Бабушка с малиной — краткое содержание рассказа В.П. Астафьева
Урал. На платформе толпится народ ягодников с ведрами, корзинами и всякой утварью. Подъезжает поезд, который едет до Теплой горы и останавливается всего на минуту.
Толпа ягодников, толкаясь, пытается влезть в узкие двери тамбура. Среди пассажиров протискивается маленькая бабуля. Кто-то из ребят хватает ее под мышки и затаскивает вверх. В этот момент у старушки развязывается платок, и берестяной туес падает. Из него высыпается все ягоды малины.
Малина разлетелась по рельсам, щебенке, тамбуре. Старушка застыла, заохала. Поезд тронулся. Бабуля очнулась и закричала: «Подождите! Дайте собрать ягоды!». Но поезд уже набрал скорость.
Потрясенная старушка с трясущимися губами и руками вошла в вагон. Школьники, занявшие пол вагона, освободили ей, целую лавку.
Бабка сидела и, не двигаясь, смотрела на пролетавшие мимо фонари. Еще недавно она собирала ягоды и была счастлива. Встретившимся в лесу ребятам, она успела рассказать, что живет одна. Помянула внука Юру, который погиб на войне, бросившись на танк. И песню успела спеть про ягоду малину.
На остановке в вагон вошли рыбаки. Они расположились около старушки, потому что других мест не было, и запели веселую песню. Бабка озиралась на них. Один рыбак предложил ей подпеть. Старушка зло посмотрела и отвернулась к окну.
Школьник что-то тихо сказал рыбаку. Тот спросил бабку: «Что же вы такая неловкая?» Та встрепенулась и пригрозила мужчине кулаком.
Рыбак попросил ребят показать, сколько ягод они собрали. Школьники дружно открывали свои корзинки.
Рыбак взял бабкин туес и скомандовал ребятам насыпать по горсточки. Школьники с радостью согласились. Когда туес наполнился доверху, рыбак отдал его старушке. Она со слезами на глазах поблагодарила ребят.
Рыбаки снова затянули шуточную песню про бабку с малиной. Школьники подпевали им. Бабушка прижимала к себе туес и, качая головой, улыбалась в ответ на шутливую песню.
Жизнь и творчество В. Астафьева
Автобиографическая основа рассказа
Родился будущий советский прозаик 2 мая 1924 г. под Красноярском в селе Овсянка. Остался единственным ребенком в семье,двое старших детей умерли. Семья была раскулачена. Отец попал под суд по ложному обвинению во вредительстве, мать погибла, переплывая Енисей на лодке, которая опрокинулась. Семилетнего мальчика отдали дедушке с бабушкой, родителям его матери. Отец после освобождения из лагеря вновь женился и увез сына в новую семью. Когда тяжело заболевший отец очутился в клинике, мальчик, оставшийся без присмотра, жил беспризорником в брошенной постройке, после был устроен в детский дом, интернат. В 1941 г. Виктор Астафьев пошел в профессионально-техническую школу, после окончания которой трудился на железной дороге.
В 1942 г., несмотря на бронь железнодорожника, попросился добровольцем в действующие войска. Прошел подготовку в автомобильном подразделении запасного полка, весной 1943 г. был отправлен на фронт. Службу нес как связист и водитель. Был трижды ранен и контужен, имел боевые награды. После окончания войны поехал на Урал, был слесарем, рабочим, кладовщиком, учителем. В 1945 г. в личной жизни Виктора Астафьева произошли перемены. Его женой стала М. Корякина, медсестра, с которой он познакомился на фронте. В их семье появилось на свет трое детей, старшая дочь, не дожила до года. После в семью взяли на воспитание еще двух девочек.
В 1951 г. был напечатан дебют писателя Виктора Астафьева – рассказ «Гражданский человек». В 1953 г. вышла первая книга «До будущей весны». Астафьев стал одним из самых популярных авторов в стране. В 1958 г. был принят в Союз писателей.В 1961 г. окончил Высшие литературные курсы в Москве, после поселился недалеко от Перми в деревенском доме, в уединении много писал. В 1970 г.по приглашению местной писательской организации переехал в Вологду, где плодотворно и много работал. В 1975 г. — 1976 г. за повести «Последний поклон», «Кража»и «Царь-рыба» был удостоен Государственных премий. В 1980 г. возвратился в Красноярск, лето проводил в родной деревне. Не стало Виктора Петровича Астафьева 29 ноября 2001 г., погребен у деревни Овсянка под Красноярском.
Тема памяти, исторической и человеческой, в рассказе В. Астафьева
В рассказе «Фотография, на которой меня нет» описан обыденный случай из жизни реальных людей. В незамысловатом сюжете заложен глубокий смысл, имеющий отношение к проблеме исторической памяти, теме дружбы, теме родственных и человеческих отношений. Повествование о происшествии с деревенским мальчиком автор подводит к главной мысли рассказав финале – теме человеческой и исторической памяти, которую олицетворяет старая пожелтевшая фотография. Этот снимок остался своеобразной настенной иллюстрацией народной летописи.
Навсегда остались в памяти рассказчика запечатленные на фотографии ребята. Бедновато одетые, хотя нарядились в самую приличную одежонку, но твердо держащие на фоне деревенской избы самодельный матерчатый плакат с названием школы. Большинство из них погибли в Великую Отечественную войну. На фоне детских воспоминаний отражена жизнь целого поколения довоенных лет. Виктор Астафьев затронул в рассказе тему нравственной памяти народа, которая сохраняет образы людей определенной эпохи в истории страны
Бережное отношение к прошлому важно сохранить, память о прошлом необходима для будущего
Словарь
1. Чугунок – чугунный горшок.
2. Горница – самая большая и светлая комната в деревенском доме.
3. Угар – удушливый дым от печи.
Ответы на вопрос
Отвечает Волк Эрнест.
26.10.2023 в 11:32
План к рассказу «Бабушка с малиной» В. Астафьева можно составить следующим образом:
1. Введение:
— Описание места действия — деревня, дом бабушки.
— Представление главной героини — бабушки, ее характеристика, роль в семье и деревне.
2. Раздел 1: Детство автора в деревне.
— Описание отношений автора с бабушкой.
— Описание моментов сбора малины в детстве и особенностей этого процесса.
— Чувства и эмоции, которые вызывает у автора запах и вкус малины.
3. Раздел 2: Взрослая жизнь автора и редкое посещение деревни.
— Описание разницы между прошлым и настоящим в деревне.
— Замечание автора о том, что бабушка все также собирает малину, несмотря на свой возраст.
— Сравнение восприятия малины в детстве и взрослой жизни.
4. Раздел 3: Встреча автора с бабушкой после долгого отсутствия.
— Радость и трепет перед встречей.
— Описание дома бабушки и ее образа жизни.
— Сюжетный поворот — узнавание автором, что бабушка собирает малину для его приезда.
5. Раздел 4: Сила и значимость бабушкиной привязанности к малине.
— Размышления автора о значимости малых радостей и простых удовольствий, которыми ценится бабушка.
— Замечание об уникальной связи автора с бабушкой через малину.
— Подчеркивание ценности традиций и семейных связей в жизни автора.
6. Заключение:
— Вывод автора о бабушке и ее особенной роли в его жизни.
— Завершение рассказа с мыслью о том, что малина стала символом любви и связи между автором и его бабушкой.
Топ вопросов за вчера в категории образование
Образование 11.10.2023 21:09 1526 Ситникова Евгения.
Какое проверочное слово к слову ПРЕДПОЛАГАТЬ?
Ответов: 1
Образование 06.10.2023 16:43 991 Романов Ярослав.
Как правильно гулять» по лесу» или в» лесу»?
Ответов: 1
Образование 26.09.2023 09:48 1570 Сапроненков Евгений.
Какое проверочное слово к слову «облегчить» (облегчение)?
Ответов: 1
Образование 26.08.2023 14:06 2379 Пинчук Никита.
Какие фрукты начинаются на букву «Р»?
Ответов: 1
Образование 06.09.2023 22:23 2188 Кудрявцева Аня.
Какие фрукты начинаются на букву «Ю»?
Ответов: 1
Образование 10.10.2023 17:31 851 Швецов Степан.
Какое проверочное слово к слову иссЯкать?
Ответов: 1
Образование 20.08.2023 17:20 879 Плотникова Юля.
Как правильно: «не подходит» или «неподходит»?
Ответов: 1
Образование 16.11.2023 07:16 1455 Карпов Андрей.
Чем искусство связано с моралью?
Ответов: 1
Образование 28.10.2023 10:34 2130 Угланова Яна.
Как решить: Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъём. 7,5 т?
Ответов: 1
Образование 07.11.2023 10:30 340 Ширяев Данил.
Какое проверочное слово к слову СОСТАВЛЯТЬ?
Ответов: 1
Бабушка с малиной — краткий пересказ рассказа В.П. Астафьева
Рассказ «Бабушка с малиной» начинается с того, что полно народу собирает малина на Урале, здесь её полным-полно. Тут кричат, что поезд вот-вот уедет, и скорее нужно садиться по местам. Люди бегом запрыгивают в поезд. Тут перед нами показывают бабушку, которая неловко опрокидывает туес, привязанный на груди платком. Все ягоды падают на рельсы и бабка начинает собирать упавшие ягоды, но поезд начинает ехать и её затаскивают в него.
Несчастная бабушка садиться и молча сидит и грустит. Настроения у неё уже нет. Она смотрит на одинокий фонарь, который висит некому ненужный, и даже убрать его некому. Висит он пустой и пусто у бабки на душе. А только недавно, она была самым счастливым человеком. Она рассказывает, как она пережила все свою родню и теперь у неё никого нет. Школьники предлагали ей помочь, но бабка им туес не дала.
На следующей остановке в вагон заходят три рыбака, и садятся подле бабки, только там было место. Они ставят в угол свои удочки и начинают запивать песню, которую они составили из названий здешних станций. Молодой рыбак попросил бабку подпевать, на что бабка отвернулась и начала смотреть в окно. Один из школьников придвинулся к рыбаку и шепнул ему на ухо о горе бабушки.
Рыбаку стало жалко бабулю, он взял туес, поставил его подле ног и дал команду вагону, что бы те сыпали ягоды в туес. От горсти не обеднеют, а бабка рада будет! Весь вагон оживился и все начали накладывать ягоды. И вскоре туес наполнили доверху, рыбак поставил его бабке на колени. Сначала бабка говорила, что чужого ей не надо, на это рыбак ответил, что все тут как родные. Бабка обняла туес и поблагодарила всех. Поезд ехал дальше, а бабка сидела с прижатым к груди туесом и с улыбкой смотрела в окно.
В этом рассказе автор хотел показать нам, что осталось ещё в мире добро. И что на добро всегда платят добром!
Другие рассказы Астафьева краткоКраткая биография Астафьева В.П.Краткое содержание произведений других авторов
Своеобразие образа рассказчика, его отношение к событиям, описанным в рассказе
В образе рассказчика представлен человек, тонко чувствующий то, о чем пишет. Он вырос в деревенской среде, ему с детства знакомы особенности быта крестьян, их взаимоотношения, народные обычаи и приметы. Характерной особенностью композиции рассказа является присутствие двух образов рассказчиков. Взгляд на происходящие события дан с разных точек зрения. Сначала повествование ведется от имени маленького мальчика, завершается зрелой оценкой человека взрослого. События довоенной жизни описываются ребенком, наивным, непосредственным, верящим в счастливое будущее. В финале появляется состарившийся человек, разглядывающий старую фотографию. Он пережил войну, потерял на этой войне многих из тех, кто запечатлен на фото. В рассказе нет описания военных событий, трагедия ощущается без слов, погибшие для рассказчика остались только на фото.
Библиография[]
Повести
- «Перевал» (1958)
- «Стародуб» (1960)
- «Звездопад» (1960—1973)
- «Кража» (1966)
- «Где-то гремит война» (1967)
- «Последний поклон» (1968)
- «Слякотная осень» (1970)
- «Царь-рыба» (1976)
- «Ловля пескарей в Грузии» (1984)
- «Печальный детектив» (1987)
- «Так хочется жить» (1995)
- «Обертон» (1995—1996)
- «Из тихого света» (1961, 1975, 1992, 1997) (попытка исповеди)
- «Весёлый солдат» (1998)
- «Васюткино озеро»
- «Фотография, на которой меня нет»(1968)
- «Стрижонок Скрип»
- «Зачем я убил коростеля?»
- «Бабушка с малиной»
- «Гуси в полынье»
Современная пастораль
- «Пастух и пастушка» (1967—1971—1989)
- «Людочка» (1987)
- «Конь с розовой гривой» (одна из глав повести «Последний поклон») (1968)
Пьесы
«Прости меня» (1980)
Эта страница использует материалы Википедии. Оригинальная статья — «Астафьев, Виктор Петрович». Список авторов можно увидеть там же на странице истории. Как и на Русская Литература вики, текст Википедии доступен в соответствие с Creative Commons License. |