Краткое содержание — Скворцы — Василий Иванович Белов
Автор, жанр, год издания, главные герои
Год написания: 1963
Главные герои: Павлик, скворцы
Краткое содержание рассказа «Скворцы» для читательского дневника расскажет о мальчике, единственным развлечением которого было наблюдать за скворцами в окно.
Краткое содержание
Мальчик так тяжело болел, что не посещал школу несколько месяц. Фельдшер не знал, что за проблема у ребенка с ногами и советовал родителям ехать в город к врачу. А тем временем Павлик мог только лежать и смотреть в окно на прилетавших в огород скворцов.
Он их очень полюбил и мог часами наблюдать за их кропотливой работой. Отец, жалея больного сына, смастерил скворечник и приладил к дереву. Но однажды сильный ветер так раскачал ветви, что скворечник упал. Тут Павлик не выдержал и, не обращая внимания на боль в ногах, выбежал, чтобы спасти яички в гнезде у скворцов. Но это было бесполезно- все яйца разбились. Мальчик был очень огорчен этим, но мама его успокоила, сказав, что птицы снесут новые яйца и обязательно выведут птенцов.
Главная мысль (вывод, мнение)
Тяжелобольной мальчик понимает птиц лучше, чем людей, ведь они его единственное развлечение. Он готов рисковать своим здоровьем ради их спасения. У Павлика доброе сердце и нежная душа, хочется, чтобы ему тоже помогли, и он смог выздороветь.
Сюжет — краткое содержание:
- Люди каждый год с нетерпение ждут прилёта домой скворцов, первых вестников весны.
- Скворцы преодолевают трудный путь с юга домой. Они делают остановки и продолжают перелёт несмотря ни на что.
- Они возвращаются в свои скворечники, но перед этим выгоняют из них воробьёв.
- Вскоре у скворцов появляются птенцы, которых охраняет от нападения кошек и галок специально назначенный дежурный скворец.
- Когда птенцы крепнут, скворцы отправляются в леса и в поля, готовят своих детей к предстоящему дальнему полёту.
- С первыми осенними холодами скворцы отправляются в дальний путь на юг до следующей весны.
В.И.Белов: рассказ «Скворцы». Краткое содержание? Чему учит рассказ?
Posted on 20.03.2018
Белов: рассказ “Скворцы”. Краткое содержание.
Краткое содержание для читательского дневника (5-6 предложений)?
краткое содержание рассказа,
старые выше новые выше по рейтингу
jenya jenya
Краткое содержание рассказа “Скворцы”:
В рассказе “Скворцы” автор В.И.Белов рассказывает нам о мальчике Павлуне. Павлуня тяжело болен и почти не встаёт с кровати, так как у мальчика нет на это сил.
Павлуня с интересом наблюдает за всем, что происходит вокруг. Вот мальчик внимательно наблюдает за тем, как мама до блеска начищает самовар. Мальчику очень хочется встать, потрогать его, посмотреть на своё отражение в сверкающем самоваре, но он не в силах этого сделать.
Павлуня умеет читать и уже несколько раз перечитал свой букварь. Мальчик не знает чем ему ещё заняться. Родители принимают решение переставить кровать Павлуни к окну, ведь так он хоть сможет наблюдать за тем, что происходит вокруг.
Павлуня с большим интересом разглядывал плывущие мимо облака, разглядывал тающие сосульки.
Папа Павлуни решил сделать под окном скворечник и мальчик с большим интересом наблюдал, как папа его устанавливает на большом дереве. Скоро в гнезде поселилась пара скворцов, которые стали обустраивать жильё и готовиться к выведению птенцов.
Однажды прямо на глазах мальчика скворечник вдруг упал вниз с дерева и яйца птиц разбились.
Павлуня собрал все силы и побежал на улицу спасать гнездо. Мальчик был очень расстроен, плакал, но папа его успокоил тем, что птицы снова состроят гнездо и выведут птенцов.
Краткое содержание для читательского дневника:
- Мальчик Павлуня тяжело болен и не может вставать с кровати.
- У мальчика совсем нет развлечений, свой букварь он уже прочитал много раз.
- Родители решают переставить кровать Павлуни к окну, чтоб мальчик мог в него смотреть.
- Папа сделал и установил скворечник у окна Павлуни.
- В скворечнике поселились скворцы и стали высиживать птенцов.
- Скворечник упал с дерева. Яйца разбились. Павлуня встал с кровати.
- Отец успокоил мальчика, сказав ему, что скоро скворцы снова выведут птенцов.
Чему учит рассказ?
Рассказ “Скворечник” учит нас оказывать заботу близким. Учит с состраданием относиться ко всему живому. Любить друг друга в семье. Автор показывает нам, что это главная ценность в семейной жизни.
YurahaU
31 минуту назад
Главный герой рассказа “Скворцы” — мальчик по имени Павлуня, который долго довольно долго тяжело болен. Развлечься мальчику было в общем нечем, свой букварь он прочитал уже много раз и родители решили кровать с мальчиком передвинуть ближе окну. Чтобы он смотрел в него и хотя бы таким образом развлекал себя.
Мальчику очень нравилось созерцать, как за окном тают сосульки, а по небу медленно плывут облака.
Местный врач был не в состоянии поставить точный диагноз его заболевания, поэтому только дал совет держать в тепле ноги Павлуни, а также обратиться к областному врачу.
Мальчик с интересом и восторгом наблюдал, как за окном его отец мастерит скворечник, а затем закрепляет его на высоком дереве. Мальчик лёжа на кровати, часами наблюдал, как сперва пара птиц устраивали гнездо в скворечнике, а потом ожидали появления птенцов.
Самым душещипательным моментом в истории становится эпизод, когда неожиданно скворечник падает на землю, и птичьи яйца разбиваются. В этот момент Павлуня превозмогает свою немочь, бежит на улицу, чтобы спасти разорённое гнездо. Отец начинает утешать его, говоря, что скворцы заново совьют своё гнездо и будут высиживать птенцов.
Рассказ “Скворцы” показывает нам заботу друг о друге близких людей. Так как любовь, доброта и сострадание к живым существам — это основополагающие признаки правильной семьи
Как раз на этом моменте автор и акцентирует внимание читателя, тем самым показывая нам, какой правильная семья должна быть!
Рассказ о мальчике, неожиданно заболевшем, и пропустившем большую часть учебного года, как он хотел поправиться и присоединиться к сверстникам, зима заканчивалась и мальчик наблюдал с кровати, как просыпается природа. Отец любил его, всячески поддерживал, сделал скворечник, установил так, чтобы Павлуша все видел, прилетели скворцы, заселились и стали выводить птенцов, однажды поднялся ветер, свалил скворечник и потрясенный Павел, сумел выйти на улицу, чтобы убедиться в плохом исходе падения- яички разбились, но отец убедил сына, что скворечник будет установлен вновь и кладка произойдет снова. Рассказ о любви к детям, к Природе и к жизни во всех ее ипостасях.
Константин Паустовский “Теплый хлеб” для читательского дневника
Название:
Теплый хлебЧисло страниц:
15Жанр:
сказкаГод написания:
1945
Главные герои
- Мальчик Филька;
- мельник Панкрат;
- вороной конь.
Второстепенные герои
- Бабка Фильки;
- ребята и старики из деревни;
- старая сорока;
- метель и лютый мороз;
- теплый ветер.
Кавалерийский отряд оставил раненого коня в деревне Бережки. Все в деревне уважали коня и подкармливали чем могли. Однажды Филька по прозвищу Ну Тебя, обидел животное ударив его по губам и бросив хлеб в глубокий снег. В тот же момент началась метель и ударил лютый мороз. Бабка рассказала внуку о таком же морозе сто лет назад, который случился из-за злобы людской. И Филька осознал, что должен исправить свою ошибку, иначе погибнут жители деревни. После этого он пошел к мельнику Панкрату за советом, но тот попросил его найти решение как спасти людей самому.
На следующее утро мальчик уговорил ребят ломать лед, чтобы заработала мельница. Теплый ветер, который позвала сорока, также помог людям. Мельница заработала и в каждом доме пекли хлеб. Филька взял булку свежевыпеченного хлеба и принес ее коню. Хотя не сразу, но конь принял подарок и положил морду на плечо мальчика. Так они и помирились.
Мое мнение
“Теплый хлеб” не слишком похоже на сказку, события происходят во времена Великой Отечественной войны. Итак, эта сказка учит нас не унижать ни человека, ни животное. А также осознавать свои ошибки и исправлять их. Еще просить прощения и прощать. Думаю, что мальчик Филька изменился после этого случая и стал добрее.
Мультфильм
Я бы сказала одна из самых похожих на оригинал анимация, но в ней также есть изменения. При этом, как мне кажется, изъята самая суть. Если не прочесть сказку, вряд ли поймешь главную мысль автора. А вот как повторение советую к просмотру.
Характеристика главных действующих лиц и их описание
Александр Иванович Куприн не стал выделять главных героев в произведении «Скворцы», но некоторых действующих лиц произведения мы можем оценить и описать. В число можно включить:
- Скворцы. По описанию автора они «старые знакомые»: милые общительные, умные и хитрые, смышлёнее других птиц. Эти непоседы служат «санитарами леса», так как поедают вредителей. Скворцы ходят неуклюже, будто вперевалку, имеют отличную память, наблюдательность и по-настоящему благодарны за помощь. За счет умения копировать, скворцы отлично подражают другим звукам в своих трелях. Детеныши этих птиц очень много кушают, а их родители стараются обеспечить малышам все необходимое;
- Воробьи. Этих пернатых автор представляет, как вороватых, хитрых забияк, которые не прочь со всеми подраться. Воробья легко выгнать из гнезда, так как они импульсивные и поддаются чувствам, в отличие от скворцов;
- Хищники. Птиц подстерегает опасность повсюду. На земле они могут повстречаться с кошкой, стать жертвой ястреба или попасть в лапы собаки;
- Люди. Человек может стать для скворца поводом беспокоиться или верным другом. Люди создают шедевры, но ломают простые вещи.
Проблемы
Также у рассказа «Скворцы» глубокая нравственная проблематика:
- Жестокое отношение людей к своим братьям меньшим. Как уже говорилось выше, некоторые охотники не брезгуют трусливым и бесчестным способом: стрелять скворцов, что слишком измучены миграцией, чтобы вовремя уйти от смертельного выстрела.
- Глупость и неумение скооперировать свои действия других птиц. Воробьям не только не приходит в голову работать вместе, чтобы оставить за собой скворечник, но они ещё и после его потери борются друг с другом. Галки в сравнении с главными героями вообще выглядят неуклюже и трусливо, не говоря уже о воронах, которые не могут достать гнезда, потому что скворцы строят их слишком глубоко.
- Тоска по родине. Несмотря на то, что каждый год скворцы улетают зимовать на юга, они также каждый год возвращаются. Инстинкт по какой-то причине всегда гонит их к знакомым местам, где они когда-то делали свои первые взмахи крыльями.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
Белов В. “Скворцы”
Жанр: рассказ о детях
Главные герои рассказа “Скворцы” и их характеристика
- Павлуня. Больной мальчик. 7 лет.
- Отец. Добрый, сильный, уверенный.
- Мать. Заботливая, любящая.
План пересказа рассказа “Скворцы”
- Синее небо и сосулька
- Снег на крыше
- Изготовление скворечника
- Скворечник напротив окна
- Прилет скворцов
- Скворцы обживают скворечник
- Ветер
- Скворечник упал
- Павлуня на улице
- Разбитые яйца
- Слезы мальчика
- Скворцы еще прилетят
Кратчайшее содержание рассказа “Скворцы” для читательского дневника в 6 предложений
- Наступила весна и Павлуня смотрел в окно на сосульки и синее небо.
- Отец сделал скворечник и укрепил его за окном на длинной жердине.
- Прилетели скворцы и два из них стали обживать скворечник.
- Подул сильный ветер и опрокинул скворечник.
- Павлуня добежал до скворечника и увидел разбитые яйца.
- Отец отнес его домой, установил скворечник и пообещал, что скворцы отложат еще яиц.
Главная мысль рассказа “Скворцы”Человек не может не заботиться о других, о людях или животных, сострадание делает человека человеком.
Чему учит рассказ “Скворцы” Рассказ учит любить природу и всех ее обитателей. Учит любви, взаимопониманию, взаимоуважению. Учит помогать друг другу и поддерживать, делить горести и радости. Учит доброте и отзывчивости. Учит спешить на помощь другим людям и зверям. Учит не думать о себе, не быть эгоистом.
Отзыв на рассказ “Скворцы” Мне понравился этот рассказ и мне было очень жаль больного мальчика Павлуню. Он не мог ходить, но когда с его друзьями-скворцами случилась беда, он забыл о своей немощи и бросился им на помощь. Это был самоотверженный поступок, который говорит о том, что Павлуня настоящий человек. Я уверена, что скворцы вернутся в его скворечник и вообще, у мальчика все будет хорошо.
Пословицы к рассказу “Скворцы” Друг познается в беде. Доброе сердце о чужой беде болит. Кто добро творит, тому бог отплатит. Называться человеком легко, быть им трудно. Худо тому, кто добра не вторит никому.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Скворцы” В субботу мать переставила кровать с Павлуней ближе к окну. Она ушла на работу и мальчик остался один. Он не мог встать с кровати, потому что у него болели ноги. Долго болели, всю зиму. И валенки, которые ему купил отец, так и стояли новыми. Павлуня посмотрел в окно и увидел синее небо и сосульку. Ему стало весело. Снег за окном был белый и чистый, небо голубое, но Павлуня догадался, что на улице холодно. Павлуня подумал о том, сколько снега намело на крыше, и вспомнил, как прошлой весной отец сбрасывал снег. Когда осталась последняя глыба, отец сел на нее и скатился вместе со снегом. Павлуня мечтал, чтобы вместе скидывать снег, но понимал, что этой весной ничего не получится. Пришел отец и положил у дверей масляный фильтр. Он объяснил мальчику, что в масле обязательно есть примеси, как и в любой жидкости. Потом пришла мать и они стали ужинать.
Теперь Павлуня каждый день смотрел за скворцами. Они перестали носить в скворечник травинки и теперь таскали что-то другое. Да и летал в основном один скворец. В тот день на улице было ветрено и Павлуня смотрел, как сильно раскачивается скворечник. Вдруг он повалился на землю Павлуня, не помня себя, вскочил на ноги, отыскал старые отцовские катанки, надел казанок и шапку и выскочил на улицу. От свежего воздуха у мальчика закружилась голова. Павлуня обогнул дом и увидел, как к скворечнику подбирается соседский кот. Он бросил в кота камень и тот равнодушно пошел обратно. А Павлуня добрался до скворечника и заглянул внутрь. Он увидел разбитую голубую скорлупу, понял, что случилось страшное, и потерял сознание. Очнулся мальчик на руках отца. Он нес сына домой и утешал его, говоря, что заново поставит скворечник, что скворцы вернутся и накладут еще яичек. Павлуню уложили на печь. У мальчика был жар. Отец поставил скворечник, но скворцы не вернулись. Они улетели куда-то далеко и может быть вернуться завтра.
Темы
Тематика рассказа «Скворцы» очень необычна для своего времени, что на контрасте и выделяет его из всех других:
Тема взаимодействия человека с природой – Александр Иванович, очевидно, находился в среде, которая уважает окружающий их мир и его обитателей. Помощь в поиске жилья и пропитания является естественной для этого общества. К тому же Куприн выказывает уважение морякам, которые никогда не обидят скворца, севшего на корабль по время перелета и попавшего в шторм
И, конечно же, он осуждает охотников, палящих по уставшим в путешествии птицам, и тех, кто обманывает их доверие.
Тема работы в команде – в произведении неизменно скворец сравнивается с другими птицами, акцентируя тем самым внимание на том, что, умея содействовать друг другу, они выигрывают как у наглых воробьев, так и у многих хищников. Крыло товарища помогает не только выживать, но чувствовать себя вполне комфортно.
Тема любви – как бы это ни было удивительно, такая тема в работе тоже есть
Пока вся страна охвачена революцией, насилием, попытками выжить, автор выносит в свет «Скворцов». Он, как и многие, призывает к миру через любовь. И делает это не традиционным способом – не через любовь мужчины к женщине или наоборот, а через любовь к миру, к животным, к потомкам, к друзьям и товарищам, к родине.
Роль рассказа «Скворцы» Белова в формировании осознания ценности настоящего
Рассказ подчеркивает значение прямого взаимодействия человека с природой и отражает необходимость фокусировки на настоящем моменте. Тимофей, благодаря своей способности общаться со скворцами, находит радость и удовлетворение в наблюдении за их жизнью, строительстве гнезд и уходе за своим потомством. Он осознает, что настоящее мгновение может быть наполнено смыслом и чудесами, которые обычно ускользают от взгляда людей.
Через своего героя Белов показывает, как волнующий мир настоящего может быть упущен из-за постоянной занятости и оторванности от природы. Автор призывает нас остановиться и оценить простые и естественные вещи, которые окружают нас каждый день. В рассказе ясно отражается идея о том, что настоящее несет в себе глубокую ценность, недоступную искусственному миру, созданному людьми.
Прочтение этого рассказа помогает читателю осознать, что радость и удовлетворение могут быть найдены в простых каждодневных действиях и взаимодействии с природным окружением. Рассказ «Скворцы» Белова является актуальным напоминанием о необходимости наслаждаться настоящим и ценить простые радости, которые оно приносит.
В целом, рассказ «Скворцы» играет важную роль в формировании осознания ценности настоящего, возвышает простые истины, которые часто упускаются из виду в быстром и хаотичном мире. Этот рассказ вдохновляет нас остановиться, задуматься и насладиться тем, что у нас есть прямо перед нашими глазами.
Паустовский “Жильцы старого дома” для читательского дневника
Название:
Жильцы старого домаЧисло страниц: 14Жанр: рассказНаписано: 1944 год
Главные герои
- Такса Фунтик;
- кот Степан;
- петух Горлач;
- худая черная курица;
- маленькая зеленая лягушка;
- мастер Гальвестон – воображаемый герой;
- скворец;
- часы-ходики;
- музыкальная шкатулка;
- автор-рассказчик.
Не удивляйтесь вещам среди персонажей. Константин Георгиевич наделил их в рассказе одушевленными качествами, показывая что они являются полноценными жильцами и у каждого из них имеется свой характер.
Рассказ ведется от имени автора приехавшего летом из Москвы на дачу. Проживая в старом доме, он внимательно наблюдает за его обитателями. Как изменилась размеренная жизнь кота Степана, когда появилась такса Фунтик. Далее петух клюнул Фунтика за украденную корку хлеба. Как худая черная курица могла часами кудахтать на крыше. И как маленькая зеленая лягушка подолгу смотрела на огонь. Люди нашли на чердаке старинную шкатулку сделанную шотландским мастером Гальвестоном. Они представляли его присутствие, и фантазировали как он работал. Однако музыку из шкатулки удалось услышать только один раз. Песни же скворца, напоминающие африканские мотивы, жители дома слушали постоянно.
Мое мнение
Автор учит нас наблюдательности и любви к природе. Он замечает всех обитателей дома: не только животных, но и старые вещи. У всех наверное есть вещи, история которых неизвестна, Паустовский подталкивает узнать о них больше. Помимо этого животные его дома такие разные. Они не всегда рады находиться рядом, но все же уживаются вместе. Так и мы, люди, живем вместе и находим общий язык.
Мультфильм
Мультик созданный по одноименному произведению, можно посмотреть только в качестве отдыха. Рисованные сюжеты действительно прекрасны, но увиденное никак не подходит для отзыва. Здесь даже порода собаки не соответствует.
Книги на нашей полке
Совсем коротко расскажу о двух экземплярах, которые имеются в нашей домашней библиотеке. Первоначально я приобрела относительно простенькую и соответственно более экономичную книжку от издательства Махаон. Она же более полная по содержанию: 6 рассказов и 4 сказки. Смотрите ее в Озон
. Мы с сыном почитали, поработали над Растрепанным воробьем и мне захотелось большего. Со школьной скамьи я помню такие прекрасные произведения как Телеграмма, Корзина с еловыми шишками, Подарок, которые отсутствовали у нас.
По этой причине я стала искать второй экземпляр и остановила свой выбор не совсем на том что искала… Издательство Речь выпустило великолепный подарочный сборник
с иллюстрациями Геннадия Епишина. И я не смогла устоять. Помимо дополнительных сказочных историй Константина Георгиевича, мы получили эстетическое удовольствие. Здесь всё прекрасно: формат, бумага, сноски с объяснением незнакомых слов, картины художника (по другому их не назовешь). Другими словами – это один из лучших экземпляров на наших полках. Давайте сравним что внутри.
Как видите я так и осталась без того, что искала, но наше погружение в творчество автора состоялось. В итоге и родилась эта статья. Со временем обязательно приобрету недостающие произведения, уж очень мне нравится чему они учат.
Средства художественной выразительности с примерами
Реальный мир в стихотворении Фета “Одним толчком согнать ладью живую…” предстаёт как тоскливый сон, но общее настроение и нежные образы оставляют светлое впечатление. Рассмотрим же, какие средства художественной выразительности были здесь использованы.
- Использование оксюморонов показывает, что поэт связан как с реальностью, так и миром творческим: «упиться неведомым, родным», «шепнуть о том, пред чем язык немеет», «усилить бой бестрепетных сердец». С одной стороны, «певец избранный» далёк от идеального мира, он — простой человек, но он чувствует вечность как родное пространство и пытается её расшифровать.
- Развёрнутая метафора ладьи, движущейся от одного берега к другому, скрывает за собой как ощущения поэта от процесса созидания нового произведения, так и путешествие читателя из реальности в художественный мир. Встречаются и другие метафоры: «сладость тайных мук», «бой бестрепетных сердец».
- Эпитеты: «с наглаженных отливами песков», «цветущих берегов», «тоскливый сон», «бестрепетных сердец», «тоскливый звук» — усиливают противопоставление двух миров, делают стихотворение ярче.
- Возвышенная лексика: «упиться», «венец» — добавляет стихотворению торжественности.
- Встречаетсяи анафора. В первой строфе чередуются «одним» и «одной», а в заключительных строках третьей строфы — «вот чем» и «вот в чём». В первом случае это добавляет стихотворению музыкальности, а на последних двух строках ставится акцент.
Об авторе
Куприн вырос в не богатой семье, так как отец его рано умер от холеры. После смерти кормильца он попал в сиротский пансионат, затем учился в кадетском корпусе Москвы, в городе котором родилась его мать.
С шести лет у Куприна начинается раннее творчество по военной тематике, связанные с армейскими буднями, бесцельностью время провождения в армии и мещанскими ограниченностями.
В 1905 году автор заканчивает работу над повестью «Поединок», который становится объектом шума и дискуссий, так как общество воспринимает произведение очень негативно. Поэтому армейская служба закончилась отставкой, однако до этого Куприн успел запечатлеться рассказами в журналах.
Так как Куприн повысил квалификацию в сфере журналистики, это помогло ему развить литературную деятельность в таких произведениях как «Брегет», «Ночлег», «Чудесный доктор» и других, которые принесли ему популярность и стали лучшими его творениями.
В 1896 году выходит в свет «Молох» повествующий капитализм и бунт рабочих, когда интеллигенция помогает художественной и литературной поддержкой, и автору помогает познакомиться с М.Горьким, А.Чеховым и другими писателями.
Чехов в жизни пережил много скитаний, и каждое путешествие в жизни выдаёт ему новые произведения повествующие его окружение и быт того времени.
Именно после возвращения из Франции он сильно заболевает, так как эмиграция для него действует пагубно, так как, даль от родины вызывает глубоко засидевшие болезни в уязвимой натуре, когда возвращение в Москву заканчивается гибелью писателя.
Эти и другие переживания автор впечатляет в произведении «Жанет» в котором профессор сильно привязывается к маленькой девочке с Парижа, что глубоко ранит душу автора.
Однако были и светлые дни в жизни Куприна, когда в 1908-19011 годах, были созданы революционные рассказы о любви «Гранатовый браслет» и «Суламифь».
Кот Рыжко
С котами и кошками в деревне всяких случаев тоже было немало. Очень интересны эти животные и даже какие-то странные. (Вообще я считаю, что самые умные, прирученные человеком животные — это собаки и лошади, а самые глупые — овечки и курицы.) Расскажу теперь про кота, который так нахально, не имея на это никаких прав, сосал Малькино молоко. Лидия покаялась десять раз, что принесла его жить к себе домой. Почему? Во-первых, дома он жил совсем редко, все время где-то шатался. Во-вторых, если и жил, то безобразничал. Кто, например, научил его таскать цыплят? Вместо того, чтоб ловить мышей, он ловил цыплят. И все это до глубины души возмущало всю деревню. Женщины ругали его шпаной и прохвостом, ребятишки кидали камнями, а Федя много раз просил у меня ружье, чтобы кота застрелить. Я не давал под разными предлогами. Не очень-то я верил тому, что говорят про кота, пока сам не убедился в правоте этих рассказов. Как-то я наблюдал за одной синичкой. Смотрю, кот притаился в траве и ждет удобный момент. Ничего не скажешь, красив! Он был яркий, как огонь, очень рыжий, даже оранжевый, с белым брюшком. Синичка слетела на крыльцо и запрыгала, поминутно дрыгая хвостиком. Рыжий крался к ней. Вытянув шею, он бесшумно передвигался в траве. Иногда, чтобы переступить, долго держал в воздухе лапу — так был осторожен. Синичка, ничего не подозревая, поскакивала на ступеньке, а мне так и хотелось ее спугнуть. Но неужели, думаю, она такая дурочка? Когда между нею и котом оставалось метра два и когда Рыжий напрягся для прыжка, я бросил в синичку кепкой. Она улетела, я подошел к коту. Он не прыгнул, не удрал. Он зажмурился и с прижатыми ушами замер в траве. Очень может быть, что он притворился мертвым или просто в отчаянии ждал очередную порку. Он не открыл глаз, когда я взял его за шиворот. Не пошевелился, так и висел в воздухе с прижатыми ушами. Я положил его на землю, плюнул и отошел. Только тогда он сиганул за угол. Синицу или воробья изловить не так-то и просто. Может быть, поэтому он и стал воровать у наседок беспомощных глупых цыплят, навлекая на себя всеобщее возмущение. После случая с синицей я долго кота не видел. Однажды я ходил в лес, километра за три от деревни. Присел на пенек отдохнуть и покурить, вдруг в густых кустах можжевельника, росшего на полянах, мелькнуло что-то оранжевое, яркое. «Лиса! — сразу сообразил я. — Мышек, что ли, ловит? Или птичек?» Я затаился, смотрю — опять кто-то ярко-оранжевый подскочил в воздухе и исчез. Нет, это надо же! Вместо лисы оказался Лидиин кот. Но что он делал в лесу, так далеко от деревни? И где же он тут ночует? — Кис, кис, — позвал я. — Иди сюда, Рыжко! Кот долго не показывался из кустов. Потом все же вышел, поглядел на меня, подошел и начал… мурлыкать. Мурлыкать и тереться о мое голенище. Я дал ему головку от окуня, запеченного в пироге. Он неторопливо съел. Когда я позвал его домой, он охотно побежал следом за мной. — Хватит шататься, — на ходу рассуждал я. — Домой пойдем, ночевать надо дома. Чего тебе в лесу ночевать? Оглянувшись, я увидел, что кота не было. Обманул. А может, просто удрал, не желая возвращаться в деревню, где уже так много нагрешил и набезобразничал.
Паустовский “Заячьи лапы” для читательского дневника
Название:
Заячьи лапыЖанр: рассказНаписано: 1937 годЧисло страниц: 9
Главные герои
- Заяц;
- Ваня Малявин;
- дед Ларион;
- сельский ветеринар;
- бабка Анисья;
- Карл Петрович – городской врач;
- аптекарь.
После сильнейшего лесного пожара, к сельскому ветеринару пришел Ваня с пострадавшим зайцем. Но врач выгнал его, не захотев помочь зверьку. Когда бабка Анисья увидела как мальчонка плачет, посоветовала отнести больного в город к Карлу Петровичу. Дед с Ваней пошли туда на следующее утро, но не могли найти врача. Тогда один аптекарь подсказал им адрес, но выяснилось, что идут они к педиатру. Дед Ларион уговорил доктора помочь зайчонку, которого потом оставил у себя жить. Только через время он рассказал внуку, что если бы не заяц, дедушка сгорел бы в том пожаре.
Мое мнение
Этот рассказ о людской доброте и отзывчивости. Здесь хорошо подходят пословицы: “Жизнь дана на добрые дела” и “Долг платежом красен”. Почти все отнеслись с сочувствием к пострадавшему зверьку, люди хотели помочь зайчонку, то есть совершить добро. Автор учит милосердию. Только один ветеринар оказался равнодушным к чужой боли. В жизни тоже встречаются такие люди. Но дед не сдался, он вылечил зайца и так отплатил ему за спасение своей жизни.
Озвученный диафильм
Мне показалось странным, что по рассказу с таким глубоким смыслом не сняли мультфильм. Но диафильмов зато выпущено достаточно. Я выбрала этот потому что он озвучен разными голосами, хотя на мой взгляд темп чтения немного быстрее чем нужно детям. Чего здесь не хватает? Как всегда, самого главного – концовки имеющейся в оригинале.