Одиссей и циклоп Полифем – краткое содержание
Подробнее — см. в отдельной статье Одиссей на острове циклопа Полифема
Вскоре флотилия Одиссея приплыла к острову, на котором паслось множество коз. Греки сытно угостились их мясом. На следующий день Одиссей с одним кораблём отправился осматривать остров. Вскоре выяснилось, что на нём обитают свирепые великаны-, каждый из которых имел лишь один глаз посреди лба. Не умея обрабатывать землю, циклопы жили пастушеством. У них не было ни городов, ни властей, ни законов. Циклопы жили поодиночке – каждый в своей пещере среди скал. Увидев вход в одну из таких пещер, Одиссей и его спутники вошли туда, не зная, что это было обиталище циклопа Полифема, сына морского бога Посейдона, свирепого людоеда. Греки развели огонь, стали жарить найденных в пещере козлят и поедать сыр, развешанный по стенам в корзинах.
Вечером вдруг появился Полифем. Он загнал в пещеру свое стадо и заложил выход камнем, который был так огромен, что грекам не было никакой возможности его сдвинуть. Осмотревшись, циклоп заметил эллинов. Одиссей объяснил Полифему, что он и его люди плывут на родину с долгой Троянской войны, и попросил гостеприимства. Но Полифем зарычал, схватил за ноги двух спутников Одиссея, убил их ударом головами оземь и сожрал, не оставив даже костей.
Одиссей в пещере циклопа Полифема. Художник Я. Йорданс, первая половина XVII века
Окончив своё кровожадное пиршество, циклоп громко захрапел. Греки не могли выбраться из пещеры, так как выход закрывал громадный камень. Поднявшись утром, Полифем разбил головы еще двум спутникам Одиссея, позавтракал ими и ушёл пасти стадо, заперев греков в пещере тем же камнем. Но пока он отсутствовал, Одиссей взял ствол дикой маслины, заострил его конец, обжег на огне и спрятал под кучей навоза. Вечером циклоп возвратился и поужинал еще двумя людьми Одиссея. Прикинувшись вежливым, Одиссей поднёс Полифему полную чашу крепкого вина. Никогда раньше не пробовавшему вина циклопу этот пьянящий напиток очень понравился. Опорожнив еще одну чашу, Полифем спросил у Одиссея его имя. «Меня зовут Никто», – ответил Одиссей. «Ну, тогда, Никто, в знак моего расположения я съем тебя последним», – расхохотался Полифем.
Пьяный циклоп быстро заснул мёртвым сном, а Одиссей и его ещё не съеденные товарищи раскалили ствол на костре, вонзили в единственный глаз великана и начали вращать.
Одиссей ослепляет циклопа Полифема. Чернофигурная ваза из Лаконики, середина VI в. до Р. Х.
Полифем громко завопил. На его крик сбежались другие циклопы, спрашивая, кто его обидел.
– Никто, друзья мои: по своей оплошности я гибну. Никто силой не мог бы повредить мне! – кричал Полифем.
– Если никто, – отвечали другие циклопы, – чего же ты так ревешь? Если ты болен, то попроси помощи у отца своего, бога Посейдона.
Циклопы ушли. Утром Полифем убрал камень от входа в пещеру, стал рядом и начал выпускать на пастьбу своё стадо. При этом он шарил руками, чтобы схватить греков, если те попробуют выйти. Тогда Одиссей связал по три барана и прикрепил своих людей им под брюхо по одному. Сам он поместился под животом у вожака бараньего стада, держась снизу за шерсть руками.
Полифем, выпуская баранов, ощупывал их спины, чтобы убедиться, что никто не едет на животных верхом. Под брюхо баранам циклоп просунуть руки не додумался. Одиссей и его спутники выехали под баранами из пещеры и сели на корабль. Отплывая, Одиссей крикнул Полифему, что, став теперь слепым, он больше не сможет пожирать несчастных скитальцев. Разъярённый Полифем швырнул в море огромную скалу, которая упала впереди корабля и подняла волну, едва не выбросившую судно обратно на берег. Оттолкнувшись от суши шестом, Одиссей прокричал:
– Знай, циклоп, что тебя ослепил сокрушитель городов, царь Итаки Одиссей!
Бегство Одиссея с острова Полифема. Художник А. Бёклин, 1896
Полифем взмолился к своему отцу, богу морей Посейдону, прося, чтобы Одиссей по пути до дома претерпел множество напастей. Циклоп швырнул вослед грекам ещё одну скалу. На сей раз она упала за кормой корабля, и поднятая ею волна вынесла судно Одиссея в море. Собрав вокруг себя остальные корабли, Одиссей покинул остров циклопов. Но бог Посейдон услышал просьбу своего сына Полифема и поклялся исполнить её.
Краткое содержание
Прочитав пересказ, можно сделать запись в читательском дневнике.
Эпическая поэма начинается через десять лет после захвата Трои. Во дворец на острове Итака (родина главного героя) прибыла большая группа женихов, которые поселились во дворе Пенелопы (жена Одиссея).
Пенелопа и женихи, худ. Д.У. Уотерхаус
Однако Пенелопа не хочет вступать в повторный брак и заставляет всех ждать, пока ее сын Телемах ищет веские причины изгнать из дома нежданных гостей. Все это время Антиной (самый неприятный из женихов Пенелопы) пытается убить Телемаха.
Тем временем Одиссей, потерянный в Средиземном море, старается вернуться домой. Пойманный в ловушку на острове Огигия нимфой Калипсо, ключевой персонаж хочет вернуться к своей семье, но не имеет возможности, поскольку потерял свою команду и корабль. Боги Олимпа продолжают обсуждать, что они будут делать с главным персонажем.
Афина берет на себя инициативу помочь Телемаху. Богиня прибывает и убеждает осудить поклонников за их поведение и поехать в Пилос и Спарту. Там Телемах узнает, что отец все еще жив и пойман Калипсо. Пока Телемах готовится к возвращению, Антиной пробует реализовать план убийства.
Зевс решает спасти героя с острова и отправляет Гермеса убедить Калипсо отпустить его. После этого Одиссей отправляется в плавание домой, но вскоре снова терпит кораблекрушение из-за Посейдона. Главный герой ослепил сына Посейдона (циклопа Полифема) и тем самым разозлил Бога.
Афина решает спасти главного персонажа и приводит его на остров Схерия, где его находит Навсикая (принцесса Феаков). Ключевой персонаж объясняет королю и королеве Феаков кто он, и Феаки сразу же соглашаются помочь ему вернуться домой. Но взамен просят кратко рассказать всю историю путешествия.
Таким образом, ключевой персонаж описывает месяцы путешествий, которые привели на остров Калипсо, а затем в Схерию. Рассказ начинается с поездки в страну Пожирателей Лотоса, за которой следует путешествие и битва умов с Полифемом. Ключевой персонаж описывает время, проведенное с Цирцеей, их любовную связь, а также путешествие мимо сирен и их соблазнительные песни.
После, герой вспоминает о Кирке, волшебнице, которая держала в плену его спутников, превратив их в свиней. Продолжается рассказ о странствии в подземный мир, чтобы поговорить с пророком Тиресием и сражаться со Сциллой (морское чудовище, сожравшее шесть товарищей главного героя). Наконец, после того, как рассказ был завершен, герой возвращается на Итаку.
Когда ключевой персонаж впервые прибывает в Итаку, он разыскивает своего верного слугу и свинопаса Евмея. Они находят Телемаха и начинают заговор, с целью освобождения дворца и убийства женихов.
Странствующий герой прибывает во дворец как нищий и немедленно подвергается плохому обращению. Няня Эвриклея узнает его, но не сообщает об этом никому. Пенелопа также отмечает внешность нищего и считает, что это может быть ее давно потерянный муж.
Возвращение Одиссея, худ. Николаев Н.Г.
Однако Пенелопа не уверена, поэтому решает устроить соревнования по стрельбе из лука, победителю которых будет разрешено жениться на ней. Тот, кто сможет натянуть лук и выстрелить через двенадцать топоров, будет объявлен победителем. Только Одиссей мог сделать это. Все поклонники терпят неудачу. Затем главный герой нацеливает лук на поклонников и убивает каждого.
Наконец, главный персонаж раскрывает свою личность и воссоединяется со своей семьей. После этого прибывает Афина, и мир возвращается на остров ожиданий – Итаку.
Проблематика
- Так как в поэме рассказывается о десятилетних странствиях главного героя, его бесчисленных подвигах, смелых поступках и, наконец, удачном возвращении домой, то на первом месте в произведении стоит сказочно — приключенческая проблематика: произвол богов, гордыня Одиссея, кризис власти в Итаке и т.д.
- Прошло десять лет, после того как царь отплыл из Итаки в Трою, все участники сражения вернулись домой и лишь только один он все никак не приезжает. Он становится заложником морской пучины. Его проблема в том, что он теряет веру в свои силы и постигает отчаяние. Но как бы ни было оно глубоко, герой все равно идет к своей цели, и тернии на его пути лишь разжигают в нем азарт. Подвиги и приключения, которые описаны в поэме, занимают большую часть повествования и являются ее стержневой основой.
- Проблема божественного вмешательства в судьбы людей тоже остро стоит в произведении. Они управляют людьми, как марионетками, лишая их уверенности в себе. Конфликты между собой обитатели Олимпа тоже решают посредством человека, поэтому иногда он оказывается заложником ситуации, виной которой вовсе не он.
История создания
В основе древнегреческой эпической поэзии лежат народные песни. Поскольку письменность в Древней Греции появилась только во второй половине VIII века, текст «Одиссеи» дошел до нашего времени в обработке, сделанной александрийскими филологами.
«Одиссея» создана на основе сказаний и песен, существовавших в устной форме. Письменный вариант содержит:
- 24 песни;
- 12083 стиха.
Основным отличием «Одиссеи» Гомера является динамичность действия. В повествовании автор описывает только конец странствий. Читатель вместе с героями поэмы совершает путешествие из Трои в Египет, Северную Африку, Пелопоннес и западное побережье Средиземного моря, где находится родина главного персонажа — Итака.
Чудовища и гнев богов
Одиссей едва не забыл о родине, нежась в объятиях прекрасной волшебницы. Но, к счастью, друзья и явившийся ему дух матери уговорили продолжить путь. Когда корабли приближался к острову сирен, капитан, зная о губительной силе пения этих полуженщин-полуптиц, снова использовал свою находчивость.
Своим товарищам он приказал залить уши воском, а себя велел привязать к мачте. Одиссей хотел насладиться прекрасным пением сирен. Крылатые девы пели так сладко, что Одиссей стал знаками указывать товарищам, чтобы те развязали его Однако верные друзья лишь крепче привязали его к мачте, чем спасли жизнь Одиссею. В ином случае коварные сирены просто разорвали бы человека, бросившегося за их призывными голосами.
Джон Уильям Уотерхаус «Одиссей и сирены», 1891 г. Местонахождение Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия
С большими потеряли команде Одиссея удалось пройти через жуткий пролив, охраняемый двумя монстрами – Сциллой и Харибдой. Стараясь отвести корабль дальше от Харибды, герой приблизился к Сцилле, что схватила шестерых его товарищей и погрузилась в пучину. Когда головы Сциллы снова оказались на поверхности, корабль Одиссея уже был далеко от чудовища.
Оказавшись на острове солнечного бога Гелиоса, где паслись его чудесные стада, Одиссей приказал своим товарищам не приближаться к священным животным. Однако долгие дни голода измучили греков и те, пренебрегая наставлениями капитана, убили нескольких быков и овец.
Увидев, что его команда ест мясо животных Гелиоса, Одиссей пришёл в ужас. И на то были причины – бог разгневался на людей, обрекая их на гибель. Едва покинув остров, корабль попал в сильнейшую бурю. Судно пошло ко дну, вся команда погибла, а Одиссей сумел спастись, ухватившись за обломок мачты. Именно таким, истерзанным и измождённым, его вынесло на берег.
На островах киконов и лотофагов
По завершению войны корабли Одиссея отправились в обратный путь. Казалось бы, теперь они должны были увидеть на горизонте долгожданный берега Итаки, однако не всё было так просто. Боги, выступавшие на стороне троянцев, разгневались на греков и, в частности, на Одиссея.
Флотилия не успела отойти от троянских берегов, как в море разразилась страшная буря. Суровый ветер Борей не желал униматься, бросая корабли в стороны и погружая их в морскую пучину. Тогда среди отряда Одиссея произошли первые потери. Понимая, что команда измучена, а люди нуждаются в отдыхе и пополнении запасов пищи и воды, Одиссей остановился у острова киконов. Там греки взяли штурмом город Исмар, однако вскоре подверглись нападению фракийцев.
Грекам пришлось продолжать путь, а новая остановка произошла на острове лотофагов. В этих землях произрастал волшебный цветок – чудесный лотос, попробовав лепестки которого, человек навсегда забывал родину. К счастью, Одиссей вовремя остановился, не став вкушать ароматное подношение местных жителей.
Часть французской гравюры XVIII века с изображением Одиссея (Улисса) на острове лотосоедов, XVIII век
Тяжба Одиссея с жителями Итаки
Гомер рассказывает далее, как Одиссей отправился к Пенелопе, открылся ей и рассказал о своих приключениях. Он встретился и со своим старым отцом, Лаэртом. Но утром ко дворцу подошли восставшие жители Итаки – родичи Антиноя и других погибших женихов. Одиссей, Телемах и Лаэрт вступили с ними в битву с ними, которую остановило лишь вмешательство богини Афины Паллады. Родственники убитых женихов начали с Одиссеем судебную тяжбу, которая была передана на решение сына великого Ахилла, эпирского царя Неоптолема. Неоптолем постановил, что Одиссей за убийства должен на десять лет покинуть Итаку, а наследники женихов – оплатить за этот срок Телемаху ущерб, который нанесли царскому имуществу сватавшиеся к Пенелопе наглецы.
История поэмы
Ко второму веку до нашей эры редакторы эпосов подняли то, что сейчас называется «гомеровским вопросом». Речь идет об авторстве, происхождении и способах составления произведений «Одиссея» и «Илиады». Различия были отмечены в стилях и языке поэм.
На протяжении многих лет некоторые критики жаловались на то, что сюжеты и темы слишком разнообразны для одного автора. Некоторые ученые даже предполагают, что произведения были созданы группой писателей.
Несмотря на различия, поэмы имеют много общих характеристик, например то, что оба произведения начинаются с обращения к музе. Основываясь на этом, большинство ранних греков не сомневались, что когда-то был один человек по имени Гомер, которому они приписывали авторство стихов «Илиада», «Одиссея» и «Гомеровские гимны», посвященные древнегреческим богам.
Хотя приблизительно семь различных городов утверждали, что были местом рождения автора, многие думали, что Гомер, возможно, прибыл с острова Хиос у западного побережья Малой Азии.
Мифология об Одиссее
Исходя из мифов, мы узнаем, что герой был сыном царя Лаэрта и спутницы Артемиды Антиклеи. Также он был супругом Пенелопы и отцом Телемаха.
Будучи одним из женихов Елены, он предпочел красивейшей земной женщине ее двоюродную сестру Пенелопу.
Он прославился благодаря участию в Троянской войне. К тому же, являлся одним из ключевых персонажей не только «Одиссеи», но и «Илиады». Он был не только отважным, но и хитрым, в честь чего ему дали прозвище «хитроумный». Благодаря своей изворотливости, ему удается спасаться из всех передряг.
Родиной Одиссея является Итака — это острова в Ионическим океане. Там он родился и вырос, а в скором времени и заменил своего отца, став вместо него царем. В то время как герой плавал в море, пытаясь вернуться домой, женихи, сватавшиеся к его супруге, захватили город. Они постоянно разоряли его дворец и устраивали пиры.
Сын царя, не в силах вынести такого долгого отсутствия отца, побужденный Афиной, отправляется на его поиски.
Возвратившись на родину, хитроумный воин узнает, что происходило в городе во время его скитаний.
Второстепенные герои и их характеристика
- Полифем — сын Посейдона. Циклоп, ослепленный Одиссеем.
- Елена — дочь Леды и Зевса. Прекрасная жена спартанского царя Менелая, похищение которой Парисом спровоцировало Троянскую войну.
- Алкиной — внук Посейдона, царь феакиян (феаков).
- Арета — царица, жена Алкиноя.
- Гелиос — бог солнца.
- Евмей — главный свинопас в хозяйстве Одиссея, сохранивший верность своему господину.
- Посейдон — бог морей, разгневавшийся на Одиссея за ослепление своего сына и всячески препятствующий его возвращению домой.
- Навсикая – царевна, дочь Алкиноя, встретившая Одиссея на берегу моря и оказавшая ему помощь.
- Зевс (Зевес, Дий) — сын Крона и Реи. Глава олимпийских богов. Бог неба, грома и молнии. Блюститель справедливости, покровитель странников.
- Цирцея — дочь Гелиоса и Персы. Колдунья, превращающая попадающих на ее остров путешественников в животных.
- Евримах — сын Полибия, один из самых знатных и богатых женихов Пенелопы.
- Менелай — царь Спарты. Брат Агамемнона и муж Елены. Герой Троянской войны.
- Калипсо — нимфа, около семи лет удерживающая Одиссея на своем острове и обещающая даровать ему бессмертие и вечную молодость.
- Антиной — сын Евпейта, самый наглый и агрессивный из женихов.
- Эол — низшее божество, повелевающее ветрами.
- Афина — дочь Зевса, мудрая богиня-воительница, покровительница ткачества. Афина оказывает огромную помощь Одиссею.
- Евриклея — пожилая служанка, няня Одиссея и Телемаха.
- Лаэрт — отец Одиссея. В молодости — участник калидонской охоты и похода аргонавтов. В годы отсутствия сына Лаэрт поселился за городом и впал в нищету.
- Гермес (Эрмий) — сын Зевса и Майи, покровитель торговли и красноречия, вестник богов.
- Нестор — мудрый и красноречивый царь Пилоса. Старейший ахейский вождь, принявший участие в походе под Трою.
- Писистрат — сын Нестора.
- Ноемон — один из женихов, давший Телемаху корабль для поисков отца.
- Медонт — глашатай на Итаке, вынужденный прислуживать женихам, но хранящий верность Одиссею.
- Левкотея — божество пенистых волн. Смертная женщина Ино, на которую Гера наслала безумие. Ино бросилась в море с сыном на руках и была превращена богами в морскую богиню.
- Лаодам — сына царя Алкиноя.
- Эвриал — феакийский юноша, могучий борец.
- Демодок — феакийский певец.
- Еврилох — спутник Одиссея, отличающийся осмотрительностью и благоразумием.
- Тиресий — знаменитый слепой прорицатель, с которым Одиссей встретился в царстве Аида.
- Феоклимен — прорицатель, бежавший от кровной мести на корабль Телемаха и отправившийся вместе с ним на Итаку.
- Ир — прозвище итакийского нищего Арнеона.
- Филойтий — главный пастух в хозяйстве Одиссея, оказавший ему помощь в расправе над женихами.
- Меланфий — козовод в доме Одиссея, предавший хозяина и подвергнутый им за это мучительной смерти.
- Фемий — итакийский певец, пощаженный Одиссеем во время расправы над женихами.
История создания произведения
Ученые считают, что декламатор-рапсод Гомер жил в VIII веке до н. э. Он не был автором «Одиссеи» в полном смысле этого слова. Эпические произведения складывались постепенно; стихотворные строки переходили к певцам по наследству. Однако исполнители всегда импровизировали, комбинировали строки, добавляли в эпос собственные стихи. «Одиссея» (как и «Илиада») Гомера стала первым образцом письменно закрепленного «большого эпоса».
«Одиссея» была впервые записана в годы правления в Афинах тирана Писистрата (VI век до н. э.). В III веке до н. э. древнегреческие филологи разделили текст на 24 песни. Примерно в это же время римский поэт Ливий Андроник перевел поэму на латинский язык.
Классическими считаются переводы «Одиссеи»: на английский язык А. Поупа (1720-1725 гг.) и на немецкий — И. Г. Фосса (1793 г.). В России впервые полный перевод поэмы был совершен В. Л. Жуковским (1842-1849 гг.).
Подробный пересказ Одиссеи
Само произведение начинается с того, что обращается автор к Музе. В ней описаны события, происходящие спустя десять лет с момента падения Трои. Одиссей (персонаж произведения) возвращается с очередной войны и по дороге домой становится пленником нимфы Калипсо, которая не хочет его отпускать. В Итаке ждёт Одиссея его верная жена Пенелопа. К ней каждый день сватаются в мужья. Но, та убеждена – супруг возвратится, и всех отправляет восвояси. Богини на совете решают посланником сделать Афину. Она является к Телемаху (наследник Одиссея) и убеждает его податься на поиски Одиссея в Пилос и Спарту.
Вождь Пилоса – Нестор, отдаёт Телемаху сведения об ахейских вождях. Затем велит ему поговорить в Спарте с Менелаем. Они-то ему и рассказали, что он оказался в плену у Калипсо. Отъезд парня в Телемаху побудил поклонников Пенелопы устроить ему засаду и позднее убить, на обратном пути.
Гермес от имени богов приказывает Калипсо отпустить Одиссея. Оказавшись на свободе, бывший пленник строит плот и уходит в плавание. Враг Одиссея – Посейдон, создаёт бурю на море. Но, Одиссею суждено было выжить и он оказался на острове Схерия. Его обитатели – мореплаватели, имеющие быстроходные корабли. На острове Одиссей встретил Навсикаю (дочь царя Алкиноя) и та организовала пир в его честь. На торжестве герой рассказал о том, что с ним случилось, и мореплаватели захотели ему помочь. Но, Посейдон и тут постарался. Он превратил их корабль в утёс. Афина сделала из Одиссея нищего старца. Тот уходит жить к пастуху свиньев Эвмею.
В пути домой, Телемаху удаётся избежать засады матерных воздыхателей. Далее путь Телемаха идёт к свинопасу в Эвмей. Там-то он и увидел отца. Вернувшись, домой, Одиссей понял, что его никто не узнал. Все продолжают над ним измываться. Он в полной готовности отомстить так называемым женихам супруги. Пенелопа решает организовать соревнования между конкурентами за её сердце. Задание – через двенадцать колец пропустить стрелу из лука её супруга. Соревнование было с подвохом. Лишь хозяин лука смог это сделать. Таким образом Пенелопа узнаёт в старце своего мужа. И эта тайна теперь для двоих. Вскоре разозлённый Одиссей убивает всех, кто измывался над ним, заодно убивает и женихов супруги. Родные убиенных, пытаются восстать против Одиссея, но ему удаётся заключить со всеми мир…
До определённого момента Гомеровские произведения не были известны в Европейском Средневековье. Язык Древней Греции был забыт надолго. Падение Константинополя спровоцировало учёных вспомнить Гомера с его поэмами. Больший интерес, на длительном промежутке, вызывала «Илиада». На стыке пятого и шестого веков люди заинтересовались «Одиссеей». Элементы поэмы видоизменялись писателями Средневековья.
Долгое время «Одиссея» была неприемлема для Европы. Портрет царевны, собственноручно стирающей бельё, не укладывался в голове. Такие выражения как «божественный свинопас» просто ошарашивали читателей. Низменность могли оценить лишь представители Нового времени – теоретики буржуазной литературы. Они считали сие явление ханжеским отступлением.
Если говорить о сути поэмы, то, скорее всего, это повествование о настоящей любви, проверенной годами жизни и пройденными испытаниями. Пенелопа ждала Одиссея многие лета, на что указывает взрослый совместный ребёнок. Такой подвиг не каждой женщине под силу. Несмотря на большой соблазн многочисленных ухажёров, она смогла устоять пред слабостью чревоугодия – поступок искренне любящей женщины. Несмотря на то, что все говорили о смерти Одиссея, Пенелопа знала, что он жив. Женская интуиция никогда ещё не подводила представительниц прекрасного пола.
Такому преданному чувству стоит поучиться у Пенелопы всем женщинам современности…
Одиссей и женихи Пенелопы
Вновь приняв образ нищего бродяги, Одиссей пошёл в свой дом, где пировали женихи. По пути его никто не узнавал, а грубый козопас Меланфий даже накинулся на законного царя Итаки с бранью. На дворцовом дворе Одиссей увидел свою верную охотничью собаку, Аргуса, когда-то сильную и прыткую, а теперь умиравшую от старости на куче навоза. Узнав хозяина, Аргус вильнул хвостом, пошевелил мордой – и умер.
Евмей привел Одиссея в залу, где шёл пир женихов. Присутствовавший здесь же Телемах, притворился, что не знает пришельца, и ласково пригласил его к столу. Продолжая прикидываться нищим, Одиссей пошёл вдоль стола, прося у женихов объедки. Но эти жадные и наглые юноши бесцеремонно гнали его. Самый бесстыдный из женихов, Антиной, бросил в Одиссея скамейкой, на которую перед этим ставил ноги. Местный нищий Ир, боясь, что незнакомец станет теперь соперничать с ним за оставляемые женихами остатки пищи, начал гнать Одиссея из залы. Пыжась выставить себя храбрецом, Ир вызвал Одиссея на кулачный бой. Наглец Антиной, услышав это, захохотал и пообещал угостить победителя драки козьими желудками. Одиссей скинул с себя верхнюю часть лохмотьев и пошёл на Ира. Увидев мощную мускулатуру Одиссея, попрошайка страшно перепугался. Одиссей свалил его на землю первым же ударом кулака. Смотря на стычку двух старых бродяг, женихи умирали от смеха. Потом они продолжили пировать, а вечером разошлись по домам. Когда в зале никого не осталось, Одиссей велел Телемаху снять и спрятать в кладовой висевшее на стенах оружие женихов.
Тем временем Пенелопа, проведав о пришедшем в её дом незнакомце, позвала его к себе и спрашивала, не слышал ли он вестей о её пропавшем муже Одиссее. Одиссей пока не стал открываться ей, сказав только, что муж её жив и должен скоро вернуться. Пенелопа велела старой кормилице Одиссея, Евриклее, обмыть страннику ноги. Принеся воды, Евриклея вдруг увидела на бедре Одиссея знакомый ей старый шрам. Она вскрикнула от радости и удивления, но Одиссей приложил ей палец к губам, давая понять, что время открыть его присутствие Пенелопе ещё не пришло.
Служанка Эвриклея омывает ноги Одиссею
На следующий день вновь собравшиеся пировать женихи стали шумно требовать, чтобы Пенелопа сделала окончательный выбор и назвала одного из них своим мужем. Пенелопа объявила, что выйдет за того, у кого хватит сил натянуть крепкий лук её бывшего мужа Одиссея и выстрелить из него так метко, чтобы стрела пролетела через отверстия в двенадцати топорах. Лук, о котором идёт речь, был некогда подарен Одиссею Ифитом, сыном того героя Эврита, который состязался в стрельбе с самим Гераклом. Несколько женихов попробовали согнуть лук, но не смогли. Это смог бы сделать Телемах, но Одиссей взглядом велел ему отложить лук в сторону и сам взялся за него. Телемах увёл мать из залы во внутренние комнаты, схватил лук, легко натянул его и метко выстрелил. Пущенная им стрела пролетела через отверстия двенадцати топоров.
Одиссей стал с луком и стрелами у входа в зал, а Телемах – рядом с ним, держа копье и меч. Убив следующим выстрелом Антиноя, Одиссей назвал женихам своё истинное имя. Женихи бросились к стенам за тяжёлым оружием, но увидели, что его там нет. Большинство их них, однако, имели мечи. Обнажив их, женихи бросились на Одиссея, но он с необычайной меткостью поражал их своими стрелами. Телемах принёс из кладовой щиты, копья и шлемы для своего отца и двух его верных слуг – Евмея и Филотия, которые, узнав хозяина, стали с ним рядом. Одного за другим Одиссей убил всех женихов кроме глашатая Медона и певца Фемия. Убиты были и несколько дворцовых служанок, которые развратничали с женихами и помогали им расхищать одиссеево достояние.
Избиение женихов Одиссеем. С картины Г. Шваба
Подробный пересказ
Разворачивающиеся в гомеровской поэме события происходят спустя почти 10 лет после завершения Троянской войны
Все внимание и слава отныне принадлежат Одиссею, по пути на Родные земли которого в плен берет нимфа по имени Калипсо. Пенелопа же, жена героя, каждый день ожидает возвращения супруга с мест, на которых некогда разложились военные действия
Пенелопа ждет того самого, которого когда-то выбрала перед венцом, несмотря на толпы поклонников, на протяжение всей жизни окружающих девушку. Она уверена, что Одиссей жив.
В это время боги проводят совещание, на котором выбирают Афину в качестве посланника, которая решает навестить Телехема, сына великого героя, чтобы отправить его на миссию по поискам отца. Юноше необходимо проложить свой путь до самой Спарты и Пилоса, чтобы выяснить, что стало с отцом.
В Спарте Телехему удается узнать, что отец его в плену. Дома же возвращения юноши ожидает не только мать, но и ее поклонники, решившие убить Телехема.
Через Гермеса, бога послов, Олимпийцы приказывают Калипсо освободить великого героя. И вот теперь он на свободе. Чтобы поскорее добраться до родного дома, в котором его ждут любящие жена и сын, Одиссей сооружай плот, вот только Посейдон, недолюбливающий героя, устраивает шторм. Несмотря на очередное испытание, Одиссей остается жив, но неожиданно для самого себя попадает на остров моряков под названием Схерия. На острове Одиссей встречается с дочерью царя Алкиноя, по случаю чего тот организовывает пир, на котором Одиссей повествует историю своей жизни — он рассказывает обо всем, что с ним произошло.
Впечатлившись рассказами Одиссея, моряки помогают с постройкой нового корабля для великого героя. Вот только Одиссей не учел одного: как только судно касается воды, бог морей превращает его в скалу. Афина понимает, что по воде Одиссею не добраться до дому, поэтому оборачивает его в бездомного старика и приказывает разыскать свинопаса Эвмея, который дает приют гомеровскому герою.
Телемах, вернувшись домой, разделывается с врагами и поклонниками своей матери, после чего и сам отправляется к Эвмею, где и сталкивается с отцом. Одиссею наконец-то удается вернуться в родные края, вот только жители не признают в бездомном героя и лишь насмехаются над ним.
Параллельно со сложившейся у Одиссея нелегкой ситуацией, Пенелопа организовывает состязания между своими поклонниками: необходимо выстрелить луком, принадлежащем ее мужу, да так, чтобы стрела попала во все 12 колец. С этой задачей справляется только сам Одиссей, после чего, чтобы доказать, кто он на самом деле, герой рассказывает своей супруге тайну, знают которую лишь они двое. Пенелопа наконец-то признает своего мужа, после чего тот убивает всех, кто издевался над ним в образе старика.
Выводом всей одиссеевской истории может служить следующая мысль: Гомер говорит нам о том, что человек, считающий себя хозяином своей судьбы, может сильно от этого пострадать. Раздутое эго не пристало иметь даже царю. Помимо главной управляющей идеи, в сюжете поэмы прослеживается и религиозный мотив: поэт, как и все его современники, утверждает, что все происходящие с нами события предопределены — мы не в праве что-то изменить или отменить.
6 класс
Другие персонажи
Зевс, Афина, Посейдон, Гермес, Гелиос – боги, которые принимают самое деятельное участие в судьбе Одиссея.
Полифем – одноглазый циклоп-великан, сын Посейдона.
Калипсо – нимфа, чьим пленником долгое время был Одиссей.
Антиной, Евримах – наиболее настойчивые женихи Пенелопы.
Менелай и Елена – правители Лакедемона, добрые друзья Одиссея и его семьи.
Алкиной и Арета – феакийские правители, давшие приют Одиссею.
Навсикая – дочь Алкиноя и Ареты, прекрасная добрая девушка.
Эол – повелитель ветров, оказавший помощь Одиссею.
Цирцея – царица, превратившая воинов Одиссея в свиней.
Евмей – пастух, старый слуга Одиссея.
Евриклея – старая служанка, нянька Одиссея.
Лаэрт – отец Одиссея.
А ещё у нас есть:
для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Одиссея»