Краткое содержание — Совесть — Гайдар Аркадий
Автор, жанр, год издания, главные герои
Название: “Совесть”
Жанр: рассказ
Тема произведения: дети
Число страниц: 4
Главные герои и их характеристика
- Нина Карнаухова. Школьница, пионерка. Прогульщица и лентяйка.
- Малыш. Примерный, боязливый.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Девочка Нина не сделала домашнюю работу и решила прогулять школу. Она встретила малыша, которого отвела в школу, потому что тот боялся собаки.
Краткое содержание
- Нина не приготовила домашнюю работу и решила не ходить в школу.
- Она отправилась в парк, села под деревом и стала кушать бутерброды.
- Она увидела малыша с портфелем и решила, что тот тоже прогуливает школу.
- Малыш объяснил, что просто боится большой собаки.
- Девочке стало очень стыдно.
- Она проводила малыша в школу, и долго плакала, потому что ее мучала совесть.
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод, когда Нина отводила малыша в школу. Она оставила под деревом свои учебники и завтрак, ведь ей было стыдно перед малышом. А когда вернулась, ее бутерброды съела собака.
План произведения для пересказа
- Не сделанная алгебра;
- Нина и бабочка;
- Малыш с букварем;
- Страх малыша;
- Нина ведет малыша в школу;
- Слезы девочки.
Главная мысль (вывод, мнение)
Главная мысль
Совесть — лучший судья каждого человека.
Чему учит эта книга
Рассказ учит примерно учиться, всегда делать домашнюю работу и не прогуливать занятия. Учит поступать по совести, быть честным и уметь отвечать за свои ошибки.
Мне понравился этот рассказ и сама девочка Нина. Она, конечно, поступила плохо, когда решила прогулять школу, и когда не выполнила домашнюю работу, но девочка осознала свои ошибки, и ее сильно мучила совесть. Так что она никогда больше так не поступит.
Новые слова и выражения
Алгебра — раздел математики.
Вышмыгнуть — выбежать тайком, незаметно.
Пословицы к произведению
Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
Нечистая совесть спать не дает.
Совесть без зубов загрызет.
Содержание
-
Слайд 1
Подготовила Н.А.Лукина, учитель русского языка и литературы МОБУ «Академическая СОШ»
-
Слайд 2
Цель урока:
образовательная: обучать ЗУН, позволяющим составлять план рассказа, анализировать авторский текст, строить связное устное и письменное высказывание, подробно излагать авторский текст, применять орфографические и пунктуационные умения и навыки;
развивающая: развивать коммуникативные навыки, развивать мышление, речь учащихся;
воспитательная: воспитывать ответственное отношение к собственным поступкам, интерес к произведениям А.П.Гайдара, бережное и внимательное отношение к языку. -
Слайд 3
Биографическая справка
Словарная работа:БИОГРАФИЯ – от «БИО» – жизнь и «ГРАФО» — пишу
-
Слайд 4
родился 9 января 1904 года в семье учителя во Льгове.
-
Слайд 5
Свое детство он провел в Арзамасе.
Аркадий Петрович окончил пехотные курсы, а когда началась первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дома, чтобы ехать к отцу на фронт. -
Слайд 6
В 1918 пошел добровольцем в Красную армию. Ему пришлось воевать и на Украине, и на польском фронте, и на Кавказе. В четырнадцать с половиной лет он командовал ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом.
В декабре 1924 Гайдар ушел из армии по болезни после ранения и контузии. Он начал писать книги.
26 октября 1941 на Украине, под деревней Ляплявою, Гайдар погиб в схватке с фашистами. -
Слайд 7
-
Слайд 8
Как звали героиню рассказа?
Почему девочка не пошла в школу?
Куда она направилась? Зачем?
Кого она встретила в роще? Как об этом написано в рассказе?
Кем был встреченный Ниной мальчик? Как вы догадались?
Что случилось с мальчиком?
Как поступила Нина?
Где остались книги и завтрак Нины? Почему она их не подняла?
Почему Нина заплакала? Как об этом написано в рассказе? -
Слайд 9
Украдкой прошла, пакет с завтраком, сжимал букварь, добродушный малыш, связка книг, вышмыгнула из-за ветвей, беспощадная совесть.
-
Слайд 10
П: «А.»
Нина сказала: «Несчастный прогульщик! И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? » -
Слайд 11
«П,» – а.
« Я просто шёл на урок, но испугался собаку и заблудился, » – ответил малыш. -
Слайд 12
Нина не пошла в школу.
Встреча в роще.
Разговор с мальчиком.
Пришла на помощь.
Возвращение в рощу. -
Слайд 13
Внимательно перечитайте написанный текст.
Исправьте ошибки в написании букв и постановке знаков препинания, если вы их обнаружили.
Аккуратно перепишите текст в тетради.
Не забывайте обозначать абзацы!
4. Проверьте написанный текст. -
Слайд 14
Домашнее задание: с. 113 – 114 (повторить правила),
Выписать примеры предложений с прямой речью
из сказок А.С.Пушкина. -
Слайд 15
Использованные Интернет-ресурсы:
1.http://modernlibz.ru/books/bse/bolshaya_sovetskaya_enciklopediya_ga/read_22/
2. http://vse-grani.com/viewtopic.php?f=10&t=332
3. http://pptcloud.ru/fotografii/literatura/Gajdar/005-Arzamas.html
4. http://www.kprf.org/showthread-t_7918-page_6.html
Посмотреть все слайды
Гайдар «Совесть»: главная мысль и главные герои, что писать?
Гайдар «Совесть»: главная мысль и главные герои, что писать в читательский дневник?
Нина Карнахова, прогуливая урок, пошла гулять в рощу, где наткнулась на малыша. Подумав, что он тоже прогуливает урок и не слушая его оправданий (малыш рассказывал, что его испугала злая собака) Нина взяла его за руки и провела чрез рощу.
Вернувшись, она обнаружила съеденные собакой завтрак и расплакалась. Главная мысль этого крохотного рассказа заключается в том, что не нужно судить о других людях по себе. Нине очень больно было сознавать, что малыш сказал правду, а она повела себя недостойно и теперь ее совесть настойчиво ей на это указывала. Нина сидела и плакала. А в это время в лесу чудно пели птицы.
Сначала девочка бегала за бабочкой, а затем увидела маленького мальчика с букварем. Нина высказала мальчику предположение, что он прогуливает уроки, но малыш опроверг её слова. Он пояснил, что шел в школу, но испугался собаки и побежал, и в результате заблудился.
Нина вывела мальчонку из рощи, а затем пошла к своим книгам и завтраку, брошенными под кустом. Внезапно на глаза девочки накатились слезы, и не только потому, что собака унесла её завтрак. Нине стало стыдно за свой проступок и теперь её мучила совесть.
Сразу видно по предыдущим ответам, что иллюстраторы этого замечательного и поучительного рассказа советского писателя Аркадия Гайдара подошли к своим обязанностям халатно, изобразив девочку Нину в школьной форме. Когда рассказ был написан (1940 год), школьная форма еще не была введена и на Нине должно быть обыкновенное платье или юбка с кофтой.
Мир вокруг Нины прекрасен, а вот она сама в него не вписалась и переживает. Лучше уж получить честную двойку по алгебре, чем прогуливать, а потом придумывать причины прогула.
Главная мысль рассказа «Совесть» в том, что любой поступок, который сам человек считает плохим, заставляет его испытывать муки совести, делает его несчастным. А значит жить надо так, чтобы не совершать плохих поступков, чтобы тебе не было стыдно за них перед самим собой.
Главные герои рассказа «Совесть»
Рассказ Аркадия Гайдара «Совесть».
Год написания рассказа, весна 1941. А вот первая публикация, 1946, журнал Мурзилка.
Главные герои: легкомысленная прогульщица Нина Карнаухова; добродушный маленький Малыш.
Угрызение совести, это самое страшное в характере человека, поэтому, если не хочешь, чтобы она тебя мучала, не совершай плохих поступков.
Немного о рассказе. Краткое содержание.
Девочка Нина не сделала домашние уроки, а точнее не подготовилась к алгебре, поэтому решила прогулять школьные уроки. Боясь встретить кого-то из знакомых, девочка Нина отправилась гулять в рощу.
Краткое содержание повести Аркадия Петровича Гайдара » Тимур и его команда «.
Произведения Гайдара будут актуальны и полезны еще многие годы, особенно для мальчиков. У нас вообще книжек для мальчиков не очень много.
А в мире мальчика любой эпохи должны быть и жажда познания, и, хочешь не хочешь, кодекс чести. Мужчина должен в детстве узнать о том, как это здорово, когда от фуражки отца, от его планшета пахнет дымом. И когда девочка тоже поет что-то типа
И гайдаровский «Поход», и «Голубая чашка» ребенку тоже необходим и всегда будет необходим.
Читательский дневник по рассказу «Совесть» Аркадия Гайдара
Характеристика главных героев:
Нина — девочка, школьница, которая решила прогулять школу.
Ленивая. В ней проснулась совесть.
Малыш — маленький мальчик, который испугался собаки.
Добрый и доверчивый.
Краткое содержание рассказа «Совесть»
Нина Карнаухова не пошла в школу, потому что не подготовилась к алгебре.
Вместо этого она пришла в рощу и, положив под куст книги и завтрак, начала бегать за бабочкой.
Затем ей встретился малыш с букварём, и Нина назвала его прогульщиком.
Но тот просто испугался собаку.
Нина провела малыша, а саму её грызла беспощадная совесть.
1. Алгебра не готова.
3. Малыш с букварём.
5. Съеденный завтрак.
6. Беспощадная совесть.
Основная мысль произведения «Совесть»
Главная мысль рассказа в том, что за плохие поступки всегда следует расплата угрызениями совести.
Основная идея рассказа в том, что человек не должен совершать того, чего будет стыдиться.
Чему учит рассказа
Рассказ учит не судить об окружающих по себе.
Учит не прогуливать уроки и выполнять домашние задания.
Учит помогать маленьким.
Краткий отзыв по рассказу «Совесть» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что не осудить человека сильнее его самого.
Девочка Нина понимала, что поступила плохо, а поведение малыша заставило проснуться её совесть.
И Нине было очень плохо от сознания своего проступка.
Это интересный и поучительный рассказ.
Автору удалось показать, что человек лучше других знает свои ошибки.
И строже других судит себя на них.
Мне понравилась девочка Нина, которая хоть и прогуляла уроки, была доброй и отзывчивой.
И у неё была совесть, а значит она станет очень хорошим человеком.
Я всем рекомендую прочитать этот рассказ и подумать о том, что лучше совсем не совершать плохих поступков, чем потом страдать от собственной совести.
Пословицы к произведению:
По себе людей не судят.
Совесть без зубов, а загрызёт.
Делу — время, потехе — час.
Сделал дело — гуляй смело.
Нечистая совесть спать не даёт.
Украдкой — тайком, скрытно.
Вышмыгнула — выскочила бесшумно.
Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:
Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.