История создания оды вольность радищева: «вольность», анализ произведения радищева

История создания оды вольность радищева. ода "вольность": анализ произведения. к оде «вольность»

Ода «Вольность»: краткое содержание

Пушкин свое стихотворение, следуя примеру Радищева, написал в форме оды. Начинается она с обращения к музе — грозной для царей певице свободы. Здесь же намечается тема — автор пишет, что хочет «воспеть свободу миру» и поразить порок на тронах. После этого идет изложение главного положения: для народного блага необходимо сочетать с вольностью святой мощные законы. Оно иллюстрируется примерами из истории (Павел I, Людовик XVI). Изображая исторические события (казнь Людовика во время французской революции, убийство Павла I в Михайловском дворце руками наемников), поэт относится с неприязнью не только к тирании, но и к тем, кто уничтожает поработителей, поскольку удары этих людей бесславны: они противозаконны и вероломны.

Призывая к восстанию самосознания, духа, Александр Сергеевич понимает важность разрешения конфликтов законным путем — именно на это указывает проведенный Пушкиным исторический анализ. Вольность следует попытаться добыть, избежав при этом кровопролития

Другой способ губителен как для тиранов, так и для самого русского народа.

Ода «Вольность», анализ которой предлагается вашему вниманию, завершается, как обычно, обращением к самому государю с призывом извлечь урок из вышесказанного.

Композиционная стройность помогает нам наблюдать за движением чувств и мыслей поэта. Словесные средства выражения содержания находятся в соответствии с ним. Ода «Вольность», краткое содержание которой представлено выше, — образец высокого художественного совершенства.

Центральная тема

В стихотворении «Вольность» Пушкин описывает актуальную для того времени проблему — бесправие простых граждан. Поэт выступает против абсолютной монархии, бичует её за «довольность» творящимся беззаконием, проповедует равенство и гуманное отношение к людям, воспевает свободу и торжество закона. Такова тематика произведения. Главные пороки, которые автор вскрывает в «Вольности»:

  • вседозволенность правящих особ;
  • тирания;
  • беззаконие.

Эти явления были характерны для начала и середины XIX века, и у населения не было никаких рычагов давления на монарха. Законы составлялись так, чтобы с их помощью можно было защищать интересы власти и карать простого русского человека.

Гражданская позиция в оде прослеживается довольно отчётливо. Пушкин выразил свои убеждения, не думая о том, что его может настигнуть гнев особы, восседающей на троне. Государственные проблемы волновали его больше, чем собственное благополучие. Поэт видел выход в установлении законов, которые распространялись бы на все слои общества и защищали интересы не только знати, но и бедного населения деревень.

Ода «Свобода»: анализ произведения

Буржуазная революция во Франции вызвала крах западноевропейского феодализма, борьбу угнетенных народов за свободу и рост их национального самосознания.

Тема свободы в творчестве Александра Сергеевича Пушкина

Через все творчество Александра Сергеевича проходит идея свободной России. Уже в ранних произведениях он выступал против деспотизма и несправедливости современного общественного строя, обличал тиранию, вредную для народа. Так, в 16 лет он написал стихотворение «Лициния», а в 1818 году — одну из самых страстных песен, посвященных свободе, «К Чаадаеву», в которой слышится вера в то, что страна «проснется ото сна».

Создание оды «Вольность»

Однако наиболее ярко и полно взгляды Пушкина выразились в его знаменитом платье «Вольность», написанном в 1817 году, вскоре после его выхода из лицея. Он был создан в квартире братьев Тургеневых. Его окна выходили на место, где был убит Павел I, на Михайловский замок.

Влияние оды Радищева на пушкинскую

Само название говорит о том, что Александр Сергеевич взял за образец стихотворение другого русского поэта с таким же именем. Ода «Вольность» (Радищев), краткое содержание которой сходно с одноименным произведением Александра Сергеевича, все же несколько отличается от пушкинской. Постараемся ответить, что именно.

Пушкин подчеркивает, что его произведение связано с Радищевским вариантом одной строчки из поэмы «Памятник». Как и его предшественник, Александр Сергеевич прославляет политическую свободу и свободу. Оба поэта указывают на примеры торжества свободы в истории (Радищев — английскую революцию, происшедшую в XVII веке, а Пушкин — революцию во Франции 1789 года).

Ода «Вольность» Радищева — это призыв народа к революции, к свержению власти царя вообще, а направлена ​​Александра Сергеевича только против тех, кто ставит себя выше всякого закона «самодуров». Об этом пишет Пушкин («Свобода»). Анализ произведения позволяет сказать, что в своем творчестве он выражал взгляды ранних декабристов, которым симпатизировал и под чьим влиянием находился.

Особенности пушкинских од

Сила стиха Александра Сергеевича, его художественное мастерство придали этому произведению еще более революционное значение. Как призыв к открытой речи была воспринята молодежью ода ​​«Свобода», анализ которой предлагается в данной статье. Например, Пирогов, известный русский хирург того времени, вспоминая свои молодые годы, сообщает следующий факт. Говоря о политических взглядах Александра Сергеевича, отраженных в произведении «Свобода», один из его товарищей, еще будучи студентом, сказал, что революция нам на пути — так революция, «с гильотиной», как французская .

Строки, завершающие второй куплет, звучали революционно, в частности: «Тираны мира, трепещите!..»

Призывая к восстанию самосознания, духа, Александр Сергеевич понимает важность разрешения конфликтов правовыми средствами — именно на это указывает пушкинский исторический анализ

Ода «Вольность», анализ которой предлагается вашему вниманию, завершается, как обычно, обращением к самому государю, призывом извлечь урок из вышеизложенного.

Композиционная гармония помогает нам наблюдать за движением чувств и мыслей поэта. Вербальные средства выражения содержания находятся в соответствии с ним. Ода «Вольность», краткое содержание которой представлено выше, является образцом высокого художественного совершенства.

Революционное значение од

Ода «Вольность» (анализ выше) оказала значительное революционизирующее влияние на современников Александра Сергеевича Пушкина, использовалась в революционной агитации декабристами.

Вскоре поэт разочаровывается в своих прежних идеалистических представлениях о том, что монарх хочет сделать все возможное для улучшения жизни своего народа, ведь Александр Первый не мог решиться на радикальные реформы, которые положат конец крепостному праву. Россия все еще была феодальным государством. Дворяне, мыслившие прогрессивно, в том числе и друзья Александра Сергеевича, создавали для насильственного свержения самодержавия и тем самым для отмены крепостного права различные революционные общества.

Формально Пушкин не принадлежал ни к одному из них, но тот менталитет, который был родственен революционерам, привел к тому, что он осознал невозможность в России либеральных преобразований «сверху».

Популярные сегодня пересказы

  • Огнеопасный груз — краткое содержание книги Кассиля В школьный класс приходит человек по имени Афанасий Гурыч, чтобы рассказать свою фронтовую историю. Однажды ему с товарищем Клоковым поручили сопровождать пломбированный вагон с таинственным грузом
  • Эрнани — краткое содержание драмы Гюго События произведения разворачиваются в Испании шестнадцатого века. Первое действие начинается во замке, принадлежащем титулованной особе Руй Гомесу
  • Дон Карлос — краткое содержание пьесы Шиллера События происходят во времена царствования короля Филиппа II, в сюжет рассказа легли отношения между Доном Карлосом сыном короля и Филиппом вторым. Жена короля, на много моложе супруга, поэтому Филипп всё свободное время уделял ей
  • Спящая царевна — краткое содержание сказки Жуковского Сказка Спящая царевна Василия Жуковского, написанная в 1831 году, основана на классическом европейском сюжете о спящей красавице.

История создания

В 1817 году юный Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей, в котором воспитывались дворянские дети — будущие чиновники и верноподданные имперской власти. Однако благодаря прекрасным педагогам, привившим своим подопечным идеалы чести, свободы и равенства, учебное заведение, напротив, стало оплотом свободомыслия.

Стоит отметить, что война 1812 года изменила настроения в обществе, в частности, взгляды передового дворянства на самодержавие в России. Не стали исключением и молодые лицеисты, которые хотели видеть свое отечество свободным, сильным и просвещенным.

Все эти условия оказали большое влияние на Пушкина как поэта. Раннее творчество его отличалось пылкостью, свободолюбием, юношеским максимализмом. Одним из наиболее ярких произведений этого периода стало стихотворение «Вольность», написанное Александром Сергеевичем в 1817 году.

В момент написания оды вчерашний выпускник находился в гостях у братьев Тургеневых, в их питерской квартире на Фонтанке. Из окон открывался живописный вид на Михайловский замок, в котором в свое время был убит император Павел I. Скорее всего, эта картина и побудила молодого поэта написать достаточно смелое стихотворение.

При жизни Александра Сергеевича ода так и не была опубликована, более того, она стала одной из веских причин его ссылки в далекую Одессу. Впервые произведение стало доступно читателям лишь в 1856 году, когда Герцен напечатал его в лондонском сборнике «Полярная звезда».

Тропы и образы

Радищев упоминает в оде исторические события только как примеры удачного обретения народом свободы. Гражданина Радищева интересует собственная страна и современные события в ней. Потому в оде он вынужден прибегать к подтексту. То есть читатель должен был понимать, что Радищев говорит не о монархии и самодержавии вообще, а о Екатерине II, которую называет алчным гадом, а престол её надменным.

Сатирическое описание царской власти, где царь – только обнаглевший слуга народа, сопровождается сатирическим описанием власти церковной, злодея-царя поддерживавшей.

Образ народа в оде восхваляется едва ли не больше, чем сама вольность. Радищев даже называет народ господом, судьёй для царя. Труд народа Радищев считает настоящей ценностью страны. Народ, с точки зрения поэта, должен стать главным героем исторического процесса.

Аллегорично также описание будущего государственного устройства России, «содружество малых светил», Исследователи считают это прообразом федеративного государства.

Множество метафор связаны с тираническим правлением царя: «Тревожну волю усыпив, чугунный скиптр обвил цветами», «Август выю их давил», ярмо порабощенья, броня заблужденья.

Для описания положительных или отрицательных сторон жизни народа Радищев использует традиционные эпитеты, часто постоянные: златые плоды, тучные нивы, ленивый вол, надменное чело, подлая тварь, весёлые дни, надменный престол, сживая завеса нощи, кичливая и строптивая власть, кровавый пот.

Нередко Радищев пользуется библейскими метафорами. Тирания, которая всегда готова сменить вольность, называется хлябью разверстой, усыпанной цветами. Другие образы Радищев заимствует из античных источников: сравнение паросска мрамора белее, описание истукана, языческого божества.

Радищев полностью следует теории Ломоносова о трёх штилях и создаёт высокий стиль в том числе и с помощью многочисленных старославянизмов.

Работа на уроке

В рамках школьной программы это произведение А. С. Пушкина изучают в 9 классе. На уроке литературы учащиеся определяют идею оды «Вольность», анализируют композиционные и стилистические особенности. Задача преподавателя — донести до подростков эмоциональное содержание стихотворения и показать идейную близость с убеждениями декабристов.

Ученики знакомятся с нравственными идеалами, которыми жило пушкинское поколение. Они делятся впечатлениями, рассказывают, чем поразила ода. В свою очередь, преподаватель помогает выяснить, против каких явлений протестовал поэт. Подростки, разбившись на группы, выбирают из произведения цитаты, подтверждающие теоретический материал. Затем учащиеся отвечают на вопросы или готовят доклады, придерживаясь предложенного плана. Домашнее задание — сочинение, причём тему подростки выбирают из тех, что предлагает учитель.

Литературное направление и жанр

Александр Радищев – философ-просветитель. В оде реализуются две просветительские теории. Теория естественного права утверждает равноправие всех людей, независимо от их социального положения. Стремление к свободе естественно для каждого человека. Но это право зачастую нарушается властью, тиранами. Теория общественного договора состоит в том, что общество должно управляться не духовенством и царями, а по взаимному согласию граждан.

В России 18 века просветительство, наложившись на классицистическое направление в литературе, превратилось в литературное направление просветительского классицизма, классицистическое по форме и просветительское по содержанию.

Жанр оды – традиционный жанр классицизма, канонический жанр высокой лирики. Для оды характерна патетика. Обычно прославляются цари, властители. Часто они превозносятся, как боги в античных одах. Но Радищев восхваляет не царя или героя, а саму свободу. В основе оды «Вольность» тираноборческий пафос. Ода – образец гражданской лирики.

Ода – лирический жанр, не предполагающий эпического сюжета, несмотря на свои значительные для лирики размеры. Автор рассуждает, при этом упоминает исторические сведения, философские достижения современности.

Тема и проблемы

Основная тема — недовольство безраздельной властью императора в России, благоговение перед законом, признание идеалов свободы, признаки гуманизма и равноправия. В произведении Пушкин обнажает проблему, которая волновала умы современников первой половины XIX века — злоупотребление властью, абсолютная монархия императора

Автор отважно высказывает свою гражданскую позицию, так как глубоко переживает за простого человека, беззащитного перед властью

Произведение пронизано острыми переживаниями поэта. Оно призывает к активным действиям. Ода — форменный гимн революции, который подталкивает к переменам в жизни. Стихотворение пропитано болью автора о незаслуженном ограничении прав простого народа, показывая авторскую позицию Александра Сергеевича.

Пушкин считал, что закон всегда должен быть на стороне свободных проявлений народа, не дискриминируя и не сдерживая его. Властная элита должна издавать благочестивые и равенственные законы, своими действиями утверждая государственную несокрушимость.

Написание свободомыслящего стихотворения стало причиной отправки автора в изгнание. Ода — гимн преобразований, поощряющий к напористым и незамедлительным действиям, возвещающий о возвышенных верноподданнических чувствах, призывающий к разрешению проблемы неравноправия в обществе.

Дилемма авторитарности и недобросовестности властей, самобытность и суверенность в понимании поэта — главное в человеке. Александр Сергеевич свято верил, что личность ограничивают общество и господство, препятствуя ей создавать что-то новое. Проблема, которую поэт затронул в стихотворении, касается империи — орудия уничтожения гражданской инициативы.

Вольнодумие

Ода «Вольность» Пушкина вошла именно в ранний период творчества этого великого поэта. В то время он был слишком наивен и даже не мог догадываться о том, что существует цензура. Пушкин слишком отрыто высказывал свои мысли и думал, что имеет на это полное право.

Произведение «Вольность» Пушкина было написано им сразу после окончания Царскосельского лицея в 1817 году. К тому времени он уже не сомневался в своем предназначении в художественной литературе и больше всего мечтал о всеобщей свободе, которую часто воспевал в своих стихотворениях.

Уже в первых строчках оды «Вольность» Пушкина слышится призыв и готовность ради свободы пожертвовать всем, что у него есть, даже своим талантом. Стихотворные строчки звучат как заклинание: «Приди, сорви с меня венец…» В этом произведении есть предопределение его судьбы как гражданина и как поэта. Он убежден: раз Господь одарил его необыкновенным литературным талантом, тогда и не стоит растрачивать его на всякие пустяки. Пушкин считает свою цель необходимой, благородной и призывает: «Тираны мира! Трепещите!.. восстаньте, падшие рабы!»

Размер и рифмовка

Ода создана в традиционной для России 18 в. форме, начало которой положил Ломоносов. Каждая строфа состоит из 10 строк и написана четырёхстопным ямбом. Такая строфа называется децима.

В каждой строфе чередуются кольцевая, перекрёстная и парная рифмовка (первые и последние четыре строки – кольцевая или перекрёстна, центральные две строки – парная). Женская рифма чередуется с мужской.

Радищев намеренно использовал труднопроизносимые сочетания согласных, не заботясь о «гладкости» стиха. Так что не только читателю 21 в., но и современникам Радищева порой было трудно понять смысл стихов, а некоторые строфы до сих пор можно трактовать по-разному. Да и сам Радищев так характеризовал оду: «Смысл в стихах неясен, и много стихов топорной работы». Такая характеристика не умаляет достоинств произведения.

По произведению: «Вольность(Радищев)»

По писателю: Радищев Александр Николаевич

Осуждение самодержавия

В своих рассуждениях о предназначении человека Пушкин приходит к выводу, что государственная власть не должна передаваться по наследству, ее должен получить тот, кто более всего ее достоин. Поэтому Пушкин становится противником самодержавия, он видит и большую дремучесть, и безмолвную покорность народа. Поэт отмечает, что «стыдливо молчали» не только современники, но и простые люди Европы, в которой тоже творились беззакония. Он предрекает правителям воздаяние и непременную жизнь по закону.

Произведение «Вольность» Пушкина при его жизни так и не было опубликовано, только потом Герцен напечатает его во второй книге сборника «Полярная звезда» от 1856 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: