Легенда о подвиге отрока
Это случилось летом 968 года или, по календарю тех времен, в 6476 году. Княжества постоянно подвергались к нападениям восточных племен. Но в это лето впервые на покусились печенеги. В это время в городе Киеве не было Святослава: он находился в Переяславце. Здесь оставалась его мать — княгиня Ольга со своими внуками, детьми Святослава.
Это были три его сына: Олег, Владимир и Ярополк. Она заперлась вместе с ними в городе Киеве, и они не имели возможности выйти оттуда: печенеги осадили его великою силою. Не было возможности населению выйти за пределы города, нельзя было послать вести и попросить о помощи. Люди изнемогали от голода и жажды.
Отрок-киевлянин и подвиг
С другой стороны Днепра тоже собрались люди, которые не могли пробраться к Киеву сквозь огромное полчище печенегов, чтобы оказать помощь жителям города или доставить туда провизию и воду. Они наготове стояли в ладьях на противоположном берегу и не могли ничего сделать.
Население города пыталось найти кого-нибудь, кто смог бы пробраться через ряды врагов и сообщить отрядам, что если они не подойдут к Киеву, то придется сдаваться печенегам. И вот один отрок-киевлянин заявил, что он проберется к «своим». Люди сказали ему: «Иди!»
Этот мальчик знал язык печенегов. Он взял в руки уздечку и вышел с нею в стан противника. Он пробежал через их ряды и спрашивал, не видел ли кто его коня? Они принимали юношу за своего человека. Добежав до Днепра, он сбросил одежду и бросился в воду. Печенеги увидели его маневр и кинулись за ним, стреляли: но ничего нельзя уже было сделать.
План воеводы
По плану Претича на рассвете дружина села в ладьи и с трубными звуками двинулись к Киеву. Люди в городе, услышав звуки труб, закричали. Печенеги кинулись врассыпную, во все стороны: им показалось, что это пришел сам князь Святослав. Из города вышла со своими внуками, свитой и направилась к ладьям. Князь печенегов, заметив это, вернулся к ладьям самостоятельно и спросил Претича о том, кто они такие? На что получил ответ, что это люди с другой стороны Днепра. На вопрос печенежского князя, не Святослав ли он, Претич ответил, что они — это передовой отрад, а за ними движется огромное войско во главе с князем Святославом. Он специально так сказал, чтобы напугать печенежского князя. Это и решило все противоречия: печенег предложил Претичу дружбу и тот принял ее. Они пожали друг другу руки и обменялись доспехами: князь получил щит, меч и кольчугу, а Претич — коня, стрелы и саблю.
Влияние патриотических идей летописей на формирование литературы
Древнерусская литература неразделимо связана с историей становления Русского государства. Тема Руси в произведениях была основной, в литературных летописных памятниках прославлялся ратный подвиг предков, доблестно защищавших родную землю от врагов, укрепляя основы государства.Литературное влияние патриотических идей «Повести временных лет» ощущалось на протяжении многих веков.Русский писатель уже с XI в. воспринимал свой литературный труд как служение Родине.
Летописи повествуют о том, что было в прошлом, учат, что все может и повториться. Исторический опыт представлен как нравственная основа для человека, в летописях звучит призыв к потомкам сохранить в памяти славные деяния предков, но не повторять их горестных ошибок.Историк В.О.Ключевский писал: «Летописец ищет в событиях нравственного смысла и практических уроков для жизни». Русская литература, унаследовав высокие идеи летописных источников, всегда пыталась найти ответы на основные вопросы жизни, призывала к ее преображению.
Рисунок из Повести временных лет
Словарь
Отрок – подросток, иногда так называли княжеского слугу.
Манускрипт – рукописная древняя книга.
Хождения – древнерусский жанр, представляющий собой описание паломничества к святым местам.
Игумен – православный духовный сан, который имел возглавляющий монастырь священник.
Печенеги – степные кочевники на юго-востоке Руси.
Ладья – лодка большого размера.
Ратник – древнерусский воин.
Зарождение литературы на Руси
Духовная связь с Византией, ее влияние на культуру Древней Руси
На основе славянской азбуки, созданной в IX в. братьями-монахами Кириллом и Мефодием, на Руси стала распространяться письменная культура.Зарождение русской литературы связано с принятием христианской веры в 988 г. Создаваемые церкви и монастыри нуждались в богослужебных книгах. В «Повести временных лет» есть упоминание, что после крещения Руси киевский князь Владимир стал считать важным делом«учение книжное», оказавшее значительное влияние на дальнейшее развитие культуры Древней Руси.
Благодаря культурным связям с Византией на Руси появились первые книги, которые были переводами текстов Священного писания. Литературным языком стал церковно-славянский язык, который несколько отличался от разговорного древнерусского и был книжным вариантом родного языка. Рукописный процесс создания книг был длительным, пергамент для письма дорогим, но каждый манускрипт считался ценным еще и потому, что литература сохраняла бесценные духовные знания.
Литература Древней Руси переняла систему жанров, которая существовала в Византии: жития святых, проповеди, исторические повести, предания и сказания, хождения и пр.Опираясь на художественные традиции византийской литературы и используя национальное устное народное творчество, древнерусские писатели начали создавать оригинальные сочинения, так как византийские книги не могли полностью отвечать потребностям молодого христианского государства. Первые оригинальные древнерусские произведения появились в конце XI в. и представляли собой жития не только святых, но и князей, поучения, торжественные слова и пр. Также стали создаваться сочинения, предназначенные не только для церковных нужд. Таковыми являются русские летописи, которые стали первыми историческими трудами.
Цитатный план
Подвиг отрока-киевлянина лучше воспринимается детьми, если педагог им рекомендует составить план произведения. Желательно, чтобы это был цитатный план: достаточно использовать фразы из текста, отображающие содержание эпизода. Это может выглядеть так:
Пришли печенеги на Русскую землю;
Осадили город силою великою;
Кто бы смог перебраться на ту сторону;
Сказал отрок: «Я проберусь!»;
Люди сдадутся ли печенегам;
Сели в ладьи и громко затрубили;
За мною идет войско;
Дал Претичу коня, саблю и стрелы;
Святослав вернулся в Киев.
Памятник, сооруженный в честь победы князя Святослава Игоревича над печенегами доныне высится над берегом Днепра в Запорожье.
Каждая часть повествования легко запоминается и пересказывается, благодаря применению цитатного плана. Педагог может предложить ученикам прочитать произведение по ролям. На подобных уроках дети начинают понимать значение появления письменности, книг, летописей для ставшей христианской Руси. О том, какой подвиг совершил отрок-киевлянин, сегодня знают многие школьники благодаря урокам литературы и истории. В честь этого подвига построен Софийский Собор.
Книги и летописи
До XI века книги попадали на Русь только из Византии, а затем и из Болгарии. Это были переводы зарубежных авторов. Первые произведения уже древнерусских писателей появились только в одиннадцатом веке: это сочинение Иллариона и летописи. В других странах такого жанра не знали. В XII веке монах Нестор делает дополнения и исправления в старых летописях и дает им название «Повесть временных лет». Временные лета — это значит минувшие года. В летописи описывается жизнь и деятельность всех князей русских: особо автор подчеркивает мысль о том, что только любовь братьев и желание мира могла сплотить их. Любовь к Родине, бережное отношение к земле своих предков — отчине — это основной мотив всего произведения. И хотя начало книги похоже на предания и мифы, читатель получает информацию об исторических личностях, создававших первые княжества Древней Руси. Частью повестей и является описание того, какой подвиг совершил отрок-киевлянин и воевода Претич.
Летопись – самобытный литературный жанр
Первый древнерусский исторический и литературный памятник – «Повесть временных лет»
На Руси общенародными культурными центрами были храмы и монастыри, там возник оригинальный жанр средневековой русской словесности – летопись. Русское летописание отличалось от византийских и западноевропейских исторических придворных хроник: история описывалась не по эпохе какого-либо правителя, а «по летам», т.е. по годам. Все события рассматривались как проявление божественной воли. Летопись стала своеобразной христианской историей Руси. Для летописца создание исторического труда было не только творчеством, но и служением. К летописному делу монахи относились, как к священному долгу, который нельзя не исполнить.
Христианский летописец описывал не все события, а только важные, летописные даты отражали значимые вехи в истории народа. На протяжении многих веков, почти до времен правления Петра I, русские летописи являлись не только записями исторических фактов по годам, но и представляли собой литературный жанр, в котором зародилась русская сюжетная повесть. В летописи использовались почти все жанры древнерусской письменности и фольклорные произведения.
«Повесть временных лет» в начале XII в. на основе более ранних древних летописей составил, а после дополнил Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Помимо русских летописей, автор обращался к византийским хроникам и фольклорным источникам. После летописный памятник доработал игумен Выдубецкого монастыря Сильвестр. В самой древней сохранившейся русской летописи повествуется о создании Руси, событиях начального этапа русской истории. Помимо исторических фактов о нравах и обычаях славян, первых князьях, набегах половцев и печенегов, стихийных катастрофах, междоусобицах, в «Повести временных лет» есть библейские истории,церковные поучения, нравоучительные размышления и пр. Летописец хотел не только рассказать о прошлом, он стремился донести идею процветания и единства Руси. Летописание помогало не только познавать историю своей земли, в его сказаниях давались примеры героических, патриотических и нравственных поступков.
Нестор