Сочинение на ЕГЭ «Почему любовь в изображении И.А. Бунина трагична?»
Многие произведения И.А. Бунина посвящены теме любви, в частности цикл рассказов «Темные аллеи», по праву названный вершиной творчества писателя. Но странное чувство остается после прочтения этих его произведений — грусть, сочувствие героям, их трагичной, несложившейся судьбе. Герои погибают, расстаются, кончают жизнь самоубийством — они все несчастливы. Почему так происходит? Любовь показана писателем как могучая грозная сила, способная перевернуть жизнь человека. Поручик, герой рассказа «Солнечный удар», вовсе не думал об этом, затевая, как ему казалось, легкую интрижку с привлекательной попутчицей. Но, расставшись с нею, он неожиданно осознает, что не может забыть ее, увидеть героиню вновь для него «необходимее жизни». С глубоким психологизмом раскрывает писатель внутренние переживания героя, его духовное взросление. Поручик чувствует покой и безмятежность окружающей жизни — и это только усиливает его страдание: «Вероятно, только я один так страшно несчастен в этом городе». Бунин часто прибегает к таким приемам, как антитеза (противопоставление) и оксюморон (сочетание несочетающихся понятий), чтобы ярче раскрыть внутренний мир героя, чувствующего во всем необыкновенную радость и вместе с тем муку, разрывающую его сердце, счастье в своей душе и слезы на глазах. Со слезами на глазах он заснул, а вечером, сидя на палубе парохода, он чувствует себя постаревшим на десять лет. Герой во власти любви, его чувства от него не зависят, но они преображают его духовно — это пушкинское пробуждение души, изменение всего мироощущения человека. Митя, герой повести «Митина любовь», ревнует и страдает, чувствуя пренебрежение к нему Кати, какую-то фальшь в ее поведении, которую она сама еще даже не осознает. Он ждет письма от нее, и как томительно показано автором это ожидание, и как быстро радость Мити сменяется ожиданием следующего послания, еще более мучительным. Причем физиология не заменяет любви, и эпизод с Аленкой это доказывает убедительно — сила любви в гармонии плотского и духовного, в ее духовной значимости. И так ярко, так мучительно страдание Мити, получившего известие о Катиной измене и неизбежном их разрыве, что он стреляет в себя «с наслаждением», чтобы только прекратить эту боль, разрывающую сердце. Конечно, такой накал страстей несовместим с обычной жизнью ведь в жизни часто так много грязи, грубой прозы быта, мелочных расчетов, похоти, убивающих любовь. Жертвой этого стала Оля Мещерская, героиня рассказа «Легкое дыхание», чистая душа которой была готова к любви и ждала необыкновенного счастья. Подчиняясь социальным предрассудкам, бросает Надежду Николай Алексеевич герои рассказа «Темные аллеи», — и сам не видит счастья в дальнейшей своей судьбе. На всю жизнь запомнился героине рассказа «Холодная осень» вечер прощания с женихом, впоследствии убитым на войне. И вся ее дальнейшая жизнь — это просто существование, бытовая проза, а в душе — только тот холодный прощальный вечер и стихи, которые ей читал любимый. Поэтому, я думаю, можно утверждать, что в изображении И.А. Бунина любовь — это такой взлет души, который дан не каждому, но о котором каждый, кто это испытал, никогда не забудет.
Анализ стихотворения И.А. Бунина «Затрепетали звезды в небе…»
Стихотворение «Затрепетали звезды в небе…» было написано И.А. Буниным в 1900 году. Темой данного произведения является рассвет. Описание природы в стихотворении наполнено такими эпитетами, как » чистый», «легкий», «весенний».
Особенностью данного стихотворения является то, что Бунин создает читателю настолько реалистичную картину, что читатель и слышит, и видит, и чувствует природу, которая изображена в стихотворении. Все это благодаря насыщенности описания:
Во второй строфе на фоне описания природы появляется человек. Этот прием характерен для И.А. Бунина. Человек и природа у Бунина – это единое целое. Они спаяны между собой.
На третьей строфе лежит груз идейного содержания стиха. Бунин говорит что счастье рядом, в окружающем человека мире. Человек не устает, если может созерцать и чувствовать красоту.
Тема любви у Бунина очень разнообразна. Это и любовь к женщине, и любовь к природе. У Бунина любовь – это счастье, которое невозможно измерить. Она проскальзывает и в стихотворении «Затрепетали звезды в небе…».Это любовь к жизни, любовь к природе.
Литература
- Дьяконова Е.С. Конструирование единого пространства художественного аномального мира в произведениях жанра фэнтези // Журнал Вестник Иркутского государственного лингвистического университета 2008.
- Хрестоматия по литературе – М.: Проспект, 2012
Цветопись и светопись как составляющие мира творца в рассказе И.А. Бунина «Безумный художник»: филологический анализ на основе кейс-технологии
УДК
372.8
DOI:
https://doi.org/10.29025/1994-7720-2021-3-92-99
Цветопись и светопись как составляющие мира творца в рассказе И.А. Бунина «Безумный художник»: филологический анализ на основе кейс-технологии
Авторы:
М.А. Дубова, В.В. Ефремова
Получена:
26.07.2021
Принята:
12.08.2021
Опубликована онлайн:
25.09.2021
Резюме:
Статья посвящена анализу приёмов цветописи и светописи в рассказе писателя-неореалиста И.А. Бунина «Безумный художник»
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в современной системе образования всё большее внимание уделяется инновационным педагогическим приемам и технологиям проведения занятий, призванным оптимизировать учебный процесс и обеспечить ученику большую самостоятельность в работе. В частности, возрастает интерес к кейс-технологии
Цель статьи состоит в филологическом анализе рассказа И.А. Бунина «Безумный художник» с привлечением приёмов кейс-технологии. Авторы статьи за основу работы с текстом бунинского рассказа берут кейс, обучающий анализу и оценке ситуации. С опорой на него в статье представлен анализ лингвистических параметров художественного текста и средств их репрезентации на лексико-семантическом уровне, раскрывающих приёмы цвето- и светописи, используемых писателем в произведении и участвующих в реализации основного принципа построения текста – антитезы. Проведенный анализ опирается на сравнительно-сопоставительный метод, методы цитирования и целостного анализа литературного произведения. В результате исследования был разработан урок русского языка для учащихся старших классов на тему «Цветопись и светопись как составляющие мира творца в рассказе И.А. Бунина “Безумный художник”» на основе приемов кейс-технологии. Решение предложенного кейса способствует развитию креативного и критического мышления обучающихся, формированию умений работать как индивидуально, так и в парах, развитию коммуникативной и лингвистической компетенций.
Ключевые слова: И.А. Бунин, «Безумный художник», кейс-технология, филологический анализ текста, цветопись, светопись, антитеза, репрезентация.
Ключевые слова:
И.А. Бунин, «Безумный художник», кейс-технология, филологический анализ текста, цветопись, светопись, антитеза, репрезентация
Для цитирования:
Дубова М.А., Ефремова В.В. Цветопись и светопись как составляющие мира творца в рассказе И.А. Бунина «Безумный художник»: филологический анализ на основе кейс-технологии // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2021; 3. DOI: 10.29025/1994-7720-2021-3-92-99.
(русский)
Список литературы:
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий: теория и практика обучения языкам. М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. М.: Флинта : Наука, 2009. 520 с.
3. Бунин И.А. Безумный художник // Полное собрание рассказов в одном томе. М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2018. 1117 с.: ил. С. 535–541.
4. Ворвуль А. Методика и технология интерактивного обучения кейс-методом . URL: https://www.hse.ru/data/2014/12/11/1104910169/Методика%20и%20технология%20интер-активного%20обучения… (дата обращения: 31.03.2020).
5. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. Санкт-Петербург: КАРО, 2017. 176 с.
6. Зимина-Дырда Т.Ю. Мир художника в рассказах И.А.Бунина . URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mir-hudozhnika-v-rasskazah-i-a-bunina (дата обращения: 25.03.2020).
7. Нилус П.А. Иван Бунин и его творчество // Литературное наследство. Иван Бунин. М.: Наука, 1973. Т. 84. Кн. 2. С. 429-435.
8. Попова С.Ю. КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования. Тверь: Изд-во «СКФ-офис», 2015. 126 с.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
10. Троица Андрея Рублева: Антология. М.: Искусство, 1981. 214 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010.
12. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. 186 с.
И.В. Бунин и его художественный мир
Талант И.В. Бунина вызывает интерес как в России, так и за рубежом. Великий русский писатель родился в обедневшей дворянской семье. В юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал. Иван Будин был лауреатом Нобелевской премии по литературе.
Творчество И.А. Бунин на многогранно. В его произведениях нет «вспомогательных элементов». Многие критики и литературоведы отмечают, что он фиксирует и называет явления, не объясняя их и не подчиняя какой либо заявленной авторской мысли или тезису .
Бунинские тексты представляют собой особую материю, которую не всегда получается назвать лирикой в силу их излишней сдержанности. Бунинская картина мира проецируется на огромные пласты бытия. Тут очевидно необычное восприятие «я» как равноправного элемента с другими сюжетными и композиционными аспектами.
В творчестве И.А. Бунина субъективное и объективное очень близки. Они практически сливаются в глубине авторского пространства.
Человек и его жизнь из под пера Бунина предстают прочно спаянными с огромным массивом бытия всей национальной и мировой историей, величием природного космоса. Он настолько велик, что соотносится с с бескрайней вселенной и вечностью.
Творчество И.А. Бунина отрывает большие возможности для сложных и многогранных интерпретаций. Творчество Бунина ориентировано на читателя и его читательскую активность. При этом в его творчестве отмечается безразличие к рутине и быту
Он сосредотачивал свое внимание на прекрасном и трагичном в индивидуальном человеческом существовании
Для Бунина большое значение имеет индивидуальное человеческое существование. Он ставит его выше чем общественно-идеологические цели. Для него человеческое существование – загадка. Это хорошо видно в зрелом этапе творчества писателя. Бунинское повествование почти всегда явно или неявно опирается на поток памяти, а порой внешне представляет собой художественно организованное воспоминание.
Слух Бунина не менее изощрен чем зрение. Это мы видим в его сложных и интерпретациях тех или иных явлений. Его произведения наполнены многообразием звукообразов, которые позволяют лучше понять картину Бунинского мира. Его словообразы и звукообразы не заявляют о себе громко. Они просто есть и они неразрывно связаны с художественным миром писателя. При этом художественные средства в произведениях Бунина, такие как эпитеты, сравнения, метафоры, поражают своей неожиданностью.
Художественный мир Бунина немыслим без природы. Природа для него одно из проявлений красоты окружающего мира. Именно природа, по мнению писателя, питает человеческий разум и душу. При этом бунинская природа насыщена урбанистическими пейзажами. Они наполнены четкостью и лаконичностью. И.А. Бунин развивал в себе не только ощущение слова, но и ощущение его весомости, объема, звучания, ритма и аромата.
Суть произведения
Весь рассказ основан на воспоминаниях прошлых лет. Кроме того, в тексте присутствует описание страны, которая изменилась и открывается для героя с другой стороны.
Персонаж прогуливается летним вечером по знакомым местам и вспоминает свою былую жизнь. Сначала он понимает, где прошлое и настоящее, но потом в его голове все смешивается, ведь он до сих пор живет воспоминаниями. Главную роль в них играет женщина, которую он очень любил.
В произведениях Ивана Бунина любовь всегда стоит на первом месте. В его описаниях это самое счастливое и прекрасное чувство в жизни человека, но нередко оно приносит страдания и несчастья.
Лирический герой в своих воспоминаниях описывает черты любимой женщины. Красивые глаза, стройный стан, длинные каштановые волосы — именно такой образ сохранился в его памяти по сей день. Автор не описывает подробностей их отношений, вспоминая лишь яркие моменты и первое прикосновение. В рассказе воспроизводятся чувства и эмоции, которых больше нет и никогда не будет.
Воспоминания героя о любви плавно сливаются с образом родных мест, улиц, по которым он гулял и ходил по ночам на свидания, где рос и учился. Описание родины он сравнивает с жизнью в Париже, ведь именно там он был вынужден находиться. Французскую столицу герой представляет серой и неуютной как днем, так и ночью. Такое проявление доказывает, что автор описывает всецело русского человека с его проблемами.
Герой понимает, что пережил всех своих друзей и даже любимую женщину. Он считает, что его жизнь остановилась и потеряла смысл в тот момент, когда возлюбленной не стало.
В последнем абзаце персонаж, не останавливаясь на ночлег, приходит на кладбище. Здесь покоится его любовь. Эта сцена символизирует финал «Позднего часа». Краткое содержание рассказа дает понять, сколько грусти и печали испытывал герой.
Вариант 3
Кастовые различия всегда существовали в обществе. В Индии до сих пор многие ориентируются на кастовую систему. В России раньше был специальный табель о рангах, который разграничивал социальный статус людей, были крепостные и были владельцы деревень и людей.
Трудно однозначно сказать о преимуществах или недостатках подобной системы. Бунин пишет совсем не об этом, он пишет о людях, которые являются яркими представителями этой системы, яркими штрихами в рассказе Темные аллеи он описывает противоречивость представителей так называемого высшего и низшего света.
С одной стороны перед нами военный Николай Алексеевич, с другой дворовая девка Надежда, которая со временем, как говорится, выбилась в люди, стала владелицей собственной гостиницы. Они любили друг друга в молодости, если следовать фактам указанным автором, то, тогда Надежде было около 18 лет, Николаю Алексеевичу около 30. Они снова встречаются спустя 30 лет, военный оказывается проездом в гостинице Надежды.
Узнав друг друга, вспоминают молодость. Оказывается Надежда до сих пор любит этого человека и никогда не была замужем. Она рассказывает о собственных душевных страданиях, крепком чувстве.
Бунин подчеркивает простоту ее речи и восприятия мира: «читал стихи про какие-то темные аллеи», но также указывает и не глубокую, народную мудрость: «молодость у всех проходит, а любовь – другое дело». Надежда проста и искренна.
В Николае Алексеевиче в свою очередь угадываются черты пресыщенного интеллигента, часто характеризуя различные жизненные ситуации, он произносит «пошло». Для него все «пошло» и обыденно, бытие – бренный феномен, который исчезает «как вода протекшая». Тем не менее, факт остается фактом, именно он сбежал и бросил Надю в молодости.
Более того, как читатель узнает из завершения рассказа, главный герой не мог представить себе именно то, как эта простая девка будет хозяйкой его петербургского дома, его супругой. Наверно, для него подобное тоже выглядит пошло. Только вот на фоне этой «пошлости» контрастирует фигура Надежды, которая отдала ему лучшие годы, всю красоту и осталась преданной до полувека и, пожалуй, продолжит его любить (безответно любить и без корысти) до скончания века своего.
Эти факты заставляют читателя усомниться в благородстве главного героя. Конечно, увлечения юности, разные социальные классы – многое следует понять. История действительно проста и банальна, но за ней есть подлинные и настоящие чувства, отдельная судьба.
Когда они расстаются (тепло и ласково), Надежда смотрит в окно, так проявляется ее преданность, которая не поменяется, а Николай Алексеевич вспоминает те самые стихи: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…». Он ценит красоту стихов и может декламировать красивые рифмы, но почему-то не способен воспринять красоту этой преданной любви.
18 стр., 8724 слов
Главные герои рассказа «темные аллеи» бунина: краткая характеристика (таблица)
… было бы, если именно Надежда стала его женой. Главная мысль рассказа Бунина Темные аллеи Рассказ учит, что надо ценить чистую любовь больше всего на свете и не надо жестоко обращаться … Проснувшись, он увидел недалеко от себя молодую девушку крестьянку. Краткое содержание Бунин Темные аллеи для читательского дневника Рассказ повествует нам о том, как пожилой военный встречает женщину, в …
Буквы и знаки препинания
Всего букв | 1429 букв |
Всего знаков препинания | 85 знаков |
Знак | Кол-во (шт.) | Средн. кол-во на 1000 слов (шт.) |
, запятая | 42 | 135.48 |
. точка | 24 | 77.42 |
— тире | 3 | 9.68 |
? вопросительный знак | 9 | 29.03 |
! восклицательный знак | 3 | 9.68 |
… многоточие | 0.00 | |
!.. восклицательный знак с многоточием | 0.00 | |
?.. вопросительный знак с многоточием | 0.00 | |
!!! тройной восклицательный знак | 0.00 | |
?! вопросительный знак с восклицанием | 0.00 | |
» кавычка | 0.00 | |
() скобки | 0.00 | |
: двоеточие | 3 | 9.68 |
; точка с запятой | 1 | 3.23 |
Буква | Кол-во (шт.) | Частота использования (в %) |
А | 119 | 8.33 |
Б | 27 | 1.89 |
В | 71 | 4.97 |
Г | 36 | 2.52 |
Д | 42 | 2.94 |
Е-Ё | 137 | 9.59 |
Ж | 36 | 2.52 |
З | 20 | 1.40 |
И-Й | 106 | 7.42 |
К | 69 | 4.83 |
Л | 62 | 4.34 |
М | 34 | 2.38 |
Н | 93 | 6.51 |
О | 163 | 11.41 |
П | 26 | 1.82 |
Р | 52 | 3.64 |
С | 67 | 4.69 |
Т | 97 | 6.79 |
У | 47 | 3.29 |
Ф | 0.00 | |
Х | 11 | 0.77 |
Ц | 6 | 0.42 |
Ч | 24 | 1.68 |
Ш | 14 | 0.98 |
Щ | 1 | 0.07 |
Ь-Ъ | 17 | 1.19 |
Ы | 33 | 2.31 |
Э | 4 | 0.28 |
Ю | 4 | 0.28 |
Я | 34 | 2.38 |
Части речи на позициях в предложении
Номер слова в предложении | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Существительное | 20.59 | 9.09 | 30.00 | 29.17 | 33.33 |
Глагол | 2.94 | 30.30 | 13.33 | 16.67 | 16.67 |
Местоимение-существительное | 29.41 | 18.18 | 16.67 | 12.50 | 11.11 |
Предлог | 0.00 | 6.06 | 13.33 | 8.33 | 11.11 |
Союз | 17.65 | 6.06 | 10.00 | 8.33 | 11.11 |
Прилагательное | 2.94 | 9.09 | 3.33 | 16.67 | 5.56 |
Наречие | 0.00 | 6.06 | 3.33 | 0.00 | 0.00 |
Местоимение-прилагательное | 8.82 | 6.06 | 3.33 | 0.00 | 0.00 |
Частица | 14.71 | 6.06 | 6.67 | 0.00 | 0.00 |
Местоименное наречие | 0.00 | 3.03 | 0.00 | 8.33 | 11.11 |
Числительное | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Числительное-прилагательное | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Междометие | 2.94 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Часть композита — сложного слова | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Номер слова в предложении | |||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Существительное | 27.78 | 38.46 | 33.33 | 20.00 | 22.22 |
Глагол | 11.11 | 0.00 | 8.33 | 30.00 | 0.00 |
Местоимение-существительное | 0.00 | 0.00 | 16.67 | 20.00 | 11.11 |
Предлог | 27.78 | 7.69 | 8.33 | 0.00 | 0.00 |
Союз | 0.00 | 15.38 | 16.67 | 20.00 | 11.11 |
Прилагательное | 5.56 | 15.38 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Наречие | 5.56 | 7.69 | 0.00 | 0.00 | 22.22 |
Местоимение-прилагательное | 5.56 | 15.38 | 8.33 | 10.00 | 0.00 |
Частица | 16.67 | 0.00 | 8.33 | 0.00 | 33.33 |
Местоименное наречие | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Числительное | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Числительное-прилагательное | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Междометие | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Часть композита — сложного слова | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Номер слова в предложении | |||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Существительное | 0.00 | 0.00 | 33.33 | 14.29 | 50.00 |
Глагол | 22.22 | 22.22 | 11.11 | 28.57 | 0.00 |
Местоимение-существительное | 11.11 | 11.11 | 0.00 | 0.00 | 16.67 |
Предлог | 11.11 | 11.11 | 11.11 | 14.29 | 33.33 |
Союз | 0.00 | 22.22 | 11.11 | 0.00 | 0.00 |
Прилагательное | 22.22 | 11.11 | 22.22 | 28.57 | 0.00 |
Наречие | 11.11 | 11.11 | 11.11 | 0.00 | 0.00 |
Местоимение-прилагательное | 11.11 | 11.11 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Частица | 11.11 | 0.00 | 0.00 | 14.29 | 0.00 |
Местоименное наречие | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Числительное | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Числительное-прилагательное | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Междометие | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
Часть композита — сложного слова | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 | 0.00 |
2.4. Кинематографические способы изображения в новеллах и миниатюрах И. А. Бунина 1920—30-х годов
«Смарагд» (1940).
Устаревшее слово «смарагд» переводится на современный русский язык как «изумруд», буквально обозначает «зеленый драгоценный камень». Это минерал первого порядка зеленого или желтовато-зеленого цвета. Идеальными считают кристаллы изумруда, которые равномерно насыщенны цветом и прозрачны. Само название миниатюры ассоциирутся у читателя с характерным цветом данного камня и с тем, что он дорого ценится.
14 стр., 6668 слов
Темные аллеи бунин волки анализ. : «Анализ рассказа И. Бунина «Темные аллеи
… рассказы между собой. Особенностью цикла рассказов «Темные аллеи» можно назвать моменты, когда любовь двух героев по каким-то причинам не может больше продолжаться . Зачастую палачом пылких чувств героев Бунина становится … я тебя», а сын вырос негодяем «без сердца, без чести, без совести». Надежда из бывшей крепостной превратилась во владелицу «частной горницы» при почтовой станции «ума …
Повествование начинается с описания ночного пейзажа, причем автор обращает особое внимание на его цветовой аспект: «Ночная синяя чернота неба в тихо плывущих облаках, везде белых, а возле луны голубых. Приглядишься – не облака плывут – луна плывет, и близ нее, вместе с ней, льется золотая слеза звезды: луна плавно уходит в высоту, которой нет дна, и уносит с собой все выше и выше звезду»
В воображении читателя предстает вся красота ночи, которую Бунин лаконично описывает в этих двух предложениях, обращая внимания на динамичность пейзажа.
Далее точка зрения и «камера» повествователя перемещается на фигуру некой девушки и молодого человека рядом с ней – действующих лиц миниатюры: «Она боком сидит на подоконнике раскрытого окна и, отклонив голову, смотрит вверх – голова у нее немного кружится от движения неба. Он стоит у ее колен» . Бунин описывает позу героини, чтобы читателю легче было представить ее, и теперь читатель понимает, что необъятными небесными просторами любуется именно героиня, что это она «улетает» ввысь за звездой и луной. Все ее ощущения и мысли где-то во вселенских безднах, вне этого бренного мира. «Он» же, напротив, целиком «заземлен» и заинтересован ее обществом.
Последующий повествовательный фрагмент-кадр воссоздает диалог, еще больше приоткрывающий внутренний мир героев:
« – Какой это цвет? Не могу определить! А вы, Толя, можете?
- Цвет чего, Киса?
- Не зовите меня так, я уж тысячу раз говорила вам…
- Слушаю-с, Ксения Андреевна.
– Я говорю про это небо среди облаков. Какой дивный цвет! И страшный и дивный. Вот уже правда небесный, на земле таких нет. Смарагд какой-то» . Именно Ксению притягивает небесный пейзаж, который для нее воплощает красоту и является напоминанием о вечной жизни, потому и цвет неба кажется ей необычным, неземным, удивительным.
Толе же ее рассуждения совершенно неинтересны: «И что такое смарагд? Я его в жизни никогда не видал» . Тем не менее, Ксения продолжает думать вслух: « –Да. Ну, я не знаю, – может, не смарагд, а яхонт… Только такой, что, верно, только в раю бывает. И когда вот так смотришь на все это, как же не верить, что есть рай, ангелы. Божий престол…» . Интересно, что Ксения не может точно определить цвет неба: только что она назвала его смарагдовым, а значит, зеленым, в следующее мгновение она определяет его как «яхонт». Это устаревшее слово может означать в современном русском языке рубин либо сапфир, а значит, красный либо синий цвет. Девушке интересен не цвет сам по себе, а то, что безграничное небесное пространство напоминает о вечной блаженной жизни с Богом.
Бунин так описывает внешность Ксении: «Платьице на ней ситцевое, рябенькое, башмаки дешевые; икры и колени полные, девичьи, круглая головка с небольшой косой вокруг нее так мило откинута назад…» . Это простая, возможно, деревенская девушка. Толя пытается поцеловать Ксению, но она не дается: «Ах, оставьте меня!… – Да что случилось?». Ксения убегает, а Толя пожимает плечами: «Глупа до святости!» .
12 стр., 5950 слов
Анализ рассказа И.А. Бунина Муза
Читателю не известны биография героев, их имена ни о чем не говорят. Все, что известно о месте действия – что это некий подоконник, и что в окно хорошо видно небо. Вся миниатюра представляет собой некую целостность, состоящую из аудиальных и визуальных «кадров», соединенных с помощью монтажа. Динамичность действия подчеркнута глаголами движения, даже ночной небесный пейзаж динамичен. Особое значение имеет описание цветовой палитры пейзажа и жестов героев, которые придают «зримость» всему происходящему.