«тринадцатый подвиг геракла» — краткое содержание рассказа ф. искандера

Тема произведения тринадцатый подвиг геракла читательский дневник. «тринадцатый подвиг геракла» главные герои

Краткое содержание

Учебный год начинается с прихода нового педагога — Харлампия Диогеновича. С первых дней он добился в 5 Б классе идеальной тишины. Делал он это через высмеивание некоторых учеников. Часто объектом для шуток становился Шурик Авдеенко, слабый и ленивый человек. Подход учителя был оправдан: никому не хотелось выглядеть смешно, поэтому дети начали хорошо готовиться к занятиям.

Главный герой не смог решить задачу. Его сильно удивило то, что и Шурик, и Адольф смогли сделать задание. Рассказчик решил сорвать урок математики, так как ему не хотелось стать посмешищем. Мальчик вспомнил, что в это время врач и медсестра должны проводить вакцинацию от тифа в 5 А классе. Рассказчик вызывается проводить медицинских работников к кабинету, после чего убеждает их начать вакцинацию с 5 Б. План мальчика удается.

В классе провели вакцинацию. Особенно сильно переживает Алик. Он так расчувствовался, что упал в обморок. Дети хотели было звонить в скорую помощь, но медсестра привела ученика в чувство.

Учитель принялся перебирать четки и рассуждать о двенадцати подвигах Геракла. В этот момент главный герой понял, что атмосфера в классе накаляется. Потом Харлампий Диогенович поведал историю о некоем молодом герое. Он решил совершить тринадцатый подвиг Геракла, но им двигала не смелость, а трусость.

Учитель вызвал к доске рассказчика. Мальчик понял, что избежать позора не удастся. Ему не удалось решить задачу, и он стал посмешищем. Из случившегося рассказчик сделал правильные выводы. Он начал прилежно делать домашние задания и не играть в футбол, если что-то не получается сделать.

Читать краткое содержание Искандер Тринадцатый подвиг Геракла

Наступает очередной учебный год, и в школу приходит новый преподаватель математики Харлампий Диогенович. Этот мужчина сразу выделялся среди своих коллег, был очень серьезным и умным. На его занятиях в классе царила неимоверная тишина и дисциплина. Директор долго не могла привыкнуть к тому, что новый учитель мог так успокаивать детей, и что во время урока дети находятся в классе.

Класс успокаивался только лишь при виде учителя в дверях кабинета, и тишина длилась до конца. Изредка из класса доносился смех, это Харлампий Диогенович иногда отвлекал ребят своими шутками, смеялся сам и детей веселил. Однажды к нему на занятие опоздал ученик, и Харлампий отдал ему почтение, как главному, уступил ему дорогу в класс, и после этого придумал ему кличку «принц Уэльский». Еще одной особенностью учителя было то, что он не ругал учеников и не вызывал их родителей к себе.

Когда приходило время писать контрольные, все писали своим умом и не списывали, так как знали, что Харлампий Диогенович сразу вычислит обманщика и вдобавок еще и засмеет. Так, однажды поводом для насмешек стал и сам рассказчик. Перед одним из очередных уроков математики у него не получалось решить задачу. У рассказчика так и не получилось справится с заданием, которые было дано домой он пошел в школу. Там он выяснил, что у других учеников тоже не совсем получилась задачу, и не у всех решение совпало с ответом. Это немного успокоило рассказчика и он забыв про задачи пошел бегать и гонять мяч.

Перед уроком рассказчик был уверен, что самый умный ученик в классе- Сахаров конечно же справился с заданием. Как оказалось, и у мальчика, с которым рассказчик сидел тоже была решенная задача. Тут начался урок и рассказчик был настроен, что вызовут именно его. Но вначале урока, когда все ожидали начала опроса, в класс зашли доктор и медсестра, им нужно было найти «А» класс, так как должны были делать прививки. Рассказчик не растерявшись вызвался помочь им найти класс, на что учитель дал согласие. Пока провожал докторов он узнал, что уколы их классу хотят делать через урок, и поэтому говорит доктору, что они с классом как раз собрались идти в музей. Рассказчик побежал вперед врача в кабинет, и обнаружил, что возле доски пытаясь решить задачу стоял Шурик Авдеенко, но дать объяснение у него не получилось. Учитель приказал Шурику отправится на свое место, а похвалил за правильную задачу Адольфа.

Вскоре пришли врачи и сказали, что детям нужно сделать прививки и попросили преподавателя отпустить их с урока. Первым на процедуру пошел Авдеенко. Всё прошло удачно, мальчик не боялся, а наоборот радовался, так как вместо задачи, он пошел на укол. Комаров Адольф побледнел, ему было страшно и несмотря на утешения соседа по парте, он никак не мог успокоится. После укола ему сделалось еще хуже,и медики вынуждены были даже дать мальчику нашатырь. Рассказчик в это время гордился собой, и хвастался, что вовсе не чувствовал боли, но это было лишь хвастовство. После прививок врачи ушли.

До окончания занятия еще было время и преподаватель решил рассказать детям о подвигах Геракла, и еще одном человеке, который решил добавить тринадцатым подвиг, тем самым изменить мифологию Греции. Учитель лишь объяснил, что подвиг был из-за трусости, а для какой цели, он попросил рассказать главного героя. И тут учитель вызывает мальчика к доске и просит дать объяснение тому, как он решал домашнее задание. Рассказчик всё пытался тянуть время, но это не помогло, наоборот он выглядел нелепо и смешно.

Этот случай положительной повлиял на ученика, после этого он стал более покладисто и ответственно относится к выполнению своей работы. Рассуждая, мальчик понял, что плохо, когда человек перестает бояться показаться смешным. Ведь это может отразится на нем не самым лучшим образом.

Оцените произведение:

4.12

Голосов: 1048

Читать краткое содержание Тринадцатый подвиг Геракла. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» Искандера Ф.А.

Смысл произведения

Само название рассказа уже привлекает внимание читателей. Из мифов известно о двенадцати подвигах Геракла, поэтому детям интересно узнать, что еще совершил герой

Но в произведении Искандера речь идет совсем не о тринадцати доблестных действиях.

Учитель напоминает о Древней Греции. У него соответствующее имя, он любит вспоминать мифы, рассказывать на уроках о баснях Эзопа. Он часто высмеивает учеников, но делает это по-доброму. Такой прием позволяет ему улучшать дисциплину в классе. Опоздавших он называл принцами Уэльскими, списывающих — лебедями. Учителю хотелось показать детям, что у них должно быть чувство собственного достоинства. В таком случае они не позволят себя высмеивать.

Главная идея произведения — смех успешно борется с ложью и фальшью. Шутки педагога не были обидными, но они позволяли понять неправильность поведения. После инцидента с задачей главный герой стал серьезнее относиться к своим обязанностям. Он даже делает предположение, что если бы люди умели шутить, то Древний Рим бы не погиб.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

СКОРБЬ

(1)Он летел на похороны матери. (2)Рейс на его самолёт уже несколько раз откладывали. (3)И другие рейсы отодвигали. (4)Аэропорт был переполнен пассажирами.

(5)Он ходил и ходил между сидящими и снующими пассажирами уже несколько часов.

(6)Сейчас, когда он стал прилично зарабатывать и мог уже в полную силу помогать матери, она заболела и умерла. (7)Он думал, что никто в мире никогда не узнает о самоотверженности его матери, о её великом терпении, любви, о её невероятных усилиях, чтобы одной вырастить своих детей.

(8)И вот, поставив всех на ноги, почти внезапно она умерла, вместо того чтобы долго и тихо угасать, лаская внуков и чувствуя на себе благодарную любовь своих взрослых детей.

(9)Мать — короткий праздник на Земле.

(10)Эти слова неведомого ему поэта сейчас звенели у него в голове. (11)Какая несправедливость! (12)И никто никогда не поймёт, чем она была для своих близких, и этого никак не пересказать, потому что её любовь и самоотверженность заключались в тысячах деталей, которые хранило его сердце, и в словах это не выразить, и не найдётся человека, который всё это захотел бы выслушать и понять. (13)«Какая несправедливость», — думал он, шагая и шагая между людьми, сидящими на скамьях и снующими по залу аэропорта.

(14)Мать — короткий праздник на Земле.

(15)Вдруг его внимание привлекла женщина лет тридцати, по одежде явно крестьянка, сидевшая с узелками у ног. (16)Его внимание привлекло выражение необычайной скорби на её лице, и тогда он заметил мальчика лет шести, сидящего рядом с ней. (17)Над глазом мальчика краснела чудовищная опухоль величиной с голубиное яйцо

(18)Лицо мальчика было безмятежно, видно, он не испытывал никакой боли, тем более что руки его беспрерывно двигались, он занят был игрушечной машинкой

(17)Над глазом мальчика краснела чудовищная опухоль величиной с голубиное яйцо. (18)Лицо мальчика было безмятежно, видно, он не испытывал никакой боли, тем более что руки его беспрерывно двигались, он занят был игрушечной машинкой.

(19)Он остановился, поражённый лицом этой женщины. (20)Конечно, выражение скорби на её лице было связано с болезнью этого мальчика. (21)Конечно, она прилетела в Москву показать его врачам. (22)Что они ей сказали? (23)Вряд ли что-нибудь утешительное. (24)Иначе откуда такая скорбь на её лице?

(25)Он смотрел и смотрел на обыкновенное лицо русской женщины. (26) В обычном смысле оно не было ни уродливым, ни красивым. (27)Но сейчас оно было необыкновенным. (28)Она молча смотрела в какую-то непомерную даль, и лицо её светилось тихой, безропотной скорбью.

(29)Оно вмещало в себя всю скорбь мира, и он почувствовал, что оно вмещает в себя и скорбь по его матери, словно не хуже него знает о её самоотверженно-мужественной, терпеливой жизни. (30)И он вспомнил, что всю жизнь скорбь была главным выражением лица его матери, но он так привык к этому выражению, что не понимал его. (31)И только сейчас понял. (32)И эта женщина, которая была намного моложе не только его матери, но и его самого, вдруг показалась ему похожей на его мать.

(33)В своей жизни он видел немало хорошеньких, милых, красивых женских лиц. (34)И только теперь, потрясённый, понял, что впервые видит прекрасное лицо.

(35)И ему вдруг захотелось упасть на колени перед этой женщиной и поцеловать её руку в знак благодарности, сказать ей всё, что не успел сказать своей матери.

(36)Однако он не двигался, а только смотрел на её лицо. (37)Он знал, что, даже если бы аэропорт был пуст и не было ни одного свидетеля, он бы не пал перед ней на колени. (38)Он был сыном своего времени, и стыд перед откровенностью благоговения мешал ему это сделать.

(39)И он смотрел и смотрел на это светящееся скорбью лицо, обращённое в непомерную даль. (40)И ему почему-то становилось легче, просветлённее. (41)«В этом мире всё прекрасное скорбит, — подумал он, — и всё скорбящее прекрасно».

(42)И он вдруг с абсолютной уверенностью понял, что только скорбь прекрасна и только она спасёт мир. (43)И разве случайно, что лицо Богоматери всегда печально?..

(44)А мальчик с чудовищной опухолью над глазом безмятежно играл своей машинкой.

(По Ф. Искандеру *)

* Фазиль Абдулович Искандер (род. 6 марта 1929г.) — советский и российский прозаик и поэт. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в «Новом мире» повести «Созвездие Козлотура». Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». Сюжет многих его сочинений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства.

План рассказа

Часто в школе ученикам при изучении рассказа конспект даётся составить дома или в классе, выписывая лишь только главные мысли. Тезисы могут стать и пунктами плана, который можно будет использовать и для написания сочинения по этому произведению.

План произведения:

  1. Знакомство с Харлампием Диогеновичем, учителем математики.
  2. Уроки математики.
  3. Главное оружие учителя – смех.
  4. Нерешенная задача.
  5. История с доктором.
  6. Неудачный ответ у доски.
  7. Смех класса.
  8. Благодарность учителю.

Каждый читатель, конспект которого несложно составить, сможет понять и оценить метод учителя математики, который старался правильно и достойно воспитывать детей.

Герои произведения «Тринадцатый подвиг Геракла»

В рассказе Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла», читать онлайн который легко и доступно, всего лишь один герой. Но чтобы лучше понять его поступок, чтобы правильно оценить то, что он делал и как вёл себя учитель, автор показывает и несколько одноклассников мальчика:

  1. Адольф Комаров. Он сидит за одной партой с главным героем, а ребята зовут его просто Аликом.
  2. Сахаров, отличник.
  3. Шурик Авдеенко. Он всегда списывает домашнее задание.

В рассказе есть и другие герои, которых можно отнести к миру взрослых людей. Это, прежде всего, учитель математики Харлампий Диогенович, директор школы, завуч, доктор и медицинская сестра Галя.

Анализ произведения

Уже название рассказа указывает на связь произведения с Древней Грецией. Сразу же вспоминаются мифы, где рассказывается о 12 подвигах Геракла. Но поступок мальчика, которого учитель в шутку называет Гераклом, совсем непохож на подвиг. Ведь он был совершён из-за трусости и слабости.

Учитель, который прекрасно знал древнегреческую мифологию, постоянно рассказывал какие-то эпизоды и учил детей так, что его главным оружием был смех и юмор. Никому из ребят не хотелось выглядеть смешно, поэтому они старались выполнять и все задания вовремя, и не хулиганить.

https://youtube.com/watch?v=DHHKPC5uePM

Все тайное становится явным

Когда врачи сделали прививки всем детям и ушли, до окончания урока осталось еще несколько минут. Обычно в такой ситуации Харлампий Диогенович, перебирая свои четки, рассказывал ребятам что-нибудь поучительное из греческой мифологии.

В этот раз он обратился к подвигам знаменитого силача Геракла. Как известно, у него было 12 легендарных подвигов. Но сегодня, по мнению учителя, некий молодой человек решил дополнить мифологию тринадцатым.

Это, может быть, и похвально, но только Геракл был настоящим героем и совершал подвиги ради людей. А этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости», — произнес учитель. — Давайте узнаем, во имя чего был совершен этот подвиг…» Тут наш герой рассказа, и не подозревавший, к чему клонит учитель, вдруг понял, что настал час расплаты.

Харлампий Диогенович вызвал мальчика к доске и стал спрашивать решение задачи. Но тот, конечно, не смог ничего сказать, кроме двух первых слов из ее условия: «Артиллерийский снаряд…» Герой повторил эти слова три раза, моля Бога, чтобы скорее прозвенел звонок с урока, а звона все не было и положение мальчика становилось все смешнее. «Вы что, нечаянно проглотили артиллерийский снаряд? – спросил Харлампий Диогенович с искренним любопытством». Класс взорвался хохотом, и звонок с урока для героя прозвучал сквозь этот смех как погребальный колокол.

Подробный пересказ 13-й подвиг Геракла

Повествование ведется от первого лица школьника.

Я встречал много математиков. Все они были либо людьми с нетвердым характером, либо неаккуратными людьми, либо очень умными. Теорему Пифагора в современных условиях я бы подверг сомнению.

Но математик нашей школы Харлампий Диогенович, грек, не подходил ни под одну из этих характеристик. Дисциплину на уроке он установил железную, стояла идеальная тишина.

Около школы находился стадион, который своим шумом мешал учебному процессу. Закрыть его не получилось, но его обнесли каменным забором.

С урока математики на стадион мы не сбегали, для этого был урок пения. Больше чем комиссию из гороно, наш директор боялся завуча.

Все же на уроке математики мы иногда смеялись, но не сами по себе, а с позволения учителя. Например, он показывал, как он уважает опоздавшего ученика, и как он мало значит по сравнению с этим учеником. Такие сценки длились всего несколько секунд. Потом он садился, все затихали, и начинался урок.

Харлампий Диогенович был маленького роста, с большой головой, всегда тщательно одетый. У него был маленький блокнотик, куда он что – то о нас записывал. Он не заставлял нас учить математику, это получилось само собой. На контрольных работах мы не списывали, боясь попасть под его насмешки. Например, он мог предложить отличнику Сахарову пересесть к двоечнику Авдеенко, чтобы тот не сломал себе шею, списывая у Сахарова. Этого было достаточно, чтобы Авдеенко начинал напрягать свои мозги.

Харлампий Диогенович боролся против нас своим оружием. Он делал нас смешными. Однажды я тоже стал мишенью для него.

Я не смог решить задачу про артиллерийский снаряд, поэтому в школу пришел пораньше, чтобы исправить это. Своих одноклассников я нашел на стадионе, но у них задача тоже была не решена. Я успокоился и вместе со всеми поиграл в футбол.

Зайдя в класс после звонка, я вдруг выяснил, что отличник Сахаров задачу решил. Пока я от злости и отчаяния жестикулировал около отличника, в класс прошел Харлампий Диогенович. Я с ужасом стал ждать, что меня вызовут первым к доске.

Задачу решил даже Адольф Комаров, который сидел со мной за одной партой. Он любил руки держать на промокашке, а меня это сильно раздражало.

После некоторых манипуляций Харлампий Диогенович стал смотреть на класс. Я притаился. Но тут стали выяснять, кто дежурный, затем доктор и медсестра перепутали класс. Им нужен был пятый «А» класс, чтобы сделать прививки от тифа. Я набрался наглости и вызвался их проводить. Меня отпустили. По дороге я сообщил докторше, что на следующем уроке мы пойдем в музей. Вспомнил, как ученик нашей школы украл в музее кинжал, чтобы с ним пойти на фронт.

И тут докторша, и медсестра, чтобы нас не упустить развернулись и пошли в наш класс делать уколы. Я побежал в класс, чтобы оказаться там раньше их. Около доски страдал Авдеенко. Его мучения прервали медики, которые объявили о начале прививок. Стали вызывать самого смелого, но никто не откликнулся. Тогда математик вызвал Авдеенко. Весь класс позавидовал ему, когда он отошел со сделанной прививкой. Только Алик Комаров бледнел все больше и больше. К моменту, когда его вызвали, он был весь белый как стена. После укола он хотел упасть в обморок, но ему сунули флакончик под нос и он пришел в себя.

Мне тоже сделали укол, вел я себя геройски. После ухода медиков, Харлампий Диогенович стал задумчивым. Он начал перебирать четки и рассказывать, как один юноша захотел совершить тринадцатый подвиг Геракла, только не храбростью, а трусостью.

И тут он вызвал меня к доске, чтобы я рассказал, как я решил задачу. Мысли мои путались и я не мог сосредоточиться. Все, что я мог, это повторять слово «артиллерийский снаряд».

Весь класс смеялся надо мной, потому что я был смешным. Я стал серьезно относиться к домашним заданиям. Я с благодарностью вспоминаю уроки математика, потому что он приучил нас с юмором относиться к неудачам, а наши пороки он просто высмеивал.

Рассказ учит честности.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Герои произведения «Тринадцатый подвиг Геракла»

В рассказе Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла», читать онлайн который легко и доступно, всего лишь один герой. Но чтобы лучше понять его поступок, чтобы правильно оценить то, что он делал и как вёл себя учитель, автор показывает и несколько одноклассников мальчика:

  1. Адольф Комаров. Он сидит за одной партой с главным героем, а ребята зовут его просто Аликом.
  2. Сахаров, отличник.
  3. Шурик Авдеенко. Он всегда списывает домашнее задание.

В рассказе есть и другие герои, которых можно отнести к миру взрослых людей. Это, прежде всего, учитель математики Харлампий Диогенович, директор школы, завуч, доктор и медицинская сестра Галя.

Вопросы к рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла»

  1. Каким вы представляете рассказчика? (шустрым, хитрым мальчишкой, обожающим футбол, болтливым пятиклассником, который любит получать хорошие оценки, дразнить товарищей, искренним человеком, благодарным учителю).
  2. Каковы одноклассники мальчика? (Сахаров – отличник, Шурик Авдеенко – угрюмый двоечник, троечник Комаров недолюбливает свое имя Адольф и боится уколов).
  3. К какому времени относятся события рассказа? (Великая Отечественная война).
  4. В каком классе учится рассказчик? (в 5 «б»).
  5. Как зовут нового учителя математики? (Харлампий Диогенович).
  6. Назовите национальность учителя (грек).
  7. Про что была задачка, которую не решил герой? (про артиллерийский снаряд).
  8. С кем учитель сравнил мальчика-труса? (с Гераклом).
  9. Чего боялся герой? (общего смеха над собой).
  10. Как спустя годы рассказчик вспоминал учителя? (с благодарностью).

Герои произведения «Тринадцатый подвиг Геракла»

В рассказе Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла», читать онлайн который легко и доступно, всего лишь один герой. Но чтобы лучше понять его поступок, чтобы правильно оценить то, что он делал и как вёл себя учитель, автор показывает и несколько одноклассников мальчика:

  1. Адольф Комаров. Он сидит за одной партой с главным героем, а ребята зовут его просто Аликом.
  2. Сахаров, отличник.
  3. Шурик Авдеенко. Он всегда списывает домашнее задание.

В рассказе есть и другие герои, которых можно отнести к миру взрослых людей. Это, прежде всего, учитель математики Харлампий Диогенович, директор школы, завуч, доктор и медицинская сестра Галя.

«13 подвиг Геракла» главные герои

Читательский дневник по рассказу «13-й подвиг Геракла» Искандера

Сюжет

Рассказчик, школьник из 5 «б», не смог решить задачу по математике. Он боится реакции нового учителя грека Харлампия Диогеновича: тот шутит над растяпой и тугодумом так, что все смеются. И зазывает в класс докторшу для прививки от тифа, хотя она шла не к ним. После ее ухода учитель вызывает рассказчика, труса, совершившего «13-й подвиг Геракла», к доске. Весь класс над ним хохочет: и тихий Алик Комаров, который так боялся уколов, и отличник Сахаров. Герой понял, что смех – лекарство от лукавства, хитрости и самомнения.

Отзыв

В названии рассказа насмешка над мальчиком, фальшивым «Гераклом». Геракл совершил свои подвиги, как герой, выполняя волю богов, честно служил царю. А рассказчик схитрил из трусости, страха, самолюбия, сделал ненужный «подвиг». Сорвал урок, обманул учителя, доктора, подверг одноклассников испытанию. Он боялся не уколов, даже не двойки, а заслуженного смеха. Имя по-своему гениального учителя (он грек, как Геракл) «говорящее». Харлампий значит «радостный». Диогенович – намек на философа Диогена, днем с огнем искавшего в толпе достойного человека.

Примеры комического в рассказе: назвать списывающего ученика лебедем (вытягивающим шею), приглашать минера для ученика, «проглотившего снаряд». Рассказ учит бороться со своими недостатками, признавать ошибки, быть благодарным, бояться быть подлым, а не смешным, ответственно относиться к учебе – и с юмором к себе самому.

Вакцинация не спасет

Следуя своему методу, Харлампий Диогенович был справедлив со всеми, ни для кого не делал исключение.
И однажды главный герой рассказа тоже не смог избежать наказания смехом. Мальчик не смог решить заданную на дом задачу.

Вместо того, чтобы логически подумать, он стал сравнивать свой результат с готовым ответом, но цифры никак не сходились, и он махнул на задачу рукой, надеясь, что перед уроком спишет у кого-нибудь решение.

Он пришел в школу на два часа раньше и узнав, что одноклассник тоже не сделал домашнюю работу, спокойно побежал играть в футбол. Но вот подошло время занятий и оказалось, что в основном ребята справились с задачей, даже слабенький Комаров, сосед нашего героя по парте. Оправдываясь, мальчик начал спорить с отличником Сахаровым по поводу правильности решения. Это случайно увидел Харлампий Диогенович.

Начался урок, и герой с ужасом ждал, что учитель вызовет его к доске. Но математик не торопился. Неожиданно открылась дверь, и в класс вошли доктор и медсестра. В школе как раз проводилась вакцинация детей от тифа. Наш герой уже было обрадовался, но медикам нужен был в первую очередь не их класс, а 5 «А». Тогда мальчик, сам удивившись своей наглости, предложил проводить врачей во флигель, где учился параллельный класс. Ведь это еще на несколько минут отсрочило бы его позор с невыученным уроком. Харлампий Диогенович, приподняв брови, отпустил героя помочь медицинским работникам.

По дороге во флигель мальчик, войдя во вкус безнаказанной лжи, сообщил врачам, что его классу лучше сделать уколы незамедлительно, потому что следующим уроком планируется поход в музей. Медики прислушались к его совету и вернулись в класс, где у доски стоял и мучился над задачей троечник Шурик Авдеенко.

Учитель, пожав плечами, уступил свое место медикам, а сам с грустным и немного обиженным лицом присел за парту. Первым на укол по списку вышел угрюмый Авдеенко, а сосед героя по парте, худенький Алик Комаров, начал переживать и трястись от страха. Мальчик пытался его всячески успокоить, хвастался, что ему, как хроническому «малярику» делали «тыщу» инъекций – и ничего. Но фраза о том, что уколы – это не страшно, главное, чтобы в кость не попали, похоже, только усугубила ситуацию.

Когда Алику стало плохо во время вакцинации и его посадили на стул, наш герой решил не упускать случая, и закричал, что нужно срочно звонить в «скорую помощь», надеясь, видимо, еще протянуть время до конца урока. Учитель гневно посмотрел на него, а медсестра просто дала Комарову понюхать нашатырь, и тот сразу же пришел в себя.

Вопросы к рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла»

  1. Каким вы представляете рассказчика? (шустрым, хитрым мальчишкой, обожающим футбол, болтливым пятиклассником, который любит получать хорошие оценки, дразнить товарищей, искренним человеком, благодарным учителю).
  2. Каковы одноклассники мальчика? (Сахаров – отличник, Шурик Авдеенко – угрюмый двоечник, троечник Комаров недолюбливает свое имя Адольф и боится уколов).
  3. К какому времени относятся события рассказа? (Великая Отечественная война).
  4. В каком классе учится рассказчик? (в 5 «б»).
  5. Как зовут нового учителя математики? (Харлампий Диогенович).
  6. Назовите национальность учителя (грек).
  7. Про что была задачка, которую не решил герой? (про артиллерийский снаряд).
  8. С кем учитель сравнил мальчика-труса? (с Гераклом).
  9. Чего боялся герой? (общего смеха над собой).
  10. Как спустя годы рассказчик вспоминал учителя? (с благодарностью).

Анализ рассказа Ф. А. Искандера “Тринадцатый подвиг геракла”, что он хотел сказать (показать) этим рассказом?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: