Ворон-челобитчик

Салтыков-щедрин сказка ворон-челобитчик, читать текст онлайн бесплатно

Краткое содержание Ворон-челобитчик Салтыков-Щедрин

Переживал старый ворон о роде вороньем: кормиться негде стало, люди десятками убивают, хищные птицы данью непомерной обложили.

Часто говорил он молодым птицам, чтоб не воровали. Но не могли они без чужого куска выживать, платя за него жизнями. Изменилось все вокруг с приходом человека. Поредели леса, затянулись болота, высыхает река. Стало меньше еды и ястребы втрое подати увеличили. Погибает род вороний.

Решил с этой правдой ворон полететь к старшим птицам: ястребу, кречету и коршуну. Ястреб повелел жить и изворачиваться, и не кричать о правде на каждом углу – и так всем все известно.

Улетел тогда ворон далеко к горным вершинам, к самому коршуну. Был он стар и важен, и сидел на уступе скалы в окружении разнообразных птиц, служивших при нем чиновниками.

Стал ему жаловаться ворон, как истребляют их хищники и люди, как разоряют поборы. А коршун кивал, соглашаясь со всем. А потом признался: сколько живет, никогда не может в лицо Правде посмотреть. Поскольку тот, кто осознал правду в себе, то тот и исполнить ее должен. Оттого и глядят на нее исподлобья в надежде, что пройдет она мимо.

Да и у каждого своя правда, и оттого раздоры и свары кругом. Но придет время, когда рассеются «личные правды», а появится одна настоящая и обязательная для всех Правда. И тогда будут жить все в согласии.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Летят мои кони Васильева
    Автор повести рассказывает про свое детство и юность, которые бесследно прошли, оставив за собой – только воспоминания, такие прелестные, и такие невинные.
  • Краткое содержание В стране вечных каникул Алексина
    Вместе с ребятами автор идёт по дороге в свою школу и вспоминает то время, когда ему было 12. Больше всего мальчик любил отдыхать, наедаться сладостями и ходить на новогодние представления
  • Краткое содержание Бронте Джейн Эйр
    В книге рассказывается о жизни сироты Джейн Эйр. Она рано стала сиротой и стала проживать у тети миссис Рид. Миссис Рид была вдовой брата матери девочки. Тетя придерживалась плохого мнения о семье девочки
  • Краткое содержание Битов Пушкинский дом
    В книге рассказывается о жизни Левы Одоевцева. Лева был наследником княжеского династия Одоевцевых. Лева чувствовал себя просто однофамильцем, а не наследником.
  • Краткое содержание Осеева Синие листья
    В пенале у Кати лежало целых два зелёных карандаша, разнообразных оттенков. А у соседки Лены, карандаша зелёной расцветки, не оказалось. Ей надо было сделать задание, которое им дал на уроке учитель.

ВОРОН-ЧЕЛОБИТЧИК(Стр. 210)

Впервые — «Памяти В. М. Гаршина. Художественно-литературный сборник», СПб., 1889 (ценз. разр. 29 ноября 1888 г.), стр. 321—330. Подпись: Н. Щедрин.

Рукописи и корректуры не сохранились.

Сказка написана осенью 1886 года. «На днях пришлю Вам новую сказку…» — сообщал Салтыков 12 ноября 1886 года Соболевскому. Сказка была отправлена в редакцию «Рус. ведомостей» 17 ноября, а уже 26 ноября писатель затребовал рукопись обратно: «…Я остаюсь при убеждении, что «Ворон» не должен быть напечатан в «Р. в.» и может навлечь на них серьезную кару. Поэтому вновь и настоятельно прошу Вас прислать мне эту сказку как возможно скорее».

В марте 1887 года Салтыков предложил «Ворона-челобитчика» в «Вестник Европы» (вместе с «Вяленой воблой» и «Богатырем»). Однако Стасюлевич высказал сомнение в возможности публикации сказки: «Хотя Вы несколько иронически отнеслись к моей мысли печатать «Ворона», — писал ему Салтыков 26 марта, — но мне кажется, ее можно будет осуществить, ежели сделать некоторые изменения (например, орла понизить чином, вместо «совета» допустить губернское правление)». В этот же день, получив не дошедшее до нас письмо Стасюлевича, писатель сообщил ему об отказе от публикации.

30 марта Салтыков вновь обратился к Соболевскому с просьбой напечатать «Ворона-челобитчика» в исправленной редакции. Соболевский, в 1886 году, видимо, соглашавшийся принять сказку, на этот раз ее не решился напечатать, и она была опубликована лишь в начале 1889 года в сборнике памяти Гаршина, в переработанном виде: Салтыков понизил в чине орла и заменил совет губернским правлением.

Салтыков и позднее продолжал работать над сказкой, о чем свидетельствует примечание Стасюлевича в восьмом томе Сочинений, вышедшем после смерти писателя. Слова из речи коршуна «Посмотри кругом <…> и весь мир осияет!» (стр. 218) Салтыков незадолго до смерти вписал карандашом на полях сборника памяти Гаршина вместо слов: «Коли

477

приспеет время, она и сама собой объявится. Тогда, хочешь не хочешь, а отворяй правде ворота! Придет она, весь мир осияет!»

Печатается по тексту VIII тома сочинений Салтыкова (СПб., 1889).

Сказка «Ворон-челобитчик» по глубине и яркости изображения судеб крестьянства в царской России должна быть поставлена рядом с «Конягой». Образ ворона-челобитчика включается в ряд крестьянских правдоискателей, уже неоднократно появлявшихся в салтыковской сатире (например, в «Истории одного города» и «Пошехонских рассказах»). Подробнее см. в общей статье (стр. 427—429).

Баскаков В.Н. Комментарии: М.Е. Салтыков-Щедрин. Ворон-челобитчик // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1974. Т. 16. Кн. 1. С. 477—478.
Электронная публикация РВБ, 20082024. Версия 2.0 от 30 марта 2017 г.

Сочинение Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Ворон-челобитчик

Сказка «Ворон-челобитчик» была написана в 1886 году. Тема этого произведения – тяжелое положение крестьян в России. Прошло 25 лет после отмены крепостного права, но жизнь людей оставалась по-прежнему трудной.

Салтыков-Щедрин сравнивает крестьянство с вороньей стаей. Если подумать, то сходство действительно есть. Вороны всегда держатся большими стаями, их много, поэтому хищным птицам легче на них охотиться. К воронам относятся пренебрежительно, о них никто не заботится, их проблемы никому не интересны.

Так и русские крестьяне в те годы разорялись, не выдерживая эксплуатации с разу с нескольких сторон: от помещиков, чиновников и буржуазии. Автор глубоко сочувствует этим людям, которые в жизни своей видели лишь труд, унижения, беспросветную нужду и страдания.

Важно

В такой среде человек не может развиваться духовно, его сознание работает лишь над насущными проблемами. Поэтому у крестьян были наивные мысли о том, что где-то есть добрый царь, который не знает про бедственное положение своего народа. Что вся вина лежит на нечестных чиновниках.

И стоит рассказать царю о том, что они творят, положение изменится.

В те годы крестьяне нередко отправляли ходоков к высшим властям. На примере ворона-челобитчика М.Е. Салтыков-Щедрин показывает бесполезность этой попытки.

Первый, к кому полетел ворон, был ястреб. Он не отнесся к словам челобитчика серьезно. По его словам, эта правда давно всем известна, но в жизни сейчас действует другая правда: прав тот, кто сильнее.

Следующим по рангу после ястреба стоял кречет. К нему и направился ворон, но тот даже не принял уставшего от долгого пути путника.

Оставалась последняя надежда на коршуна. Он принял ворона ласково, выслушал и дал свой ответ, в который автор вложил свое понимание этой проблемы, свой взгляд на будущее. Время правды еще не пришло, но оно непременно придет. Тогда прекратится всякая вражда, настанет мир и любовь. И будет правда одна для всех, единственная и обязательная.

Салтыков-Щедрин видел решение всех крупных социальных проблем в смене существующего строя. Он не говорит об этом прямо, но читатель понимает слова коршуна именно так. Это единственный способ сделать жизнь счастливой и радостной для всех.

  • Сочинение на тему Город моей мечты (5, 7, 10 класс)
    В православной традиции есть образ небесного Иерусалима, который представляет собой идеальный город. Пространство абсолютного счастья и божественной любви, именно о нем поется в песне
  • Сочинение Репортаж (в жанре репортаж)
    Репортаж прямиком из школьной столовой. Добрый день уважаемые учителя и ученики 105 лицея города Москва. Сегодня мы с вами будем Ревизоро в самом прекрасном месте нашей школы — в столовой!
  • Образ Петербурга в поэме Медный всадник Пушкина сочинение
    А. С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» смог в полной мере раскрыть величественный город Санкт-Петербург, бурлящую и грозную реку которого заковали в гранит.
  • Анализ произведения Андреева Кусака (7 класс)
    С первых же строк небольшого по объему рассказа Л. Н. Андреева «Кусака» читателю становится понятным, что помимо добра в мире существуют жестокость и зло. Не прикрывая правды, автор описывает существование бездомной собаки
  • Характеристика и образ Маргариты в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
    Свой роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал под впечатлением от «Фауста» Гёте, который его сильно поразил. Даже имя главной героини, – Маргарита, является полным именем от европейского сокращения Гретхен – героине и возлюбленной Фауста

Вариант 2

Сказка Салтыкова-Щедрина “Ворон-челобитчик” – это яркий пример сатирической литературы, в которой автор высмеивает нравы и обычаи российского общества. Главный герой – ворон, который умеет говорить и выступает в роли челобитчика, то есть того, кто просит милостыню. Однако, вместо того, чтобы помогать бедным и нуждающимся, ворон занимается обманом и вымогательством.

Автор использует яркие иллюстрации, чтобы показать, как ворон обманывает людей. Например, он просит милостыню, говоря, что у него нет ни крыши над головой, ни еды. Однако, на иллюстрации видно, что ворон живет в роскошном доме и ест изысканные блюда. Таким образом, автор показывает, что ворон – это символ лжи и лицемерия.

Кроме того, автор критикует общество, которое легко поддается обману и вымогательству. Люди дарят ворону деньги и ценности, не задумываясь о том, что он обманывает их. Таким образом, автор показывает, что общество неспособно разобраться в том, кто на самом деле нуждается в помощи.

Однако, автор не только критикует общество, но и показывает, что есть люди, которые не поддаются обману. Например, в сказке есть персонаж, который не дает ворону денег, потому что знает, что он обманывает. Таким образом, автор показывает, что есть люди, которые способны разобраться в том, кто на самом деле нуждается в помощи.

Кроме того, автор показывает, что зло должно быть наказано. В конце сказки ворон попадает в тюрьму, где его ждет справедливый суд. Таким образом, автор показывает, что справедливость должна восторжествовать, а зло должно быть наказано.

Однако, автор не только критикует общество, но и показывает, что есть люди, которые не поддаются обману. Например, в сказке есть персонаж, который не дает ворону денег, потому что знает, что он обманывает. Таким образом, автор показывает, что есть люди, которые способны разобраться в том, кто на самом деле нуждается в помощи.

Кроме того, автор показывает, что зло должно быть наказано. В конце сказки ворон попадает в тюрьму, где его ждет справедливый суд. Таким образом, автор показывает, что справедливость должна восторжествовать, а зло должно быть наказано.

Однако, автор не только критикует общество, но и показывает, что есть люди, которые не поддаются обману. Например, в сказке есть персонаж, который не дает ворону денег, потому что знает, что он обманывает. Таким образом, автор показывает, что есть люди, которые способны разобраться в том, кто на самом деле нуждается в помощи.

Кроме того, автор показывает, что зло должно быть наказано. В конце сказки ворон попадает в тюрьму, где его ждет справедливый суд. Таким образом, автор показывает, что справедливость должна восторжествовать, а зло должно быть наказано.

В целом, сказка Салтыкова-Щедрина “Ворон-челобитчик” – это яркий пример сатирической литературы, в которой автор высмеивает нравы и обычаи российского общества. Он показывает, что ложь и обман не должны оставаться безнаказанными, а справедливость должна восторжествовать. Кроме того, автор показывает, что есть люди, которые не поддаются обману, и что зло должно быть наказано. В целом, сказка является важным примером критики общества и призывом к справедливости.

Читать онлайн «Ворон-челобитчик»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Ворон-челобитчик

* * *

Всё сердце у старого ворона изболело. Истребляют вороний род: кому не лень, всякий его бьет. И хоть бы ради прибытка, а то просто ради потехи. Да и само вороньё измалодушничалось. О прежнем вещем карканье и в помине нет; осыплют вороны гурьбой березу и кричат зря: «Вот мы где!» Натурально, сейчас – паф! – и десятка или двух в стае как не бывало. Еды прежней, привольной, тоже не стало. Леса кругом повырубили, болота повысушили, зверье угнали – никак честным образом прокормиться нельзя. Стало вороньё по огородам, садам, по скотным дворам шнырять. А за это опять – паф! – и опять десятка или двух в стае как не бывало! Хорошо еще, что вороны плодущи, а то кто бы кречету, да ястребу, да беркуту дань платил?

Начнет он, старик, своих младших собратий увещевать: «Не каркайте зря! не летайте по чужим огородам!» – да только один ответ слышит: «Ничего ты, старый хрен, в новых делах не смыслишь! нельзя, по нынешнему времени, не воровать. И в науке так сказано: коли нечего тебе есть, так изворачивайся. И все так нынче живут: дела не делают, а изворачиваются. Пропадать, что ли, нам! Мы еще где до свету встанем, снимемся с гнезд и весь лес обшарим – везде хоть шаром покати. Ни ягоды лесной, ни пичуги малой, ни зверя упалого. Даже червь, и тот в землю зарылся».

Слышит старый ворон эти речи и глубокую думу думает. Трудные бывали на его памяти времена. Целыми годами преследовала вороний род бескормица; без числа вороньё погибало. Но тогда было правило: есть у тебя когти – рви ими свою грудь, а на чужой кусок не зарься! Однако и тогда уж было приметно, что недолго вороньё эту школу выдержит. Смотреть, как другие живут припеваючи, а самому добровольно умирать с голода – от одного этого хоть чье хочешь сердце изноет.

И наука, кстати, на помощь пришла: клюй, что можешь и где можешь! Удастся набить зоб – летай на свободе сытый и веселый; не удастся – виси простреленный на огороде, вместо чучела. На то война.

Когда принес его сюда, едва оперившегося, старый батько из-за тридевяти морей, места здесь были вольные. Лес да вода – и глазом не окинешь. В лесу всякой ягоды, всякого зверя, птицы – всего вдоволь; в воде рыба кишмя кишела.

Начальником и тогда у них был, как и теперь, ястреб, но тогдашний ястреб и сам по себе был по горло сыт, да и прост был, так прост, что и до сих пор об его простоте анекдоты ходят. Любил, правда, молоденькими воронятами полакомиться, но и тут справедливость наблюдал: сегодня из одного гнезда унесет вороненка, завтра из другого; а ежели видит, что гнездо бедное, упалое, так и безо всего улетит. И подати тогда были не тяжелые: по яйцу с гнезда, да по перу с крыла, да с каждых десяти гнезд по вороненку орлу в презент. Отбыл повинность – и спи на оба уха.

Но чем дальше шло, тем глубже и глубже все изменялось. Облюбовал вольные места человек и начал с того, что пустил в ход топор. Леса поредели, болота стали затягиваться, река обмелела. Сначала по берегу реки появились заимки, потом деревни, сёла, помещичьи усадьбы. Стук топора гулким эхом раздавался в глубинах лесных, нарушая обычное течение жизни зверей и птиц. Старейшины вороньего племени уже тогда предсказывали, что грозит что-то недоброе, но молодое вороньё с веселым карканьем кружилось около человеческих жилищ, словно приветствуя пришельцев. Строгие заветы предков наскучили молодым сердцам; лесные глубины опостылели. Потребовалось новое, диковинное, неизведанное. Вороньё разделилось на партии; начались пререкания, усобицы, рознь…

Одновременно с этими изменениями произошли изменения и в высших орнитологических сферах. Старый ястреб оказался стоящим не на высоте своей задачи. Он мог управлять только при патриархальных порядках, но когда отношения усложнились, когда на каждом шагу в воронье существование врывались новые элементы, административное чутье окончательно его покинуло. Главные начальники называли его старым колпаком; вороньё оспаривало его власть и бесцеремонно каркало ему в уши всякую чепуху. Он же, вместо того, чтоб пресечь зло в самом корне, только благосклонно хлопал глазами и шутя говорил: «Вот ужо, придет реформа, узнаете вы, как кузькину мать зовут!» Наконец и ожидаемая реформа пришла. Старика сдали в архив, а прислали вместо него начальником совсем молодого ястреба, да в помощь к нему, в видах пущего контроля, поставили кречета.

Прилетели новые начальники и сказали вороньему племени немилостивое слово. «Я вас к одному знаменателю приведу!» – «цыркнул ястреб, а кречет прибавил: „И я тоже“. Сказавши это, объявили, что отныне налоги увеличиваются против прежнего втрое, выдали окладные листы и улетели.

Конец ознакомительного фрагмента.

Анализ сказки Ворон-челобитчик Салтыкова-Щедрина сочинение

Основным персонажем произведения является ворон, представленный писателем в образе старой птицы, переживающей о судьбе своей стаи и пытающийся отыскать защиту у более весомых представителей птичьего братства.

Прожив немало лет, ворон с грустью и тоской наблюдает за постепенной гибелью природы, при которой становится все труднее добывать пропитание и выжить под непомерными оброками, установленными хищными птицами.

Понимая, что вороньему роду вскоре грозит вымирание, ворон решает обратиться к всемогущим птицам с челобитной о помощи в сложившейся непростой ситуации.

Обратите внимание

Посетив ястреба, не желающего принимать реальность, происходящую в птичьем сообществе, ворон слышит лишь жестокий совет о необходимости жизненной изворотливости и прославлении принципа сильнейшего в мире.

Обратившись к кречету, ворон также не находит сочувствия, поскольку кречету с его официальной демагогией в тягость слова птицы о порочности правды.

Не найдя защиты в промежуточных птичьих инстанциях, ворон решает посетить самую могущественную птицу в лице важного старца – коршуна, сидящего на высокой горной вершине на выступающей скале. Рассказывает коршуну ворон о птичьих бедах и несчастьях, однако и здесь не находит понимания, поскольку коршун признается, что не в силах смотреть правде в глаза, так как, осознав правду, необходимо ее исполнять. Рассказывает коршуну ворон о птичьих бедах и несчастьях, однако и здесь не находит понимания, поскольку коршун признается, что не в силах смотреть правде в глаза, так как, осознав правду, необходимо ее исполнять

Рассказывает коршуну ворон о птичьих бедах и несчастьях, однако и здесь не находит понимания, поскольку коршун признается, что не в силах смотреть правде в глаза, так как, осознав правду, необходимо ее исполнять.

На примере ищущего правду представителя птичьего меньшинства писатель демонстрирует тщетные попытки простого народа отыскать в правящих сословиях защиту, понимание и поддержку, а также возможность изменить жизнь обычных людей к лучшему.

Раскрывая сюжетную линию сказки, автор с использованием приемов острой сатиры изображает бесполезный поиск правды в различных чиновничьих инстанциях, служители которых проявляют нескрываемое равнодушие к положению русского народа, не желая принимать во внимание его бедственное состояние в виде беспросветного, изнуряющего труда, нравственных страданиях, рабского терпения и необходимость назревших перемен в обществе. Своим произведением писатель стремится донести до массового сознания необходимость коллективной самозащиты и борьбе за народные права и освобождение от рабских оков. Своим произведением писатель стремится донести до массового сознания необходимость коллективной самозащиты и борьбе за народные права и освобождение от рабских оков

Своим произведением писатель стремится донести до массового сознания необходимость коллективной самозащиты и борьбе за народные права и освобождение от рабских оков.

Идея и тема

Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

/ Сочинения / Салтыков-Щедрин М.Е. / Разное / Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

  Скачать сочинение
Тип: Идейно-художественный анализ произведения

    Салтыков-Щедрин был и остается крупнейшим мастером социальной сатиры в русской литературе. Его творчество направлено на обличение пороков общества.     М.Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для писателя. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т.д.) наполнено все его творчество.

    Выбрав форму сказок, писатель наполняет привычную народную форму новым содержанием. Произведения Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок. Они раскрывают классовые противоречия в России второй половины 19 века.     Темы сказок различны.

Это и тема деспотической власти («Медведь на воеводстве»), господ и рабов («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужи двух генералов прокормил»), тема страха как основы рабской психологии («Премудрый пескарь»), тема каторжного труда («Коняга») и другие.     В сказках Салтыкова-Щедрина противостоят две социальные силы: народ и его эксплуататоры.

Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), их угнетатели – в образах хищников.     Символом замученной крестьянской России является образ Коняги из одноименной сказки. Коняга – крестьянин, труженик, источник жизни для всех.

Совет

Благодаря ему растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел – вечный каторжный труд. «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смыл его существования» , – утверждает сатирик.     Эта сказка – гимн трудовому народу России, и неслучайно она имела такое большое влияние на современную Щедрину демократическую литературу.

Рисуя каторжную жизнь крестьян, писатель показывает покорность народа, его смирение перед угнетателями. Писатель горько смеется над тем, что мужик по приказу генералов сам вьет веревку, которой они его затем связывают.     В сказке «Дикий помещик» Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе «освобождения» крестьян.

Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и разоренного реформой крестьянства: «Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: «Моя вода!», курица за околицу выберется – помещик кричит: «Моя земля!» И земля, и вода, и воздух – все его стало!»
    В сказке «Премудрый пискарь» показан образ до смерти перепуганного обывателя, который «все только распостылую жизнь свою бережет». Может ли для человека быть смыслом жизни лозунг – «выжить и щуке в хайло не попасть»?
    Тема сказки связана с разгромом народовольцев, когда многие представители интеллигенции, испугавшись, отошли от общественных дел. Создается образ труса, жалкого, несчастного. Эти люди не сделали никому плохого, но прожили жизнь бесцельно, без порывов. Эта сказка о гражданской позиции человека и о смысле человеческой жизни.     Над вопросом о путях изменения общественного строя России тщетно бьются Левка-дурак в сказке «Дурак», сезонные рабочий из «Путем-дорогою», ворон-челобитчик из одноименной сказки, карась-идеалист и многие другие.     Ворон-челобитчик обращается по очереди ко всем высшим властям своего государства, умоляя улучшить невыносимую жизнь ворон-мужиков. Но в ответ слышит лишь жестокие слова о том, что сделать они ничего не могут, ибо при существующем строе закон на стороне сильного. «Кто одолеет, то и прав», – наставляет ястреб. «Посмотри кругом – везде рознь, везде – свара», – вторит ему коршун. Все попытки «исправления» собственнического общества обречены на неудачу.

    Удивительная актуальность произведений Салтыкова-Щедрина порой даже пугает. Благодаря своему таланту и любви к России писатель создал произведения, которые были интересны не только современникам писателя, но и нам.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Популярные сегодня пересказы

  • Коломба — краткое содержание книги Мериме Коломбо Реббиа – корсиканка её отец был полковником и служил у Наполеона. После падения Наполеоновской власти, отец Коломбо вернулся на родину, тут он был убит при загадочных обстоятельствах.
  • Краткое содержание комедии В поисках радости Розова В рассказе участвует целая семья, проживающая в квартире в столице. Семья состоит из матери Клавдии Васильевны, старшего сына Федора, который женился. Также в семье имеется дочь по имени Татьяна
  • По праву памяти — краткое содержание поэмы Твардовского Данное произведение начинается с нежных воспоминаний писателя. Он вспомнил то время, когда со своим другом они мечтали освоить все науки мира. В то время ребята были убеждены в том, что им никто и ничто не помешает этого сделать
  • Тени в раю — краткое содержание романа Ремарка Действие романа «Тени в раю» развивается в 1944-1945 г. Конец Второй мировой войны. Измученные военными действиями европейцы массово перебираются за океан. В Нью-Йорк приезжает
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: