Арбузный переулок[ред.]
Дениска прибегает с улицы, готовый съесть быка «с копытами и ноздрями». Но когда мама ставит перед ним еду, он отказывается её есть, потому что это — молочная лапша с пенками, которую мальчик ненавидит. Возмущённый папа рассказывает сыну, как он голодал во время войны.
Однажды он забрёл в какой-то переулок, где стоял грузовик с арбузами. Во время разгрузки один арбуз упал и разбился. Один из грузчиков пожалел голодного мальчишку и отдал ему разбитый арбуз. Папа вспоминает, с каким наслаждением они с товарищем его съели, не хватало им в тот момент только хлеба. Потом они каждый день ходили в «арбузный переулок», но арбузов туда больше не привозили.
Дениске становится жутко от рассказа, и он съедает всё, что в тарелке.
Топ вопросов за вчера в категории Литература
Литература 29.04.2023 12:24 703 Грицук Митя.
Читательский дневник Александр Сергеевич Пушкин у Лукоморья дуб зелёный. Срочно!
Ответов: 2
Литература 16.05.2023 22:23 320 Фахурдинова Дарина.
Главное и краткое содержание книги Виктории Ледерман «Календарь ма(й)я» срочно
Ответов: 3
Литература 30.04.2023 05:04 290 Борисова Оксана.
2. Запиши синонимы к словам и сочетани- ям слов, поставь ударения. Работушка кипела- Ходом-водом вес
Ответов: 2
Литература 20.06.2023 03:21 10 Никитина-Дикова Ольга.
Вопросы по первой пятой главе:миллион и один день каникул. СРОЧНО!!!!
Ответов: 1
Литература 13.07.2019 18:20 140 Анисимова Елизавета.
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ Благинина «бабушка-забота»
Ответов: 1
Литература 16.06.2019 11:23 154 Григоряк Антон.
Краткое содержание, автор, главные герои «Про Никитушку Ломова » для читательского дневника
Ответов: 1
Литература 15.06.2023 03:02 112 Смирнов Евгений.
Чему учит повесть всем выйти из кадра Лилия Волкова.Дам 50 баллов.Пожалуйсто ответьте!!
Ответов: 1
Литература 05.04.2021 01:06 157 Жаринова Лизонька.
Какова основная тема песни Разин и девка астраханка? Какие события послужили для нее основой?
Ответов: 2
Литература 29.06.2023 11:19 11 Жукович Эмилия.
Найдите непонятные слова и определите их значение из произведения Тарас Бульба глава 2
Ответов: 1
Литература 21.06.2023 14:24 60 DELETED.
Читательский дневник по рассказу Юрия Нагибена «Мой первый друг, мой друг бесценный» По плану 1.Оч
Ответов: 1
Темы и мотивы произведения «Сестра моя Ксения»
Произведение «Сестра моя Ксения» Владимира Драгунского адресовано детям и воспитывает в них множество важных ценностей и навыков. Книга рассказывает о жизни двух сестер, Ксении и Марины, их отношениях и взаимопонимании. В ходе чтения дети погружаются в историю героинь и сопереживают им в их приключениях и проблемах.
Основными темами произведения являются:
Семейные ценности: Книга подчеркивает важность семьи и близких отношений. Героини демонстрируют любовь и заботу друг о друге, помогают в трудные моменты и поддерживают друг друга
Это учит детей быть внимательными и заботливыми по отношению к своим близким.
Дружба и взаимопонимание: Героини произведения разные по характеру, но несмотря на это, они находят общий язык и поддерживают друг друга. Книга учит детей строить дружеские отношения и находить компромиссы в общении с окружающими.
Самостоятельность и ответственность: Произведение показывает, как героини справляются с проблемами и трудностями самостоятельно. Они принимают ответственность за свои действия и стараются найти решение своих проблем. Это учит детей быть независимыми и ответственными.
Справедливость и честность: В произведении подчеркивается важность справедливости и честности
Героини не обманывают друг друга и не нарушают правил, а также обращают внимание на справедливое распределение ресурсов и правил.
Уважение к старшим: Книга учит детей уважать старших и слушать их советы. Героини обращаются к своим родителям и доверяют им, а также проявляют уважение к учителям и другим взрослым.
Произведение «Сестра моя Ксения» Владимира Драгунского учит детей множеству важных ценностей и навыков, включая семейные ценности, дружбу и взаимопонимание, самостоятельность и ответственность, справедливость и честность, а также уважение к старшим. Эта книга поможет детям развить позитивные черты характера и научиться применять их в повседневной жизни. Что для вас является основной ценностью в семье? Какие навыки вы считаете важными для развития у детей?
Старый мореход[ред.]
Знакомая семьи Кораблёвых, Марья Петровна обещает Дениске, что в воскресенье возьмёт его с собой на дачу. Там они покатаются на лодке по реке с собакой.
В назначенный день Дениска с раннего утра ждёт Марью Петровну. Он отказывается идти гулять с папой, со своим закадычным другом Мишкой, но Марья Петровна не приходит.
Как-то вернувшись из школы, Дениска видит, что Марья Петровна пришла к ним в гости. Видя, что мальчик обижен, она обещает подарить ему настоящую будённовскую саблю.
Дениска не может дождаться, когда закончатся уроки и бежит домой, но сабли нет.
Чтобы успокоить растроенного сына, папа читает ему книгу Джека Лондона «Майкл — брат Джерри», где один из героев, Старый Мореход, израненный больной старик обманывает людей, чтобы добыть себе пропитание. Папа сравнивает Старого Морехода с Марьей Петровной, но Дениска не согласен: ведь Марья Петровна не больная и зачем она его обманула?
Дениске очень понравился Старый Мореход. Зачем его сравнивать с ужасной Марьей Петровной?
Доброта — удивительное свойство характера
Один из первых рассказов называется «Он живой и светится». Мальчик сидел во дворе в ожидании мамы со своим игрушечным самосвалом, подаренным отцом. В обмен на машинку друг Мишка предложил ему живого светлячка в спичечной коробке. Мальчик согласился на такую неравноценную сделку. Мама очень удивилась: ну как можно обменять дорогую игрушку на простого червяка? Денис объясняет: светлячок лучше всех игрушек на свете, потому что он живой и светится.
Дениска решил стать боксёром. На просьбу папу купить боксёрскую грушу, мальчик получил отказ. Тогда мама из корзины с игрушками достала плюшевого медведя и предложила его. Радуясь замечательной находке мамы и задумавшись, мальчик вдруг вспоминает, что это был друг детства, и он не хочет использовать игрушку вместо боксёрской груши. Возвращая маме медвежонка, мальчик заявляет, что не будет боксёром.
Адаптации[править]
Теперь в современности!. Разница во времени не очень велика, но всё же. Время действия рассказов — конец 1950-х и начало 1960-х. Время действия фильмов — год выхода фильма (или годом-двумя года раньше).
- «Весёлые истории» (1962) и «Девочка на шаре» (1966) — время действия фильмов почти совпадает с действием в рассказах.
- Новелла «Мстители из 2-го В» из фильма «Волшебная сила» (1970 г.) — конец 1960-х.
- «Денискины рассказы» (1970; новеллы «Ровно 35 кило», «Здоровая мысль», «Шляпа Гроссмейстера» и «Двадцать лет под кроватью»), 4 короткометражки «Где это видано, где это слыхано» (1973, «Где это видано, где это слыхано» и «Смерть шпиона Гадюкина»), «Капитан» (1973), «Подзорная труба» (1973), «Пожар во флигеле» (1973), «Слава Ивана Козловского» (1974, сюжет из «Ералаша») — 1970-е.
- Двухсерийный «По секрету всему свету» (1976) — «Синий кинжал», «Главные реки», «Тиха украинская ночь…», «Что я люблю», «Что любит Мишка»; «Здоровая мысль», «Куриный бульон», «Старый мореход»; «Заколдованная буква», «Фантомас», «На Садовой большое движение»; «Поют колёса — тра-та-та», «Рабочие дробят камень», «Человек с голубым лицом».
- Звучит Песня о дружбе:
— «Если с другом вышел в путь», слова Михаила Танича, музыка Владимира Шаинского
- Двухсерийный «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» (1979, озвучка Маргарита Корабельникова
Визуальный разрыв канвы: два последних фильма первоначально задумывались как дилогия. Та же «Беларусьфильм», тот же Игорь Добролюбов, тот же сценарист в лице Дениса Драгунского — прототипа персонажа, тот же формат и принцип (несколько отдельных новелл на серию, каждая из которых в свою очередь объединяет в связный сюжет несколько рассказов), действие из Москвы перенесено в Минск и даже сюжет «На Садовой большое движение» из первого фильма получал завершение во втором (с торжеством справедливости), музыка того же Шаинского… Только вот актёрский состав, не только детский (по понятной причине), но и взрослый практически полностью обновился (кажется, только Фёдор Никитин сыграл в обоих фильмах Сергея Петровича «Кола» Колоколова), поэтому педаль выжимается так глубоко в асфальт, что уже становится прикрученным фитильком — фильмы просто воспринимаются как независимые экранизации.
) — «Ровно двадцать пять кило», «Не хуже вас, цирковых!», «Друг детства», «Девочка на шаре», «Гусиное горло», «На Садовой большое движение», «Белые амадины», «Мой знакомый медведь» и небольшие эпизоды из других рассказов.
- Также в 1970-е годы «Денискиным рассказам» было посвящено несколько выпусков программы «Будильник», где помимо отрывков из фильмов эпизоды рассказов инсценировались в студии.
Основные идеи и мысли автора
Главная идея рассказа заключается в том, что семья и близкие отношения являются основой счастливой жизни. Даже в небольшой семье, где ресурсы и возможности ограничены, дети могут обрести счастье и радость, если они имеют друг друга и заботу своих родителей. В рассказе Драгунского главный герой, мальчик по имени Валера, вырос без матери и с недостатком денег, но благодаря своей старшей сестре Ксении он находит поддержку и любовь. Автор показывает нам, что любовь и забота между семейными членами могут преодолеть любые трудности и создать счастливую обстановку даже в самых неблагоприятных условиях.
Также, рассказ «Сестра моя Ксения» учит нас ценить детскую невинность и простоту. Валера и Ксения радуются маленьким радостям и находят смысл жизни в простых и повседневных вещах. Они могут радоваться новому книжному шкафу, праздновать день рождения друг друга и просто наслаждаться другими моментами, которые могут показаться незначительными для взрослых
В рассказе Драгунского мы узнаем, что счастье находится в малых вещах, и важно останавливаться и ценить каждый момент жизни
Рассказ «Сестра моя Ксения» также вызывает у нас задуматься о значимости роли старших детей в семье. Ксения принимает на себя ответственность за своего младшего брата, заботится о нем и делает все, чтобы он был счастлив. Это учит нас быть более заботливыми и взаимовыручками внутри семьи. Ксения служит нам примером преданности и любви, и показывает, что братская связь может быть сильнее любых преград.
В итоге, рассказ «Сестра моя Ксения» Владимира Драгунского учит нас ценить и беречь семейные отношения, наслаждаться малыми радостями жизни и быть заботливыми по отношению к нашим близким. Он напоминает нам, что семья и любовь — это то, что делает нас счастливыми и дает смысл нашей жизни.
«Он живой и светится»
Данный рассказ начинается с того, что мальчик Дениска ждет во дворе свою маму. Она, наверное, задержалась в институте или в магазине, и даже не подозревает о том, что сын уже успел по ней соскучиться. Автор очень тонко подчеркивает, что ребенок устал и проголодался. По-видимому, ключей от квартиры у него нет, потому что уже начинает темнеть, в окнах зажигается свет, а Дениска не сдвигается с места. Стоя во дворе, он чувствует, что начинает замерзать. Пока наблюдает за происходящим вокруг, к нему подбегает друг Мишка Слонов. Увидев приятеля, Дениска радуется и на время забывает о своей печали.
Мишка хвалит его игрушечный самосвал, хочет выменять его и предлагает Дениске различные предметы и свои игрушки. Дениска отвечает, что самосвал – это подарок папы, поэтому он не может его подарить Мишке или даже обменять. Тогда Мишка использует последнюю возможность заполучить игрушечный самосвал — он предлагает Дениске живого светлячка, который светится в темноте. Дениска очарован светлячком, его великолепным сиянием, которое распространяется из простого спичечного коробка. Он отдает Мишке самосвал, говоря: «Бери мой самосвал, насовсем, а мне отдай эту звездочку». Мишка довольный уходит домой, а Дениске становится уже не так тоскливо ждать маму, ведь он почувствовал, что рядом с ним находится живое существо. Вскоре мама возвращается, и они вместе с Дениской идут домой ужинать. Мама искренне удивляется, как сын мог променять хорошую игрушку на «какого-то светлячка»
Это только одна из историй, представляющая «Денискины рассказы». Краткое содержание показывает, что основной является тема одиночества и покинутости. Мальчик хочет домой, он устал и проголодался, но мама где-то задерживается и тем самым продлевает чувство внутреннего страдания Дениски. Появление светлячка согревает душу ребенка, и ему становится уже не так тяжело ждать появления мамы.
Надо иметь чувство юмора[ред.]
Дениска вместе со своим другом Мишкой делает уроки и одновременно рассказывает другу о лемурах. Проверяя друг друга, мальчики обнаруживают ошибки и смеются.
Мальчики не могут решить задачу по арифметике, в которой три яблока нужно разделить на двоих. Папа Дениски тоже не может решить. Дениска предлагает сварить из яблок компот.
Папа предлагает решить задачу про мальчишку, которые долго собирается в школу, и спрашивает, долго ли это будет продолжаться? Дениска думает, что эта задача про него. Он решает уйти из дома и поехать на целину, покорять Алтай. Но папа успокаивает сына: лучше его мальчишки на свете нет, просто нужно иметь чувство юмора.
Одна капля убивает лошадь[ред.]
Денискин папа заболел. Доктор советует бросить курить, так как в сердце слышен шумок. Мама поддерживает его, ведь одна капля никотина убивает лошадь, но папа считает, что ничего страшного нет. Мама пилит папу за курение.
Вскоре приходят гости и одна из женщин не отходит от папы. За столом она пытается за ним ухаживать и даже кладёт ему сахар в чай, несмотря на то, что сахар уже положила мама. Чтоб загладить свою оплошность, гостья дарит папе новый тоненький портсигар, что вызывает ревность мамы и недовольство Дениски. Папа просит Дениску попробовать положить его толстые сигареты в портсигар.
Чтобы уложить сигареты, Дениска обрезает им края. Гости смеются, видя, что мальчик отрезал весь табак. На вопрос мамы, нарочно ли он это сделал, Дениска отвечает, что да. Папа сердится, а мальчик не хочет ему объяснять, что капля никотина убивает лошадь.
Последние заданные вопросы в категории Литература
Литература 05.08.2023 14:13 0 Байгушова Дарья.
Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства? сочинение на примере романа «евгения о
Ответов: 1
Литература 05.08.2023 14:13 0 Емельянова Аня.
Помогите пожалуйста!Роль вставных эпизодов в фильме «Несколько дней из жизни Обломова»
Ответов: 1
Литература 05.08.2023 14:23 0 Базаржапов Алдар.
Зачем автор рисует толпу мертвецов? В стихотворении «Железная дорога» Автор Н.А. Некрасов. Помогит
Ответов: 1
Литература 05.08.2023 14:01 0 Шипілова Марта.
Привет! Помогите пожалуйста! Стих Тютчева Листья. Как в стихотворении Тютчев рассказывает о закона
Ответов: 1
Литература 05.08.2023 13:01 0 Смоляров Кирилл.
Краткий пересказ «муму» 1 главы!!!!!! Пожалуйста!
Ответов: 1
Литература 05.08.2023 13:01 0 Зінчук Саша.
Как готовились Жилин и Костылин ко второму побегу ответьте пожалуйста
Ответов: 1
Литература 05.08.2023 13:01 0 Черныш Стася.
Стих про новый год. 16 строчек.
Ответов: 1
Литература 05.08.2023 13:01 0 Алексеева Поля.
Почему льдины в великих и малых водах должны быть крепко скованы?
Ответов: 1
Литература 05.08.2023 13:02 0 Вопилов Валерий.
Помогите написать эссе Письмо другу 10-11 строчек
Ответов: 1
Литература 05.08.2023 13:01 0 Балдин Олег.
На месте Юры Баранкина в кого можно превратиться,и какие приключения были бы.
Ответов: 1
Сообщение на тему:” Почему мне нравятся “Денискины рассказы”
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Виктор Юзефович Драгунский (1913 – 1972). Сын русских эмигрантов, Виктор Драгунский родился в Нью-Иорке. В 1925 году семья переехала в Россию.С детства увлекался литературной деятельностью, посещал литературно-театральную мастерскую с 1930 года.В годы Великой Отечественной войны вступил в ряды ополченцев. С 1949 года публикует произведения из серии «Денискины рассказы». Именно они принесли писателю известность и любовь читателей.
Сегодня я расскажу Вам о моей любимой книге- Денискины рассказы. Эту книгу написал Виктор Драгунский. Почему мне нравится эта книга? Во первых книга “Денискины Рассказы” -детская, весёлая, интересная. Таких книг не часто найдёшь. Она весёлая, информация воспринимается хорошо, поймёт даже ребёнок. Тут нет скучных описаний как в других книжках. Тут всегда есть тонкий юмор, интересные истории. Автор (Виктор Драгунский)-Сочинил весёлый сборник смешных историй про Дениса. Я с удовольствием читаю эту книгу!
Мальчишка постоянно попадает в смешные ситуации. Особенно забавно бывает, когда герой и читатель по-разному оценивают рассказанное Дениской. Дениска, например, говорит о чём-то, как о драме, а читатель смеётся, и чем серьёзнее тон рассказчика, тем нам смешнее.
Впрочем, писатель включил в сборник не только смешные рассказы. Есть в нём и грустные по интонации произведения. Так, к примеру, замечательный рассказ «Девочка на шаре», в котором говорится о первой любви.
Но особенно трогателен рассказ «Друг детства». Здесь автор говорит о благодарности и верной любви. Дениска решил стать боксёром, и мама дала ему в качестве боксёрской груши старого мишку. И тут герой вспомнил, как любил эту игрушку, когда был маленьким. Мальчик, скрывая от матери слёзы, сказал: «Я никогда не буду боксёром».
Дениска — яркая, цельная личность. Он умён и романтичен, по-рыцарски благороден и вместе с тем наивен. Часто он понимает своих родителей лучше, чем, кажется, они его. «Денискины рассказы» заставляют задуматься о себе, о друзьях, о большом мире, в котором мы все живём.
источник
Описание сюжета рассказа «Сестра моя Ксения»
Перед встречей с сестрой, Аркадий пытается вспомнить ее. Он думает о том, как они проводили время вместе, о детских играх и шалостях. Когда они наконец встречаются, они радуются друг другу и начинают разговаривать о прошлом. Они вспоминают своих родителей, которых уже нет в живых, и рассказывают друг другу о своей жизни.
В ходе разговора Ксения рассказывает Аркадию о своей работе медсестры и о том, как она помогает людям. Она говорит о том, что ее работа приносит ей удовлетворение и счастье, потому что она делает что-то полезное для других. Аркадий восхищается сестрой и гордится ею.
Однако, Аркадий также чувствует себя виноватым перед сестрой, потому что он не был рядом с ней в трудные моменты ее жизни. Он пытается исправить свою ошибку и выражает свою любовь и поддержку Ксении. Он говорит ей, что она — его главная опора и что он всегда будет рядом с ней.
В конце рассказа, Аркадий и Ксения обнимаются и прощаются. Они обещают друг другу, что будут поддерживать и заботиться друг о друге всегда. Рассказ заканчивается счастливыми эмоциями и надеждой на лучшее будущее для героев.
Хитрый способ[ред.]
Мама жалуется, что её отпуск уходит на то, чтобы мыть посуду. Кто не придумает что-то, чтоб ей было легче, того она отказывается кормить.
Папа занимается своими делами, а Дениска изобретает машину, разкрутив папину электробритву и электрополотёр. У него ничего не получается, но мама успокаивает его, что она пошутила. Папа считает, что это пустяки, а мама обижается. Дениска предлагает хитрый способ, чтоб все ели по очереди из одной тарелки и тогда мама придётся меньше мыть.
Папа предлагает более хитрый способ: самим мыть посуду.
Моя посуду, Дениска разбивает тарелку и удивляется: как же он сам не додумался?
Денискины рассказы: Сестра моя Ксения
Один раз был обыкновенный день. Я пришел из школы, поел и влез на подоконник. Мне давно уже хотелось посидеть у окна, поглядеть на прохожих и самому ничего не делать. А сейчас для этого был подходящий момент. И я сел на подоконник и принялся ничего не делать. В эту же минуту в комнату влетел папа. Он сказал: – Скучаешь? Я ответил: – Да нет… Так… А когда же наконец мама приедет? Нету уже целых десять дней! Папа сказал: – Держись за окно! Покрепче держись, а то сейчас полетишь вверх тормашками. Я на всякий случай уцепился за оконную ручку и сказал: – А в чем дело? Он отступил на шаг, вынул из кармана какую-то бумажку, помахал ею издалека и объявил: – Через час мама приезжает! Вот телеграмма! Я прямо с работы прибежал, чтобы тебе сказать! Обедать не будем, пообедаем все вместе, я побегу ее встречать, а ты прибери комнату и дожидайся нас! Договорились? Я мигом соскочил с окна: – Конечно, договорились! Урра! Беги, папа, пулей, а я приберусь! Минута – и готово! Наведу шик и блеск! Беги, не теряй времени, вези поскорее маму! Папа метнулся к дверям. А я стал работать. У меня начался аврал, как на океанском корабле. Аврал – это большая приборка, а тут как раз стихия улеглась, на волнах тишина, – называется штиль, а мы, матросы, делаем свое дело. – Раз, два! Ширк-шарк! Стулья по местам! Смирно стоять! Веник-совок! Подметать – живо! Товарищ пол, что это за вид? Блестеть! Сейчас же! Так! Обед! Слушай мою команду! На плиту, справа по одному «повзводно», кастрюля за сковородкой – становись! Раз-два! Запевай:Папа только спичкойчирк!И огонь сейчас жефырк! Продолжайте разогреваться! Вот. Вот какой я молодец! Помощник! Гордиться нужно таким ребенком! Я когда вырасту, знаете кем буду? Я буду – ого! Я буду даже ого-го! Огогугаго! Вот кем я буду! И я так долго играл и выхвалялся напропалую, чтобы не скучно было ждать маму с папой. И в конце концов дверь распахнулась, и в нее снова влетел папа! Он уже вернулся и был весь взбудораженный, шляпа на затылке! И он один изображал целый духовой оркестр, и дирижера этого оркестра заодно. Папа размахивал руками. – Дзум-дзум! – выкрикивал папа, и я понял, что это бьют огромные турецкие барабаны в честь маминого приезда. – Пыйхь-пыйхь! – поддавали жару медные тарелки. Дальше началась уже какая-то кошачья музыка. Закричал сводный хор в составе ста человек. Папа пел за всю эту сотню, но так как дверь за папой была открыта, я выбежал в коридор, чтобы встретить маму. Она стояла возле вешалки с каким-то свертком на руках. Когда она меня увидела, она мне ласково улыбнулась и тихо сказала: – Здравствуй, мой мальчик! Как ты тут поживал без меня? Я сказал: – Я скучал без тебя. Мама сказала: – А я тебе сюрприз привезла! Я сказал: – Самолет? Мама сказала: – Посмотри-ка! Мы говорили с ней очень тихо. Мама протянула мне сверток. Я взял его. – Что это, мама? – спросил я. – Это твоя сестренка Ксения, – все так же тихо сказала мама. Я молчал.
Я все стоял со своей сестрою Ксенией на руках, как дурень с писаной торбой, и улыбался
Мама сказала с тревогой: – Осторожно, умоляю, Денис, не урони. Я сказал:
— КОНЕЦ —
Рыцари[ред.]
Учитель пения Борис Сергеевич спрашивает ребят что они подарили маме на 8 марта. Они отвечают, что занимаются в кружке «Умелые руки» и сделали там пластилиновых чёртиков и подушки для иголок. Борис Сергеевич предлагает поздравить со следующим праздником по-рыцарски.
Мишка решает подарить маме конфеты. Дениска тоже хочет что-то купить, но у него нет денег. Мишка видит в буфете две бутылки вина, предназначенные для гостей: белое и красное. Он предлагает перелить все вино в одну банку, а на деньги, вырученные от сдачи бутылок, купить подарок.
Дениска покупает конфеты в подарок и у него ещё остаётся две копейки. Дома он сообщает родителям, что сделает маме сюрприз, а две копейки даёт папе, чтоб тот мог позвонить из автомата.
За обедом папа хвалит Дениску и наливает себе компот из банки. Попробовав, он приходит в ужас, что за отрава. Узнав, что это папа объясняет, что рыцарь смешал коллекционное вино с пивом.
Кот в сапогах[ред.]
На каникулах ребята хотят устроить карнавал. Мишка решает одеться гномом. У Дениски как раз уезжает мама и мальчик, занятый больным папой, забывает о карнавале. Мишка помогает другу соорудить костюм из вещей родителей. На ноги Дениска одевает огромные папины резиновые сапоги для рыбалки.
Увидев мальчика, соседка говорит, что он похож на кота в сапогах и даёт ему вместо хвоста свою старую горжетку, которой она прочищает керогаз. Дениска рисует себе усы.
На карнавале Дениска танцует, спотыкаясь в сапогах. Ему присуждают первую премию и дарят две книжки.
По дороге домой, Мишка вздыхает, что гномов много, а кот — один. Дениска дарит ему одну из книжек.
Работа с рассказом В.Драгунского «Что я люблю… И чего не люблю» на уроке внеклассного чтения в 3-м классе
В нашей Прогимназии уже несколько лет существует экспериментальная площадка по теме “Язык как ключ к пониманию культуры”. Активно участвуя в работе площадки, мы основной задачей ставим освоение родного языка, как основного средства общения между людьми. На любом уроке литературного чтения есть возможность общения детей друг с другом на тему, которая интересна детям. В процессе обсуждения темы дети в коллективе учатся правильно выражать свои мысли, желания, чувства, отстаивать свою точку зрения, выслушивать своих одноклассников. Если в разговоре дети допускают ошибки в произношении слова или построении фразы, то замечания и исправления делаются в основном самими ребятами в непринуждённой, привычной для них манере, а при необходимости и учителем, который тоже является полноправным участником этого творческого процесса. Практически с самого начала нашей работы темы для обсуждения предлагают сами ученики, что мотивирует их на активное участие в обучении. Вы понимаете, с каким огромным желанием учитель готовится к уроку и проводит его, если видит огонь в глазах детей, которые с удовольствием участвуют в этом творческом процессе?
Ниже я привела пример такой работы на уроке внеклассного чтения с рассказом В.Драгунского “Что я люблю… И чего не люблю”. Материал данного произведения очень близок ребятам, так как в образе главного героя Дениски Кораблёва каждый из них видит себя, и желания героя совпадают с их желаниями. Поэтому они охотно высказываются на уроке и с энтузиазмом пишут письмо Дениске дома. Всё это способствует развитию как устной, так и письменной речи. К этому уроку самими учащимися был оформлен фото-стенд “Страна нашего детства”, куда были помещены самые любимые фотографии ребят. Каждый из них на этот урок принёс свою любимую игрушку, и мы сделали выставку.
Урок внеклассного чтения в 3-м классе.
Тема: В.Ю.Драгунский “Денискины рассказы”.
Расширять литературоведческие знания (познакомить с термином “герой-рассказчик”).
Развивать умение анализировать содержание литературного произведения.
Расширять словарный запас учащихся.
Прививать интерес и любовь к художественному слову.
Продолжать работу по формированию навыков чтения.
Мультимедийные слайды (с портретом писателя, кроссвордом и записью определения понятия “герой-рассказчик”).
Аудио-кассета с плавной, мечтательной музыкой.
Фото-стенд “Страна нашего детства”.
Выставка любимых игрушек.
Карточки для групповой работы с отрывками текстов из произведений В.Ю.Драгунского.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
— Мы сегодня заглянем в страну детства. Помогут нам в этом наши любимые герои. Кто из вас знает, каким годом объявлен 2007 год? Правильно, Годом ребенка.
— А сейчас необычное задание: мы с вами послушаем музыку и попытаемся представить себе…закройте глаза… что вы представляете, когда слышите слово “детство”? (Звучит приятная тихая музыка).
— Теперь поделитесь с нами тем, что вы представили, только, пожалуйста, будьте кратки, потому что хочется выслушать больше ваших высказываний. (Звучат короткие рассказы детей).
— Спасибо за интересные рассказы; все это частички вашего детства. А сейчас давайте вспомним произведения для детей, ведь тема детства всегда главная для взрослых: и для родителей, и для учителей, и для писателей, и для всей нашей страны. Сначала предлагаю разгадать кроссворд и вспомнить героев ваших любимых детских книг.
Кроссворд
По вертикали:
- В каком городе жил герой, имя которого намекает на то, что он ничего не знал? (Цветочный, герой Незнайка))
Кличка котёнка, который спрятался под шляпой и напугал двух мальчиков. (Васька)
Имя героя рассказа Л.Н.Толстого, который очень хотел учиться, но его не брали в школу, потому что он был ещё маленький. (Филиппок)
Что украли мальчики из колхозного огорода в рассказе Н.Носова? (Огурцы)
Как звали главного героя рассказов В.Ю.Драгунского? (Дениска)
3. Проверка домашнего задания. Групповая работа (расследование).
(Дети сидят по 5-6 человек за сдвинутыми вместе партами).
— А теперь наступило время расследования. Знаменитые сыщики Шерлок Холмс и доктор Ватсон предлагают нам задание. Один ученик читает для своей группы отрывки из рассказов (см. приложение). Ваша задача – после обсуждения назвать фамилию автора и название произведения. Работаем в группах.
На столах учеников имеются рабочие листы, на которых напечатаны отрывки из произведений В.Ю. Драгунского.
Дети после чтения и обсуждения в группе отвечают по 1 человеку от каждой группы.
— Кто герой всех этих рассказов? Какой Дениска в них, как вы думаете? Кто же автор? (СЛАЙД с портретом В.Ю.Драгунского)