«Колымские рассказы» – краткое содержание произведения Варлама Шаламова
Действующие лица
Главный герой рассказов — Андреев. До заключения он был писателем. В некоторых рассказах повествование ведется от третьего лица, но это не лишает сборника автобиографического характера. Андреев знакомится с разными людьми:
- Наумов — настоящий представитель блатного мира;
- Севочка — шулер и вор;
- Шестаков — бывший геолог, подлый и нечестный человек.
Андреев обретает и друзей в заключении. Например, он знакомится с Фризоргером, который работал столяром, в прошлом — немецким пастором. Примечательны и работники лагеря. Среди них можно выделить конвоира Назарова. Он отличался особой жестокостью, пристрелил собаку. Начальник Штеменко задушил свою любовницу.
Но были в лагере и добрые люди. Например, тетя Поля всегда старалась помочь землякам-украинцам, а Андрей Михайлович был доктором и спас жизнь главному герою.
Краткое содержание
В произведении Шаламова множество рассказов. Каждый из них посвящен тяжелому быту заключенных. Им приходилось трудиться в дождь, от тяжелых нагрузок люди заканчивали жизнь самоубийством или намеренно калечились. Когда главный герой сломал ногу, он познакомился с местным доктором, который в прошлом служил пастором.
Первый рассказ посвящен тому, как люди прокладывают дорогу по глубокому снегу. Они плотно идут плечом к плечу. Делать это нужно только в безветренный день. В следующей истории заключенные играют в карты.
Их вырезали из книги, а вместо стола использовали подушку. Партия была между Наумовым и Савочкой. Выиграл шулер, после чего он получил костюм. Наумов предложил сыграть в долг и потребовал свитер у Гаркунова, но тот отказал.
Блатной взбесился и заколол его.
В эпизоде «Плотники» рассказывается о рабочем Поташникове. Заключенные выходили работать в любую погоду. На улице стояло —55°С, жара была изнуряющей. Поташников решил вызваться на работу в мастерскую.
Он не был плотником, но мечтал побыть хоть немного в теплом помещении. В «Одиночном замере» идет речь о заключенном Дугаеве. Он физически не может выполнить норму.
В итоге его расстреляли, и он только сожалел, что промучился последний день.
Во время работы в лесу один из заключенных собирал ягоды. Он так увлекался этим, что пересек запретную зону. В итоге его застрелили. Позже Шестаков предложил Андрееву сбежать. Главный герой сразу понял, что геолог сдаст их. Он попросил только сгущенное молоко. Через несколько дней забрали группу заключенных, которые хотели уйти. А Шестаков продолжил ходить довольным.
Анализ произведения
Шаламов писал сборник на протяжении 20 лет. В нем он не только описал быт заключенных, но и рассказал, как выживали люди. Они находились в нечеловеческих условиях, голодали, трудились почти сутками. В такой обстановке многие умирали, заканчивали жизнь самоубийством. В каждом эпизоде автор поднимал особую тему. Например, в «Шоковой терапии» Варлам Шаламов рассказывает о заключенном Мерзлякове. От голода тот потерял силы и его отправили в больницу. Мерзляков не стремился вернуться на работу, поэтому доктор решил вылечить симулянта с помощью шоковой терапии. После таких пыток заключенный попросил выписку.
Этот рассказ наглядно показывает, какое было отношение к лагерным жителям. Они не считались за людей. Краткое содержание «Последнего боя майора Пугачева» знакомит с еще одной страницей историей. В лагерь привезли бывших военных, которые были в плену у фашистов. Они не готовы мириться с судьбой, поэтому устраивают побег.
Заговорщикам во главе с Пугачевым удалось сбежать. Но в итоге их настигает лагерная машина и беглецов застреливают. Сам же майор вспомнил всех своих соратников, после чего застрелился.
- Даже в суровых условиях нужно стараться выжить.
- В лагере люди теряли человеческий облик и превращались в животных.
- Государство не должно ставить свои цели выше жизни граждан.
Шаламов писал свои рассказы на основе личного опыта. Произведение является сухим отражением исторических событий. Страшных, грустных, но очень важных. Через них читатель может осмыслить важную вещь — современная жизнь выглядит настоящим раем по сравнению с тем, что пережили заключенные, поэтому нужно ценить то, что есть.
Слайд 6Краткое содержание рассказов. «Ночью»Двое заключённых крадутся к могиле, где утром было захоронено
тело их умершего товарища, и снимают с мертвеца белье, чтобы назавтра продать или поменять на хлеб или табак. Первоначальная брезгливость к снятой одежде сменяется приятной мыслью, что завтра они, возможно, смогут чуть больше поесть и даже покурить.
«Сухим пайком»В рассказе представлены четыре товарища, которые получили на руки сухой паек. Пища выдавалась «по норме», но этой нормы не хватало, и героям приходилось делить граммы на порции. Долговременный голод, тяжелая многочасовая работа,бессонные ночи, холод, побои –все это заставляет персонажей переосмысливать всю жизнь. Не выдерживая такого существования, один из осужденных решает покончить жизнь самоубийством.
Содержание и структура урока.
1. Вступительное слово учителя
— Добрый день, ребята. Наш урок — это урок открытия нового имени. Запишите тему и эпиграф.
Варлам Тихонович Шаламов (5 июня 1907, Вологда, Вологодская губерния, Российская империя — 17 января 1982, Москва, СССР) — русский советский прозаик и поэт, наиболее известный как автор цикла рассказов и очерков «Колымские рассказы», повествующего о жизни заключённых советских исправительно-трудовых лагерей в 1930—1950-е годы. Шаламов в юности был близок к «левой оппозиции», из-за чего в 1929 году был арестован и отбыл три года заключения в Вишерском лагере. После возвращения в Москву Шаламов начал писать стихи и рассказы. В 1937 году он был арестован второй раз, осуждён на пять лет лагерей за «антисоветскую пропаганду» (ст. 58-10 УК РСФСР) и этапирован на Колыму в Севвостлаг. В лагере Шаламов был осуждён на новый срок, и в общей сложности он провёл на Колыме шестнадцать лет: четырнадцать на общих работах и заключённым фельдшером и ещё два после освобождения. С середины 1950-х годов Варлам Шаламов жил в Москве и работал над «Колымскими рассказами». Не сумев опубликовать первый сборник рассказов в период «оттепели», писатель продолжал работу «в стол» и до 1973 года создал шесть сборников: «Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы» и «Перчатка, или КР-2». Рассказы Шаламова циркулировали в самиздате, с 1966 года началась их неавторизованная публикация за границей; в Советском Союзе Шаламову удалось официально выпустить только поэтические сборники, а «Колымские рассказы» вышли уже после смерти автора, в конце 1980-х годов. Со второй половины 1960-х Шаламов отдалился от диссидентского движения, разрыв с которым оформился в 1972 году, после публикации в «Литературной газете» открытого письма писателя с осуждением пиратских иностранных изданий «Колымских рассказов». Последние годы Шаламов, здоровье которого катастрофически ухудшилось, провёл в московском доме престарелых и инвалидов Литфонда. Настоящее признание пришло к Варламу Шаламову посмертно, после англоязычных публикаций в начале 1980-х годов и наступления гласности в Советском Союзе. «Колымские рассказы» рассматриваются одновременно как выдающееся художественное произведение, результат поиска новой формы для изображения катастрофы гуманизма и поведения человека на её фоне, и как исторический документ о колымских лагерях. Википедия |
Варлам Шаламов отмечал: «Так называемая лагерная тема — очень большая тема, где разместится 100 таких писателей, как Солженицын, 5 таких писателей, как Толстой, и никому не будет тесно». В одном из стихотворений Варлам Шаламов говорит о «превосходстве природы над душой людской». В чем это «превосходство» проявляется? Этот вопрос ждет нашего разрешения.
Слайд 7«Шерри -Бренди» Умирает заключённый-поэт, которого называли первым русским поэтом двадцатого века. Он
лежит в тёмной глубине нижнего ряда сплошных двухэтажных нар. Он умирает долго. Иногда приходит какая-нибудь мысль — например, что у него украли хлеб, который он положил под голову, и это так страшно, что он готов ругаться, драться, искать… Но сил для этого у него уже нет, да и мысль о хлебе тоже слабеет. Когда ему вкладывают в руку суточную пайку, он изо всех сил прижимает хлеб ко рту, сосёт его, пытается рвать и грызть цинготными шатающимися зубами. Когда он умирает, его ещё два дня не списывают, и изобретательным соседям удаётся при раздаче получать хлеб на мертвеца как на живого: они делают так, что тот, как кукла-марионетка, поднимает руку.
«ШЕРРИ- БРЕНДИ»УМИРАЕТ ЗАКЛЮЧЁННЫЙ-ПОЭТ, КОТОРОГО НАЗЫВАЛИ ПЕРВЫМ РУССКИМ ПОЭТОМ ДВАДЦАТОГО ВЕКА. ОН ЛЕЖИТ В ТЁМНОЙ ГЛУБИНЕ НИЖНЕГО РЯДА СПЛОШНЫХ ДВУХЭТАЖНЫХ НАР. ОН УМИРАЕТ ДОЛГО. ИНОГДА ПРИХОДИТ КАКАЯ-НИБУДЬ МЫСЛЬ — НАПРИМЕР, ЧТО У НЕГО УКРАЛИ ХЛЕБ, КОТОРЫЙ ОН ПОЛОЖИЛ ПОД ГОЛОВУ, И ЭТО ТАК СТРАШНО, ЧТО ОН ГОТОВ РУГАТЬСЯ, ДРАТЬСЯ, ИСКАТЬ… НО СИЛ ДЛЯ ЭТОГО У НЕГО УЖЕ НЕТ, ДА И МЫСЛЬ О ХЛЕБЕ ТОЖЕ СЛАБЕЕТ. КОГДА ЕМУ ВКЛАДЫВАЮТ В РУКУ СУТОЧНУЮ ПАЙКУ, ОН ИЗО ВСЕХ СИЛ ПРИЖИМАЕТ ХЛЕБ КО РТУ, СОСЁТ ЕГО, ПЫТАЕТСЯ РВАТЬ И ГРЫЗТЬ ЦИНГОТНЫМИ ШАТАЮЩИМИСЯ ЗУБАМИ. КОГДА ОН УМИРАЕТ, ЕГО ЕЩЁ ДВА ДНЯ НЕ СПИСЫВАЮТ, И ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫМ СОСЕДЯМ УДАЁТСЯ ПРИ РАЗДАЧЕ ПОЛУЧАТЬ ХЛЕБ НА МЕРТВЕЦА КАК НА ЖИВОГО: ОНИ ДЕЛАЮТ ТАК, ЧТО ТОТ, КАК КУКЛА-МАРИОНЕТКА, ПОДНИМАЕТ РУКУ.
«Аневризма аорты»Болезнь и больница — в рассказах Шаламова непременный атрибут сюжетики. В больницу попадает заключённая Екатерина Гловацкая. Красавица, она сразу приглянулась дежурному врачу Зайцеву, и хотя он знает, что она в близких отношениях с его знакомым, заключённым Подшиваловым, руководителем кружка художественной самодеятельности, («крепостного театра», как шутит начальник больницы), ничто не мешает ему в свою очередь попытать счастья. Начинает он, как обычно, с медицинского обследования Гловацкой, с прослушивания сердца, но его мужская заинтересованность быстро сменяется сугубо врачебной озабоченностью
Он находит у Гловацкой аневризму аорты — болезнь, при которой любое неосторожное движение может вызвать смертельный исход. Начальство, взявшее за неписаное правило разлучать любовников, уже однажды отправило Гловацкую на штрафной женский прииск
И теперь, после рапорта врача об опасной болезни заключённой, начальник больницы уверен, что это не что иное, как происки все того же Подшивалова, пытающегося задержать любовницу. Гловацкую выписывают, однако уже при погрузке в машину случается то, о чем предупреждал доктор Зайцев, — она умирает.
В.Т.Шаламов. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛИСТВЕННИЦЫ
(Приложение 2)
Работа с карточками
Карточка к уроку русской литературы №1.
- 1. Выяснить значения слов «воскрешение», «память».
- 2. Как развивается тема памяти в рассказе? Привести примеры.
Карточка к уроку русской литературы №2.
- 1. Как происходит воскрешение лиственницы? Отметьте тропы, использованные писателем.
- 2. Что же помогло воскреснуть северной ветке?
Карточка к уроку русской литературы №3.
- 1. Какие чувства испытали вы, прочитав текст? Почему?
- 2. Найти отрывок из романа «Война и мир» с описанием знаменитого дуба. Похожи ли судьбы дуба и северной ветки? Свой ответ аргументируйте.
Методические рекомендации
В программе курса литературы 11 класса А.Г. Кутузова основной учебной целью является освоение художественного мира писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах. Это позволяет ученику вступить в диалог с автором. Тем самым преодолевается отчужденность художественного произведения от современного читателя.
Вопрос о политических репрессиях и сопротивлении несвободе в СССР освещается в так называемой «лагерной» теме, заявленной в программе по литературе 11 класса А.Г. Кутузова. И произведения В.Шаламова, А. Солженицына подходят для изучения данной темы.
Нравственная проблематика многих произведений Шаламова имеет много общего с миром природы. Автор уверен в том, что природа не способна к нравственному падению, наоборот она умеет противостоять судьбе (этот мотив сопротивления природы в дальнейшем встретится в произведении В.Распутина «Прощание с Матерой»). Человек же в силу обстоятельств не всегда может отстоять свою свободу, а значит нравственное падение неизбежно.
Урок начинается с обдумывания проблемного вопроса: в чем превосходство природы над душой людской. Чтобы помочь учащимся ответить на этот вопрос, учитель организует предварительное чтение и рассмотрение художественного текста с использованием карточек с вопросами и заданиями, уместно будет и выступление подготовленного ученика по теме «Мое открытие творчества В. Шаламова».
Выразительное чтение рассказа «Лиственница» учителем будет немаловажным этапом урока. Оно подведет старшеклассников к вдумчивому чтению, чуткому отношению к слову.
В работе над текстом целесообразно использовать смешанный путь анализа. Это использование проблемного, пообразного анализов, а также по сюжету («вслед за автором»).
Изучение произведений искусства слова в старших классах включает в себя такой важный момент, как сопоставление частей, эпизодов изучаемого произведения с фрагментами произведений, изученных ранее. Такая работа проводится на данном уроке (похожи ли судьбы дуба из «Войны и мира» и лиственницы?).
Значительную помощь в анализе рассказа могут оказать фрагменты из кинофильма Н.Досталя «Завещание Ленина» (2007) по рассказам Шаламова. Только фильм имеет возрастные ограничения: до 16 лет. Хотя урок проводится в 11 классе, все же учитель должен произвести тщательный отбор фрагментов и взвесить все «за» и «против».
Включение в этап урока прослушивания музыкального произведения А.Вивальди «Зима» лишь усилит эмоциональный настрой урока. Может быть, оно предоставит возможность некоторым читателям понять глубинный смысл художественного произведения с помощью музыкального произведения.
На завершающем этапе урока учитель просит учащихся сказать об авторской позиции.
Важный психологический эффект урока — самостоятельный выбор домашнего задания, который дает дополнительную возможность для самореализации.
Слайд 3 История создания произведения. Работу над «Колымскими рассказами» — главной своей книгой
— Шаламов начал в 1954, когда жил в Калининской области, работая мастером на торфоразработках. Он продолжил ее, переехав в Москву после реабилитации (1956), а закончил в 1973. «Колымские рассказы» — панорама жизни, страданий и смерти людей в Дальстрое – лагерной империи на Северо-Востоке СССР, занимавшей территорию свыше 2 миллионов квадратных километров. Писатель провел там в лагерях и ссылках более 16 лет, работая на золотых приисках и угольных шахтах, а последние годы – фельдшером в больницах для заключенных. Тему своей книги Шаламов определил так: «художественное исследование страшной реальности», «новое в поведении человека, низведенного до уровня животного», «судьба мучеников, не бывших и не умевших стать героями». Он характеризовал «Колымские рассказы» как «новую прозу, прозу живой жизни, которая в то же время – преображенная действительность, преображенный документ». Себя Шаламов сравнивал с «Плутоном, поднявшимся из ада». Только через 6 лет после смерти писателя, в разгар горбачевской перестройки, стала возможна публикация «Колымских рассказов» в СССР (впервые – в журнале «Новый мир). Хлынувшие на страницы множества литературных журналов, они сыграли роль в изменении общественного сознания в стране, став одним из наиболее авторитетных свидетельств о преступлениях сталинской эпохи. С 1989 «Колымские рассказы» неоднократно издавались на родине в различных авторских сборниках Шаламова и в составе его собрания сочинений.
Основные темы в сборнике «Колымские рассказы»
Сборник Варлама Шаламова «Колымские рассказы» — это главное произведение писателя, над которым он работал почти двадцать лет. Цикл состоит из пяти сборников:
- «Колымские рассказы»
- «Левый берег»
- «Артист лопаты»
- «Воскрешение лиственницы»
- «Перчатка, или КР-2».
К этим сборникам примыкают «Очерки преступного мира», носящие преимущественно публицистический характер. В этих очерка содержится критическое осмысление опыта изображения в литературе преступного, лагерного мира, от Чехова, Достоевского, Горького до Есенина и Леонова. Цикл «Колымские рассказы» состоит из 137 произведений.
Статья: Варлам Шаламов «Колымские рассказы»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Рассказы Шаламова оставляют тяжелое впечатление, читатель осознает весь ужас того, в каких условиях приходилось выживать людям. Главными темами цикла «Колымские рассказы» являются лагерный быт и ломка характера заключенных. Люди обреченно ждали неизбежной смерти, не вступая в борьбу и не питая каких-либо надежд. В центре внимания автора постоянно находится голод и судорожное его насыщение, мучительное умирание, измождение, медленное, мучительное выздоровление, нравственная деградация, нравственной унижение. Герои рассказов Шаламова глубоко несчастны, а их судьбы безжалостно растоптаны и сломаны. Рассказы написаны незатейливым языком, произведение не украшено средствами выразительности, и это создает ощущение правдивого повествования обычного человека, того, кому довелось пережить все это.
Основой масштабных художественных обобщений становится документально-автобиографическое, очерковое начало. В цикле нашли творческое воплощение авторские размышления о «новой прозе», которая, как считал Шаламов, должна отойти от излишней описательности, от «толстовского» «учительства» и стать настоящей «прозой живой жизни», которая в то же время является преображенной действительностью, преображенным документом. Такая «проза жизни» должна громко заявить о себе в качестве «прозы, выстраданной как документ», в качестве «документа об авторе».
Лагерную тему Варлам Шаламов трактует как путь к широкому осмыслению исторического опыта народного и индивидуального бытия в 20 веке.
Замечание 1
По мнению Шаламова, лагерь порождает разрушительные изменения сознания, которые необратимы, и выступает в качестве исключительно отрицательного опыта для человека.
Центральным предметом изображения в рассказах Шаламова становится лагерная судьба простых советских граждан, которые отбывают заключение по политическим обвинениям: инженеров, фронтовиков, крестьян, творческой интеллигенции и т.д. Писатель художественно исследует мучительный процесс окаменения, разложения личности, ее абсолютной нравственной капитуляции перед «лагерными блатарями» и перед начальством, перед лагерной действительностью, которая разрушает тело и душу. В то же время автор открывает, как правило, ситуативные, обреченные на растворение в лагерной среде и жесткое подавление проявления простой искренности и человечности(«Хлеб», «Сухим пайком», «Плотники»), которые иногда связаны с теплящимся в душе религиозным чувством («например, рассказ «Апостол Павел»), а также инстинктивное, социальное, духовно-нравственное, интеллектуальное сопротивление лагерю, выражаемое с различной степенью осознанности (например, «Сентенция», «На представку», «Последний бой майора Пугачева», «Июнь»).
Слайд 9В “Колымских рассказах” отражена проблема противостояния личности и государственной машины, трагедии
человека в тоталитарном государстве. Причем показана последняя стадия этого конфликта — человек, находящийся в лагере. И не просто в лагере, а в самом страшном из лагерей, воздвигнутом самой бесчеловечной из систем. Это максимальное подавление государством человеческой личности. В рассказе “Сухим пайком” Шаламов пишет: “нас ничто уже не волновало “нам жить было легко во власти чужой воли. Мы не заботились даже о том, чтобы сохранить жизнь, и если и спали, то тоже подчинясь приказу, распорядку лагерного дня… Мы давно стали фаталистами, мы не рассчитывали на нашу жизнь далее, как на день вперед… Всякое вмешательство в судьбу, в волю богов было неприличным”. Точнее, чем автор, не скажешь, и самое страшное, что воля государства полностью подавляет и растворяет в себе волю человека. Она же лишает его всех человеческих чувств, стирает грань между жизнью и смертью. Постепенно убивая человека физически, убивают и его душу. Голод и холод делают с людьми такое, что становится страшно. “Все человеческие чувства — любовь, дружба, зависть, человеколюбие, милосердие, жажда славы, честность — шли от нас с тем мясом, которого мы лишились за время своего голодания. В том незначительном мышечном слое, который еще оставался на наших костях… различалась только злоба — самое долговечное человеческое чувство”.
Слайд 12Проблема сильного характера человека.Если большинство героев «Колымских рассказов» равнодушно живут неизвестно
для чего, то в рассказе «Последний бой майора Пугачева» ситуация иная. После окончания Великой Отечественной войны в лагеря хлынули бывшие военные, вина которых лишь в том, что они оказались в плену. Люди, которые боролись против фашистов, не могут просто равнодушно доживать, они готовы бороться за свою честь и достоинство. Двенадцать новоприбывших заключенных во главе с майором Пугачевым организовали заговор с целью побега, который готовится всю зиму. И вот, когда наступила весна, заговорщики врываются в помещение отряда охраны и, застрелив дежурного, завладевают оружием. Держа под прицелом внезапно разбуженных бойцов, они переодеваются в военную форму и запасаются провиантом. Выйдя за пределы лагеря, они останавливают на трассе грузовик, высаживают шофёра и продолжают путь уже на машине, пока не кончается бензин. После этого они уходят в тайгу. Несмотря на силу воли и решительность героев, лагерная машина их настигает и расстреливает. Один лишь Пугачев смог уйти. Но он понимает, что скоро и его найдут. Покорно ли он ждет наказания? Нет, он и в этой ситуации проявляет силу духа, сам прерывает свой трудный жизненный путь: «Майор Пугачев припомнил их всех – одного за другим – и улыбнулся каждому. Затем вложил в рот дуло пистолета и последний раз в жизни выстрелил». Тема сильного человека в удушающих обстоятельствах лагеря раскрывается трагически: его или перемалывает система, или он борется и гибнет.
Художественные приемы в «Колымских рассказах»
Эти практически документальные рассказы пронизаны тонкой, мощной философией и духом мужества и смелости. Многие критики выделяют особенную композицию всей книги, которая состоит из 33 рассказов, но при этом не теряет целостности.
Причем рассказы расположены не в хронологическом порядке, но от этого композиция не теряет смыслового назначения. Наоборот, у Шаламова рассказы расположены в особом порядке, который позволяет увидеть жизнь людей в лагерях полноценно, ощутить ее, как единый организм.
Художественные приемы, используемые писателем, поражают своей продуманностью. Шаламов использует лаконизм в описании кошмара, которые люди переживают в подобных нечеловеческих условиях.
Это создает еще более мощный и ощутимый эффект от того, что описывается – ведь он сухо и реалистично говорит о ужасе и боле, что и ему самому удалось пережить.
Но «Колымские истории» состоят из разных рассказов. Например, рассказ «Надгробное слово» пропитан невыносимой горечью и безысходностью, а рассказ «Шерри-бренди» показывает насколько человек выше обстоятельств и что для любая жизнь наполнена смыслом и истиной.
Слайд 10Проблема изменения ценностей жизни человека. Помимо того, что писатель показывает то, насколько
суровым, бесчеловечным и несправедливым наказанием это является, Шаламов делает акцент на том, в кого вынужден превращаться человек впоследствии лагерей.Особенно ярко выделена это тема в рассказе «Сухим пайком», Шаламов показывает насколько воля и гнет государства подавляет личностное начало в человеке, насколько растворят его душу в этой злостной государственной машине.Путем физических издевательств: постоянного голода и холода, людей превращали в зверей, ничего уже не осознающих вокруг, желающих лишь еды и тепла, отрицающих все человеческие чувства и переживания.Ценностями жизни становятся элементарные вещи, которые трансформируют человеческую душу, превращают человека в животное. Все, что начинают желать люди – это выжить, все, что ими управляет – тупая и ограниченная жажда жизни, жажда просто быть.Рассказ «Ночью» повествует нам о случае, который не сразу укладывается в голове: два заключенных, Багрецов и Глебов, раскапывают могилу, чтобы снять с трупа белье и продать. Морально-этические принципы стерлись, уступили место принципам выживания: герои продадут белье, купят немного хлеба или даже табака. Темы жизни на грани смерти, обреченности красной нитью проходят через произведение. Заключенные не дорожат жизнью, но зачем-то выживают, равнодушные ко всему. Проблема надломленности открывается перед читателем, сразу понятно, что после таких потрясений человек никогда не станет прежним.
Пример анализа произведения для учеников.
Рассказ «Воскрешение лиственницы» автора Варлама Тихоновича Шаламова можно однозначно отнести к лирическим произведениям. Это становится понятно, если попробовать провести анализ текста.
1. В этом произведении крайне сильна и подчеркнута позиция самого автора. Его видение и размышления на веточку лиственницы, которая оказалась в Москве из далекой и холодной Колымы. Автор рассказа бывший заключенный, который провел в лагерях на Колыме — немалую часть своей жизни. Писатель, как никто другой, знает тяжесть и суровость выживания человека в этом краю.
2. Варлам Тихонович в чувственной манере рассказывает об обычной, казалось бы, веточке дерева. Но он знает, что в этой ветке заключена сила жизни. Сила жизни как человеческой, так и природной. Только взгляните, какие изысканные эпитеты подбирает писатель для этой ветки: исковерканная, продутая, измятая, вертящаяся, иссушенная». Художественное своеобразие просто зашкаливает от таких изысканных слов.
3. Обычная веточка сибирского дерева придаёт писателю одновременно и восторг, и уважение. Он чувственно описывает её силу, стойкость. «Тайные силы» — такими словами Варлам Шаламов описывает данное действие. Человек нелёгкой судьбы умеет радоваться каждому моменты жизни.
Слайд 8Проблематика сборника рассказов В.Шаламова «Колымские рассказы». Проблема человека и тоталитарного государства. Как
уже сказано раньше, «Колымские рассказы» посвящены той жизни, которую пришлось пережить невероятному количеству людей, прошедших безжалостные сталинские лагеря.Тем самым, Шаламов поднимает основной нравственный вопрос той эпохи, раскрывает ключевую проблему того времени – это противостояние личности человека и тоталитарного государства, которое не щадит человеческих судеб.Делает это Шаламов через изображение жизни людей, сосланных в лагеря, ведь это уже заключительный момент такого противостояния.Шаламов не чурается суровой действительности и показывает всю реальность того так называемого «жизненного процесса», которая пожирает человеческие личности.
Слайд 11Проблема предательства. Проблеме предательства и подлости посвящен рассказ «Сгущенное молоко». Инженеру-геологу
Шестакову «повезло»: в лагере он избежал обязательных работ, попал в «контору», где получает неплохое питание и одежду. Заключенные завидовали не свободным, а таким как Шестаков, потому что лагерь сужал интересы до бытовых: «Только что-либо внешнее могло вывести нас из безразличия, отвести от медленно приближающейся смерти. Внешняя, а не внутренняя сила. Внутри все было выжжено, опустошено, нам было все равно, и дальше завтрашнего дня мы не строили планов». Шестаков решил собрать группу для побега и сдать начальству, получив какие-то привилегии. Этот план разгадал безымянный главный герой, знакомый инженеру. Герой требует за свое участие две банки молочных консервов, это для него предел мечтаний. И Шестаков приносит лакомство с «чудовищно синей наклейкой», это месть героя: он съел обе банки под взорами других заключенных, которые не ждали угощения, просто наблюдали за более удачливым человеком, а потом отказался следовать за Шестаковым. Последний все же уговорил других и хладнокровно сдал их. Зачем? Откуда это желание выслужиться и подставить тех, кому еще хуже? На этот вопрос В.Шаламов отвечает однозначно: лагерь растлевает и убивает все человеческое в душе.
Слайд 13Заключение. Рассказы Шаламова — очень жестокие по своим сюжетам. Очень горькие
и беспощадные. Но они не подавляют душу — не подавляют, благодаря огромной нравственной силе героев: Криста, Андреева, Голубева или самого рассказчика — благодаря силе их внутреннего морального сопротивления. Эти герои повидали в лагерях все ступени низости и душевного падения, но сами устояли. Значит, как ни трудно, но устоять все же можно. Даже в колымском аду! Это, вероятно, и есть главный урок Шаламова для нас, его читателей. Нравственный урок для настоящего и будущего, без поучений и морализирования.«Колымские рассказы» не пытаются разжалобить читателя, но сколько в них страданий, боли и тоски! Этот сборник нужно прочесть каждому, чтобы ценить свою жизнь. Ведь, несмотря на все обычные проблемы, у современного человека есть относительная свобода и выбор, он может проявлять другие чувства и эмоции, кроме голода, апатии и желания умереть. «Колымские рассказы» не только пугают, но и заставляют взглянуть на жизнь по-другому. Например, перестать жаловаться на судьбу и жалеть себя, ведь нам повезло несказанно больше, чем нашим предкам, отважным, но перемолотым в жерновах системы.