Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Когда помещик Пётр Петрович и Ермолай на охоте за тетеревами попали под дождь, они поехали в Алексеевку, хуторок, принадлежащий матери помещика.
Переночевав там во флигельке, Пётр Петрович пошёл побродить по саду и дошёл до пасеки. Рядом с ней был амшаник — плетёный сарайчик, в который на зиму ставят ульи.
Пётр Петрович заглянул туда и пошёл прочь, но остановился — его кто-то тихо позвал, назвав по имени-отчеству. Он подошёл к подмосткам в углу и увидел на них очень худую женщину, укрытую одеялом. Её голова была похожа на икону старинного письма. Кожа у неё была бронзового цвета, нос очень узкий, губ почти не было видно, а глаза были светлые, мертвенные. Женщина сказала, что она Лукерья, которая была запевалой и водила хороводы у матушки Петра Петровича.
Барин был поражён, он не понимал, как красавица Лукерья превратилась в такую мумию. Женщина рассказала ему, почему с ней случилось несчастье.
Лет 6–7 назад Лукерью помолвили за буфетчика Василия. Однажды ночью она вышла на крыльцо, чтобы послушать соловья. Вдруг ей почудилось, что Васин голос позвал: «Луша!..» Она спросонья оступилась и упала с крыльца. От удара о землю у неё что-то внутри словно порвалось. С тех пор Лукерья стала сохнуть. Она почернела, только лежала, не пила, не ела.
Барыня показывала её лекарям, посылала в больницу, но лекари не знали, что за болезнь у Лукерьи. Они пытались лечить, но безрезультатно. Лукерья совсем окостенела, и её привезли сюда, к родственникам.
Василий потужил да и женился на другой. Прошлой весной он приходил к Лукерье, разговаривал с ней.
За Лукерьей присматривают добрые люди. Она привыкла к своему положению и считает, что некоторым людям ещё хуже живётся: тем, у кого нет пристанища или глухим, слепым.
Чтобы не впадать в мысленный грех, Лукерья приучила себя не думать и не вспоминать, а только смотреть и слушать. Иногда она читает молитвы, но нечасто, так как считает, что не нужно просить Бога ни о чём — он лучше знает, что ей нужно. Лукерья считала, что Бог её любит, потому что послал ей испытание.
Пётр Петрович предложил Лукерье поместить её в хорошую больницу, но она отказалась, так как знала, что это бесполезно. Она сказала, чтобы Пётр Петрович не жалел её, так как к ней ходят молодые крестьянки, странницы, рассказывают ей новости. Да ей и одной хорошо. Она песни поёт и учит песням девочку-сиротку. И Лукерья спела барину песню «Во лузях».
На вопрос Петра Петровича, спит ли она, Лукерья ответила, что спит редко, но видит хорошие сны, во сне она всегда молодая и здоровая. Она рассказала барину о трёх своих снах: про Христа, про покойных родителей и про свою смерть.
Когда Пётр Петрович стал прощаться, Лукерья попросила, чтобы он уговорил свою матушку хоть немного сбавить оброку со здешних бедных крестьян, так как у них мало земли. Барин обещал ей это сделать.
Пётр Петрович поговорил о Лукерье с хуторским десятским. Тот сказал, что её в деревне прозвали «Живые мощи», что она ни на что не жалуется, а только благодарит людей.
Через несколько недель Пётр Петрович узнал, что Лукерья скончалась. Ему сказали, что в день кончины она слышала звон колоколов, но не из церкви, до которой 5 вёрст, а сверху.
Краткое содержание Тургенев Живые мощи
Рассказчик и герой, по имени Ермолай, идут вместе на охоту на тетерева. Начинается сильный дождь. Продолжать находиться без прикрытия в такую погоду могло нанести здоровью героев серьезный вред. Они пытаются найти выход из сложной ситуации. Рассказчик вспоминает, что неподалеку от той местности, где они охотятся, есть село Алексеевка. Мать рассказчика имеет небольшой хутор в этой деревушке.
Герой никогда не бывал там. Он был рад найти какой-либо кров, поскольку ужасная дождливая погода не оставляла ему другого выхода. Два охотника направились в Алексеевку. Герои переночевали в хуторке. Утром автор решил походить вокруг домика и посмотреть окрестность. Рядом с хуторком был сад. Он имел очень убогий и плачевный вид. Было видно, что сад уже долгое время заброшен. Никто не ухаживал за ним уже долгое время. У садика был небольшой плетеный сарайчик.
Рядом с этим сараем герой заметил какую-то фигуру. Она напоминала мумию. Приближавшись, главный герой заметил, что мумия на самом деле женщина. Ее звали Лукерией. Она была больна. Черты лица Лукерьи выдавали какой красавицей она была раньше. Теперь от ее красоты ничего не осталось. Бедняга так похудела и иссохла, что действительно ничем не отличалась от мумии. Бедняга рассказала своим гостям, что все началось семь лет тому назад. Она упала с крыльца. Это стало причиной бесконечных болезней. Теперь она не могла даже двигаться. В деревушке Лукерью называют «Живые мощи». Эта бедняга совершенно не винила судьбу за такую учесть. Рассказывала, что совершенно довольна жизнью.
Своими страданиями они искупали грехи всех ближних. Она отказалась от помощи врачей. Ее единственной просьбой было убавление оброка крестьян. Лукерья беспокоилась и думала только об окружающих ее людях.
Оцените произведение:
3.76
Голосов: 167 Читать краткое содержание Живые мощи. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Смысл произведения «Живые мощи»
Тургенев на примере образа горничной Лукерьи, тяжело заболевшей и без нареканий несшей свой крест, показывает насколько может быть терпелив и вынослив простой русский люд. Живя под гнетом крепостного права, в бедности и горе, сохраняет любовь к ближнему и окружающей среде, прощает обидчиков и помогает слабым, душой и сердцем предан Богу.
Даже в неподвижном состоянии Лукерья не чувствует себя несчастной, ведь есть случаи и похуже. Так и русский мужик терпит, думая, что это еще можно вынести, некоторым еще тяжелее. Он еще не готов к решительным действиям, открытой борьбе за улучшения своего состояния.
Автор сознательно подводит к мысли: как Лукерья, что прошла все испытания и мучения, но веры не потеряла, так и человек должен верить в счастливое будущее.
В своем произведении он также убеждает нас в том, что основные качества характера человека — сила и мощь души. Они присущи главной героине. Она даже в другой мир уходила достойно и с радостью.
История написания
Впервые «Живые мощи» были напечатаны в 1774 году. Произведение вошло в состав литературного сборника «Складчина», который собрал в себя произведения русских писателей в пользу голодающих Самарской губернии. Рассказу Тургенев дал подзаголовок — «отрывок из „Записок охотника“».
Произведению присущи автобиографические черты. Они выражаются в особенностях рассказа:
События разворачиваются в Алексеевке
Там располагалось одно из имений матери Ивана Сергеевича.
Прототипом главной героини стала девушка Клавдия, с которой автор встречался в первой половине 40-х годов.
Образ девушки по имени Евпраксия, с которой автор был близок в 17-летнем возрасте, он также взял во внимание для создания Лукерьи. В юные годы она была живой и жизнерадостной личностью, но затем болезнь навсегда приковала девушку к постели и заставила ее усыхать
Именно она и напомнила автору живые мощи.
Конфликт между героями
В романе «Живые мощи» И. С. Тургенев создает конфликт между главными героями — двумя братьями, Николаем и Павлом. Николай, старший брат, представляет собой типичного интеллигента, который живет в городе и занимается литературным творчеством. Павел же — молодой человек, который живет в деревне и занимается земледелием.
Конфликт между братьями возникает из-за различия в их взглядах на жизнь. Николай считает, что истинное счастье можно найти только в духовном развитии, в творчестве и в поисках истины. Павел же считает, что настоящее счастье можно найти только в материальном благополучии, в заботе о земле и о своей семье.
Конфликт между братьями достигает своего пика, когда Николай приезжает в деревню к Павлу и начинает критиковать его образ жизни. Николай убежден, что Павел живет неправильно, что он зря тратит свое время на земледелие, вместо того чтобы заниматься духовным развитием. Павел же не согласен с братом и убежден, что его образ жизни — это единственный правильный путь к счастью.
Таким образом, конфликт между героями в романе «Живые мощи» является конфликтом между двумя разными мировоззрениями. И. С. Тургенев показывает, что каждый из героев имеет свои сильные и слабые стороны, и что истинное счастье можно найти только тогда, когда человек находит баланс между духовным и материальным миром.
Темы и символика
Рассказ Ивана Тургенева «Живые мощи» затрагивает несколько основных тем, которые являются ключевыми для понимания произведения.
Одной из главных тем рассказа является мощи. Возможно, сам символический смысл термина «живые мощи» неясен сразу же. В данном контексте, мощи – это останки святых, которые хранятся в церквях и приносят успокоение и надежду многим верующим. Тургенев использует это символическое значение мощей, чтобы выразить идею о силе веры и возможности находить поддержку и покровительство в святости.
В рассказе также присутствует тема идеализма и реализма. Основной герой, Михаил Петрович, представляет идеалистическое восприятие мира, мечтает о вечной молодости, красоте и любви. Однако, встреча с Марьей Ивановной и её реалистическим мировоззрением приводит его к осознанию неизбежности старения и окончательной потери молодости.
Тема искусства и творчества также присутствует в рассказе. Марья Ивановна, будучи художницей, выражает свои мысли и эмоции через свои работы. Её портреты передают её внутренний мир и отражают её противоречивую натуру. Искусство служит средством самовыражения и способом выразить своё видение мира для героев рассказа.
Таким образом, рассказ «Живые мощи» Ивана Тургенева затрагивает важные темы мощей, идеализма и реализма, а также искусства и творчества. Символика и использование данных тем помогают автору передать сложность и противоречивость человеческой природы.
Основные темы рассказа
Рассказ «Живые мощи» Ивана Тургенева затрагивает несколько основных тем, которые поднимаются автором через художественное изображение жизни и внутреннего мира главных героев.
Религия и смерть: Одной из главных тем рассказа является рассмотрение религиозных вопросов и отношения к смерти. Автор создает противопоставление между рациональностью и нерастраченной силой религии на примере героев — атеиста Селина и верующего монаха Лаврентия.
Нравственный выбор: Рассказ повествует о внутреннем конфликте героев и их поиске смысла жизни
Литературные образы главных героев отражают насущные вопросы нравственности и морали, вступающие в противоречие с собственной сущностью и внешним миром.
Противоречия общества: Тургенев обращает внимание на социальные противоречия того времени, особенно на противостояние двух миров — дореволюционного духовенства и новых либеральных идей. Автор подчеркивает способность человека к меняющимся идеалам и постоянно растущей потребности в поиске истинного смысла.
Теология и философия: В рассказе присутствуют цитаты из богословских и философских произведений, которые помогают читателю лучше понять и интерпретировать основные идеи рассказа
Автор поднимает вопросы о бесконечности, судьбе, смысле жизни и смерти.
Это лишь несколько из тем, затронутых в рассказе «Живые мощи» Ивана Тургенева. Через изображение сложных внутренних миров героев, автор предлагает читателю задуматься над вечными вопросами человеческой жизни и поиском истинного смысла.
Символика и образы
В рассказе «Живые мощи» Ивана Тургенева присутствует обилие символических образов, которые помогают читателю лучше понять основные идеи произведения.
Одним из ключевых символов в рассказе являются живые мощи. Это главная тема произведения, которая символизирует конфликт между традициями и новыми идеями. Живые мощи представляют собой останки святого, которые считаются святыми и приносят людям утешение и надежду. Однако герои рассказа, особенно главный герой Шпрыгин, относятся к этим мощам скептически и сомневаются в их реальной ценности.
Также в рассказе можно выделить образы природы. Природа выступает в произведении как символ умиротворения и гармонии
Картины прекрасной природы русской деревни описываются с большой любовью и вниманием к деталям. Отступление вроде сада – предмет популярного освещения в русской литературе
Также в рассказе «Живые мощи» можно заметить образы праздников и праздничной атмосферы. Праздники символизируют радость, общение, счастье и культурную традицию. Они противопоставляются серости и мрачности повседневной жизни, становясь своего рода побегом от реальности.
В целом, символика и образы в рассказе «Живые мощи» помогают передать основные темы произведения и глубину чувств героев. Они помогают читателю понять внутренний мир персонажей и осмыслить противостояние традиционных ценностей и новых идей.
Смысл финала книги «Живые мощи»
Рассказ заканчивается смертью девушки. Вполне естественно, что такой печальный финал несомненно огорчил бы внимательного читателя, но не в этом случае. Ведь для Лукерьи, постигшей Господнее таинство, смерть – это не только избавление от нечеловеческого мучения и боли. Это прежде всего переход в Небесное Царство, где ее ждет, как свою невесту Христос. Она с нетерпением ждет своей кончины и уходит счастливая.
Лукерья знает, что скоро умрет, и очень рада встрече с барином Петром из ее прошлой здоровой и веселой жизни, но он не узнает в ней прежней красавицы.
Он искренне предлагает помощь бедняге, но девушка ничего не желает. Может только немного опиума, чтобы немного поспать.
Жалеет девушка только о своей утраченной длинной и пышной косе, что в данной ситуации выглядит совсем нелепо.
И только перед его уходом решается попросить, чтобы господин похлопотал перед матушкой об уменьшении подати местным крестьянам. Но он молчит, хотя о лекарстве повторяет, что пришлет.
По видимому, он даже не будет говорить с матерью об этом и вскоре забудет, какое дело богатым до нужд крепостных. Он никогда бы не узнал и о Лукерьи, если бы не дождь, который помешал охоте и не занес его в это глухое селение.
Уникальность стиля
В рассказе Тургенев описал Лукерью поэтично и красиво. Те вещи, что обычно вызывают страх и отвращение, выглядят прекрасно и почти божественно. Ее окаменелое лицо, холодные руки и бедный, когда-то поющий голос — все это автор описал так, словно она произведение искусства или ценная древняя статуя.
Сны больной имеют особую смысловую и образную роль в произведении. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал началом болезни. А последний, в котором сама Смерть говорит, что скоро заберет ее, становится причиной ее кончины. Можно смело предположить, что и другие сны Лукерьи были вещими, и те, где ее забирает Небесное Царство, и где родители благодарят за молитвы.
Сравнение с другими произведениями Тургенева
Сравнивая «Живые мощи» с другими произведениями Тургенева, можно заметить, что в этом романе автор обращается к теме религии и веры более явно, чем в других своих работах. В «Отце и сыновьях» и «Дыме» Тургенев также затрагивает эту тему, но не столь глубоко и не столь проникновенно, как в «Живых мощах». Кроме того, в этом романе автор обращается к теме национальной идентичности и проблемам русской интеллигенции, что делает его особенно актуальным и интересным для современного читателя. В целом, «Живые мощи» являются одним из наиболее глубоких и философских произведений Тургенева, которое заслуживает внимания и изучения.
Презентация на тему: » Анализ рассказа И.С.Тургенева «Живые мощи». Совершенствовать умение выражать свои мысли, чувства, понимание и оценку произведения Совершенствование навыков.» — Транскрипт:
1
Анализ рассказа И.С.Тургенева «Живые мощи»
2
Совершенствовать умение выражать свои мысли, чувства, понимание и оценку произведения Совершенствование навыков проблемно- тематического изучения произведения, художественно-языковых средств Укрепление представлений о межтекстуальных связях произведени Навыков самостоятельной интерпретации художественного произведения. Цели урока:
3
Цели урока: Поиск ответов на важнейшие жизненные вопросы Обращение к вековым свойствам русского национального характера Углубление проблемы антикрепостнической направленности тургеневских рассказов Перевод диалога Лукерьи и рассказчика в общий разговор автора, героев, учителя, учеников
4
Работа с эпиграфом. Используем к.1. Рассказ Тургенева своеобразный ответ на вопрос, поставленный в стихотворении Тютчева, прочитав его, понимаешь, «что сквозит и тайно светит в наготе твоей смиренной». Работа с названием рассказа Используем к.2Подумайте о смысле заглавия. Какие определения вы бы к нему подобрали? Какое это заглавие? Может быть, к нему подойдёт одно из слов, которые мы записывали на уроке русского языка?
5
Работа с текстом текстом. Какой пейзаж предваряет встречу? Как выглядит Лукерья? На первый взгляд пейзаж контрастен. В чём? (вольный воздух, движение, простор – и неподвижность, темнота). Состояние рассказчика (чувство телесной бодрости,«дышал всей грудью») и Лукерья (« вздохнула с трудом. Грудь ей не повиновалась – так же, как и все остальные члены») Какие ощущения вызывает у рассказчика внешний вид Лукерьи? Рассказчик поражён телесной немощью Лукерьи по контрасту со своим состоянием и тем, какой он помнит её? Какой была раньше Лукерья? Сравните два портрета. Какие чувства испытывает рассказчик? Что предлагает?
6
О чём она просит? Как вы оцениваете способность Лукерьи и вообще личности смотреть на себя глазами человека горшей, чем у неё судьбы. Состояние «осенённости». Работа со словарём «Христианство». Способность к «осеянности», интуитивному постижению Божественного присутствия в жизни человека, мира. Перечитаем пейзажную зарисовку. Так ли контрастен пейзаж? Чужд ли он героине? О чём нам рассказали сны Лукерьи? Видит сны, полные глубокого христианского смысла. Как люди воспринимают произошедшее с Лукерьей? Имеет ли для неё значение их отношение? Если бы она о нём узнала, было бы ей, как вы думаете, обидно?
7
Запишите качества Лукерьи (терпеливая, мудрая, несёт свой крест, воплощает силу духа русского человека, праведница ). Зачитываем, дополняем. Вспоминаем смысл понятия «праведник», которым занимались при изучении «Очарованного странника» Лескова. Кого из героев изученных произведений напоминает Лукерья в своей праведности? Ученики продолжают письменную работу. Итоговая работа с карточкой 3. Определяем главную мысль урока и записываем её в оставленное в начале урока место.
8
Задание Иностранцу не понять истоки «долготерпенья», которые Тютчев объясняет «тайным светом». Что это за «тайный свет», который наполняет жизнь русского человека особым смыслом? Какой синоним можно подобрать к слову «долготерпенье»?
9
К-1 Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймёт и не заметит Гордый взор иноплемённый, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя
10
«Мощи – нетленное тело угодника божьего» (словарь В.И.Даля) «Мощи – останки людей, считаемых церковью святыми. Заимствовано из ст.-сл.языка, в котором является формой мн.ч. к сущ. мошть – «сила». Буквально означает «силы, способные совершать чудеса» (этимологический словарь под редакцией Н.М.Шанского) «Мощи – высохшие останки святых, считаемых церковью святыми. Живые мощи (перен.: об исхудалом человеке)» (словарь С.И.Ожегова). Задание 2 Ознакомьтесь с определениями словарей
11
Определите главную идею нашего урока. Варианты: «Сам себе человек помогай!» «Дай Бог всем здоровья» «А вы меня не слишком жалейте, право» «А мне ничего не нужно, всем довольна» Тайны русской «живой» души. Праведница в рассказе Тургенева. Поэтика рассказа Тургенева «Живые мощи» «Послал он мне крест – значит, меня он любит. «Тайный свет» русского человека в рассказе «Живые мощи»
Особенности стиля
Лукерья описана очень поэтично. То, что должно бы внушать страх и отвращение, красиво, почти божественно. Её лицо окаменелое, голос поющей женщины бедный, колеблющийся, как струйка дыма. Её крохотные пальчики холодны, а тёмные веки, опушённые золотистыми ресницами, похожи на веки древних статуй. Во всём образе Лукерьи есть какое-то окаменение, окостенение, так что рядом с ней каменеет и рассказчик. Эта неподвижность контрастирует с движением жизни вокруг.
Особую смысловую и образную нагрузку несут сны Лукерьи. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал причиной её болезни. Последний её сон, в котором Смерть предсказывает ей время её кончины, сбывается. Надо думать, что правдивы и остальные сны, в которых Иисус забирает её в Царство Небесное и родители благодарят за молитвы.
-
«Живые мощи», краткое содержание рассказа Тургенева
-
«Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
-
«Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
-
«Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
-
«Первая любовь», анализ повести Тургенева
-
«Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
-
«Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
-
«Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
-
«Малиновая вода», анализ рассказа Тургенева
-
«Месяц в деревне», анализ пьесы Тургенева
По произведению: «Живые мощи»
По писателю: Тургенев Иван Сергеевич
«Живые мощи», анализ рассказа Тургенева
История создания
Рассказ Тургенева «Живые мощи» был напечатан в литературном сборнике «Складчина», составленном из трудов русских литераторов в пользу голодающих Самарской губернии, в 1774 г. У рассказа был подзаголовок — «Отрывок из «Записок охотника»».
Замысел рассказа относится к периоду до 1852 г., но он не вошел в первое издание «Записок охотника». В рассказе есть автобиографические черты. Действие происходит в Алексеевке, одном из имений матери Тургенева.
Прототипа героини рассказа Лукерьи звали Клавдией, с ней Тургенев встречался в первой половине 40-х гг. Другой прототип Лукерьи — калека Евпраксия, которая была красавицей, когда с ней был близок 17-летний Тургенев.
Литературное направление и жанр
Рассказ «Живые мощи» принадлежит к реалистическому направлению. В нем отразилась психология человека, переносящего страдания с терпением.
Проблематика
Проблема отношения человека к собственным страданиям и к страданиям других. Истоки силы и слабости человека, сочувствие и сострадание к ближним.
Основная проблема — долготерпение русского народа.
Сюжет и композиция
Эпиграфом к рассказу стала цитата из стихотворения Тютчева о том, что русскому народу свойственно долготерпенье.
Рассказ имеет рамку. Барин попадает на хутор случайно, из-за дождя, мешающего охоте. Большая часть рассказа — разговор с Лукерьей, в котором есть и ретроспекция о ее прошлом.
Конец — повествование о ее скорой смерти.
Герои
Лукерья — 29-летняя женщина, за 6 лет болезни превратившаяся из высокой, полной белокожей красавицы, хохотуньи, плясуньи и певуньи в мумию.
Лукерья принимает как должное все выпавшие на ее долю испытания. В ее голосе рассказчик не слышит жалоб. Лукерья в ее положении сочувствует другим людям, которым хуже, чем ей.
К таким она причисляет тех, у кого нет пристанища, кто не может видеть, слышать, говорить, распознавать запахов. Она радуется за своего бывшего жениха Василия Полякова, который, потужив, женился на Аграфене из Глинного, доброй женщине.
Лукерья благодарна тем добрым людям, которые за ней ходят, но не ждет помощи: «Кто кому помочь может? Кто ему в душу войдет? Сам себе человек помогай».
Рассказчика больше всего поражает, что Лукерью даже радует ее положение, потому что она лишена возможности грешить. Она чувствует себя причастной к жизни своего хутора, не оторванной от церкви . Лукерья также чувствует себя частью всей природы.
Положение Лукерьи делает ее подобной святым. К этой мысли отсылает название-оксюморон. Лукерья внешне похожа на умерших святых.
Как многие мученики, она терпит физические страдания, так что даже не всегда может спать. Ее жизнь — полноценная жизнь христианской души.
Она совсем не может читать, хотя и умеет, потому что не может удержать книгу, только молится.
Жизненная философия этой женщины состоит в том, чтобы никого не обременить. Даже свечку она не жжет, потому что жалко, даже Богу много не молится, чтобы не наскучить.
Лукерья чувствует свою пользу: она передает девочке-сиротке, которая ходит к ней, свое умение петь песни, а знает она их множество.
Единственное, о чем просит Лукерья — уговорить барыню уменьшить оброк для крестьян. Жалеет она только о косе, которую пришлось отрезать.
Восхищения рассказчика ее терпением она отвергает, вспоминая о подвигах Симеона Столпника, Иоанна Затворника и Жанны д’Арк .
Барин-рассказчик
Рассказчик называет Лукерью несчастным, полумертвым существом. Проникнувшись сочувствием к Лукерье, он хочет везти ее в больницу, потому что она там «будет не одна». Он старается «для ее же пользы», рассуждая так же, как доктор, который обследовал Лукерью и не велел ей противиться: «Я для вас же, дураков, стараюсь».
Постепенно ужас перед несчастным существом сменяется в рассказчике несказанной жалостью.
Единственное полезное дело, которое барин может сделать для Лукерьи, — достать ей лекарство от бессонницы.
Особенности стиля
Лукерья описана очень поэтично. То, что должно бы внушать страх и отвращение, красиво, почти божественно. Ее лицо окаменелое, голос поющей женщины бедный, колеблющийся, как струйка дыма.
Ее крохотные пальчики холодны, а темные веки, опушенные золотистыми ресницами, похожи на веки древних статуй. Во всем образе Лукерьи есть какое-то окаменение, окостенение, так что рядом с ней каменеет и рассказчик. Эта неподвижность контрастирует с движением жизни вокруг.
Особую смысловую и образную нагрузку несут сны Лукерьи. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал причиной ее болезни. Последний ее сон, в котором Смерть предсказывает ей время ее кончины, сбывается.
Надо думать, что правдивы и остальные сны, в которых Иисус забирает ее в Царство Небесное и родители благодарят за молитвы.
«Живые мощи», анализ рассказа Тургенева
Тема русской и европейской культур
Тема русской и европейской культур является одной из ключевых в произведениях И. С. Тургенева. В романе «Живые мощи» автор проникновенно и глубоко анализирует различия между русской и европейской культурами, их взаимодействие и влияние друг на друга.
Одним из главных героев романа является немецкий музыкант Рудольф, который приезжает в Россию и влюбляется в русскую девушку Лизу. Рудольф представляет европейскую культуру, которая в то время считалась более развитой и прогрессивной, чем русская. Однако, в процессе знакомства с Лизой и ее семьей, Рудольф начинает понимать, что русская культура имеет свои уникальные черты и ценности, которые не могут быть просто заменены европейскими.
Тургенев в своем романе также обращается к теме религии и ее роли в русской культуре. Главный герой романа, Андрей, является священником и представляет русскую православную веру. Он сталкивается с ересью и сомнениями в своей вере, но в конечном итоге находит свой путь истинного покаяния и принятия веры.
Таким образом, тема русской и европейской культур является важным элементом романа «Живые мощи». Тургенев показывает, что каждая культура имеет свои уникальные черты и ценности, которые не могут быть просто заменены другими. Однако, взаимодействие и влияние друг на друга могут привести к более глубокому пониманию и уважению культурных различий.
Влияние и значение произведения
Рассказ «Живые мощи» И.С. Тургенева является одним из самых известных произведений русской литературы. Он оставил глубокий след в развитии русской прозы и имеет огромное значение в литературе и культуре в целом.
Это произведение Тургенева воплощает его основные литературные принципы и темы. Рассказ «Живые мощи» рассказывает историю о простом фермере, который обнаруживает человеческую кость на своих землях. Раскрытие тайны происхождения кости и ее значение для главного героя становится главным сюжетным поворотом в рассказе.
Важное значение произведения заключается в его способности поднять актуальные и глубокие философские вопросы. «Живые мощи» обращаются к вечным темам смерти, веры, смысла жизни
Рассказ задает вопросы, на которые трудно найти однозначный ответ, и призывает читателя задуматься над смыслом собственной жизни.
Особенностью произведения является его символический характер. Через найденную человеческую кость автор выражает свое отношение к смерти и отражает духовный кризис общества. Прозрение главного героя, его понимание единства жизни и смерти, служит символом преодоления этого кризиса.
Тургенев описывает духовность и моральные ценности русского народа через главного героя. Фермер, не разделяющий традиционные религиозные верования, находит в своем внутреннем мире ответы на многие вопросы. Таким образом, рассказ «Живые мощи» обращается к проблемам веры и научного мировоззрения, сталкивающимся в русской культуре.
Произведение внесло значительный вклад в развитие русской литературы и литературы в целом. «Живые мощи» стали образцом разнообразных литературных техник, особенно в области символизма и философии. Они оказали влияние на многих писателей и помогли развить новые направления в литературе.