«месяц в деревне», анализ пьесы тургенева

Тургенев месяц в деревне сюжет. тургенев. месяц в деревне. на пороге любви. «месяц в деревне»

Читать краткое содержание Тургенев Месяц в деревне

Начинается пьеса с забавной сцены чтения романа «Монте Кристе». Невнимательная слушательница Наталья скоро прерывает чтеца, говоря, что теперь может ответить соседке, мол, в книжке никакой прелести нет. Зато, её цель достигнута. Здесь становится понятно, что Наталья заботится только о внешнем впечатлении.

Новый учитель, по сравнению особенно со стариком немцем, похож на глоток свежего воздуха. Алексей бодр, оптимистичен, строит прекрасные отношения с маленьким воспитанником Колей. Они вместе даже играют.

Веру очень впечатлил новый знакомый. Молодые люди вместе запускают змея, беседуют. Девушка влюблена, она очень внимательна к собеседнику. Выясняется, что оба они сироты, значит, по её мнению, должны стать родными душами. Но взрослая Наталья тоже влюблена, оказывается, в первый раз за всю жизнь. Ревнуя, она стремится выдать Веру за кого-нибудь… Но даже нет достойных кандидатов в их глуши.

Устыдившись, Наталья понимает, что всё-таки не может совладать со своими чувствами. Тем боле что выясняется – Алексей отдал бы предпочтение более зрелой женщине, «девчонка» его не интересует. Но развод также недопустим!

Учителю придётся уехать, чтобы ссоры, интриги в доме прекратились. Каждый старается сохранить своё лицо, несмотря на своё сердце.

Дом пустеет… Все уезжают…

Ислаев пытается работать, просматривает бумаги. Но мысли о Наталье и Михаиле не дают ему сосредоточиться. Он просит слугу пригласить к нему Михаила. Едва тот входит, Ислаев требует у него объяснений. Ракитин признается, что уже давно влюблен в его жену. Ислаев возмущен, но уверен в его порядочности. Ракитин заверяет Аркадия, что завтра же покинет их дом.

Михаил объявляет о своем отъезде, но Наталья Петровна холодна с ним. Ракитин уходит собирать вещи. Алексей выходит вслед за ним. Ислаева пытается просить у Верочки прощения. Но та не желает проявлять видимость благополучия

Шпигельский уговаривает Веру обратить внимание на Большинцова. К его удивлению, она не противится, так как в этом доме оставаться больше не может

Она соглашается на брак, и Шпигельский спешит получить свою тройку.

Приходит проститься Беляев и просит Веру передать Ислаевой прощальную записку, так как он немедленно отправляется в Москву. Как только Наталья Петровна появляется на пороге, Вера вручает ей послание. Ислаева глубоко потрясена: Алексей даже не пришел проститься. Супругу пытается утешить Аркадий, вполголоса ругая Ракитина. Он уверен, что она расстроена из-за Михаила. Вера уводит побледневшую Наталью Петровну.

Вбегают испуганные Анна Семеновна, Шааф, Лизавета Богдановна, Шпигельский и Коля. Им сообщили, что Наталье Петровне стало плохо. Аркадий уверяет их, что все в порядке. Коля ищет своего учителя, но Ракитин сообщает, что Алексей уезжает. Потрясенный Ислаев выходит их проводить, а Шпигельский берется их подвезти до города на новой тройке. Коля уходят с Шаафом на урок. Анна Семеновна вздыхает, что дом совсем пустеет. Лизавета Богдановна скромно говорит: «…и мне недолго здесь оставаться… и я уезжаю». Этими словами заканчивает Тургенев «Месяц в деревне». Содержание пьесы показывает, что все покидают этот дом.

Вариант2

В маленькой деревне происходит событие: появляется новый репетитор. Его появление нарушает складывавшийся годами быт имения Ислаевых. С первых дней новый учитель заинтересовал ребят, десятилетнего Колю и семнадцатилетнюю Веру своим непосредственным общением, интересными наблюдениями и работами.

Но еще больше новый человек заинтересовал женское население дома Ислаевых: его жену Наталью, да ее прислужницу, двадцатилетнюю Катю. Наталье Ислаевой давно наскучил однообразие их быта, пресытилась она и легким флиртом с другом дома Ракитиным.

Но увидев, как Вера общается с Беляевым (такова фамилия этого репетитора), она вспыхивает ревностью, сватает свою дочь за старого, но богатого купца, а после они вместе с Ракитиным, который ищет свою выгоду уезде соперника, решили просить учителя уехать.

И в круговерти этих любовных интриг вдруг все выясняется: Беляев поговорил с Верочкой, и они признались друг другу в своих чувствах, Ракитин, которого Ислаев застал с женой, объяснил свое поведение – и вдруг все покинули имение, спешно, не объяснив причин отъезда, Ведь их честность претила им заниматься адюльтерами, участвовать в любовных интригах.

Действие второе

Служанка Катя собирает в саду малину. От девушки добивается ответа на свое предложение руки и сердца слуга Матвей. Катя просит его не торопить события и немного подождать. Матвей недоволен. Ему кажется, что раньше девушка принимала его ухаживания с большей благосклонностью.

Завидев издалека Шаафа с удочкой, Матвей спешит уйти. Немец тоже пытается ухаживать за Катей, но тут появляются Ракитин и Наталья Петровна. Помещица хочет посмотреть на способности Шаафа в ловле рыбы. Все трое уходят к пруду.

Катя, оставшись одна, продолжает собирать малину и что-то себе напевать. На дорожку сада выходят Беляев и Вера. Они садятся на скамейку и стараются приладить хвост воздушному змею. Девушка расспрашивает Алексея о его жизни в Москве и учебе в университете. Сама рассказывает, что с малых лет осталась сиротой и воспитывалась в доме Ислаевых. Тоже была в Москве, училась там в пансионе для благородных девиц. Вера признается, что любит Наталью Петровну, но побаивается ее. Она всячески пытается показать свое расположение к молодому учителю, но не успевает этого сделать. Появляются Наталья и Ракитин.

Вера и Алексей уходят с надеждой, что у Коли уже закончился урок музыки. Можно запускать змея. Теперь на скамейку присаживаются Наталья Петровна и ее спутник. Катя прячется в малиннике.

Ракитин пытается узнать, почему Наталья в последнее время выглядит такой раздражительной. Этот разговор помещице не нравится, в еще большем раздражении она уходит. Ракитин подозревает, что Ислаева увлечена учителем Беляевым. Как раз в это время молодой человек идет навстречу.

Из завязавшегося разговора Ракитин узнает, что Алексей не любит читать и не знает иностранных языков. Юноша оказывается довольно простодушным и добрым, но далеко не интеллигентным человеком. Возвращается Наталья Петровна. Она заметно расцветает в присутствии Беляева. Юноша забавляет ее своей непосредственностью и скромностью. Наталья просит Михаила заняться воспитанием Алексея, а затем уводит Беляева запускать змея.

Мрачный Ракитин бредет следом. По пути он встречает Шпигельского и немолодого помещика Большинцева, который претендует на руку Веры. Ракитин уходит, не желая заводить пустую беседу.

Большинцев робеет перед встречей с Верой, поэтому доктор наставляет его, что и как нужно говорить девушке. В это же время Наталья, Вера, Коля, Беляев, Ракитин и Лизавета Богдановна идут на луг запускать змея. Большинцев и Шпигельский присоединяются к этой компании.

Анализ произведения. Душевная драма или эгоизм?

Характеры тургеневских героев раскрываются не столько в действии, сколько в монологах и диалогах. Не стала исключением и комедия «Месяц на суше». В первом акте читатель видит гостиную Ислаева. Ракитин читает книгу.

Все это обычный фон, но через него показана истинная суть происходящего. Наталье Петровне все не нравится, ее раздражает и то, что муж берет все с усердием, и то, что Ракитин безоговорочно во всем с ней соглашается.

Кажется, она ненавидит эту скучную гостиную, «натягивает» умные разговоры, и ей хочется естественных чувств и искренних поступков. Поэтому ее привлек молодой студент с «веселой, дерзкой внешностью». В разговоре с Ракитиным она подчеркивает, что Беляев совсем не такой, как они, что он человек из другого мира. Ч

итатель уже готов ей поверить: что это женщина, жаждущая простора, свободы от умных, но апатичных собеседников.

Но тут появляется Шпигельский с рассказом о девушке Вереницыной. А мудрый врач в ответ на жалобы Ислаевой на то, что ей скучно, говорит: «Вы моя госпожа, кто вас рассмешит? Вам это сейчас не нужно». У нее есть муж, и она держит рядом с собой Ракитина уже четыре года, теперь появился студент, что ее смущает.

Отсюда учащенный пульс, нервы, желчь. Шпигельский прописывает ей капли, но когда Анна Семеновна спрашивает, здорова ли Наташа, он отвечает: «Абсолютно».

С его точки зрения, все любовные переживания Ислаевой – всего лишь прихоть хозяина. Он этого не одобряет, но не гнушается использовать в своих корыстных целях. Предложение руки и сердца Веры она отвергла, заявив, что она всего лишь ребенок. Но, движимая ревностью, Ислаева возвращается к разговору о своем замужестве.

Наталья Петровна мучает Ракитина загадками и обращается к нему за помощью. Но при этом не скрывает своего отношения к Беляеву

Это стремление завладеть как можно большим вниманием и лаской говорит не столько о ее чувствах, сколько об эгоизме

Когда читатель слышит ее монолог о ненависти к себе, обещании любить только мужа, о ревности, о сожалении, читатель уже не верит в глубину ее переживаний. Именно этим мастерством Ивана Сергеевича восхищались современники. Как мастерски, в диалогах и монологах, Тургенев раскрывает драму «Месяца в стране.

Действие пятое

Ислаев пытается просматривать бумаги, но работать не может. Мысли о Наталье и Михаиле не позволяют ему сосредоточиться. Входит Анна Семеновна. Она предлагает свое посредничество, но Аркадий отказывается от таких услуг. Ислаев решает не откладывать неприятный разговор в долгий ящик и просит слугу позвать Михаила. Едва появляется Ракитин, Аркадий требует у него объяснений. Михаил пытается что-то туманно рассказать, но хозяин поместья прерывает его и задает прямой вопрос: любит ли он Наталью? Михаил вынужден признаться, что давно увлечен женой своего друга.

Аркадий не возмущается. Он уверен в порядочности Ракитина и считает его более подходящей партией для Натальи. Но расстаться с женой Ислаев не сможет. Михаил уверяет помещика, что завтра же уедет отсюда. Оба сходятся во мнении, что это будет лучшим решением конфликта.

Появляется Алексей, а Ислаев, сославшись на дела, уходит. Ракитин сообщает учителю о своем отъезде и о причинах такого решения. Он описывает отношение к нему хозяйки дома, ее вечные капризы и признания. Беляев хмурится, он прекрасно понимает, что его участь будет менее завидна.

В гостиную входят Наталья Петровна и Вера. Ракитин объявляет о своем отъезде, но помещица довольно холодна с ним. Михаил уходит, чтобы собрать вещи. Беляев неожиданно идет за ним.

Оставшись наедине с Верой, Наталья пытается просить прощения, но девушка не желает поддерживать видимость благополучия. Помещицу зовет Ислаев, и она торопится к мужу.

К грустной Вере подходит Шпигельский

Он уговаривает девушку обратить внимание на Большинцева. Вера, к удивлению доктора, не противится

Оставаться в этом доме она больше не может. Девушка соглашается на брак, и доктор спешит получить заработанную тройку.

В это время приходит проститься Беляев. Он тоже решил уехать. Цепкие коготки Натальи Петровны его пугают, да и пример Ракитина весьма наглядный. Алексей немедленно едет в Москву с Михаилом. Он просит девушку передать Наталье Петровне прощальную записку.

Вера вручает помещице послание, как только та появляется на пороге. Наталья глубоко потрясена: Алексей уезжает и даже с ней не простился. Бледную от переживаний супругу старается утешить Аркадий. Он вполголоса ругает вошедшего Ракитина, полагая, что Наталья огорчена известием о его отъезде. Вера уводит хозяйку.

Комедия «Месяц в деревне» была написана в Париже в 1848 -1850 гг., а напечатана только в 1855 гг. в № 1 «Современника». Она дважды отдавалась в печать под названиями «Студент» и «Две женщины», но была запрещена цензурой.

В характере Ракитина Тургенев изобразил собственные черты. В то время у него был сложный период с Полиной Виардо. Отношения Тургенева и её мужа чем-то напоминают отношения Ислаева и Ракитина.

Пьеса впервые была поставлена в Малом театре в Москве в 1872 г.

Литературное направление и жанр

«Месяц в деревне» относится к литературному направлению реализма. Тургенев изображает реалии современной эпохи и определённые социальные типы (дворянин, либерал, интеллигент Ракитин; помещик, деловой и положительный человек Ислаев; студент-разночинец Беляев). Они, а также психология героев, определяют конфликт и сюжетные ходы пьесы.

Тургенев в подзаголовке назвал пьесу «Комедия в 5 действиях». По приметам жанра это, скорее, драма. Сам Тургенев называл её повестью в драматической форме. Одна из рецензий отмечает с иронией: юмор, поэзия и глубина так тонко разлиты по тексту, что неуловимы.

Герои пьесы

Беляев Алексей Николаевич — студент-разночинец. Ему двадцать один год. Он еще молод и неопытен, но искренен, естественен и прост. По своей наивности он не замечает любовной связи, разбушевавшейся вокруг его персоны.

Ракитин Михаил Александрович — дворянин, друг дома Ислаевых, собеседник Натальи Петровны. В тридцать лет у него нет своей семьи, своей судьбы. Это особый тип «лишнего человека», «резидента». Он честен, умен, интеллигентен, но несчастлив по-своему.

Ислаев Аркадий Сергеевич – тридцатишестилетний помещик и владелец участка, в котором происходят события. Сердечный, скромный и добрый, он услужлив и нежен со своей женой Натальей Петровной.

Наталья Петровна — двадцатидевятилетняя хозяйка дома, жена Ислаева. Умная, страстная женщина, она не может сдержать своих чувств к Беляеву. Любовь толкает ее на поступки, заставляет лгать и уклоняться. Она делает других несчастными.

Остальные участники пьесы Тургенева «Месяц в деревне» (их имена также упоминаются в аннотации):

  • Верочка – семнадцатилетняя ученица Ислаевых. Она чиста и невинна. Коварное поведение Натальи Петровны вынуждает девушку согласиться на брак с Большинцовым.
  • Большинцов Афанасий Иванович — сорокавосьмилетний претендент на мужа Верочки. Хороший кандидат на брак по расчету, но глупый и трудный человек.
  • Шпигельский Игнатий Ильич — сорокалетний врач, который легко идет на компромисс со своей совестью ради наживы.
  • Анна Семёновна Ислаева — мать Аркадия Сергеевича.
  • Лизавета Богдановна — спутница Анны Семеновны.
  • Коля — десятилетний сын Натальи и Аркадия Ислаевых.
  • Шааф — учитель немецкого языка.
  • слуги — Матвей и Катя.

Путь в профессию

— Я учился в сельскохозяйственном училище, меня отправили в распределительный пункт в селе. Сначала я был не в восторге, год привыкал к новому месту. Я сам из города, и по понятным причинам мне было сложно адаптироваться к сельскому образу жизни. Я не понимал некоторых людей: многие пьют, из-за этого не ходят на работу и жалуются на плохую жизнь.

Забавный! Я думал, что если останусь здесь, то сам дойду до такой жизни. Но это не так. Самое главное работать. Моя специальность сложная, но мне нравится. Я всегда любила животных и именно поэтому выбрала эту профессию. С некоторыми людьми, честно говоря, ладить на работе сложнее.

Анализ произведения. Всеобщее бегство или осуждение?

Теперь не только Шпигельский видит в Ислаевой хищницу, но и Верочка, испытавшая на себе ее эгоизм. Разбитая судьба девушки не трогает Ислаеву, и если она и просит прощения у нее, то только для собственного спокойствия. Доверчивая Верочка в один день нравственно созрела. В день, когда была разрушена ее вера в людей, ее любовь. Ракитин, услышав, что Верочка и Беляев любят друг друга, восклицает: «Бедная женщина!» Самозабвенно преданный Ракитин искренне сочувствует Ислаевой. Но в конце концов ее эгоизм гонит и его из этого дома.

Жизнерадостный, искренний Беляев внес в дом струю свежего воздуха. Коля, не знавший настоящего детства, с первого же дня полюбил учителя. Настоящей радости жизни и искреннего общения не знала и Вера. Даже Ислаева, глядя на Алексея, поняла, что никогда не была молодой. Для Беляева Наталья Петровна была чем-то недосягаемым, «высшим существом». Он и не помышлял о сближении с ней. Тем не менее ее признание застало молодого человека врасплох: он надевает новый сюртук, вставляет в петлицу цветок. Он меняется, становится другим. И только насмешка Ракитина отрезвляет его.

Беляев принимает решение уехать. Перед отъездом говорит Верочке, что полюбил ее. Это их объединяет, это их общая моральная победа. Верочка тоже не желает больше оставаться здесь. Оскорбленный отношением Ислаевой Ракитин покидает дом. Давно озлобленный на бар Шпигельский заявляет, что его «присутствие здесь не требуется». Даже Лизавета Богдановна сообщает о своем скором отъезде. Ее последней фразой Иван Тургенев в «Месяце в деревне» как бы подчеркивает, что всеобщее бегство не что иное, как всеобщее осуждение. И только добряк Ислаев, скромный и сердечный, продолжает по-прежнему любить свою Наташу.

Герои

Беляев

– 21-летний студент, худой, стройный, с весёлым смелым взглядом. Ислаев называет его дичком, но именно эта естественность так нравится Наталье.

Беляев откровенно рассказывает Наталье о своём происхождении: никто не занимался его воспитанием, потому что отец был занят, ездил по соседям, оказывая свои услуги и так добывая свой хлеб.

Беляев показан в пьесе как человек передовых взглядов, который просит у Ракитина прочитать журнал, но не ради стихов или повестей, а ради критических статей. Всякое упоминание о Белинском а также название журнала в окончательной редакции отсутствует. Этим Тургенев добивается ослабления роли студента в пьесе и усиления в ней психологических мотивов вместо социальных.

Беляев наивен и не сразу понимает любовные интриги в доме. Но в финале ему кажется, что он словно занёс в этот дом чуму.

Ракитин

выражает точку зрения автора. Его рассуждения о любви повторяются и в других произведениях Тургенева. Ракитин считает любовь (и счастливую, и несчастную) настоящим бедствием, если отдаться ей полностью. Он сравнивает любовь с болезнью, от которой любящий хочет избавиться, жаждет покоя. Ракитин считает, что любить – значит быть порабощённым, заражённым, что рабство это томительно и постыдно. Он безропотно оставляет поместье, Беляева призывает к тому же, потому что «честь женщины такая важная вещь».

Ракитин влюблён в природу, тонко чувствует её красоты. Наталья Петровна так характеризует его отношение к природе: «Вы волочитесь за ней, как раздушенный маркиз на красных каблучках за хорошенькой крестьянкой».

Ислаев

– честный и откровенный человек. Он настолько сильно любит жену, что не пережил бы разлуки с ней. Ислаев предпочитает прямой разговор с другом-соперником, не опускаясь до ревности и коварства, при этом максимально щадит жену. Ислаев не слишком тонко чувствует нюансы человеческих отношений, не плетёт интриг и не видит этого в других. Таким образом, он даже не подозревает о любви жены к Беляеву, не понимает намёков Ракитина.

Наталья Петровна

– яркий образ «тургеневской» женщины. Она умная и страстная, чувства её глубоки. Тургенев признавался, что в пьесе «всё дело в Наталье Петровне». Её «страшное чувство» к Беляеву усиливается, постепенно нарастает. Для неё, как и для Ракитина, любовь подобна болезни, заставляющей врать и изворачиваться, делать несчастными других (желание из ревности выдать замуж Веру за Большинцова). Любовь толкает Наталью на подлые поступки. Она разглашает тайну Веры, выманив у неё полупризнание в том, что Вера влюблена в Беляева.

Наталья осознаёт мелочность своего поведения, противопоставляя благородство Беляева своей ничтожности. Она восхищается возлюбленным, превозносит его: «Я склонялась перед ним… Это человек! Я его ещё не знала».

Влюбившись, Наталья открывает в себе множество отрицательных качеств, сама себя не узнаёт. Она поражается тому, что ревнует к Вере, хочет выдать её замуж за старика: «Боже мой, не дай мне презирать самоё себя!» Она даже просит себе смерти.

В конце пьесы Наталья закрывает лицо руками и уходит в отчаянье. Она осталась в беде, некому помочь, все, кто знал о её любви, уезжают.

Верочка

– воспитанница Натальи. Она чиста и наивна, её влюблённость, возможно, даже не осознаётся ею. По словам Веры, именно коварное поведение Натальи превращает её в женщину, способную на месть. Её брак с Большинцовым – единственный выход, чтобы им с Натальей не тяготить друг друга. Читатель понимает, что подобный брак будет способствовать неудовлетворённости Веры и превращению её в будущем в подобие Натальи.

Большинцов

характеризуется в пьесе как глупый, тяжёлый человек. Он – прекрасный кандидат для брака по расчёту, но Вера, согласившаяся на такой брак из-за невозможности жить рядом с Натальей, вряд ли будет счастлива.

Доктор Шпигельский и Лизавета Богдановна

– контрастная пара, решающаяся на брак по расчёту и не ищущая любви. Шпигельский – хитрый и изворотливый человек, везде имеющий свою выгоду и легко идущий на компромисс с совестью. За уговор о браке с Верой Большаков обещает ему тройку лошадей.

Он обо всём осведомлён, но использует обстоятельства себе во благо. Именно эта пара – носители комедийного начала пьесы.

Действие третье

Шпигельский просит Ракитина повлиять на решение Натальи Петровны, чтобы выдать Веру за Большинцева. Доктор признается: за содействие и благополучный исход ему обещана тройка лошадей. Из кабинета выходит Наталья, поэтому Шпигельский тут же спешит уйти.

Помещица сообщает Михаилу, что Беляев ее занимает, но Ракитин быстро прерывает неприятный разговор. Он намерен выполнить поручение Шпигельского и требует от Натальи Петровны решить судьбу воспитанницы. Помещица признается, что еще не говорила об этом с Верой. Тогда Ракитин предлагает позвать девушку тотчас. Наталья растеряна, но не решается возражать.

Михаил вызывает Веру и оставляет дам. Хозяйка дома начинает разговор с прямого вопроса: согласна ли воспитанница выйти замуж за Большинцева? Девушка смеется, настолько нелепым ей кажется это предложение. Тогда Наталья старается выведать, не занято ли сердце Веры другим мужчиной, моложе и красивее. С трудом, но ей удается добиться признания: да, девушка влюблена в Беляева.

Наталья не в состоянии скрыть свою ревность и просит воспитанницу уйти. Вера понимает, что перед ней – соперница, убегает вся в слезах. Помещица тоже расстроена, ее мучает мысль о том, что Алексей отвечает Вере взаимностью.

Входит встревоженный Ракитин. Он просит прощения за резкие слова и уверяет Наталью в своей неизменной дружбе. Женщина просит дать совет. Михаил считает, что есть только один выход: Беляев должен уехать. Но и сам Ракитин не сможет больше оставаться в гостеприимном поместье Ислаевых. Наталья совершенно расстроена, все ее покидают. Она плачет на плече Михаила.

В это время входят Ислаев и Анна Семеновна. Они потрясены увиденной сценой. Наталья выбегает из комнаты, а ее супруг и свекровь устраивают допрос Ракитину. Взволнованный Михаил обещает дать объяснения позже. Поверив ему, Ислаев и Анна Семеновна уходят.

Ракитин возвращает Наталью Петровну и вызывает учителя, а затем оставляет их наедине. Помещица заявляет, что вынуждена отказать Алексею от места. Причиной она называет влюбленность своей юной воспитанницы. Беляев сильно смущен и соглашается, что ему лучше покинуть этот дом.

Наталья Петровна расспрашивает учителя о чувствах к Вере и с радостью узнает, что Алексей считает девушку приятным ребенком. После такой новости помещица просит учителя не торопиться с отъездом. Она еще подумает.

Герои пьесы

Беляев Алексей Николаевич — студент-разночинец. Ему двадцать один год. Он еще молод и неопытен, но искренен, естественен и прост. По своей наивности он не замечает разыгравшейся любовной интриги вокруг его персоны.

Ракитин Михаил Александрович — дворянин, друг дома Ислаевых, собеседник Натальи Петровны. В тридцать лет он не имеет своей семьи, своей судьбы. Это особый тип «лишнего человека», «приживалы». Он честен, умен, интеллигентен, но по-своему несчастен.

Ислаев Аркадий Сергеич — тридцатишестилетний помещик и хозяин усадьбы, где происходят события. Сердечный, скромный и добрый, он предупредителен и нежен со своей супругой Натальей Петровной.

Наталья Петровна — двадцатидевятилетняя хозяйка дома, жена Ислаева. Умная, страстная женщина, она не может сдержать свои чувства к Беляеву. Любовь толкает ее на подлые поступки, заставляет врать и изворачиваться. Она делает несчастными других.

Остальные участники пьесы Тургенева «Месяц в деревне» (в кратком содержании их имена также упоминаются):

  • Верочка — семнадцатилетняя воспитанница Ислаевых. Она чиста и невинна. Коварное поведение Натальи Петровны вынуждает девушку согласиться на брак с Большинцовым.
  • Большинцов Афанасий Иванович — сорокавосьмилетний претендент в мужья Верочке. Неплохой кандидат для брака по расчету, но глупый и тяжелый человек.
  • Шпигельский Игнатий Ильич — сорокалетний доктор, который легко идет на компромисс со своей совестью ради выгоды.
  • Анна Семеновна Ислаева — мать Аркадия Сергеича.
  • Лизавета Богдановна — компаньонка Анны Семеновны.
  • Коля — десятилетний сын Натальи и Аркадия Ислаевых.
  • Шааф — немец-гувернер.
  • слуги — Матвей и Катя.

Питание и медицина

В месяц на еду уходит около 200 рублей. Нас спасает огород и наше хозяйство: куры и свинки. В сельской местности, если у вас есть огород, это поможет сэкономить на сезонных продуктах, а куры и свиньи значительно снизят затраты на яйца и мясо. И свой намного вкуснее, чем тот, что купили в магазине. В селе есть магазин, но я часто стесняюсь покупать там продукты: много просрочек, да и наценка высокая.

Я ездил туда только в первые годы работы, часто занимая деньги, как и продолжают делать многие люди в селе. На сигареты в месяц трачу много, около 50 рублей. Я знаю, что это внушительная сумма, но я не могу бросить курить. Лекарства — нестабильная статья расходов. Слава богу, я сама редко болею, чаще мы тратим эти деньги на ребенка.

Поэтому трудно сказать, сколько выбрасывается в месяц. Можем дать 20 рублей, а можем дать больше 80.

Своя команда

Тогда Анатолий Эфрос назвал свой «Месяц в деревне» одним из самых захватывающих приключений, а зрителей и критиков — главным спектаклем театра на Малой Бронной в 1977 году.

Несмотря на то, что режиссер был вдохновлен варшавской постановкой, внешне его исполнение разительно отличалось. Вместо деревенских декораций на сцене были созданы металлические узорчатые конструкции. В стильном пейзаже они бродили, мечтали, спорили и признавались друг другу в любви в легких платьях, жилетках и шляпках по моде середины 19 века.

Наконец, металлические конструкции, изначально составлявшие дом, разошлись, показывая, что жители дома стали чужими друг другу. Декорации разработал начинающий 23-летний художник Дмитрий Крымов, сын Эфроса, проработавший в театре не первый год.

В постановке задействованы ведущие актеры — Леонид Броневой, Иван Шабалтас, Олег Вавилов, Михаил Козаков. Роль Натальи Петровны исполнила фаворитка Эфро Ольга Яковлева. Он знал ее еще со времен работы в Ленкоме. Там она сыграла главную женскую роль в его спектакле «104 страницы о любви».

Было много репетиций «Месяца на земле». Эфрос кропотливо прорабатывал текст фрагмент за фрагментом, вместе с художниками прорабатывал сцены

Ему всегда казалось, что он упускает что-то важное. Он понимал, что Наталья Петровна действительно груба и упряма, как он понял из текста, но искал, чем бы поддержать это на сцене, не только с помощью слов

Сочинения

Наталья Петровна — характеристика литературного героя

Пьесу «Студент» Тургенев задумал в 1848 году. Он тщательно работает над ней и в 1850 году отправляет Некрасову в Петербург. О скором выходе пьесы Тургенева уже объявили, и все ждали ее с нетерпением. Но цензура не допустила ее к печати. Лишь в 1855 году он смог напечатать комедию в «Современнике» под названием «Месяц в деревне».

Впервые пьеса была поставлена в 1872 году в Москве в Малом театре. В 1879 году — в Александровском театре. Роль Верочки исполнила М. Г. Савина, актрису настолько увлекла эта маленькая роль, что ее исполнением она поразила даже создателя комедии: «Неужели эту Верочку я написал?!» Тургенев был изумлен, увидев Верочку в исполнении Савиной. Пьеса прошла с огромным успехом и стала репертуарной.

Действие первое

В гостиной богатого помещика Аркадия Ислаева играют в карты трое: мать хозяйки имения Анна Семеновна, ее спутница Лизавета Богдановна и немецкий учитель Шааф. Жена Ислаевой Наталья Петровна вышивает у окна, а друг семьи Михаил Александрович Ракитин читает книгу.

Между Натальей Петровной и Ракитиным начинается разговор о новом учителе Алексее Беляеве, студенте из Москвы. Его наняли на лето тренировать сына Ислаева Колю. Помещик предлагает гостю понаблюдать за юношей и высказать о нем свое мнение.

Коля вбегает в гостиную и с энтузиазмом хвастается луком и стрелами, которые сделал для него учитель. Беляев входит сзади мальчика. Он вежливо приветствует хозяев и гостей дома, после чего уходит со своим подмастерьем кормить лошадей.

В это время слуга сообщает о новом госте — докторе Шпигельском, которого позвали к больному кучеру. Наталья Петровна жалуется врачу на плохое настроение, он советует женщине больше ходить и смеяться. Помещик тут же требует рассказать что-нибудь смешное.

Шпигельский сообщает, что дочь знакомого помещика не может выбирать между двумя женихами, любит обоих. Наталья Петровна недовольна этой историей, но считает, что одна женщина может любить двоих.

Игроки рассредоточились. Анна Семеновна и ее спутник выходят в сад. Немец расстроен потерей, и Ракитин пытается его утешить. Улучив момент, Шпигельский намекает Наталье Петровне, что один из его знакомых хочет жениться на Вере, ученице дома Ислаева. Помещица удивляется, она до сих пор считает семнадцатилетнюю девушку ребенком.

Коля и Вера вбегают в комнату. Им нужен драконий клей, который обещал сделать учитель. Но тут вмешивается Шааф и забирает мальчика учить немецкий. Доктор идет к своему пациенту, а Вера идет готовиться к ужину.

Наталья Петровна и Михаил Александрович останутся одни. Они говорят о своих чувствах друг к другу. Это больше, чем дружба, но Наталья замужем и никогда не изменит мужу.

Входит хозяин усадьбы, за ним учитель Беляев. Ислаев и Ракитин обсуждают строительство плотины, а потом отправляются проверять новую крылатую машину. Наталья Петровна расспрашивает Беляева о его семье, учебе, хвалит вокальные данные.

Шпигельский и Вера возвращаются. Девушка радостно бросается к учителю, но, заметив жену Ислаева, смущенно останавливается. Официант зовет всех к столу. Пропустив Беляева и Веру вперед, помещик обещает доктору подумать над его предложением о студентке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: