, что муж не зарабатывает, не заботится о семье, да и Минька ходит в рваных ботинках.

Отец Дюшки договаривается с Левкиным отцом: Левка поможет его сыну в учебе.

Минька жалуется Дюшке. Его отец добрый и непьющий человек, но они нуждаются. Мать плачет, что муж загубил ей жизнь, несмотря на то, что он ее любит. Слезы матери заставляют Миньку ненавидеть отца.

Однажды на Дюшку набрасывается Санька. Его защищает проходящий мимо Минькин отец. Узнав от Левки много нового о Пушкине, Дюшка воображает, что Римка — ожившая Наталья Гончарова. Своим наблюдением он делится с Минькой, который приглашает его на день рождения.

На дне рождения у Миньки Дюшка ближе узнает его отца. Для этого человека радость заключается в том, чтоб делать что-то полезное, вещи, еда для него значения не имеют. Мать Миньки придерживается противоположных взглядов. Отец несчастлив из-за безответной любви, а для матери муж и сын — обуза.

Дюшка исправляет двойку по математике. Он счастлив: ему кажется, что Римка вот-вот предложит ему дружить, и он сможет уговорить Минькину маму полюбить своего мужа. Но вскоре Дюшкин мир переворачивается — он видит Римку, идущую рядом с Левкой.

Учитель математики находит в Дюшкином портфеле кирпич и приносит его в учительскую. Узнав, что мальчик теперь безоружен, один из Санькиных дружков угрожает Дюшке — сообщает, что у Саньки есть нож. Переполненный ненавистью, Дюшка первый набрасывается на Саньку. Пытающемуся вмешаться Левке тоже достается. Римка шарахается от Дюшки в сторону.

Дома мать равнодушно перевязывает распухший нос Дюшки, а отец говорит о Минькином отце, как о «перекошенном человеке», и спрашивает Дюшку, хочет ли он стать таким же. И какое сыну дело до Саньки, который любит мучить животных? Доведя сына до истерики, родители спокойно укладывают его в постель.

Дюшку вызывают в учительскую. Там он объясняет, зачем в его портфеле лежал кирпич. Учителя не верят, что Санька опасен. Минька решает защитить друга. Он носит с собой нож, но Санька отбирает оружие и ранит им Миньку. Несмотря на то, что нож был Минькин, а Санька только защищался, Дюшка считает — виноват Санька. Отец с ним согласен. Мать Дюшки дает Миньке свою кровь.

Не в силах перенести несчастье, Минькин отец решает все бросить и уехать, но Дюшкин отец берется сделать из него человека.

Опасность миновала, и Минька идет на поправку. Дюшкиной маме хочется, чтоб ее похвалили, как маленькую, и отец приносит ей нарциссы. В их поселке нарциссы не росли, и Дюшкин отец съездил ночью на катере в город и оборвал городскую клумбу.

Дюшка извиняется перед Левкой и делится с ним своим открытием про Римку, но для Левки она обыкновенная девчонка, а не жена Пушкина. Дюшка признается Римке в любви, но девочка любит Левку, а он — только свои книжки. Мир снова переворачивается.

Краткое содержание «Весенних перевертышей» Тендрякова

Краткое содержание Тендряков Весенние перевёртыши

Главный герой рассказа «Весенние перевертыши» В.Ф. Тендрякова по имени Дюшка Тягунов жил в поселке Куделино. Мальчику тринадцать лет, живет с матерью, которая работает врачом и часто выходит в ночные смены, отец Дюши – инженер, занимается механической выгрузкой леса, он построил огромный кран, который Дюшка считает своим братом. У матери Дюшки затаилась обида на мужа за то, что тот дарил ей цветы целых пятнадцать лет назад. Днями у них бывает бабушка Клавдия Климовна, которая на все печально вздыхает.

Однажды, читая сборник Пушкина, главный герой замечает сходство Натальи Гончаровой с Римкой Братеневой. В это время девочка была на улице со своими подругами, а Дюшка вышел посмотреть, чтобы убедиться в том, что она похожа на жену Пушкина. Но он не смог поднять на нее глаза, молодой человек еще не понимает, что влюбился, и не знает, как объяснить себе свои чувства.

Был у Дюши Тягунова враг по имени Санька Ераха. Прогуливаясь по окраине болота, Дюшка заметил, как Санька убивает лягушек и заставляет это делать Миньку Богатова – хлюпкого, голубоглазого мальчика. Тогда главный герой вступился за беззащитного, и Санька возненавидел его. Ему даже пришлось таскать в портфеле кирпич на случай, если придется защищаться

Главный герой был очень умен для своих лет, как-то он даже увидел время и пытался объяснить Миньке, но тот его не понял. Но Дюшке плохо давалась математика, о чем переживал его учитель – Вася-в-кубе. Он дал совет родителям героя попросить Левку Гайзера заняться мальчиком. Тот дал Дюшке книгу об устройстве Вселенной, рассказал о бесконечностях и объяснил, как понять математику. Дюшка не сразу, но разобрался, и даже первый из класса решил одну сложную задачу. В этот момент главный герой чувствует себя счастливым, он думает, что Римка скоро предложит ему дружбу. Но мир играет с ним в «перевертыши» – герой увидел объект своей любви с Левкой Гейзером.

Жил в поселке один странный человек – Никита Богатов, который приходился отцом Миньке. Все считали его пропащим человеком, потому что не мог обеспечить семью. Но главный герой не понимал, за что его все так не любят, ведь он был очень добрым и любил жену и детей. Он даже спас Дюшку, когда Санька пытался на него напасть.

В конце концов, Дюшка не смог находиться в постоянном страхе перед его врагом, и первый на него напал. На школьном суде, когда все обвиняли главного героя, за него вступился Минька. Дюшка очень удивился этому, ведь всегда считал его трусом. Теперь Санька обозлился на мальчика и Минька чуть не поплатился жизнью. Для самообороны он положил нож под крыльцо, но в итоге Санька его же ножом порезал мальчика.

Мать Дюшки отдала на переливание свою кровь для Миньки, а Дюшка пообещал всегда его защищать. В то время, пока мать героя была в больнице, отец съездил в город за цветами – нарциссами, которые оборвал с клумбы.

В конце рассказа главный герой признается Римке в своих чувствах, а она рассказывает, что любит Левку, которому нужны только книги. Для Дюшки мир снова переворачивается.

Автор показывает нам отважного героя, который видел доброту в людях, который умел любить мир, несмотря на то, что тот зачастую играл с мальчиком в коварные игры. Можете использовать этот текст для читательского дневника

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Герои произведения

Персонажи повести – тринадцатилетние подростки. Они живут в небольшом посёлке, где все друг с другом знакомы. Главный герой – Дюшка Тягунов. Так зовут его одноклассники, друзья, даже родители. А его полное имя Фёдор, в честь отца, Фёдора Тягунова – инженера на сплаве.

Первая любовь Дюшки – Римма Братенёва, соседка, старше на год. Она даже не подозревает о том, что мальчик из её подъезда не просто влюблён в неё. Она для него идеал, как Натали Гончарова для А.Пушкина.

Минька Богатов – самый слабый из поселковых мальчишек. Объект насмешек и издевательств. Именно он поможет Феде Тягунову понять, что такое дружба.

Вася-в-кубе – так прозвали школьники своего учителя математики, потому что полное его имя: Василий Васильевич Васильев. Строгий, требовательный, но искренне болеющий душой за каждого из учеников.

Презентация на тему: » Проблема воспитания в повести В. Тендрякова «Весенние перевертыши»» — Транскрипт:

1

Проблема воспитания в повести В. Тендрякова «Весенние перевертыши»

2

Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. В.А. Сухомлинский

3

Его книги вызваны к жизни жаждой художественного познания действительности, стремлением писателя вынести свое суждение о ней, воззвать к нашему сознанию, воспитать или пробудить в читателе общественное неравнодушие. Е. Сидоров.

4

Что вы узнали о главном герое? Какое открытие сделал Дюшка? Что случилось на болоте у сарая? Как закончилась история с кирпичом?

5

Семейное воспитание – это доброе отношение друг к другу, это семейные традиции, это любовь и взаимопонимание. А каков характер отношений в семьях героев повести?

6

Что вы можете рассказать о семье Дюшки? Что вы можете рассказать о семье Дюшки? Кто его родители? Чем они занимаются? Кто его родители? Чем они занимаются? О чем заставляет задуматься родителей Дюшки учитель»Вася в кубе»? О чем заставляет задуматься родителей Дюшки учитель»Вася в кубе»? Почему Дюшка одинок в своей семье, хотя очень любит родителей и гордится ими? Почему Дюшка одинок в своей семье, хотя очень любит родителей и гордится ими? Когда Дюшкин отец понял сына? Когда Дюшкин отец понял сына?

7

Расскажите о семье Миньки. Расскажите о семье Миньки. Почему Минька стесняется своего отца? Как Никита Богатов относится к сыну? Почему Минька стесняется своего отца? Как Никита Богатов относится к сыну? Как вы считаете, изменятся ли отношения в семье Миньки? Как вы считаете, изменятся ли отношения в семье Миньки? Что сказано в повести о семье Саньки Ераха? Что сказано в повести о семье Саньки Ераха? Можно ли понять, почему Санька такой злой и жестокий? Можно ли понять, почему Санька такой злой и жестокий?

8

Кто же формирует личность? Родители Школа Социум

9

Из какого стихотворения читал строки Дюшка? Назовите полное имя главного героя. Где жил Дюшка? Назовите имена родителей героя. Как звали учителя математики? Какую книжку Дюшке дал Левка Гайзер?

10

Просмотр фрагмента кинофильма Просмотр фрагмента кинофильма «Весенние перевертыши» «Весенние перевертыши» Дюшка взрослеет, учится понимать непростые жизненные ситуации, сложные характеры окружающих его людей. Герой вступает во взрослую жизнь, и ему очень нужны понимание и поддержка.

11

Весна – прекрасное время года. Она заставляет героев: и детей, и взрослых — по-новому взглянуть на окружающий мир. Весна поражает, удивляет, преображает нас, и с нами происходят перевертыши…

12

Литература сайта ru.wikipedia.org/wiki Большая советская энциклопедия Б.Н.Бараков. Выдающиеся вологжане: В.Ф. Тендряков // Выдающие вологжане: Биографические очерки. Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005.

Краткий сюжет

Краткое содержание повести «Весенние перевертыши» сам автор привел в небольшом предисловии. Это встреча писателя с самим собой через тридцать восемь лет. Как и он когда-то, Дюшка Тягунов отстаивает свои идеалы.

Тринадцатилетний подросток неожиданно для самого себя осознаёт, что девочка, живущая по соседству, не похожа на остальных. Он сам себе боится признаться, что это и есть первая любовь. Переживая это новое для него чувство, он не может жить так, как было раньше.

Все школьники в посёлке подчинялись сильному, наглому хулигану Саньке Ерохе. Выполняли все его требования вопреки своим желаниям. Дюшка, повзрослев от осознания того, что он любит девочку, идёт наперекор силачу Ерохе, отказывается унижать слабых и издеваться над животными. В подростковом возрасте доказать правоту можно только силой. Так думает наш герой: силу можно победить только силой.

Неожиданно поддержку ему оказывает самый слабый из мальчишек – Минька Богатов. Ужасно боясь Саньку, он оказывает поддержку Дюшке, пытается его защитить. Сам при этом оказывается ранен ножом.

Цепь событий полностью перевернули мировоззрение Федора Тягунова – младшего. Научившись самостоятельно принимать решения, он уже не боится признаться Римке в любви. Но оказывается, что его первое чувство, так волшебно распустившееся весной, останется безответным.

Подробный пересказ «Весенних перевертышей»

Тринадцатилетний Дюшка Тягунов, возвратившись из школы, берёт с полки любимую книгу – томик А.С.Пушкина. Но не для того, чтобы почитать стихи. На одной из страниц портрет жены поэта – Натали Гончаровой. Она так похоже на соседку по подъезду Римку Братенёву. А за окном слышен её голос. Она болтает с подружками, даже не догадываясь, как прекрасна и как любима.

Не в силах сидеть дома Федя идёт на болото. Именно там, за недостроенными бараками, собираются поселковые ребята. Но сегодня там верховодит Сашка Ероха – жестокий, злой. Он второй силач в посёлке. Первый – Лев Гайзер. Он никого не боится. А Дюшка – только третий.

Так не хочется идти в компанию Сашки. Он наверняка заставит издеваться над животными. Но и уходить уже поздно. Ребята заметили его, ещё подумают, что струсил. Подойдя ближе, Дюшка видит, что издеваться заставляют над лягушками. Не нравиться это ребятам, но никто не может пойти против Ерохи.

У Фёдора всё перевернулось внутри: он влюблён, он взрослый, почему он трусливо должен подчиняться хулигану. И мальчишка даёт отпор. Схватив кирпич, он отстаивает не только себя, но и самого слабого в посёлке паренька, одноклассника Миньку Богатова. Теперь им вдвоём придётся отстаивать своё право не подчиняться силачу и хулигану Ерохе.

На следующий день, выйдя из дома пораньше, чтобы не пропустить Римку и идти в школу с ней, Федя неожиданно понимает, что за ночь наступила весна. Ещё вчера деревья стояли голые, а сегодня покрыты нежной зеленью. И Дюшка понял, что смог увидеть то, что недоступно: он увидел движение времени. Это открытие так поразило его, он почувствовал себя взрослым. Это и был тот момент, когда понимаешь: детство закончилось.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: