Герои романа
В романе Свифта главные герои «Путешествие Гулливера» — это прототипы разных людей. Центральный персонаж романа Джонатана Свифта — хирург Лэмюэль Гулливер. Он очень умён и воспитан, готов во всём помочь другим. Доктор находчивый и смелый, отзывчивый и любит свободу.
Следующий персонаж — император Лилипутии. Он коварный, любознательный и справедливый.
Адмирал страны лилипутов Скайреш Болголам довольно жестокий, а вот правитель великанов Бробдинега — добрый король, который ненавидит войну.
Девочка-великан Глюмдальклич — добрая и заботливая, она сделала рубашку для главного героя.
Лорд Мьюноди, который живёт в Лапуте. Именно он дал ночлег для Гулливера.
Гуигнгнмы — эумные лошади. Они благородные и честные, а в упряжках держат человекоподобных существ «еху», которые противопоставляются коням. Еху омерзительные и аморальные.
Струльдбруги — несчастливые и депрессивные жители Лаггнегга, они бессмертны и от этого более несчастные.
Часть 1. Путешествие в Лилипутию
Кратко Подробно Оригинал
Лемюэль Гулливер был сыном небогатого английского помещика. В четырнадцать лет отец отправил его учиться в Кембридж, но из-за нехватки средств Гулливеру пришлось стать учеником известного лондонского врача, а затем хирургом на корабле.
Три года Гулливер путешествовал на разных кораблях. В перерывах между путешествиями он женился и попытался осесть в Лондоне, но заработок его оказался слишком мал, и он снова стал судовым врачом.
Во время одного из плаваний произошло кораблекрушение. Чудом выживший Гулливер оказался в стране Лилипутии, населённой человечками ростом не больше шестнадцати сантиметров.
Лилипутам Гулливер казался великаном, они испугались его, связали, пока он спал, и посадили на цепь. Вскоре император Лилипутии убедился, что великан добрый и великодушный, и освободил его. Гулливер начал путешествовать по стране, изучая её культуру и общественное устройство.
Гулливер узнал, что Лилипутия воюет с империей Блефуску, расположенной на соседнем острове. Император попросил Гулливера помочь ему в войне с блефусканцами, Гулливер пересёк узкий пролив между странами и доставил в Лилипутию самые крупные корабли врага, после чего император пожелал захватить и остальной вражеский флот.
Гулливер отказался воевать с храбрым и свободным народом. Император обиделся, обвинил Гулливера в государственной измене и решил казнить. Узнав об этом, Гулливер отправился в Блефуску, нашёл на берегу острова сломанную лодку, починил её и покинул страну лилипутов к немалому облегчению обоих императоров.
Английское судно подобрало Гулливера и доставило домой, но вскоре он отправился в новое путешествие.
Часть 4. Путешествие в страну гуигнгнмов
Через пять месяцев Гулливер покинул Англию, став капитаном корабля. Во время плаванья ему пришлось нанять новых матросов, которые оказались пиратами, подняли бунт и высадили Гулливера на пустынном острове.
На этот раз Гулливер попал в страну, населённую разумными лошадьми — гуигнгнмами. Водились там и приматы, похожие на смесь человека и обезьяны, служившие гуигнгнмам домашними животными и выполнявшие чёрную работу.
Гуигнгнм, хозяин большой усадьбы, поверил, что Гулливер разумен, и помог ему выучить свой язык. Гуигнгнмы оказались добродетельными и благородными, приматы же были жадными, завистливыми, трусливыми и жестокими, они внушили Гулливеру отвращение к своему виду.
Гулливер, не приукрашивая, рассказал своему хозяину об английских обычаях и нравах. Этот рассказ встревожил гуигнгнма, он понял, что будет, если дать полудиким приматам разум.
Каждые четыре года происходил совет представителей нации гуигнгнмов, где обсуждались различные хозяйственные дела. На очередном собрании хозяин рассказал совету о Гулливере, и гуигнгнмы решили, что тот должен покинуть их страну.
Гулливер перебрался на соседний остров, где решил провести остаток жизни подальше от противных ему людей. Но остров оказался побережьем Австралии. Гулливера увидели матросы с португальского корабля и забрали на судно.
Капитан посчитал Гулливера сумасшедшим и насильно доставил его домой. Гулливер с трудом научился переносить вид людей. К жене и детям он привык только через год, но и тогда не позволял дотрагиваться до себя. Общался Гулливер только с купленными им жеребцами.
В заключении Гулливер утверждает, что всё, написанное им, — чистая правда. Он считает, что завоевание открытых им стран будет невыгодно британской короне, и не хочет, чтобы мирные народы пострадали от «справедливых англичан».
Сюжет
Лемюэль Гулливер является хорошим хирургом. Работает на корабле. Но однажды случилась трагедия — из-за тумана корабль разбивается о камни. Выживший герой оказывается на суше в стране Лилипутия, где живут очень маленькие люди. Там он начинает изучать местный язык, заводит дружбу с императором. Герой узнает о вражде с соседями Блефуску. Но в итоге по разным обвинениям ему грозит смерть, или пытки, поэтому он убегает. Следующим пунктом путешествия является Бробдингнег. Эту землю населяют великаны. Фермер показывает гостя за деньги. Лумюэль знакомится с королевской семьей, но тут тоже подстерегают опасности. Далее посещает летающий остров Лапуту, где жители интересуются математикой и музыкой. В Лаггнегге живут бессмертные люди, но они от этого страдают, болеют и грустят. Последнее путешествие было в страну Гуигнгнмов, которую населяют кони. Гулливер путешествовал свыше 16 лет.
Третья часть «Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию»
Летом 1706 года корабль врача во время нового путешествия попал к пиратам. Голландские злодеи были немилосердны, команда попала в плен. Гулливера пожалел японец и дал ему лодку. Одинокого странника заметили жители острова, парящего в небе, который держался с помощью большого магнита. Население острова было увлечено музыкой и геометрией, но при этом казалось несобранным и рассеянным. На летающем острове почти все считались академиками. Профессора занимались бесполезными изысканиями, такими как получение солнечных лучей из огурцов и пороха изо льда, они пробовали построить дом, начиная с крыши и использовать свиней для вспашки земли. Они «изобретают велосипед», как будто жизнь остановилась на месте. Страна приходит в упадок, кругом царит нищета, а ценные «научные открытия» — лишь на бумаге. Налоги на острове зависели от присутствия у человека недостатков или достоинств, а всем мыслящим иначе предлагали обмениваться частью мозга.
Герой познакомился с волшебниками, умевшими призывать духи знаменитостей. Гулливер смог пообщаться с Гомером, Арстотелем, Декартом. В Лаггнегге путешественник встретил добродушных людей, потому что они с рождения были бессмертны. Однако, бессмертие оказалось не таким прекрасным, как о нем мечтали жители. Когда подступали старость и болезни, вечная жизнь казалась им мрачной, и они все чаще вспоминали молодость. После этого судовой доктор попал в Японию, а оттуда вернулся в Европу.
Краткий пересказ
Это сатирико-фантастический роман-сказка, написанный англо-ирландским писателем в Лондоне в 1726 году. В книге описываются приключения Гулливера, одно из самых известных — путешествие в страну лилипутов. Скитания его с одной страны в другую продолжались почти 17 лет.
Дорога в Лилипутию
Лэмюэль Гулливер работал на корабле хирургом. Вскоре он женится на Мери Бертон, дочке продавца и они поселяются в Лондоне. Через несколько лет корабль, на котором работает Лэмюэль, попадает в шторм и терпит крушение. Все члены экипажа погибают, но главный герой доплывает до берега, оставшись в живых.
Очнулся Гулливер уже в стране Лилипутии, связанным и беспомощным. Его окружили маленькие человечки. Они были настолько мелкие, что некоторые даже залезали на него. Там Гулливера кормят, лечат и отвозят в храм, где он будет жить.
Специально для него шьют матрас и обучают языку лилипутов. Гулливер узнаёт, что Лилипутия враждует с Блефуску и помогает им в войне. Однако через некоторое время сбега́ет от маленького народа в Блефуску, а после возвращается к своей семье.
В гостях у Гуигнгнмов
В стране Гуингнгнмов Гулливер знакомится с лошадями, которые умеют говорить и являются чрезвычайно умными. Они держат человекоподобных «еху» как своих рабов.
На родине Гуингнгнмов кони учат Гулливера своему языку и культуре, а он, соответственно, рассказывает им об Англии.
Потом он строит плот, на котором добирается до Австралии, а уже оттуда Гулливера увозит капитан Педро де Мендес. Таким образом, герой наконец-то попадает домой к своей семье.
Первая часть «Путешествие в Лилипутию»
В начале произведения автор знакомит читателей с главным героем. Лемюэль Гулливер окончил Кембридж, затем изучал медицинские науки в Лейдене. Гулливер чередовал службу врачом на судне с работой на суше, в Лондоне его ждала жена.
В мае 1699 года хирург отправился в составе команды по Южному морю. После сильной бури корабль отнесло на северо-запад Австралии. В тумане он разбился о прибрежные скалы, никто из команды не спасся. Только Гулливер доплыл до пустынного берега, упал в бессилии и девять часов был во сне. Когда Гулливер проснулся, то почувствовал, что руки и ноги крепко связаны веревками, а по его телу движутся десятки маленьких человечков. Когда моряк попробовал их встряхнуть, в ответ на него посыпались стрелы. Около Гулливера построили помост, и к нему взобрался важный сановник. Его язык не был понятен герою, поэтому пришлось изъясняться жестами. Путешественника накормили, а в вино подмешали снотворное. На большой телеге связанного пленника доставили в столицу и поместили в храме, а левую руку приковали цепями.
Необычная страна носила название Лилипутия. Ее жители ростом немногим больше ногтя Гулливера называли пленника «человек-гора». Население отнеслось к путешественнику миролюбиво, он ответил им тем же. Каждый день в храм приходили десятки человек поглазеть на невиданного великана. Император обеспечил его едой и выделил слуг, учителя обучали его языку.
Каждый день глава государства собирал совет и решал один и тот же вопрос: как поступить с пленником? Ведь он мог убежать или его присутствие могло привести страну к голоду. Вместе с милостью императора об освобождении герой получил возможность гулять по стране. Пришлось отдать оружие, удалось утаить только подзорную трубу и очки. Сначала он посетил столицу Мильдендо и главный дворец. На канате он увидел танцующих людей – так они пытались заслужить должность. На морском берегу путешественник обнаружил свою шляпу, и очень этому обрадовался. Моряк вызвал у лилипутов доверие, но у него появился враг – адмирал Болголам. От главного секретаря Гулливер узнал, что Лилипутия ведет войну с соседней страной Блефуску. В благодарность за теплый прием он согласился помочь своим спасителям. Гулливер отправился пешком к соседнему острову, срезал якоря вражеского флота и все пятьдесят кораблей привел в столичный порт Лилипутии.
Следующая часть повествования похожа на сказку. Великан продолжил изучать особенности жизни государства. В стране лилипутов писали по диагонали страницы, а покойников клали в могилу вниз головой. Неблагодарность считалась уголовным преступлением, а судей наказывали за ложные доносы. Больше всего англичанина поразило то, что дети воспитывались вдали от родителей и считали, что ничем им не обязаны. Однажды Гулливер попал в неприятную историю, когда лорд-канцлер приревновал к нему собственную жену. Когда в императорском дворце неожиданно возник пожар, великан помочился на него, а за спасение получил высокую награду и новое обвинение со стороны Болголама.
После победы над Блефуску с помощью Гулливера, который получил имя «ужас и отрада Вселенной», император захотел полностью подчинить соседнее государство. На этот раз великан ответил отказом, за что впал в немилость. Он был объявлен изменником и вынужден бежать в соседнюю страну. Герой считал свое пребывание в Блефуску слишком обременительным, поэтому сделал лодку и отправился на поиски дома. Ему повезло, когда на пути отчаянного смельчака повстречалось английское судно, оно-то и доставило путешественника на родину.
Путешествия Гулливера — читательский дневник по роману Дж. Свифта
Роман Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» впервые были опубликованы в 1726-1727 годах.
Главные герои и их краткая характеристика
Лемюэль Гулливер – судовой врач, путешественник, которому удалось побывать в самых удивительных странах. Император Лилипутов. Любознательный, важный, справедливый, коварный. Скайреш Болголам. Адмирал лилипутов. Злой, коварный, жестокий. Рельдресель. Тайный советник. Хитрый и коварный. Флимнап. Казначей, лордканцлер. Жестокий, завистливый, ревнивый. Император Блефуску. Хитрый и справедливый.
Краткое содержание и сюжет
Потерпев кораблекрушение в сильный шторм, судовой врач Лемюэль Гулливер оказался на земле, населенной лилипутами. Несмотря на свое превосходство в росте, он оказался пленником крошечных жителей. Чтобы получить некоторую свободу, Гулливер был вынужден дать клятву верности Императору Лилипутов. Герой помог правителю выиграть морской бой, и тем самым решить исход давней войны между соседними государствами. Осознав, насколько мощным орудием может стать Гулливер, император приказал ему захватить оставшиеся корабли неприятеля, но великан отказался. За неповиновение Император Лилипутов приказал ослепить Гулливера, но тот успел скрыться.
Далее судовой врач оказался в стране, населенной великанами. Из-за своих крошечных размеров Гулливер выступил в роли диковинной зверюшки, которую можно показывать за деньги. Узнав о существовании Гулливера, его выкупила королева, которая постаралась сделать жизнь крошечного человечка более-менее сносной. Однако Гулливер стал объектом неприкрытой зависти и злобы придворного карлика, который видел в нем опасного соперника. Довелось Гулливеру пережить немало неприятных минут, оказавшись в полной власти обезьяны. Покинуть страну великанов ему удалось благодаря случаю – орел схватил его домик и выбросил в открытое море, где путешественника подобрал британский корабль.
Следующей страной, в которой удалось побывать Гулливеру, оказалось королевство, населенное рассеянными академиками. Они были настолько увлечены наукой, что не обращали никакого внимания на окружающую действительность. Их беда заключалась в том, что все их научные открытия никогда не воплощались в жизнь, и страна находилась в глубоком упадке.
Гулливер, набрав собственную команду, отправился в очередное плаванье. Однако новый экипаж сплошь состоял из преступников, которые бросили капитана на одиноком острове. Вскоре Гулливер выяснил, что его населяли разумные лошади – настолько умные и благородные создания, по сравнению с которыми человек выглядел как дикое животное. В итоге Гулливера изгнали с острова, и он вернулся на родину.
Очень краткое содержание для читательского дневника
После кораблекрушения Гулливер оказывается связанным на берегу. Он оказывается среди лилипутов и некоторое время живет пленником в столице. Лилипуты убеждаются в доброте Гулливера и даруют ему свободу с рядом условий. Гулливер уводит флот враждебной страны Блефуску и тушит пожар во дворце. Гулливеру приходится бежать из Лилипутии и он находит убежище в Блефуску. Гулливер находит лодку и уплывает в Англию.
Чему учит
Произведение учит быть честным, справедливым, добрым. Учит не бояться трудностей и никогда не сдаваться, защищать слабых и помогать тем, кто нуждается в помощи.
Отзыв
Испытания, выпавшие на долю Гулливера, способны сломить кого угодно. Однако главный герой доказал, что является очень умным, находчивым и умелым человеком, который не намерен сидеть, сложа руки в трудной ситуации.
Вывод и мое мнение
В романе Свифт осуждает гордость и высокомерие. Его беспокоил упадок морали в обществе. Также он осуждает нелогичные законы Англии, тяжелую жизнь. Вникнув в глубокие образы можно увидеть в фантастических персонажах окружающих людей.
Четвертая часть «Путешествие в страну Гуигнгнмов»
В новое путешествие Гулливер отправился через четыре года. В пути большую часть экипажа поразила болезнь, а новые члены команды оказались разбойниками. Злодеи бросили капитана на пустынном острове, но на помощь ему пришли разумные люди-животные. У лошадей был свой язык, они скромны, воспитаны и благородны. Полная противоположность им – обезьяны, отвратительные существа, которых лошади считали домашними животными. Прожив почти три года в этой стране, Гулливер решил остаться на острове, но Совет острова объявил вердикт: капитан должен занять место среди обезьян или покинуть остров. После этого моряк вернулся домой, где произошла долгожданная встреча с женой и детьми.
Так заканчиваются приключения Лемюэля Гулливера, описанные в романе писателя Джонатана Свифта. Путешествия главного персонажа продолжались в общей сложности шестнадцать лет. Краткий пересказ романа в четырех частях лишь отчасти передает сказочную атмосферу, которая присуща произведению. Чтобы ощутить ее в полной мере, необходимо самостоятельно прочитать бессмертное произведение «Путешествия Гулливера».
Роман Джонатана Свифта Путешествия Гулливера состоит из четырех частей, в каждой описывается одно из четырех путешествий главного героя. Главным героем романа является Лемюэль Гулливер, хирург, а после – и капитан нескольких кораблей.
Первая часть романа описывает посещение Гулливером Лилипутии. Само название страны говорит читателю о том, как выглядят ее обитатели. В начале жители Лилипутии встречают Гулливера вполне приветливо. Ему дают имя Человек Горы, предоставляют жилье, обеспечивают питанием – что особенно трудно – ведь его рацион равен рациону семьсот двадцати восьми лилипутов. С Гулливером приветливо беседует сам император, предоставляет ему множество почестей. Однажды Гулливеру жалуют даже титул нардака, самый высокий титул в государстве. Это происходит после того, как Гулливер пешком приволакивает через пролив весь флот враждебного государства Блефуску. Постепенно Гулливер все подробнее знакомится с жизнью Лилипутии и узнает, что в этой стране существуют две партии – Тремексены и Слемексены, каждая из них отличается тем, что одни являются приверженцами низких каблуков, а другие – приверженцы высоких. На этой почве между ними возникают жесточайшие споры. Еще более банальна причина войны между Лилипутией и Блефуску: она заключается в вопросе о том, с какой стороны разбивать яйца – с острого или тупого конца.
В итоге Гулливер сбегает с Лилипутии на Блефуску, откуда на специально выстроенной им лодке отплывает, и … встречает купеческое судно. Он возвращается в Англию и привозит с собой миниатюрных овечек, которые вскоре распространяются повсеместно.
Вторая часть романа повествует читателю о том, как главный герой проводит время на Бробдингнеге – острове великанов. Теперь его воспринимают, как карлика. Он претерпевает множество приключений, пока не оказывается у королевского двора. Гулливер становится любимым собеседником самого короля. В одной из бесед он рассказывает, что история Англии – ни что иное, как куча заговоров, смут, убийств, революций и высылок. Между тем Гулливер чувствует себя в этой стране все более унизительно: положение лилипута в стране великанов ему неприятно. Он уезжает прочь, но дома, в Англии, долгое время все вокруг ему кажется слишком маленьким.
В части третьей Гулливер попадает сначала на летающий остров Лапуту. Далее с этого острова он спускается на континент и попадает в город Лагадо. Здесь его потрясают сочетания беспредельного разорения и неких оазисов процветания. Эти оазисы – все, что осталось от прошлой, нормальной жизни, до того, как появились прожекторы. Прожекторы — это люди, побывавшие на острове Лапуту и решившие, что и на земле так же следует пересоздать всю науку, искусство, законы, языки. Утомившись от этих чудес, Гулливер намеревается отплыть на Родину, но по пути домой оказывается вначале на острове Глаббдобдриб, а затем в королевстве Лаггнегг.
В четвертой, заключительной части романа, автор повествует о том, как Гулливер оказался в стране гуингнмов. Гуингнмы – это кони, но именно в них герой находит вполне человеческие черты: доброту, порядочность, честность. В служении у гуингнмов находятся злобные и мерзкие существа – йеху. Йеху внешне очень похожи на человека, но по характеру и поведению представляют собой исчадие мерзости. Однако прекрасно прожить свои дни главный герой здесь не может. Добропорядочные и благовоспитанные гуингнмы изгоняют его к йеху – только за то, что внешне он похож на них. Гулливер возвращается в Англию, чтобы больше уже не совершать путешествий никогда. Так завершается роман Д.Свифта Путешествия Гулливера.
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4-м классе. Тема: Джонатан Свифт. “Путешествие Гулливера в страну лилипутов”
Тип урока: обобщение и закрепление.
Оформление: портрет писателя, выставка книг.
Оборудование: мультимедийная установка, 4 компьютера
Дидактические материалы: презентация учителя (I ) для объяснения материала, презентация
Учащихся (II), как результат групповой работы учащихся, алгоритмы выполнения заданий.
Цели и задачи урока:
ввести в круг чтения четвероклассников произведения о путешествиях, приключениях, фантастике;
учить выполнять работы в группах;
проверить степень усвоения учащимися содержания повести
прививать учащимся любовь к фантастическим произведениям
учить доброте, отзывчивости, любознательности
Формировать умение:
давать характеристику героям приключенческой литературы и фантастики (описание внешнего вида, поступков, отношения к миру);
определять тему и основную мысль произведения;
называть заголовки и авторов приключенческих и фантастических произведений;
пересказывать эпизоды из изученных произведений;
выразительно читать описания героев, поступков, открытий, опытов, наблюдений;
работать с книгами приключенческой литературы;
работать в команде.
3. Проверка домашнего задания
Экспресс-опрос (I) (Слайд 1)
- Империя, в которой жил Гулливер, называлась Блефуску.
- Гулливера прозвали Человек-Гора.
- Он мечтал поехать в аквапарк “Лимпопо”.
- Гулливер нашёл в море медузу.
- Император подарил Гулливеру на прощание свой портрет.
- Монеты лилипутов нужно было рассматривать через увеличительное стекло.
- Гулливер отплывая на лодке захватил с собой 6 крокодилов и 5 жирафов.
- Гулливера спас английский корабль.
- Коровы и овцы Гулливера могли бегать по столу каюты.
- Главного героя в Англии встречал царь.
4. Сообщение темы и цели урока. (I) (Слайд 3,4)
Сегодня мы заканчиваем изучать произведение Джонатана Свифта “ Гулливер в стране Лилипутов”. (I ) (Слайд 5)
На уроке мы будем работать группами. На выполнение задания отводится 15 минут. Во второй половине урока вы будете представлять и защищать результаты своего труда. Итогом работы будет модель учебной книги. Она будет состоять из 4 частей: обложки, характеристики главного героя, плана произведения и сюжетно- композиционного треугольника. Каждая команда получает задание с алгоритмом работы. Послушайте внимательно задания. ( Дети каждой команды при выполнении задания могут создавать слайд для презентации, либо рисовать модели с помощью маркеров на листах бумаги)
(I ) (Слайд 6) Задание первой группе.Моделирование обложки прочитанного произведения. Создать учебную модель обложки.Сравнить и проанализировать книги Джонатана Свифта о Гулливере по плану.
рассматривание;
работа с оглавлением, титульным листом, иллюстрациями
чтение предисловия;
Сделать вывод об оформлении и содержании книг
Представить модель обложки. (Назвать автора и
заголовок, тему и жанр произведения.)
(I ) (Слайд Задание третьей группе. Создать последовательную модель содержания изучаемых глав Озаглавить представленные главы и составить модель плана.
(При выполнении задания использовать просмотровое чтение).
Представить модель последовательного плана.
6. Индивидуальная работа с группами.
Первое задание рассчитано на работу слабых учащихся класса
В первой главе много сведений из жизни героя, фактов и деталей, характеризующих Гулливера и позволяющих представить его образ. Дети могут ответить на вопросы:
Кто такой Гулливер? Кем он был? Какие науки он изучил? Зачем? О чем он постоянно думал? Что больше всего любил? И т. д
При ответах на вопросы и чтении обращаем внимание детей на подробности и детали, которые позволяют представить описанные картины. Задания для 3 и 4 группы повышенного уровня сложности
8. Защита группами созданных моделей.
Дети используют презентацию II слайды с 1 по 7.
Результаты работы групп.
1. Группа Модель обложки и рисунок, план 1 главы.
1. Знакомство с Гулливером и его семьей (абзацы 1 и 2).
2. Любимые занятия Гулливера (абзац 3).
3. Учение на врача (абзац 4).
4. Первые путешествия.
5. Новое путешествие.
2. Группа Модель характеристики Гулливера.
3. Группа Последовательная модель.
4. Группа Модель сюжетно- композиционного треугольника.
Оценка работы каждого учащегося.
- (I) (Слайд 10)
Определение темы и основной мысли произведения. (I) (Слайд 11) Д/з в учебнике на стр. 144. Прочитайте книгу Джонатана Свифта “Путешествие Гулливера”. (I) (Слайд 12) Подведение итога урока:
Чему учились?
Что узнали?
Что поняли?