Читательский дневник «самовар» м. горький

Анализ рассказа самовар горького

Чаепитие и самовар на картинах русских мастеров и в литературных произведениях писателей

Этот добрый толстый “друг” был вне всяких сословий, он был в почете и у простого крестьянина, и у царя-батюшки. Под “пыхтение” самовара слагали стихи, пели песни, водили хороводы и решали дела государственной значимости. Медный блестящий самовар и по сей день живет в литературных произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. А также на полотнах русских художников классиков.

“Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придает столько тепла и уюта домашнему очагу. И под биение сердец, согретых жаром тульского самовара, рождается поэзия души, национальная русская поэзия… Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях.”

А еще вспомнились удивительные строки о самоваре, написанные русским поэтом Владимиром Степановым, в средине прошлого века.

Самовар раздула Тула-Тула — Родина моя —Белой скатертью взмахнулаОт Заречья до Кремля.Самовар гудитИ топчет тропку в небо белый дым.

Где б ты ни был днем ли, ночью –Словно дома рядом с ним.Он гудит в лесной избушке,В городах, среди степей…Из него нередко ПушкинЧаем потчевал друзей.Полководец, князь СуворовЗа собой его возил.

Самовар наш нюхал порох,Видел крепость Измаил.Он гудит не уставаяДвести лет уже подряд,Самовар – душа живая –Друг веселью, сказке брат.

Теплым светом, добрым светомУ него горят бока.Видно взгляд умельца этоК нам дошел через века.Видно мудрое свеченье.

Это – сердца доброта.Это – мастера уменье.Вдохновенье, красота.Самовар гудит и тянетОт него теплом сосны.Всей земле тепла достанет,Сказок, песен, тишины…

Глядя на полотна живописцев и читая произведения писателей, понимаем, что самовар истинно русское детище, занимающее особое место в истории культуры России. Однако глубоко почитаем самовар и в других странах, где в знак признания ему возведено множество памятников.

Но, к сожалению на сегодняшний день самоварное дело в России претерпело большие изменения. Производство самоваров сильно упростилось, да и производителей практически не осталось. А настоящие ценные экспонаты можно увидеть в частных коллекциях и в музеях страны.

Не менее увлекательна история о возникновении русских матрешек , имевших своих прототипов – древнеегипетских мумий.

Описание героя Самовара

  • Внешний вид: Самовар представляет собой металлический сосуд, установленный на плоском основании. На его боковой поверхности выгравированы красивые узоры и узелки.
  • Свойства: Самовар способен говорить и дарить чай, который обладает лечебными свойствами. Он также может предсказывать будущее и давать советы.
  • Характер: Самовар добрый, отзывчивый и заботливый. Он всегда готов прослушать и помочь героям сказки. Благодаря своей мудрости, он становится наставником и другом для героев.
  • Роль в сказке: Самовар является инициатором приключений героев. Он отправляет их в увлекательное путешествие, где они узнают много нового и находят свое счастье.

Герой Самовара символизирует магию и чудеса, которые могут произойти в нашей жизни. Он учит нас верить в себя и открыто встречать новые возможности. Самовар напоминает нам, что каждый из нас может быть источником добра и помощи для окружающих.

Публикация «Конспект урока по литературе „М, Горький „Самовар“, Создание образа героя» размещена в разделах

  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Литература. Уроки литературы
  • Посуда. Все о посуде для детей
  • Самовар
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки

• Создание «описания» неживого предмета в роли одушевленного существа.

• Моделирование развернутого ответа по теме.

• Поиск ответов на вопросы в тексте произведения.

Коммуникативные УУД:

• Парная и групповая работа по поиску и называнию авторских средств в произведении.

• Умение рассуждать, вести диалог.

• Сотрудничество со сверстниками и взрослыми для совместного решения общей проблемы

1. ОНУ

-Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Я надеюсь, у нас всё получится.

2. Целеполагание. А что вы ждёте от нашего урока? – А что нужно делать, чтобы урок получился?

— В конце урока посмотрим, оправдались ли наши ожидания…

Сегодня на уроке мы постараемся создавать словесные портреты, образы литературных героев.

А вот о чём пойдёт речь на нашем уроке, вы узнаете из загадки: (Слайд 1)

Внутри горит, кругом бурлит,

Вода кипит, пить чай велит,

Сверху пар валит. (Самовар)

1. Историческая справка Первые упоминания об этой русской чайной машине относятся к 1745 году.

Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя.

Самоваром пользовались не только дома, его брали в дорогу, на гуляния. Это были дорожные самовары, необычные по форме и удобные в транспортировке. (Слайд 2,3,4)

Посмотрите, как устроен самовар. (Слайд 5)

Это самовар современный, электрический. А раньше, внутри самовара была колба, в которую складывали лучинки или угольки, когда их поджигали, вода вокруг колбы закипала. Чтобы разжечь угли, пользовались сапогом. Самовар стоял на подносе, чтобы капли воды не капали на скатерть. А чтобы самовар перестал кипеть, пользовались тушилкой, которой прикрывали колбу.

Самовар называли генералом стола. На Руси считалось, что Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, не дозволяет поселиться лености, облегчает и освежает тело.

-Не так давно вы ездили в Аксай, и посетили почтовую станцию. Давайте вспомним, о каких донских традициях чаепития вы там узнали.

-А сейчас давайте прочитаем произведение Алексея Максимовича Горького «Самовар»

— Во время чтения, обращайте внимание на речь героев, которая передаёт их настроение и отношение к поведению других. 5 мин

Дети читают текст по частям.

— К какому жанру относится это произведение?

-Как автор относится к главному герою- самовару? 20мин.

4. Работа в группах. В сказке есть слова и выражения, которые описывают внешность и характер героев, найдите их и заполните таблицу. Попробуйте составить словесный портрет, пользуясь таблицей.. Договоритесь о своей роли в группе

Когда представитель группы выступает, на доску вывешивается карточка с названием героя.

Самовар, чайник, сливочник, сахарница, тушилка, чашки.

5. Синквейн 30мин

Составим синквейн о самоваре

1. Самовар

2. Маленький, пылкий

3. Хвастался, кипятился, распаялся

4. Чтобы передать самое главное в характере, воспользуемся пословицей. Какая больше всего подходит?

Легко хвалиться- легко и свалиться.

5. «Генерал стола». 35 мин

6. Рефлексия.

— Вам понравился урок? Что вам запомнилось?

7. Итог. Итак, что мы сегодня на уроке учились делать? (составлять словесный портрет героев)

8. Домашнее задание. Написать сочинение- миниатюру от лица предмета, как о живом существе. (Заброшенная мельница, воспитанный будильник, задумавшийся светофор.)

Сюжет сказки и его главные персонажи

Сюжет сказки рассказывает о приключениях главной героини — маленькой девочки Настеньки, которая на своем пути встречает различные волшебные предметы. Одним из таких предметов становится горький самовар, который обладает необычными свойствами.

Главные персонажи сказки — Настенька и горький самовар. Настенька — добрая, отзывчивая и умная девочка, которая помогает всем, кто встречается ей на пути. Она не судит предметы по внешнему виду, а старается увидеть их внутреннюю сущность. Горький самовар — предмет, который символизирует внешнюю красоту и блеск

Он способен внушить людям иллюзию о своей ценности и важности

Сказка «Горький Самовар» преподносит нам урок о том, что нельзя делать поверхностные выводы о людях и вещах, основываясь только на их внешности. Настоящая ценность заключается во внутренней красоте и доброте, которые не всегда видны на первый взгляд. Именно эти качества делают нашу жизнь насыщенной и счастливой.

Массовое производство в России чудо-приспособления

Но как бы там ни было, именно реформы Петра повлекли за собой развитие металлургической промышленности в России и уже в первой половине 18 века массово начали выпускать медные чайники с ручкой. Потом казаны с трубами и поддувалами, называемыми – «сбитенниками», ставшие впоследствии прототипом русского самовара.

Само же производство самоваров – дело тонкое и трудоемкое. В разные годы их изготавливали из разных металлов. Самые первые были медные и мельхиоровые, а позже латунные. Но в музеях встречаются самовары и из драгоценных металлов — золота, серебра и даже из чистого кварца.

Формы самоваров также были очень различны, и в одной только Туле их насчитывалось более ста пятидесяти видов. Популярными были яйцевидные самовары, а также модели напоминающие древнегреческий сосуд. Пользовались спросом и дорожные модели со съемными ножками. Они были прямоугольной, многогранной, кубической формы. Их можно было брать с собой на пикник, в поход, в дальнюю дорогу.

Для детей императора НиколаяII в 1909 году тульские мастера изготовили пять маленьких самоварчиков, объемом в один стакан. “Каждый был своей формы: в форме вазы, в форме рюмки, в виде античного сосуда, в форме шара, греческой амфоры”. Все они сохранены в музее и находятся в рабочем состоянии.

Что касается названия, то и здесь есть было множество вариантов, в зависимости от местности. Так в Ярославле это -“самогар”, в Курске – “самокипец”, вятичане же величали – “самогрей”. Но везде прослеживалась одна идея предназначения медного друга – «сам варит».

Широко были распространены самовары объемом в 3-8 литров, хотя производились и более объемные – на 12-15 литров. Из-за сурового климата в России такие самовары быстро вошли в моду, та как из них не только можно попить кипятку, а и обогреть жилище. Поэтому и стал самовар таким популярным среди русского народа, невзирая даже на немалую стоимость. И что интересно, цена этого уникального приспособления определялась его весом. Чем тяжелее был самовар – тем дороже.

Самовар. А.М. Горький

Впервые напечатано в сборнике «Ёлка. Книжка для маленьких детей», издание «Парус», Петроград, .

Было это летней ночью на даче.

В маленькой комнате стоял на столе у окна пузатый самовар и смотрел в небо, горячо распевая:

Замечаете ли, чайник, что луна Чрезвычайно в самовар влюблена?

Дело в том, что люди забыли прикрыть трубу самовара тушилкой и ушли, оставив чайник на конфорке; углей в самоваре было много, а воды мало — вот он и кипятился, хвастаясь пред всеми блеском своих медных боков.

Чайник был старенький, с трещиной на боку, и очень любил дразнить самовар. Он уж тоже начинал закипать; это ему не нравилось, — вот он поднял рыльце кверху и шипит самовару, подзадоривая его:

На тебя луна Смотрит свысока, Как на чудака, — Вот тебе и — на!

Самовар фыркает паром и ворчит:

Вовсе нет. Мы с ней — соседи. Даже несколько родня: Оба сделаны из меди, Но она — тусклей меня, Эта рыжая лунишка, — Вон на ней какие пятна!

Ах, какой ты хвастунишка, Даже слушать неприятно!

— зашипел чайник, тоже выпуская из рыльца горячий пар. Этот маленький самовар и вправду очень любил хвастаться; он считал себя умницей, красавцем, ему давно уже хотелось, чтоб луну сняли с неба и сделали из неё поднос для него.

Форсисто фыркая, он будто не слышал, что сказал ему чайник, — поёт себе во всю мочь:

Фух, как я горяч! Фух, как я могуч! Захочу — прыгну, как мяч, На луну выше туч!

А чайник шипит своё:

Вот извольте говорить С эдакой особой. Чем зря воду-то варить. Ты — прыгни, попробуй!

Самовар до того раскалился, что посинел весь и дрожит, гудит:

Покиплю ещё немножко, А когда наскучит мне, — Сразу выпрыгну в окошко И женюся на луне!

Так они оба всё кипели и кипели, мешая спать всем, кто был на столе. Чайник дразнит:

Она тебя круглей.

Зато в ней нет углей,

Синий сливочник, из которого вылили все сливки, сказал пустой стеклянной сахарнице:

Всё пустое, всё пустое! Надоели эти двое!

Да, их болтовня Раздражает и меня,

— ответила сахарница сладеньким голосом. Она была толстая, широкая и очень смешлива, а сливочник – так себе, горбатенький господин унылого характера с одной ручкой; он всегда говорил что-нибудь печальное:

Ах, — сказал он, — Всюду — пусто, всюду — сухо, В самоваре, на луне.

Сахарница, поёжившись, закричала:

А в меня залезла муха И щекочет стенки мне… Ох, ох, я боюсь, Что сейчас засмеюсь!

Это будет странно – Слышать смех стеклянный…

— невесело сказал сливочник.

Проснулась чумазая тушилка и зазвенела:

Дзинь! Кто это шипит? Что за разговоры? Даже кит ночью спит, А уж полночь скоро!

Но, взглянув на самовар, испугалась и звенит:

Ай, люди все ушли Спать или шляться, А ведь мой самовар Может распаяться! Как они могли забыть Обо мне, тушилке? Ну, придётся им теперь Почесать затылки!

Тут проснулись чашки и давай дребезжать:

Мы скромные чашки, Нам всё всё равно! Все эти замашки Мы знаем давно! Нам ни холодно, ни жарко, Мы привыкли ко всему! Хвастун самоварко, И не верим мы ему.

Ф-фу, как горячо, Жарко мне отчайно. Это не случайно, Это чрезвычайно!

А самовар чувствовал себя совсем плохо: вода в нём давно вся выкипела, а он раскалился, кран у него отпаялся и повис, как нос у пьяного, одна ручка тоже вывихнулась, но он всё ещё храбрился и гудел, глядя на луну:

Ах, будь она ясней, Не прячься она днём, Я поделился б с ней Водою и огнём! Она со мной тогда Жила бы не скучая, И шёл бы дождь всегда Из чая!

Он уж почти не мог выговаривать слов и наклонялся набок, но всё ещё бормотал:

А если днём она должна ложиться спать, Чтоб по ночам светлей сияло её донце, — Я мог бы на себя и днём и ночью взять Обязанности солнца! И света и тепла земле я больше дам, Ведь я его и жарче и моложе! Светить и ночь и день ему не по годам, — А это так легко для медной рожи!

Тушилка обрадовалась, катается по столу и звенит:

Ах, это очень мило! Это очень лестно! Я бы солнце потушила, Ах, как интересно!

Но тут — крак! — развалился самовар на кусочки, кран клюкнулся в полоскательную чашку и разбил её, труба с крышкой высунулась вверх, покачалась, покачалась и упала набок, отколов ручку у сливочника; тушилка, испугавшись, откатилась на край стола и бормочет:

Вот смотрите: люди вечно Жалуются на судьбу, А тушилку позабыли Надеть на трубу!

А чашки, ничего не боясь, хохочут и поют:

Жил-был самовар, Маленький, да пылкий, И однажды не прикрыли Самовар тушилкой! Был в нём сильный жар, А воды немного; Распаялся самовар, — Туда ему дорога, Туда и дорога-а!

Вариант 2

Рассказ “Самовар” Максима Горького – это история о любви и потере. Главный герой – маленький мальчик, который пытается понять, почему его мать так грустна. Он видит, что она постоянно смотрит на старый самовар, который стоит на полке, и решает выяснить, что происходит. Мальчик начинает расспрашивать мать о самоваре, и она начинает рассказывать ему историю своей жизни.

Мать рассказывает, что самовар был подарен ей ее мужем, который умер во время войны. Она говорит, что самовар был единственным, что осталось у нее от него, и что она любит его больше всего на свете. Мальчик понимает, что самовар для матери – это не просто кухонная утварь, а что-то гораздо большее.

Рассказ “Самовар” – это история о том, как важно помнить о любви и о том, что она может оставаться с нами даже после того, как мы ее потеряли. Мать потеряла своего мужа, но самовар остался с ней

Он напоминает ей о том, что она любила и потеряла, и она не может от него оторваться. Мальчик понимает, что самовар – это символ любви и памяти, и что он тоже должен беречь его, как бережет его мать.

Рассказ “Самовар” – это история о том, как важно уважать и беречь память о прошлом. Мать не может забыть своего мужа, и самовар помогает ей сохранить его в памяти

Мальчик понимает, что он тоже должен уважать память о своих близких, и что самовар – это не просто кухонная утварь, а что-то гораздо большее.

В конце рассказа мальчик понимает, что самовар – это не просто кухонная утварь, а что-то гораздо большее. Он понимает, что самовар – это символ любви и памяти, и что он тоже должен беречь его, как бережет его мать

Рассказ “Самовар” – это история о том, как важно помнить о любви и о том, что она может оставаться с нами даже после того, как мы ее потеряли

Рассказ “Самовар” – это история о том, как важно уважать и беречь память о прошлом. Мать не может забыть своего мужа, и самовар помогает ей сохранить его в памяти

Мальчик понимает, что он тоже должен уважать память о своих близких, и что самовар – это не просто кухонная утварь, а что-то гораздо большее.

Рассказ “Самовар” – это история о том, как важно быть внимательным к окружающим и понимать их чувства. Мальчик заметил, что мать грустна, и решил выяснить, что происходит

Он начал расспрашивать ее о самоваре, и она начала рассказывать ему свою историю. Мальчик понимает, что самовар – это не просто кухонная утварь, а что-то гораздо большее.

Рассказ “Самовар” – это история о том, как важно уметь слушать и понимать других людей. Мальчик слушает рассказ матери о самоваре и о ее жизни, и понимает, что это очень важно для нее

Он понимает, что самовар – это символ любви и памяти, и что он тоже должен беречь его, как бережет его мать.

Рассказ “Самовар” – это история о том, как важно уметь ценить то, что у нас есть. Мать любит свой самовар больше всего на свете, потому что он напоминает ей о ее муже

Мальчик понимает, что самовар – это не просто кухонная утварь, а что-то гораздо большее, и что он тоже должен ценить то, что у него есть.

Рассказ “Самовар” – это история о том, как важно помнить о любви и о том, что она может оставаться с нами даже после того, как мы ее потеряли. Мать потеряла своего мужа, но самовар остался с ней

Он напоминает ей о том, что она любила и потеряла, и она не может от него оторваться. Мальчик понимает, что самовар – это символ любви и памяти, и что он тоже должен беречь его, как бережет его мать.

Античный самовар Древнего Рима

Похожие приспособления были известны еще в доисторические времена. К примеру, древние люди, желая согреть жидкость, бросали в емкость с водой раскаленный большой камень, в результате чего вода практически мгновенно закипала.

Позже, во времена античности, в Древнем Риме появилась конструкция, напоминающая самовар, – аутепса. Она представляла собой высокий кувшин, внутри которого помещали жаровню для раскаленных углей, согревающих воду. В этом же устройстве можно также было охлаждать напитки в знойные дни, и для этого вместо угля использовался лед. Аутепса имела большое достоинство в том, что ей не нужен был внешний огонь, так как обогрев шел изнутри.

Самовар – душа каждого дома

Из-за своей практичности самовары очень быстро стали популярны на Руси. В богатых домах красиво украшенный самовар считался предметом роскоши и гордости. А простенькие и не сильно дорогие самовары также вошли почти в каждый крестьянский дом, где передавались по наследству – из поколения в поколение.

Самовар настолько облегчил заваривание чая, что стал незаменимым помощником в хозяйстве. Теперь уже не было нужды топить печь, чтобы нагреть кипятка. И при том это занимало всего совсем не много времени. Да и нагретая вода в самоваре, долгое время не остывала.

Русский традиционный быт всегда славился чаепитием за самоваром, который считался олицетворением достатка, семейного уюта, благосостояния. Он был незаменимым атрибутом в девичьем приданом, передавался как реликвия по наследству. А в доме занимал самое видное и почетное место. И всегда был центром любого праздничного стола, а так же тихих посиделок за чаем с баранками.

Герои-Проходимцы: акула и косоглазый карась

Акула выступает в роли «серого кардинала» и руководит всей схемой обмана. Она использует свою хитрость и ловкость, чтобы заполучить самовар для себя. Акула умеет говорить и обладает тонким чувством меры, что делает ее очень убедительной.

Карась же занимает роль шутника и бывшего спутника акулы. Он не так искусен в манипуляциях, как акула, но исполняет свою роль с юмором и находчивостью. Карасю удаются несколько проделок за счет своего особых способностей — он косоглазый и может видеть в одно и тоже время две разные картинки.

И главная мысль, которую передает сказка через этих героев-проходимцев, заключается в том, что необходимо быть бдительными и не доверять слишком легко посторонним людям

В сказке автор показывает, как герои попадаются на уловки акулы и карася из-за своей доверчивости и недостатка осторожности

Когда появился первый самовар на Руси

По одной из легенд на Руси самовар впервые появился в период правления Петра Великого. Так как император частенько бывал в странах Европы и откуда привозил множество идей и интересных предметов, поговаривали, что именно он привез это диковинное приспособление из Голландии.

Однако если верить историческим летописям, то самовар появился на Руси уже после смерти Петра. И впервые его создали не в Туле, как принято считать, а на Урале в 1740 году. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь шестью годами позже. С появлением самоваров на Руси в 16 столетии появился и чай, ставший весьма популярнейшим напитком к началу 19 века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: