История создания
До наших дней не сохранилась точная история создания стихотворения «Нотр Дам». Известно лишь то, что оно было написано в 1912 году (тогда поэт проходил курсы в Сорбонне — высшем учебном заведении во Франции), а опубликовано в 1913 году. Стихотворение входило в первый сборник поэта «Камень» (1916 год).
Первые работы сборника «Камень» были написаны Мандельштамом ещё в юношеские годы, а последние — в период завершения срока обучения в Европе. Сборник создавался в период становления творческой личности, юношеского максимализма и стремления найти способ выразить свою индивидуальность. Именно тогда автор встретил Н. Гумилева, родоначальника поэтической школы акмеистов, и понял, что ему подходят эстетические принципы данного течения. Вскоре именно с его поэзией читатели будут ассоциировать акмеизм.
«Айя-София» О. Мандельштам
«Айя-София» Осип Мандельштам
Айя-София, — здесь остановитьсяСудил Господь народам и царям!Ведь купол твой, по слову очевидца,Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам — пример Юстиниана,Когда похитить для чужих боговПозволила эфесская ДианаСто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,Когда, душой и помыслом высок,Расположил апсиды и экседры,Им указав на запад и восток?
Прекрасен край, купающийся в мире,И сорок окон — света торжество.На парусах, под куполом, четыреАрхангела — прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданьеНароды и века переживет,И серафимов гулкое рыданьеНе покоробит темных позолот.
Был Мандельштам поэт от Бога…
Пора вам знать, я тоже современник…Попробуйте меня от века оторвать! –Ручаюсь вам, себе свернете шею!…О. МандельштамБыл Мандельштам – поэт от Бога,Стихи прекрасные писал,Трудна была его дорога –Он, к сожаленью, много знал.И для читателей газетБыл слишком образован,Далекий от мирских сует,Ничем земным не скован.При этом не был элитарен,А был предельно прост,Не генерал, не знатный барин,Не тот к тому же рост.Тщедушен был, властей боялсяИ с ними не дружил,И в их прихожих он не мялся,А сам собою был.И тем был внутренне опасен,Какой-то скрытый враг –К культуре кровно был причастен,Не записной остряк.И на тирана, палачаОн первый написал,Но не донос. Почти с плеча,По-русски, крепко дал.Тот не забыл. И наказалЖестоко, подло,И бросили его в подвал,Но было поздно.Его теперь уж не убить,Как ни старались,Ему в посмертьи вечно плыть,Его боялись.Не надо было бы писатьТого стихотворенья?Но как поэта не понять,Цель творчества – служенье!Что здесь добавить, что сказать?Теперь все это знают –Стихи опасно здесь писать,За это убивают.Замечу, к слову, в скобках: Я тоже взял на душу грех –В порыве тайной страстиИ я пишу опять о тех,Кто рвется к власти.«Опять поэт? Угроза трона?Прижать бы к ногтю мудозвона!»Что ж? Я не из робких.
Исторический контекст
Стихотворение «Айя-София» написано в 1912 году. В это время Осип Мандельштам только начал свой путь в литературе. Он успел побывать за границей, где изучал европейскую философию и культуру; обучался на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1911–1912 году он знакомится с молодыми поэтами Александром Блоком, Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым. С последними Мандельштам заводит крепкую дружбу и, разделяя их взгляды на поэтическое творчество, становится участником литературного направления акмеизм, которое было создано в противовес символизму с его абстрактными и туманными стихами. Акмеисты считали, что поэзия должна быть чеканна и стройна, как шедевр архитектуры, а поэт представлялся им одаренным зодчим, изготовителем стихов.
В 1913 году вышла первая книга Мандельштама «Камень», куда и вошло, наряду со знаменитым текстом «Notre Dame», другое «архитектурное» стихотворение — «Айя-София».
Осип Мандельштам
Первый вариант стихотворения «Айя-София» вошел в дебютную книгу Мандельштама «Камень», увидевшую свет в 1913 году. Произведение посвящено Софийскому собору, расположенному в турецкой столице – Стамбуле. Долгое время он был православным храмом, затем здание заняла мечеть. На сегодняшний день выдающийся памятник архитектуры внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В его стенах находится музей. Около тысячи лет Софийский собор считался самым большим христианским храмом. Превзойти его смог римский католический собор святого Петра, строительство которого завершилось в семнадцатом столетии.
В 1912 году Мандельштам обратился к акмеизму, что нашло отражение в «Айе-Софии». Поэт со знанием дела и точностью оперирует архитектурными терминами. Он упоминает апсиды (пониженные выступы здания), экседры (полукруглые глубокие ниши), говорит о парусах (треугольных сферических сводах, на которые опирается барабан купола). Стоит отметить, что архитектурные мотивы играют важную роль в первых двух сборниках Осипа Эмильевича. «Айя-София» — не единственное стихотворение, полностью посвященное зданию. Также есть произведения, в которых рассказывается о Казанском соборе, Адмиралтействе, Нотр-Дам-де-Пари
Повышенное внимание к архитектуре способствовало появлению в лирике Мандельштама ряда отличительных черт – монументальность и торжественность, отказ от туманности символистов в пользу предметности реального мира, логика построения. Слово Осип Эмильевич воспринимал как камень, поэта – как зодчего
По замечанию известного литературоведа Михаила Леонидовича Гаспарова, в «Айе-Софии» звучит дорогая сердцу Мандельштама тема культурной непрерывности. Софийский собор организует как время, так и пространство. Он представляет собой зримое напоминание о годах основания Константинополя
Обратите внимание, с чего начинается стихотворение: Айя-София – здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Осип Эмильевич имеет в виду предание, согласно которому сам Бог указал римскому императору Константину I Великому место для закладки города. Первые строки текста – прошлое храма, начальная точка отсчета
Последняя строфа стихотворения – рассуждения лирического героя о будущем собора. По его мнению, «мудрое сферическое зданье» способно пережить века и народы. Софийский собор у Мандельштама – скорее, не символ православия, а олицетворение божественного совершенства и вечности.
Айя-София
Айя-София — здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам — пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила Эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
1912
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Русская песня (Соловей мой, соловей…) Дельвига Произведение, являющееся составной частью авторского сборника «Стихотворения барона Дельвига», относится по жанровой направленности к фольклорной идиллической лирике поэта
- Анализ стихотворения Я убит подо Ржевом Твардовского Данное произведение принято относить к стихотворениям с патриотической лирикой, одним из тех, что были написаны Твардовским.
- Анализ стихотворения Я вас любил. Любовь ещё… Бродского Произведение по жанровой направленности представляет собой форму сонета и является заимствованной вариацией знаменитого пушкинского стихотворения, неким подражанием великому поэту, выраженным в хулиганской форме, не лишенной ярко
- Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние Написанное в первый год двадцатого века это мистическое стихотворение начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который всё-таки пытается ответить Блок: «Дождёшься ли?» Мечты. Герой на берегу, волны у ног холодные – не переплыть
- Анализ поэмы Ахматовой Реквием стихотворения 11 класс сочинение На долю русской поэтессы Анны Ахматовой выпали нелегкие испытания. Ее поэма «Реквием» посвящена тяжелым для страны годам сталинских репрессий, когда многие люди были безвинно арестованы
Notre Dame» (1912) принадлежит к раннему творчеству поэта и входит в его поэтический сборник «Камень» (1913). В центре этого стихотворения (как и сборника в целом) — образ камня, символизирующий приятие реальности бытия. Notre Dame, собор Парижской Богоматери, знаменитый памятник ранней французской готики, представляет собой преображенный камень, ставший воздушным храмом, вместилищем мудрости.
Первая же строка («Где римский судия судил чужой народ») отсылает читателя к историческому факту: Notre Dame стоит на острове Сите, где находилась древняя Лютеция — колония, основанная Римом. Так в стихотворении возникает римская тема, которая дает возможность ощутить историю как единый архитектурный замысел. Эта тема несет в себе объединяющее начало, совмещая различные культурные контексты в стихотворении.
Первые две строфы стихотворения построены по принципу антитезы: внешнему противопоставлено внутреннее. «Крестовый легкий свод» обнаруживает «тайный план» — «массу грузную стены». В третьей строфе различные культурные эпохи соединяются в «неслиянное единство» (определение О. Мандельштама), воплощенное в «стихийном лабиринте» храма. Поэт соединяет в ряд противоположные явления: «египетская мощь и христианства робость»; «с тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес». И наконец, четвертая строфа становится квинтэссенцией авторской идеи. Происходит зеркальная обратимость твердыни Notre Dame в «недобрую тяжесть» слова. Слово как бы уподобляется камню, на который человек направляет свои творческие усилия, стремясь сделать материю носителем высокого содержания.
Творчество Осипа Мандельштама — это яркая, и одновременно трагическая страница истории русской литературы. Поэта еще при жизни называли «лицом Серебряного века» за его творческую смелость, решительность и бескомпромиссность. Мандельштам не чуждался читать вслух перед широкой публикой антисталинские стихи в страшных 30-х годах, за что и нашел свою смерть в дальневосточном трудовом лагере.
Анализ стихотворения
Вот что нашлось на YouTube по этому запросу
Ничего не понимаю в стихах 49.63%
Сам(а) бы сделал(а), но нет нормальной инструкции 20.3%
Нет времени, нужно другим заниматься 30.06%
Осип Мандельштам Ночь, Дорога, Сон первичный
Ночь. Дорога. Сон первичный Соблазнителен и нов… Что мне снится? Рукавичный Снегом пышущий Тамбов, Или Цны — реки обычной — …
Осип Мандельштам Как светотени мученик Рембрандт
Как светотени мученик Рембрандт, Я глубоко ушел в немеющее время, И резкость моего горящего ребра Не охраняется ни сторожами теми, …
Осип Мандельштам Жизнь упала, как зарница
Жизнь упала, как зарница, Как в стакан воды — ресница. Изолгавшись на корню, Никого я не виню.Хочешь яблока ночного, Сбитню …
Осип Мандельштам Сонный трамвай
У каждого трамвая Две пары глаз-огней И впереди площадка, Нельзя стоять на ней.Он завтракает вилкой На улицах больших. Закусывает искрой …
Осип Мандельштам Бессонница, Гомер, Тугие паруса
Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то …
Осип Мандельштам В старинном многоярусном театре
Я не увижу знаменитой «Федры», В старинном многоярусном театре, С прокопченной высокой галереи, При свете оплывающих свечей. И, равнодушнен к …
Осип Мандельштам На влажный камень возведённый
На влажный камень возведённый, Амур, печальный и нагой, Своей младенческой ногой Переступает, удивлённыйТому, что в мире старость есть — Зелёный …
Осип Мандельштам Чуть мерцает призрачная сцена
Чуть мерцает призрачная сцена, Хоры слабые теней, Захлестнула шелком Мельпомена Окна храмины своей. Черным табором стоят кареты, На дворе мороз …
Осип Мандельштам Ленинград
Осип Мандельштам О красавица Сайма
О, красавица Сайма, ты лодку мою колыхала, Колыхала мой челн, челн подвижный, игривый и острый, В водном плеске душа колыбельную …
Иосиф Бродский Вертумн
Александр Блок Ты была светла до странности
Алексей Ржевский Ода Императору Петру Феодоровичу
Николай Огарев Желание покоя
Александр Блок В бездействии младом, в передрассветной лени
Иннокентий Анненский Будильник
Александр Иванов Мы чаврим
Федор Сологуб Бельгиец
Борис Пастернак Пиры
Наталья Астафьева Остались только слабые следы
Остались только слабые следы от жизни бестревожной детской, обломки кораблекрушений, осколки бедствий, два-три растрепанных пера, …
Образы и символы
Бесспорно, одним самым важным «героем» стихотворения «Нотр Дам» является кафедральный собор Нотр Дам. Возведенный еще в двенадцатом веке, он и по сей день продолжает волновать души гостей столицы Франции.
Второй образ, заставляющий разглядеть за внешним обликом собора и скрытый смысл – лирический герой, автор повествования. Он наталкивает читателя на последующий анализ стихотворения «Нотр Дам».
Главным символом, скрывающийся за образом величественного собора, является камень. Храня в себе все тайны, он наполняется мудростью, со временем перерастая в собор.
Контрасты и противопоставления также являются значимыми компонентами стихотворения. Собор сам по себе, несущий светлый облик, перекрывается тяжкой готикой, создавая внешне напор. Тем самым внутренняя легкость совмещается с внешней мощью. Изобильное язычество (египетская мощь) деталей противопоставляется аскетичному христианству.
Дуб и тростинка – толстый и тонкий элемент собора, за которыми скрываются образы уязвимого человека и уверенной в себе личности.
Лабиринт и лес – оба препятствия, однако с различными способами преодоления: горизонтальным и вертикальным. Так, лабиринт – путь к гармонии, часто изображающийся в готических храмах и соборах, а лес, исходя из «Божественной комедии» Данте, есть путь заблуждения.
Тяжелый грубый материал и труд человеческих рук противопоставлены и показывают, как из хаоса материи создаются шедевры.