«первый спас» к. бальмонт

Анализ стихотворения «первый спас» бальмонта — осмысление и интерпретация

Тема и содержание стихотворения

В стихотворении автор описывает первое утро Пасхи, которое пробуждает природу и восполняет мир светом и радостью. Он передает свои чувства и восторг перед Преображением Христа, придают и утверждают Божественные качества Спасителя. Используя метафоры и образы природы, Бальмонт описывает мощь и красоту природы, которая отражает величие Христа и его божественную силу.

Автор воссоздает в своем стихотворении атмосферу торжества и величия, передавая чувства восторга, которые испытывает человек при виде чуда Преображения. Он показывает, как просыпается природа после долгой зимы, как все оживляется, цветет и наполняется новой жизнью. Это создает ощущение притягательной и радостной обстановки, в которой весь мир сливается в единство с Спасителем и приходит к нему с поклонением и благодарностью.

Бальмонт, «Камыши»

Мы уже знаем, что стихотворение написано в ключе символизма, в жанре философской лирики. Тема его — загадочный мир природы и жизни.

Стихотворение построено на слуховых образах. «Шуршат», «шепчут», «говорят», «змеи свистят», «вздох». Есть и зрительные, самый яркий из которых — «огоньки», которые «горят, мелькают, мигают — и снова их нет»; и луна, чей «дрожит умирающий лик».

Чтобы лучше понять эту поэзию, необходимо провести фонетический анализ стихотворения. Бальмонт («Камыши» — яркий тому пример) обращался в своих строках к игре звуков, их особенному чередованию. Как мы помним, звучание было одной из ярких особенностей лирики символистов. Прочитайте стихотворение вслух. Звуки «ж», «ш», «ч» «п» создают удивительный звуковой эффект. Особенно богата такими эффектами вторая строчка «Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши». Звук «ш» в каждом слове создает ощущение шуршания и шепота одновременно. Такой прием носит название аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в поэзии (не исключается применение и в прозе) с целью создать особое звучание, настроение, ощущение.

Интересно звучит и двенадцатая строка: «Трясина заманит, сожмет, засосет». Чередование звуков «с» «з» и «ж» придает ощущение мистичности, зловещего шепота трясины, из которой не выбраться. Многие критики видят в этом стихотворении поиски смысла жизни, сравнивая ее неизбежный конец с трясиной. Но нет рассуждения самого автора о произведении. Возможно, оно было создано под влиянием символистов и попыток впервые применить метод аллитерации.

Интересны также и гласные звуки, которые создают ощущение монотонности, напевности.

Общее впечатление, которое вызывает стих «Камыши», Бальмонт создал благодаря не только аллитерации, но и с помощью метафор. «Умирающий лик» луны; месяц «печально поник»; «вздох погибшей души» — эти метафорические образы вызывают мистическое настроение, ощущение неизбежности.

Философская глубина стихотворения

Стихотворение Бальмонта «Первый спас» нельзя ограничить только литературным анализом, потому что оно обладает философской глубиной, которая раскрывается через символизм и философскую мысль.

Символизм

В стихотворении «Первый спас» Бальмонт использует различные символические образы и мотивы. Например, образ горящей свечи олицетворяет человеческую жизнь, которая светит короткое время и быстро гаснет. Этот образ напоминает нам о необходимости ценить каждый миг нашего существования. Кроме того, автор сравнивает человеческую жизнь с маленьким огоньком, который носится в бурной воде – это символизирует неустойчивость и непостоянство нашего бытия.

Философская мысль

В стихотворении также прослеживается философская мысль о смысле жизни и предназначении человека. Бальмонт задумчиво рассуждает о бессмысленности и непостижимости мира, где все течет и меняется. Он поднимает вопрос о существовании высшей силы или духовного начала, которое могло бы дать смысл нашей жизни и преодолеть закономерности мира.

Символ Образ/Мотив
Свеча Жизнь, краткость существования, непостоянство
Маленький огонек Неустойчивость и непостоянство нашего бытия

Стихотворение «Первый спас» Бальмонта является не только лирическим произведением, но и открывает перед нами философскую глубину, заставляя задуматься над смыслом нашей собственной жизни и сущности мира.

Мне нравитсяНе нравится

Трогательные поздравления с Медовым Спасом в стихах

Медовая на сердце сладость
В такой прекрасный, чистый день.
Пусть в дом приходит только радость,
Пусть всех забот уходит тень.

Медовый Спас приходит в гости
И угощает всех теплом.
Вы счастье собирайте горстью
И им делитесь все с добром.

Церковный колокол разносит
Души своей прекрасный звон.
Пусть Спас любовь в ваш дом приносит,
Чтоб засверкал любовью он!

Жизни сладкой, словно мед,
В этот день тебе желаю.
Пусть во всём тебе везет,
Пусть добру не будет края.

Наступил Медовый спас.
Кушай сладость полной ложкой!
И пусть дарит жизнь сейчас
Только к радости дорожки!

Пусть с Медовым Спасом ярким
В дом удача поспешит,
Процветание подарит,
Чудесами удивит.

Пусть исполнятся желания,
В сердце царствует добро,
В семье будет понимание
И душевное тепло!

В этот день, Медовый Спас,
Пожелаю всем добра,
Чтоб Господь лелеял вас,
Чтоб судьба простой была.

В доме был всегда достаток,
Все родные за столом.
Жизни сладкой вам, богатой
И удач в труде любом!

С Медовым Спасом поздравляю!
Всем сладкой жизни я желаю.
Пускай Господь вас защитит
От бед, невзгод и от обид.

Душа наполнится надеждой,
А сердце — искренним теплом.
Любви огромной вам, безбрежной,
Пусть окружает лишь добро.

Середина августа, у нас Медовый Спас,
С праздником медовым поздравляю вас,
Жизнь пусть будет сладкой, радостной у вас,
Пусть подарит счастье вам Медовый Спас!

Пусть течет рекою в доме вкусный мед,
Пусть, в рот попадает и по усам течет,
Веселою улыбкою, Медовый Спас встречайте,
Всей семьей и всей родней, праздник отмечайте!

Маки собирали люди в старину,
Медом угощали, пригласив к столу.
И благодарили Господа за все,
И сияло солнцем каждое лицо!

Пусть же в спас Медовый Бог благословит,
На земле прекрасной ваши дни продлит,
Защитит от скверны, душу обелит,
К высшему потянет, как большой магнит.

И наполнит сердце радостью земной,
И печаль развеет нежною рукой,
Поведет по жизни, и научить жить,
Господу молиться, ближнему служить!

Поздравляю с Медовым Спасом!
Пусть ликует душа, поёт,
Жизнь пускай, как в волшебной сказке,
Будет радостной целый год.

Пусть надежд и мечтаний новых
Станет больше во много раз,
Пусть добро и тепло с любовью
Вам подарит Медовый Спас!

На дворе Медовый Спас,
Поздравляем дружно вас,
Пусть сладка судьба, как мед,
Благодать в душе живет!

С Первым Спасом всех вокруг,
Пусть излечится недуг,
А священная водица
Поможет счастью возродиться!

Языковые особенности

Стихотворение А. К. Бальмонта «Первый Спас» отличается рядом языковых особенностей, которые придают ему его особую поэтическую силу и выразительность.

Тематическое и художественное изложение

В стихотворении «Первый Спас» язык используется для изображения великолепия и красоты природы, олицетворения эмоций и чувств, а также передачи глубокого философского смысла.

Поэт использует богатую и многогранную лексику, чтобы описать различные природные явления и создать неповторимую атмосферу. Он также использует метафоры и эпитеты, чтобы оживить картину и добавить эмоциональную окраску стихотворению.

Строфическое построение и ритм

Стихотворение написано в форме трех строф, каждая из которых состоит из шести строк. Автор придерживается строгого размера, используя ямбический пятистопный размер, что придает стихотворению гармоничный и мелодичный ритм.

Бальмонт также использует повторение и параллелизм для создания звуковых эффектов и выделения главных тем и идей.

Языковые особенности стихотворения «Первый Спас» в сочетании с его эмоциональной глубиной и красотой языка делают его одним из самых известных и любимых произведений Бальмонта.

Использование богатой и многогранной лексики Описание различных природных явлений и создание атмосферы
Использование метафор и эпитетов Оживление картин и добавление эмоциональной окраски
Использование ямбического пятистопного размера Создание гармоничного и мелодичного ритма
Использование повторений и параллелизма Создание звуковых эффектов и выделение главных тем и идей

Творчество

  1. Любил стихотворение Лермонтова «Горные вершины».
  2. Ему нравилось произведение «Братья Карамазовы» Достоевского.
  3. Сам себя Бальмонт всегда считал революционером.
  4. Очень любил свою родину, в отъездах часто тосковал.
  5. Осуждал большевистскую власть.
  6. Современники отзывались о нем, как о человеке замкнутом, нервозном.
  7. Первые свои стихотворения написал в десятилетнем возрасте, но был раскритикован матерью, и оставил попытки на 6 лет.
  8. Первый свой сборник выпускает за счет собственных средств в 1889-1890 годах. Сборник не был оценен даже его близкими, и остатки тиража Бальмонт уничтожил.
  9. Следующий свой сборник он выпустил в 1894 году, и этот сборник уже был оценен по достоинству.
  10. Следующий сборник, 1895 года, снова не был оценен современниками Бальмонта, однако в позднее время критики были высокого мнения о нем.
  11. Пиком его популярности принято считать сборник «Будем как Солнце» 1902 года. Успех, который завоевала данная книга, был огромен по тем временам.
  12. Творчество Бальмонта содержит в себе большое количество поэтических сборников, а также лекций, статей и переводов иностранных книг.

Последняя эмиграция

В 1920 году из-за плохого самочувствия третьей жены и дочери, уехал с ними во Францию. Больше в Россию он не возвращался. В Париже Бальмонт публикует еще 6 сборников своих стихов, а в 1923 году – автобиографические книги: “Под новым серпом”, “Воздушный путь”.

Поэт тосковал по России и не раз жалел, что уехал. Эти чувства отражались в его поэзии того времени. Жизнь на чужбине становилась все тяжелее, здоровье поэта ухудшилось, были проблемы с деньгами. У Бальмонта было обнаружено серьезное психическое заболевание. Живя в бедности в предместье Парижа, он больше не писал, а лишь изредка читал старые книги.

23 декабря 1942 года в Нуази-ле-Гран, недалеко от Парижа, в приюте “Русский дом” Бальмонт умер от воспаления легких.

«Безглагольность», анализ стихотворения Бальмонта

Образ родной стороны, русской природы присутствует в стихотворениях почти каждого поэта. Чаще всего это пейзажная лирика, исполненная умиротворения и красоты. Константин Дмитриевич Бальмонт, русский поэт и прозаик, ключевая фигура символизма в поэзии, иначе видит окружающий его мир. В его стихотворении «Безглагольность», созданном поэтом в 1900 году, картина русской природы лишена светлых и радостных тонов, она печальна и сумрачна. Куприяновский писал об этом времени так: «В условиях больших изменений в общественной жизни России происходят существенные сдвиги в мироощущении русских символистов. С середины 1900-х годов реальная жизнь все более вторгается в их творчество, и Россия, иногда в мистифицированном виде, становится их темой. Бальмонта можно считать ее зачинателем».

Через призму пейзажа Бальмонт хочет донести философские смыслы и думы о славянской культуре, о ее людях. Русские люди, особенно человек маленький, долгие годы терпели тиранию государственного строя, классовое неравенство и нищету, не имея права голоса и свободы. Это выражено в следующих строках: «Есть в русской природе усталая нежность, безмолвная боль затаенной печали». Родная природа зачастую рождает тоску в душе человека, опустевший сад и утренняя река, скрытая в клубах тумана вселяют в сердце неизбывную печаль. Стихотворение написано будто бы «без глагола», без действия, в нем как бы застыла невыразимость чувства.

Душа русского человека — вот о чем хочет рассказать поэт. О сердце русского человека, что «плачет невольно», которое не радуют бескрайние просторы родной земли, а деревья, что «так сумрачно-странно-безмолвны», чернеющая «громада застывшего бора» вселяют в него грусть. У человека отняли возможность высказаться, распахнуть душу, открыться, безглагольность — это невозможность говорить, это вынужденное молчание. «Безглагольность покоя» — это безглагольность тоски, пронизывающей пейзаж вокруг героя и его самого. Настроение этого стихотворения перекликается с трагическими событиями жизни Бальмонта, переживающего неудачный брак и неудавшееся самоубийство, приковавшее его к постели. Произведение выражает и личную драму поэта, и трагическое положение русского народа.

Русскому человеку присущи душевная чуткость, глубоко сокрытая внутри печаль, безбрежность души, ее широта и милосердие, именно об этом говорит первое четверостишие стихотворения. Тоска — это ключевой концепт русского языка и культуры, как пишет Вержбицкая. Второе четверостишие — это обращение к ближнему, кто сможет понять. Переломный момент произведения — это третье четверостишье, где отрицается надежда, отрицается возможность действовать, говорить, звучать, быть услышанным: «Во всем утомленье — глухое, немое». Четвертое четверостишие погружает в атмосферу прохладной глуши, которая окутывает человека, заставляющая его душу застыть в безмолвии. Пятое четверостишие — это мечта о лучшей жизни, о красоте и любви, которой душе не досталось: «Как будто душа о желанном просила, и сделали ей незаслуженно больно».

В произведении использовано большое количество красочных эпитетов, таких как «безмолвная боль», «усталая нежность», «безвыходность горя», «затаенная печаль». Присутствуют также метафоры и олицетворения: «сердце плачет», «сердце простило», «душа о желанном просила», «луга убегают далеко-далеко». Использование Бальмонтом однородных подлежащих, повторений слов с компонентом «без», предложений, близких по лексическому содержанию создает почти музыкальный ритм в стихотворении. Также поэт применяет аллитерацию буквы «б» и ассонансы буков «а», «е».

  • «Я мечтою ловил уходящие тени…», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Люби», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Русский язык», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Белладонна», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Камыши», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Золотая рыбка», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Осень», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Зачарованный грот» (Жизнь проходит…), анализ стихотворения Бальмонта
  • «Солнце удалилось», анализ стихотворения Бальмонта
  • Бальмонт Константин Дмитриевич, биография и краткий анализ творчества

По произведению: «Безглагольность»

По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич

Анализ стиха

Анализ стиха Анализ — история создания, мысли автора, и прочее Поспевает брусника. Поспевает брусника, Стали дни холоднее. И от птичьего крика В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают, Прочь, за синее Море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеётся, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснётся, И заплачет спросонья. Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.

Анализ стихотворения Бальмонта «Осень»

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал с воем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.

Стихотворение «Осень» было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку. Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть. Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей, тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии

Однако первое четверостишье призвано настроить читателя на определенный лад, подготовить к восприятию более важной и значимой информации, которую автор собирается до них донести

Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику. В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону. Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими. Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.

Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года. Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря. Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.

Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями. Образ природы в этом произведении – второстепенен, равно как и чувства поэта. Поэтому стихотворение не производит на читателей особого впечатления, так как в русской литературе можно найти гораздо более волнующие и запоминающиеся рифмованные строчки, посвященные осени. Однако с точки зрения символизма это стихотворение безупречно. В нем сказано более чем достаточно для тех, кто привык искать в обычных словах потаенный смысл. Это и естественная грусть, связанная со сменой веков, и тайная надежда на то, что, возможно, предчувствия окажутся обманчивыми, и попытки остановить мгновения пока еще беззаботной жизни, запечатлев их в стихах. Но, увы, пророчества великих поэтов, к которым, без сомнений, относится и Константин Бальмонт, имеют обыкновение в точности сбываться. Сам автор в момент написания стихотворения «Осень» об этом лишь смутно догадывается, и вместе с осенью оплакивает не только собственную жизнь, но и судьбу своей страны, в которой грядут фатальные перемены.

Композиция

В первой части стихотворения мы видим спокойное и размеренное описание природы, легкое и мелодичное описание зимнего леса заставляет читателя погрузиться в то зимнее волшебство, которое старается донести нам автор. Он как художник рисует картину, глядя на которую, мысленно переносишься туда.

Во второй части стихотворения мы видим более яркие краски, и изначальная тишина уходит на второй план. Начинает присутствовать некая мистика.

Автор использует ряд риторических вопросов, которые придают некую активность тексту.

Но, достигнув кульминационного момента, резко обрывается, уступая снова место прекрасному отдыху и умиротворению природы.

Лирический герой выступает простым наблюдателям этой зимней сказки.

Большое количество критиков отмечали в творчестве Бальмонта использование именно музыкального стиля написания, благодаря которому Бальмонту удалось в строках своей поэзии показать всю певучесть и красоту русского языка.

В заключительной части стихотворения поэт снова возвращается к тихому и нежному повествованию, описывая прекрасную дремоту зимней природы, используя видоизмененные слова и образы из первой строфы.

Бальмонт использует достаточно расплывчатые образы, что придает тексту некую воздушность и невесомость.

Для придания таинственности и романтичности, автор прибегает к использованию выразительных средств языка.

Все вместе это создает гармоничную и законченную картину, которую хочется перечитывать снова и снова.

Красивые поздравления с Медовым Спасом в стихах

Медовый Спас благоухает,
Людям добро и свет несет.
Янтарным блеском мед сверкает,
Сердце от радости цветет.

Желаю жизни сладостно-медовой,
Чтоб снизошла к вам божья благодать.
Семья была чтобы большой, здоровой!
Любви вам, счастья! Горестей не знать.

Наступил Медовый Спас,
Много мёда он припас!
Всем желаю жизни сладкой,
Здоровья, успехов, достатка!

Господь пусть вас благословит
И души счастьем одарит.
Пусть волшебный райский мёд
Людям счастье принесёт.

Медовое утро и спас наступает,
Маком и мёдом всех угощает.
Пусть же медовыми станут деньки
И не пустеют у Вас кошельки.

Пусть Маковей Вас одарит здоровьем,
И щедрость родных Вам станем подспорьем.
Пусть жизненный путь всегда будет гладким,
Так угощайте ж нас мёдиком сладким.

Пусть Медовый Спас приносит
Счастье, солнышко, добро,
Даст любовь, прогонит слёзы,
Чтоб во всём тебе везло!

Чтоб удача улыбалась,
Пела в сердце красота,
Жизнь прекрасной чтоб казалась,
И исполнилась мечта!

Поздравляю с Медовым (Первым) Спасом!
Желаю сладостей с большим запасом.
Пусть тебе живётся сладко-сладко.
С добром, с улыбкой по дорожке гладкой.

Пусть счастьем дом твой богатеет вечно,
Время тянется в блаженстве бесконечно.
Друзей надёжных и добра тебе желаю.
От души, ещё разочек поздравляю!

Пусть Медовый Спас прекрасный
Дарит радость и добро,
Осеняет чистым счастьем,
Чтоб всегда во всём везло!

Пусть любовь и добродетель
Каждый день царят в семье,
Пусть везёт зимой и летом,
В личном, в важном и в труде!

С первым Спасом вас, медовым,
Поздравляем от души,
И желаем бочку меда,
Солнца, радости, любви!

Чтобы было в жизни сладко,
Словно медом полито,
Чтобы чисто, ровно, гладко
В Вашей жизни мирно шло!

Никогда не унывайте,
Улыбайтесь просто так,
Свой доход приумножайте,
Пусть дела идут ништяк!

Плывёт под небом колокольный звон,
И на полях цветы благоухают.
«Медовый Спас» — кричат со всех сторон
И Бога все сегодня вспоминают.

Пусть он великой силой оградит
Нас, грешных, от невзгод, мирского горя,
А верой и надеждой наградит,
Чтобы большим мечтам свершиться вскоре!

Праздник православный пусть к Вам в дом придет
И семье здоровья много принесет
Первый Спас, Медовый сладкой сделать жизнь
Сможет несомненно, чтоб мечты сбылись.

Все забыв обиды, радость повстречав,
Вы купайтесь в счастье и в его лучах,
Пусть Вам Бог поможет планы воплотить,
Лишь не забывайте ближнего любить.

С первым Спасом поздравляю!
Благодати от души желаю,
Бог тебя пускай хранит,
Грустью сердце не болит.

Небеса тебя пусть освещают
И здоровье пусть крепчает.
Вера будет пусть всегда с тобой,
А душою властвует покой.

Ранние годы жизни. Образование

Родился 15 июня 1867 года в селе Гумнищи Владимирской губернии, где жил до 10 лет. Отец Бальмонта работал судьей, затем – главой в земской управе. Любовь к литературе и музыке будущему поэту привила мать. Семья перебралась в г.Шуя, когда старшие дети пошли в школу. В 1876 году Бальмонт обучался в Шуйской гимназии, но скоро обучение ему надоело, и он все больше внимания стал уделять чтению. После исключения из гимназии за революционные настроения, Бальмонт перевелся в г. Владимир, где учился до 1886 года. В этом же году поступает в университет в г. Москва, на юридическое отделение. Учеба там длилась недолго, через год его исключили за участие в студенческих беспорядках.

Россия

Есть слово — и оно едино.

Россия. Этот звук — свирель.

В нем воркованье голубино.

Я чую поле, в сердце хмель,

Позвавший птиц к весне апрель.

На иве распустились почки,

Береза слабые листочки

Раскрыла — больше снег не враг,

Трава взошла на каждой кочке,

Заизумрудился овраг.

Тоска ли в сердце медлит злая?

Гони. Свой дух утихомирь.

Вновь с нами ласточка живая,

Заморского отвергшись края,

В родимую влюбилась ширь.

И сердце, ничего не зная,

Вновь знает нежно, как она,

Что луговая и лесная

Зовет к раскрытости весна.

От солнца — ласка властелина,

Весь мир — одно окно лучу.

Светла в предчувствии долина.

О чем томлюсь? Чего хочу?

Всегда родимого взыскую,

Люблю разбег родных полей,

Вхожу в прогалину лесную —

Нет в мире ничего милей.

Ручьи, луга, болота, склоны,

В кустах для зайца уголок.

В пастушью дудку вдунул звоны,

Качнув подснежник, ветерок.

Весенним дождиком омочен,

Весенним солнцем разогрет,

Мой край в покров весны одет,

Нерукотворно беспорочен.

Другого в мире счастья нет.

1923 год

*****

Ритм и стих

Стих — это определенная организация ритмически упорядоченных стихотворных строк. Он включает в себя определенное число слогов и силлабическую систему — расстановку ударений в словах. Каждый стих имеет свой размер — количество слогов в строке, и свой ритмический рисунок — расположение ударных и безударных слогов.

В стихотворении «Первый спас» Александра Бальмонта ярко проявляются ритм и стих. Стихотворение состоит из девяти стихов, каждый из которых имеет шесть строк. Размер стиха — дактиль, то есть у стиха шесть слогов. Ритм формируется при помощи чередования ударных и безударных слогов, создавая особую мелодию и музыкальность текста.

Ритм и стих являются важными инструментами поэтической выразительности. Они позволяют поэту создать определенную атмосферу, передать свои эмоции и мысли через текст. Ритм и стих влияют на восприятие стихотворения читателем, придают ему гармонию и индивидуальность.

Стихотворение Константина Бальмонта «Великое ничто»

Моя душа — глухой всебожный храм,
Там дышат тени, смутно нарастая.
Отраднее всего моим мечтам
Прекрасные чудовища Китая.
Дракон — владыка солнца и весны,
Единорог — эмблема совершенства,
И феникс — образ царственной жены,
Слиянье власти, блеска и блаженства.
Люблю однообразную мечту
В созданиях художников Китая,
Застывшую, как иней, красоту,
Как иней снов, что искрится, не тая.
Симметрия — их основной закон.
Они рисуют даль — как восхожденье,
И сладко мне, что страшный их дракон —
Не адский дух, а символ наслажденья.
А дивная утонченность тонов,
Дробящихся в различии согласном,
Проникновенье в таинство основ,
Лазурь в лазури, красное на красном!
А равнодушье к образу людей,
Пристрастье к разновидностям звериным,
Сплетенье в строгий узел всех страстей,
Огонь ума, скользящий по картинам!
Но более, чем это всё, у них
Люблю пробел лирического зноя.
Люблю постичь сквозь легкий нежный стих
Безбрежное отчаянье покоя.

                     2

К старинным манускриптам в поздний час
Почувствовав обычное призванье,
Я рылся между свитков — и как раз
Чванг-Санга прочитал повествованье.
Там смутный кто-то,— я не знаю кто,—
Ронял слова печали и забвенья:
«Бесчувственно Великое Ничто,
В нем я и ты — мелькаем на мгновенье.
Проходит ночь — и в роще дышит свет,
Две птички, тесно сжавшись, спали рядом,
Но с блеском дня той дружбы больше нет,
И каждая летит к своим усладам.
За тьмою — жизнь, за холодом — апрель,
И снова темный холод ожиданья.
Я разобью певучую свирель.
Иду на Запад, умерли мечтанья.
Бесчувственно Великое Ничто,
Земля и небо — свод немого храма.
Я тихо сплю,— я тот же и никто,
Моя душа — воздушность фимиама».

<Февраль 1900>

Анализ строф

Из первого шестистишия становится понятно, с чем у русских христиан ассоциировался Спас – орехи, мед и яблоки, которые к этому дню поспевают и могут употребляться в пищу.

Во второй строфе автор акцентирует внимание на том, что начало Спас берет ещё весной, когда расцветают яблони и на месте сегодняшних плодов ещё белые цветы. В этот миг зарождается то, что к осени принесет плоды, что выльется в Преображение Господне. Именно осенью, по утверждению Бальмонта, заканчивается Весна, пройдя через Страсть лета и набравшись наливной силы в плодах

Именно осенью, по утверждению Бальмонта, заканчивается Весна, пройдя через Страсть лета и набравшись наливной силы в плодах.

Последнее шестистишие подводит итог стихотворению, рисуя яблоки живым плодом осени и передавая нам сладкую негу меда, как олицетворения завершения большого труда и начала сбора заслуженного урожая (в прямом и переносном смысле).

Произведение отлично передает ощущение второй половины августа, когда природа начинает отдавать долг за долгий труд человека, украшая его стол ароматными яблоками, орехами и сладкий медом.

Тропы и образы

Основной троп первого катрена – олицетворение. Бальмонт повторяет призыв «люби» как песню берёз, цветущей сирени и роз. Эпитеты и метафоры (розы пылают, сирень в цветной пыли

) создают яркий образ поздней весны – традиционной для поэзии поры любви.

Второй катрен – призыв уже не природы, а лирического героя. Неологизм «безлюбье» в контексте обозначает не только отсутствие, но и отрицания любви. Безлюбье и бесстрастие, угрозы которого надо бежать, — состояние, приводящее к бессмысленности существования. Возможно, именно о таких строфах, как второй катрен, критик Николай Банников писал, что они хорошо передавали атмосферу и настроение, «но при этом страдал рисунок, пластика образов». Второй катрен очень музыкален, аллитерации звуков стр, зл, гр, гл создают образы враждебной угрозы. Бальмонт – мастер повтора слов, особой музыкальной пластики стиха. В первом катрене корень люб

повторяется 4 раза, во втором – 3.

Метафоры «твой полдень вмиг вдали» и «твою зарю теченья зорь сожгли» передают быстротечность и бессмысленность человеческой жизни, где полдень и заря – символы её периодов, не лишённые также своего прямого значения. Огонь и грёзы противопоставлены как разные состояния человеческой души: действие и бездействие, деятельность и мечтания, динамика и статика, разрушение и созидание, эмоции и разум.

Первый терцет – эмоциональный перелом, после которого лирический герой не увещевает читателя, не призывает его любить, а обвиняет в беззаконии. Это не просто закон природы, о котором говорится в первой строфе (весеннее побуждение и природы). Первый терцет – скрытая цитата «Божественной комедии» Данте, в которой описана «любовь, что движет солнце и светила». Невозможно понять смысл сонета, не распознав скрытую цитату, не поняв подтекст. Ведь Данте говорит не о природной, физиологической любви, а о любви божественной. Такая любовь сопряжена со страданиями, о чём последний терцет.

Метафора бессмысленно прожитой жизни «он в каждом часе слышит мёртвый звон» — свидетельство того, что тот, кто не любил, как будто и совсем не жил, просто терял время на земле, а в будущем будет наказан. Слово высокой лексики «возмездье» — это усиление обещанной во втором катрене угрозы.

Последняя строка противопоставлена остальным пяти строкам двух терцетов. Она описывает того, кто любит. Поэт характеризует любящего только одним словом – он счастлив. Последнее коротенькое предложение отсылает читателя к образу Иисуса Христа, который был распят за человечество, любя каждого человека. Счастье, с точки зрения Бальмонта, сопряжено с чувством любви. Так поэт решает философский вопрос счастья.

Личная жизнь

В 1889 году Константин Бальмонт женился на дочери иваново-вознесенского купца – Ларисе Михайловне Гарелиной. Познакомила их мать, но, когда он объявил о своем намерении жениться, высказалась против этого брака. Константин проявил свою непреклонность и даже пошел ради своей возлюбленной на разрыв с семьей.


Константин Бальмонт и его первая жена Лариса Гарелина

Как оказалось, его молодая супруга была склонна к неоправданной ревности. Они вечно ссорились, женщина не поддерживала его ни в литературных, ни в революционных начинаниях. Некоторые исследователи отмечают, что именно она пристрастила Бальмонта к вину.

13 марта 1890 года поэт решился на самоубийство – выбросился на мостовую с третьего этажа собственной квартиры. Но попытка не удалась – он год пролежал в постели, а от полученных травм на всю жизнь остался хромым.


Константин Бальмонт со второй женой Екатериной Андреевой и дочерью Ниной

В браке с Ларисой у них родилось двое детей. Первый их ребенок умер в младенчестве, второй – сын Николай – был болен нервным расстройством. В итоге Константин и Лариса разошлись, она вышла замуж за журналиста и литератора Энгельгардта.

В 1896 году Бальмонт женился во второй раз. Его супругой стала Екатерина Алексеевна Андреева. Девушка была из состоятельной семьи – умная, образованная и красивая. Сразу после венчания влюбленные уехали во Францию. В 1901 году у них родилась дочь Нина. Во многом их объединяла литературная деятельность, вместе они работали над переводами.


Константин Бальмонт и его третья жена Елена Цветковская

Екатерина Алексеевна не была властной особой, но образ жизни супругов диктовала она. И все бы было прекрасно, если бы не встретил Бальмонт в Париже Елену Константиновну Цветковскую. Девушка была очарована поэтом, смотрела на него будто на бога. Отныне он жил то с семьей, то на пару-тройку месяцев уезжал в заграничные путешествия с Екатериной.

Его семейная жизнь окончательно запуталась, когда Цветковская родила дочь Мирру. Это событие окончательно привязало Константина к Елене, но при этом он не хотел расходиться с Андреевой. Душевные терзания вновь привели Бальмонта к самоубийству. Он выпрыгнул из окна, но, как и в прошлый раз, остался жив.


Константин Бальмонт и Дагмар Шаховская

В итоге он стал жить в Петербурге с Цветковской и Миррой и изредка наведывался в Москву к Андреевой и дочери Нине. Позднее они иммигрировали во Францию. Там Бальмонт стал встречаться с Дагмар Шаховской. Он не уходил из семьи, но встречался с женщиной регулярно, ежедневно писал ей письма. В итоге она родила ему двух детей – сына Жоржа и дочь Светлану.

Но в самые тяжелые годы его жизни с ним рядом все-таки была Цветковская. Она была настолько ему предана, что и года не прожила после его кончины, ушла вслед за ним.

История создания

Бальмонт написал стихотворение в 1894 году. Оно было создано в традициях импрессионистической лирики XIX века. Эта работа была одной из лучших творений поэта. В ней он реалистично описал пребывание во сне. В то время считалось, что во время ночного отдыха человек находится между жизнью и смертью. Именно поэтому ему может открыться тайное знание.

Бальмонт любил сновидения, ведь в них он расширял границы фантазии. После пробуждения многое забывалось, но если постараться, то можно было вспомнить частично сюжет. Поэту нравилось путешествовать по другим мирам и это отвлекало его от обыденной реальности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: