Действующие лица
В рассказе Льва Николаевича Толстого дано описание взаимоотношений между людьми. Чтобы передать царившую атмосферу, автор использовал следующих героев:
- Иван Васильевич — главный герой, способен сочувствовать и сопереживать другим. Любые происходящие с ним события принимает близко к сердцу.
- Петр Владиславович — полковник, любящий свою дочь и с презрением относящийся к солдатам.
- Варенька — дочь полковника и возлюбленная Ивана Васильевича. Красивая и утонченная девушка, увлекается чтением, знает иностранные языки.
- Беглый татарин — наказанный солдат, совершивший побег.
Описание событий ведется от лица главного героя. Главной мыслью произведения выступает то, что на судьбу человека могут повлиять только обстоятельства.
Трудный выбор
«Вся жизнь переменилась от одной ночи или утра». Герой должен определиться: как жить дальше. Он мог притвориться, что ничего не произошло и продолжать общаться с семьей полковника, руководившего страшным истязанием несчастного татарина. Сделать предложение любимой девушке, жениться, обзавестись детьми и жить как все вокруг. Ведь жестокие телесные наказания, двуличность полковника, равнодушие прохожих – норма для большинства его современников. Однако молодой человек выбирает другой путь. И этот выбор – протест безнравственности и жестокости законов, царивших в эпоху правления Николая I. Главный герой не в состоянии общаться с Варенькой, так как она напоминает своего отца, а притворяться и врать он не умеет. Ему «становилось как-то неловко и неприятно». Изменяет планы на будущее, отказывается от карьеры. «Не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но и нигде не служил и никуда, как видите, не годился». Многое потеряв, сохраняет главное: честь и достоинство. Это утро изменило дальнейшую жизнь Ивана Васильевича, заставило иначе посмотреть на окружающих людей. Но ничто не могло заставить его изменить самому себе. В рассказе «После бала» Иван Васильевич изображён человеком, который не боится общественного мнения, поступает по совести.
Другие персонажи
Пётр Владиславич
–
отец Вареньки, полковник. Человек двуличный: добрый любящий отец на балу и бесчувственный офицер, руководящий наказанием солдата, после бала.
Варенька
–
восемнадцатилетняя девушка, в которую без памяти влюблён герой. Она обворожительна, мила и наивна.
Композиционно содержание произведения можно разделить на две части: события на балу и после бала.
Первые строки повествования – дискуссия умудрённых опытом друзей о том, может ли окружающая среда повлиять на судьбу человека. Один из них, Иван Васильевич, считая, «что всё дело в случае» предлагает послушать историю из его жизни.
Его рассказ начинается с описания бала в доме губернского предводителя. Счастливый Иван Васильевич наслаждается общением с любимой девушкой. Всё ему кажется замечательным: чудесные добрые хозяева, красивые наряды, ослепительная зала, весёлая музыка. На протяжении вечера герой не сводит глаз со своей любимой. Он с восторгом наблюдает за танцующим полковником и его дочерью. Умиляется его самодельными сапогами, думая о том, что отец ради Вареньки экономит на себе и идёт на жертвы. Молодой человек готов любить весь мир. «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро», – вспоминает рассказчик.
Окрылённый впечатлениями, рассказчик, вернувшись домой, остаётся в состоянии блаженства. Он выходит на улицу. Раннее утро, просыпающийся город, редкие прохожие. Окружающее казалось «мило и значительно». Эта часть рассказа проникнута ощущением добра и света. Блестящие глаза, радостные улыбки, белые и розовые краски окружают юного влюблённого.
Настроение резко меняется в следующей части повествования. Иван Васильевич в рассеявшемся утреннем тумане увидел картину, поразившую его воображение. Между солдатами с палками в руках прогоняли татарина. Сослуживцы сильно избивали его по приказу начальства, наказывая за побег. Его спина превратилась во что-то «пёстрое, мокрое, красное, неестественное». До юноши донеслись слова бедняги. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердствуйте. Братцы, помилосердствуйте». Но наказание продолжалось. В человеке, руководящем истязанием, Иван Васильевич неожиданно узнал отца своей любимой Вареньки. Офицер, не снимая перчатки, избивал одного из солдат, решившего пожалеть несчастного. Заметив Ивана Васильевича, Пётр Владиславич сделал вид, что они не знакомы и продолжил контролировать экзекуцию. Главный герой почувствовал ужас и стыд. По дороге домой он пытался найти оправдание действиям полковника, но перед ним вновь и вновь возникала страшная картина, а в ушах звучала неприятная резкая музыка. Ему было жутко, страшно и тоскливо.
Произошедшее событие коренным образом изменило жизнь молодого человека. Он перестал встречаться с Варенькой, «любовь пошла на убыль». Долгое время пытался разобраться в том, что увидел
Считал, что не понимает чего-то важного в этой жизни. Но «сколько ни старался и потом не смог узнать этого»
Поэтому не захотел быть офицером, не стал и чиновником. Мировоззрение и нравственные принципы не позволили ему служить государству с такими жестокими и несправедливыми законами.
Критика
Критики высоко оценили рассказ “После бала” Льва Николаевича Толстого и высказали свои разнообразные мнения о нем:
- В “Литературной энциклопедии” 1939 года отмечается, что Толстой через рассказ срывает маску внешней привлекательности, благообразия и благовоспитанности, раскрывая истинную жестокость и несправедливость.
- Критик Г. Лукач подчеркивает, что “После бала” является формально законченным рассказом в классическом смысле и великолепно построен.
- Х. Н. Абрикосов связывает сюжет рассказа с реальным событием из жизни Сергея Николаевича, где Толстой сам был свидетелем противоречия между привлекательностью и жестокостью.
- Критик Н. К. Гудзий отмечает, что резкий поворот в судьбе главного героя происходит в результате случайного события, что является типичным для многих произведений Толстого. В рассказе, описывающем идеальную мечту и влюбленность героя, затем переходящем к сцене жестокого избиения, Толстой передает сильное впечатление и вызывает переосмысление ценностей читателя.
Критики также отмечают изменение стиля и манеры позднего Толстого, но подчеркивают, что он остается величайшим художником своего времени.
Мне нравитсяНе нравится
Другие персонажи
Пётр Владиславич
–
отец Вареньки, полковник. Человек двуличный: добрый любящий отец на балу и бесчувственный офицер, руководящий наказанием солдата, после бала.
Варенька
–
восемнадцатилетняя девушка, в которую без памяти влюблён герой. Она обворожительна, мила и наивна.
Композиционно содержание произведения можно разделить на две части: события на балу и после бала.
Первые строки повествования – дискуссия умудрённых опытом друзей о том, может ли окружающая среда повлиять на судьбу человека. Один из них, Иван Васильевич, считая, «что всё дело в случае» предлагает послушать историю из его жизни.
Его рассказ начинается с описания бала в доме губернского предводителя. Счастливый Иван Васильевич наслаждается общением с любимой девушкой. Всё ему кажется замечательным: чудесные добрые хозяева, красивые наряды, ослепительная зала, весёлая музыка. На протяжении вечера герой не сводит глаз со своей любимой. Он с восторгом наблюдает за танцующим полковником и его дочерью. Умиляется его самодельными сапогами, думая о том, что отец ради Вареньки экономит на себе и идёт на жертвы. Молодой человек готов любить весь мир. «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро», – вспоминает рассказчик.
Окрылённый впечатлениями, рассказчик, вернувшись домой, остаётся в состоянии блаженства. Он выходит на улицу. Раннее утро, просыпающийся город, редкие прохожие. Окружающее казалось «мило и значительно». Эта часть рассказа проникнута ощущением добра и света. Блестящие глаза, радостные улыбки, белые и розовые краски окружают юного влюблённого.
Настроение резко меняется в следующей части повествования. Иван Васильевич в рассеявшемся утреннем тумане увидел картину, поразившую его воображение. Между солдатами с палками в руках прогоняли татарина. Сослуживцы сильно избивали его по приказу начальства, наказывая за побег. Его спина превратилась во что-то «пёстрое, мокрое, красное, неестественное». До юноши донеслись слова бедняги. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердствуйте. Братцы, помилосердствуйте». Но наказание продолжалось. В человеке, руководящем истязанием, Иван Васильевич неожиданно узнал отца своей любимой Вареньки. Офицер, не снимая перчатки, избивал одного из солдат, решившего пожалеть несчастного. Заметив Ивана Васильевича, Пётр Владиславич сделал вид, что они не знакомы и продолжил контролировать экзекуцию. Главный герой почувствовал ужас и стыд. По дороге домой он пытался найти оправдание действиям полковника, но перед ним вновь и вновь возникала страшная картина, а в ушах звучала неприятная резкая музыка. Ему было жутко, страшно и тоскливо.
Произошедшее событие коренным образом изменило жизнь молодого человека. Он перестал встречаться с Варенькой, «любовь пошла на убыль». Долгое время пытался разобраться в том, что увидел
Считал, что не понимает чего-то важного в этой жизни. Но «сколько ни старался и потом не смог узнать этого»
Поэтому не захотел быть офицером, не стал и чиновником. Мировоззрение и нравственные принципы не позволили ему служить государству с такими жестокими и несправедливыми законами.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением После бала.
Год написания – 1903 год.
История создания – В основе сюжета лежит реальная история, случившаяся с братом писателя. Тот, будучи влюблённым в дочь военного начальника, собирался сделать девушке предложение. Однако передумал, когда стал свидетелем чрезвычайной жестокости её отца по отношению к солдату.
Тема – Главная тема произведения – нравственность, которая в полной мере раскрывает проблематику устройства общества в царской России.
Композиция – Композиция построена на антитезе – противопоставлении сцены бала и сцены наказания беглого солдата.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
Композиция
Композиция рассказа “После бала” Льва Толстого умело укладывается в рамки одной ночи, которая резко переворачивает жизнь главного героя. Произведение представляет собой “рассказ в рассказе” и состоит из нескольких ключевых частей: экспозиции, завязки, кульминации и развязки.
Экспозиция произведения предваряет описание основных событий и подводит читателя к сути происходящего. Затем наступает завязка, где основной акцент делается на описании бала – сверкающего и легкого праздника, полного любви, красоты и молодости. Читатель погружается в атмосферу веселья и благополучия, ощущает его легкость и притягательность.
Однако на следующее утро, в кульминации рассказа, происходит резкое переключение на сцену наказания солдата. В этой части проявляются темные и жестокие краски, аккомпанирующая музыка надрывает нервы читателя.
Толстой сознательно создает контраст между светлым, искрящимся балом и темной, жестокой реальностью наказания, чтобы подчеркнуть глубинную идею произведения.
Развязка заключается в заключительной реплике рассказчика, которая фиксирует основную мысль и эмоциональное воздействие произведения на читателя. Таким образом, композиция рассказа “После бала” прекрасно сочетает контрасты, переключения и акцентирование основной идеи, что помогает создать глубокое впечатление и проникновенность произведения.
Анализ рассказа
Композиционная доминанта рассказа — противопоставление двух его частей, описывающих события на балу и после него. Сначала сверкающий светлыми красками бал — праздник молодости, любви и красоты. Он проходит в последний день Масленицы — Прощёное воскресенье, когда верующие должны прощать друг другу взаимные прегрешения. Затем — тёмные краски, бьющая по нервам «нехорошая музыка», и жестокая расправа над несчастными солдатами, среди которых главная жертва — инаковерующий (как и кишинёвские евреи).
В рассказе можно выделить несколько главных мыслей. Прежде всего, это абсолютное неприятие любого насилия, включая оправдываемое государственной необходимостью. Во-вторых, противное воле Бога деление людей на достойных уважения и уподобляемых скоту.
Менее очевидны другие мотивы. В истязании инаковерующего в Прощёное воскресенье Толстой иносказательно продолжает упрекать оправдывающую государственное насилие официальную церковь, от которой был отлучён за два года до этого.
Образ влюблённого и беспечного Ивана Васильевича напоминает Толстому и собственную молодость, к которой писатель относился критически. Как ни странно, но у молодого Толстого были общие черты и с полковником. В другом своём произведении («Юность»), писатель пишет о собственном подразделении людей на достойных и презираемых.
Учитель русского языка и литературы – Панькова З.В.
МБОУ «Посельская СОШ»
Бичурский район, Республика Бурятия
Тест: Л.Н.Толстой «После бала» — 8 класс
1. Отметить верное высказывание.
А. Сюжет – это рассказ о жизни героя
Б. Сюжет – это действия и события из жизни героев
В. Сюжет – это действия и события в жизни персонажей, протекающие в пространстве и времени
2. Отметить место действия рассказа.
А. Петербург
Б. Москва
В. Губернский город
Г. Уездный город
3. Отметить, от чьего лица ведется рассказ.
Б. Полковник
В. Ивана Васильевича
Г. Инженера Анисимова
4. Отметить, какие чувства испытывает на балу герой рассказа.
А. Любовь к Вареньке
Б. Любовь к Вареньке и её отцу
В. Любовь ко всему миру, потому что он любит Вареньку
5. Отметить, чем закончилась история любви героя.
А. Благополучно
Б. Любовь пошла на убыль
В. Герой резко порвал отношения с любимой
6. Отметить тему разговора среди собравшихся слушателей.
А. Человек не может сам понять, что всё дело в среде
Б. Для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, в которых живут люди
В. Бывают такие события, которые круто меняют всю жизнь человека
7. Отметить, каков тип композиции рассказа.
А. Рассказ в рассказе
Б. Повествование от первого лица
8. Отметить верное соотношение эпизодов по объёму.
А. Описание бала и описание экзекуции занимают одинаковое место
Б. Описание бала занимает больше страниц, чем описание экзекуции
9. Отметить, для чего необходим автору образ рассказчика.
А. Чтобы придать повествованию достоверность
Б. Потому что рассказ от первого лица даёт возможность передать чувства и мысли персонажей
В. Оба варианта правильные
10. Отметить, делает ли рассказчик выводы об увиденном на плацу.
А. Нет, он не хочет рассуждать
Б. Да, он негодует, выступает против произвола
В. Нет, он не делает выводов, но вся его дальнейшая жизнь зависит от увиденного
11. Отметить наиболее точное определение понятия «антитеза».
А. Антитеза – это сопоставление разных понятий
Б. Противопоставление понятий
В. Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления
12. Отметить правильное утверждение.
А. В рассказе Л.Н.Толстой протестует против николаевской действительности
Б. В рассказе Л.Н. Толстой заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее
В. В рассказе Л.Н.Толстой призывает бороться с произволом
13. Отметить время действия в рассказе.
А. Царствование Александра I
Б. Царствование Николая I
В. Царствование Александра II
А. Из уст присутствующих на балу
15. Отметить, какие чувства испытывает герой рассказа после сцены на плацу.
А. Негодование
Б. Бессилие
В. Тоску
16. Отметить состояние героя рассказа после событий на плацу.
А. Поведение полковника несовместимо с чувством любви героя
Б. Случившееся убедило героя в невозможности любви
В. Случившееся не понято героем, но он не может любить героиню после того, что видел
17. Отметить верный вариант.
А. Ключевым эпизодом в рассказе является сцена бала
Б. Ключевым эпизодом в рассказе является описание экзекуции
18. Отметить, как проявляется образ автора в рассказе.
Ответы:
1 – В
2 – В
3 – В
4 – В
5 – Б
6 – Б
7 – А
8 – Б
9 — В
10 — В
11 – В
12 – Б
13 – Б
14 – Б
15 – В
16 – В
17 – Б
18 — В
Смысл названия
Рассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала».
Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством.
Главная мысль произведения «После бала»
В произведении, написанном в жанре рассказа, автор затрагивает темы справедливости и человечности, искренности и лицемерия. Через образ полковника Толстой раскрывает смысл сочинения – как изменчива бывает человеческая натура, лишенная эмпатии. Привлекательный и моложавый мужчина, вызывающий восхищение у дам, на плацу превращается в расчетливого, циничного и жестокого тирана, лишенного возможности сопереживать ближнему.
Иллюстрация В. Келермана к рассказу Л. Н. Толстого «После бала»
Писатель раскрывает изнанку высшего общества, за маской благодушия которого скрывается зверская личина. В глазах главного героя полковник теряет обаяние и привлекательность, черты характера, которое еще накануне военному приписал молодой человек.
На каком композиционном приеме построен рассказ Толстого «После бала»
Толстой использовал композиционный прием «рассказ в рассказе». Произведение, небольшое по объему, затрагивает события короткого периода времени, в центре сюжета – единственная линия, выстроенная вокруг одного персонажа. Благодаря такой форме автору удалось описать сразу две временные эпохи: середину и конец XIX столетия.
Рассказ поделен на две части. В первой из них воссоздана атмосфера сияющего бала, на котором рассказчик испытывает чувство влюбленности и горит восторгом, а во второй – происходит преломление состояния героя. Здесь, после сцены наказания беглого солдата, на Ивана Васильевича наваливаются чувства тоски, уныния и ужаса.
Как Толстой изначально хотел назвать рассказ «После бала»
Изначально Лев Николаевич размышлял над названием произведения. Было придумано несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Но Толстой остановился на четвертом – «После бала».
В этом словосочетании наиболее полно была передана мысль о парадоксальности бытия, когда праздник сменяется буднями, а блеск событий – суровой действительностью с присущей ей жестокостью.
Как наказывали провинившегося в рассказе «После бала»
Беглый солдат был пойман и наказан суровым методом. Сослуживцы татарина получали розги, и каждый из них должен был ударить со всей силы по оголенной спине провинившегося. Осужденному пришлось пройти сквозь строй и получить от них 1500 ударов шпицрутенами.
Во время экзекуции звучала барабанная дробь и звуки флейты. Мольбы провинившегося не имели никакого действия на толпу. Каждый старался ударить как можно сильнее.
Что подарила на память Варенька Ивану Васильевичу
Варенька на самом балу подарила главному герою перышко от веера. Оно досталось юноше после того, как он не захотел отдавать девушке веер. Милая вещица напоминала Ивану Васильевичу о возлюбленной, и он хотел сохранить память подольше. Перчатку молодой человек получил в тот момент, когда подсаживал маму Вари и ее саму в повозку.
Каким танцем заканчивается бал
Бал заканчивается мазуркой. Этот танец создает у присутствующих приподнятое настроение. Ранее он считался народным танцем, его на праздниках исполняли польские крестьяне, поэтому музыка сохранила множество акцентов и синкоп. В светском обществе таким танцем начинали и завершали торжество.
Почему Ивану Васильевичу стало стыдно
Юноша испытал чувство стыда из-за обманчивого отношения к военному, отцу Вареньки. Первоначально Иван Васильевич с уважением относился к полковнику, но после увиденной сцены казни отношение к мужчине поменялось. Этой эмоцией он оправдывает фразу: делает другой, а стыдно мне.
Почему Иван Васильевич разлюбил Вареньку
Молодой человек стал проецировать ту жестокость и лицемерие, которые проявил полковник, на свою избранницу. Прошло то доверие, которое установилось между молодыми людьми на балу. В глазах Ивана Васильевича Варенька уже обладала теми тайными пороками, которыми оказался наделен ее отец. Он увидел во внешнем лоске семьи напускное и показное.
Почему автор не сам рассказывает эту историю, а передает повествование Ивану Васильевичу
Через портреты героев рассказа «После бала» автор выражает непримиримую позицию относительно взаимоотношений внутри общества, когда существует практически кастовое разделение, несмотря на христианскую религию.
Иллюстрация В. Келермана к рассказу Л. Н. Толстого «После бала»
Толстой намеренно повел рассказ от имени третьего лица. Таким образом ему удалось более контрастно выявить социальную проблему императорской России.
Прием рассказа о делах давно минувших дней показывает, что в обществе за ряд десятилетий так и не произошло никаких изменений. Писатель таким способом показывает сходство прошлого и настоящего, унылую перспективу будущего.
Справочник по русской литературе XII-XX веков
Толстой Лев Николаевич 1828–1910
После бала
Сюжет рассказа Л. И. Толстого «После бала» не отличается особой сложностью: молодой человек охладевает к любимой девушке сразу после того как увидел ее отца, полковника, руководящего процедурой наказания солдата. Композиционно рассказ выстроен как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов: бал у губернского предводителя и наказание солдата.
Повествование ведется от лица пожилого человека, Ивана Васильевича, вспоминающего прошлое.
Всеми уважаемый Иван Васильевич неожиданно для всех присутствующих меняет тему разговора и высказывает мысль о том, что не среда влияет на формирование мировоззрения молодого человека, а случай. Свое высказывание пожилой человек подкрепляет рассказом о случае из собственной жизни, после которого для него «вся жизнь переменилась».
Будучи молодым человеком, Иван Васильевич был влюблен в некую Вареньку Б., прелестную девушку: высокую, стройную, грациозную. О себе рассказчик говорит, что в то время он был «студентом в провинциальном университете», веселым и бойким малым, да еще и богатым. Как и многие молодые люди своего круга, Иван Васильевич проводил вечера на балах, кутил с друзьями. Об одном из балов, собственно, и идет речь.
Бал у губернского предводителя Иван Васильевич характеризует как «чудесный» не столько из-за того, что там действительно все было прекрасно, сколько из-за того, что на бале была его возлюбленная. Варенька в бело-розовом платье была особенно прекрасна. Иван Васильевич весь вечер танцевал с ней и чувствовал, что его любовь к ней взаимна.
Появляется отец Вареньки, полковник, «очень красивый, статный, высокий и свежий старик». У него такая же ласковая и радостная улыбка, как и у дочери. Хозяева уговаривают его протанцевать мазурку с дочерью
Танцующая пара привлекает всеобщее внимание. Главный герой умиляется тому, что полковник обут в немодные опойковые сапоги, так как, очевидно, вынужден во многом себе отказывать, чтобы одевать и выводить дочь в свет. После танца полковник подвел Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди не разлучаются
О любви они не говорят, да это и не нужно: Иван Васильевич знает, что любим. Он опасается только одного: чтобы его счастье не было испорчено чем-либо
После танца полковник подвел Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди не разлучаются. О любви они не говорят, да это и не нужно: Иван Васильевич знает, что любим. Он опасается только одного: чтобы его счастье не было испорчено чем-либо.
Иван Васильевич возвращается домой под утро, но уснуть не может, потому что «слишком счастлив». Он отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Неожиданно молодой человек услышал звуки флейты и барабана, звуки жесткие, нехорошие. Оказалось, эта музыка сопровождала наказание татарина за побег. Его «прогоняли через строй».
Экзекуцией командовал отец Вареньки. Наказываемый умолял «помилосердствовать», но полковник строго следит за соблюдением процедуры наказания. Поэтому он бьет по лицу «испуганного малорослого слабосильного солдата» за то, что он «мажет», т. е. несильно опускает свою палку на уже изувеченную спину наказываемого. Вид красной, пестрой, мокрой от крови спины солдата ужасает Ивана Васильевича, равно как и сама процедура наказания. Но больше всего потрясло молодого человека сознание того, что он не в силах понять очевидную уверенность полковника в правоте своих действий, который, между тем, заметив Ивана Васильевича, отворачивается, делая вид, что незнаком с ним.
После всего увиденного Иван Васильевич «не мог поступить в военную службу, как хотел прежде», а «любовь с этого дня пошла на убыль». Так всего один случай переменил всю жизнь героя и взгляды.
План произведения
1. Иван Васильевич начинает рассказывать случай из своей жизни.
2. Кем был в то время рассказчик и в кого был влюблен.
3. Иван Васильевич видит предмет своего обожания на балу. Варенька танцует с отцом, остаток вечера влюбленные проводят вместе.
4. Рассказчик не может уснуть от избытка чувств. Он становится свидетелем исполнения жестокого наказания. Экзекуцией командует отец Вареньки.
5. Этот случай переворачивает жизнь героя и нарушает все его дальнейшие планы.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница