Анализ стихотворения тютчева душа моя элизиум теней

Элизиум тютчев. «душа моя, элизиум теней…

Анализ стихотворения Тютчева Силентиум

Федор Тютчев — не был с юности поэтом, он даже никогда не задумывался о таком роде деятельности. В свои зрелые года, Тютчев стал и был впоследствии многих лет – дипломатом. Тютчев стал создавать стихотворения, не думая о славе или о том, как бы красивее написать и подобрать слова. Он просто выражал свои мысли и чувства через строки в стихах. Стихи выходили красивые, поэтические и даже – иногда романтические, смотря какие мысли и эмоции были в тот момент. Тютчев очень интересный деятель, который смог многого добиться в своем деле, и также – в своем интересном хобби, которое после прославило его на весь свет. Один из его сотрудников по работе, видел его стихи, и ему очень понравились они. Этот человек упросил Федора Тютчева опубликовать некоторые стихи, хотя бы несколько. Тютчев, сначала нехотя, а потом все же согласился, хотя бы ради эксперимента.

Первое стихотворение, которое было опубликовано в обычных журналах, читающиеся всеми простыми гражданами, «Силентиум!». Это произведение переводиться с латинского языка на русский – молчи. Тютчев недаром написал это стихотворение, ведь он многими выражениями и уже самим названием хотел, как бы выразить свое мнение о том, что нужно молчать, что бы то ни стоило. Потому что чувства и эмоции могут быть кем-то не понятыми, а потому нужно молчать и не говорить о своих настоящих чувствах в данный момент

Произведение очень сильно со стороны философских выражениях и размышлениях о смысле молчания, и для чего это важно так делать

Именно в 1830 году было опубликовано это произведение, название которого – на латинском языке. Были сведение, что Тютчев написал это произведение в преддверии чего-то плохого, потому душой чувствовал что-то это нехорошее. Тютчев, сам того не зная, стал после немногих лет – самим основателем русского романтизма.

Композиция

Восемнадцатистрочное стихотворение разделено на три строфы, каждая из которых может считаться и самостоятельным произведением, но тематическое единство превращает их в единое произведение, скреплённое общей мыслью. Но есть и формальное объединяющее средство – это глагол “молчи”, использованный в конце каждой строфы в повелительном наклонении.

Таким образом композиция “Silentium!” – трёхчастная, где первая часть является призывом лирического героя к читателю: он велит ему молчать, никому не раскрывая свою душу и свои сердечные порывы. Вторая строфа аргументирует ту позицию, которая высказана в первой – поэт объясняет своему читателю, почему именно он считает, что молчание необходимо.

Наконец, третья строфа показывает, что может произойти с человеком, который решится обнажить свою душу перед миром. Тютчев описывает все угрозы, которые его ждут и говорит о том, что лучшим выходом будет всё то же молчание, о необходимости которого говорилось в первой строфе. Таким образом, композиция своеобразно закольцовывается.

Важную роль играет и стихотворный размер: благодаря четырёхстопному ямбу с перрихиями послание поэта получается максимально простым и ясным, но в то же время убедительным. Парная рифмовка с точной мужской рифмой также значительно упрощает восприятие.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «В толпе людей, в нескромном шуме дня…»

Точная дата написания неизвестна, это стихотворение было написано в конце 1820х годов. Стихотворение великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева повествует о мироощущении автора. Он говорит о необычном и приятном чувстве, которое приходит, когда наступает ночь. Это чувство, которое вдохновляет поэта и помогает ему созидать и фантазировать.

Стихотворение обращено к душе поэта. Ф.И.Тютчев общается с душой, и возможно, выстраивает отношения со своей душой. То есть использован художественный приём олицетворения: душа становится собеседницей и принимает человеческий образ. В этом особенность творчества поэта, которая проявляется и в других его произведениях, таких как: «Душа моя — Элизиум теней», «Как океан объемлет шар земной…».

Стихотворение состоит из двух четверостиший, в которых содержится противопоставление дневной жизни и ночной. Автор открывает читателю свои наблюдения или свой образ мыслей. Попробуем понять это сообщение.

В первом четверостишии рассказывается о дневной жизни, которая, по мнению автора произведения, скучная и безрадостная. Ф.И.Тютчев в этом четверостишии обращается к своей душе, желая пояснить причину неприветливости людей, и почему другие не радуются при встрече.

Герой произведения, которым является сам автор, говорит о том, что «В толпе людей, в нескромном шуме дня… Твоей не смеют радоваться встрече…» Автор употребил именно «не смеют радоваться», то есть это относится к поведению людей, окружающих поэта. Если бы он написал «не смею радоваться» — это могло означать, что он скрывает свои отношения от других. Но автор именно заявляет об отношении других людей к душе, с которой он общается. Это сложная взаимосвязь. Возможно, это происходит потому, что другие люди не понимают всего того, что стало реальностью для поэта. Ночью же он совершенно иначе относится к этим переживаниям.

Стоит отметить, что слово «душа» в первом четверостишии означает именно понятие «душа человека», но не является названием другого человека, например, любимой. Это прослеживается в других произведениях, которые были обозначены ранее.

В первом четверостишии система рифмовки — кольцевая, то есть рифмуется первая строка с последней, и вторая — с третьей

Это помогает передать напряжение и правильно расставить акцент, обратить внимание на суть проблемы, которую затрагивает автор

Второе четверостишие имеет другую систему рифмовки — перекрёстную, то есть рифмуются строки: первая — с третьей, вторая — с четвертой. В этом четверостишии автор рисует сюжет ночи. В эту ночь, когда «Чуть брезжит в небе месяц светозарный…» его посещают мысли и фантазии, которые для автора являются очень важными и приятными. Он употребляет средства художественной изобразительности, чтобы подчеркнуть красоту, которую он наблюдает в этот момент. Автор пишет:

Наступит Ночь — и в чистое стеклоВольет елей душистый и янтарный!

То есть чувства, душевные переживания и ощущения сравниваются с елеем — пахучим веществом с приятным запахом — а также с янтарём — сияющим камнем.

Я считаю, что в этом произведении открывается особенный мир, в котором жил Федор Иванович Тютчев. Замечательный, образованный, талантливый поэт населяет не только реальный мир, но также он живёт в тонком духовном мире. Об этом состоянии и повествует стихотворение «В толпе людей, в нескромном шуме дня…»

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Silentium.История создания – точная дата его написания неизвестна, но приблизительно оно датируется 1830 годом. Впервые в печатном виде оно вышло спустя три года в газете “Молва”.

Тема стихотворения – сохранение своего духовного мира от внешнего воздействия, противостояние окружению и сохранение внутренних сокровищ.

Композиция – трёхчастная, причём сам Тютчев разделяет его, завершая каждую часть словами “и молчи!”.

Жанр – это лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с пиррихиями.

Метафоры – “встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей”, “их оглушит шум”, “внимай их пенью”.

Эпитеты – “в душевной глубине”

Сравнение – “как звёзды в ночи”.

Технический разбор

Стих написан в жанре философской лирики, четырехстопным ямбом, разбавленным пиррихиями. Композиция состоит из трех частей, каждая из них содержит шесть строк и заканчивается призывом к молчанию.

Рифмовка смежная (таи – свои – глубине – оне), где большинство рифм открытые.

Средства художественной выразительности:

  1. Эпифора (и молчи) в конце каждой строфы.
  2. Олицетворения (лучи разгонит, шум оглушит).
  3. Эпитет (душевная глубина) он же и метафора.
  4. Сравнение (как звезды в ночи).

Также отметим три риторических вопроса в начале второй строфы и большое количество глаголов в повелительном наклонении.

Если хотите перепрыгнуть десятилетия и посмотреть, как меняется отношение к Silentium, то прочитайте одноименный стих Мандельштама, написанный в 1910 году, минимум через 80 лет после попытки Тютчева.

Темы и проблемы

Главной темой анализируемого стихотворения можно назвать ту самую необходимость сохранять свои мысли и чувства от пагубного влияния окружающего мира. Чтобы сохранить свой собственный внутренний мир таким е прекрасным, как он был изначально, необходимо как можно больше молчать и не рассказывать о сокровенном окружающим.

Так же автором поднимает тему индивидуальности, подчеркивая, что каждый из нас воспринимает все по-разному. Познавая мир, мы никогда не придем к единому мнению, поскольку познание мира является индивидуальным. То, что одни считают ложью, для других будет чистая правда.

Главная проблема стихотворения «Молчи!» — это то, как окружающие люди воспринимают проблемы другого человека. Автор говорит о том, что окружающие не в силах понять и проникнуться проблемами другого человека. В то же время, раскрывая свою душу, мы можем замутнить собственные внутренние источники.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Как океан объемлет шар земной…»

Стихотворение русского поэта периода Золотого века, Фёдороа Ивановича Тютчева, «Как океан объемлет шар земной…» представляет собой некоторый результат его жизненного пути и наблюдений. Написание этого стихотворения датировано 1830 годом (одна тысяча восемьсот тридцатым годом), автор написал его в возрасте 27 лет. Это произведение обнаруживает глубину мысли автора и степень его прозрения (говоря проще, автор имеет свои уникальные убеждения и взгляды на жизнь).

Сюжет и проблематика произведения — необычные. Это не стих о природе, это не любовная лирика. Фёдор Иванович Тютчев здесь пишет о тайном мире, неизвестной метафизике.

Лексическое содержание стихотворение: обычное, здесь все слова доступны для понимания. Однако, высока степень метафоричности: автор использует простые слова, чтобы описать новые понятия, которые не всем доступны. Я думаю, что прочтение данного произведения у каждого может вызывать различные отклики и оценки. Попытаемся определить сообщение, которое вкладывает автор в данный стих.

Стихотворение начинается строкой: «Как океан объемлет шар земной.» Отсюда читатель делает вывод о масштабе авторского видения: Тютчев рассказывает о целом мире, о нашей планете.

Вторая строка содержит метафору: «Земная жизнь кругом объята снами.» Можно предположить, что под снами тут понимается понятие духовного мира, мира фантазии, то есть автор затрагивает тему тонкого неосязаемого мира, который окружает нас и является таким же реальным, как океаны нашей планеты. Этот мир сравнивается с океаном, чтобы подчеркнуть его лёгкость и его изменчивость. Это не твёрдая земля, а это меняющийся мир.

Последние строки первого четверостишия погружают читателя в сумрак ночи. Ночью автор обнаруживает этот тонкий мир, мир фантазий и идей. Он пишет об этом так:

Настанет ночь — и звучными волнами Стихия бьет о берег свой.

Значит этот мир буйный, стихийный, непостоянный. Именно ночь — спокойное время дня — является временем, когда появляются следующие ощущения.

Второе четверостишие больше погружает читателя в этот таинственный мир. Автор создаёт образ лодки, которая ожидает на берегу, приглашая читателя в новый мир. Это «волшебный челн», который «быстро нас уносит в неизмеримость темных волн». Сказочный сюжет повествования продолжается и в третьем четверостишии.

В третьем четверостишии герои произведения, коими являются автор и читатель, то есть мы, уже оказываются окружены «пылающею бездной» — так сравнивает Фёдор Иванович Тютчев своё ночное путешествие в мир фантазий с космической бездной или пустотой.

Этим сюжетом завершается данное произведение.

Тема, затронутая в произведении, является характерной для творчества русского поэта Ф.И. Тютчева, и также появляется в других произведениях: «Душа моя — Элизиум теней», «В толпе людей, в нескромном шуме дня…», «Silentium!»

Ф.И. Тютчев — это человек высокой культуры, его духовный мир богат. В нём поэт черпает силы и вдохновение для своих замечательных произведений.

Чему учит поэзия Ф.И. Тютчева

Произведения о душе и духовном мире — это откровения, которые очень важны для осмысления творческого пути и наследия поэта. Да, мы можем говорить только о стихах великого русского поэта и их художественной составляющей, но за ними кроется жизнь и судьба духовно-богатого человека! Я ценю творчество Фёдора Ивановича Тютчева, и анализ его произведений позволил ещё глубже понять смысл его стихов и всей поэзии. Мне нравится, когда чтение стихов открывает новое видение, когда это обогащает.

Ещё один очень важный урок, который преподносит поэт в своих стихах — это закон молчания и согласия. Наставления Тютчева лаконично и доступно представлены в стихотворении «Silentium!» («Молчание!»). Следующий афоризм принадлежит Тютчеву: «Мысль изречённая есть ложь.»

Лишь жить в себе самом умей -Есть целый мир в душе твоейТаинственно-волшебных дум;Их оглушит наружный шум,Дневные разгонят лучи,-Внимай их пенью — и молчи!..

Напечатать

Смысл стихотворения

Данный автор в своем творчестве любит использовать двузначные предложения, которые каждый способен принимать по-разному. Понимание зависит от внутреннего развития, образа жизни конкретного индивида. Многие могут так и не прочувствовать всю суть произведения, забросить его подальше, решив, что это обычное описание наступления весны. Но на деле все совсем не так.

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева помогает понять ту самую связь между живыми объектами, которые абсолютно разные, но способны испытывать одинаковые чувства. Произведение выражает противопоставление, борьбу, описание и эмоции, присущие каждому из нас, но показанные в понимании природы.

Сочинение о стихе Силентиум

Самым интересным направлением творческой энергии Тютчева считается философская лирика. В частности, исследователей и читателей занимает трактовка знаменитого стихотворения «Silen­tium» (что в переводе означает «молчание»).

Поэт противопоставляет природу (символ внешнего мира) и внутренний мир человека. Чувствам, мечтам, мыслям, душевным движениям посвящена большая часть стихотворения.

По мнению лирического героя, человек должен сосредоточиться на своей внутренней жизни, потому что сам он — «целый мир … таинственно-волшебных дум». Явления же внешнего мира (в стихотворении их символами являются звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи) становятся препятствием в понимании самого себя.

С одной стороны, природа выступает как символ внешнего мира, т.е. противопоставляется человеческой душе, с другой, душа, чувства человека метафорически сопоставляются с природными явлениями: душевная глубина — с бесконечностью ночного звездного неба, истина — с ключом, с дневными лучами.

Лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи», потому что «мысль изреченная есть ложь».

Облекаясь в слова, истина ускользает. Сосредоточенность, безмолвность, невозмутимость, поиск ответов внутри себя должны привести человека к свету в шикором понимании, т.е. к знанию, к истине, к Богу. Именно эта мысль заключена в противопоставлении образов ночи и дня и движении от картин ночи к «дневным лучам».

Кроме того, в фразе «мысль изреченная есть ложь» содержится намек на библейские истины, которые гласят, что мысли человека подвластны лишь Богу, а слова способен подслушать дьявол. Обилие глаголов в повелительном наклонении усиливает побудительный характер стихотворения. Стихотворение воспринимается как совет или поучение.

Но можно понять его и как беседу лирического героя с самим собой, как попытку самовнушения, самоубеждения.

Экспрессивный характер носят риторические вопросы, которые усиливают мысль об одиночестве человека: “Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя? / Поймет ли он, чем ты живешь?” Тире в стихотворении стоят не по правилам пунктуации и усиливают категоричность высказываний.

Лексический повтор и синтаксический параллелизм (“Любуйся ими — и молчи”, “Питайся ими — и молчи”, “Внимай их пенью — и молчи!..”) помогают выделить главную мысль произведения.

Лирический герой имеет в виду даже не мысли, а духовную сущность, которую невозможно передать словами. Чувство, заключенное в робу будничного разговора, будет отрывочным, неполным, ложным, ведь не будет выражено в полной мере.

Смысл стихотворения «Силентиум!» в том, что, пытаясь обрушить на людей свои откровения о жизни души, человек не достигнет цели, все испортит и опошлит.

Поэт делает вывод о том, что человеческое слово бессильно: «Мысль изреченная есть ложь». Завершается стихотворение призывом жить в мире собственной души:

Лишь жить в себе самом умей

Есть целый мир в душе твоей…

Мне нравитсяНе нравится

Таким образом, это неоднозначное стихотворение учит нас лучше понимать самих себя. Поэт призывает не ожидать от других полного понимания и принятия наших мыслей. Возможно, только полностью осознав свои чувства, мы сможем максимально ясно донести их до других.

Итоговая таблица рейтинга

Краткий анализ произведения
55

Подробный анализ стихотворения
25

Сочинение о стихе Силентиум

Анализ стихотворения «Silen­tium!» Тютчева
-1

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: