Книга чехова «злоумышленник» кратко для читательского дневника

Рассказ «злоумышленник» для читательского дневника: краткое содержание, главные герои, основная мысль

Очень краткий пересказ

Краткий обзор позволяет просмотреть основное изображение произведения.

В суде в качестве ответчика выступает непривлекательный крестьянин из села, которого опекун нашел, откручивая гайку от железнодорожного полотна.

Стоя перед судебным секретарем, Григорьев признает, что открутил гайку, но не понимает своей вины. Мужчина старательно отвечает на все вопросы, объясняя, что ему понадобилась гайка, чтобы сделать грузило для удочки.

Следователь обращает внимание на последствия, к которым может привести этот акт: железнодорожная катастрофа, гибель множества людей. Мужчина очень напуган: в его голове никогда не было намерения уничтожить столько людей

Ведь один-единственный кубик никоим образом не может привести к такой ужасной трагедии. Тем более, что виноградные лозы не раз перевернули по всей деревне, и ничего подобного не произошло.

Соглашаясь с этими утверждениями, он упорно отрицает свою вину. И хотя в ходе допроса следователь обнаруживает, что у подсудимого во дворе дома было много орехов, добытых таким способом, фермер не понимает, почему ему приходится сталкиваться с принудительными работами.

Жанр, направление

Жизнь простых людей в России, их чувства и стремления всегда интересовали Антона Павловича. Продолжаем лучшие традиции реалистического направления в литературе. Стиль его прозы — сатирический, в котором встречаются «смешные» ситуации и сцены, формы поведения и нелепая лексика.

Работа вышла с подзаголовком «Сцена». По жанрам это юмористический рассказ, в котором автор нежно, с иронией и состраданием смеется над своими героями.

Юмор ассоциируется с ярким словарным удивлением, безграмотной и нелогичной речью персонажа, а также с абсурдной ситуацией, в которой следователь считает, что сталкивается с незваным гостем, требующим наказания, а «исследуемый» нет. Он понимает трагедию собственной ситуации.

«Веселое» и «грустное» в повествовании тесно переплетены.

Вариант 2

А.П.Чехов рассказывал о реальной жизни не только интеллигенции, но и простого народа. Вот и в рассказе «Злоумышленник» повествование идет о простом рабочем человеке, о халатности не только его, но и властей.

Сюжет разворачивается в суде. Перед судьей стоит заросший мужичонка по имени Денис Григорьев, средних лет и на первый взгляд недалекого ума. При этом он старается отстоять свои действия и оправдать себя. Мужичок совсем нетрусливый и на каждый довод судьи приводит свой. Дело же заключается в том, что этот самый Григорьев отвинчивал гайки с рельсов, создавая тем самым аварийную ситуацию. Несмотря на то, что почти безграмотный мужик с одной стороны понимает, что делает не совсем хорошее дело, он все же успокаивает себя. Ведь и он, и его сельчане, занимающиеся этим делом не все гайки, скручивают. Соответственно все в порядке. А занимаются этим давно и еще ни разу поезд не сошел с рельсов. И удивляется, какой же он вредитель? Он обычный рабочий, которому позарез нужны гайки и лучше всего те, которые достались бесплатно.

Так как делали это все вокруг, и никогда ничего не случалось страшного, и сам Денис Григорьев. Поэтому он не мог предположить, что занимается вредительством. Он не стесняясь говорит, что все занимаются плетением неводов, а для этого нужны гайки. Тем более что эти неводы покупают господа и, наверное, судья не исключение. И несмотря на это его судят, и он удивлен и ошарашен поворотом дела.

Если подумать, то не только один подсудимый виноват в случившимся, но и те, кто его задержал и судит. Дело в том, что господа знают из чего делают неводы и понимают, чем все это может закончится, но продолжают покупать их. Тем самым провоцируя мужиков на дальнейшие правонарушения. И в этом случае Денис Григорьев оказался «козлом отпущения» так как был не осмотрителен и попался обходчику путей в руки, а затем и в суд.

И по ныне русский народ надеется на «авось пронесет». А все дело в тех людях, которые находятся у власти. Именно они с одной стороны поощряют людей на необдуманные поступки, с другой наказывают их за это.

А мужик Денис Григорьев не такой простофиля и многое умеет и знает, просто иногда не может, выразить это словами или не хочет и то, что он попался это простое стечение обстоятельств неудача. Так бы он и дальше продолжал свинчивать гайки. Никто не гарантирует что после того как его выпустят он станет послушным гражданином и перестанет этим заниматься. На его примере Чехов показал, как русский народ пытается выжить и выкрутится из любой ситуации.

О создании произведения

Произведение “Злоумышленник” – рассказ Антона Павловича Чехова, который опубликован в двухсотом номере “Петербургской газеты” в августе 1885 года.  Затем это произведение вошло сборники, такие как “Пестрые рассказы” и третий том собрания сочинений, изданный Адольфом Марксом. Ходят слухи, что у главного героя рассказа образец показан, хотя писатель утверждает, что создавал распространившиеся образы. Крестьянин Никита Пантюхин, который живет в деревне Красково, слишком напоминает по поведению Дениса Григорьева – главный персонаж этого рассказа. Сильно похожи слова злоумышленника, который, как и Григорьев, откручивал гайки и при этом не знал того, какую опасность принести мог людям.

Краткое содержание

“Злоумышленник”это популярное произведение Чехова. Этот рассказ, как и другие рассказы автора переведенные на иностранные языки. Также встречаются многообразные и пересказы или краткие содержания, которые подойдут для школьников. 

 В начале действия происходят в одном участке, где одного крестьянина допрашивает следователь. Мужчина имя которого Денис Григорьев, приходится младшим ребенком в семье. Этого человека словили за откручиваем гайки закреплял шпалы и рельсы. Денис выглядел не ухожено, одет в латаные рубаху и штаны, ходил без обуви, волосы грязные и не расчесанные, фигура тощая. Денис показывает, что из гаек получаются зачетные грузила. Следователь старается доказать, что люди чуть не погибли, но крестьянин как игнорировал и доказывал собственную линию. Денис начала говорит что перед тем как что, то сделать  обдумывает и даже мысли не допускает, что люди погибнут из-за него. 

Григорьев начала рассказывать, что каждый человек в деревне откручивает гайки и делает из них грузила, и что без этих грузил нет смысла ходить на рыбалку, так как рыба не будет клевать. Однако без грузил ловят только уклейку, и даже мальчики без них на рыбалку не ходят. Затем после рассказа о преступлении, решил сообщить об обитателях пруда и неизвестной рыбе шилишпере. 

Однако следователю стало ясна причина, почему из рельсов сошел поезд и раскрылось то, что гайки крутит не только Денис, но другие люди в деревне. У этих людей часто заказывают грузила и  сети, где как минимум десять гаек нужно. Такие гайки подходят, потому что тяжелые и с дыркой посередине. На вопрос следователя: возможно ли заменить гайку чем то другим, Денис ответил категоричное нет. Этот момент стал переломным в рассказе. Затем в дом мужчины пришли обыскивать где и находят еще одну гайку. Позднее раскрылось то, что в доме Дениса лежать и другие гайки, которые другой крестьянин продал Денису и эта гайка откручена был ним. И несмотря на отговорки, крестьянина обвинили по статье за нанесение ущерба железным дорогам с умыслом.

Сочинение на тему мой любимый рассказ а п чехова злоумышленник – PDF

В ведение Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена на основании следующих нормативных документов Федеральный закон от 29 декабря 2012 273-Ф «Об образовании в Российской Подробнее Пособие содержит подробное планирование уроков литературы в 7 классе общеобразовательных учреждений, занимающихся по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной. Рассматриваются все этапы урока: проверка домшнего Подробнее

Тематическое планирование по литературе в 7 классе Всего в году 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю); из них РР 8ч. ; Внеклассное чтение 6 ч. ; 26ч. Программа для общеобразовательных учреждений М.: «Дрофа», Подробнее

Обратите внимание

Рассмотрено на заседании МО гуманитарного цикла протокол Руководитель Согласовано Зам. директора по УМР Миголь И.А. Утверждаю Директор Банникова Т.Н. Рабочая программа Название курса ЛИТЕРАТУРА Класс 7

Подробнее

Тематическое планирование по литературе. 7 класс. Экстернат. Учебник-хрестоматия для 7 класса. Автор-составитель В.Я.Коровина, 7-е издание, Москва, Просвещение, 2000 г. Занятие 1.(сентябрь) Устное народное Подробнее

Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение» 2006 г.) и учебника «Литература Подробнее

Тематическое планирование по литературе, 7 класс п/п Раздел программы, количество часов Тема урока Введение (ч). Изображение человека как важнейшая идейнонравственная проблема литературы. 2 Устное народное Подробнее

Подробнее

/ Тема урока Сроки ЗУНы 11класс Организация учебного процесса 1 Россия рубежа XIX XX веков 2 Русская литература на рубеже веков 3 Очерк жизни и творчества И. Бунина Знать основные факты жизни и творчества Подробнее

Согласовано Утверждаю Руководитель МО Директор МКОУ «Нововаршавская гимназия» 204г. Зам. директора по УВР 204 г. 204г. Тематическое планирование по литературе в 9 классе на 204-205 учебный год Литература Подробнее

Тема урока п п 1. Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. 2. Предания как поэтическая автобиография народа. 3. Понятие о былине. Собирание былин. 4. Новогородский Подробнее

Пояснительная записка Рабочая программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Подробнее

Сюжет произведения

Как уже было сказано выше, рассказ написан в форме диалога. Чтобы раскрыть основную идею, достаточно прочитать в аннотации рассказ Чехова «Злоумышленник». Чтобы подготовиться к уроку литературы, также поможет рассказывать историю.

Сюжет повествования сосредоточен на двух людях: следователе и преступнике. Персонажи демонстрируют два противоположных взгляда на ситуацию, представленную автором:

  1. Григорьев, которого автор прозвал «нарушителем», открутил гайки, удерживающие поручень, чтобы сделать грузило для ловли рыбы. Мужчина искренне не понимает, в чем преступность своих действий. Играть в кости удобно, не нужно тратить деньги. Он думал только о рыбалке, не понимая опасности, которую создавали его действия.
  2. Следователь — это человек, который на протяжении всей работы пытается объяснить Григорьеву последствия своего поступка. Мужчина подчеркивает пренебрежение, из-за которого могут пострадать другие люди.

Суть: о чем рассказ?

Автор начинает свой рассказ со сцены, происходящей в зале суда. Главный герой Денис Григорьев обвиняется в повреждении железной дороги (то есть откручивании гаек с рельсов). Следователь тщательно допрашивает героя и обвиняет его в краже. Он объясняет, что Денис, возможно, убил большое количество людей, поскольку поезд может съехать с слабых путей.

Григорьев признает свою вину, но считает, что для нормальных мужчин это нормально. Они используют эти орехи для рыбалки, чтобы хоть как-то прокормиться, так как из орехов они делают платину. Но подсудимый не признает, что люди могли погибнуть по его вине, так как тщательно выбирает места, из которых можно открутить гайку. В конце рассказа Григорьева берут под стражу и отправляют в тюрьму.

Краткое содержание истории и обзор для читательского журнала можно найти здесь.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

“Злоумышленник”

Чехов А., рассказ “Злоумышленник”

Жанр: юмористический рассказ

Главные герои рассказа “Злоумышленник” и их характеристика

  1. Денис Григорьев. Простой деревенский мужик, темный и необразованный.
  2. Следователь. Образованный, но такой же темный

План пересказа рассказа “Злоумышленник”

  1. Денис Григорьев перед следователем
  2. Зачем нужна гайка
  3. Грузило
  4. Любимое занятие деревенских мужиков
  5. Причина аварии поезда
  6. Арест Григорьева
  7. Лучше бы высекли.

Кратчайшее содержание рассказа “Злоумышленник” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Следователь допрашивает Дениса Григорьева.
  2. Тот говорит, что откручивал гайку для грузила.
  3. Григорьев объясняет правила рыбной ловли.
  4. Оказывается вся деревня крутит гайки.
  5. Следователь решает отправить Григорьева в тюрьму
  6. Григорьев не понимает за что.

Главная мысль рассказа “Злоумышленник”

Незнание законов не освобождает от ответственности.

Чему учит рассказ “Злоумышленник”

Рассказ учит знать и представлять последствия своих действий. Не брать чужое, даже если чужое принадлежит государству. Учит знать законы. Учит быть законопослушным, примерным гражданином. Учит пользе образования.

Отзыв на рассказ “Злоумышленник”

Мне понравился этот рассказ, хотя особо выделить в нем некого. Григорьев просто очень глупый мужик, который поступает так, как ему кажется верным. Что при этом он нарушает закон, до него не доходит. Следователь поступает так, как ему велит закон. Что при этом гибнет человек, до него не доходит. И самое главное, от того, что Григорьева посадят, гайки откручивать не перестанут.

Пословицы к рассказу “Злоумышленник”

Дуракам закон не писан. Дурак только в сказках удачлив. Легче руками работать, чем головой. Не там вор крадет, где много, а там, где лежит плохо. Закон не забор, через него не перелезешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Злоумышленник”

Перед судом стоит босой мужичок в латаных портах и нечесаной копной волос. На вид он кажется очень суровым – это Денис Григорьев. Следователь спрашивает его о гайке, за откручиванием которой Григорьева застал сторож. Григорьев переспрашивает и следователь несколько раз повторяет вопрос. Наконец Денис говорит, что отвинчивал гайку, потому что она была нужна ему для грузила. Следователь не верит мужику и Григорьев обижается. Он говорит, что самый последний дурак не станет ловить рыбу без грузила, потому что иначе леска будет плавать по воде. Все ловят с грузилом и даже господа, и мальчишки. Следователь говорит, что для грузила практичнее было взять свинец или гвоздик, но Григорьев возмущается – ведь свинец надо еще найти, а в гвозде нет нужного весу. Следователь тоже возмущается и говорит, что из-за отвинченной гайки целый поезд мог сойти с рельс и погибнуть куча народа. Денис даже обижается и отвечает, что сколько времени вся деревня гайки скручивала и еще не разу ничего подобного не было. Он даже пугается предположения о том, что он замышлял смертоубийство специально. Следователь заявляет, что теперь понятно, почему в прошлом году сошел поезд с рельс. Денис спешит с ним согласиться и говорит, что следователь умный и ему господь разумение дал, не то что ему, темному. Следователь спрашивает про вторую гайку. Выясняется, что во дворе Дениса можно найти не одну гайку. И следователь объясняет Григорьеву, что тому грозят каторжные работы. Денис все еще ничего не понимает и переминается с ноги на ногу. Следователь что-то пишет. Наконец Григорьеву надоедает стоять просто так и он робко спрашивает, можно ли ему идти. Следователь отвечает, что должен отправить Григорьева в тюрьму. Денис пугается не на шутку. Он говорит, что ему нельзя в тюрьму, потому что надо на ярмарку, что про недоимки врет староста, и начинает перечислять своих братьев. Следователь просит увести Григорьева, а тот все говорит, что брат за брата не в ответе и что лучше бы его высекли как полагается.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

Денис Григорьев — тупой сельский фермер, которого судили за откручивание гаек от железной дороги. Его непостижимая глупость заключается в том, что он не может видеть дальше своего носа, он просто не может мыслить шире. Для него орех — это просто платина для удочки, а то, что поезда могут съезжать с рельсов, даже не приходит ему в голову. Он просто не может понять следователя, в чем его обвиняют, чувствует себя хорошо. Денис объясняет, что откручивает не все гайки подряд, а выборочно. Он очень удивлен, когда его отправляют в тюрьму.

Второстепенные персонажи:

  • Следователь — прокурор Денис Григорьев. Человек объясняет злоумышленнику, к чему могут привести его действия и каковы будут последствия. Но его подсудимый непроницаем, слова следователя ему как горох в стену. Детектив спокойный человек, он даже не выходит из себя, видимо, понимает, насколько глуп его собеседник. Не придя к его пониманию, следователь отправляет Григорьева в тюрьму.
  • Джентльмены — настоящие преступники, которые понимают беззаконие мужских действий, но закрывают на это глаза.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Денис Григорьев – простой русский мужик. Неграмотный, с неразвитой речью. Мыслит и выражается сбивчиво, вязко. Бедно одет, неопрятен. «Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил господь, а тут крушение… людей убил… Ежели б я рельсу унес или, положим, бревно поперек ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то… тьфу! гайка!»
  2. Судебный следователь – второй участник диалога. Безымянный представитель государства. Уравновешенный, стремится вести разговор в рамках закона, серьезно разъяснить мужику последствия его действий. «Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание? Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы!»

Время и место действия рассказа «Злоумышленник» — Россия, середина XIX века, кабинет судебного следователя.

Критика

Писатель и публицист Л. Е. Оболенский в своей рецензии в журнале «Русское богатство» отнёс рассказ «Злоумышленник» к числу наиболее удачных и характерных рассказов Чехова: «Мелкие штрихи, иногда в одно слово, рисуют и быт и обстановку так ясно, что вы только удивляетесь этому уменью — свести в один крохотный фокус все необходимые детали, только самое необходимое, а в то же время взволновать и чувстве ваше и разбудить мысль: в самом деле, вглядитесь глубже в этого следователя и в этого мужика, ведь это два мира, оторванные от одной и той же жизни; оба русские, оба в существе не злые люди, и оба не понимают друг друга. Подумайте только над этим, и вы поймёте, какая глубина содержания в этом крохотном рассказике, изложенном на двух с половиной страницах».

В статье «Беллетристы последнего времени» в журнале «Вестник Европы» К. Арсеньев охарактеризовал рассказ следующим образом: «В „Злоумышленнике“ чрезвычайно живо обрисован крестьянин, сделавшийся преступником сам того не зная и не понимая».

Л. Н. Толстой включил рассказ в свой личный список лучших произведений Чехова. «„Злоумышленник“ — превосходный рассказ… Я его раз сто читал», ― отмечал Толстой.

А. П. Чехов «Злоумышленник» для читательского дневника

Действие происходит во второй половине 19 века, в России, в кабинете судебного следователя. Произведение представляет собой диалог двух героев: следователя и «злоумышленника», искренне не подозревающего о масштабах своего преступления.

Участок:

Перед судом предстает маленький, невероятно худой фермер-переросток, обвиненный в откручивании железнодорожных гаек. Денис Григорьев признается в содеянном: да, гайки открутил, но особой вины в этом не видит.

Судмедэксперт задает Григорьеву много вопросов, но подсудимый не может понять, за что его судят. Для него украденная гайка — это просто платина для удочки, и он никак не может понять, что из-за откручивания гайки поезд может съехать с рельсов и многие люди страдают. Следователь пытается объяснить Григорьеву тяжесть его преступления, но злоумышленник даже обижается: сколько времени отвинчивается вся деревня и ни разу не было аварий. Его пугает простое предположение, что он умышленно замышлял такое ужасное преступление.

Следователь говорит, что теперь ему становится ясно, почему поезд сошел с рельсов в прошлом году. Григорьев поспешно соглашается с ним, заявляя, что сыщик — человек интеллигентный, и Бог дал ему понимание.

Во время допроса следователь упоминает второй кубик, и выясняется, что во дворе Григорьева можно найти более одного кубика. Объясните обвиняемому, что ему грозят принудительные работы. Последний ничего не понимает и после недолгого молчания, пока следователь что-то писал, робко спрашивает, можно ли ему пойти. Узнав, что ему грозит тюрьма, Григорьев серьезно напуган: он должен попасть на ярмарку, получить долг за жир. Он просит порку и приходит к выводу, что нынешние судьи вообще не умеют судить.

Вывод и ваше мнение:

Работа Чехова не так проста, как может показаться на первый взгляд. За внешней составляющей юмора скрываются глубокие проблемы общества, разрушающие его изнутри. Невозможно попросить смуглого и несведущего человека понять, к чему может привести откручивание гайки. Эти вопросы должно решать государство, просвещая массы и обеспечивая безопасность. Однако гораздо проще испортить жизнь мужчине, отправив его на каторгу, чем выявить настоящую проблему и попытаться ее решить. При этом каждый человек, совершая то или иное действие, должен помнить, к каким последствиям это может привести, и нести ответственность за все, что было сделано.

Главная идея:

Каждый человек должен нести ответственность за свои действия, и незнание законов не освобождает от ответственности.

Отзыв о рассказе «Злоумышленник»

Как и другие рассказы Чехова, он сатирический и ироничный в своем стиле, но это смех сквозь слезы. С первых строк показана вопиющая бедность Дениса Григорьева, бедность как материальная (латаные портки, нечесаная голова, нет даже лаптей), так и духовная. У него неграмотная, бессвязная речь, он не анализирует ситуацию. Следователь, типичный представитель власти, искренне пытается объяснить мужику последствия его действий, не в силах пробиться через множество ненужных подробностей, имен, сведений. Очевидно, что у людей мышление не выходит за пределы сиюминутных жизненных потребностей. И нет желания узнавать новое, люди изначально смирились с этим положением вещей: «На то вы и образованные, чтобы понимать, милостивцы наши». Поэтому бессмысленно требовать от мужика, чтобы он осознавал свой проступок, но наказать его по всей строгости закона нужно. Оттого и остается следователь в размышлениях, как поступить: по закону и по-человечески.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?

Рассказ «Злоумышленник» короткий и воспринимается цельным произведением. Но хочется выделить отрывок, в котором следователь сообщает мужику степень его вины: поезд может сойти с рельсов. Очень точно передана искренность Дениса Григорьева, который ужасается такому предположению: он не убийца. Оказывается даже, что он и односельчане «не без ума делают», страх тяжкого обвинения мобилизует мужика, и он находит аргументы, подтверждающие «понимание» ситуации. А далее выясняется, что гайки нужны для господских неводов (на каждый штук десять!). То есть поощрение таких опасных действий идет повсеместно и на всех уровнях, господа не интересуются, откуда на их неводах фабричное изделие. Это тоже знак развала и бесхозяйственности современной автору действительности.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Грузило – груз для рыболовных снастей, опускающий приманку ближе ко дну водоёма.
  • Невод – рыбацкая сеть
  • Недоимка – не уплаченный вовремя налог.
  • Пестрядинная рубаха – рубашка, пошитая из пестряди (грубая льняная или хлопчатобумажная ткань из разноцветных ниток).
  • Порты – мужские штаны. 
  • Шилишпер – хищная пресноводная рыба
  • Уклейка, голавль – рыбы семейства карповых.

Основная идея

Главная мысль произведения «Злоумышленник» – протест против повсеместной халатности, равнодушия и круговой поруки. Автор отчетливо описал картину обычных деревенских будней, которые отражают российскую действительность. Господа, которые покупают снасти у крестьян, прекрасно понимают и знают, откуда у них они берутся. Все-таки они — образованные люди. Но они молчат, прекрасно зная, к чему это может привести. Они спокойно удовлетворяют свои потребности. Господа не осознают, что в любой момент они могут оказаться в поезде, который сойдет с плохо закрепленных рельсов. Они продолжают покупать неводы и снасти. Крестьян же нельзя обвинять в том, что они не знают законов. У них в мыслях не было кого-то убивать, они просто зарабатывают себе на еду. Мужик вызывает у читателя жалость и сочувствие, так как он не по своей воле попал в сложную ситуацию

Это видит и следователь, но ему важно отчитаться начальству и продемонстрировать свою работу, поэтому он сажает за решетку одного мальчика для битья, игнорируя проблему в целом, ведь гайки воруют все жители села

Таким образом, автор показывает, что в сложившейся ситуации с воровством гаек виноваты все, но отвечает один — наиболее слабый и бедный член общества. Смысл рассказа «Злоумышленник» заключается в том, что для решения проблемы необходимы комплексные меры, а не один тюремный срок для козла отпущения.

Сюжет

В здании суда находится маленький, невероятно худой, заросший мужичонка, которого обвиняют в отвинчивании гаек с железной дороги. Денис Григорьев признаётся в содеянном: да, он отвинчивал гайки, но особой вины в этом не видит.

Судебный следователь задает Григорьеву множество вопросов, однако обвиняемый никак не может понять, за что же его судят. Для него украденная гайка – это всего лишь грузило для удочки, и он никак не может понять, что из-за одной отвинченной гайки с рельс может сойти поезд и пострадает много людей. Следователь пытается объяснить Григорьеву всю тяжесть его проступка, однако злоумышленник даже обижается: уж сколько времени вся деревня гайки откручивает, и ни разу никакой аварии не было. Он пугается самого предположения, будто он намеренно замышлял столь страшное преступление.

Следователь заявляет, что теперь ему становится понятно, по какой причине в прошлом году поезд сошел с рельс. Григорьев поспешно с ним соглашается, заявляя, что следователь – умный человек и ему господь разумение дал.

Во время допроса следователь упоминает вторую гайку, и выясняется, что во дворе Григорьева можно найти не одну гайку. Он объясняет обвиняемому, что тому грозят каторжные работы. Тот ничего не понимает и после непродолжительного молчания, пока следователь что-то писал, робко спрашивает, можно ли ему идти. Узнав, что ему грозит тюрьма, Григорьев не на шутку пугается: ему нужно попасть на ярмарку, получить долг за сало. Он просит, чтобы его высекли, и приходит к выводу, что нынешние судьи совсем не умеют судить.

Новые слова

Грузило — одно из старейших приспособлений, применяемых в рыболовстве и для натяжения ниток ткацких станков.

Шилишпер — промысловая пресноводная хищная рыба из семейства карповых.

Невод — это большая сеть, тугая рыболовная снасть, состоящая из сетей и веревок, используемая для ловли рыбы в больших количествах.

Пустынный голавль — распространенный вид рыб из семейства карповых.

Ткань — как правило, шерстяная или полушерстяная ткань (иногда хлопок.

Задолженность — неуплаченная или недоплаченная плательщиком в установленный законом срок, часть обязательного платежа, налог.

Вывод (мое мнение)

Чехов ярко показал настоящие черты русского народа. Самый главный человек, о котором стоит беспокоиться ты сам. Читается критика на систему, под началом которой люди попросту тупеют, неспособны принимать здравые решения. А господа, покупающие неводы тоже злоумышленники. Им все известно, но закрывают глаза на угрозу. Рассказ побуждает понять, что рядом живут такие же люди как мы. Если каждый человек подумает о ближнем, мир станет лучше.

Особое место в творчестве Чехова-юмориста занимают миниатюрный рассказ-шутка и бытовая сценка, целиком построенная на диалоге. Они популярны до сих пор потому, что за полными комизма диалогами раскрываются быт и нравы целой эпохи. В основу ряда юморесок положен принцип взаимного непонимания участников беседы, каждый из которых твердит своё. Именно так обстоит дело в рассказе «Злоумышленник».

7 августа 1885 года в «Петербургской газете» под псевдонимом «Антоша Чехонте» был опубликован «Злоумышленник», впоследствии включённый в первый сборник писателя «Пёстрые рассказы».

Владимир Гиляровский считал, что прототипом главного героя является крестьянин Никита Пантюхин из посёлка Красково Московской губернии. Хотя к вопросу о прототипах своих героев писатель относился отрицательно, так как в большинстве своём его персонажи – обобщённые образы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: