Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нравственные уроки в рассказе Евгения Ивановича Носова «Кукла»
Е. И. Носов «Кукла» «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха»
Цель урока: Выяснить, какие нравственные проблемы затрагивает в своем рассказе Е. И. Носов
В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратнокруговое течение. Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин – сом.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин , где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. Бывало, готовишь снасть для проводки, а пальцы никак не могут попасть лесой в колечко — такой охватывает азартный озноб при виде крутых, беззвучно расходящихся кругов. Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей. «Ну уж,— думаю,— с Липиной ямой ничего не случилось. Что может статься с такой пучиной!» Подхожу и не верю глазам: там, где когда-то страшно крутило и водоворотило , горбом выпер грязный серый меляк , похожий на большую околевшую рыбину, и на том меляке — старый гусак. Стоял он этак небрежно, на одной лапе, охорашиваясь, клювом изгонял блох из-под оттопыренного крыла. И невдомек глупому, что еще недавно под ним было шесть-семь метров черной кипучей глубины, которую он же сам, возглавляя выводок, боязливо оплывал сторонкой.
Бруно Ясенский «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».
Дом.задание : 1.Задание повышенной трудности: написать сочинение –рассуждение по эпиграфу. 2. Напишите развернутый ответ на вопрос: К чему может привести равнодушие? 3. Составьте синквейн на главного героя.
Анализ персонажей
Первый из них — главный герой рассказа «Кукла» Матвей Петрович. Матвей является инженером и очень любит свою профессию. Он предан своей работе и всегда стремится сделать все наилучшим образом. Матвей Петрович — ответственный и добрый человек, который готов помочь другим в любых ситуациях.
Второй важный персонаж — Кузя. Кузя — это кукла, созданная Матвеем Петровичем. Кукла является полностью автономной и обладает собственным разумом. Кузя не только помогает Матвею сделать работу, но и поддерживает его в сложных моментах. Он верный друг и помощник Матвея, будучи одновременно простой игрушкой и умным роботом.
Таким образом, основными персонажами рассказа «Кукла» являются Матвей Петрович и Кузя. Их взаимодействие и отношения играют ключевую роль в повествовании Николая Носова. Анализ этих персонажей поможет составить план рассказа, выделить главные события и идеи произведения.
Описание главного героя
Коля очень впечатлительный мальчик. Он всегда наблюдает за миром вокруг себя и стремится понять, как все устроено. Он любит разгадывать загадки и задавать вопросы, которые иногда смущают взрослых. В то же время, Коля очень открытый и дружелюбный ребенок. Он всегда готов помочь другим и поддержать своих друзей.
Как многие дети, Коля однажды захотел иметь настоящую куклу. Однако, необычайное приключение произошло, когда Коля собрался поиграть с новой куклой, которую получил в подарок. Происходящие события показывают, что мир Коли и его куклы сочетает в себе реальность и фантазию.
Второстепенные персонажи
Рассказ Носова «Кукла» содержит несколько второстепенных персонажей, которые помогают задействовать сюжет и придать ему интересные повороты.
Один из таких персонажей — К. С этого персонажа начинается основная конфликтная линия рассказа. Он предлагает главному герою, мальчику Юре, купить куклу. Каковы мотивы К, каковы его намерения и какой роль он играет в дальнейшем развитии сюжета — вопросы, которые оставляются открытыми и подогревают интерес читателя.
Еще одним второстепенным персонажем является торговец В. Он предоставляет мальчику Юре возможность попробовать на вкус мандарин, принося в рассказ неожиданное и яркое событие. Для Юры это становится важным моментом в его решении купить куклу или нет.
Также в рассказе есть несколько неименованных детей, которые проявляют интерес к кукле Юры. Это позволяет внести элемент коллективного выбора и показать, что мнения окружающих имеют значение для принятия решения Юры.
Второстепенные персонажи в рассказе Носова «Кукла» являются важным элементом сюжета и помогают создать атмосферу и конфликт, придают истории интерес и напряжение.
Противопоставление героев
Противопоставление героев является одним из главных приемов в создании сюжета рассказа. Носов активно использует этот прием, чтобы показать, что даже самая незначительная и беспомощная кукла может найти способ преодолеть трудности, если рядом есть верный друг-помощник, каким является Каля.
Как герои рассказа, Каля и Кукла имеют полностью противоположные характеры. Кукла — это символ слабости и неопытности, а Каля — символ смелости и решительности. Противопоставление этих персонажей помогает Носову показать, что даже самый неуклюжий и незнающий человек может преодолеть любые трудности, если рядом есть верный друг и наставник.
Таким образом, противопоставление героев в рассказе «Кукла» играет важную роль в передаче основной идеи произведения — важность поддержки и помощи друг другу в трудные моменты. Носов учит нас тому, что в любых трудностях, если есть верный друг рядом, можно справиться со всеми проблемами и достичь успеха
Как составить план рассказа Носов Кукла?
Во-первых, рассмотрите основную тему рассказа. Носов в своем произведении «Кукла» рассказывает о приключениях мальчика по имени Вася и его встрече с загадочной куклой.
Во-вторых, обратите внимание на главных героев рассказа. Вася и кукла Гайд являются основными персонажами, их отношения и действия должны быть основой плана
Затем выделите ключевые события в рассказе. Например, первая встреча Васи с куклой, игры с куклой, путешествие в страну Вечера, конфликт с куклой Гайд и разрешение проблемы.
Кроме того, составьте план, учитывая хронологию событий
Важно помнить, что развитие сюжета должно быть логичным и последовательным
Также обратите внимание на языковые средства и стиль автора. Используйте это в качестве основы для плана, акцентируя внимание на важных моментах
В заключение, не забудьте выделить главные идеи рассказа. Что Носов хотел сказать читателям через приключения Васи и куклы Гайда?
Составление плана поможет вам систематизировать информацию, упростить дальнейший анализ текста и подготовку к изложению по рассказу «Кукла» Носова.
Что такое рассказ Носов Кукла?
Рассказ «Кукла» состоит из нескольких частей, каждая из которых описывает разные события и приключения Гайда-куклы. Герой оказывается в разных местах и сталкивается с разными персонажами, в том числе с другими куклами.
В рассказе Носов использовал разнообразные литературные и стилистические приемы, чтобы подчеркнуть магическую атмосферу и загадочность происходящего. Автор играет с чувствами читателя, создавая напряжение и таинственность.
Читая рассказ «Кукла», дети могут вместе с Гайдом исследовать мир куклы и узнать много интересного об этом предмете игрушки. Рассказ помогает развивать воображение и фантазию, а также учит ценить дружбу и помощь.
Рассказ «Кукла» — одно из самых известных произведений Носова, которое пользуется популярностью среди детей и взрослых. Он активно используется в школьной программе и воспитании ребят.
Темы и проблематика
Читая «Куклу» Носова, невозможно не задумываться о многих нравственных, моральных и социальных вопросах. В произведении затронуты такие темы, как:
Жестокость современных людей. Новое поколение ожесточается, теряя сострадание к другим. Глядя на куклу, герои понимают, что это неслучайно поломанная ребёнком игрушка. Над ней цинично глумились уже далеко не дети.
Равнодушие. Есть что-то трагическое в виде сломанной или изуродованной куклы, подобной человеку. А если люди так равнодушны к этому зрелищу, равнодушие прочно поселилось в их сердцах, и со временем они будут так же относиться и к более серьёзному горю. Неслучайно писатель Николай Лесков писал: «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру». Главный герой сокрушается, что мимо спокойно проходят парочки, молодые мамы, подростки, даже учителя, которые должны учить детей доброму. Многие привыкли к плохому и не видят, как сами совершают плохое. Дети от них того же набираются. Но Акимыч и рассказчик, видевшие ужасы на войне, не могут оставаться безучастными.
Сочувствие и сострадание. Герой болезненно воспринимает случай с куклой, потому что для него она — не просто неодушевлённый предмет, она — лицо войны, детство, искалеченное войной, мёртвые тела на фронте
В военные годы он слишком хорошо понял, как важно ценить жизнь, сочувствовать и сострадать.
Война. В рассказах Евгения Носова эта тема затрагивается часто, хотя и фрагментарно, мельком
Воспоминание военного прошлого героя занимает всего несколько строк, но его отголоски — и в его контузии, и в его взглядах на жизнь. Его ужасает, что и в мирное время в людях сохраняется жестокость, но — бессмысленная, что гораздо хуже, чем во время боевых сражений.
Неумолимое течение времени. Меняется пейзаж реки, меняются люди и их отношение к жизни.
О произведении
Рассказ «Кукла» Носова был написан в 1959 году. Прошедший ужасы войны старик никак не мог смириться с жестокостью и равнодушием, поселившихся в людских сердцах. Найдя изуродованную детьми куклу, он хоронит её, словно живого человека.
Для лучшей подготовки к уроку литературы в 7 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Кукла» на нашем сайте. Пересказ произведения Носова будет полезен при работе над читательским дневником.
Главные герои
Акимыч – нелюдимый, одинокий мужчина, получивший тяжёлую контузию во время войны, сострадательный, отзывчивый человек.
Другие персонажи
Рассказчик – городской житель, любивший рыбачить, приятель Акимыча.
А ещё у нас есть:
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Кукла»
Краткое содержание
Рассказчик любил «наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома
». Там был омут, в котором река создавала «обратно – круговое течение
», в результате чего происходило такое сильное бурление воды, что даже гуси не отваживались посещать это место.
Как-то раз рассказчик повстречал у омута старика Акимыча, который любил там рыбачить. Разговорившись, мужчины выяснили, что вместе воевали, «брали одни и те же белорусские и польские города
». На фронте «ранило Акимыча бескровно, но тяжело
»: он получил контузию. И даже теперь, спустя годы, при сильном волнении «он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой
».
Однажды Акимыч встретил рассказчика в возбуждённом состоянии. Он не мог объяснить причину своего волнения, и, взяв лопату в руки, куда-то поспешил. Рассказчик последовал за ним, и вскоре увидел изуродованную куклу, над которой жестоко поиздевались дети: «волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой
».
Старику, чья душа была истерзана войной, было тяжело смотреть на такое святотатство. Он никак не мог взять в толк, отчего дети так жестоки, ведь кукла – это подобие живого человека. Акимыч молча закопал куклу в ямке, словно похоронив её, и с горечью сказал: «Всего не закопать
…»
Акимыч — находит изуродованную куклу и хоронит её.
Заключение
Произведение Носова учит человечности, состраданию, милосердию, небезразличному отношению к тому, что происходит вокруг. Мир станет лучше и добрее только тогда, кода люди перестанут причинять друг другу зло и равнодушно проходить мимо несправедливости.
После ознакомления с кратким пересказом «Кукла» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Жанр и композиция
Жанр произведения — рассказ, направление — реализм.
Композиция рассказа «Кукла» строится вокруг развития и трансформации образа главного героя. Писатель применяет различные композиционные приёмы, которые помогают подвести все мысли и эмоции к финалу произведения. Кульминацией является описание изуродованной куклы, которое не может не затронуть читателя.
По смыслу произведение можно разделить на две части:
- описание пейзажа реки;
- встреча с Акимычем.
Автор начинает историю с «разгонного» описания живописной картины природы, знакомя читателей с местами, в которых будут разворачиваться события. Он использует приём ретроспекции, рассказывая о прошлом. Вторая половина текста происходит в настоящем.
Два основных образа — реки и куклы — перекликаются между собой. Они показывают, что время делает с природой и людьми, как меняет их, причём порой — далеко не в лучшую сторону.
Кукла
Микропересказ : У старика сжималось сердце при виде выброшенных сломанных кукол без рук и ног: за годы войны он «нагляделся человечины». Найдя куклу, над которой жестоко надругались, он хоронит её как человека.
Иваныч любил рыбачить и часто ездил туда, где быстрая и чистая река делала крутой поворот.
Иваныч — рассказчик (в персонаже угадывается сам Носов), мужчина средних лет, воевал, любит природу и рыбалку
На этом месте возник водоворот, а под ним — глубочайшая яма, на дне которой жил «матёрый хозяин-сом». Поймать его мечтал старик Акимыч.
Акимыч — старый перевозчик, заядлый рыболов, воевал, был контужен
Иваныч несколько лет не ездил к реке, а когда наведался, не узнал любимое место рыбалки. Загрязнённая удобрениями река обмелела, заросла травой, рыба в ней вымерла.
Иваныч и Акимыч воевали в одной армии, освобождали белорусские и польские города. Ранены были в один месяц, но попали в разные госпитали. Акимыча сильно контузило. Даже много лет спустя от сильного волнения он внезапно терял дар речи, язык его на некоторое время намертво заклинивало.
Приятели несколько лет не виделись, а когда вдруг встретились возле новой школы — Акимыч куда-то торопился с лопатой на плече.
Бледный Акимыч словно не признал старого знакомого. Видно, что-то сильно вывело его из себя и «заклинило». Знаками Акимыч объяснил Иванычу, что теперь работает сторожем и садовником при школе.
Затем приятели пошли вдоль школьной ограды. Было начало октября, из-за ограды пахло яблоками и доносились голоса играющих в волейбол ребят. Это «создавало ощущение праздничности и радости бытия».
За углом ограды, в грязном кювете лежала большая кукла с ещё миловидным лицом и улыбкой на губах. Её светлые волосы были местами сожжены, глаза выдавлены, вместо носа — дыра, прожжённая сигаретой. С куклы сорвали платье, спустили трусики, и место, которое они прикрывали, тоже истыкали сигаретой.
К Акимычу вернулся дар речи, и он сказал, что это далеко не первая изувеченная и выброшенная кукла, которую он заметил. У Акимыча от такого сжималось сердце, он считал, что это у него с войны, где он «на всю жизнь нагляделся человечины».
Старика возмущало, что мимо таких кукол проходят влюблённые, пробегают дети, провозят малышей в колясках, и ни у кого сердце не дрогнет, даже у учителей. Какой красоте и добру может научить учитель, если у него душа глуха и слепа!
Высказавшись, Акимыч побледнел — его опять «заклинило». Старик молча вырыл глубокую, по пояс, могилку, выстлал дно свежим сеном, поправил на кукле трусики, бережно уложил её в яму и прикрыл остатками сена.
Снова взявшись за лопату, Акимыч вдруг шумно вздохнул и с болью сказал: «Всего не закопать…»
Основы планирования
Первым шагом в составлении плана к рассказу «Кукла» от Носова является определение темы. Какой именно аспект истории вы хотите рассмотреть? Это может быть приключение главного героя или интересный поворот сюжета. После определения темы, вы можете перейти к определению главных событий, которые помогут развивать историю.
Вторым шагом является определение главных персонажей. В рассказе «Кукла» главным героем является мальчик Коля, поэтому его действия и мысли будут центральными в истории. Определите, какие еще персонажи будут присутствовать в вашем рассказе и как их действия будут влиять на сюжет.
Третий шаг состоит в определении порядка истории. Рассмотрите, какие события будут происходить в начале, середине и конце рассказа. Разделите главный сюжет на отдельные эпизоды или главы и определите, какие моменты нужно развить более подробно. Это поможет вам создать последовательность событий и улучшить понимание структуры рассказа.
Четвертый шаг состоит в составлении краткого описания каждого события или главы. Используйте этот шаг для разработки более детального плана, включая описание действий, диалоги и мысли персонажей. Это позволит вам лучше представить, какие элементы истории нужно включить в рассказ.
Наконец, пятый шаг — реорганизация и уточнение плана. После завершения предыдущих шагов, рекомендуется пройтись по всему плану и проверить его на логическую последовательность и целостность. Убедитесь, что события и персонажи связаны между собой и что их взаимодействие логично и понятно для читателя.
Шаг | Описание |
---|---|
1 | Определение темы рассказа |
2 | Определение главных персонажей |
3 | Определение порядка событий |
4 | Составление краткого описания каждого события |
5 | Реорганизация и уточнение плана |
Составление плана к рассказу «Кукла» от Носова поможет вам лучше организовать и структурировать историю. Следуя вышеперечисленным основам планирования, вы сможете создать качественный план, который поможет вам в процессе написания рассказа.
Понимание сюжета
Для того чтобы составить план к рассказу «Кукла», важно понять сюжет произведения. Рассказ рассказывает о маленькой девочке, которая мечтает о волшебной кукле
Как только она получает куклу в подарок, она счастлива и играет с ней каждый день. Но однажды кукла оживает и начинает делать все, что ей говорят, но не всегда воспринимает указания девочки правильно. Это приводит к забавным и нелепым ситуациям, которые развиваются во время игры.
Для составления плана к рассказу «Кукла», необходимо задаться вопросами: какой сюжет рассказывает описанная история, как развивается сюжет в процессе игры с куклой, какие смешные и неожиданные ситуации возникают, и как они разрешаются в конце рассказа. Нельзя забывать о том, что рассказ обладает определенной структурой: вступление, основная часть и завершение, что поможет нам составить план.
- Вступление: Знакомство с девочкой, ее мечтой о волшебной кукле.
- Основная часть: Получение куклы в подарок, счастливая игра с ней.
- Развитие: Кукла оживает и начинает делать необычные вещи.
- Кульминация: Возникновение смешных и нелепых ситуаций.
- Завершение: Разрешение ситуации и осознание девочкой того, что кукла не совсем волшебная и можно играть без нее.
Таким образом, понимание сюжета рассказа поможет нам составить структурированный план к рассказу «Кукла». Он включает в себя все ключевые события и позволяет логично распределить материал при написании рассказа.
Выделение ключевых моментов
Какой план можно составить к рассказу «Кукла»? Вот несколько ключевых моментов:
- Встреча мальчика Лехи с художником и его женой, которые предлагают ему купить куклу.
- Леха соглашается приобрести куклу и платит за нее.
- Леха пытается играть с куклой, но она оказывается скучной и неподвижной.
- Мальчик принимает решение разобрать куклу, чтобы узнать, почему она неожившая.
- Леха обнаруживает, что кукла состоит из двух половинок – верхней и нижней, которые приклеены скотчем.
- Мальчик отдирает скотч и кукла оживает.
- Леха играет с куклой и получает удовольствие от взаимодействия с нею.
- Мальчик изменяет свои отношения к вещам и начинает ценить простые радости.
Такой план составить к рассказу «Кукла» Николая Носова позволяет выделить главные моменты сюжета и структурировать рассказ. Он поможет ориентироваться при написании реферата, сочинения или анализа данного произведения.
Образы персонажей
В произведении два главных героя. Их описание и характеристика:
- Акимыч — пожилой мужчина, работавший перевозчиком на реке, после — ставший школьным сторожем. Увлекается рыбалкой. В войну он участвовал во многих громких сражениях, но получил контузию, последствия которой остались с ним на всю жизнь: теперь в период сильного волнения или стресса он на несколько минут утрачивает способность говорить. Именно это и случается с ним, когда он видит изуродованную куклу. Война оставила неизгладимый след и в его душе, научила ценить жизнь и всё, что с ней связано: природу, человеческие взаимоотношения, окружающий мир. Поэтому для него так больно видеть картину куклы, над которой цинично надругались. Он очень человечный, искренний, неравнодушный, но таких людей, как он, очень мало.
- Рассказчик — образ, который списан с самого автора произведения, Евгения Ивановича Носова. Акимыч в рассказе обращается к нему «Иваныч». Сам писатель ушёл на войну в восемнадцать лет, служил в противотанковой бригаде, получил серьёзное ранение. В произведении говорится, что они с Акимычем имеют общее военное прошлое: вместе участвовали в «Багратионе», ликвидировали Бобруйский и Минский котлы, брали польские и белорусские города. Он дорожит дружбой с Акимычем, умеет восхищаться красотой природы, также любит рыбачить. Когда старик приводит его к кукле, он тоже поражается жестокости людей.
Читательский дневник по рассказу «Кукла» Евгения Носова
Название произведения: «Кукла».
Число страниц: 15.
Жанр произведения: рассказ.
Главные герои: рассказчик, старый рыбак Акимыч.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Акимыч — добрый, мудрый, но впечатлительный.
Был ошеломлён отношением к простой кукле.
Рассказчик — приветливый, добрый и открытый.
С пониманием отнёсся к словам Акимыча.
Краткое содержание рассказа «Кукла»
Автор любил бывать в Липино, рыбачить у глубокого омута на реке.
Там он познакомился с Акимычем, старым фронтовиком, тоже рыбаком.
Акимыч не любил магазинные крючки, считая их бесполезными.
Спустя много лет, автор вновь приехал в Липино.
Он увидел, что река обмелела, а омут зарос.
Акимыч сказал, что рыбалки здесь больше нет.
Автор увидел Акимыча с лопатой.
Старик показал ему обезображенную куклу, над которой издевался какой-то подонок.
Акимыч много говорил о человеческом равнодушии, а потом похоронил куклу.
Основная мысль произведения «Кукла»
Главная мысль рассказа заключается в том, что нельзя быть бессердечными и равнодушными.
Основная идея произведения в том, что если человек не любит природу, то он не будет хорошо относиться и к другим людям.
Нет порока страшнее, чем равнодушие.
Чему учит произведение
Рассказ учит нас быть добрыми, сострадательными и милосердными.
Учит не быть равнодушными. Учит любить природу и бережно к ней относиться.
Краткий отзыв о рассказе «Кукла» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я была до слёз тронута судьбой несчастной куклы.
Пусть она была неживая, но жестокость к ней не может быть оправдана.
Это очень тяжёлый рассказ, который заставляет читателя задуматься о многом.
Его герои видят запустение, которое пришло на прекрасные в прошлом места.
Видят последствия равнодушного отношения к природе и к самим себе.
И не понимают, что случилось с добрыми и отзывчивыми людьми, которые здесь жили.
Автору удалось написать трогательный, душещипательный рассказ-предостережение.
Он видит все беды человечества в равнодушии.
В том, что люди спокойно проходят мимо, не обращая внимания на чужие страдания.
Будь то кукла или истерзанная природа.
Мне нравится позиция героев рассказа, и я понимаю сожаление Акимыча, который говорил, что всего не закопаешь.
Я всем советую прочитать этот рассказ и бороться с равнодушием везде, где его встретишь.
Нет греха страшнее.
От нашего равнодушия проистекают всё беды мира.
Пословицы к произведению:
- Жестокий человек жестоко и карает.
- Есть кое-что похуже презрения — это безразличие.
- Милость над грехом, что вода над огнём.
- Настоящий воин тот, у кого есть милосердие.
- А нам, что чёрт, что батька.
Словарь неизвестных слов:
- Худое — плохое.
- Милосердие — готовность помочь кому-то.
- Сострадание — сочувствие к чужому горю.
- Кювет — канава на обочине дороги.