Краткое содержание по главам
План рассказа следующий. Прошло тридцать лет и герои встретились вновь. Но что чувствует каждый из них?
По сути, это встреча с совестью, ведь не зря главный персонаж, Николай Алексеевич, постоянно краснеет, хотя сам убелен сединой и достиг генеральского звания.
У женщины совесть чиста, она осталась верной себе, но есть одно «но». Она не смогла простить. Эта черта характера делает ее одновременно и сильной, и слабой, ведь по-христиански следует простить и не сердиться на человека.
Бунин раскрывает нрав героини. Показывает, что несмотря на все положительные черты, Надежда женщина корыстная и «крутая». Отдает деньги в рост, но строго требует вернуть в срок.
Условно текст произведения можно разделить на три главы:
- встреча бывших возлюбленных,
- разговор о прошлом,
- размышления главного героя.
В первой части Бунин показывает встречу героев, то, как генерал обращается с хозяйкой постоялого двора (он не узнает ее), тогда как она сразу признает в «вашем превосходительстве» своего Николеньку. Надежда держится с достоинством, однако в словах чувствуется горечь и укор.
Текст второй главы — это воспоминания. Женщина кратко говорит о любви, сделавшей ее выносливой и сильной, хотя и не счастливой. Для мужчины любовь — всего лишь краткое мгновение, приятное воспоминание.
Наконец, в третьей части, Николай Алексеевич, так и не выпив чая, едет домой. Встреча оказалась для него неприятной, совесть обличает, однако он верен себе. Социальное неравенство дает знать о себе.
Ему нужно время для размышления, однако скорее всего он больше никогда не встретится с Надеждой.
Разнообразие женских образов в «энциклопедии любви» Бунина
Сборник «Темные аллеи» называют своеобразной «энциклопедией любви», в которой собраны невероятные и порой парадоксальные истории о самом противоречивом человеческом чувстве. Все герои при поразительном разнообразии их индивидуальностей, социального статуса, материального положения подсознательно живут в ожидании любви, но часто, познав ее, становятся несчастными, а порой и гибнут. «Любовь прекрасна», но «любовь обречена», близость любви и смерти несомненна для Бунина. Познавший любовь начинает понимать хрупкость и бренность всего сущего.
Особенно разнообразны женские образы. Мужские характеры менее выразительны, затуманены, характеризуются скорее косвенно, как отражение психологического облика самодостаточной женщины. Образы женщин притягательны, кем бы они не были, способность любить уравнивает всех: крестьянку и дворянку, падшую и приличную женщину. Характеры героинь, их душевные переживания раскрываются в их любовных историях.
Бунин любил свое позднее творение, особенно выделял в сборнике рассказ «Чистый понедельник», даже говорил, что благодарен Богу, что смог написать«историю о прекрасной, но трагической любви».
У главных героев рассказа есть все, чтобы быть счастливыми: молодость, красота, богатство. Они испытывают почти мистическое влечение друг к другу. Несмотря на это, им не суждено обрести счастье.
Загадочен и таинственен облик героини. Вся ее натура двойственна: она отказывается стать женой человека, которого любит, но весело проводит с ним время, посещает какие-то курсы, но любит бывать в монастырях и храмах. Увлекается современной поэзией и слушает церковную музыку, ест с аппетитом, но всегда постится. Она может быть легкомысленной и скромной, веселой и задумчивой, страстной и холодной. Она мечется, пытаясь найти свое предназначение.
Накануне чистого понедельника героиня со своим избранником весело проводит время в прощенное воскресенье, на следующий день, в первый день Великого поста она уезжает. Через две недели сообщает, что решила стать монахиней.
Главный герой спустя два года случайно оказывается в Марфо-Мариинской обители, где замечает взгляд одной из монахинь, устремленный в его сторону. Не видя его, она интуитивно ощутила присутствие любимого в толпе. Героиня обрела успокоение в духовном служении, но любовь в ее сердце продолжала жить.
Помимо одухотворенного образа безымянной героини «Чистого понедельника» в сборнике создана целая галерея неповторимых женских образов со своими особыми чертами. Это и художница Руся с иконописным обликом, несчастная Галя Ганская, возвышенная Натали, простодушная Таня из одноименных рассказов, наивная Поля из рассказа «Мадрид», журналистка Елена Генриховна из рассказа «Генрих», экстравагантные «дочери века» из рассказов «Муза» и «Антигона» и многие другие.
Иван Бунин «Темные аллеи»
Новелла была написана в разгар фашистского режима и дала название циклу рассказов, посвященных теме любви. Год написания 1938.
Иван Алексеевич Бунин (1870 — 1953) — русский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Сам Иван Алексеевич считал «Темные аллеи» своим лучшим произведением. Находясь на даче в Швейцарии, уже немолодой, семидесятилетний Бунин в период голода, холода и разрухи создавал шедевры.
В цикл «Темные аллеи» входят три части, написанные автором, начиная с 1938 по 1949 год. Если первым произведением были «Темные аллеи», то последним стал «Ночлег». Всего 38 рассказов, среди которых обожаемые многими «Кавказ», «Руся», «В Париже», «Галя Ганская», «Мадрид», «Генрих» и другие истории. Литературное направление, посвященное эротической теме такого уровня, было создано впервые.
Очень краткий пересказ «Темных аллей» выглядит следующим образом: по воле случая неожиданно встречаются два по сути одиноких человека и вспоминают свою любовь. Автор показывает односторонность данного чувства: женщина любила, мужчина позволял себя любить.
В итоге главный герой представляет себя мужем этой женщины, которая разделяла бы с ним семейную жизнь, родила бы ему детей, а дальше… Бунин не раскрывает тайны, каждый может фантазировать как ему угодно.
Композиция, направление и жанр
Композиция произведения не обладает какими-то особыми чертами. Рассказ делится на 3 части, каждая из которых обладает своим смыслом и плавно перетекает в другую:
- Экспозиция, в которой описываются герои и рассказываются их истории.
- Завязка и кульминация. В этой части показывается разговор героев, который пробуждает в них воспоминания об их романе.
- Развязка и финал. В заключительной части показана картина расставания героев навсегда.
Направление рассказа — реализм. Бунин хотел добиться максимально правдивого воссоздания реальной жизни. Читатели действительно могут поверить в то, что все события, описанные автором, могли произойти в реальной жизни.
Краткий анализ рассказа Бунина «Тёмные аллеи» объясняет основную мысль, которую заложил в него автор. Иван Алексеевич воспевал любовь и считал её чем-то возвышенным и недоступным. Военные годы побудили автора на написание своего произведения, в котором скрыт образ родной страны и тех людей, которые предали её. Рассказ «Тёмные аллеи» может послужить аргументом для сочинения на тему «Истинная любовь».
Основные проблемы и идея
Также стоит обратить внимание на проблематику, которую поднял Иван Бунин в своём рассказе. В произведение присутствуют такие проблемы, как:
- Измена. Главный герой изменил своей любви, отказался от главного чувства в своей жизни и оставил девушку мучаться. Такой необдуманный поступок показывает Николая как эгоиста, который думал только о себе в тот момент.
- Отчаяние. Когда герои предавались воспоминаниям о былой любви, то ещё раз осознали, что потеряли всё в своей жизни. Надежда так и не смогла обрести счастья, а Николай разочаровался в семье и остался с тяжёлым грузом на душе.
- Социальное неравенство. Николай так и остался барином для своей бывшей возлюбленной. Именно социальное неравенство подтолкнуло героя оставить Надежду. Иван никогда бы не смог так поступить с девушкой из своего круга, так как подвергся бы осуждению со стороны общественности. Социальный статус героя также помог сделать ему выбор, так как обычная крестьянка никогда бы не смогла стать женой барина.
- Месть и великодушие. Надежда долгие годы держала обиду на Ивана. Ей было грустно от того, что любимый мужчина после совершённого поступка даже не вспоминал о ней. Его не интересовало состояние и чувства возлюбленной.
Смысл произведения чётко прослеживается в его строках. Ивана Бунина волновало будущее своей родины, своего поколения. Писатель рассуждает об упущенном счастье, о том, что не состоялся в жизни. Надежда является символом всего русского народа, а Николай стал теми дворянами, которые предали страну, но сами счастливее от этого не стали. Оказалось, что только родина могла любить их по-настоящему. В образе Надежды передаётся та сила, терпеливость и любовь, которые присущи России.
Также Иван Алексеевич показал то, на что способна сила любви. Один необдуманный поступок может разрушить всё, на чём строилось счастье.
История создания
Произведение, вошедшее в одноимённый цикл рассказов (1937–1945 гг.), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, вдохновение и творческая работа давали силы автору, чтобы пережить разлуку с родиной и ужасы войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческом пути Бунина. Зрелый возраст, чудесной красоты пейзажи, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – всё это стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова.
для самых нетерпеливых —
для самых компанейских —
для самых занятых —
Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит, всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.
Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к любимой девушке.
Вывод очевиден: счастье состоит в том, чтобы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.
Темы произведения
Тематика рассказа передаёт всю атмосферу произведений Бунина из цикла «Тёмные аллеи». Писатель поднимал такие темы, которые остаются актуальными по сей день:
- Любовь. Именно это возвышенное чувство поднимается автором во всех его произведениях. Иван Бунин считал, что любовь никогда не может принести истинного счастья. Чаще всего она пробуждает в людях только новые страдания и переживания. Однако та недолговременная страсть, которая горит в душах людей, является одним из самых счастливых моментов. Воспоминания о былых чувствах оставляют неизгладимый след в памяти.
- Судьба. Писатель показывает, как недолговременный роман между двумя людьми может повлиять на судьбы каждого из них. Николай, спустя долгие годы, так и не смог построить своего счастья на несчастье девушки. Поступок вернулся герою бумерангом.
- Нравственный выбор. В рассказе также повествуется о выборе человека, который может изменить всю его последующую жизнь. Писатель рассуждает на тему того, как один неверный шаг ломает судьбы сразу двух людей. Николай даже не хочет думать о том, что бы было, если бы он всё-таки решился взять замуж Надежду. Герой боится признаться самому себе, что много лет назад совершил свою главную ошибку.
- Ностальгия. Герои предаются воспоминаниям о прошлом и видят то, чего не замечали раньше. Они обнаружили счастье, которое разрушили своим необдуманным поступком. Именно то мгновенье страсти могло осчастливить на всю жизнь Николая и Надежду.
Анализ рассказа «Темные аллеи». Трагизм судеб героев рассказа «Темные аллеи» Николая Алексеевича и Надежды
Первый рассказ «Темные аллеи», написанный в 1938 г., дал название всему сборнику, в нем определена основная тематика и проблематика всего цикла. Образ «темных аллей» навеян строчками стихотворения Н. Огарева «Обыкновенная повесть» об обреченности первой влюбленности: «Вблизи шиповник алый цвел, стояла темных лип аллея». Липовая аллея была непременным атрибутом дворянской усадьбы, в ее тени гуляли, размышляли, признавались в любви.
Как многие рассказы сборника, «Темные аллеи» можно назвать мини-романом, потому что в нем повествуется о целой человеческой жизни, воспоминаниях о том, что было в судьбе героев самым значительным. Это новелла о неумирающей любви, порожденной грустным эпизодом прошлого, переломившим человеческую жизнь.
Сюжет рассказа лаконичен и незатейлив. В осеннюю непогоду к постоялому двору у большой дороги подъехал стройный немолодой генерал с красивым лицом и темными глазами. Войдя в избу, он отметил чистоту и порядок в горнице, окликнул прислугу. Вошла сохранившая «не по возрасту» красоту женщина, похожая на цыганку, темноволосая, чернобровая. Мельком взглянув на нее, приезжий стал задавать вопросы и словно очнулся, когда она назвала его по имени и отчеству. Внимательно посмотрев на хозяйку и покраснев, он спросил: «Надежда?» Изумленный, Николай Алексеевич стал расспрашивать, путаясь в воспоминаниях. Женщина, которую он не узнал, помнила не только, как зовут приезжего, но назвала его возраст и точное количество лет, прошедших после их расставания. Она помнила и думала о нем 30 лет.
А Николай Алексеевич забыл про роман с крепостной горничной. В разговоре между героями восстанавливаются детали далекой истории любви и проявляется их различное отношение к прошедшему.
Надежда сохранила верность своей любви, несмотря на предательство своего возлюбленного, так и не вышла замуж, но и простить его не смогла. Для нее любовь была испытанием и осталась главным событием в жизни. «Не было у меня ничего дороже вас на свете», — ответит она Николаю Алексеевичу.
Для Николая Алексеевича их отношения – это барская любовь, эпизод, любовная интрижка, «история пошлая, обыкновенная». Он, пораженный ответами Надежды, пытается оправдаться, суетливо рассказывая о своей судьбе, измене жены и негодяе сыне. Вся жизнь его превратилась в длинную пошлую и обыкновенную историю. К нему приходит истинное понимание случившегося много лет назад, он целует руку бывшей возлюбленной и говорит, что потерял «самое дорогое, что имел в жизни». Но уезжая, Николай Алексеевич уже стыдится своих показных откровений, в его мысли закрадываются сомнения, продиктованные здравым смыслом. Он осознает, что с Надеждой прошли лучшие минуты его жизни,но представить ее своей женой и хозяйкой в петербургском доме он не в состоянии. Он слишком зависим от социальных условностей и мелочных предрассудков. Но все же случайная встреча с Надеждой осветила его прошлое, заставила по-другому взглянуть на свою жизнь.
В первом рассказе цикла «Темные аллеи» прослеживается одна из основным тем последующих рассказов: жизнь неумолимо проходит, человек теряет свое счастье, не ценя любовь, живя иллюзиями, что может повлиять на развитие событий в своей судьбе.
Главные герои и их характеристика
В рассказе всего два главных героя — это пожилой военный Николай Алексеевич и хозяйка постоялого двора Надежда.
Внешность героев тщательно описывается. Кажется Бунин сочувствует герою, постоянно подчеркивая его стройность и схожесть с императором Александром II, тогда как Надежда выглядит несколько комично, хотя и симпатично. Автор сравнивает ее с цыганкой за темные волосы и пушок над губой и вдоль щек, а небольшой животик, выпирающий из-под фартука, ассоциируется с гусыней.
Она красива, но знает себе цену, тогда как Николай постоянно смущается. Он чувствует вину перед женщиной, которую когда-то обманул. В прошлом этот типичный дворянин, поддавшись страсти, но отнюдь не любви, очаровал молодую горничную, обещая жениться.
В конце жизни, достигнув шестидесяти лет, ему бумерангом возвращается подлый поступок. Собственная жена жестоко бросает, сын оказывается мотом и бессердечным человеком. Николай Алексеевич извиняется перед бывшей возлюбленной, но, возвращаясь домой в тарантасе, ощущает смятение чувств. Ему неловко за минутную слабость (поцеловал руку женщины), и в то же время, как истинный интеллигент, кается в своей неловкости.
С Надеждой все понятно. Будучи крестьянской девушкой, служа у господ она многому научилась, например, чистоте. Ее постоялый двор опрятен и привлекателен. Бунин подчеркивает это, описывая вымытые скамьи, побеленную печь и многие другие детали. Сходство с цыганкой в данном случае означает наличие страстной натуры у Надежды.
Влюбившись в барина, женщина преданно хранила и пронесла любовь через всю свою жизнь. Вначале было сложно, она пыталась покончить с собой, но, смирившись с судьбой, обрела покой. Этого смирения нет у пожилого военного, поэтому он кажется усталым, тогда как бывшая возлюбленная наоборот — уверенна в себе и даже упивается победой.
И. А. Бунин «Темные аллеи» написал не только как историю о несчастной любви, сюжет построен так, что читатель понимает: дороги двух совершенно разных людей должны идти параллельно. Даже если они пересеклись, то каждая в итоге продолжит своё первоначальное направление.
Заключение. Философия любви в творчестве Бунина
Близкий друг Бунина писательница Галина Кузнецова записала в своем дневнике его высказывание: «Есть несколько вещей неизменных, органических, с которыми ничего поделать нельзя: смерть, болезнь, любовь, а остальное – пустяки». С любовью связана темная сторона нашего подсознания: нам неизвестно, как любовь зарождается, почему уходит или умирает, на какие поступки она толкает человека. Любовь в изображении Бунина существует словно в другом измерении, живет по особым, не подвластным человеку законам, любовь – яркое выражение духовности человека.
«Всякая любовь – великое счастье…», — писал И. Бунин. Она многолика:для кого-то короткая вспышка или целая жизнь, трагедия, катастрофа, война, в которой не бывает победителей. Любовь – это дар. Любовь может стать легендой. Чувство любви может принимать форму простодушной преданности, грубоватой чувственности, страсти, поражающей словно «солнечным ударом», может быть разрушающим или уничтожающим. Но чувства героев Бунина всегда искренни.
Бунин впервые в литературе написал не только о духовной составляющей любви, он без пошлости и ханжества показал, что это чувство имеет земную природу, оно реальное, ощутимое. В лирической прозе Бунина есть эротические описания отношений между мужчиной и женщиной, но Бунин мастерски избегает физиологических подробностей, удерживаясь на грани, за которой существует опасность впасть в биологизм. Несмотря на откровенные сцены, Бунин утверждает, там, где истинная любовь, не может быть грязи.Многими современниками это новшество было не понято, Бунина обвиняли в вульгарности. Но в наше время подобные предположения уже кажутся нелепыми, а проза Бунина представляется чистой и целомудренной.
Словарь
1. Труппа – творческий коллектив театра.
2. Аполитичность – безразличное отношение к политическим движениям.
3. Гестапо – политическая полиция в фашистской Германии.
4. Неизменный – никогда не меняющийся.
5. Органический – являющийся внутренней сущностью чего-либо, лежащий в основе природы явления, организма или личности.