Я последний поэт деревни судьба крестьянства в поэзии с.а. есенина

Анализ стихотворения «я последний поэт деревни…» есенина с.а

Главные женщины в жизни Есенина

Парня с кудрями цвета зрелых колосьев пшеницы женщины любили. Любил проводить с ними время и поэт, он сменял их одну за одной, но ни одна не могла успокоить его буйный нрав. Однажды в Москве он встретил Анну Романовну Изряднову, она стала первой официальной женой Есенина, в союзе у них родился сын Юрий. Анна была современной москвичкой тех времен, сама зарабатывала себе на жизнь, как и две её сестры, посещала всевозможные лекции, митинги, увлекалась литературой.

Познакомились они в 1913 году, когда поэт пришел устраиваться в типографию, где она работала корректором. В 1914 году они поженились. В этом же году Анна родила сына, которого впоследствии, к сожалению, после того, как проводила в армию, более уже не видела. Он попал под репрессии по ложному обвинению, его расстреляли. В 1915 году Есенин уехал в Петроград, романтическая связь с Изрядновой прервалась, но дружеская сохранилась на всю жизнь.


Анна Изряднова с сыном Юрием

Второй женой поэта стала Зинаида Николаевна Райх, с которой он познакомился в редакции газеты «Дело народа», где она подрабатывала в свободное от учебы время. Есенина печатали в этой газете. В 1917 году Райх и Сергей Александрович обвенчались. В 1918 году Зинаида родила поэту дочь Татьяну. В 1920 году, несмотря на то, что они с Есениным уже расходились, Райх родила от него сына Константина. В 1921 году Сергей подал на развод, оставив детей с матерью, но обязуясь поддерживать их материально.

Из всех женщин Сергея Есенина, пожалуй, самой известной стала танцовщица из Америки Айседора Дункан, с ней у русского поэта был самый яркий и запоминающийся роман. Познакомились они в 1921 году в СССР, где уже широко известной на тот момент танцовщице предложили открыть свою школу танцев. Есенин с Дункан поженились, хотя она была старше на 18 лет. Поэт сопровождал жену в её заграничных турах. Посетив Америку, Есенин так отзывался о местном обществе:


Сергей Есенин и Айседора Дункан, 1922 год Роман Сергея с Айседорой был ярок во всех отношениях, была любовь, скандалы и творческая гармония. В 1923 году Есенин уехал в Москву, а Дункан в 1924 покинула Россию навсегда, на этом их семейная жизнь закончилась.

Последней женой русского поэта стала внучка Льва Толстого Софья Толстая, она же стала и вдовой Есенина. Именно она, заметив пагубное душевное состояние мужа, отправила его в психоневрологическую клинику для восстановления. Сергей Александрович долго в клинике находиться не стал. Так как она была платной, он легко покинул её, расторгнув контракт. Взяв с собой почти все сбережения, поэт отправился в Ленинград, поселившись в гостинице «Англетер». В городе он встретился со многими своими знакомыми и друзьями.


Софья Толстая любила поэта самой высокой и чистой любовью, но даже такая любовь не смогла его спасти

«Я последний поэт деревни» (судьба крестьянства в поэзии С.А. Есенина)

Крестьянская тема занимает одно из центральных мест в поэзии Сергея Есенина. Даже революцию он принимал, по собственному признанию в автобиографии 1925 г., «по-своему, с крестьянским уклоном». Есенин ощущал обреченность деревни под натиском города, но сердце поэта оставалось на милых нивах. В 1919г. он писал:

Русь моя деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай.

Звериных стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой.

А через год прямо заявил:

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный,зарею пролитый,

Соберет его черная горсть.

Не живые,чужие ладони,

‘Этим песням при вас не жить!

Только будут колосья-кони

О хозяине старом тужить.

Есенин видел трагедию прогресса общества и техники в том, что нарушалась извечная связь человека с природой и жизнь крестьянина подчинялась не естественному, а извне заданному порядку и ритму. В «Сорокоусте» создал символизирующий эту трагедию образ жеребенка, безуспешно пытающегося догнать поезд:

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Неужель он не знает,что в полях бессиянных

Той поры не вернет его бег,

Когда пару красивых степных россиянок

Отдавал за коня печенег?

По-иному судьба на торгах перекрасила

Наш разбуженный скрежетом плес,

И за тысячи пудов конской кожи и мяса

Покупают теперь паровоз.

Симпатии поэта целиком лежат на стороне старой деревни, а образ жеребенка куда привлекательнее, чем «мрачный железный гость» — паровоз, само приобретение которого требует гибели множества лошадей. Прошлого не вернуть на практике, но его можно возвысить в стихах над утилитарно-техническим настоящим. Есенин во множестве стихотворений и поэм оставил нам неповторимые зарисовки сельской природы, деревенского быта, крестьянского труда. Так, в одной из последних своих поэм «Анна Снегина» он утверждает красоту земли, которая одна способна противостоять ужасам войны:

Привет тебе, жизни денница!

Встаю, одеваюсь иду.

Дымком отдает росяница

На яблонях белых в саду.

Я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек.

И сколько с войной несчастных

Анализ стихотворения «Я последний поэт деревни» Есенина

В творчестве Есенина можно отчетливо проследить влияние исторических событий. До революции поэт воспевал патриархальную деревенскую жизнь. Патриотизм и любовь к родине были у него неразрывно связаны с образами русского пейзажа. Есенин восторженно встретил революцию и на некоторое время увлекся ее хвалой. В своих произведениях он отрекается от прежних взглядов, в том числе от веры в Бога. Но постепенно поэта охватывает тоска по прошлому образу жизни, который уже никогда не вернется. Он по-прежнему приветствует людей новой эпохи, но ощущает себя чужим среди них. Такому взгляду способствовали и высказывания советских критиков. Есенин понимает, что постепенно остается в одиночестве. Размышлениям на эту тему посвящено стихотворение «Я последний поэт деревни…» (1920).

В произведении рассматривается серьезная философская тема о кардинальной ломке не только жизненного уклада, но и сознания людей. На смену примитивному крестьянскому хозяйству приходит техника. Во времена Есенина это было связано с появлением в деревнях первых тракторов («железный гость»). Поэт видел, что под влиянием прогресса меняются люди, у них появляются совершенно новые мечты и надежды. Есенин был рад этому, но понимал, что сам измениться уже не в состоянии. Темы, которые были ему близки, никого не интересуют.

Есенин понимал положительное значение перемен, но считал, что механизация сельского хозяйства лишит этот труд человеческой заботы и любви, а это приведет ко всеобщему отсутствию духовности. Он использует негативные оценки при описании этого процесса: «черная горсть», «не живые, чужие ладони». Этому поэт противопоставляет одушевленный образ «колосьев-коней», суть которых останется неизменной.

В стихотворении используется религиозная символика, связанная со смертью («прощальной… обедней», «из телесного воска», «панихидный… пляс»). Вторжение нового мира Есенин связывает с неизбежной смертью старого, частью которого является он сам. Вероятно, «двенадцатый час» символизирует духовную смерть поэта, творчество которого больше не найдет своих почитателей.

Произведение имеет пророческий смысл. Есенин действительно стал «последним поэтом» дореволюционной России. Его «двенадцатый час» пробил всего лишь через четыре года. Вместе с физической смертью надолго было предано забвению и творчество Есенина.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

«Я последний поэт деревни…»: анализ стихотворения Есенина

Стихотворение «Я последний поэт деревни…» было написано в апреле 1920 г. во время короткого посещения родного села. Есенин увидел картину распада, гибели породившего и вскормившего его мира, по которому прокатились Гражданская война, продразверстка, голод, богоборчество. Наступившая новая жизнь означала лишь крушение старой, и это не могло не вызвать мысль о неотвратимости собственной гибели поэта, порожденного прежней «деревянной Русью».

В лирике Есенина появляется философское содержание, поэт начинает задумываться о своем месте в этом мире, размышлять о своих взаимоотношениях с людьми, природой, вселенной, Богом — все большую роль в стихах приобретает мысль. Но не утрачивается и чувство, которое до этого было единственным и инстинктивным откликом поэта природе-родине, неотрывной частью которой он себя ощущал.

Главная мысль стихотворения — осознание своей чуждости надвигающемуся на деревню «железному гостю», несущему гибель всему деревянному-живому, и прежде всего самому поэту. «Железный гость» — это бездушно-жесткое, революционное перекраивание веками вырабатывавшегося народного крестьянского уклада жизни. «Идет совершенно не тот социализм… без славы и без мечтаний, — исповедовался поэт в одном из глубоко личных писем. — Тесно в нем живому, тесно (поэту. — Т. Н.) строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». «Железный гость» Есенина, видимо, в чем-то сродни пушкинскому «каменному гостю», который так же неумолимо вторгается в жизнь из мира бездушного, неживого и несет гибель любви и страстям.

Противопоставление «деревянного» «железному» — это противопоставление исконного крестьянского мира, мира живого, тому бездушному, чужому и неотмирному, что внедряет в него новая власть. Несколько позже, летом 1920 г., противостояние живого и механического выльется в щемяще-больную картину безнадежной попытки жеребенка перегнать поезд. (В советском литературоведении «железный гость» понимался как иносказательное обозначение машинной цивилизации, трактора, внедрение которых в деревенский быт будто бы с болью воспринимал Есенин. Не говоря о примитивности такого толкования, следует подчеркнуть и его фактическую необоснованность: ни о каких тракторах в деревне 1920 г. и речи быть не могло, и «железным гостем» с большим правом мог бы считаться паровоз).

Стихотворение не без умысла посвящено Мариенгофу, чуждому русской деревне и бывшему порождением и певцом городской машинной цивилизации, фанатически приветствовавшему «железное» переиначивание старого мира. На стороне «железного гостя» в стихотворении стоит еще только лишь луна, заливающая поля голубым — мертвенным и неживым, светом.

Этой нежити противостоит и сам «поэт деревни», и «дощатый мост» его песен, и деревья-березы, и «злак овсяный», и колосья-кони, и ветер. Но все они обречены или на гибель, или на горькую тоску о «хозяине старом» — последнем поэте деревни. Тема смерти, неотвратимого ухода многократно повторяется в стихе: прощальная обедня, кадящая листва, догорающая свеча, панихидный пляс — все это приметы последнего прощания с поэтом и его песнями, которым луна деревянно прохрипит последний — двенадцатый час.

Настроение обреченности и неподдельной боли пронизывает стихотворение. Но и в нем присутствует неповторимая есенинская образность: по-осеннему желтолистые березы уподобляются прощальным свечам, а рядом и сам златокудрый поэт, похожий на березы и на догорающую свечу «из телесного воска». И сквозь боль скромно светит чувство щемящей любви к уходящей деревянной Руси.

Анализ стихотворения Сергей Есенин — Я последний поэт деревни

В апреле 1920 году С.А. Есенин написал замечательное произведение «Я последний поэт деревни». Он много написал лирических произведений на крестьянскую тему. В них поэту нравится описывать природу, жителей деревни, их уклад жизни. Есенин восторгается красивым видом окружающего мира. Он придаёт им божественный замысел. Любовь и патриотизм к Родине поэт связывает с образами русского пейзажа. И в своих произведениях он подымает философские темы бытия, задумывается о своём месте в мире.

Творчество С.А. Есенина пришлось на период революционных мероприятий. Когда происходил разлад в России, и вступила в силу Советская власть.

Поэт понимает, что страна меняется. И в стихотворении это отражается. Он переживает эти моменты с грустью и сожалением. Так как его творчество тесно связано с крестьянской Русью.

С.А Есенин в стихотворении описывает свои чувства, ощущения тоски и грусти. Он показывает, что страдает и мучается не только он один, но и вся природа вместе с ним. В центре внимания произведения становится православный обряд погребения. Он пишет, что прежний уклад жизни увядает, умирает, как будто заказывает ему панихиду. А природа – мир, в котором происходит поминальная служба. Образ берёзы – самый любимый для поэта. Он всегда её любовался. В данном произведении он описывает её в период осени, когда природа угасает. Берёза скидывает свою листву. Таким образом, осень – период умирания природы.

Поэт видит, что на смену деревенскому укладу жизни приходит «железный гость». Он ассоциирует с ним сельскохозяйственную технику. Замечает тракторы, комбайны, которые пашут и обрабатывают землю. Они заменяют коней и труд человека. Поэт не желает смириться с тем, что человек отдаляется от природы. Он создал образ «колосьев-коней», которые стремятся к человеческим ладоням, тоскуют по ним.

Новый уклад жизни он называет «смертью» крестьянской Руси. И сам умирает вместе с ней. Поэт показывает, как тяжело ему пережить происходящие изменения в России после прихода советской власти. Он подчёркивает, что больше некому будет  воспевать красоты крестьянского мира в  русской стране. С.А. Есенин переживает, что из поэтов больше никто так сильно не любит деревню, как он. Советскую Россию поэт больше не может воспринимать, как дорогой родной край. Происходящие изменения безвозвратны, ничего с ними нельзя сделать. Это его угнетало. Он оказался бессильным. Русь уходила в прошлое.

««Последний поэт деревни» С. Есенин»

Есенин

— все сочинения Страница: К черту я снимаю свой костюм английский. Что же, дайте косу, я вам покажу — Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я ль не дорожу? С. Есенин

За Сергеем Есениным прочно укрепилась слава поэта “с крестьянским уклоном”. По своему рождению и призванию он был таковым:

У меня отец — крестьянин, Ну, а я — крестьянский сын.

Мир стихов Есенина — мир сельский, в такой же степени как мир поэзии Маяковского или Блока — городской. Поэт — один из немногих в русской литературе того времени выходец из деревни, и он по праву воспринимал себя как лирического представителя сельского уклада в многообразии направлений современной ему поэзии. Первый сборник есенинских стихов называется “Радуница”. С ним нам открывается возможность заглянуть в жизнь родной поэту деревни. Его пейзажи только отчасти “природны” — в них настойчиво возникают детали, связанные с сельским бытом:

Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.

Не просто поля, а пашни и нивы, не столько луга, сколько сенокос становятся объектом описания у автора. Сельская жизнь во всех ее проявлениях — вот содержание ранней поэзии Есенина. Крестьянский труд со всеми его тяготами и радостями влечет к себе поэта: косьба, кузнечное дело, работа пахаря и жнеца — все это хочет описать он в своих стихах. Однако не только будни, но и праздники деревни находят свое отражение у Есенина. Троицын день и Купалье, девичники и солдатские проводы, сельские гулянья и ярмарки неизменно сопровождают читателя его стихов. Так, в чередовании трудов и немудреных праздников, и проходит жизнь обитателей деревенского мира Есенина. Мир этот — патриархальный, со своими обычаями и ритуалами, глубоко религиозный. Розовые иконы, сельская церквушка, богомольцы, сам Господь, идущий “пытать людей в любови” — все эти образы суть неотъемлемая часть его описаний. Религиозность присуща деревне изначально, это тот источник, из которого выросла глубокая нравственная сила народа, чистота и любовь к ближнему. А кроме того, в ней — мощное эстетическое начало, ведь всякий церковный ритуал, всякий праздник одновременно и яркое, радующее душу зрелище:

Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс.

Постепенно в поэзии Есенина образ деревни перерастает в олицетворение всей России. Близкий и дорогой его сердцу уклад жизни поэт распространяет на всю страну:

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — Только синь сосет глаза.

Мечты о будущем России у Есенина связаны, прежде всего, с патриархальным сельским раем. Городской цивилизации он предпочитает жизнь, “привязанную” к земле, к деревенскому труду, к природе. Индустриальная Америка вызывает у него чувство острого неприятия. Его мечта — изменить облик этой “отколотой” страны:

И вспашу я черные щеки Нив твоих новой сохой…

Его Инония — райская страна — видится ему в нивах и хатах, в лучах заходящего солнца, со светлым именем Спаса. Для художественной системы Есенина свойственно противопоставление города и деревни, причем ему придан поэтом характер глобального, мировоззренческого конфликта. В творчестве автора можно проследить целый ряд контрастных признаков, присущих этим двум мирам: мир сельский — здоровый, чистый, полноценный, светлый, добрый, естественный и живой; мир городской — больной, порочный, ущербный, мрачный, жестокий, искусственный и мертвый. Жизнь в городе пагубно сказывается на душе героя:

Я усталым таким еще не был… Бесконечные пьяные ночи И в разгуле тоска не впервъ!

Он с грустью вспоминает свою прежнюю жизнь, чуждую городским порочным забавам, суете. От всех его простых и светлых радостей сельского мира только и осталось, чтобы “грусть свою уменьшить”, “золото овса подать кобыле”, увиденной на городской улице.

Страница:

Сочинения

> Список сочинений >Есенин > Сочинение««Последний поэт деревни» С. Есенин»2012, Copyright by Рефераты-и-Сочинения.РФ

Вариант №2

Великое произведение Сергея Есенина — стихотворение “Я последний поэт деревни” нашло отклики в сердцах тысячи почитателей поэта и сохранилось в сердцах  у многих. Стихотворение проливает свет на многие события тех времен: затишье перед революцией, новшества, постигшие даже отдаленные уголки страны, ну и конечно же постепенно настигающее одиночество.

Произведение несет в себе характер предсказания дальнейшего будущего его собственного и литературы в целом. Новшества пугали его, ведь Есенин сам считал себя частичкой того самого, что угасает и канет в небытие. Он ощущал, что конец его работ настигнет в скором времени. Это можно заметить в фразах и выражениях, связанных со смертью(“панихидный… пляс”,”прощальной…обедней”). Есенин и вправду является одним из немногих поэтов дореволюционной России, произведения которых на долгое время забылись и вышли из поля зрения.

Так же, как и его творчеству, “двенадцатый” зловещий час настиг и его самого в скором времени, а “луны часы деревянные” означают конец его пути и начало чужого нового.

Есенин, косвенно заявляя, что его час пробил, отказывался принимать новое, уверенно мысля, что ни ему в них, ни им в нем не найти успокоения и что он уже не в состоянии принимать подобное. “Этим песням при вас не жить!”-заявляет автор, повторно подчеркивая, что его работы больше не будут так актуальны и правдивы для людей.

Рассматривается тема необратимых перемен и новшеств в жизнях людей в целом. Техника приходила на смену человеческому труду и поту, в селах стали появляться первые “железные гости” — так поэт называл самые первые трактора. Ему было уже сложнее находить вдохновение среди новой сельскохозяйственной техники и прочего. Эту философскую мысль также поддерживает и иллюстрации “колосьев-коней”, которые, по сюжету стихотворения, станут скучать по заботливым рукам земледельцев. Боясь, что эти “Не живые, чужие ладони” заменят человека, он боялся потерять читателя, к которому он уже был не так близок и свою любимую музу — природу.

Тема цикличности жизни не всегда весела и жизнерадостна, и это — один из замечательных примеров. “Кадящих листвой берез” ненаглядный вид Есенин описывает с грустью, понимая, что кадят их осень, конец года, в случае с поэтом, конец всего.

Боялся автор и осиротения природы, которую он так превозносил в своих стихах, как бережно, словно мать родную горячо любил. Для него догорание “золотистым пламенем” “из телесного воска” свечи является необратимым и ужасным концом нетронутых до этой поры просторов Русских земель.

Много скорби и нежелания покидать этот мир можно увидеть в последнем четверостишье. Словно приговор и присказка звучат эти строки. Будто признаваясь самому себе и своим читателям, что подходит конец его творчества, он дает отсчет своей скоропостижной смерти (Есенин умер через 4 года после написания этого произведения).Есенин прощается.

Я последний поэт деревни
Сейчас читают:

  • Сочинение Легко ли быть честным?

    «Врать – плохо» — это общеизвестная и всеми принимаемая истина. Считается также, что лгать – гораздо сложнее, чем говорить правду. Но я считаю, что это далеко не так; и быть честным – это непросто.

  • Сочинения на тему Рассказ старого учебника 6 класс

    Конечно же, возникает вопрос: кто я? Я обыкновенный учебник, наверное, самый старый, который можно найти в этой небольшой школьной библиотеке. Если бы я мог говорить, то делал бы это не переставая, ведь у меня так много интересных историй.

  • Сочинение по картине И.И. Шишкина Осенний пейзаж

    Осень золотая, солнечная, красивая. Вот что сразу бросается в глаза при первом знакомстве с картиной И.И.Шишкина «Осенний лес». Но при всей своей яркости и сочности, пейзаж очень спокойный и размеренный.

  • Сочинение на тему Нужна ли сатира сегодня 7 класс

    Нужна ли нам сегодня сатира, так едко обличающая пороки общества и наставляющая наш социум в нелёгкие жизненные моменты и в стадиях надлома гражданского общества? Мы с вами очень часто задаёмся подобным вопросом об актуальности этого явления,

  • Дружба в жизни Печорина (по роману Герой нашего времени) сочинение

    Роман «Герой нашего времени» — это первый в истории русской литературы психологический роман. Поэтому читателю должно быть очевидно, что автор проводит своего героя Григория Александровича Печорина через нравственные испытания, чтобы в полной мере

  • Cочинение-рассуждение Добро и зло

    Добро и зло — об этих понятиях мы слышали еще с детства. Ведь если вспомнить детские сказки, которые родные читали нам перед сном, везде присутствует и зло и добро. Это две силы, которые постоянно соперничают друг с другом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: