К. паустовский «теплый хлеб»: слушать, читать рассказ. читательский дневник. рисунок к произведению

Электронный читательский дневник/басова галина — wiki-сибириада

Сюжет — краткое содержание:

  1. В деревне остался жить раненый конь, его приютил мельник Панкрат, подлечил, но прокормить не мог, все жители знали коня и подкармливали.
  2. Угрюмый мальчик Филька коня обидел, обругал, пожалел для него хлеб.
  3. Тут же начался в деревне лютый мороз.
  4. Бабушка Филька рассказала ему одну историю из прошлого, объяснила, что мороз такой может быть от злости людей.
  5. Филька посоветовался с Панкратом, что ему делать, решил собраться всем и рубить лед на реке, чтобы восстановить мельницу.
  6. Пока старики и дети рубили лёд, подул тёплый ветер, получилось у них восстановить мельницу, испечь хлеб.
  7. Филька решил помириться с конём, угостил его тёплым хлебом.

Краткое содержание Теплый хлеб Паустовского

Мимо деревни Бережки военный отряд проходил. Немецкий снаряд взорвался и осколком ранил коня командира. Оставили его в деревне. Приютил мельник Панкрат. Но считался конь ничейным, общим.

Мужику сложно было содержать животное, стала лошадь по деревне ходить, побираться. Кто хлеба чёрствого вынесет, а кто морковку хрустящую да ботвы свекольной.

В Бережках проживал мальчик с бабушкой. Мальчугана Филькой звали, кличка его была «Да ну, тебя!».

Погода на эту зиму хорошая выдалась, тёплая. Река не встала. Около мельницы вода была чёрная, спокойная.

Бабы Панкрату жаловались, что мука скоро закончится, молоть зерно надо. Отремонтировал старик мельницу, молоть зерно собрался.

А конь всё по деревне ходил. Постучался он в калитку к Филькиной бабушке. Мальчик ел хлеб с солью.

Увидел коня, лениво высунулся, вышел за калитку. Жеребец носом к ароматному кусочку потянулся. Филька же сильно ударил его по губам. Животное фыркнуло, отшатнулось, назад попятилось. Мальчуган кинул кусок в рыхлый снег, крикнул: «На, бери свой хлеб, мордой рой, доставай его!»

Слеза появилась в глазах у бедного коня. Заржал так жалостливо, громко. Ударил хвостом себя и ускакал прочь.

И тут приключилось несчастье. Ветер завыл, метель такая поднялась, что ничего не видно было. Замело все дороги, тропинки. Река промёрзла насквозь. Филька не скоро в избу зашёл, потерял, где крыльцо его, испугался. Холод до костей пробирал, все звери лесные по норам попрятались. Нигде тепла не было. В избе холодно, сыро. Мальчуган всё под одеяло зарывался, а печь то не греет, остыла уже.

Причитала, охала бабка. Плохой человек, видно, в Бережках появился, беду принёс. Ведь без муки и воды не выживет народ деревенский.

Филька расспросил бабку, что за история сто лет назад произошла: жил мужик один, и он пожалел хлеба для просящего бедняка. И вот такая же погода случилась, столько народу погибло. Испугался мальчик, понял, что по его вине такая непогода.

Побежал Филька опрометью к Панкрату, рассказал ему всё, про коня, про хлеб, что в сугроб кинул. Старик головой покачал, сказал исправить ситуацию. Решили всей деревней реку долбить, освобождать ото льда. Дружно взялись. Погода меняться начала, река оттаивать стала, тепло пришло. Как будто и не было ничего.

Мельница заработала, зерно молоть старик Панкрат начал. В деревне хлебом свежим запахло, даже лисицы из нор повыбирались — хотелось кусочек испробовать. Снова жить селение начало.

А Филька с местными ребятами к коню мириться пошли. Несли хлеба да соли. Панкрат встретил их. Вывел коня. Филька протянул хлеб, а тот отвернулся, не берёт. Заплакал тогда мальчик. Старик погладил животное, сказал: «Ну, возьми угощение, мальчик то хороший». Жеребец взял с рук Фильки кусок, зажмурился от удовольствия, голову на плечо положил. Так и померились.

А сорока, что трещала про всё и перед воронами хвалилась, что она ветер свежий, тёплый из южных стран позвала, наверное  думала, что это её заслуга.

Оцените произведение:

  • 3.82
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 320

Читать краткое содержание Тёплый хлеб. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Паустовский. Краткие содержания произведений

  • Акварельные краски
  • Бакенщик
  • Барсучий нос
  • Белая радуга
  • Бриз
  • Дремучий медведь
  • Желтый свет
  • Жильцы старого дома
  • Заботливый цветок
  • Заячьи лапы
  • Золотая роза
  • Золотой линь
  • Исаак Левитан
  • Квакша
  • Колотый сахар
  • Корзина с еловыми шишками
  • Кот ворюга
  • Мещерская сторона
  • Повесть о жизни
  • Подарок
  • Похождения жука-носорога
  • Прощание с летом
  • Разливы рек
  • Растрепанный воробей
  • Рождение рассказа
  • Сказочник
  • Скрипучие половицы
  • Снег
  • Собрание чудес
  • Стальное колечко
  • Старый повар
  • Телеграмма
  • Тёплый хлеб

Краткое содержание Паустовский Теплый хлеб для читательского дневника

Год: 1954    Жанр: рассказ

Главные герои: мальчик Филька, раненый конь, мельник

В деревне Бережки жил мальчик Филька. прозвище было его «Да ну, тебя!», так как на всё и всегда отвечал так: «Да ну, тебя!».

Произошёл с ним случай неприятный, который повлёк за собой беду.

В Бережках жил мельник Панкрат, который приютил вороного коня. Конь считался ничейный, поэтому каждый считал должным его покормить, то хлебушком чёрствым, а то и морковкой сладкой. Филька же проявил строгость к животному и не дал хлеба, а кинул его в снег, ещё и заругался сильно. Конь фыркнул и кусок хлеба не взял.

Погода поменялась тут же. Всё замело метелью, дороги, тропинки запорошило. Река замерзла, мельница остановилась — неминуемая гибель для деревни пришла.

Причитала Филькина бабка. Говорит, завёлся человек недобрый. Мальчик побежал к мельнику и рассказал ему про коня. Тот посоветовал исправить ошибку. Созвал Филька мальчиков, старики пришли. Стали лёд на реке долбить, проламывать.

Прошла лютая погода. Снова мельница заработала, пахло хлебом свежим, что бабы испекли из только что смолотой муки. Конь принял хлеб, что мальчик ему для примирения принёс.

Рассказ учит читателя тому, что Зло всегда порождает зло в ответ. А доброта на плоды сладка, богата. Злость и жадность — погибель для души людской.

Читательский дневник по рассказу «Тёплый хлеб» Константина Паустовского

Название произведения: «Тёплый хлеб».

Число страниц: 32.

Жанр: рассказ.

Главные герои: Филька, Панкрат.

Второстепенные герои: бабка.

Характеристика главных героев:

Филька. Нелюдимый мальчик по прозвищу «Ну тебя». Злой и угрюмый. Исправился и стал добрым.

Панкрат. Мельник. Строгий, справедливый и умный человек.

Характеристика второстепенных героев:

Бабка. Старая женщина, знает старинные легенды.

Краткое содержание рассказа «Тёплый хлеб»

Филька жил в деревне со своей бабкой. У него не было друзей, потому что мальчик был злым и недоверчивым.

У Панкрата жил конь, которого вся деревня любила и подкармливала. Однажды зимой конь пришёл к избе Фильки и стал просить хлеба. Филька рассердился, закричал на коня и ударил его. А хлеб бросил в снег.

Конь заплакал и жалобно заржал. Вдруг началась метель, а потом ударил мороз. Река замёрзла, и мельница встала. Деревне грозил голод.

Бабка рассказала, как в давние времена злой мужик обидел солдата-инвалида. Он бросил ему чёрствый кусок, и солдат проклял деревню. В это время также начался мороз, и злой мужик умер.

Филька испугался и бросился к Панкрату. Он рассказал о своём поступке. Панкрат поругал мальчика и велел придумать, как спасти деревню. Филька сказал, что соберёт ребят и они раздолбят лёд около плотины.

Утром вся деревня долбила лёд. А погода менялась. Когда лёд раскололи, пришла оттепель и закапало с крыш. Сорока хвасталась, что это она привела тёплый ветер.

На следующий день Филька принёс коню тёплого свежего хлеба. Они помирились и на душе мальчика стало легко.

План произведения:

  1. Угрюмый мальчик.
  2. История коня.
  3. Филька бьёт коня.
  4. Неожиданный мороз.
  5. Рассказ бабки.
  6. Испуг мальчика.
  7. Мельник Панкрат.
  8. Все долбят лёд.
  9. Оттепель.
  10. Примирение с конём.

Основная мысль рассказа

Главная мысль произведения состоит в том, что никогда нельзя отказывать в помощи тем, кто в ней нуждается.

Основная идея рассказа в том, что человеческое равнодушие приносит только горе.

Чему учит произведение

Учит быть добрыми и отзывчивыми. Учит помогать другим людям, не обижать животных. Учит трудиться сообща на общее благо.

Краткий отзыв по произведению «Тёплый хлеб» для читательского дневника

Это замечательное произведение написал писатель Константин Паустовский.

Его герой, мальчик Филя, был недоверчивым к другим людям, злым и равнодушным. Он обидел коня и из-за этого наступил ужасный мороз. Филька понял, что стал причиной огромной беды, и сделал всё, чтобы исправить свою ошибку.

Он сумел заслужить прощение у коня и тогда мальчик понял, что мир прекрасен. Просто надо уметь с любовью и лаской относиться к другим людям, никому не отказывать в помощи.

Автор хотел сказать своим произведением, что наши собственные поступки могут стать причиной как большой беды, так и великого счастья. Всё на свете зависит от того, как мы относимся к людям.

Мне очень понравился этот рассказ, в котором писатель удачно соединил реальность и вымысел, сказку. Он рассказал о том, что собравшись вместе люди могут справиться с любой задачей.

Я всем советую прочитать этот рассказ и никогда не отказывать тем, кто просит помощи. Не нужно быть эгоистами и думать лишь о себе.

Пословицы к произведению:

  • Виновных прощают, а правых жалуют.
  • Доброе дело два века живёт.
  • Другим не поможем, сами пропадём.
  • Была вина, да прощена.
  • Воля и труд дивные всходы дают.

Словарь неизвестных слов:

  • Картуз — головной убор, фуражка.
  • Христорадник — попрошайка.
  • Неминучая — неминуемая, неизбежная.
  • Причитания — жалобы, слёзы.
  • Дюже — сильно.

Ещё читательские дневники по произведениям К. Паустовского:

  • «Похождения жука-носорога»
  • «Заячьи лапы»
  • «Стальное колечко»
  • «Барсучий нос»
  • «Растрёпанный воробей»
  • «Дремучий медведь»
  • «Корзина с еловыми шишками»

Библиотека произведений автора пополняется.

Сюжет

Однажды в деревушке Бережки появился раненый конь, которого оставили красноармейцы. Его взял мельник Панкрат, которого местные мальчишки считали настоящим колдуном. Панкрат выходил коня и с его помощью принялся чинить плотину. Однако мельник не мог кормить коня в голодное время, и тот ходил по всей деревне, выпрашивая у жителей еду. Все жалели его и делились, кто чем мог.

Как-то раз конь постучал в калитку к Фильке по прозвищу «Ну тебя!». Мальчика так прозвали в деревне за то, что он ничему не верил и ни с кем не играл. Филька нехотя подошёл к калитке и неожиданно со всего размаха ударил доверчивого коня по губам. Затем зло обругал его и бросил кусок хлеба прямо в снег.

У коня скатилась слеза, он жалобно заржал и ушёл, а деревня оказалась во власти сильного ветра со снегом. Филька даже с трудом дошёл до своего крыльца и запер дверь, а ночью ударил страшный мороз, сковав речку до самого дна. Замерзли даже колодцы, и жителей деревни ожидала верная смерть: лед сковал водяную мельницу, и невозможно было смолоть муку.

Бабка Фильки, причитая, рассказала, что сто лет назад случился такой же лютый мороз и половина деревни вымерла. А причиной тому оказалась людская злоба. Когда мимо деревни проходил безногий солдат, он попросил хлеба, но жадный хозяин кинул ему на землю заплесневелую краюху. Свистнул тогда солдат, и ударил лютый мороз. Бабка решила, что, видимо, и теперь в деревне завёлся такой же злой человек.

Ночью Филька отправился к Панкрату и во всём признался. Тот дал мальчику час, чтобы он нашёл способ, как спасти деревню от верной смерти. Филька решил собрать всех мальчишек и вручную выдолбить лёд у мельницы, чтобы заработала плотина. Ранним утром у реки собрались не только мальчишки, но и все здоровые, крепкие жители, которые принялись жечь костры да рубить лед. В ходе работы никто и не заметил, как потянуло теплым ветром, и с крыш весело закапала вода под ярким солнцем. К вечеру возле мельницы образовалась большая полынья, и Панкрат приступил к работе. Теперь все хозяйки Бережков были обеспечены мукой, и повсюду стоял чудесный аромат свежеиспечённого хлеба. Утром Филька пришёл к коню с большой краюхой и помирился с ним.

О книге

История создания книги

«…Моя литераторская судьба двигалась по параболе, как в стихах у Вознесенского. Тетушка моя училась тогда в пединституте и, в порядке эксперимента, обучила меня, четырехлетнего, читать. Читал я много, бойко и без разбора. Уже лет в шесть-семь решил, что хочу быть писателем. Помню разговор со своей бабушкой.Когда я сообщил ей об этом, она, конечно, не придавая особого значения моим словам, сказала: «Ну вот и хорошо, Сереженька, про меня в своих книжках напишешь». Тогда я ей ответил, что буду писать приключенческие книги, извини, мол, бабушка, не будет тебе в них места…
А к концу школы опытные люди доходчиво объяснили мне, что мужику непременно нужна инженерная специальность, верный кусок хлеба. Вот я и закончил технический вуз, тогда называвшийся НЭТИ, и долгое время на заводе работал по специальности: экономистом-разработчиком систем управления производством. Но мечтать о писательском ремесле не переставал. …Первую книгу я планировал как «забойный» детектив. В этой взрослой книге еще на первых страницах маленький мальчик должен был найти в канализационном колодце труп. Примерно два абзаца я решил отвести на этого мальчика, потом он исчезал из повествования. А у меня с ним дела все затягивались и затягивались. Я стал описывать его жизнь, пытался как-то завязать этого мальчишку с сюжетом… Стало понятно, что жанр я выбрал неверно. Пришлось сунуть едва начатую рукопись в стол и взяться за детскую книжку. Писал ночами, урывками…
…У Печенюшкина-мальчика есть внешний прототип, был тогда у Лизки друг Леня, потом в Штаты уехал с родителями… У меня в то время как раз росли две дочки Лиза и Алена, и им было столько лет, сколько героиням в начале первой книжки. Материал был под руками. Разные их поступки и высказывания, привычки, характеры, где-то в утрированном виде, я отдал книжным героиням. Когда главы три-четыре было написано, я прочел их девчонкам, и с тех пор это было такое своеобразное домашнее развлечение. Глава читалась, обсуждалась. Дочери пытались вносить коррективы, иногда я с ними соглашался… Тяжелая ситуация была, когда в конце второй книги погиб добрый маг Дракошкиус. Младшая устроила мне истерику и сказала, что я его должен оживить, иначе не папа я ей. Я пытался объяснить, что это законы жанра, что иначе быть не могло, но Аленка была неумолима. И я подумал, что это и есть голос народа. Именно так появилась завязка для третьей книги…» С. Белоусов

Ссылки на источники информации

Мои впечатления о прочитанной книге

Первую книгу мне купила мама, когда была в городе по работе. Прочитала на одном дыхании. Печенюшкин для меня, тогда девятилетней девочки — был принцем, переживала за главных героинь — сестер Зайкиных, в поступках, словах которых я иногда узнавала себя. С нетерпением ждала выхода остальных частей. Правда была немного расстроена, когда мама привезла третью часть, книга была проиллюстрирована другим художником. Книги перечитывала раз 10 это точно, будучи уже взрослой. В моей домашней библиотеке сохранились все три части. И особенно радует, что когда дети с родителями приходят в библиотеку, родители советуют почитать книги о Печенюшкине.

Об авторе книги

Писатель Сергей Михайлович Белоусов родился в 1950 году в городе Новосибирске. Еще в 5-6 лет мальчик решил, что станет писателем. Он рано освоил чтение, и это стало его любимым занятием. Но судьба распорядилась по-своему. Реалии того времени требовали наличия профессии, а писательством заработать на жизнь было невозможно. Поэтому Сергей окончил электротехнический институт в родном городе и работал на крупных предприятиях — занимался созданием автоматических систем управления. После работы на заводе Сергей Михайлович Белоусов решил попробовать себя в роли журналиста. Несколько лет он занимался освещением различных проблем в редакциях Новосибирска. В 1986 году он решил начать писать книгу. Изначально она задумывалась для взрослой аудитории и имела детективную направленность. Но все изменили дочери писателя — на тот момент они были детьми. Именно их поступки, характеры и различные ситуации натолкнули Белоусова на создание детской книги. В 2000-х Сергей Михайлович Белоусов занялся написанием книг на кулинарную тематику. Сергей Белоусов — лауреат литературной премии им. Гарина-Михайловского (1997 г.). В настоящее время писатель живет в Новосибирске.

Что понравилось

Информация о книге

Название и автор книги Тема, идея книги Главные герои Сюжет Дата чтения
Сергей Белоусов

«Вдоль по радуге или приключения Печенюшкина»

«Смертельная кастрюля или возвращение Печенюшкина»

«Сердце Дракона или путешествие с Печенюшкиным»

приключения Печенюшкин, Лиза и Алена Зайкины, Фантолетта, Дракошкиус, домовой Федя, Клара-Генриетта, Гокко и др. Приключения двух сестёр, Лизы и Алёны Зайкиных, которые попадают в сказочную подземную страну Фантазилью, знакомятся там с юным героем Печенюшкиным и вместе с ним несколько раз спасают мир (вначале волшебный, а потом и свой обычный). 1993 — 1996 гг.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: