Части речи на позициях в предложении
|
Номер слова в предложении |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Существительное |
14.55 |
13.46 |
20.41 |
27.08 |
23.26 |
Глагол |
18.18 |
32.69 |
24.49 |
14.58 |
13.95 |
Местоимение-существительное |
23.64 |
15.38 |
18.37 |
4.17 |
20.93 |
Предлог |
7.27 |
11.54 |
10.20 |
16.67 |
6.98 |
Союз |
16.36 |
3.85 |
4.08 |
4.17 |
4.65 |
Прилагательное |
3.64 |
0.00 |
2.04 |
6.25 |
16.28 |
Наречие |
5.45 |
5.77 |
4.08 |
8.33 |
6.98 |
Местоимение-прилагательное |
3.64 |
3.85 |
6.12 |
8.33 |
2.33 |
Частица |
3.64 |
9.62 |
0.00 |
2.08 |
2.33 |
Местоименное наречие |
3.64 |
1.92 |
8.16 |
4.17 |
0.00 |
Числительное |
0.00 |
0.00 |
2.04 |
4.17 |
2.33 |
Числительное-прилагательное |
0.00 |
1.92 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
Междометие |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
Часть композита — сложного слова |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
|
Номер слова в предложении |
|
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Существительное |
19.05 |
21.95 |
36.84 |
18.42 |
27.03 |
Глагол |
21.43 |
21.95 |
7.89 |
10.53 |
16.22 |
Местоимение-существительное |
11.90 |
12.20 |
5.26 |
7.89 |
10.81 |
Предлог |
11.90 |
14.63 |
23.68 |
15.79 |
18.92 |
Союз |
7.14 |
9.76 |
13.16 |
10.53 |
5.41 |
Прилагательное |
14.29 |
4.88 |
2.63 |
10.53 |
16.22 |
Наречие |
7.14 |
7.32 |
5.26 |
2.63 |
2.70 |
Местоимение-прилагательное |
2.38 |
4.88 |
0.00 |
13.16 |
0.00 |
Частица |
0.00 |
0.00 |
2.63 |
2.63 |
2.70 |
Местоименное наречие |
2.38 |
2.44 |
2.63 |
2.63 |
0.00 |
Числительное |
2.38 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
Числительное-прилагательное |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
5.26 |
0.00 |
Междометие |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
Часть композита — сложного слова |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
|
Номер слова в предложении |
|
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Существительное |
29.73 |
27.78 |
36.11 |
30.56 |
34.29 |
Глагол |
13.51 |
13.89 |
8.33 |
13.89 |
8.57 |
Местоимение-существительное |
13.51 |
2.78 |
5.56 |
5.56 |
20.00 |
Предлог |
18.92 |
11.11 |
11.11 |
13.89 |
5.71 |
Союз |
8.11 |
8.33 |
8.33 |
8.33 |
5.71 |
Прилагательное |
5.41 |
19.44 |
22.22 |
11.11 |
11.43 |
Наречие |
5.41 |
11.11 |
5.56 |
5.56 |
5.71 |
Местоимение-прилагательное |
0.00 |
5.56 |
2.78 |
5.56 |
0.00 |
Частица |
2.70 |
0.00 |
0.00 |
2.78 |
2.86 |
Местоименное наречие |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
2.78 |
2.86 |
Числительное |
2.70 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
2.86 |
Числительное-прилагательное |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
Междометие |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
Часть композита — сложного слова |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
0.00 |
Буквы и знаки препинания
Всего букв |
7323 букв |
Всего знаков препинания |
332 знаков |
Знак |
Кол-во (шт.) |
Средн. кол-во на 1000 слов (шт.) |
, запятая |
234 |
163.41 |
. точка |
47 |
32.82 |
— тире |
6 |
4.19 |
? вопросительный знак |
7 |
4.89 |
! восклицательный знак |
3 |
2.09 |
… многоточие |
0.00 |
!.. восклицательный знак с многоточием |
0.00 |
?.. вопросительный знак с многоточием |
0.00 |
!!! тройной восклицательный знак |
0.00 |
?! вопросительный знак с восклицанием |
0.00 |
» кавычка |
0.00 |
() скобки |
2 |
1.40 |
: двоеточие |
21 |
14.66 |
; точка с запятой |
12 |
8.38 |
Буква |
Кол-во (шт.) |
Частота использования (в %) |
А |
571 |
7.80 |
Б |
101 |
1.38 |
В |
336 |
4.59 |
Г |
141 |
1.93 |
Д |
272 |
3.71 |
Е-Ё |
643 |
8.78 |
Ж |
141 |
1.93 |
З |
103 |
1.41 |
И-Й |
590 |
8.06 |
К |
279 |
3.81 |
Л |
380 |
5.19 |
М |
247 |
3.37 |
Н |
484 |
6.61 |
О |
802 |
10.95 |
П |
211 |
2.88 |
Р |
299 |
4.08 |
С |
363 |
4.96 |
Т |
355 |
4.85 |
У |
236 |
3.22 |
Ф |
11 |
0.15 |
Х |
80 |
1.09 |
Ц |
32 |
0.44 |
Ч |
96 |
1.31 |
Ш |
72 |
0.98 |
Щ |
21 |
0.29 |
Ь-Ъ |
100 |
1.37 |
Ы |
185 |
2.53 |
Э |
16 |
0.22 |
Ю |
41 |
0.56 |
Я |
172 |
2.35 |
|
Образ повествователя и его функции
В одном из писем к И.А. Бунину М. Горький писал: «Вы для меня — первейший мастер в литературе русской, — это не пустое слово, не лесть.. .»120, -тем самым отмечая не только талант писателя и друга в построении сюжетов, создании ярких, запоминающихся образов, но и его языковое чутье: «Двадцатипятилетняя работа Ваша, полная ревностной любви к родному языку, — красота его всегда тонко чувствуется Вами, — эта еще не оцененная работа дает нам радостное право сказать, что Вы являетесь достойным преемником тех поэтов, которые породнили русскую литературу с европейской, сделали ее одним из заме-чательных явлений XIX века» . И действительно, И.А. Бунин вошел в историю мировой литературы как величайший стилист, мастер слова, способный на1 крохотном пятачке текста, оперируя некоторым набором слов, создать неповторимые образы, пейзажи, передать настроение. В свое время Борис Пастернак, осуждая в автобиографических заметках собственную поэтическую молодость, говорил: «Я забывал, что слова сами по себе могут что-то заключать и значить, помимо побрякушек, которыми их увешали» . У Бунина этих «побрякушек» нет. Его слово веско, точно, «всегда что-то в себе содержит, что-то значит» , как отмечал Н. Любимов. Третья глава данной работы посвящена языковым особенностям цикла «Темные аллеи», так как художественная речь произведения.является важнейшей составляющей стиля. Это одна из стилевых доминант, поскольку понятие «стиль» в литературоведении связано, в первую очередь, с языком. Как отмечает А.Б. Есин, «литературный образ может существовать не иначе, как в словесной оболочке» , ведь литература — искусство именно слова. Слово, язык — «первоэлемент» литературы, благодаря которому «все детали изображенного мира … получают художественное бытие»125. Нельзя отвергать и тот факт, что речь нередко является одним из средств характеристики персонажей, ведь они «неизменно проявляют себя в словах»126. Именно словами герои высказывают свои мысли, чувства, которые нередко содержат в себе и авторский взгляд на мир. И тогда способ, манера, характер «говорения» персонажа выдвигаются в центр произведения, становятся главными
В этой части работы мы обратимся к речи бунинских персонажей, попытаемся определить роль монологов и« диалогов, обратим внимание на проблему «автор — герой», каким образом эти отношения реализуются на речевом уровне. Но прежде всего, обратимся к особенностям повествования
Как отмечает А.Б. Кременцов, в эпических произведениях, к которым относится и цикл «Темные аллеи», отчетливо выделяются две речевые стихии: речь героев и собственно повествование (текст эпического произведения минус прямая речь героев)127. В любом эпическом произведении «запечатлевается манера воспринимать действительность, присущая тому, кто повествует, свойственные ему видение мира и способ мышления»128. В связи с этим возникает образ повествователя, понятие, которое вошло в литературоведческий обиход благодаря трудам Б.М. Эйхенбаума, В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, Г.А. Гуковского. Правомерность этого образа как самостоятельного оспаривалась, повествователь нередко отождествлялся с автором. Как отмечается в Словаре литературоведческих терминов, повествователь — это «носитель авторской речи в прозаическом произведении»129. Однако это не совсем так. Повествователь — это не автор, а еще один герой произведения, устами которого излагается сюжет. Если автор — реальный человек, то повествователь — созданный им образ. Безусловно, они близки, но не являются единым целым. Образ повествователя — особый. Это очень специфическая форма художественного воспроизведения человека. Повествователь, как отмечает В.Е. Хализев, «является посредником между изображенным и читателем, нередко выступая в роли свидетеля и истолкователя показанных лиц и событий»130. Обычно-в художественном произведении не говорится о судьбе повествующего, о его взаимоотношениях с действующими лицами, как дисал Т. Манн, этот образ «невесом, бесплотен, вездесущ»131. Но «чуткий к словесному искусству читатель видит в рассказе, повести или романе не только сообщение о жизни персонажей с ее подробностями, но и выразительно значимый монолог повествователя»132. Основное, а зачастую единственное средство его создания — речь, за которой «просматривается определенный характер, спо-соб мышления, мировоззрения» . Именно речь, манера говорить дает читателю представление об образе повествователя, о складе его ума и чувств, о егохарак-тере, который обнаруживается «не в его действиях и не в прямых излияниях души, а в своеобразном повествовательно-описательном монологе»