Подписи к слайдам:
Лингвистический анализ произведения Н.А. Заболоцкого «Гроза» Подготовил ученик 8 «а» класса МБОУ«Кадетская школа «Патриот» Водяной Дмитрий Руководитель: Н.П. Широкова
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Выяснить, как с помощью синтаксических, морфологических, лексических и фонетических средств можно понять идейно – тематическое содержание произведения. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Учиться лингвистическому анализу текста. Сделать анализ текста убедительным и целостным Доказать свою точку зрения Убедиться в приемлемости своего толкования содержания текста.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИСССЛЕДОВАНИЯ Лингвистический анализ поможет мне расширить языковой кругозор, будет полезен при выполнении олимпиадных заданий, сдачи ГИА и ЕГЭ.
ВВЕДЕНИЕ «ГРОЗА» — интересное произведение талантливого поэта Николая Алексеевича Заболоцкого. Оно поражает глубиной философского смысла и красотой выразительных средств. Именно поэтому мне захотелось провести лингвистическое исследование текста в целостности различных уровях: синтаксическом, морфологическом, лексическом и фонетическом.
Гипотезы о содержании стихотворения: 1 строфа: описание пейзажа, автор олицетворяет явления, происходящие вокруг, предшествующие самой грозе. 2 строфа: мнение автора о происходящем, а также сравнение грома и « первых слов на родном языке » . 3 строфа: развернутое сравнение « светлоокой девы » и рождение долгожданной грозы, первого грома. 3 и 4 строфы: рождённое (живое слово) совмещается с олицетворённой природой, просветляет её.
Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница, Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой. Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится. Низко стелется птица, пролетев над моей головой. Первая строфа
Вторая строфа Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья, Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке, Эту молнию мысли и медлительное появленье Первых дальних громов — первых слов на родном языке.
Третья строфа Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева, И стекает по телу, замирая в восторге, вода, Травы падают в обморок, и направо бегут и налево Увидавшие небо стада.
Четвертая строфа А она над водой, над просторами круга земного, Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы, И, играя громами, в белом облаке катится слово, И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.
Вывод Данное исследование помогло мне сопоставить реальную картину грозы с предгрозовым пейзажем, данным в тексте. Анализ позволил мне сделать выводы об одухотворённости природы, её образности. Через всё произведение проходит тема тьмы и света (завершается победой света). Наблюдаем сопоставление божественного и земного. Поэт размышляет над соотношением человеческого и природного. А во второй половине стихотворения видим аллегорическую картину торжества божественного слова. Анализируя произведения, мы следили за работой мысли поэта. Родилось слово, и дождь на «счастливые рвётся цветы». Очень необычен поэтический текст. Тяжёлый, весомый, но в то же время, торжественный и величественный.
Список использованной литературы Архарова Д.И., Лярская Л.Я. Лингвистический анализ текста, г.Екатеринбург, 2003 Кац Л.В. Азбука лингвистического исследования, М., Омега, 1997 Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов М., Дрофа, 2005 Галаева О.А. Русский язык. Справочник школьника М., Слово, 1994 Матвеев Б.И. Изобразительные и выразительные возможности антонимов //Русская словесность.-2000.-№6.-с.-69 Манышева Н.Ю. Формирование понятия «поэтический мир»//Русская словесность.-2000.-№6.-с.-29 Гиматутдинова И.Л. В мастерской художника слова// Русская словесность.-2001.-№4.-с.-29
Анализ стихотворения Заболоцкого «Дождь»
Внимательный герой произведений Заболоцкого захвачен динамичными изменениями природного мира. Наблюдая за приближающейся грозой, он уподобляет темные тучи волнам, именуя их шевелящимся «облачным валом». «Сумрак восторга» – таково общее определение увиденному, и звуки первого грома знаменуют приход поэтического вдохновения. В стихотворении «Гроза идет» картина надвигающегося ненастья побуждает лирическое «я» к философским раздумьям. Текст открывается ярким персонифицированным образом тучи, которая освещает себе путь фонарем, сжатым приподнятой рукой.
В произведении, датированном 1953 г., нашли отражение и тенденции к олицетворению природных образов, и стремление запечатлеть нюансы пейзажных трансформаций. Утренний дождь – центральный образ стихотворения, и субъект речи прослеживает путь развития атмосферного явления.
В зачине обозначен момент, предшествующий зарождению дождя, который еще не существует, «почти нематериален». В первом катрене указаны пространственно-временные обстоятельства лирической ситуации: действие происходит утром, среди туманных облаков, метафорически отождествленных с развалинами неизвестного строения.
Тяготение к персонификации пейзажных деталей убедительно заявляет о себе во второй строфе. Центральный образ обозначен как «зародыш», детище тучи. Энергичный, жизнерадостный и «могучий» персонаж жаждет действовать. Чтобы передать кипучую натуру «новорожденного», автор использует четыре однородных сказуемых. Две последних компонента ряда указывают на начало дождя, который сравнивается с пением под аккомпанемент музыкального инструмента.
Содержание центрального четверостишия посвящено эффекту, который несут обильные осадки. Мокрая листва деревьев начинает сиять. Переливающийся блеск получает выразительный эпитет «молниеносный». В нем актуализированы переносное значение, указывающее на мгновенный результат, и внутренняя форма слова, намекающая на игру света в каплях воды.
Охарактеризовав ветки лексемой «суставы», автор уподобил березу человеческому телу. Ряд антропоморфических образов увенчивается кульминационным эпизодом, когда наклонные струи дождя уподобляются человеку, повисшему вниз головой.
Перед лирическим субъектом предстает одушевленное пространство, преображенное утренним ливнем. Авторская картина мироздания завершается мифологическим образом земли, праматери живых существ.
Николай ЗаболоцкийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Я знаю, никакой моей вины Твардовского
Каждого человека хотя бы раз в жизни посещало чувство вины. Поводом могут быть самые разнообразные причины. Всё зависит конкретно от самого человека, его склада характера, отношения к окружающей действительности
- Анализ стихотворения Вечер Гумилева
Вечер в данном стихотворении выступает скорее состоянием души, нежели временем суток. Настроение поэта такое же темное, он не может смириться с очередным отказом.
- Анализ стихотворения Демону Некрасова
Произведение относится к гражданской лирике поэта, которое раскрывает демонический образ с особой стороны, отличающейся от традиционного понимания сущности демона в поэзии, описанного многими русскими поэтами.
- Анализ стихотворения Одиночество Бродского
Стихотворение Одиночество было написано И.А.Бродским в 1959 году. У поэта на это были свои обоснованные причины. Бродский был изгоем для общества даже в возрасте 19 лет.
- Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество
Лермонтов написал произведение под названием «Одиночество», когда ему было одиноко, когда он был один. Эта тема – тем одиночества нередко появляется в произведениях Лермонтова.