Джордж Оруэлл краткое содержание «1984»

Краткое содержание романа «1984» оруэла

1984

1984 год, Лондон, столица Взлётной полосы I, провинции Океания. Каждый шаг жителей страны контролируется Большим Братом, повсюду висят лозунги партии «Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила». Уинстон Смит служит в Министерстве Правды, где занимается тем, что редактирует и подделывает информацию из прошлого, чтобы таким образом изменить историю в сознании людей. В каждой квартире есть камера, отслеживающая действия людей. Смит решает завести дневник, в котором описывает свою ненависть к Партии. Этим поступком он грубо нарушает закон.

Смит прерывается, чтобы помочь соседке миссис Парсонс прочистить засор в кухонной раковине.

Во сне Смит видит мать и младшую сестру. Ему вспоминаются «зачистки» 50-х годов, во время которых исчез его отец.

В Океании повсюду распространен «новояз» – язык, в котором все слова сокращены, а прилагательных вовсе нет. На новоязе место работы Смита – Министерство Правды – называется «Миниправда». Здесь занимаются тем, что подгоняют факты под нужды Партии, правят опасные литературные труды, печатают низкопробные книги для трудового народа.

За обедом Смит общается со своим другом филологом Саймом. Из радио доносятся слащавые речи о счастливой жизни в Океании.

Смит делает новую запись в дневнике, вспоминая безрадостную жизнь с женой Кэтрин, которая ложилась с ним в одну постель лишь для того, чтобы родить ребенка для Партии.

Смит приходит к выводу, что единственный шанс на спасение мира – это восстание пролов. Это особая каста относительно свободных людей, которых Партия загнала до животного уровня.

Смит отправляется на прогулку в трущобы, где общается со стариком о прошлых днях, покупает в лавке старинное пресс-папье и встречает загадочную девушку с темными волосами.

Смит знакомится с темноволосой девушкой. Она передает ему любовное послание с просьбой встретиться вне города.

В лесу Джулия и Смит становятся близки. Девушка рассказывает, что у нее было много любовников из Партии.

Влюбленные много проводят времени вместе, рассказывая друг другу о прошлом.

Смит снимает комнату для свиданий, а Джулия приносит настоящие продукты.

Местные жители готовятся в Неделе Ненависти. Пропадает Сайм. Смит чувствует себя абсолютно счастливым. Он выясняет, что Джулию совсем не интересует его политические рассуждения и правительственная ложь.

Чиновник О`Брайен предлагает Смиту взять в работу десятое издание «Словаря», над которым трудился пропавший без вести Сайм.

Смит делится с Джулией своими воспоминаниями детства, которые всю жизнь не давали ему покоя.

Влюбленные навещают О`Брайена, который, как и все чиновники, имеет право на полчаса гасить монитор в доме. Смита и Джулию принимают в Братство. Они соглашаются на это только ради того, чтобы никогда не разлучаться.

Во время Недели Ненависти в руки Смита попадает запрещенная книга, в которой описана главная задача Партии – мировое господство за счет уничтожения свободной мысли.

Во время свидания в комнату врываются полицейские, избивают Джулию и уводят ее.

Смит арестован. Он находится в одной камере с другими, ни в чем не повинными людьми. Вскоре приходит О`Брайен и дубинкой обивает ему локоть.

В Министерстве Любви Смита подвергают страшным пыткам. О`Брайен объясняет ему, что это эффективные методы для исправления личности.

О`Брайен рассказывает узнику, что Океания стремится к абсолютной власти, и человек не представляет для нее никакой ценности. Утверждение власти возможно лишь через страдания. Измученный Смит утешает себя мыслью, что не предал своей любви к Джулии.

Смита перестают пытать, переводят в другую камеру, обеспечивают ему отдых и хорошее питание. Однако его разум все равно не подчинен Партии, все его мысли о Джулии. Это замечает О`Брайен.

Смита отправляют в самую страшную камеру – №101. Здесь ему готовят мучительную пытку крысами. На пике страданий Смит отрекается от своей любви.

Смит изредка вспоминает Джулию и свое детство. Он считает эти воспоминания ложными и старается от их избавиться. Вся его жизнь теперь – это сон, алкоголь и бессмысленные посиделки в кафе. Смит понимает, что его душа наполнена только любовью к Большому Брату и Партии.

«1984» Джордж Оруэлл анализ

«1984» — антиутопия Джорджа Оруэлла, опубликована в 1949 г.

«1984» Джордж Оруэлл анализ

Жанр — роман-антиутопия

Год написания — 1948

Главные герои:

— Уинстон Сми́т — главный герой, 39-летний мужчина. — Джу́лия — девушка, влюблённая в главного героя. — О’Бра́йен — Мистер Ча́ррингтон — Старший брат — лидер партии — Сайм — образованный коллега Уинстона

Тема: изображение общей структуры тоталитарного государства, которая опасна для человечества и общества

1984 год — именно то время описывает автор в своем романе. В 1984 году происходят все события, за исключением нескольких воспоминаний о карьере Уинстона в министерстве правды, о его неудачном браке, о его детстве.

Автор описывает выдуманные общество, лидер которого Большой Брат. Это репрессивное обществе, которым управляет партия. Являясь членом так называемой внешней партии, Уинстон фактически находится под неустанным наблюдением и днем и ночью. Камеры слежения есть у него дома и на работе, на улицах.

Он не разделяет партийные лозунги и идеологию и в глубине души сильно сомневается в партии, окружающей действительности и вообще во всём том, в чём только можно сомневаться. Чтобы «выпустить пар» и не совершить безрассудный поступок, он ведёт дневник, в котором старается излагать все свои сомнения. На людях же он старается притворяться приверженцем партийных идей.

Уинстон подозревал, что Джулия следит за ним и смотрит на нее со смесью желания и паранойи. Но когда она признается ему в любви, между ними начинается роман, но Уинстона не покидает мысль, что они уже покойники (свободные любовные отношения между мужчиной и женщиной, являющимися членами партии, запрещены партией). Они снимают комнатку у Чаррингтона, которая становится местом их регулярных встреч. Уинстон и Джулия решаются на безумный поступок и идут к О’Брайену и просят, чтобы он принял их в подпольное Братство, хотя сами лишь предполагают, что он в нём состоит. О’Брайен их принимает и даёт им книгу, написанную врагом государства Голдстейном.

Уинстон считает, что партии нужно сопротивляться и свергать, но Джулия считает, что лучше уклониться от своей власти, притворяясь, что согласится с ней.

Через некоторое время их арестовывают в комнатке у мистера Чаррингтона, так как этот милый старик оказался сотрудником полиции мыслей. В министерстве любви Уинстона долго обрабатывают. Главным палачом, к удивлению Уинстона, оказывается О’Брайен. Сначала Уинстон пытается бороться и не отрекаться от себя. Однако от постоянных физических и психических мучений он постепенно отрекается от себя, от своих взглядов, надеясь отречься от них разумом, но не душой. Он отрекается от всего, кроме своей любви к Джулии. Однако и эту любовь ломает О’Брайен.

Кульминация романа приходит, когда он должен выбирать между Джулией и Большим братом, между индивидуальностью и соответствием. В комнате 101 О’Брайен демонстрирует средневековое устройство пыток, клетку, полную крыс, привязанную к лицу заключенного. В панике Уинстон отрекается от Джулии, умоляя О’Брайена мучить ее вместо него, нарушая обещание, которое он поклялся никогда не сломать: «Если бы они могли заставить меня перестать любить тебя, это было бы настоящим предательством». В комнате 101 партии удается разбить Уинстона не только физически и умственно, но и эмоционально.

Уинстон вновь возвращается в общество как верный и преданный член партии. Он снова встречает Джулию и понимает, что они оба предали друг друга под пыткой, и он уже не может стоять рядом с ней.

Оруэлл писал роман 1948 года и рассказывал в нем фактически о своем времени, пытаясь раскрыть глаза мировой общественности на ту правду, которой она упорно не хотела видеть.

Вторая часть

1

Девушка успела что-то сунуть ему в руку. Уинстон развернул записку, в которой было написано признание в любви. Уинстону трудно было сдержать чувства, за ним следили.

В столовой он увидел девушку, но она не обращала на него внимания. Только ночью, когда камера была отключена, он смог все обдумать. Это не могло быть ловушкой, потому что волнение было неподдельным. Он не знал, как подойти к ней, всюду были камеры.

2

Он пришел туда, но подойти к ней было нельзя, кругом камеры. Они слились с толпой, где она незаметно взяла его за руку и сказала, куда и во сколько надо приехать. Уинстон приехал за город, она повела его в лес. Там не было камер.

Они поцеловались. Уинстон признался, что стар и болен. Но девушку это не остановило. Ей было двадцать шесть, звали ее Джулия. Он сказал, что раньше ненавидел ее. Девушка угостила его шоколадом и повела в другое место, где у них произошла близость. Джулия призналась, что имела много связей с партийцами.

3

Уинстон рассказал Джулии, что однажды шел с женой над пропастью, и он мог столкнуть ее. Девушка рассердилась, почему он этого не сделал.

Джулия призналась, что первый партнер был у нее в шестнадцать лет. Он покончил собой, чтобы избежать ареста.

5

Джулия и Унстон продолжали встречаться, но понимали, что долго так не может продолжаться. Хватались за счастье подобно утопающим.

7

Когда исчез отец, мать делала все по дому как бы по инерции. Она все время ждала, что произойдет что-то. Уинстон в детстве не наедался и таскал еду у матери и сестры. Мать внушала ему, что так делать нельзя. Но он продолжал воровать еду, оставляя родных голодными.

Однажды он отнял шоколадку у сестры. Та заплакала, мать прижала ее к себе и поняла, что девочка умирает. Уинстон убежал с шоколадкой. Когда он вернулся домой, матери и сестры дома не было, они исчезли. Больше он их не видел никогда. Может их арестовали, отправили в лагерь. Этого никто не знал.

Уинстон чувствовал угрызения совести. Ему казалось, что он виновен в их исчезновении.

Уинстон вдруг понял, что партийцы верны не партии, а самим себе. Джулия согласилась делать то же, что и он, быть с ним до конца.

Министерства 1984 г.

Здесь вы увидите одну из сторон человечества, так что есть 4 министерства, а это:

министерство правды

Это одна из загадок, которую партия Ингсоц использовала для того, что они упражняли в романе. Говорят, что названия министерств относятся к «Двоемыслию», поэтому основная функция истины отражена в переписанной истории.

Это тот, кто отвечает за управление правдой, для которой новый язык распространяется благодаря населению. Подразумевается, что истина – это смысл всех утверждений, в зависимости от вашей ситуации по мере необходимости.

министерство изобилия

Он отвечает за планирование экономики в соответствии со своими установками, относящимися к партии, для которой он контролирует:

  • питание
  • строительные материалы
  • Товары народного потребления

Из-за большой наценки на партийных рабочих и пролетариев, для которых он не имеет никакого доступа к производству, это является одним из центральных вопросов из-за содержания из-за бедности; поскольку у людей были очень низкие ресурсы, их полностью игнорировали, в то время как высокопоставленные люди легко правили благодаря своему хорошему образованию.

Очень часто они сообщают, как Большой Брат увеличивал экономическое производство, потому что он детализировал статистику, потому что ею манипулировали.

Правильно на самом деле, о чем я настраиваю министерство изобилия, потому что это даже не было фейком, так что это был кусок про ерунду для других.

Это на самом деле ответственно, потому что они держат государство выше бедности и дефицита, чтобы убедить все человечество, что они живут в состоянии вечности.

Это министерство отвечает за лотерейные организации, поэтому оно очень популярно среди работников и владельцев, поэтому они покупают картолу и надеются выиграть некоторые из призов.

служение любви

Он тот, кто правит в государстве Океания над романом, его задача — подтвердить свои чувства через любовь и верность человечеству.

министерство мира

Он отвечает за вооруженные силы, поэтому они:

  • Marina
  • Ejercito

Это один из органов, связанных с Океанией, потому что нация находится в состоянии войны, которая имеет право не побеждать в войне.

Он вращается в среде о вечной войне, которые привыкли иметь большие избыточные ресурсы.

Министерство ведает, за то, что борется с войной за то, что говорят: (в Африке и Индии), за то, что не удостоверяется, через баланс на войне, чтобы не стать лицом.

Часть 1. В бесчеловечном государстве

Дело происходит в Англии, хотя в той реальности это могущественная Океания. Люди здесь похожи на винтики в системе, все здесь пропитано идеологией, вокруг лозунги. Людям лучше ходить строем и не иметь своих суждений. И так в этом антиутопичном романе показана страшная воля Партии, общество, в котором нельзя иметь свое мнение, нельзя отличаться. Министерство правды, любвии другие превращаются в «мини»: мини финансы, мини экология… названия говорят сами за себя! И сам «новояз», созданный в этой системе, низводит всю творческую натуру человека к нулю, к отрицательным числам.

Пятиминутки ненависти, на которые сгоняют людей, демонстрируют им классовых врагов, пугают ими. Это становится обязательным и привычным, как минута гимнастики, людей учат ненавидеть, заставляют привыкнуть к ненависти, направленной на «врагов». Кстати, обычный сценарий показа заключается в том, что основной враг Власти — тот, кто когда-то начинал вместе с ее основателями, но потихоньку они разошлись во взглядах, вот его и объявили вне закона. На этих «шоу» нужно выплескивать свой негатив (кричать, ругаться, разрушать). Как у булгаковского Воланда на представлении здесь тоже милосердие иногда проявляется. Например, женщина вскрикивает, когда показывает, как погибают дети, пусть они тоже «вражеские». Но конечно, милосердие это никак не поощряется, а наоборот. Кстати, дети тут постоянно доносят на родителей (даже если те говорят во сне), предательства, вообще, процветают.

Сам Уинстон когда-то украл еду у сестры, а пока прятался, ее и их маму «распылили». Работа выросшего Уинстона состоит в изменении старых газет, чтобы прогнозы там соответствовали реальности. Еще он вычеркивает людей, оказавшихся предателями.

Образ врага здесь создается намеренно как стимул к ударной работе и способ отвлечь народ от проблем. Возможно, и бомбы на мирных жителей сбрасывает сама Парти, чтоб держать всех в страхе. А лозунги здесь противоречат здравому смыслу. По этим утверждениям война, дескать, это мир.

Значение романа

Финал показал то, что так сильно хотел изобразить Оруэлл. «1984» (краткое содержание мы вам представили) – это роман о том, как репрессивная машина тоталитарного государства может уничтожить любую личность. Даже Смит, который до последнего сопротивлялся тирании, в конце концов сдался. Сначала его уничтожили физически (в прямом смысле слова – он начал терять зубы и т. д.). Затем он, наконец, лишился своих убеждений.

Несчастливая концовка только добавила роману культовости. Он мгновенно стал бестселлером. До этого момента в мире еще не издавалось подобной книги. Прежние романы в жанре антиутопии не могли похвастаться таким тщательно проработанным и описанным художественным миром, который придумал Оруэлл.

Впрочем, как уже говорилось выше, английскому писателю и не нужно было ничего сочинять. Фактически он только логически развил все те явления, которые породил нацизм и другие тоталитарные режимы первой половины XX века.

Успех романа также объясняется множеством метафор, которые перекочевали во все языки мира. Это уже описанное двоемыслие, «Ангсоц», двухминутки ненависти и т. д. Оруэлл стал автором знаменитой формулы «дважды два — ровно пять», которая описывала принцип лживости пропаганды, а также образа Большого брата. Отсылки к «1984» — это важные составляющие современной западной массовой культуры.

Вторая часть

На работе Уинстон вновь встречает эту веснушчатую девушку. Она спотыкается и падает. Он помогает ей встать, и девица суёт ему в руку записку, содержащую слова: «Я вас люблю». В столовой они договариваются о свидании.

Они встречаются за городом, среди деревьев, где их не могут подслушать. Джулия — так зовут девушку — признаётся, что связей с партийцами у неё были десятки. Уинстон приходит в восторг: именно такая испорченность, животный инстинкт могут разорвать партию в клочья! Их любовные объятия становятся боем, политическим актом.

Джулии 26 лет, она работает в отделе литературы на машине для сочинения романов. Джулия поняла смысл партийного пуританства: «Когда спишь с человеком, тратишь энергию; а потом тебе хорошо и на всё наплевать. Им это — поперёк горла». Они хотят, чтобы энергия использовалась только для партийной работы.

Уинстон нанимает комнату над лавкой старьёвщика мистера Чаррингтона для встреч с Джулией — там нет телекрана. Однажды из норы показывается крыса. Джулия относится к ней равнодушно, у Уинстона крыса вызывает отвращение: «Нет ничего страшней на свете».

Исчезает Сайм. «Сайм перестал существовать; он никогда не существовал».

Когда Уинстон однажды обмолвился о войне с Евразией, «Джулия ошеломила его, небрежно сказав, что, по ее мнению, никакой войны нет. Ракеты, падающие на Лондон, может быть, пускает само правительство, „чтобы держать людей в страхе“».

Наконец происходит судьбоносный разговор с О’Брайеном. Он подходит к Смиту в коридоре и даёт свой адрес.

Уинстону снится мать. Он вспоминает своё голодное детство. Как исчез отец, Уинстон не помнит. Несмотря на то, что еду нужно было разделить между матерью, его болезненной сестрёнкой двух-трёх лет и самим Уинстоном, он требовал всё больше еды и получал её от матери. Однажды он отобрал у сестры её порцию шоколада и убежал. Когда он вернулся, ни матери, ни сестры уже не было. После этого Уинстона отправили в колонию для беспризорных — «воспитательный центр».

Джулия решает встречаться с Уинстоном до самого конца. Уинстон говорит о пытках, если их раскроют: «Признание не предательство

Что ты сказал или не сказал — не важно, важно только чувство. Если меня заставят разлюбить тебя — вот будет настоящее предательство»

Уинстон и Джулия приходят к О’Брайену и признаются, что они враги партии и мыслепреступники. О’Брайен подтверждает, что организация заговора против партии, именуемая Братством, существует. Он обещает, что Уинстону передадут книгу Голдстейна.

На шестой день Недели ненависти объявляют, что Океания с Евразией не воюет. Война идёт с Остазией. Евразия — союзник. «Океания воюет с Остазией: Океания всегда воевала с Остазией». В течение пяти дней Уинстон работает над уничтожением данных прошлого.

Уинстон начинает читать книгу Эммануэля Голдстейна «Теория и практика олигархического коллективизма» в комнатке в лавке мистера Чаррингтона. Позже Джулия и Уинстон слушают у окна, как поёт женщина-прол. «Мы — покойники» — по очереди произносят они. «Вы покойники» — раздаётся железный голос у них за спиной. Джулию ударяют и уносят. В комнате был спрятан телекран. Входит мистер Чаррингтон. «Он был похож на себя прежнего, но это был другой человек… Это было лицо настороженного хладнокровного человека лет тридцати пяти. Уинстон подумал, что впервые в жизни с полной определённостью видит перед собой сотрудника полиции мыслей».

Как умирающий Джордж Оруэлл писал «1984». Отрывок из книги «Битва за свободу»

«Скотный двор» был политической сатирой в форме сказки. Следующая беллетристическая книга Оруэлла станет политической модификацией другого жанра — романа ужасов. Его монстр порожден не наукой XIX в., как творение Франкенштейна, или не оружием XX в., как впоследствии Годзилла, а политикой XX в., создавшей всепроникающее государство, иногда жестокое, но почти всегда, скорее, неповоротливое, чем хитроумное.

В период, непосредственно последовавший за Второй мировой войной, Оруэлл, как и Черчилль, предупреждает об огромных опасностях, сохранявшихся в мире, несмотря на разгром нацизма. Черчилль в речи о железном занавесе в марте 1946 г. говорил о мире, где «власть государства осуществляется без ограничений диктаторами или сплоченными олигархическими группами, действующими посредством привилегированной партии и политической полиции». Он верил, что «тень упала на землю, еще недавно озаренную победой союзников… От балтийского Штеттина до адриатического Триеста железный занавес упал поперек континента».

Оруэлл тоже видел тень этого занавеса, протянувшуюся на запад. Он предвидел будущее и хотел предупредить, что оно не подходит, по крайней мере, таким людям, как он, высоко ценящим неприкосновенность частной жизни и свободу слова. Он несколько лет размышлял о проблеме злоупотребления властью в послевоенной Европе и уже в 1941 г. предупреждал: «Настала эпоха тоталитарного государства, которое отныне не позволяет и, вероятно, не способно позволить индивиду никакой свободы. При упоминании о тоталитаризме сразу вспоминаются Германия, Россия, Италия, но я считаю необходимым признать опасность того, что это явление распространится на весь мир». Оруэлла страшило, что всемогущее государство не только запретит людям выражать определенные мысли, но и сделает следующий шаг и станет указывать им, что думать.

Не желая, чтобы его отвлекали, и, пожалуй, становясь все большим интровертом, Оруэлл старался проводить как можно больше времени на острове Джура, стремясь закончить книгу. Это было «просто самое отдаленное место, которое можно найти на Британских островах, — объяснил его друг Дэвиду Астору, который отыскал дом для писателя. — Мне и в голову не приходило, что он там останется. Я лишь посоветовал ему поехать туда ненадолго отдохнуть, поскольку было очевидно, что ему нужен отдых». Астор добавил, что «для человека с хрупким здоровьем было безумием отправиться в подобное место».

На холодном, атакуемом штормами острове, где укрылся Оруэлл, до ближайшего телефона надо было ехать 43 км на юг по плохой дороге, которая местами была не более чем колеей, проходившей по вересковой пустоши. 21 июля 1946 г., в самый разгар лета, на острове было «так холодно, что хотелось разжечь камины во всех комнатах». А полгода спустя, в январе, ветер был «таким бешеным, что трудно было удержаться на ногах».

Оруэлл переехал туда не для того, чтобы позабавить людей, как подумал один из визитеров. «Он находился в особом саморазрушительном настроении и привык ворчать. Эта рана в горле , она свистела, и вот он расхаживал туда-сюда с мрачным свистом, да еще эти обвисшие усы! И вот вместо живого и жизнерадостного ума перед нами был тоскливый озлобленный старый хрыч, которого просто приходилось терпеть». Жизнь была скудная не потому, что денег не хватало, а из-за карточной системы. Друга, ехавшего к нему в гости из Лондона, Оруэлл попросил привезти муки и объяснил: «Нам тут почти всегда не хватает хлеба и муки из-за этих карточек».

Временами еще проявлялась свойственная Оруэллу авантюрная жилка. В августе 1947 г. он решил, несмотря на постоянное плохое самочувствие, провести еще одну зиму на Джуре

«Часть зимы может быть весьма суровой, и можно оказаться отрезанным от большой земли на неделю или две, но это неважно, если есть мука, чтобы печь лепешки», — уверял он друга

Заключение

В заключение хочу сказать, что «1984» Джорджа Оруэлла является основополагающим произведением антиутопической литературы, оказавшим глубокое влияние на литературу и популярную культуру с момента его публикации в 1949 году. Исследование в книге таких тем, как контроль правительства, манипулирование языком и опасность технологий, остается столь же актуальным сегодня, как и во время написания книги.

Наследие и влияние книги проявляются в том, что она внесла долгосрочный вклад в популярную культуру, например, популяризация термина «оруэлловский» и введение понятия «Большой брат». Она также оказала значительное влияние на другие антиутопические романы и продолжает вдохновлять на политические дискуссии и активизм.

Критическая оценка «1984» была в подавляющем большинстве случаев положительной, и книга была признана шедевром антиутопической литературы. Однако некоторые критики критиковали книгу за мрачный и пессимистичный взгляд на будущее и изображение женщин.

Несмотря на противоречивый конец, который некоторые читатели считают глубоко тревожным, книга является мощным предупреждением об опасностях правительственного контроля и важности индивидуальной свободы и автономии. Таким образом, «1984» остается вечным и заставляющим задуматься произведением, которое продолжает находить отклик у читателей во всем мире

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: