Пушкин «Цыганы» – краткое содержание — Русская историческая библиотека
Вольные цыгане шумной толпой кочуют по Бессарабии, ночуя под небом между колесами телег. Однажды вечером старый цыган ждет у костра в своей палатке свою юную дочь Земфиру, которая ушла гулять в поле. Он возвращается, забрав с собой неизвестного молодого человека. Его зовут Алеко, он бежит от преследования закона и хочет стать цыганом. Земфира решила стать его девушкой.
Пушкин. Цыгане. Аудиокнига
Старик приветствует незнакомца. Алеко и Земфира проводят ночь вместе. Утром веселый лагерь продолжается песнями. Алеко, человек гордый с сильными страстями, ходит среди цыган рядом с Земфирой, чувствуя себя птицей божьей, не знающей ни заботы, ни работы…
- Земфира спрашивает Алеко, не жалеет ли он о покинутой родине и городской жизни. Алеко отвечает, что нельзя сожалеть о душных городах, в которых живут люди
- Им стыдно любви, мысли прогоняют, торгуют по своей воле, головы перед идолами склоняют
- И просят денег и цепей.
Старый отец рассказывает древнюю легенду о том, как известный поэт (Овидий) был сослан с юга царем в страну цыган. Он не смог преодолеть тягу к своему далекому городу (Риму) и, умирая, завещал, что его кости были перенесены туда. Алеко смеется над этой историей.
Алеко уже два года скитается с цыганами. Но вдруг Земфира начинает петь песни о «нелюбимом муже», о том, что в ее сердце есть другой. Злой Алеко просит ее перестать петь. Но Земфира бьет его по лицу: «Я про тебя пою!»
На следующую ночь Земфира будет бояться отца: Алеко стонет в тяжелых снах, плачет и скрипит зубами, повторяя его имя. Алеко просыпается и говорит Земфире, что ему и ей приснился ужасный сон. Она убеждает его не верить в лукавые мечты. Он отвечает: «Я даже не верю в твое сердце!»
- Алеко жалуется старику, что Земфира его разлюбила. Старик советует отнестись к этому легкомысленно:
- Консульства, друг; она ребенок, отчаяние твое безрассудно: мучительно и сильно любишь,
- А женское сердце шутит.
Старик рассказывает Алеко, что сам в молодости страстно любил мать Земфиры, Мариулу. Целый год она любила его, но потом уехала с чужим лагерем и с новым возлюбленным, бросив навсегда не только мужа, но и маленькую дочку.
«И разве ты не бросился за неблагодарной и не вонзил ей в сердце кинжал?» — спрашивает Алеко. Старик отвечает: «Нет! Любовь — свободная птица, и никто не может ее удержать ». Алеко говорит, что его персонаж не такой.
У него не будет мира, пока он не насладится местью предателя.
Проснувшись рано на рассвете, Алеко видит, что Земфиры нет рядом с ним на кровати. Он видит свой след в траве, ходит по степи, за курганами и видит, как Земфира ласкает юную цыганку. Вытащив нож, Алеко вонзает его в противника. Земфира от ненависти кричит, что не боится смерти. Алеко тоже убивает ее. В безумии он сидит на двух трупах с окровавленным ножом в руке.
Вокруг собираются цыгане. Хоронят мертвых. Подойдя к Алеко, старик говорит:
Прошу прощения! мир тебе.
Табор уходит. Обезумевший Алеко остается один посреди степи в брошенной цыганами повозке.
На нашем сайте вы также можете прочитать анализ и полный текст стихотворения «Цыгане». Прочтите аннотации к другим стихотворениям Пушкина: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Полтава», «Руслан и Людмила», «Медный всадник».
«Цыганы», поэма А.С. Пушкина: краткое содержание
Поэма «Цыгане» была создана Пушкиным в конце периода первой южной ссылки (1820–1823), а окончательная доработка произошла в 1824 году в Михайловском. Он входит в цикл южных стихотворений, которые не связаны между собой персонажами или содержанием, но объединены темой свободы, имеют общее смысловое ядро. Поэма начинается с описания лагеря цыганских кочевников, спящих в степи. Старая цыганка не спит, переживает за свою красавицу-дочь, которая еще не вернулась с прогулки. Земфира появляется очень поздно, но не только с молодым человеком, который хочет стать цыганом и жить в лагере. Алеко преследуется властями, ему наскучила светлая столичная жизнь с ее пустотой, где нет свободы и есть только жажда денег. Старик говорит, что готов принять Алеко, предлагая заняться традиционными цыганскими поделками. На рассвете лагерь кочевников движется вместе с Алеко. Идя рядом с Земфирой, он уверяет ее, что не хочет лучшей участи, чем жить на свободе и любить Земфиру.
Однако старый цыган считает, что человеку, рожденному и живущему в блаженстве цивилизации, не всегда легко приспособиться к жизни на свободе.
Отец девочки рассказывает историю изгнанника, который спел чудесные песни на берегу Дуная и которого все вокруг считали святым, окруженным любовью и уважением.
Изгнанный за преступление из большого города, старик пострадал вдали от родины и завещал перевезти прах в родной город. В рассказе о цыганке Алеко с удивлением узнает о судьбе поэта Овидия.
Прошло два года. Алеко ведет кочевой образ жизни, водит медведя по деревням, распевая песни под бубен старого цыгана. Воспоминания о прошлой жизни приходят к молодому человеку все реже, и настоящее его вполне устраивает. Но это удовлетворение только внешнее, и как только он стал сомневаться в верности Земфиры, проявилась внутренняя несвобода.
Земфира, выросшая в духе абсолютной свободы в любовных делах, обременена любовью Алеко. Земфира поет о ненавистном муже, ненависти к нему и любви к другому. Теперь она боится быть с мужем, ее мучают страшные сны.
О том, что она разлюбила его и устала от его любви, Земфира рассказывает отцу. Пытаясь утешить Алеко, который жалуется на простуду Земфиры, старая цыганка рассказывает свою историю. Много лет назад, когда дочери был всего год, мать Мариула бросила их и уехала к молодой цыганке из другого лагеря.
Ведь невозможно сохранить любовь, если она ушла, невозможно приказать женскому сердцу любить одного с таким же сопротивлением, как приказать луне замерзнуть на небе в одном месте.
Ночью, дождавшись, пока муж уснет, Земфира записывается на прием. Внезапно проснувшись, Алеко обнаруживает отсутствие жены и отправляется на ее поиски. Охваченный подозрением и страхом, он бродит по палатке и, увидев темный след, проталкивается за курган. В звездной ночи он видит тени Земфиры и ее возлюбленного.
Молодая цыганка уговаривает возлюбленного остаться ненадолго, а Земфира, опасаясь гнева мужа, убеждает его вернуться в свой лагерь. В гневе Алеко убивает цыганку, и когда Земфира проклинает своего мужа и говорит о неуважении к его угрозам, он вонзает нож и в нее.
Утром цыгане находят Алеко с окровавленным ножом на телах двух влюбленных. Похоронив покойников, лагерь снимают с места. Перед отъездом к Алеко подходит старый отец и говорит, что ему нет места среди цыган.
У цыган нет законов и никто не отомстит за их смерть, но они не хотят жить рядом с убийцей. Цыгане не ходят с человеком, который хочет свободы только для себя.
Это краткое содержание стихотворения Пушкина «Цыгане», но лучше прочитать само произведение.
краткое содержание стихотворений Пушкина, таких как:
- «Руслан и Людмила»;
- «Бахчисарайский фонтан»;
- «Кавказский пленник».
Утешения старика
Старик просит Алеко не печалиться, ведь тоска не доведет его до хорошего – так продолжается произведение «Цыгане». Краткое содержание знакомит нас с дальнейшими событиями: Алеко признается старому цыгану, что причина его сердечного горя – равнодушие Земфиры. Старик старается его убедить, что его дочь – сущее дитя, а женское сердце всегда несерьезно в любви. И никто не может приказать женщине любить одного – точно так же, как невозможно приказать Луне замереть на одном месте. Однако Алеко, постоянно вспоминающий счастливые часы, проведенные с Земфирой, остается безутешным. Тогда старик рассказывает собственную историю, в которой содержится назидание для юноши. Когда-то он был молод и влюблен в красавицу Мариулу. Наконец, у него получилось добиться от возлюбленной взаимности. Очень быстро прошла молодость, однако еще быстрее иссякла любовь Мариулы. В один прекрасный день она покинула табор, оставив маленькую дочку – ту самую Земфиру. С той поры все женщины опостылели рассказчику.
Образы цыган
Пушкин изображает двух цыганок – Земфиру и Мариулу. Героини лишены моральных обязательств, не отягощены нравственным долгом перед мужем или ребенком. Путь цыганок заключается в следовании собственным желаниям, в повиновении страстям. Писатель специально вводит в текст фигуру матери одной из цыганок. Женщина увлеклась новой любовью, оставив ради чувств собственную дочь. Это яркая иллюстрация нравов и порядков цыганского общества. Цивилизованное общество осудило бы подобный поступок. Однако цыганка не винит мать, потому что совершает такие же действия.
Цыгане не видят в измене греховного, постыдного поступка. Любовь для них представляется силой, которую никто не способен ограничить или удержать. Алеко не принимает этих обычаев, потому что измена для героя – грех, посягательство на его право, непростительный проступок. А любой проступок должен быть наказан. Алеко убивает девушку-изменницу вместе с ее новым любовником. Этим жестом герой признает, что отличается от цыган.
Композиционные особенности поэмы
Композиция пушкинского текста имеет центр – это цыганская песня Земфиры. Песня девушки-цыганки одновременно представляет и кульминацию конфликта произведения. Структурно текст включает одиннадцать частей. Для девяти фрагментов характерно использование четырехстопного ямба. Песню цыганки Пушкин пишет, используя двустопный анапест. Писатель включает в композицию поэмы также песню под названием «Птичка божия не знает…». Эта часть написана с помощью четырехстопного хорея. В будущем строки этой песни положат на музыку.
Текст состоит не только из песенных фрагментов. Пушкин включает в композицию несколько рассказов. Это истории сосланного поэта и неверной супруги по имени Мариула, которые вспоминает старик-цыган. Цель рассказов состоит в развитии сюжета повествования, а также в раскрытии характеров действующих лиц.
Пушкин выступил новатором, потому что наделил каждую часть своей особенной формой. Поэма включает рассказы от первого лица, монологи, диалоги, детальное описание ландшафтов, цыганского быта и культуры. Разрозненный характер частей произведения не мешает композиционному единству «Цыган».
Судьба произведения
При создании этого текста автор вдохновлялся аутентичной бессарабской культурой. Российское общество приняло поэму нейтрально, без особо восторга. Впрочем, отдельные цитаты из этого произведения превратились в крылатые фразы. Иная реакция была у европейской публики. В Европе пушкинскую поэму встретили с восторгом. Мериме, впечатлившись произведением, пишет «Кармен», Рахманинов – «Алеко» и т. д.
Сюжет
По бескрайним степям Бессарабии кочевал цыганский табор. С наступлением ночи кочевники погрузились в сон, и лишь один старик не смыкал глаз у костра. Он поджидал свою юную красавицу-дочь Земфиру, которая ушла гулять в поле и до сих пор не вернулась. Вскоре появилась девушка, но не одна, а с незнакомым юношей. Алеко признался, что скрывается от закона и ищет пристанища у цыган. Старик радушно пригласил остаться его в таборе так долго, как ему потребуется.
Ранним утром табор вновь отправился в путь. Земфира переживала, что юноша будет тосковать о родине, о прежней жизни, но Алеко заверил её, что отныне всегда будет рядом с ней. Старый цыган, услышав их разговор, поведал старинное преданье о человеке, который был сослан царём в эти края, но так и не смог обрести душевный покой, несмотря на доброту и гостеприимство местных жителей. Алеко с удивлением узнал в герое этого преданья поэта Овидия и поразился превратностям судьбы.
В течение двух лет юноша кочевал с цыганами, разделяя их радости и горести. Он водил по деревням медведя и тем зарабатывал себе на хлеб. Ничто не нарушало его душевного спокойствия, пока он не заподозрил Земфиру в измене. Девушка не стала отпираться и призналась, что разлюбила его.
С тех пор Алеко потерял покой: он рыдал во сне, тосковал, утратил интерес к жизни. Старый цыган, видя эти страдания, попросил Алеко не печалиться и понять простую истину: сердцу невозможно приказать, кого любить. Никто не волен силой держать возле себя человека, если любовь прошла. В качестве примера старик рассказал Алеко историю своей жизни. Он без памяти любил мать Земфиры – прекрасную Мариулу и сумел добиться взаимности. Однако любовь ветреной цыганки оказалась скоротечной. Она бросила мужа и дочь, которой едва исполнился годик, и ушла с другим табором. Алеко искренне не понимал, почему старик не убил соперника или неверную жену.
Той же ночью Алеко узнал, что Земфира убежала на свидание с молодым цыганом. При свете луны ему удалось отыскать их. В порыве гнева он вонзил нож в грудь цыгана, который попытался бежать. Земфира с презрением отнеслась к угрозам Алеко и прокляла его. Не в силах справиться с собой, Алеко убил и свою возлюбленную.
На рассвете цыгане стали свидетелями страшной картины: над окровавленными трупами сидел в беспамятстве Алеко с ножом в руке. Когда тела влюблённых были преданы земле, старый цыган подошёл к Алеко и попросил покинуть табор. Он сказал, что цыгане не желают жить с убийцей, человеком, который желает воли только для себя самого. Табор отправился в путь, и лишь одна повозка осталась в степи.
Поэма «Цыганы»
«Цыганы» — это поэма, написанная Пушкиным, которая стала завершающей в цикле «южных» поэм.
История поэмы Цыганы
Свое произведение по поэме «Цыганы» и ее анализ я начну, пожалуй, с истории написания поэмы «Цыганы» Пушкина. Свою работу автор начал писать в 1821 году. Идеей зарождения данного сочинения стала кишиневская ссылка, во время которой Пушкину пришлось странствовать с цыганами и наблюдать за их жизнью. Их поведение и быт настолько поразил автора, что под впечатлением Пушкин взял перо, из-под которого и явилось данное произведение. Завершил свою работу писатель в 1824 году.
Конфликт поэмы Цыганы
Конфликт поэмы «Цыганы» построен на противоречии страстей самого героя. Здесь мы видим, как переплелись два разных мира: мир городских людей и людей воли и свободы. Особенность конфликта в поэме «Цыганы» заключается в том, что Алеко – главный герой, смог вырваться из власти города, присоединился к цыганам, с которыми хотел прожить свободную жизнь, но по-настоящему так и не сумел стать человеком воли, поэтому и услышал свой приговор: «Оставь нас, гордый человек».
Мотив бегства Алеко из города и приход к цыганам
Каким же был мотив бегства Алеко из города и почему он решил примкнуть к циганам? Все очень просто. Герой поэмы свободолюбивый человек, такой себе, бунтарь, которому надоели рамки, который захотел стать свободным. Алеко разочаровался в благах цивилизации, для него городская жизнь стала превращаться в ад, а тут еще и совершенное героем преступление, о котором автор нам не повествует. Среди цыган же ему хорошо, он быстро вливается в жизнь цыган, принимая первобытный быт.
Вольность цыган. Несвобода человека в цивилизованном обществе
Продолжая анализ произведения, остановимся на цивилизованном обществе и несвободе человека в нем, а также на вольности цыган, что изобразил писатель в своем произведении. Так вот, автор критикует жизнь людей среди цивилизации, где есть все блага, где есть все для того, чтобы жить свободно, но, люди здесь, как в клетке. Здесь люди теряют себя, живут по писанным правилам, скованы законами. А вот жизнь вне цивилизации, где не имеется установленных законов, полна свободы действий, вот только, выбрав свободу, нужно быть готовым к бедному существованию, где приходится песнями и плясками зарабатывать себе на жизнь.
Роль лирического отступления о луне
Тема любви затронута в поэме Пушкина «Цыганы», а значит, рядом здесь и романтизм в поэме «Цыганы».
Любовь само по себе сложное чувство, здесь невозможно приказать сердцу любить или нет, невозможно и предугадать исход событий. Так Земфира — героиня поэмы «Цыганы», полюбила другого, не задумываясь пошла на измену, причинив Алеко — герою поэмы «Цыганы» боль, а чтобы передать состояние души героя, автор прибегает природной картине, используя отступление о луне. И здесь она «Зашла в туманы». К тому же луну автор неспроста использовал, видимо, хотел показать, насколько изменчивой может быть женщина и приказать женщине любить одного, невозможно как и заставить луну остановиться на месте.
Художественная роль образа Мариулы, жены Старого цыгана, в конфликте и композиции поэмы
Мариула – это мать Земфиры, которая бросила мужа с ребенком, ради новой любви. И автор неслучайно нам рассказывает о Мариуле, тем самым показывая, что и дочь ее пошла той же дорогой, вот только их возлюбленные поступают по-разному. И, если свободный старый цыган отпустил жену, ведь он знает, что любви не прикажешь, то Алеко, который жил среди правил, жил в мире, где существуют рамки, не смог простить и отпустить, поэтому он и пошел на такой шаг, как убийство.
Авторская позиция в поэме
Когда читаешь произведение Пушкина «Цыганы», то видим, что автор не выбирает ту или иную сторону, он не становиться на защиту Алеко или цыган, а попросту сочувствует старику и положительно относится к главному герою, правда, его поступок, когда герой решается на убийство, не одобряет, поэтому словами старика, он прогнал Алеко из табора.
Художественный смысл заключительной сцены. Роль эпилога
Каков художественный смысл последней сцены? Здесь писатель хотел нам показать, каким одиноким в своей жизни остался главный герой произведения. Он, как та телега среди поля, что осталась стоять брошенной в степи. Именно так себя чувствовал и Алеко. Эпилог также играет свою роль. Здесь автор показывает нам, что независимо от того, в таборе ты живешь или среди цивилизации, невозможно избежать своей жизни, уготованной судьбой. Судьба настигнет тебя, где бы ты ни был и куда бы ни спрятался.
О романтическом жанре
Поэма написана поэтом в годы роста оппозиционных настроений в России. Отражением их в литературе стал байронизм, воспринимаемый как протест против крепостнического строя. Пушкин стал зачинателем романтического жанра в русской литературе. Каковы же его особенности и основные черты?
В героических эпопеях главными становились события исторической и социальной важности. В связи с этим их сюжеты были богаты обилием эпизодов, отступлений
В романтической поэме сюжет имеет уклон в сторону новеллы. Основные события разворачиваются вокруг жизни одного лица, не всегда положительного.
Чаще всего главным событием в жизни персонажа является любовь, а число действующих лиц немногочисленно. В центре повествования — герой, его возлюбленная и соперник.
Сюжетная схема произведений в романтическом жанре раскрывается стандартно. Чувства героев находят препятствие в лице третьего человека. Возникающий при этом конфликт заканчивается гибелью героини, антагониста, а иногда и самого героя. Сюжет может обыгрываться по-разному, но основная структура произведений выглядит именно так.
Поэма «Цыганы» выдержана в духе указанных выше положений. В центре внимания — цыган Алеко, романтические переживания которого становятся причиной гибели цыганки Земфиры и ее возлюбленного. Последовательность событий описана рядом этапов:
- Городская жизнь Алеко.
- Добровольный уход из города.
- Встреча с Земфирой и вступление в табор.
- Алеко узнает об измене молодой цыганки.
- Убийство Земфиры и ее возлюбленного от руки ревнивца.
- Изгнание из табора.
Пушкин сразу вводит читателей в самый эпицентр событий, создавая драматическую ситуацию. Прошлое и будущее героя закрыты романтической полумглой. В центре внимания — один красочный эпизод его жизни. В соответствии с этим автор раскрывает характер Алеко только с той стороны, которую хотел продемонстрировать читателям. Это страстная порывистая натура, отчасти эгоистичная.
О внешности Алеко можно судить по таким кратким отрывкам: экспрессивность взгляда, меняющиеся цвет лица, взгляды, жесты. Характеристику внешности Земфиры автор не дал в тексте книги. О ее облике известно кратко то, что цыганка черноокая. Пушкин неравнодушен к судьбе лирического персонажа. Его эмоциональная заинтересованность находит отражение в разных формах: отступлениях, коротких вопросах, воспоминаниях.
https://youtube.com/watch?v=elEXgkK9Sko
Земфира
Юная красавица Земфира – настоящее дитя любви и природы. Она непосредственна в своих привязанностях. Едва увидев Алеко, цыганка приводит его в семью и в свой дом, а потом вообще отдает ему сердце.
Если иногда ее тревожит страх, что возлюбленный покинет ее ради прошлой жизни, и она тут же делится своими переживаниями. Гневные проповеди Алеко о низости и грязи городов успокаивают ее.
И едва девушка почувствовала в сердце другую любовь, то и об этом не смогла молчать — сначала поет о своих новых чувствах, потом признается в желании уйти к другому, и отправляется, не таясь на свидание. От непонимания того, как может быть иначе, девушка ведет себя, как мать
, бросившая ее ради новой любви. Земфира видит, что отец признал право любимой уйти, если все прошло, и сама уходит так же легко.
Актеры и роли
- Виктория Полторак — сыграла Раду. («Вспышка», «Девочки не сдаются», «Бывшая», «Будь собой”)
- Дмитрий Пчела — играет Максим. («Чистая психология», «Лучшее из всех», «Выбор”)
- Андрей Ланд — играет Боро. («Граница времени», «Америка внутри”)
- Екатерина Варченко — сыграла Люба. («Неслучайные встречи», «Мама моей дочери”)
- Игорь Крикунов — играет Янош. («Купи другу», «Люди гуляют”)
- Олеся Жураковская — сыграла Варвару. («Сердце матери», «Как долго я тебя ждала”)
- Артур Логай — играет Роман. («Секреты”)
- Анна Сагайдачная — сыграла Ольга. («Птица души», «Увидеть океан», «Не могу забыть тебя”)
- Ксения Мишина — сыграла Тамару. («Художник», «Вкус счастья», «Запланированное чудо”)
Анализ произведения Цыганы
Часто авторы берут свое вдохновение из той среды, в которой обитают. Такой легендарный автор, как Пушкин, точно также вдохновился на написание поэмы «Цыганы». В 1824 году автор был в городе Кишинёве и там пробыл две неделе в цыганском таборе. Благодаря этому опыту он и создал поэму, которую знаю все.
Этот рассказ помогает читателю рассмотреть поближе проблему двух миров. Один мир – это цивилизация, культура и законы. Другой мир – дикость цыганского табора.
Вся цивилизация держится только на писаных законах и различных правилах. Именно от этого всего и хотел убежать главный герой произведения – Алеко. Он хотел окунуться в мир дикости и свободы и попал в цыганский табор.
Можно сказать, что Алеко хочет убежать от законов. Ему все это дико, он хочется скрыться от всех.
Сбежал Алеко к цыганам, которые, по его мнению, не подчиняются законам. Ведь там нет закона, там есть традиции.
Представительницей данного табора в поэме Пушкина является Земфира, в которую влюбляется Алеко. Женщина родила ему сына. Изначально главный герой поэмы принял этот новый пир, он хочет стать частью всего этого. Он создал семью и нашел работу, чтобы обеспечивать жену и ребенка.
Однако, читатель понимает, что герой не изменился в полной степени. В конце произведения становиться ясно, что герой убегал не от людей, а от самого себя. Алеко никак не может смириться с новыми миром, со всеми порядками и неписаными законами. Он не готов к такой жизни.
Один мудрый цыган разъяснил главному герою то, что цыганки очень любвеобильные. Сначала они любят одного, затем другого. Не стоит это принимать близко к сердцу.
Цыгане ценят свободу и ставят ее на первое место. Они за права выбора во всем, даже в отношениях. Алеко должен сделать выбор, ведь с ним больше не хотят иметь дело. Даже не хотят его больше видеть. Герой не понимает, почему так. Он не понимает этих законов и не хочет дарить кому-то свободу, хоть и сам в поисках этой свободы для самого себя.
Поэма Пушкина оканчивается тем, что главный герой остается в одиночестве. Он оказался между двумя мирами, в какой-то пустоте. Ему еще предстоит понять самого себя и это будет непросто.
По своей структуре данная поэма очень близка к романтике. Пушкин экспериментировал и вносил множество коррективов, чтобы произведение получилось удачно. Все образы подобраны довольно точно и удачно. Каждый герой несет в себе некую историю, которую хочется узнавать. Так же, произведение очень поучительное и интересное.
Символическое значение природы в поэме
В поэме «Цыгане» А.С. Пушкин использует символическое значение природы, чтобы передать главную тему произведения. В течение всей поэмы природа является неотъемлемой частью романтической атмосферы и играет важную роль в развитии сюжета.
Особо заметна символика природы в образах звезд и луны. Эти небесные тела являются символами свободы и мечты, что отображает стремление цыган к беспечной жизни и независимости. Например, в куплете «Уносит в степь, на вихре гоним,/Звезда падает — гаснет мой костер», звезда символизирует свободу и открытость, тогда как гаснущий костер символизирует прекращение романтической любви и привязанности к прошлому.
Еще один заметный символ природы в поэме — это река. Река описывается как неистовый поток, который неуклонно движется вниз, отражая жизненные перипетии цыган, их проблемы и изменения. В куплете «Идет волна по колено,/Дрогнул всевышний голосок:/«Гюльназ, Гюльназ, смотри в окно,/Изрублен гость нас у окно!» река становится символом времени, который неумолимо и безжалостно уносит все в своем пути.
Символическое значение природы в поэме раскрывает тему беспечной жизни, свободы и стремления к независимости
Романтический образ природы, созданный Пушкиным, передает сложный мир цыган и важность их образа жизни
Анализ произведения
Сюжет «Цыгане» Пушкина незамысловат. Через все произведение проходит единственная сюжетная линия и три главных героя. Земфира увлекается мужчиной, который успел получить жизненный опыт и устал от насущного бытия. Плененный красотой знойной цыганки, он бросает все и прибивается к табору. Юноша не рассказывает о прошлом, однако, судя по городам, где он побывал, и людям, с которыми общался, можно предположить, что оно было непростым.
Возможно, вступление в табор — попытка убежать от прошлого, в котором Алеко не было места. Земфира говорит, что его преследует закон, но не уточняет почему. Два года беглец был рядом с Земфирой. Ей пришлось нисходить до этих отношений, поскольку пылкие чувства в душе быстро прошли. Когда же к ней пришло настоящее чувство, то избранником оказался такой же простой и молодой цыган, как она сама. Застав возлюбленную в объятиях соперница, оскорбленный в чувствах Алеко совершил двойное убийство.
Цыгане в поэме Пушкина предстают робкими людьми. Они не живут по закону и потому не устраивают суда над Алеко. Одни даже не упрекнули его в ужасном поступке. Все это не из-за нравственных соображений, а из-за робости души. Им не свойственно насилие и жестокость. По этой причине они даже не изгоняют Алеко, а сами покидают его. Отец Земфиры дважды говорит «оставь нас», однако это скорее не требование уйти из табора, а просьба не сопровождать его дальше.
Анализ «Цыган» Пушкина дает возможность уточнить следующие моменты:
- жанр — романтическая поэма (позаимствован поэтом у Байрона);
- в поэме 10 частей, 9 из них написаны четырехстопным ямбом, песня Земфиры — двухстопным;
- композиционно повествование строится вокруг песни Земфиры, которая является кульминацией конфликта;
- в поэме Пушкин противопоставил трудовому народу вольное общество, которое не трудится и не соблюдает общественный порядок;
- поэт показал, что романтическая свобода и любовь к вольной жизни не гарантирует счастья;
- в произведении нет положительных литературных образов, поэт критикует устаревший идеал — образ романтического героя и свободу в любви, общественной жизни.
Поэма создавалась в момент возрастания интереса людей к быту и труду людей разных племен и положений. В этом направлении поэт сделал важный шаг. Неслучайно произведение было одобрено литераторами, декабристами, передовыми европейскими критиками.
Очень краткий пересказ поэмы «Цыганы»
Рассказчик описывает беспечную жизнь цыганского племени, кочующего по Бессарабии. Среди цыган – старый отец с дочерью Земфирой. Однажды Земфира влюбляется в Алеко, человека из другого мира, жителя большого города, приводит его в свой табор и знакомит с отцом. Алеко просит разрешения у старика остаться с цыганами. Молодая пара живет счастливо, кочует вместе с цыганским племенем. У Алеко и Земфиры рождается ребенок. Но Алеко неспокоен. Все ему кажется, что вот-вот грядет какая-то беда. Однажды предчувствие его сбывается: Земфира охладела к нему и отдала свое сердце другому. Алеко ревнует. Его душа полна жаждой мщения. Он выслеживает возлюбленную и ее кавалера и убивает обоих.
Цыгане хоронит юную пару. Старик отец просит Алеко покинуть табор. Он говорит, что цыгане – народ вольный и добрый, не знает законов и живет мирно. Никто никому не мстит. Алеко – из чуждого мира, ему нужно вернуться к своим.