Композиция, содержание
Роман о Геке Финне относят к категории «Великих американских романов». Главной его стилистической особенностью является то, что он написан на разговорном варианте языка (в американской литературе такое зафиксировано впервые, и за это произведение получило шквал критики).
Повествование ведётся от первого лица — от лица Гекльберри Финна. Автор живо изображает язык и речь маленького бродяги, создает волшебную иллюзию именно мальчишеского повествования, без каких бы то ни было этикетных, литературных и грамматических правил.
Романы «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» получились крайне разными: «Том Сойер» ностальгический и идиллический, «Гек Финн» — натуралистичный и жестокий. В плане композиции также существенные различия: «Том Сойер» плавный и последовательный, «Гек Финн» имеет отрывочную и аморфную композицию. Центральная линия повествования — путешествие на плоту и последующее бегство Гека и Джима. Все эпизоды — композиционные звенья этой центральной цепи.
В конце первой книги Гек и Том разбогатели, обнаружив клад Индейца Джо. Вдова Дуглас взяла Гека, как своего спасителя, к себе в дом, она намеревалась усыновить его и вырастить его джентльменом. В городе появляется отец Гека, пьяница и негодяй, и, похитив его, держит в лесной хижине. Гек инсценирует собственное убийство и убегает от отца по реке на остров Джексона. На острове Гек оказывается не один — здесь укрывается Джим, беглый негр. Он бежит на север, чтобы заработать денег и выкупить свою семью.
Во время разлива Миссисипи мимо острова Джексона проплывает плот, и Гек с Джимом решают уплыть на нем (Джима теперь ищут по подозрению в убийстве Гека). Они плывут по ночам, покупают или крадут еду, угоняют у бандитов лодку с награбленным, натыкаются в темноте на пароход, тонут и спасаются, теряют друг друга.
Гек иногда испытывает угрызения совести оттого, что фактически украл чужую собственность — негра, но в то же время он понимает, что друга, которым Джим для него стал, он предать не может. Мошенники, прибившиеся к путешествующей паре, сдают Джима, и его сажают в тюрьму, а Гек попадает к семье Фелпсов, родственников Тома Сойера. Гек и Том готовят побег Джима, но при освобождении негра Тома ранит пулей.
В конце выясняется, что владелица Джима, мисс Уотсон, умерла, завещав негру освобождение, и Том прекрасно об этом знал, но не смог отказаться от плана ради приключений.
Тема
Тема произведения – испытание на прочность человеческой силы воли, характера, веры, а также тема мечты и духовной победы. Тема одиночества и человеческого предназначения также раскрывается автором.
Основная мысль произведения в том, чтобы показать человека в борьбе с самой природой, её созданиями и стихиями, а также борьба человека со своими слабостями. Огромный пласт авторской философии прорисовывается в повести чётко и ясно: человек рождён для чего-то определённого, овладев этим, он будет всегда счастлив и спокоен. У всего в природе есть душа, и люди должны уважать и ценить это – земля вечна, они – нет.
Хемингуэй удивительно мудро показывает достижение человеком своей мечты, и то, что следует за этим. Огромный марлин – самый главный трофей в жизни старика Сантьяго, он доказательство того, что этот человек победил в схватке с природой, с порождением морской стихии. Только то, что даётся с трудом, заставляет пройти тяжкие испытания, приносит главному герою счастье и удовлетворение. Мечта, доставшаяся потом и кровью, самая большая награда для Сантьяго. Несмотря на то, что акулы съели марлина, моральной и физической победы над обстоятельствами никто не отменяет. Личное торжество пожилого рыбака и признание в обществе “коллег” – лучшее, что могло случиться в его жизни.
Герой романа
Центральный персонаж романа — Гекльберри Финн. Автор неслучайно делает повествователем не Тома, а Гека. Главный герой романа — бродяга, истинное дитя народа, обладающее колоритным и выразительным языком. За уникальный язык и натуралистичные картины в некоторых штатах книгу приравняли к «мусору, пригодному лишь для свалки», изъяли из библиотек.
В произведении полностью раскрывается история и характер Гека, тогда как в первой части о Томе Сойере Гек был нарисован слегка, бегло. Гек — человек природы и воспитанник улиц, он ребенок, но смотрит на мир реально и независимо. Помогая Джиму, Гек, прежде всего, удовлетворяет свою первейшую потребность — быть всегда свободным.
Вначале Гек, как гражданин Юга, рассматривает негритянское рабство, как что-то само собой разумеющееся, естественное, но в конце он понимает цену верности, мужества, преданности и начинает ценить дружбу с негром. Парадоксально — потому что для такой дружбы в Америке конца 19 века нужно было быть очень смелым человеком.
Композиция и жанр
Жанровую направленность произведения литературоведы определяют как повесть-притчу в стиле реализма. Ее смысл и суть выходят за рамки традиционной повести. Автор признавался критикам, что мог написать роман на тысячу страниц, но ограничился скромным объемом и создал нечто уникальное. Композицию повести можно разделить на три части:
- Повествование о взаимоотношениях Манолина и старца.
- Рыбак в море в одиночестве.
- Возвращение главного персонажа на берег.
Композиционные элементы формируются на образе Сантьяго. Кольцевое обрамление композиции заключается в отплытии персонажа за уловом и его последующем возвращении. При этом читатели сталкиваются как с диалогами рыбака с самим собой, так и с его внутренними монологами. В его речах, имени младшего друга (Манолин — Эммануил), в образе гигантской рыбы скрыты библейские мотивы.
Марлин воплощает мечту опытного рыбака, который терпит жизненные испытания и тихо молится об удаче
Его философия и духовная сторона существования — личная религия, в которой важное место отводится христианским заповедям. Каждый раз, сталкиваясь с обитателями моря, Сантьяго проявляет себя человеком, который с глубоким уважением относится к созданиям природы:
- Он беспокоится о птицах, которые с трудом добывают пропитание.
- Наслаждается любовной игрой морских свинок.
- Не меньшее уважение он испытывает и к марлину, потерявшему подругу по его вине. В крупной рыбе он признает равного соперника. Себя же справедливо ощущает победителем в схватке.
Неудачи пожилой мужчина также встречает с христианским смирением. Он не жалуется на судьбу, а молча выполняет свою работу. Потеряв по вине акул улов, он все же чувствует себя побежденным. Однако при этом его душа испытывает облегчение. Спрашивая себя: «Кто же тебя победил, старик?», — он дает ответ, что никто.
Герои
Все персонажи мне показались неприятными, может даже мерзкими. Мыслят они достаточно примитивно и узко. Как правило, заботятся только о себе и своем выживании. Они готовы подставлять друзей, жертвовать ими ради собственной выгоды. Каждый человек — насекомое, выполняет свою функцию. Если вдуматься в какую-нибудь из функций насекомого, то можно найти ее прямое отражение в реальном мире. Читатель может задуматься: “А так ли мы далеки от насекомых, может мы есть те самые люди-насекомые?” Меня зацепило лишь несколько рассказов, о них я и расскажу.
Конфликт поколений
Муравьиха Марина в наследство от покойного мужа получается потомство. У нее было парочка не вылупившихся яиц, но выжило лишь одно. Марине нечего было есть и она из-за голода решает съесть парочку яиц. Насытившись она засыпает, а проснувшись видит живую особь. Это ее дочь Наташа. Только вылупившись, она съела своего “брата”. Приемом съедания собственных сородичей, Пелевин показывает на практике естественный отбор Дарвина.
Далее Марина увеличивается в размерах и уже не помещается в своей норе. Немного повзрослев, дочь идет на конфликт с матерью. Наташа не хочет быть муравьихой. Ей по вкусу жизнь мухи. Поэтому, несмотря на неодобрение Марина, она сворачивается в кокон, превращается в муху и покидает родное гнездо. Из-за своих размеров Марина ничего не может поделать в этой ситуации.
Тяга к деньгам
Американский комар по имени Сэм приехал в Россию, чтобы отведать русской крови. Сэм знакомится с Наташей. Она решает закрутить роман с иностранцем, чтобы получить красивую и богатую жизнь. Мухи в романе Пелевина, представляют собой девушек, которые не хотят работать, но хотят сразу жить хорошо. Они готовы достигать этой цели любыми доступными способами.
Монотонная работа
Отец с сыном представляются в виде жуков-скоробеев. Их задача собирать навоз, лепить шар и катить его. Собирать навоз несложно потому, что он везде. Они относятся к навозному шару, который катят, как к божеству. Со временем шар мальчика увеличивается и он больше не может толкать его. Он начинает катиться вместе с шаром. Каждый оборот шара – это обычный день. Отец попадает под чью-то туфлю, которая его и раздавливает. Погоревав, сын продолжает свою работу, ведь это его предназначение.
Отсутствие должных представлений о мире
Клопы Никита и Максим очень часто курят. Максим задается вопросом: “А что же такое трещит в их папиросах?”. Никита рассказывает ему о конопляных клопах, которые лопаются при курении в их сигарах. Скрываясь от милиции они забираются в трубу. Немного отсидевшись ребята поняли, что они есть такие же конопляные клопы, а труба это сама папироса, которую кто-то скоро скурит. Пелевин оценивает качество сигар по бумаге из которой они скручены. Обычно в роли бумаги выступает какой-то военный план.
Отношение автора
Автор порицает каждое насекомое. Его существование не несет под собой никакого смысла. Они лишь думают о грязных делах, примитивных потребностях и похоти. Насекомые выполняют монотонную, незамысловатую работу и даже не собираются ничего менять. Они делают ее лишь потому, что им сказали делать так родные и так всегда было принято. Люди-насекомые не могут вырваться из этого замкнутого круга.
История создания
Существует много портретов известного американского писателя. На одном из них он запечатлен на палубе собственной яхты — обнаженный по пояс высокий мужчина смотрит на солнце. Его непринужденная поза и легкая улыбка свидетельствуют об уверенности в завтрашнем дне. Лицо и мощная фигура говорят о несгибаемой воле.
Таким был Эрнест Хемингуэй (1899−1961) при жизни. Такими же были и главные герои его произведений. Мало кто из современников прозаика не «переболел» его рассказами. Притягивала не только его проникновенная и лаконичная проза, но и удивительная судьба. Она испытала писателя войнами, любовью, страстями и приключениями.
Замысел о создании рассказа созревал у Эрнеста много лет. В 1936 году в издании «Эсквайр» был опубликован его очерк «На голубой воде», где был описан эпизод, действительно случившийся с опытным кубинским рыбаком. Пожилой мужчина Григорио Фуэнтос (прототип Сантьяго — главного героя «Старик и море») вышел в море, где несколько суток неустанно сражался с большой рыбой. Однако внезапно возникшие акулы съели добычу рыбака. В полубезумном состоянии, в лодке, окруженной морскими хищниками, нашли его коллеги.
Драматичная история, услышанная во время жизни на Кубе, и стала идеей повести, которая была закончена в 1951 г. Писатель осознавал, что это был главный труд всей его жизни. Работа над ним велась на Багамских островах, где Хемингуэй кропотливо записывал каждую мысль и делился написанным с супругой Мэри. В печать повесть вышла в 1952 году в журнале Life. Пять миллионов экземпляров были распроданы в течение трех дней.
В дальнейшем вышла отдельная книга с иллюстрациями, тираж которой составил 50 тысяч экземпляров. Успех сочинения сделал писателя всемирно знаменитым.
Мудрые цитаты писателя и нобелевского лауреата Эрнеста Хемингуэя
Эрнест Хэмингуэй, безусловно, один из самых значимых писателей ХХ века. За свои произведения он был награжден и Пулитцеровской, и Нобелевской премиями, а его книги до сих пор популярны у жителей всего земного шара. Писатель провел крайне интересную жизнь, прошел несколько войн, был отмечен различными орденами и медалями, но в историю вошел именно благодаря своему творчеству.
К 60 годам Хэмингуэй страдал несколькими заболеваниями и погрузился в тяжелую депрессию, великий писатель больше не мог творить. Его состояние всё ухудшалось, пока 2 июля 1961 года Эрнест Хэмингуэй не свел счеты с жизнью.
Это стало огромной потерей, и, чтобы хоть немного почтить его память, мы собрали лучшие цитаты талантливого писателя.
Из всех животных только человек умеет смеяться, хотя как раз у него для этого меньше всего поводов.
Хорошая книга подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой.
Если вся жизнь прошла во лжи, надо и умереть с ней. Лучший повод говорить правду — это то, что ее проще всего запомнить.
Нет ничего благородного в том, чтобы быть выше кого-то другого. Истинное благородство проявляется тогда, когда человек становится выше своего прежнего «я».
Счастье — самая замечательная вещь на свете, и для тех, кто умеет быть счастливым, оно может быть таким же глубоким, как печаль.
Если вы перестали делать какие-то вещи просто для удовольствия, считайте, что вы больше не живете.
Надо покупать либо одежду, либо картины. Вот и всё. Никто, кроме очень богатых людей, не может позволить себе и то и другое. Не придавайте большого значения одежде, а главное, не гонитесь за модой, покупайте прочные и удобные вещи, и тогда у вас останутся деньги на картины.
Будучи трезвым, претворите в жизнь все свои пьяные обещания — это научит вас держать язык за зубами.
Не судите о человеке только по его друзьям. Помните, что друзья у Иуды были безукоризненны.
Что мешает писателю? Выпивка, женщины, деньги и честолюбие. А также отсутствие выпивки, женщин, денег и честолюбия.
Мне всё равно, что такое мир. Все, что я хочу знать, — это как в нём жить. Пожалуй, если додуматься, как в нём жить, тем самым поймешь, каков он.
На свете так много женщин, с которыми можно спать, и так мало женщин, с которыми можно разговаривать.
По-настоящему храбрым людям незачем драться на дуэли, но это постоянно делают многие трусы, чтобы уверить себя в собственной храбрости.
Если позволять себе шутить, люди не воспринимают тебя всерьез. И эти самые люди не понимают, что есть многое, чего нельзя выдержать, если не шутить.
Не падай духом. Никогда не падай духом. Секрет моего успеха. Никогда не падаю духом. Никогда не падаю духом на людях.
Интеллигентный человек иногда напивается для того, чтобы провести время со своей глупостью.
Лучшие люди на Земле умеют чувствовать красоту, имеют смелость рисковать и силы говорить правду. И именно эти положительные качества делают их очень уязвимыми. Именно поэтому лучшие люди часто разрушены изнутри.
Сегодня — только один из многих, многих дней, которые еще впереди. Но, может быть, все эти будущие дни зависят от того, что ты сделаешь сегодня.
Говорят, счастье скучно, но это потому, что скучные люди нередко бывают очень счастливы, а люди интересные и умные умудряются отравлять существование и себе, и всем вокруг.
Писать на самом деле очень просто. Ты просто садишься перед пишущей машинкой и начинаешь истекать кровью.
В прежние дни часто писали о том, как сладко и прекрасно умереть за родину. Но в современных войнах нет ничего сладкого и прекрасного. Ты умрешь как собака без всякой на то причины.
Все хорошие книги сходны в одном: когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что всё это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется.
Главным произведением в жизни старика Хэма считается «Старик и море», хотя наш безусловный фаворит — «Прощай, оружие!». А какое произведение Эрнеста Хэмингуэя больше всего зацепило тебя?
Сюжет
Гарри Морган — рыбак из Флориды, в поисках заработка соглашается на перевозку контрабандного виски. Но рейс проходит неудачно, и он лишается руки и лодки. По прошествии времени Гарри снова соглашается перевезти нелегалов — кубинских революционеров, ограбивших банк. Морган догадывается, что кубинцы после завершения рейса расправятся с ним, и нападает на них первым.
В конце романа автор показывает корабль береговой охраны, который тянет лодку Гарри на буксире к пристани, где расположились яхты богачей. Здесь идёт другая жизнь — голливудские режиссёры, любовницы, выпускники Гарварда, биржевые сводки и деньги.
Популярные сегодня пересказы
- Эрнани — краткое содержание драмы Гюго События произведения разворачиваются в Испании шестнадцатого века. Первое действие начинается во замке, принадлежащем титулованной особе Руй Гомесу
- Кориолан — краткое содержание трагедии Шекспира События произведения разворачиваются на территории Древнего Рима и повествуют о нелегкой жизни римлян, испытывающих голод в момент, когда аристократическая верхушка в лице патрициев занимается собственным обогащением.
- Четыре дня — краткое содержание рассказа Гаршина Действие рассказа происходит во время войны с турками. В произведении описан один эпизод страшного боя и всего ужаса который приходится пережить во время боя.
- Краткое содержание книги Верблюжий глаз Айтматова ентр событий – степные районы, где собираются активисты партии, намеренные разработать целинные земли.
Сочинение на тему: Человек и природа в творчестве Хемингуэя и Кавабата
Сразу следует отметить, что взаимоотношения человека и природы играют важную роль в творчестве выдающихся писателей Е. Хемингуэя и Я. Кавабата. Ярким примером освещения этих отношений является повесть американского писателя «Старик и море» и произведение японского художника «Тысячи журавлей».
Прообразом повести «Старик и море» стал очерк Эрнеста Хемингуэя, опубликованный писателем в 1936 году, в котором рассказывалось о реального рыбака, который поймал большую рыбу и так и не смог отстоять ее у моря. Главным героем повести стал тоже старый рыбак Сантьяго, который хорошо чувствовал природу. Это был бывалый моряк, всю жизнь которого была связана с морем. И Сантьяго относился к морю с большим уважением не только потому, что оно кормило всех, кто жил на побережье, но и потому, что, находясь всю жизнь в противоборстве с океаном, Сантьяго сумел постичь законы природы. Старый рыбак разговаривал со звездами и морем, птицами и рыбами, и делал это не только потому, что остался одиноким, а и потому, что чувствовал себя родственным всему живому в мире. Именно поэтому противоборство старого рыбака с океаном, с рыбой и акулами было битвой на равных.
В повести «Старик и море» Хемингуэй утверждает мысль, что человек всегда был, есть и будет в ответе за природу. И чтобы отношения человека и природы были наиболее гармоничными, нужно, чтобы каждый из нас помнил своею ответственность сильного существа о содеянном. Только душевная чистота человека, тонкое чувство и понимание природы дадут возможность достичь гармонии с окружающим миром природы.
Примерно такие же мысли утверждались и в творчестве выдающегося японского писателя Ясунари Кавабата. Понимание писателем жизни человека и природы, всегда были окутаны незримыми цепями
Осознание этой неотъемлемой связи, которая хорошо чувствуется в повести «Тысячи журавлей», писатель считал чрезвычайно важной для любого художника.
В этой повести создаются своеобразный фон, в этих строках отображается жизнь героев, а некоторых случаях сама природа становится главным образом произведения
Ясунари Кавабата призывает своих читателей осторожно проникать в тайны природы, учиться у нее, а в общение с природой автор видит кратчайший путь к эстетическому и моральному совершенствованию человека.
В повести «тысячи журавлей» природа изображена величественной и прекрасной. Так показываются изменения в нашем мире, писатель воссоздает разнообразные движения человеческой души
Природа словно сочувствует героям повествования, через ее описание в произведении изображены чувства и состояние души героев.
Произведения обоих писателей полны божественной любви к природе и человеческой сущности, имеют много символического и помогают лучше понять важность отношений человека и природы, постичь свое место, свои возможности и свою ответственность перед миром.
Так показываются изменения в нашем мире, писатель воссоздает разнообразные движения человеческой души. Природа словно сочувствует героям повествования, через ее описание в произведении изображены чувства и состояние души героев.
Произведения обоих писателей полны божественной любви к природе и человеческой сущности, имеют много символического и помогают лучше понять важность отношений человека и природы, постичь свое место, свои возможности и свою ответственность перед миром.